Практика духовно-нравственного воспитания в детском хоровом коллективе.

   Из  многолетней педагогической практики хочу сделать вывод, что детский хоровой коллектив, воспитываемый в  ключе духовно-нравственной высоты, и звучит  по-особенному. Ведь Голос, как внутренний светильник души, озаряет её изнутри, начинается лучиться, приковывает внимание и заставляет слушателя пережить катарсис, подняться над обыденностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktika_duhovno.doc74.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Практика духовно-нравтственного воспитания  в детском       хоровом коллективе.

Свой генезис хоровое искусство на Руси ведёт от православия. Певцы являли собой единство с соборянами (от цер.-слав. "соборище", "собор"), добровольное соединение людей на основе любви к Богу и друг к другу. Соборность вошла в образ жизни русского народа, воплотилась в традицию, укрепляя единство людей, обществ, групп между собой. Православная вера - душа, стержень русской соборности, основа русской культуры.

К сожалению, провозглашавшийся у нас в стране на протяжении нескольких десятилетий лозунг о массовости и доступности хорового пения, а также забвение огромного пласта ценнейшей духовной хоровой литературы значительно снизили художественный и технический уровень многих отечественных хоров, а вместе с тем и отношение слушателей к хору как эстетическому явлению музыкального искусства. Хоровое пение, превращённое в демонстрацию, заставку, утратило тот духовный потенциал, каким оно должно обладать.

В последние годы в отечественном хоровом исполнительстве происходят большие перемены, позволяющие говорить о наметившихся тенденциях возрождения хорового искусства. Но истинное его возрождение возможно лишь в том случае, если хоровая культура будет закладываться с детских лет и если хоровое пение займёт достойное место в иерархии ценностей музыкального искусства.

Сейчас наблюдается определённый подъём в детском хоровом исполнительстве, сопровождающийся глубоким внутренним его обновлением. Это проявляется прежде всего в резкой смене репертуарной политики отечественных детских хоров. Место псевдопатриотических произведений и массового песенного шлягера начинают занимать серьёзные сочинения классической музыки, истинно хоровые жанры отечественных и зарубежных композиторов, воскрешается забытый пласт русской музыки - музыка православной церкви.

    Хоровое искусство - искусство исполнительское. Это означает, что его предназначение - в произнесении музыки, подразумевающем исполнительскую интерпретацию сочинения, субъективную, личностную трактовку. Красота звучания, тембровое богатство, слитность ансамбля, чистота интонации и другие качества хора - всё это предпосылки успешного исполнения, а отнюдь не самоцель. Цель - творческое высокохудожественное исполнение - воспроизведение созданного композитором сочинения. Воспитывая слух, формируя вокальный звук, развивая силу голоса, надо помнить о цели музыкального обучения - научить ребёнка чувствовать и понимать музыку. Но сверхцелью детского певческого воспитания нам представляется раскрытие и РАЗ-ВИТИЕ (в соответствии с этимологическим значением слова - развёртывание, высвобождение чего-то, что уже пребывает в ребёнке в "свёрнутом", сжатом состоянии) духовной сущности ребёнка, которая выражается в его голосе. Профессиональная компетентность руководителя сказывается в том, что "нагружая" учеников технологией, он в то же время задаёт некий вектор универсно-духовного порядка.

Музыкально-исполнительской техникой на этой уровне является вдохновение, наличие которого подтверждает приоритетность духовно-практического начала в овладении искусством хорового пения. Именно одухотворённость звучания как непременное качество делает исполнение хора художественным, то есть эстетически значимым. Духовное развивается в "оболочке" художественного образа. Сфера профессионального обучения пению сводится к наработанным способам и приёмам звуковедения. Духовное же развитие не профессионально, но над-профессионально. Обе эти сферы взаимосвязаны: духовное, включённое в учение, усиливает профессиональную сторону деятельности, делает содержательными все элементы самого ремесла; а без огромного пласта сознательной технической работы невозможно достичь особого психоэмоционального состояния - вдохновения.

Музыкант становится художником тогда, когда овладевает порождающим способом, то есть научается реально включать в своё исполнение поэтическое, образное отношение к себе и окружающему миру. Подлинное развитие художественного сознания учащегося музыканта может совершаться только через привлечение личностных возможностей более высокого уровня, чем тот, который на данный момент является ведущим. "Человеческий дух всегда должен себя трансцендировать, подниматься к тому, что выше человека. И тогда лишь человек не теряется и не исчезает, а реализует себя.” На наш взгляд, нет ничего утопического в попытке обнаружить и развить у детей зачаток столь сложного личностного качества, тем более, что ребёнок, в отличии от взрослых, ещё не утратил интереса к эмоциональной отзывчивости на непосредственные чувственные впечатления.

Процесс музыкального обучения и воспитания качественно зависит от характера, интенсивности развитости и высоты отношений ученик-педагог.

"Педагогическое воздействие на уроке проявляется не только в реальных наглядных указаниях, в технологическом руководстве и контроле. Это воздействие многомерно, и большая его часть - собственно воспитательная- происходит как бы невидимым путём. Продуктивное творческое воздействие на ученика может быть только в условиях любви, когда педагог пристрастен (в положительном смысле) к ученику, заинтересован в нём. Только в обстановке диалогического общения и взаимопонимания музыкально-художественное обучение может стать духовно-нравственным общением.

Наиболее эффективным средством воспитания духовности и становления художественного сознания детей является репертуар. Репертуар, как совокупность произведений, исполняемых тем или иным хоровым коллективом составляет основу его деятельности. Репертуар влияет на весь учебно-воспитательный процесс, на его базе складывается художественно-исполнительское направление хора, вырабатываются вокально-хоровые навыки. Именно в нём закладывается фундамент духовно-нравственной и музыкальной культуры детей.

Результатом развития духовности является обретение ценности жизни, её осмысление, вся сила человеческой духовности заключается именно в интенции человека на вечные ценности, Вот почему главным критерием в отборе репертуара служит его художественная ценность, где основными составляющими этого понятия является глубина содержания произведения и совершенство его музыкальной формы. Принцип художественной целесообразности, художественной ценности произведения особенно важен в детском коллективе, где преодоление технических трудностей не должно лишать участников хора ощущения художественной цели, ощущения самих себя творцами. И здесь очень важно, чтобы в отборе сочинений для детского хора учитывалась доступность по уровню художественного восприятия, которое представляет единство познания и оценки, носит глубоко личностный характер, приобретает форму эстетического переживания и сопровождается формированием смысла высших общечеловеческих ценностей - Истины, Добра, Красоты. На этом уровне доступности важен культурный уровень маленьких певцов, их душевный и музыкальный опыт, духовная обстановка в хоре, а также качество преподнесения того ил иного музыкального материала.

Духовно-нравственный анализ музыки на занятиях призван непрестанно возвращать музыке ее возвышенную красоту - через воспитание музыкального слуха как органа поиска такой неземной красоты.

О важности духовного толкования музыки пишет и профессор  В.В.Медушевский: "Выдающийся музыковед Курт, придя в общеобразовательный лицей, привёл учащихся и их родителей (они вместе пели в школьном хоре и со школьным оркестром исполняли кантаты и мотеты Баха) в восторг столь бурный, что лицей едва не превратился в консерваторию. Причину успеха Курт видел в том, что музыка стала изъясняться школьникам в ДУХОВНЫХ понятиях. Всякое иное объяснение, оставляя душу пустой, разоряет возвышенную любовь к музыке".

А к чему стремились сами творцы шедевров? Для композиторов эпох классицизма и барокко высшее назначение музыки - духовное возвышение людей. Г.-Ф.Гендель писал : "Я очень сожалел бы, если бы моя музыка только развлекала моих слушателей: я стремился их сделать лучше".

   Из  многолетней педагогической практики хочу сделать вывод, что детский хоровой коллектив, воспитываемый в подобном ключе, и звучит  по-особенному. Ведь Голос, как внутренний светильник души, озаряет её изнутри, начинается лучиться, приковывает внимание и заставляет слушателя пережить катарсис, подняться над обыденностью.