Работа над содержанием музыкальных произведений - как средство воспитания творческой инициативы учащегося ( на материале детских песен)
учебно-методический материал на тему

Семенова Ольга Андреевна

Открытый  урок ( план-конспект)  Семёновой О.А, преподавателя по классу фортепиано МОУДОД «ДШИ» г. Аркадак, с учащейся    2 класса Кузнецовой Ириной (фортепиано), презентация к уроку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_prezentatsiya_2.rar1.26 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Открытый  урок ( план-конспект)  Семёновой О.А, преподавателя по классу фортепиано МОУДОД «ДШИ» г. Аркадак, с учащейся                                                         2 класса Кузнецовой Ириной (фортепиано).  

Тема: Работа над содержанием музыкальных произведений -  как средство воспитания творческой инициативы учащегося ( на материале детских песен)

Тип урока: урок закрепления изучаемого материала.

Вид урока: традиционный, смешанный.

Цель: (слайды 2,3) 

Обучение игре на фортепиано с интересом и с удовольствием.

Задачи:

Образовательные:                                                                                                              Формирование у обучающихся комплекса основных исполнительских навыков;                                                                                                                   Освоение музыкальной грамоты;                                                                                                        Обучение навыкам самостоятельной работы.

Воспитательные:                                                                                                                            Воспитание эстетического вкуса

Развивающие:                                                                                                                                                          - развитие интереса к музыкальному творчеству;                                                                                      - развитие музыкальных способностей:                                                                                            слуха, ритма, памяти, музыкальности, артистизм;                                                                                                                              - стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре на музыкальном инструменте;                                                                                                                                         - расширение музыкального кругозора учащегося путем ознакомления с легкими переложениями детских песен.  

Основные этапы урока:

1.Организационный этап:                                                                                                                 - приветствие                                                                                                                                    - актуализация темы

2. Этап проверки знаний учащегося:                                                                                                            - использование различных методов проверки домашнего задания и всесторонних знаний                                                                                                 - привлечение с помощью специальных заданий к активному участию                                   - создание атмосферы важности работы

3. Этап усвоения новых знаний:                                                                                                                  - этап проверки понимания нового материала                                                                                                - этап закрепления                                                                              

Методы обучения: ( для реализации задач )                                                                                        - словесный ( объяснение, разбор, анализ )                                                                                              - наглядный ( показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения )                                   - практический ( воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого )                                                                                                                           - аналитический ( сравнения и обобщения, развитие логического мышления  )                               - эмоциональный ( художественные впечатления, подбор образов )                                                - индивидуальный подход к каждому учащемуся с учетом возрастных особенностей,  работоспособности и уровня подготовки.

Методические рекомендации (слайды 4,5)  преподавателям:                                                                             в работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности и наглядности в освоении материала; весь процесс обучения  нужно построить по принципу от простого к сложному: проиграть, изучить внимательно, определить характер произведения и наметить те приемы и выразительные средства, которые потребуются для создания замысла.                                                                                    Включать доступные ученику по степени технической и образной сложности произведения, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по жанрам, стилю, форме и фактуре.

 Средства обучения:

Фортепиано, компьютер (проектор), презентация

Дидактический материал (слайд 6):                                                                                                                 иллюстрации к детским песням:                                                                                                      «Чему учат в школе», «Сонная песенка»,  «Белка», «Кузнечик»;                                                           ритмические игры (карточки):                                                                                                               «Медведь с яблоками» (синкопы ), «Гусеница», «Слон и мышки»;                                        творческие задания:                                                                                                                            ноты по Артоболевской,                                                                                                                     ребусы,                                                                                                                                                                игрушки-колокольчики (большой, маленький)                                                                                                                                      металлофон детский                                                                                                                             матрешки  ( 5штук-звуковысотное задания )                                                                                                         карточки  ( ритмические, логические )                                                                                        

Музыкальный материал :                                                                                                                Ноты легких переложений детских песен из сборника  О.Геталовой  «Обучение без мучения»  

Предварительная работа  (слайд 7) :                                                                                                             - разучивание песен с учащейся                                                                                                                  - рисование иллюстраций                                                                                                                              - изготовление карточек.

План урока:

1.Организационный момент.

2. Проверка знаний, разыгрывание, упражнения.

3. Привлечение к активному участию, работа над новым материалом, пьесами.

4.Усвоение новых знаний, работа над трудными местами.

5.Закрепление, исполнение музыкальных произведений целиком.

6. Заключение, домашнее задание.

Ход занятия (слайды 8,9) :                                                                                                                                        Сейчас на первый план выходит вопрос о воспитании и развитии детей посредством обучения музыки в ДШИ, а раньше акцент  - на профессиональности образования.                                                           Независимо от степени музыкальной одаренности необходимо обучать абсолютно всех детей. Нужен новый подход, чтобы не просто научить ребёнка играть на фортепиано, но, в первую очередь, привить любовь к музыке, пробудить у детей желание музицировать самостоятельно.                                                                                                                                      Обучать при этом нужно по-прежнему высокопрофессионально: правильно организовать пианистический аппарат, оснастить ученика необходимыми техническими приемами, научить понимать структурные закономерности музыкального языка и самостоятельно работать с нотным текстом. Для выполнения этой задачи нужно включать в репертуар огромное количество пьес помимо основной программы. Пьесы должны быть доступные и интересные ребенку. Это могут быть легкие переложения классики, детских, народных песен, полноценных в художественном плане эстрадных мелодий.                                                                                                                   Очень важно, чтобы переложения были пианистически удобными, без включения случайных технических трудностей, ориентированы на возможности учащихся соответствующего уровня. Нотный текст должен быть понятен ребенку: указаны штрихи, фразировочные лиги, оттенки, проставлена аппликатура, педаль. Все это позволит ученику самостоятельно в нем разобраться.                                                                                                                                        Желание выучить и хорошо исполнить понравившуюся песню вдохновит ученика на работу, которая разовьет его и в техническом, и в музыкальном плане, приучит к самостоятельной, осмысленной работе с текстом, расширит его музыкальный кругозор. А главное - учиться он будет с интересом и с удовольствием.  

   «Чему учат в школе»  (слайды 10,11,12)                                                                                                                         - Рисунок (иллюстрацию) рассмотрели, составили музыкальный образ (старательно ученик учиться, прилежно выводит крючки и палочки, заботиться о малышах),                                                                                            - в характеристике  мелодии интонации «старания»;                                                                                - Слушание всего произведения, отдельных частей учащейся (играет преподаватель);                                                                                                         - Пение со словами и игра мелодии правой рукой;                                                                                     -  Разбор лиг : правильное их исполнение по 2 звука, по 5 звуков с опорой на 1 ( акцент -сильная доля );                                                                                                                                   Упражнение подобное :                                                                                                                      игра правой рукой   нисходящее движение   -       5-ти пальцев                                                        ( «Матрёшки по росту»)                                                                                                                            

до          ре             ми               фа        соль;  

                                                                                                                                                                - Легато по 2 звука с опорой на 1звук                                                                                                         (нисходящее движение)                            

до  -  си,         си -  ля           и т.д.;

  3 - 2                  3 – 2

  4 – 3                  4 – 3    

- Легато  по  4  звука                                                                                                                                 (нисходящее движение)                                                                                                            

до – си – си - ля,           си - ля  -  ля  -  соль      и т.д.;

4      3       3      2                4       3      3        2                                                                                          Игра левой рукой;                                                                                                                                   Повтор нот басового ключа:   ( ребусы «Имена» );                                                                                                   стих по Артоболевской : « соль – си – ре – фа - ля - на линейках сидят»,                                              

                                            «фа – ля - до- ми -  соль - в окошечки глядят»;                                                                                            - интервалы в левой «терции и секунды» ( аналогично сыграть упражнения  «Терции», «Секунды» от «фа»  вниз  с переносом через октаву. );                                                                           - соединить 2-мя руками : прозвонить в «Колокольчики»                                                                                

( игра «Колокольчики»  маленький - восьмые ноты, играет правая рука,

                               большой - четвертные  ноты, играет  левая рука);                                  

- игра 2-мя руками на инструменте, работа над координацией движений, грамотной фразировкой : несложный аккомпанемент, координационное удобство                                                                                                                     - синхронное движение рук ( опора-освобождение) – позволяет сконцентрировать внимание на правильное выполнение лиг ( по 2, по 5 ).

 Сонная песенка (слайды 13,14,15)                                                                                                                     - Рисунок рассмотрели; музыкальный образ соответствует мелодии, словам: это колыбельная, спокойная, приятная, 3х дольный размер, ласковая, напевная, всё готовится к отдыху (спящий кот);                                                                                                                                                            - исполнение пьесы преподавателем;                                                                                                    - исполнение темы правой рукой с пением со словами, слогами                                                           ( игра «Гусеница» : первую фразу ритмично выстроить, «животики» аналогично );                                                                                                               - фразировочные лиги короткие;                                                                                                        - разбор баса,                                                                                                                                                            -  гармонии-   аккорды    превращаются в арпеджио  вверх и вниз,                                                                                                                                 проиграть как «Упражнение» ( встречающиеся );                                                                                  - сложность : удержание баса, синкопа,                                                                                                                            проучить отдельно;                                                                                                                                  - соединение 2-мя руками;                                                                                                                    Следить за короткими лигами  ( правильно исполнить ), синхронными движениями рук              ( одновременное взятие и снятие звука );                                                                                                                    - слушать певучий звук;                                                                                                                         Медленный темп позволяет проработать над полнотой и певучестью звука.                                           Слушаем, как смена гармонии помогает развитию мелодии.  

Белка пела и плясала (слайды 16,17,18,19)

 - Рисунок рассмотрели, проанализировали, охарактеризовали музыкальный образ, учитывая мелодию и слова песни: элементы танца, Белка весёлая, активная;                                                                                                                    - Игра мелодии, пение песни со словами   - активное пальцевое стаккато;                                                                                                             - разбор и анализ баса,                                                                                                                         аккомпанемент: бас и двойные ноты                                                                                                            ( пример, игра «Слон и две мышки» );                                                                                                                                       Важно брать басовые ноты активным кистевым стаккато, а двойные ноты играть на продолжении движения свободной руки ( бас и двойные ноты объединить одним движением руки );                                                                                                                                            - Синкопированный ритм                                                                                                                          (игра «Медведь с яблоками»);                                                                                                                                                                                           - игра  2-мя руками с пением.

  Песенка  про  кузнечика (слайды 20,21)

-Рисунок рассмотрели, музыкальный образ Кузнечика составили;                                                                                                   - Пение мелодии, игра правой -  цепкость кончиков пальцев при исполнении стаккато, но верхний голос в аккордах и двойных нотах нужно играть ярче - т.к. это мелодия;                                                                                                        -  Аккомпанемент простой, возможно простучать на металлофоне ( пение и стук, игра правой и стук ), в припеве четверть с точкой и восьмая                     ( ритмический рисунок);                                                                                             - Отработать правильное исполнение приема репетиции (все четыре ноты исполнять активными движениями кончиков пальцев на одном объединяющем движении руки);                                                                             - В левой точно играть скачки;                                                                                                        - Игра  2-мя руками в характере.

Домашнее задание: 

повторять и проучивать песни разными вариантами.

Заключение (слайды 22,23)

Настоящего музыканта определяет не скорость движения пальцев, а богатая внутренняя жизнь, одухотворяющая это движение. Заботясь о техническом росте учеников,  нужно пытаться прежде всего привить им любовь к творчеству. Педагог выступает посредником между музыкой и ребёнком. Также важно постоянное общение с родителями: для того чтобы найти общий язык, знать привычки, характер ребенка - тогда будет быстрое продвижение в обучении.                                                                                                                                               Нужно запретить родителям критиковать способности детей, т.к. они развиваются только в процессе обучения, внушить им, что регулярные домашние занятия музыкой необходимы. Ходить семьей на концерты, смотреть  музыкальные передачи, фильмы о музыкантах – обсуждать их. Стремиться музыку сделать частью быта в семье ученика. «Мы не можем создавать таланты, но мы можем создавать среду». Будет ли наш ученик композитором, исполнителем или просто слушателем – все его действия будут отмечены творческим началом.                                                                                                                                                                                                                                          

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народная песня, как средство воспитания творческой личности

Влияние народной песни на развитие и становление личности ребенка...

Наглядность, как средство воспитания эстетического вкуса учащихся в условиях реализации ФГОС.

В практике обучения применение наглядных средств сочетается со словом учителя. ...

Импровизация как средство развития музыкально-творческих способностей учащихся младших классов ДШИ

1)    творческая работа (в частности, импровизация) оказывает положительное влияние на развитие музыкального слуха, воображения, памяти и эстетического вкуса;2)    творче...

Экологическое воспитание как средства развития творческих способностей учащихся на занятиях по английскому языку.

Воспитание экологического образа жизни должно рассматриваться как одна из важнейших воспитательных задач на занятии. Воспитание на занятиях английского языка целенаправленно подводит учащихся к осозна...

Открытый урок "Работа над художественным содержанием музыкального произведения"

Работа над художественным образом Полонеза М.Огинского. На уроке были закреплены теоретические и практические знания учащегося, касающиеся данного произведения: форма Полонеза, структура, тематическое...

Музыкально-проектная деятельность как фактор творческого развития учащихся

Что сегодня представляет собой образовательная среда школы? Развивает ли она творческую волевую личность или пассивного исполнителя? Насколько она способствует возвышению коллектива школы, формировани...

«Аудиторная работа студентов 1 курса колледжа как средство формирования творческого мышления (на примере преподавания литературы и русского языка)»

laquo;Аудиторная работа студентов 1 курса колледжа как средствоформирования творческого мышления(на примере преподавания литературы и русского языка)»...