Общие принципы начального обучения гитариста

Ваваева Ирина Павловна

Путь от первых впечатлений от соприкосновения с искусством до начала музицирования. Какие подводные камни ожидают на этом пути учащегося и как избежать их. Упражнения, рекомендуемые нотные материалы для оптимизации процесса обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchie_printsipy_nachalnogo_obucheniya_gitarista.docx19.16 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМ. С.А. КУСЕВИЦКОГО»

ГОРОДА ВЫШНИЙ ВОЛОЧЕК ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО КЛАССУ ГИТАРЫ

ВАВАЕВОЙ ИРИНЫ ПАВЛОВНЫ

НА ТЕМУ:

"ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

ГИТАРИСТА"

2017 год


Общие принципы начального обучения.

Первые впечатления от соприкосновения с искусством часто оказывают если не решающее, то очень сильное влияние на последующее развитие ученика. Умелые и правильно привитые начальные навыки могут дать хорошие результаты и при минимальных музыкальных способностях, и наоборот- неправильная посадка и постановка рук могут заметно тормозить художественное и техническое развитие даже одаренных детей. Педагог должен не только прививать профессиональные навыки, но и пробуждать у ученика любовь к музыке, развивать способности эмоционально воспринимать и понимать музыкальный язык.

Образное восприятие, активная работа воображения - отличительная особенность детского мышления. Как сказал психолог Узнадзе: ”Обучение-это особая форма деятельности - не игра и не труд, но и то и другое.”  Поэтому, чем быстрее нам удастся включить детскую фантазию, воображение тем незаметнее пройдут трудности привыкания к обучению в музыкальной школе, тем выше будут его достижения.

Основные этапы овладения постановкой рук.

Музыкально исполнительские успехи ученика в значительной степени зависят от того, как быстро он овладеет рациональной постановкой и освободится от лишнего мышечного напряжения. Неправильное положение рук и “зажатие” во время игры иногда могут стать непреодолимой преградой в исполнительском развитии гитариста. Особенности постановочных навыков, привитых в раннем детстве, в основном характеризуют манеру игры и взрослого музыканта. Постановочные дефекты приобретенные  в начале обучения, часто, не взирая на все усилия опытного педагога, уже невозможно исправить.

Начальное овладение постановкой левой и правой рук целесообразно разделить на такие этапы:

  1. Посадка и держание гитары не играя.
  2. Выполнение простейших игровых движений правой и левой руками отдельно.
  3. Соединение работы левой и правой рук.

На всех этих этапах продолжается работа над звукоизвлечением, обращается внимание на качество воспроизводимого учащимся звука. Нужно стараться, чтобы звук был, по возможности, сочным, ярким, долго длящимся. Надо избегать как слабого, бесцветного звука, так и резкого, форсированного.

Чтобы постановка сформировалась как можно быстрее каждое нужное движение должно повторяться много раз.

Очень полезны следующие упражнения:

  1. Упражнения на открытых струнах правой рукой (арпеджио)
  2. “Гусеница” (хроматическая гамма)
  3. Техническое легато (восходящее) по всем струнам.
  4. Гамма До мажор в одну октаву.

При достаточном освоении  упражнения можно исполнять под метроном.

На самом первом этапе развития дети охотнее играют песенки со словами, чем без слов. Вначале обучения (две недели) мы играли без нот. Безнотное обучение на первых шагах помогает более быстрому развитию координации  действий правой и левой рук. Внимание учащегося не распыляется, не раздваивается, постановка формируется быстрее и качественнее. А затем постепенно вводится игра по нотам.

  • Шаинский Кузнечик - без нот
  • Красев Елочка - по нотам
  • Веселые гуси – по нотам
  • Каркасси – Андантино.

На начальном этапе  обучения художественный репертуар желательно составлять из народных, детских и массовых  песен, а также оригинальных  гитарных пьес  малой формы, созданных композиторами с учетом специфики начального обучения