Психологические аспекты сценического образа.

   План-конспект выступления на семинаре 2013 г. Из практического опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskie_aspekty.docx34.79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                    Психологические аспекты сценического образа.

Успешности обучения наших воспитанников как нельзя лучше способствуют  публичные выступления.  Если они построены на соревновательно -конкурсной основе, то в критериях оценок фигурирует художественный отбор репертуара, исполнительское мастерство и, конечно, сценическое мастерство, или, создание сценического образа. В понятие «сценический образ»  здесь входят совокупность средств и приемов сценического поведения исполнителя, например,  умение свободно вести себя на сцене, пластично двигаться, соответствие постановки номера содержанию песни, уровень художественного вкуса, проявленный при создании костюмов и реквизита, оригинальность исполнения.

Процесс  фонации - психологический процесс, т. е. особый вид настроя нашей психики, всего организма, подчиненный творческим задачам. Через осмысление, эмоциональное погружение посредством всего психофизического аппарата важно донести образ (идею) исполняемого вокального произведения. Пение- это разговор со слушателем на языке эмоций.

 Соответственно, все технические навыки, которыми ученик овладевает на уроках вокала и актерского мастерства , помогают достигнуть наиболее убедительного результата.

Что такое Актерское мастерство? Вот примеры ответов на этот вопрос: «умение вжиться в роль», «умение заставить человека (зрителя) испытать нужную эмоцию», «это возможность открывать себя нового», «возможность прожить другую жизнь, не свою…», «актерское мастерство – это быть другим, оставаясь при этом самим собой…». Конечно, этот список можно продолжить. Актерское мастерство – это и возможность проживать не свою жизнь, это и постоянный поиск новых качеств в себе и т.д. Ну а с профессиональной точки зрения, актерское мастерство - это искусство перевоплощения.

     Певец должен видеть то, о чём поёт. Тогда  это увидит (ярко представит себе) и слушатель. Так ,кстати, считал и Шаляпин и сам обладал этим свойством в высшей степени.

Самосознание себя как уникальной личности

В каждом ученике надо выявить самые лучшие его физические и человеческие качества. В контакте с ним с первых минут общения необходимо раскрыть красоту этих качеств, их значимость для самого ученика, для его окружения, а также необходимость их в творческом процессе. Неординарные проявления должны иметь поддержку. Повышая самооценку, желательно выявить для ученика только ему присущую красоту, внешнюю и внутреннюю. Эта самооценка, воспитанная педагогом, важна для укрепления желаний, воли при необходимости выразить себя через голос.           Важно осознание внешнего эффекта. Это вопросы поведения, общения с окружающими, отношения к занятиям, педагогу и получаемым знаниям. Сюда же входят вопросы внешнего вида на сцене и внутренней психологической подготовки к творческому проявлению. Для уверенности в себе можно использовать различные аутогенные установки и психологические тренинги.

Настрой и самовнушение

Психологический настрой начинается с «видения себя как бы со стороны», с психического самоосознания своего «Я» и направления его на восприятие себя как уникального существа, созданного природой. В воспитании чувства своей значимости можно использовать похвалу и всяческую поддержку малейшему успеху или любому шагу вперед в овладении процессом.

Об эмоциональном зажиме можно говорить много. Поэтому помогает настрой следующего порядка: «прояви все лучшее, что есть в тебе», «представь, что твой голос и есть ты сам, а твое «Я» - прекрасно и удивительно»; «дари свой голос с любовью и радостью, от всей души, испытывая при этом возвышенный внутренний полет».

Обретение внутренней свободы

 Свободный голос в свободном теле! Можно ли освободить голос, то есть дать ему возможность звучать легко, полётно, объемно и т. д.? Конечно, да, если знаешь, как управлять этим процессом. Психологическая свобода - есть эмоциональная свобода. Голос - это богатство и дар Божий. И стоит подумать, как его сохранить, как им распорядиться, кому и как довериться и как голос должен служить высокому искусству.  

       Голос всегда отражает наше внутреннее состояние, поэтому необходимо оградить себя от психических перегрузок, стрессов, неудач и т. д. Процесс фонации должен быть радостным и трепетным. Нет никого, кто бы ни волновался перед чем-то значимым в своей жизни, только само волнение должно сопровождаться возвышенными помыслами добра, любви и радости. Такая психическая установка никогда не перекроет голос, идущий от сердца.

     На уроках по скрипке замечательный педагог Н. В. Бабухина говорила: «Скрипка - это продолжение тебя, твоей руки. Держи ее нежно, ничего не напрягай, руки твои мягкие, ласковые, как твои чувства к ней». То же можно сказать и о нашем голосе,  кaк  о музыкальном инструменте внутри нас. Выражай его легко и свободно. Правильное дыхание должно быть связано с эмоцией, должно исходить от всего сердца. Подобно тому, как скрипач использует свой скрипичный смычок, а виолончелист виолончельный, певец должен научиться  пользоваться смычком дыхания. Об отождествлении голосового  аппарата певца с виолончелью писал и Шаляпин : «Я учусь  звукообразованию у виолончелий». И в самом деле, как тягуче кантиленно, по-виолончельному резонансно звучит его голос, например, в «Ноченьке»… Профессор А .Ардер использует следующий психологический образ- отождествление себя с сильно резонирующим духовым музыкальным инструментом: «Вокальный педагог должен дать в руки ученику инструмент – тубу, как бы во внутренние объятия. Внутренние объятия вокального инструмента –тубы должны быть так сердечны и нежны, как у матери, которая первый раз берёт на руки новорожденного младенца».

Слуховой самоконтроль соединяется с эмоциональным началом в обретении внутренней свободы, а умение слышать и слушать себя должно войти в профессиональную привычку.

Голос как средство выразить себя . Аутогенная тренировка состоит в следующем: «Я пою - значит, творю, созидаю», «Мой голос - отражение моей души», «Я пою с любовью и радостью» - эти установки и есть психологический шаг в поиске самого себя в своих переживаниях, в соединении со своим инструментом - голосом.

     Ни одного звука без особого тонкого, возвышенного чувства к нему. Нельзя звуком любоваться, если он рожден без любви. Интонация мелодий и звук сначала рождаются в нашем внутреннем представлении. В воображаемом представлении «рождать звук внутри себя» - есть радость творческого начала.

Через голос мы выражаем себя, поэтому сначала внутренним самоконтролем «входим в себя», а потом отдаем свой голос как подарок. Эмоционально разделяем себя с красотой своего голоса, своей души. «Наполнись звуком, как сосуд водой, и выливай звук, как воду из сосуда».

      Прав педагог Д. Огороднов, который в психологически-эмоциональном плане давал следующие установки: «Голосом вырази свою доброту, выражай ее свободно, непринужденно, в звуке выражай свое чувство, возглашай, утверждай доброе, вечное, как свое достоинство, как самого себя, любуйся нежностью и искренностью звучания, ищи их в звуке голоса, старайся возвыситься над собой, вложи волю преодолеть самого себя, затаив в себе чувство радости».      Прежде чем петь, подумай, что композитор хотел сказать этой музыкой людям и как это расскажешь ты. «Каждым звуком, каждым движением выражай что- либо, - требовал от певцов великий А. Тосканини, - выражай чувство полно и искренне».  

Снятие психических зажимов и барьеров.       Это ликвидация чувства стыда, боязни, болезненного волнения и стрессового состояния перед выходом на сцену, перед публикой, аудиторией. Если это присутствует, то проявится как неспособность к личностному проявлению себя в творчестве. Многие артисты, певцы так и не «раскрылись» по-настоящему, испугавшись самих себя, не сумев раскрыть свою индивидуальность, природу своего таланта. Не для каждого нашелся педагог, режиссер, учитель, который сделал бы это вместе с ним.

         Психологические проблемы бывают в любом возрасте. Часто личные проблемы психологического характера замыкают внутренний мир, и очень трудно вырваться ему на свободу. Творческая личность без этой свободы состояться не может. На обретение полноты своей творческой индивидуальности, как и внутренней свободы, иногда уходят годы поисков, тренировок, смены педагогов и репетиторов.

   Нельзя не обращать внимания на атмосферу психологических контактов и ауру, которую создает ученик вокруг себя, формируясь как музыкант. Его привычки, вкусы и взгляды должны быть под контролем педагога, формироваться им, если между учителем и учеником установлены доверительные отношения. Если существует какая-либо проблема проявления себя в жизни, то это обязательно скажется и на творчестве.

   Личные неудачи, неправильный образ мыслей в восприятии мира вокруг и себя в нем мешают внутренней свободе. Задача педагога - освободить певца от влияния внутренних психологических зажимов. Внутренний мир - это и есть богатство каждого. Проникнуть в него, вытащить все самое ценное, красивое, обогатить его своим личным опытом - вот путь правильной установки в системе вокальной педагогики.

       А как ценно это в дальнейшей работе по развитию способностей голоса к воспроизведению мысленных и эмоциональных импульсов! Если найти дорогу в свой мир, это дает чувство истинного наслаждения, что и пробуждает творческое состояние.

     Опираясь на воображение, педагог «творит», «лепит» ученика вместе с ним. Процесс этот двухсторонний. С одной стороны педагог «не диктатор» направляет, формирует умение, а ученик параллельно анализирует и приспосабливает прием или способ к своей индивидуальной физиологии, тем самым развивая свой профессиональный опыт.

          Совершенствование умения и мастерства должно опираться на вдохновение и внутреннюю психологическую интуицию, как педагога, так и ученика. В творческом процессе мы раскрываем музыкальный образ, рожденный мыслями и чувствами, как композитора, так и исполнителя. Отсюда выстраивается исполнительский план произведения.

      Одухотворенность - основа исполнителя. Ей подчиняются все средства музыкальной выразительности. Ранее утверждали, что средства музыкальной выразительности создают музыкальный образ.

Я предлагаю идти от обратного. Музыкальный образ подает объем оттенков в разнообразии чувств, в передаче которых и используются все средства музыкальной выразительности. Без эмоциональной одухотворенности музыка мертва. Такой посыл на исполнительство рождает осмысленное, осознанное самовыражение, где одно- временно присутствуют и характер, и манера, и чувства, необходимые в раскрытии образа. Кто-то сказал: «Говорить языком звуков - вот наука, которую надо постигать».

   Использование ассоциаций является универсальным способом коррекции энергетических условий фонационного процесса, позволяющим певцу использовать в вокально-технической работе свой жизненный опыт и интегрирующие возможности своего подсознания.