«Методы обучения, способствующие развитию самостоятельности и творческой активности учащихся».

Вяльшина Татьяна Васильевна

В методическом сообщении говрится о самостоятельной работе учащегося как неотъемлимой части учебного процесса, а также рассаматриваются   методы развития самостоятельности и творческой активности ученика -  проблемно-поисковый метод обучения, «метод открытий» и др.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного  образования

«Детская школа искусств»

Методическое сообщение на тему:

«Методы обучения, способствующие развитию

самостоятельности и творческой активности учащихся».

Выполнила преподаватель по классу баяна

Вяльшина Татьяна Васильевна

Муравленко

2017г

Содержание

  1. Введение.
  2. Самостоятельная работа учащегося,  как часть учебного процесса.
  3. Методы развития самостоятельности и творческой активности ученика:

- проблемно-поисковый метод обучения;

- «метод открытий».

      4.   Заключение.

      5.  Список литературы.

Введение

             Бытует мнение, что игре на инструменте можно научить при условии, если с учащимся постоянно будет работать преподаватель. Часто педагоги используют так называемый метод «натаскивания», при которых учащиеся подражают ему, механически и слепо следуя указаниям, которые даёт преподаватель.  Многие учителя, желающие быстро добиться от учащегося высоких результатов, требуют, чтобы на уроках присутствовали родители, а также  домашние задания выполнялись под строгим их контролем. Можно предположить, что такой метод приемлем, а особенно на начальном этапе обучения. Конечно же, такая работа приносит победы на конкурсах, раннюю славу ученикам, преподавателям, однако вечно это продолжаться не может, рано или поздно учащийся должен начать заниматься самостоятельно. Вот тут-то и может обнаружиться, что он этого делать не умеет. В самостоятельной работе таких учеников (и часто одаренных) обнаруживается полная беспомощность.  В результате у учащегося наступает длительный застой, преподаватель нервничает, родители недоумевают – «иссяк талант». Многие учащиеся не выдерживают нервного напряжения, получают психологические  травмы, чувствуют неуверенность, внутреннюю скованность и как следствие (в крайних случаях) бросают занятия в школе. Задача преподавателя - не допустить такой травмы у учащегося,  научиться чутко улавливать внутреннее состояние подопечного и, формируя технику и культуру исполнения на инструменте, направить ход своих занятий с учеником так, чтобы не подавлять его творческую активность и  самостоятельность. Это одно из составляющих развития  ученика как личности  и музыканта.

  1. Самостоятельная работа учащегося,  как часть учебного процесса

        Самостоятельная работа учащегося развивает  способность и активное стремление к приобретению навыков, умений и знаний. Это и есть желание учиться. Что же представляет собой этот процесс? Необходимо помнить, что самостоятельная работа учащегося — это часть учебного процесса. Её можно поделить на два раздела. Первый — это самостоятельная работа ученика непосредственно на самом уроке. Второй — домашняя самостоятельная работа над выполнением заданий, полученных на уроке. К этому следует добавить, что оба раздела этой работы тесно взаимосвязаны и их разграничение является чисто условным. Чем интенсивней  и инициативней самостоятельная работа учащегося на уроке, тем эффективней она в домашних условиях и наоборот. Нужно помнить, что решающим условием продуктивной и качественной самостоятельной работы учащегося дома является ясная постановка задач, стоящих перед ним на уроке. От того, насколько четко педагог сформулирует их, определит последовательность выполнения и конкретизирует, зависит успех домашних занятий ученика. Любое новое задание, предлагаемое учащемуся для самостоятельной проработки дома, должно опираться на усвоенное  задание раннее  под  руководством  педагога. Из этого следует, что обучать навыкам самостоятельной работы следует непосредственно на уроках. 

  1. Методы развития самостоятельности и творческой активности ученика

        Для самостоятельной работы учащемуся класса специального инструмента (баян)  необходимо владеть определёнными навыками:  чтение нот с листа, подбор аккомпанемента, игра по слуху, ритмическая организованность, владение исполнительскими навыками на баяне, техникой ведения меха, аппликатурными правилами. Для того, чтобы сформировать и развить эти навыки в работе класса специального инструмента (баян) сочетаются различные формы, способы и методы обучения:  метод показа, репродуктивный (тренировочный),  объяснительно-иллюстративный метод.  Активным же импульсом в развитии самостоятельности  и творческой активности учащихся-баянистов является проблемно-поисковый метод обучения. Это метод,  при котором поставленная педагогом задача на уроке частично или полностью решается учащимся. Ученик принимает активное участие в процессе урока, этим развивая свой творческий потенциал. Такое обучение предполагает последовательное и целенаправленное привлечение учащихся к решению проблемных познавательных задач, в процессе которого они активно усваивают и получают новые знания, формирующие определенные навыки, необходимые для самостоятельной работы учащегося. Эти приобретённые навыки ученик применяет в умении музицировать на инструменте, самостоятельно заниматься дома, мыслить и проявлять инициативу на уроке. В практике можно встретиться с вполне логичным разделением этого метода на «поисковый» и «проблемный» методы обучения. В первом случае ученик самостоятельно должен найти только одно, единственно правильное решение задачи, во втором — из нескольких предложенных вариантов решения педагогом, учащийся должен выбрать один, правильный на его взгляд, что и создаёт проблемную ситуацию. В работе класса специального инструмента (баян) в виде проблемных заданий могут быть сформулированы вопросы исполнительского анализа произведений. Так, например, учащимся, которые имеют соответствующую подготовку, вполне можно доверить решение задач, связанных с определением аппликатуры, сменой направлений движения меха, гармоническим анализом исполняемого произведения.

           В работе над произведением немалую пользу приносит способ «многовариантного прочтения темы». Этот способ предложил и ввел в практику музыкальный педагог и  исполнитель на народных инструментах Марк Гелис. Суть его заключается в том, что ученику предлагается создать и исполнить несколько вариантов одной из тем изучаемого произведения, предлагая собственные логические акценты, динамику, штрихи, темп, характер. Это воспитывает в ученике умение создавать «собственную» интерпретацию темы произведения, заставляет осмысливать и анализировать то, что он исполняет, и в конечном итоге развивает инициативность и критичность к своему исполнению.

          Российский педагог, скрипач Леопольд Семенович  Ауэр создал интересный способ развития самостоятельности и творческой активности ученика. Сначала он объяснял ученику задачу, но не объяснял путей ее решения. Если ученик не справлялся с этим заданием, то он объяснял очень подробно пути решения, но не конкретные способы. Если же ученик и здесь не достигал эффекта, то Ауэр подробно объяснял конкретные способы решения. А если и это не помогало, то показывал все подробно на инструменте. Но при этом старался постепенно «поднять» ученика от показа до самостоятельного нахождения решения. Этот способ развития учитывает индивидуальные и психологические особенности учащегося, помогает овладеть структурой действий при выработке навыков игры на инструменте, а также предоставляет возможность учащемуся самому решать исполнительские и творческие задачи на уроке.

           Важным этапом в обучении, который побуждает ученика к творческой активности,  является «открытие» ученика для него самого. Это так называемый «метод открытий». Прежде всего, преподаватель ставит перед собой задачу всесторонне познать своего воспитанника. Изучить степень его одаренности, характер, уровень мышления, поведение на сцене. На первом этапе педагог «открывает» ученика для себя. На втором этапе ученик становится «открытием» для него самого. Преподаватель всеми доступными средствами и способами должен помочь ему уяснить, понять и почувствовать свои сильные и слабые стороны. Решающим моментом в этом является встречное проявление инициативы учащегося. А для этого, учитель и ученик должны выступать «на равных». Именно в этом совместном сотрудничестве они учатся оба. Не случайно важность совместного творчества подчеркивают многие педагоги-музыканты. Хотелось бы  обратить внимание на ряд непременных условий, при которых «метод открытий» может принести наиболее плодотворные результаты. В первую очередь, необходимо позаботиться о создании в классе творческой атмосферы, быть готовым заметить и поддержать малейшие проявления индивидуального творчества ученика. Это способствует повышению его веры в свои (пусть даже очень скромные) возможности, удваивает его энергию, увлеченность, а также готовность добиваться большего и, конечно же, ведет к его творческой активности  и  желанию учиться. Здесь уместно сказать о роли и важности правильных словесных замечаний преподавателя, обратить внимание на психологический эффект, который оказывает педагогическое слово. Оно может воодушевить ученика, «окрылить» его, но может ведь  ранить и обидеть. Когда-то русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова спросили, что нужно педагогу для воспитания музыканта. Ответ был таков; «Три вещи. Первое — хвалить, второе — хвалить, третье — еще раз хвалить!» Тем самым великий музыкант призывал педагогов понять; насколько психологически важны для ученика доброжелательные, позитивные замечания. А можно ли обойтись без отрицательных замечаний? Конечно, нет. Учащийся должен научиться спокойно воспринимать любую критику, и тем самым анализировать свою проделанную работу. Но, например, слово «плохо» можно заменить словосочетанием «не совсем удачно получилось».  

Заключение

       Выше перечисленные способы и методы обучения помогают найти активные импульсы, которые побуждают учащегося к самостоятельной работе над совершенствованием своего мастерства. Необходимо помнить, что сочетание перечисленных методов должно быть не суммированием, а взаимосвязью, взаимодействием, взаимовлиянием между преподавателем и учеником. Педагог же для ученика выступает в роли критика, советчика, а самое главное помощника. Методы обучения не изолированы друг от друга. Между ними должна существовать органическая взаимосвязь и взаимопроникновение. Музыкальная педагогика невозможна без теснейшей связи учителя с учеником. Вне этого контакта любой метод обучения не приносит  плодотворные результаты.

 

 

                                                        Список литературы

  1. Альферович  О. И. «Сборник методических статей» Баянисту-профессионалу, Гродно, 2005
  2. Бесфамильнов В., А. Семешко «Воспитание баяниста» Вопросы теории и практики, Учебное пособие,  Киев «Музычна  Украина», 1989
  3. Степанов Н. И.  «Методика обучения игре на народных инструментах», Учебное пособие, МГУКИ Москва, 2005