Подбор и компановка музыкальных произведений для соревновательных упражнений по художественной гимнастике
статья на тему

Лощенина ЛюдмилаВалентиновна

Статья о правилах по составлению музыки для выступлений спортсменок, рекомендации по подбору музыкальных произведений для них и программы, использованные мной для компановки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podbor_i_kompanovka.doc569.92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

Подбор и компановка музыкальных произведений

для соревновательных упражнений по художественной гимнастике

Введение

Художественная гимнастика - один из немногих , чисто женских, видов спорта, который отличается удивительной красостой, необыкновенной гибкостью и грацией. Отличительные особенности художественной гимнастики - это эмоциональная выразительность движений и непосредственная связь с музыкой.

Основная обучающая цель концертмейстера- научить понимать музыку и выполнять движения в соответствии со средствами музыкальной выразительности.

 

Взаимосвязь упражнений и музыки

Содержание музыкального произведения композитор передает с помощью средств музыкальной выразительности: мелодии, ритма, гармонии, темпа и др.. Совокупностью всех этих средств создаются музыкальные образы. Гимнастка же должны передать этот образ в движении. Органическое сочетание движений и музыки обуславливает танцевальный характер упражнений и придает им целостность, слитность и яркую динамичность. Динамичность так же обусловдена активным передвижением гимнастки по площадке, выполнением движений с различной амплитудой, скоростью и силой. Благодаря музыке гимнастки начинают более глубоко осознавать красоту и содержательность движений.

 

 

Музыка обладает огромной силой эмоционального воздействия и способствует продуктивности при  исполнении упражнений. Музыка- это не только звуковой фон, но и средство формирования умения выполнять движения в согласовании с ритмом, динамикой и характером произведения. Отражая особенности музыки, движения гимнастки получают внутреннюю содержательность и эмоциональную окраску.

Кроме этого музыка в художественной гимнастике выполняет ряд специальных функций:

- помогает быстейшему запоминанию последовательности движений;

-под музыку легче переносятся большие физические и психологические нагрузки, повышается работоспособность;

-  ускорят восстановительные процессы;

- является средством эстетического воспитания и культуры движений.

 

Подбор музыкальных произведений

и требования к записям

Подбор музыки для выступлений сильно отличается от выбора музыкальных произведений для уроков хореографии.  Если основные требования для уроков- это ритмичность, квадратная форма, спокойный (но не монотонный) или оптимистический характер, завершенность мелодии, танцевальность и наличие встепления и коды, то для выполнения произвольных упражнений напротив - музыка может менять темп, ритм, эмоцональную окраску, характер и т.п... Чем более разнообразны и контрастны оттенки и характер музыки в одном упражнении, тем более яко и интересно оно воспринимается.

Подбор музыкального произведения для выступательного упражнения это сложная и ответственная работа. В первую очередь следует отдавать предпочтение небольшим музыкальным произведениям, как-то:  из класскики это этюды, прелюдии, юморески, серенады и  романсы , а из современной музыки различные танцевальные произведения, песни, (в том числе и народные или в народном стиле), саундтреки из фильмов и др.. Для более старших гимнасток  берутся классические или современные концертные произведения, фрагменты симфоний и сонат, балетная и оперная музыка, а так же музыка из различных мюзиклов и оперет. Надо стараться выбирать такие отрывки, в которых мысли композитора выражены наиболее целостно и закончено.

В международных правилах проведения соревнований по художественной гимнастике четко прописаны  требования для музыкальных записей для выступлений:

1.  Допускается вуковой сигнал  до начала музыки. Длительность музыки- от 1минуты 15 секунд, до 1 минуты 30 секунд для индивидуальных программ и от 2минут 25 секунд- до 2 минут 30 секунд для групповых упражнений. За музыку звучащую больше положенного времени снимаются баллы. Элементы, выполненные по истечении отведенного времени на засчитываются.

2. Все упражнения должны полностью выполняться с музыкальным сопровождением. Допускаются короткие произвольные паузы, продиктованные композицией.

3. Музыка должна иметь цельный и законченный характер (разрешена аранжировка). Бессвязное соединение разных музыкальных фрагментов не допускается.

4. Нетипичная для гимнастки музыка категорически запрещена (сирены, звук мотора автомобиля и т.п.).

5. Музыка может исполняться на одном или нескольких инструментах, а также голосом, используемым, как музыкальный инструмент. Разрешены все инструменты при условии, что они выражают музыку со всеми характерными особенностями, необходимыми для сопровождения упражнения по художественной гимнастике – ясно и структурно четко.

6. Только одно упражнение может быть выполнено под музыку с голосом и словами в соревнованиях по Групповым упражнениям и  два  упражнения – в индивидуальной программе, в соответствии сэтическими нормами. Национальные Федерации должны указывать, в каком именно упражнениииспользуется музыка с голосом и словами, и записывать это в официальной музыкальной форме, которая подается при регистрации через он-лайн систему ФИЖ. Технические Делегаты должны проверить музыкальные формы.

7. Гимнастке/группе разрешается повторить упражнение только в случае «форс-мажорной» ошибки со стороны страны-организатора соревнований, подтвержденной Верховным жюри (например: отключение электричества, неисправность звуковой аппаратуры)

7.1. Воспроизведение не соответствующей упражнению музыки и т. п. – в случае воспроизведения «неправильной» музыки гимнастка (группа) должна немедленно прекратить выполнять упражнение, как только они поймут, что музыка не соответствуют их упражнению. В подобных случаях гимнастка (группа) должна покинуть ковер и вновь выйти на ковер (после приглашения на выход) для выполнения упражнения под свою собственную музыку.

7.2. Протесты после окончания упражнения не принимаются.

8. Для каждого упражнения должен использоваться отдельный CD. Каждая музыкальная композиция должна быть записана на высококачественный CD или подана через Интернет в соотв. с Рабочим Планом и Директивами официальных соревнований или чемпионатов ФИЖ. Если местный Оргкомитет требует загрузки музыки в цифровом виде, то все участвующие Федерации оставляют за собой право использовать на соревнованиях компакт-диски.

На каждом CD должна быть записана следующая информация:

· фамилия гимнастки,

· страна (3 заглавные буквы, используемые ФИЖ для обозначения страны, которую представляет гимнастка),

· символ предмета,

· фамилия автора(ов) и название музыкального произведения(ий),

· продолжительность музыки.

Музыка подбирается тренером и концертмейстером в связи с уровнем разряда, возможностями, возрастом спортсменки и ее пожеланиями.

Я для себя составила основные рекомендации, испозуемые при данном подборе:

- Образность произведения;

- Танцевальность музыки;

- Завершенность мелодии;

- Характер, соответствующий психологическому складу гимнастки;

- Разнообразие выразительных средств в данной композиции;

- Форма, содержание, продолжительность соответствуют  возможностям гимнастки;

- Запись фонограммы подчиняется требования, утвержденным правилами соревнований;

-Приветствуются смены ритма, скорости, интересные гармонические и ритмические переходы.

 

Существует несколько путей создания музыки для выступлений:

а) Использование произведения без дополнительной оранжировки и вырезок целиком или фрагментарно.

б) Нарезка и "склеивание" из большого произведения, с учетом правил и пожеланий тренера и гимнастки.

в) Составление и запись фонограммы с выбранной музыкальной темой под данный предмет и данную гимнастку. Этот способ требует большого композиторского и импровизационного таланта и специальной аппаратуры, поэтому он труднодоступен широкому кругу гимнасток.

Я самостоятельно освоила путь б,  пользуясь профессиональной программой "Cool Edit PRO".  Я выбрала программу Cool Edit Pro – потому что  это мощный инструмент для написания музыки и редактирования аудиофайлов, используемый профессиональными и именитыми музыкантами. Сейчас программа  переродилась и приобрела новое название Adobe Audition. Такую популярность и внимание, на первый взгляд, очень старый софт заслуживает потому, что умеет работать с большими объемами аудиодорожек, имеет огромное множество функций. Поэтому многие музыканты до сих пор используют ее для реализации своих проектов.

 

 

 

Предназначение программы

Приложение нужно для полноценной обработки, склейки, сведению и нарезке треков, различных музыкальных композиций. На своем борту она имеет множество разнообразных функций и эффектов, полезных в работе. К тому же у нее приятный, даже сейчас, хорошо выглядящий, похожий на современный интерфейс, но при этом не без отсылки к 2000-ым годам. 

Я проштудировала электронную книгу по использованию программы (так как сама программа была только на английском), выбрала нужные по своей работе возможности программы и составила из них меню быстрого доступа и долго практиковалась, обрезая и склеивая любимые части композиций себе на телефон. Некоторые , подходящие, предлагала тренерам. К сожалению сейчас  старая программа уже не подходит для новых Windows, а обновление очень дорогое и не известно на сколько его хватит. 

 

По этому я перешла на новую программу 

«WavePad Sound Editor».

 

 

Это упрощенный аналог      Adobe Audition , бесплатная и уже с русским интерфейсом.    WavePad Sound Editor - мощная и удобная в использовании бесплатная программа для обработки музыкальных файлов, а также записи звука с различных аудио устройств (включая микрофон).  WavePad работает со многими аудиоформатами, включая MP3 и WAV. Позволит обрезать, удалить или вставить определенные фрагменты музыки, применить звуковые эффекты, улучшить качество звука различными методами и многое другое. Она подойдет как для обычных пользователей, так и для профессионалов. Имеет привлекательный и интуитивно понятный пользовательский интерфейс.

 

Учитесь, пробуйте, дерзайте- и у Вас всё получиться!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Рэгтайм". Методическая работа преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны по предмету "Анализ музыкальных произведений" для студентов специальности "Музыкальное искусство эстрады"

"Рэгтайм". Методическая работа преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны по предмету "Анализ музыкальных произведений" для студентов специальност...

"Блюз". Методическая работа преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны по предмету "Анализ музыкальных произведений" для студентов специальности "Музыкальное искусство эстрады"

"Блюз". Методическая работа преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны по предмету "Анализ музыкальных произведений" для студентов специальности "...

"Малые вокальные формы. Песня периода свинга". Методическая работа преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны по предмету "Анализ музыкальных произведений"

"Малые вокальные формы. Песня периода свинга". Методическая работа преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны по предмету "Анализ музыкальных прои...

Особенности работы над художественным образом в музыкальном произведении в младшем хоре ДШИ

В докладе «Особенности работы над художественным образом в музыкальном произведении в младшем хоре ДШИ» рассматриваются методы и приемы, используемые в детской вокально-хоровой педагогике.Особенное вн...

Особенности работы над художественным образом в музыкальном произведении в младшем хоре ДШИ

Любое музыкальное и, в частности, хоровое произведение, если вдуматься, это совокупность различных средств художественной выразительности – мелодии, динамики, ритма и жанра, слова и т.д. Упустив...

Методическая разработка "Техника выполнения упражнений с лентой в художественной гимнастике"

Общие особенности техники упражнений в художественной гимнастике.Характеристике предметов в художественной гимнастике.Общие закономерности техники упражнений с предметами в х/г.Технические моменты упр...

Открытый урок "Работа над художественным содержанием музыкального произведения"

Работа над художественным образом Полонеза М.Огинского. На уроке были закреплены теоретические и практические знания учащегося, касающиеся данного произведения: форма Полонеза, структура, тематическое...