Сценарий мероприятия по музыке на тему: "Мир души" для 8 класса.

Ирина Васильевна Еськова

Мероприятие может проводить в рамках предметной недели музыки. В ходе мероприятия использован музыкальный ряд классических произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мероприятие на тему: "Мир души". 30.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий мероприятия  

по духовно-нравственному воспитанию

"Мир Души"

8 класс

Подготовила:

Еськова Ирина Васильевна,

учитель музыки

Цели: способствовать становлению, развитию,  воспитанию нравственных качеств обучающихся; формировать умения жить среди людей; способствовать  развитию у детей новых жизненных ценностей,  критического мышления, навыков групповой работы, умения вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем; способствовать  повышению уровня творческой активности обучающихся.

Оборудование:

1. Записи следующих произведений:

  • Л. Бетховен Симфония № 5, ч. 1; Симфония № 9, ч. 3;
  • И.С. Бах “Шутка” из сюиты № 2; В.А. Моцарт “Реквием”, “Лакримоза”;
  • Ф. Шуберт “ Серенада”,
  • И.С. Бах “Хоральная прелюдия”.

2. Репродукции картин.

3. Листочки, разделенные на две половины – на одной написано – душа, на другой – тело.

Ход занятия

Учитель:

Здравствуйте, ребята! Послушайте эту прекрасную мелодию, (в это время звучит “Серенада” Шуберта).

Музыка приглушается.

Учитель:

Ребята, у нас сегодня очень серьезная тема!

И поэтому я попрошу вас, соответственно этой теме, быть  серьезными. Мы будем говорить о том, чего никто, никогда не видел, но, все знают, что она существует, и часто люди говорят о ней (музыка отключается). Посмотрите на доску, здесь написаны определения. Прекрасная, страдающая, широкая, огромная.

Учитель:

К какому явлению подходят все эти определения?

Дети:     Все эти определения подходят к душе.

Учитель:

Правильно. Тема нашего занятия “Мир Души” (открывается надпись на доске).

Учитель:  Ребята, а как вы думаете, почему наше занятие мы начали с музыки?

Чтобы вам было легче ответить на этот вопрос, послушайте внимательно еще музыку. И потом скажите, какие чувства, какое настроение она у вас вызвала?

(Включаю начало симфонии № 5 Бетховена, “Шутку” И.С. Баха, фрагмент “Лакримозы” из реквиема В.А. Моцарта.)

(После звучания симфонии № 5 Бетховена).

Дети:   Эта музыка вызвала чувство тревоги, страха.

(После звучания “Шутки” Баха).

Дети: Эта музыка легкая, весёлая.

(После звучания “Лакримозы” Моцарта).

Дети: Эта музыка очень грустная, она говорит о чувстве горя, глубокой скорби.

Учитель: Правильно, ребята. А как вы это всё узнали?

Ведь никто вам не говорил страшных, весёлых или трагичных слов?

Дети: Мы почувствовали душой!

(Показываю на надписи на доске.)

Учитель:

Правильно, потому что “музыка одна является мировым языком и не нуждается в переводе, ибо говорит душа”. (Б. Ауэрбах)

“Музыка есть пища для души и духа. Человеческий дух возвышается через силу и очарование музыки”. (Из писаний религий Баха.)

Представьте, какая пустая и унылая была бы у нас жизнь, если бы не было музыки.

О, как тесны и безнадёжны
Дни без чарующих минут,
Где души дышат и поют,
И жизнь лишь только в них возможна.

         М. Скребцова

Музыка с нами всегда и в радости и в горе. С её помощью лечат болезни и даже известны случаи, когда музыка спасала жизнь человека.

А теперь представьте, что у вас в классе двое близнецов, похожих друг на друга, как две капли воды. Но друзья близнецов могут разлизать их без особого труда.

Как вы думаете, почему, несмотря на всевозможные сходства, их различают? Перечислите все отличия, которые могут существовать между этими близнецами. (Записываю на доске.)

Дети:

Они могут различаться по характеру, по способностям, по уму.

Учитель:

Итак, мы поняли, что люди отличаются друг от друга не только внешними, видимыми признаками, а главным образом невидимыми, неуловимыми качествами и это неуловимое составляет внутренний мир человека. Это его душа, разум, характер, эмоции.

– Что, по вашему мнению, занимает более важное место в жизни: внешние характеристики людей или их внутренний мир? Душа или тело?

Ответы детей.

Учитель:

Да, ребята, человек – это, прежде всего душа, а не тело.

– Как вы думаете, могло бы тело человека существовать без души? А душа без тела?

Ответы детей.

Вывод учителя: Тело без души не может существовать, человек без души – это не человек, а робот. А душа существует всегда, она бессмертна и даже когда человек умирает, умирает только тело, а душа уходит в другой мир, называемый тонким миром.

– Что, по вашему мнению, является смыслом жизни человека – развитие и совершенствование бессмертной, вечной души или развитие и совершенствование временного тела?

Ответы детей.

Вывод учителя: Конечно, смыслом жизни человеческой является развитие и совершенствование вечной бессмертной души, а не тела. Хотя тело мы должны беречь и заботиться о его здоровье, ведь оно является домом для души. Душа наша развивается в теле.

(На столах детей лежат листочки, разделенные на две половины – на одной написано – душа, – на другой – тело. На доске слова – летать, радоваться, восхищаться, мерзнуть, питаться, жиреть, любить, расти).

Учитель: Выберите из данных слов, качества присущие душе или телу. И запишите их в соответствующе половинки. Затем обсуждаем ответы детей.

Дети приводят разные примеры из жизни, подтверждающие их мнения.

Душа: летать, радоваться, восхищаться, питаться, любить, расти.

Тело: мерзнуть, питаться, жиреть, расти.

Учитель: Мы увидели, что душа обладает более возвышенными, утонченными прекрасными качествами, чем тело. А способность расти и питаться присуща как душе, так и телу. Но вы знаете, что тело может расти только до определенного возраста – взрослые люди не растут, а душа может расти бесконечно. И у ребёнка и у взрослого и даже у старого человека может расти душа. Тело ваше растет независимо от вашего желания, а душа в основном, когда человек хочет и старается питать свою душу.

– Ребята, а чем питается, благодаря чему растет наша душа?

Ответы детей.

Вывод учителя: Наша душа растет, когда мы радуемся, бываем добрые, любим и прощаем друг друга. Когда мы умеем видеть красоту природы, прекрасные картины, слушать хорошую музыку, стихи, сказки.

Вот послушайте одну!

(Читаю отрывок из сказки Г. Андерсена “Чудо рождения”.)

Начиная со слов “Если ты внимательно глядел на небо” и до слов “дети больше не помнят”. Читаю в сопровождении тихой музыки. (И.С. Бах “Хоральная прелюдия”, “Взываю к тебе Христос”.)

По окончании чтения вопросы:

– А вы, смотрели когда-нибудь на звездное небо?

Может быть, даже видели падающие звезды?

Ответы детей.

Учитель: Теперь, ребята, сядьте прямо. Положите ваши руки, сложенными ладонями вверх, опираясь на соединение бедер и живота. (Показываю.) Закройте глаза и представьте себя маленькой звездочкой, падающей с небес Божьей искрой.

(В течение двух-трех минут, во время представления детей, тихо звучит “Хоральная прелюдия” И.С. Баха.)

Учитель: Расскажите, что вы в это время чувствовали.

Ответы детей: легкость.

Учитель: Есть ли у вас любимый цветок?

Ответы детей.

Учитель. Почему вам нравится именно этот цветок?

Ответы детей.

Учитель: Ребята, дома вы сядьте так же, как мы сидели на нашем занятии и представьте себя звёздочкой, божьей искрой, лежащей в вашем любимом цветке.

– Мы с вами выяснили, при каких условиях растет, увеличивается наша душа. Кто нам повторит эти условия?

Ответы детей.

Учитель: О человеке с большой душой говорят – душевный человек. Ребята, как мы сразу отличаем душевного человека?

Ответы детей.

Вывод учителя: Душевный человек – это, в первую очередь, человек, любящий людей. И любовь его проявляется через уважение, внимание к людям. Ко всем без исключения. И к детям, и к взрослым.

Душевный человек всегда старается понять, посочувствовать, помочь другому человеку. Душевность также проявляется в доброте к животным.

Учитель: Но бывают случаи, когда душа человека может и уменьшаться и становиться совсем незаметной. О таких людях говорят – бездушный человек.

– Ребята, а как мы определяем, что перед нами бездушный человек?

Ответы детей.

Вывод учителя: Душа становиться слабенькой и незаметной, когда мы злился, ругаемся, говорим нехорошие, матерные слова, обижаем животных.

Вопрос: Почему?

Ответы детей.

Вывод учителя: Потому что, как мы уже говорили, “Души наши настроены к созвучию'' только с прекрасным, а не с безобразным и ужасным.

Целью жизни человека является развитие, и совершенствование бессмертной души.

Поэтому, ребята, как нужно стараться жить, чтобы становиться людьми с огромной душой, а не бездушными монстрами?

Ответы детей.

Учитель: Заканчивая наше занятие, в качестве напутствия, я прочту вам стихотворение М. Скребцовой

С рожденья в каждом сердце доброта,
Блаженны те, что дар святой хранят,
В нем Божьей сути вечна красота,
Он вечным смыслом навсегда объят.


(в тихом сопровождении Симфонии № 9 ч. 3 Л. Бетховена).

О, души, – вы носители любви,
Призванье ваше – излучать тепло,
В стремленья светлые во дни свои, 
О, не вносите, не впускайте зло.

(Музыка отключается).

Господь вручил вам дар неповторимый,
Носители его – ваш путь высок,
О, не затмите в суете дорог
Священной силы вещие порывы…

(в тихом сопровождении симфонии № 9 ч. 3 Л. Бетховена).