МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Сачкова Наталья Викторовна

Данная статья о необходимости музыкального образования для подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pk_1_-_sachkova_n.v._statya.docx26.84 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Сачкова Наталья Викторовна

МБУДО «Детская школа искусств им. Г. Кукуевицкого»

г. Сургут

 Сегодня мало таких родителей, которые задумываются о музыкальном образовании своих детей. Многие родители считают, что музыкальное образование не так важно, как например: юридическое, экономическое или филологическое, ведь жизнь заставляет выбирать кратчайший путь к финансовому благополучию. Но не всегда такое негативное отношение было к музыкальному образованию. Совсем недавно, в 60 – 70 годы предыдущего столетия, родители старались дать детям не только среднее, но и музыкальное образование. И правильно делали, ведь музыка прививает не только любовь к творчеству и развивает душевные и духовные качества, но помогает детям развить коммуникабельность и мыслительные способности. Очень часто дети, которые занимаются музыкой, отличаются от ровесников грамотностью, трудолюбием, терпением и силой воли. Дети, занимающиеся музыкой, опережают своих сверстников в умственном развитии, они быстрее усваивают навыки чтения и умеют яснее выражать свои мысли. Это научно подтвержденный факт. Регулярные занятия музыкой с детьми развивают не только моторику рук, но и моторику речи. Очень актуальным сейчас является работа в музыкальных школах с детьми- инвалидами. Музыка развивает даже больных детей.

10 причин отдать ребенка в музыкальную школу.  

  1. Играть – это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских.
  2. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься надо почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале. Но в отличие от героев спорта, музыка – это воспитание характера без риска травмы.
  3. Занимаясь музыкой, ребенок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует звуковыми фигурами, запоминая нотный текст. Не случайно А.Эйнштейн играл на скрипке, а профессора Оксфорда составляют 70% членов музыкального клуба.
  4.   Музыка и язык – близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший – музыка; потом младший – словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику.
  5. Музыка структурна и иерархична: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов.
  6. Музыкальные занятия развивают навыки общения или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки. Исполняя произведения И.С.Баха, В.А.Моцарта, Л.В.Бетховена, маленькому музыканту придется перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать.
  7. Музыка развивает ассоциативное мышление. То есть способность мыслить образами. Это и передача картин природы посредством музыки и создание сказочных персонажей. Развитие богатого воображения и фантазии через красивые гармонии в музыке.
  8. Музыка развивает слух, музыкальную память, музыкальное мышление, заставляет восхищаться своей красотой.
  9. Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Положение артиста на сцене заставляет его мобилизоваться и справляться со своим волнением. Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.
  10.  Музыка – лучший путь к жизненному успеху. Немудрено, что музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости. И у нас есть 10 причин последовать их вдохновляющему примеру.  

В процессе всестороннего развития личности искусству принадлежит ответственейшая роль, ибо, хотя основой всестороннего развития личности является сама жизнь, в которой главную роль играет творческий труд, но жизнь без искусства не формирует и не воспитывает человека целостного, всесторонне и гармонично развитого. Искусство называют «школой чувств». По выражению музыковеда В.Н.Холоповой; «Музыка может волновать и умиротворять,  веселить и сострадать, вводить в транс и лечить, - все это подвластно ее могуществу благодаря таким резервам эмоций, которыми не располагает никакой другой вид искусства.» Музыкальное воспитание как средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры чувств, нравственности – такой подход характерен для современной музыкальной педагогики.

Чрезвычайно важно, чтобы воздействие искусства начиналось как можно раньше, в детстве. Воспитанная с ранних лет способность глубоко чувствовать и понимать искусство, любовь к нему, сохраняется затем на всю жизнь, влияет на формирование эстетических чувств и вкусов человека. «То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы.» - предупреждал В.А.Сухомлинский. Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимается на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами.

Таким образом, цель занятий искусством с детьми – пробуждать творческие силы, воспитывать любовь к прекрасному, любовь к искусству. Педагогика учит нас в процессе эстетического воспитания не ограничиваться лишь пассивным наблюдением; необходимо так же и творческое проявление себя в искусстве – овладение навыками коллективного и индивидуального исполнительства. Широко известно, что научить любить и понимать музыку можно только при помощи самой музыки. Поэтому необходимо создавать условия для повышения музыкальной культуры детей. Музыкальное воспитание не требует особой одаренности, достаточно «средних способностей» нормального человека. Как известно, Б.В.Асафьев был одним из инициаторов и теоретиков создания системы детского музыкального образования в нашей стране. Предложенные им методы легли в основу музыкальной педагогики.

Становление системы отечественного музыкального образования (1918 – 1950гг.)

В октябре 1918 года была утверждена «Декларация о единой трудовой школе», где на ряду с другими предметами специальное внимание уделялось вопросу эстетического образования. В народном комиссариате просвещения, во главе которого стоял широко образованный государственный деятель А.В.Луначарский, был создан Музыкальный отдел (МУЗО), к работе в котором были привлечены передовые музыканты такие как: Б.В.Асафьев, Б.Л.Яворский, В.Н.Шацкая, Н.Я.Брюсова и другие. В МУЗО были разработаны требования к преподаванию музыки в школе. Которые преследовали следующие цели:

1. Развитие музыкальных способностей детей.

 2. Развитие эстетического чувства.

Уже в этой первой программе по музыке, для единой трудовой школы, были намечены основные пути осуществления музыкального образования:

1. Развитие способности воспринимать музыку (слушание),

2. Развитие способностей и умений (пение).

3. Усвоение нужных знаний (грамотность).

 Решительный акцент делается на эмоциональное, творческое восприятие музыки, на обогащение музыкального слуха и музыкального опыта детей.

В 1922 году была проведена реформа музыкального образования.

Консерватории разделились на три типа учебных заведений (три ступени обучения) – школы, дающие начальное музыкальное образование, техникумы – среднее и консерватории – высшее. В Петрограде, а затем и в Москве в 1918 – 1920 годы начинают открываться Народные школы музыкального просвещения, которые стремились «дать возможность всем желающим овладеть достоянием музыкальной культуры, научиться понимать музыку во всех ее проявлениях и стать музыкально грамотными. В большинстве школ велось обучение игре на фортепиано, скрипке, виолончели. Большой популярностью пользовались занятия пением. Обязательным предметом был хоровой класс. В школы принимались учиться все желающие - дети и взрослые. Кроме детских музыкальных школ, в эти годы большой популярностью пользовались различные студии, ставшие впоследствии основой развития музыкальной самодеятельности.

Итак, уже в 20-е годы в нашей стране складываются основные направления развития профессионального и массового музыкального образования. Профессиональное – в виде музыкальных техникумов (среднее звено) и консерваторий (высшее звено), массовое – общеобразовательные и музыкальные школы, самодеятельность. В поисках новых форм и методов музыкального просвещения принимала участие целая плеяда выдающихся деятелей музыкальной педагогики. Среди них Станислав Теофилович и Валентина Николаевна Шацкие. Они создали детские клубы, в которых ребята могли учиться грамоте, трудовым навыкам и приобщаться к различным видам искусства.

1930 – 1960 годы характеризуются рядом преобразований. С этого времени музыкальное образование официально стало осуществляться по двум направлениям:

  1. Общеобразовательная школа, в которой с 1-го по 7-ой классы предусматриваются уроки музыки (по 1 часу в неделю).
  2. Различные формы внешкольного музыкального воспитания и образования (музыкальные школы, дома пионеров, клубы).

В 1947 году создается Научно-исследовательский институт художественного воспитания Академии педагогических наук РСФСР.

Борис Владимирович Асафьев (1884-1949гг.) из всех видов активной музыкальной деятельности, способной охватить широкие массы детей, выделял хоровое пение. В чем же состоят преимущества хорового пения?

Во – первых, наиболее доступный вид музыкального исполнительства. Эта доступность обуславливается тем, что голосовой аппарат - «инструмент», данный человеку от рождения, совершенствующийся с его ростом и развитием. Воспитание певческих навыков есть одновременно и воспитание человеческих чувств и эмоций.

Во – вторых, хоровая музыка тесно связана со словом, что создает базу для более конкретного понимания содержания музыкальных произведений. Хоровая музыка всегда ярко программная. Содержание ее раскрывается и через слово, поэтический текст, и через музыкальную интонацию, мелодию. А потому идейно – эмоциональное содержание хоровой музыки   как бы «удваивается». Эта особенность очень важна для музыкального воспитания детей, которым свойственна конкретность мышления, образность представлений.

В – третьих, необходимо отметить коллективный характер процесса хорового пения, где все помогают, поддерживают друг друга. Каждый чувствует себя ответственным за общее дело. И, наконец, хоровое пение обеспечивает возможность первоначальных музыкальных впечатлений, способствует овладению «музыкальной речью», что в свою очередь, помогает более точно и глубоко выявить музыкальные способности.

Кстати еще в 1970-х годах эта традиция хорового пения в общеобразовательных школах продолжалась. Она была утеряна 1980-1990 годах. Совсем недавно, 27-28 октября 2017 года, в программе V Всероссийской научно-практической конференции под названием «Теоретические и практические аспекты образования в сфере культуры и искусства» выступил Н.И. Тарасевич – доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории им.П.И.Чайковского. В своем докладе «Об обновлении стандартов музыкального образования школьников» он сказал, что необходимо восстановить практику хорового пения в общеобразовательных школах и вернуться к старым традициям.

Хотелось бы еще сказать о формировании гражданской идентичности в системе музыкального образования. Это формирование значимых морально-психологических качеств, как гражданская зрелость, ответственность, чувство долга, любовь к Отечеству, верность традициям, желание сохранять и преумножать исторические и культурные ценности. Проблема гражданской идентичности в последнее время стала особенно актуальна. Она вызвана теми преобразованиями, которые произошли в 90-е годы прошлого века, когда девальвация культурных ценностей оказала, и к сожалению, продолжает оказывать негативное влияние на общественное сознание, на воспитательный процесс подрастающего поколения. Современная молодежь стала более прагматичной, личное у нее вышло на первое место. Патриотизм, гражданственность, сочувствие и сострадание уходят на второй план.

Использование русской музыкальной классики в процессе обучения – лучший способ формирования гражданской идентичности. Знакомство на уроках музыкальной литературы в детских музыкальных школах с музыкальными произведениями М.И,Глинки, П.И,Чайковского, М.П.Мусоргского и др. позволяет оценить не только масштаб замысла и гениальность произведения, но и узнать историю государства, традиции. Примером может служить опера М.Глинки «Иван Сусанин»  с героико-патриотической идеей. В операх «Борис Годунов» и «Хованщина» М.П.Мусоргский изобразил непревзойденные по силе картины прошлого России. Разноликая Русь – народная, боярская, царская – показана композитором во всей полноте. Знакомство с этими операми учит школьников, тому как важно знать историю своей страны, знать через какие испытания она прошла. Таким образом, формирование гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, ее народ и историю происходит в процессе знакомства учащихся с отечественной музыкальной культурой. Русских композиторов всегда отличала огромная любовь к Родине, народу, которую они воплощали в своих произведениях.

В заключении хочется озвучить факты о пользе обучения детей музыке.

Нельзя не остановиться на одном из важных факторов, таких как, - музыкальный интеллект. Мозг музыкантов работает лучше. Исследователям удалось установить, что у музыкантов чаще, чем у других людей бывают задействованы оба полушария мозга одновременно, и у них они одинаково активны. Одинаковое развитие обоих полушарий мозга объясняется тем, что на музыкальных инструментах играют двумя руками, и поэтому нейронные сигналы распределяются равномерно. Музыканты полнее используют творческий потенциал, отпущенный им природой. Музыка способствует концентрации внимания, улучшает настроение и работу иммунной системы. В каждом человеке с рождения заложен потенциал, который стремится к раскрытию. Иными словами, стремление к самовыражению заложено в нас на генетическом уровне и является такой же потребностью, как стремление утолить голод, жажду. Надо помнить, что музыкальное образование может способствовать не только душевному преображению, но и физическому здоровью, затрагивая самые ценные аспекты человеческой жизни. Именно игра на музыкальном инструменте может стать новым звучанием вашей жизни и важным шагом к здоровью вашего ребенка.  

 Список литературы:

  1. Апраксина О.А.  Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие. – М.: Музыка, 1983. – 258с.
  2. Асафьев Б.В.  О музыкально – творческих навыках у детей / Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л.: Музыка, 1973. – 55с.
  3. Безбородова Л.А. Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. – М.: Академия, 2002. – 416с.
  4. Белошапка Г.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов. – Сургут: РИО СурГПИ, 2003. – 165с.
  5. Блинова Н.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. – Л.: Музыка, 1974. – 144с.
  6. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1968. – 62с.
  7. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Академия, 1999. М -  320с.