"ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЯ ШТРИХОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГИТАРИСТА"

Ваваева Ирина Павловна

 Цель этой разработки показать особенности работы над штрихами в классе гитары: условное легато на “педали”, абсолютное легато, нон легато на гитаре, и на примере этюда Ф.Сора изучить и закрепить новые исполнительские приемы, расширить технические возможности, познакомить учащегося с творчеством Ф.Сора.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_osobennosti_2017g.doc58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМ. С.А. КУСЕВИЦКОГО»

ГОРОДА ВЫШНИЙ ВОЛОЧЕК ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО КЛАССУ ГИТАРЫ

ВАВАЕВОЙ ИРИНЫ ПАВЛОВНЫ

НА ТЕМУ:

"ОСОБЕННОСТИ

ОСВОЕНИЯ ШТРИХОВ В

ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

ГИТАРИСТА"

2017 год


            Цель этой разработки показать особенности работы над штрихами в классе гитары: условное легато на “педали”, абсолютное легато, нон легато на гитаре, и на примере этюда Ф.Сора изучить и закрепить новые исполнительские приемы, расширить технические возможности, познакомить учащегося с творчеством Ф.Сора.  

            Слово "штрих" немецкого происхождения ( переводится как "линия", "черта" ). Первоначально оно относилось к форме движения смычка при игре на струнных инструментах. Термин "штрих" используется и в гитарной методической литературе.

        Штрих - это конкретная форма артикуляции, используемая в процессе произнесения музыкальной речи. В гитарных нотах чаще всего указываются штрихи LEGATO, STACCATO, NON LEGATO. TENUTO и MARTELE встречаются в произведениях более высокого технического уровня, более высокого художественного достоинства.

         Для выполнения штрихов гитарист использует ряд выразительных средств:

  1. Прием звукоизвлечения.
  2. Педализацию.
  3. Сокращение длительности звуков.
  4. Динамику.
  5. Агогику.
  6. Специфические приемы (игра у подставки, игра на грифе, вибрато.).
             Основные приемы звукоизвлечения: apoyando ( опираясь) прием, при котором палец правой руки после защипывания струны по инерции опирается на следующую струну.
            Apoyando дает сильные и плотные по тембру звуки. Поэтому этот прием чаще всего используется гитаристами для акцентировано-выразительного исполнения отдельных звуков или мелодических пассажей.

         Tirando ( доставая) - прием, при котором палец правой руки после защипывания струны не опирается на следующую струну, а проходит вблизи нее. Tirando дает более легкие и светлые по тембру звуки. Поэтому этот прием применяется для игры большинства видов двухголосия, аккордов, арпеджио, но может быть использован и при исполнении мелодии. В нотной литературе для гитары эти способы звукоизвлечения чаще всего не обозначаются и применяются гитаристами в зависимости от фактуры, понимания музыкально- художественного содержания произведения и технического удобства использования того или иного вида звукоизвлечения.

           LEGATO (связно) * один из основных исполнительских штрихов. В музыкальной практике различают два вида легато.

          Отдельной атакой исполняется первый звук фразы, последующие звуки исполняются без специальной атаки, а лишь путем переливания первой ноты в последующие. Такой принцип исполнения осуществим на струнно-смычковых и духовых инструментах, а также в пении. При исполнении такого вида LEGATO на гитаре первый звук берется щипком правой руки, последующие звуки музыкальной фразы исполняются левой рукой, без участия правой. Этот вид легатной игры описан во всех гитарных школах. Мы будем называть его абсолютным LEGATO.

          Другая разновидность связного исполнения характерна для клавишных инструментов. Каждый из залигованных звуков исполняется отдельной атакой, берется отдельным нажатием клавиши. Ощущение связности нот зависит от мастерства исполнителя. Другая манера исполнения LEGATO на гитаре заключается в том, что каждый из связываемых звуков берется щипком правой руки. Мы будем называть такой способ звукоизвлечения условным LEGATO.

          Функция абсолютного LEGATO многообразна. Она одновременно красочная, музыкально-смысловая и технически облегчающая исполнение. В условиях гитарного исполнительства абсолютное LEGATO имеет три разновидности: нисходящее, восходящее и смешанное. При нисходящем LEGATO второй звук отличается по тембру потому, что палец правой руки защипывает струну ногтем, а палец левой руки- подушечкой. В тесных мелодических интервалах из-за близкого расстояния между местом срывания струны пальцем левой руки и местом прижатия струны на грифе может возникать эффект, близкий sul pontucello (игра у подставки). Задача исполнителя состоит в том, чтобы свести к минимуму тембровую разницу между первым и вторым звуками. Для этого палец левой руки должен срывать струну не краешком подушечки, а примерно ее серединой. На начальном этапе обучения важно, чтобы учащийся прочно усвоил, что выполнение нисходящего LEGATO основано на одновременном действии двух пальцев: одного- срывающего струну и работающего вниз, другого- удерживающего струну на грифе и работающего вверх.

        Восходящее LEGATO выполняется следующим образом: после взятия щипком пальца правой руки первого звука, второй ( более высокий звук) исполняется ударом пальца левой руки на соответствующем ладу. При исполнении восходящего LEGATO на 1,2,3 струнах второй звук заметно уступает первому в "насыщенности" тембра, в "плотности" звучания.

        Смешанным LEGATO в гитарном исполнительстве называется сочетание различных видов LEGATO при игре звуков, объединенных на письме одной лигой.

        Условное LEGATO на "педали"

        Некоторые фрагменты из гитарной литературы напоминают фортепианное звучание на педали. Каждый раз, когда нота берется на фоне звучащей предыдущей ноты и возникает слитное звучание, мы будем пользоваться терминами : "педализация", "на педали" и т.п.

           Гитарное NON LEGATO - способ исполнения звуков, при котором каждый звук берется правой рукой, паузы между нотами отсутствуют, в нотах не указана "педализация", под звуками не выставлены штрихи и звуки не перекрыты условной либо смешанной лигой.

           STACCATO - способ исполнения звуков, противоположный LEGATO. На письме обозначается точкой, поставленной над или под нотой.

         

           Рассмотрим применение штрихов условное LEGATO на "педали", абсолютное LEGATO, NON LEGATO на следующем нотном материале: Ф.Сор Этюд a-moll

            Этот этюд принадлежит к лучшим этюдам Сора. Несмотря на богатое художественное содержание, он остается этюдом и имеет ряд технических трудностей, которые не так-то легко преодолеть. Первая и труднейшая задача здесь- научится петь на инструменте, приближая звучание мелодии, исполненной на гитаре, к вокальной кантилене.

Характер этюда определяет средства, при помощи которых мы будем добиваться выразительности.

                 1. Прием звукоизвлечения Tirando дает более легкие и светлые по тембру звуки;

            2.  штрих - условное легато "на педали";

            3. динамика

            4. агогика;                                                                                

            5. игра на грифе.

         

         Форма этюда - простая трехчастная (А-В-А)

Для того, чтобы правильно артикулировать первые 3 мотива, нужно расчленить их посредством точного соблюдения пауз в басу. При исполнении этих мотивов и, естественно, всего этюда важно ощущать метр 6/8, а не 3/8. Правильное понимание метра произведения обезопасит от чрезмерного дробления линии и этюд приобретет широкое дыхание.

С особым вниманием нужно отнестись к исполнению абсолютного LEGATO. Во-первых, абсолютное LEGATO при нисходящем движении мелодии надо выполнять только за счет движения пальцев левой руки, без участия кисти. Во-вторых: чтобы добиться ровного звучания, не следует форсировать первый звук.

         В аккордах, завершающих 1-е предложение ( играются штрихом NON LEGATO за счет освобождения большого пальца левой руки) нужно подчеркнуть ход баса - соль- соль# - ля.

Чтобы осуществить плавный переход от 1-го ко 2-му предложению, нужно выслушать затухающий звук "ми" и с того же динамического уровня начать связующий пассаж.

          Второе предложение, за исключением окончания, аналогично первому. Чтобы остановка на восьмой "си бемоль" (т.7) не воспринималась как провал памяти исполнителя, она должна быть подготовлена небольшим расширением.

В т.8 применение пальца Р подчеркивает ход ля-фа-ре.

          Залог успешного исполнения 2 части - соблюдение точной аппликатуры обеих рук, а также рельефная, осмысленная игра отклонений.

Трудности при исполнении этой части связаны со сменой позиций. Мы решали их следующим образом:

- искали общие пальцы;

- использовали собирание мелодической линии в аккордовые построения.
          Польза этого способа в том, что происходит более быстрое запоминание расположения пальцев левой руки. Вообще следует заранее зримо представлять положение руки и пальцев в новой позиции. Последний звук перед сменой позиции нужно играть легко и тихо. Тогда его укороченное звучание не будет восприниматься так остро.

          При выполнении условного LEGATO на '"педали" необходимо добиваться, чтобы применение пальца "Р" не нарушало мелодической линии. Гармонические особенности середины способствуют ее более взволнованному, беспокойному, неустойчивому характеру, контрастному характеру 1-ой части. Во 2-й части 2 большие "динамические волны" (10-14т) и (15-20т ). Усиление звука не должно сопровождаться ускорением. Чтобы этого не произошло, нарастанию звука должно соответствовать расширение - тогда исполнение будет ритмичным. При работе над репризой нужно руководствоваться ощущением, что это не столько повторение, сколько продолжение музыкальной мысли.

         

       Литература:

  1. Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре М. 1990.
  2. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре М.1991.
  3. Николаев А. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре Л. 1990.
  4. Титов Е.С. Штрихи на гитаре К. 1999.