"Особенности подбора репертуара для ансамбля скрипачей"

Березина Людмила Вениаминовна

Статья посвящена проблеме выбора репертуара как одном из основных педагогических вопросов в художественном образовании.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                                                               Березина Л.В.

                                                                                            Преподаватель по классу скрипки,

                                                                                            руководитель ансамбля скрипачей

                                                                                                         «Светлячки», «Primavera»

                                                                                                           Детская школа искусств

                                                                                                                            г.Нефтеюганск

                                                                                                                               ХМАО- Югра

Особенности подбора репертуара для ансамбля скрипачей

В настоящее время обучение на скрипке имеет свои сложности. В связи с модернизацией образования нагрузка на детей в общеобразовательной школе увеличилась. Дети занимаются проектной деятельностью, участвуют в олимпиадах. Много времени они проводят за компьютером. Педагогу необходимо приложить усилия, чтобы заинтересовать ребенка занятиями на инструменте. Надо отметить, что и здоровье современных детей оставляет желать лучшего. Не секрет, что школа сталкивается с психологическими трудностями у детей, у многих из них есть проблемы в нервно-двигательной сфере. Не все дети могут играть сольно. Особенно это актуально для учащихся младших классов, у которых еще недостаточно развиты музыкально-технические навыки, необходимые для сольного музицирования.

Современная музыкальная педагогика уделяет все более пристальное внимание различным формам коллективного музицирования. Неподдельный интерес вызывает у детей ансамблевое музицирование. Выступления учащихся  на различных концертах, фестивалях и конкурсах оказывают благоприятное воздействие на возможность реализации способностей учащихся. Испытав радость успешных выступлений в ансамбле, учащиеся начинают более комфортно чувствовать себя и в сольном исполнительстве. Это положение особенно актуально для учащихся младших классов, так как у них еще недостаточно развиты музыкально-технические навыки, необходимые для сольного музицирования. В коллективе музыкант может полнее раскрыться, развить лучшие стороны своего дарования, проявить целеустремленность, работоспособность в овладении инструментом.

Работу с ансамблем я начинаю с первого года обучения в подготовительном ансамбле. Дети в душе коллективисты, поэтому ансамбль – это благодатная почва для музыкального и технического развития  маленьких скрипачей. Этому способствует дух соревновательности и подражательства, присущий детям. Они любят копировать друг друга, похвастаться друг перед другом своими умениями. Музыкальный материал усваивается очень быстро, так как все преподносится в игровой форме. Начинаем мы с игры в унисон. Этому предшествует «Угадай-ка». Ребенок играет знакомую песенку на одной струне из сборника В.Якубовской «Вверх по ступенькам», например, любимую маленькими  скрипачами «Красную коровку» или «Барашеньки».  Дети угадывают и все вместе по дирижерскому жесту повторяют. При этом сразу ведется работа над ритмом, распределением смычка.

          Дети с первых уроков ансамбля учатся внимательно слушать музыку, чтобы потом ее повторить.  Играя друг перед другом, они получают первый опыт концертного выступления. Это накладывает на детей ответственность домашней подготовки к выступлению. Далее идет освоение соседних струн и исполняются песенки на открытых струнах «Козочка», «Четыре струны» и др. Параллельно изучаются песенки из сборника Л.Гуревич «Тигренок», «Прилетали три грача» и др. После того как дети прошли песенки на открытых струнах, начинается освоение грифа. Изучаются песенки «Ехали медведи» Л.Гуревич, «Паровоз»  В.Введенского, «Цыплятки» А.Филиппенко.                    

 От руководителя требуется тщательная работа над подбором репертуара, чтобы, выявляя природные данные каждого ребенка, находить им достойное место в исполняемых произведениях. В младшей группе выбираются пьесы в удобных для исполнения тональностях, с простым ритмическим рисунком. Усложнение репертуара препятствует качественному освоению навыков ансамблевой игры, быстро утомляет детей. Успех работы ансамбля обеспечивается знанием педагогом возрастной психологии. Среда, атмосфера и многообразие действий и впечатлений являются главными факторами мотивации к обучению.  

          Ко второму году обучения репертуар постепенно усложняется. В репертуар ансамбля включаются пьесы из сборника Э.Пудовочкина «Мишка с куклой» Л.Качурбиной, «Колыбельная» И.Дунаевского, «Песенка» Й.Гайдна. В третий год обучения ансамбль уже справляется с такими пьесами, как «Вперегонки» А.Комаровского (в унисон), «Этюд-шутка» Ф.Вольфарта. Ансамбль скрипачей средних классов может исполнить  «Колыбельную песню» И.Брамса, «Танец» Э.Дженкинсона (в унисон), Танец М.Глинки из оперы «Иван Сусанин».

 Уроки ансамбля помимо традиционных задач обучения имеют целью и широкое ознакомление с музыкой и накопление репертуара. Подбирая репертуар по содержанию, учитываются возрастные интересы разных групп и включаются как классические произведения разных жанров, стилей, эпох, так и эстрадные и джазовые произведения.

           В средних и старших классах следует выбирать репертуар разный по гармоническому и инструментальному колориту, включая пьесы в унисон, на несколько голосов и с участием других инструментов. Необходимо также включать в репертуар популярные произведения к традиционным праздничным концертам.

Репертуар ансамбля скрипачей старших классов включает произведения русских, зарубежных и современных композиторов: К.Бом. «Вечное движение»,  Ф.Шуберт. «Адажио»; И.Брамс. «Венгерский танец»;  Ж.Металлиди. «Колыбельная Оле Лукойе», «Посвящение»; Э.Градески. «Мороженое» и др.

          Надо сказать, что в настоящее время педагоги испытывают трудности с подбором репертуара для ансамбля скрипачей. Существующие сборники с устаревшим музыкальным материалом не  всегда удовлетворяют запросам современных детей. Приходится искать новые произведения или делать собственные переложения. Репертуар необходимо подбирать с учетом уровня способностей и подготовленности учащихся, а также с учетом развития их навыков в ансамблевой игре. Педагогу необходимо учитывать также ежегодные изменения в составе ансамбля. Выпускники уходят, в ансамбль вливаются новые ученики с разным уровнем подготовки. Педагог должен учитывать важность голосов в ансамбле и выравнивать по силе и устойчивости исполнения обе партии, поэтому в группе вторых голосов  также должны быть сильные дети. Довольно часто первая партия бывает легче, чем вторая и для исполнения и для восприятия учеником, поэтому иногда более слабому ученику можно поручить играть ведущую партию. Постепенно, благодаря игре в ансамбле, дети выравниваются и начинают взаимно дополнять друг друга как во время игры, так и во время отдыха. Таким образом, ансамбль скрипачей становится полноценным дружным коллективом.              

         Радость и удовлетворение от совместного музицирования – залог интереса к музыке и мотивация к обучению на скрипке. Мы знаем, что далеко не все дети, которые учатся играть на инструменте, выберут музыку, скрипку своей профессией. Но, говоря словами Г.Нейгауза, «каждого ученика необходимо ввести в область духовной жизни, нравственных начал», в область культуры. Учащиеся, свободно владеющие навыками ансамблевой игры, получают удовлетворение от собственного творчества, стремятся выступать на сцене, реализуют свой творческий потенциал. Играя в ансамбле, учащиеся знакомятся с лучшими образцами классической и современной музыки, расширяют свой кругозор, приобретают навыки совместного исполнения, необходимые им впоследствии для участия в любительских музыкальных коллективах.

           

 Список литературы:

  1. Берлянчик М. Основы воспитания начинающего скрипача. СПб.: «Лань», 2000. – 256 с.
  2. Берлянчик М. Как учить игре на скрипке в музыкальной школе. М., «Классика – XXI», 2006. – 205 с.
  3. Драгайцева Д. Ансамблевое музицирование как фактор развивающего обучения. М., 2005
  4. Мильтонян С. Педагогика гармоничного развития скрипача. Тверь, 1996. – 175 с.
  5. Пудовочкин Э. Скрипка раньше букваря. СПб.: «Композитор», 2005