Наглядность, как средство воспитания эстетического вкуса учащихся в условиях реализации ФГОС.
статья на тему

Ушанова Анна Анатольевна
В практике обучения применение наглядных средств сочетается со словом учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.69 КБ

Предварительный просмотр:

Наглядность, как средство воспитания эстетического вкуса учащихся в условиях реализации ФГОС.

В настоящее время все большее внимание на начальном этапе обучения отводится использованию наглядности. Это связано с тем, что методы использования наглядности имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Наглядные пособия стимулируют познавательные интересы учащихся, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебе, обеспечивают разностороннее формирование образов.

Использование наглядных средств, для создания у школьников образных представлений, для формирования понятий, для понимания отвлечённых связей и зависимостей - одно из важнейших положений дидактики, основанной на методологии диалектического материализма. Ощущение и понятие - различные ступени единого процесса познания. Еще Я. А. Коменский выдвинул «золотое правило»: «всё, что ...можно, предоставлять для восприятия чувствам...». Требование, чтобы знания черпались учениками прежде всего из собственных наблюдений, сыграло большую роль в обучением. Однако ограниченность сенсуалистической философии, на которую опирался Коменский, не позволила ему раскрыть принцип наглядности обучения с необходимой полнотой и разносторонностью. Принцип наглядности был значительно обогащен в трудах Г. Песталоцци. Он считал, что органы чувств сами по себе доставляют нам беспорядочные сведения об окружающем мире. Обучение должно уничтожить беспорядочность в наблюдениях, разграничить предметы, а однородные и близкие снова соединить, т.е. сформировать у учащихся понятия. В педагогической системе К.Д. Ушинского использование наглядности в обучении органически связано с преподаванием родного языка. Ушинский считал, что лучшим средством добиться самостоятельности детей в процессе развития дара слова, служит наглядность. Необходимо, чтобы предмет непосредственно воспринимался ребёнком и чтобы под руководством учителя «...ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль, и мысль облекалась в слово» [1, с. 16].

В современной дидактике понятие наглядности относится к различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным). Ни один из видов наглядных пособий не обладает абсолютными преимуществами перед другим. При изучении природы наибольшее значение имеют натуральные объекты и изображения, близкие к натуре, а на уроках грамматики - условные изображения отношений между словами с помощью стрелок, дуг, посредством выделения частей слова разными цветами. Нередко возникает необходимость использовать различные виды наглядных средств при ознакомлении с одними и теми же вопросами.

Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством наглядных пособий, ибо это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое применение наглядности в обучении не приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний, и развитию школьников. Когда у учащихся имеются необходимые образные представления, следует использовать их для формирования понятий, для развития отвлечённого мышления учащихся [1, с. 19-22].

В практике обучения применение наглядных средств сочетается со словом учителя. Способы сочетания слова и средств наглядности при всём их многообразии составляют несколько основных форм. Одна из них характеризуется тем, что слова учителя руководят наблюдением, которое ведется учащимися, а знания о внешнем облике объекта, о его строении, о протекающих процессах школьники получают из наблюдаемых объектов.

Знание учителем форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности даёт возможность творчески применять наглядные средства сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и другим конкретным условиям. [3, с. 77]

За последние годы вновь становится актуальной проблема наглядности при обучении. Это объясняет многими причинами. Существенно расширилась область наглядности и усложнился её инвентарь. Когда-то наглядность в обучении носила почти исключительно предметный характер, например, вводя новое слово, показывали обозначаемый им предмет или его изображение. Условия применения наглядности в обучении противоречивы. Основная задача наглядности – базировать развитие мышления учащихся на чувственно-наглядных впечатлениях, связать школу с жизнью. И в то же время обучение происходит не в реальной жизни, а в школе. Область применения наглядности при обучении никем еще точно не определена. Практика показывает, что наглядность используется как при комплексном, так и при аспектном обучении, все время расширяясь и углубляясь.

 Наглядные учебные пособия очень разнообразны по своему назначению, содержанию, способам изображения, материалам и технологии изготовления, по методам и приёмам использования. Их принято делить на 2 основные группы: натуральные наглядные учебные пособия, состоящие из природных или производственных объектов, и изобразительные наглядные учебные пособия, изображающие предметы и явления средствами искусства (живописи, графики, скульптуры) и техники.

В начальных классах формируются не только представления учащихся об изучаемых объектах, но и понятия. Достижению каждой из этих задач способствует использование различных видов наглядности. При формировании представлений основное место отводится образной наглядности. Наиболее простой, распространенный и традиционный ее вид - печатные картины и иллюстративные таблицы, как демонстрационные, так и раздаточные.

Особое место занимают справочные и инструктивные таблицы: «Правильно черти и измеряй», «Правильно сиди при письме», «Правила дорожного движения». Они предназначены для длительного пользования.

Наглядность есть такой целенаправленный и специально организованный показ учебного материала, который подсказывает учащимся законы изучаемого явления, в данном случае позволяет творчески открыть эти законы или убедиться в их достоверности.

Можно сделать вывод, что наглядности в обучении присущи следующие характеристики:

-она служит исходным моментом, источником и основой приобретения знаний;

-является средством обучения, обеспечивающим оптимальное усвоение учебного материала и его закрепление в памяти детей младшего школьного возраста;

-образует фундамент развития творческого воображения и мышления;

-является критерием достоверности приобретаемых знаний;

-оказывается приемом развития памяти путем ее опоры на различные органы ощущений и впечатлительность;

-соответствует склонности учащихся мыслить формами, красками, звуками, ощущениями вообще;

-обеспечивает обратную связь чувственно-наглядного впечатления, образа памяти и образа творческого воображения;

-мышечно-двигательная наглядность осуществляется в виде двигательных формул, содержащих зрительные, двигательные и слуховые элементы.

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

-применяемая наглядность на уроках в начальной школе должна соответствовать возрасту учащихся;

-наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;

-наблюдение должно быть организованно таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

-необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

-детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

-демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

-привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Артемов В.А. Психология наглядности при обучении. – М.: Просвещение, 2004. – 345 с.
  2. Давыдов В. «Проблемы развивающегося обучения», 2003. – 420 с.
  3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 2001.- 286 с.

  4.    Дидактические принципы // Пед. энциклопедия: В 4-х, т. I. – М., 1999. – 385 с.
  5.   Елухина Н.В. Устное обучение на уроке, средства и приемы его организации. М.: Веконт, 1999.- 96 с.
  6.   Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. – М., 2002. – 130 с.

Материал подготовила

 учитель начальных классов I КК

МКОУ СОШ № 1 города Россоши

Воронежской области

Ушанова Анна Анатольевна