Открытый урок c ученицей 2 класса ФГТ
учебно-методический материал по музыке по теме

Березина Людмила Вениаминовна

Тема «Динамические оттенки и фразировка»

 

Цель занятия: Обучение основным приемам музыкальной выразительности. Знакомство с динамическими оттенками и фразировкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_s_uspanovoy_a._2_klass.docx28.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

18.11.2016г.

Открытый урок преподавателя струнного отделения Березиной Л.В. с учащейся 2 класса (ФГТ) Успановой Аиной.

Тема «Динамические оттенки и фразировка»

Цель занятия: Обучение основным приемам музыкальной выразительности. Знакомство с динамическими оттенками и фразировкой.

Задачи занятия:

  • Обучающие: Научиться исполнять музыкальные произведения с динамическими оттенками и фразировкой.
  • Развивающие: Развитие динамического слуха, слухового контроля над качеством своего исполнения.
  • Воспитательные: Воспитание музыкального вкуса,  мобилизация и активизация внимания и исполнительской воли, культура исполнения: аккуратность, собранность, выразительность.

Вид урока: смешанный (беседа, практическая работа).

Тип урока: Урок формирования умений и знаний.

Форма организации работы: индивидуальная, практическая.

Методы: словесные, практического показа, сравнения, наблюдения, применение технологии сотрудничества.

Учебно-методический комплекс: музыкальные инструменты – скрипка, фортепиано, нотные пособия, компьютер.

Литература, использованная на уроке: нотный материал.

Ход урока

  1. Организационная часть (5 минут)

Приветствие.

Объявление темы урока. Представление учащегося, концертмейстера. Проверка строя скрипки.

  1. Основная часть (30 минут)

Вводное слово: объяснение терминов фраза, динамические оттенки.

Упражнения на звукоизвлечение.

Исполнение учащейся пьес с концертмейстером.

Практическая работа над развитием навыков музыкально-художественных исполнительских задач на анализе излагаемых требований исполнения:

- проработка текста;

- работа над чистым интонированием;

- динамические особенности музыкального произведения;

- грамотное распределение смычка;

- работа над штрихами;

- точное выполнение фразировки.

3. Заключительная часть (5 минут)

Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Ход занятия:

  1. Организационная часть

- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема нашего урока звучит так «Фразировка и динамические оттенки». Занятие проводится с учащейся 2 класса Успановой Аиной. Концертмейстер Васильева Богдана Юрьевна. Сегодня мы познакомимся с динамическими оттенками и узнаем, что это такое; научимся исполнять произведения с фразировкой. Поймем, насколько важна динамика и динамические оттенки для придания художественной музыкальной красоты произведения, насколько она обогащает музыку в целом.

- Аина, давай проверим строй инструмента.

2. Основная часть. Вводное слово. 

Каждое музыкальное произведение – это тайна, которую исполнителю необходимо раскрыть. Пьеса, которую мы сейчас сыграем, называется «Весельчак». Сочинил ее русский композитор А.Гречанинов.

- Предлагаю сыграть произведение. (Обсуждение характера, с помощью каких средств выразительности можно передать характер произведения?)

        Фраза – от греческого слова prasis  - выражение, способ выражения. Понятие фраза есть и в речи и в музыке.

        Динамика – это сила звучания музыки.  В музыке принято силу громкости называть динамическими оттенками.

Музыку не зря сравнивают с человеческим голосом, человеческой речью. Так же, как и речь, музыка состоит из нот (букв), мотивов (слов), фраз (предложений) и периодов (законченного текста). Если мы будем произносить отдельные буквы или слова, никто не поймет смысл сказанного и, те более, не почувствует характер и эмоциональную окраску передаваемой информации.

В жизни мы разговариваем не на одной громкости. Обычно, когда мы хотим сказать что-то важное, мы усиливаем подачу голоса – говорим громче, так и в музыке, наиболее важные звуки играем громче.         

         В каждой фразе есть вершина, которая обычно совпадает с ударным слогом главного смыслового слова этой фразы. Как правило, самые высокие звуки мелодии чаще всего передают наибольший накал эмоций, подчеркнутый громким звучанием. В музыке это называется кульминацией. Кульминация подготавливается постепенным усилением общей звучности каждой предыдущей фразы. После кульминации музыка постепенно успокаивается и звучность ослабляется.

Практическая работа.

- Чтобы научиться хорошо играть на скрипке, надо научиться правильному звукоизвлечению. Давай мы с тобой поиграем открытые струны разными спрсобами: с усилением звука, с ослаблением, с усилением звука к середине смычка и ослаблением к концу, и наоборот.

- Аина, кто такой весельчак? (Ответ учащейся)

- Посмотри в ноты и скажи, каким штрихом мы будем его изображать?

(Ответ учащейся)

- Да, ты права – это штрих мартле. Педагог поясняет, что мартле исполняется чаще всего в верхней половине смычка в умеренном темпе. При исполнении мартле во время паузы рука, освобожденная от напряжения, должна быть подготовлена к последующему акценту. Пальцы заранее ставятся и снимаются во время звуковой паузы, что позволяет исполнить штрих без призвуков.         Чаще всего этот штрих используется при исполнении музыки, энергичной по характеру. Исполняется этот штрих акцентированно-активной  атакой. (Показ преподавателя на инструменте).

- Сыграй мне начало пьесы (Играет)

- Молодец. Штрих соответствует характеру исполняемого произведения. Выполнен ритмично, точно, ты правильно распределяешь смычок. (Исполнение данного отрывка с концертмейстером).

- Кроме хорошей интонации, красоты звучания, ритма, музыкант должен играть выразительно. Он должен показать фразировку, динамическое развитие. Обрати внимание на падение и подъем динамики, не играй фальшиво.

- Сыграем цифру 2 – второе предложение. Посмотрим, что происходит дальше. (Анализ учащейся дальнейшего развития). Постарайся в штрихе легато плавно соединить струны, перед сменой смычка задержи палец.

- Здесь трудный штрих – две ноты отдельно, две легато и одна отдельно. Звук все равно должен оставаться сочным, плотным, гибким. Используй меньше смычка, но пальцы должны быть активными. Попробуй очень четко, как бы скороговоркой проговорить ноты. (Показ преподавателя на инструменте).

- Давай сыграем цифру 3. (Играет цифру 3). Это реприза – повтор 1 цифры, различие только в последнем такте. Очень важно сделать замедление перед репризой.

- И 4 цифра – кода. Подчеркнутые ноты постарайся сыграть шире смычком. Какая в этой цифре трудность? (Ответ учащейся).

 - Да, форшлаги. Это как маленькие трамплинчики. Смычок быстро переводим со струны на струну. Вершинки играем широким смычком, торжественно на форте, энергично, с напором.  

- Сыграем еще раз последнюю цифру. Попробуй окрасить свое исполнение настроением, соответствующем характеру пьесы. Последнюю ноту – тонику – играй смело. Смычок прижать и не отпускать нажим до конца. Музыка звучит позитивно и жизнеутверждающе.

        Следующая пьеса - «Непрерывное движение» Шольца. Педагог предлагает проанализировали тональность, ключевые знаки, размер, встречающиеся длительности, штрихи. Ученик просольфеджировал фрагмент пьесы, назвал количество музыкальных фраз и предложений, их схожесть и различия. Сразу обсуждаются наиболее сложные такты.

Ученик играет пьесу с аккомпанементом. Уделяется внимание, помимо правильного исполнения штриха, точному интонированию, соединению струн, качественному исполнению аккорда пиццикато. Внимание заостряется на динамических оттенках и фразировке. Ученик охарактеризовал музыку как веселую и задорную.

        Педагог спрашивает ученика – как он справился с исполнением дубль-штриха в пьесе? Ученик считает, что нужно поработать над штрихом. Педагог соглашается с ним.

        Задание – в домашней работе попытаться учесть свои замечания и пожелания педагога по поводу исполнения штриха.

Педагог напомнил ученику, что при исполнении короткого деташе в середине смычка работают пальцы и кисть. Для этого надо почувствовать свободу мышц, плечи не поднимать, правую руку мягко положить на смычок, почувствовать вес руки, играть с опорой на струну.

Ученик по просьбе педагога играет пьесу в умеренном темпе по фразам. Педагог напоминает о необходимости чистого интонирования, слухового самоконтроля, быстрого реагирования и исправления фальши путем передвижения пальцев в нужном направлении.

Далее фрагмент пьесы исполняется целиком в подвижном темпе в сопровождении концертмейстера. Текст закрепляется несколько раз. Педагог хвалит ученика за собранность, внимательность.

3. Заключительная часть

Д/з: Работать над текстом по фразам с динамическими оттенками, добиваясь правильного распределения смычка и чистой интонации.

Итог занятия: педагог хвалит ученика за правильное исполнение штрихов, говорит, что с поставленными перед ним задачами он успешно справился. Поясняет, что необходимо продолжать работать над навыками качественного звукоизвлечения, слухового контроля, чистого интонирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок математики 3 класс, по программе М.И. Моро, УМК «Школа России» Урок № 46 Сводная таблица умножения. .

Открытый урок математики в З классе (с презентацией) по теме "Сводная таблица умножения" Сценарий урока разработан по известному мультфильму "Приключение кота Леопольда". Следуя за сюжетом дети на уро...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ОТКРЫТОМУ УРОКУ ВО 2 КЛАССЕ ТЕМА: «МОДЕЛЬ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФГОС»

Пусть книги друзьями заходят в дома. Читайте всю жизнь.  Набирайтесь ума....

ОТКРЫТЫЙ УРОК ВО 2 КЛАССЕ ТЕМА: «МОДЕЛЬ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФГОС»

Цель урока: 1.Познакомить учащихся с творчеством В.В. Бианки.2.Развивать навыки выразительного чтения.3. Учить делить текст на смысловые части и составлять план.4. Учить подробно пересказывать художес...

Открытый урок во 2 классе по теме "Состав слова".Технологическая карта урока.

Урок разработан в ссответствии с ФГОС и, надеюсь,кому-то поможет в работе....

Математика. Открытый урок во 2 классе. Тема урока: Угол. Виды углов. УМК «Школа России»

МатематикаОткрытый урок во 2  классе Тема урока: Угол. Виды углов.УМК «Школа России»Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель:  познакомить учащихся с понятием «угол», сформировать ...

Открытый урок в 4 классе"Рожество в Великобритании"по английскому языку. Урок соответствует требованиям ФГОС.

Урок `Рождество в Великобритании`соответствует требованиям ФГОС. Данная разработка поможет учителю провести урок английского языка по данной теме в начальной школе, в 4 классе, познакомит с симв...

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...