Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Фортепиано"

Черткова Полина Владимировна

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Фортепиано"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление образования

администрации Тяжинского муниципального района Кемеровской области

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Итатский детско-юношеский центр»

Дополнительная общеразвивающая программа

художественной  направленности  

«Фортепиано»

(базовый уровень)

 

Итатский

2017

Управление образования

администрации Тяжинского муниципального района Кемеровской области

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Итатский детско-юношеский центр»

                                                                             

                                                                                Утверждена  приказом №   от   «»    2017 г.

                                                                           с учётом мнения педагогического совета

                                                                                (протокол № от «»  2017 года)

Директор центра _____________Н. Е. Воронов

 

 

Дополнительная общеразвивающая программа

художественной направленности  

«Фортепиано»

(базовый уровень)

Педагог дополнительного образования

Черткова Полина Владимировна

Возраст учащихся: 7-14 лет

для детей с умственной отсталостью 10-15 лет

Срок реализации:  3 года

                                                           

Итатский

2017

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка
  2. Задачи
  3. Формируемые предметные знания, учебные умения и универсальные учебные действия
  4. Ожидаемые результаты
  5. Учебный план
  6. Содержание учебного плана
  7. Календарный учебный график
  8. Методическое обеспечение
  9. Материально-техническое оснащение
  10. Литература
  11. Приложения

Приложение № 1. Оценка результатов освоения учащимися дополнительной общеразвивающей программы стартового уровня

Приложение № 2. Оценка результатов освоения учащимися дополнительной общеразвивающей программы стартового уровня базового уровня

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка

  1. Дополнительная общеразвивающая программа «Фортепиано» (далее – программа) составлена в соответствии с
  • Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);
  • СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41);
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008);
  • Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
  • уставом учреждения;
  • Положением о порядке разработки, принятия, утверждения и единых требованиях к содержанию и оформлению документации, обязательной для ведения педагогами дополнительного образования.
  1. Программа является дополнительной общеразвивающей программой художественной направленности.
  2. Программа первого года обучения относится к стартовому уровню сложности освоения образовательных результатов, второго и третьего – к базовому уровню. Программа первого года обучения предусматривает освоение учащимися общих сведений об интересующем их виде деятельности, помощь им в составлении представления о выбранной деятельности и оценке своих возможностей в её освоении. Она является переходной к базовой общеразвивающей программе обучения. Программа второго и третьего года обучения предназначена для учащихся, имеющих выраженный интерес к её содержанию. Она предполагает возможность осмысления учащимися имеющегося у них опыта в выбранной деятельности, углубления теоретических знаний и практических умений, самостоятельного переноса знаний и умений в новую ситуацию.
  3. Актуальность программы заключается в востребованности услуг по развитию творческих способностей учащихся, формированию широкого музыкального кругозора, всестороннему развитию эстетических взглядов, музыкальных,  творческих и исполнительских  способностей.
  4. Назначение программы:

первого года обучения:

  1. дать учащимся общие сведения об интересующем их виде деятельности, помочь им составить представление о выбранной деятельности и оценить свои возможности в её освоении;
  2. сформировать у учащихся следующие обобщённые умения уровня элементарной грамотности:
  • рассказать о конкретном виде деятельности;
  • выполнять основные действия;
  • объяснить причины выбора данного вида деятельности.

второго года обучения:

  1. дать возможность учащимся осмыслить имеющийся опыт в выбранной деятельности, углубить теоретические знания и практические умения;
  2. сформировать у учащихся не только обобщённые умения уровня элементарной грамотности, но и следующие обобщённые умения уровня функциональной грамотности:
  • систематизировать информацию;
  • выбрать и совершить самостоятельные необходимые действия для выполнения задания
  • довести начатую работу до конца (с помощью педагога);
  • общаться;
  • задать вопрос специалисту.

третьего года обучения:

  1. дать учащимся возможность для углубленного изучения предмета, совершенствования полученных умений, самостоятельного переноса знаний и умений в новую ситуацию;
  2. сформировать у учащихся кроме обобщённых умений уровней элементарной и функциональной грамотности, следующие обобщённые умения уровня предпрофессиональной грамотности:
  • умение изготовить продукт (изделие) самостоятельно;
  • умение творчески подойти к собственной работе;
  • способность найти себе применение в жизни;
  • уверенность в своих силах и возможностях;
  • социальная адаптация во внешней среде.
  1. Цель – формирование и развитие у учащихся художественно-эстетической культуры как неотъемлемой части культуры духовной, их потребностей в культуротворческой деятельности через приобщение к музыкальному искусству, обучение игре на фортепиано, развитие их исполнительских и творческих способностей.
  2. Программа является модифицированной. В её основу заложены основные положения программы «Общее фортепиано» Рогожиной И.А., адаптированные к запросам учащихся и потенциалу образовательного учреждения и педагога.
  3. По структуре программа является сквозной, соизмеряющей учебный материал с возрастными особенностями учащихся, их количеством в группах и оценкой физического состояния.
  4. По содержанию деятельности программа является познавательной и содержит элементы развивающей творческие способности деятельности.
  5.  По уровню формирования и развития личности программа является развивающей личность – информирующей о виде деятельности, нацеленной на получение сведений по предусмотренному виду деятельности и формирование предметных учебных умений и универсальных учебных действий в этом виде деятельности, на совместную и самостоятельную деятельность в процессе обучения.
  6. Исходной теоретической основой программы являются положения о
  • предоставлении учащимся возможности выбора сферы деятельности в соответствии с их возрастными особенностями и диапазоном интересов и потребностей;
  • формировании устойчивого интереса к музыкальному искусству как форме нравственно-эстетического воспитания;
  • первостепенной значимости игры на фортепиано, как неотъемлемой части воспитания музыканта на всех этапах обучения.
  1. Главная идея программы заключается в личностно-ориентированном подходе, позволяющем более полно приблизить формирование знаний, умений и навыков игры на фортепиано к индивидуальным физиологическим, психологическим и интеллектуальным особенностям каждого учащегося, способствовать развитию общей музыкальной грамотности учащегося и расширению его музыкального кругозора, а также воспитанию любви к классической музыке и музыкальному творчеству.
  2. Программа построена на технологии дифференцированного подхода, учитывающего возможности, способности и склонности каждого учащегося.
  3. Срок реализации программы:
  • программа рассчитана  на  3 года обучения;
  • общая продолжительность обучения составляет 108 учебных часов (36 учебных часов в год).
  1. Режим занятий:
  • занятия проводятся1 раз в неделю по 1 занятию продолжительностью 45 минут.
  1. На освоение программы стартового уровня принимаются все желающие без предъявления требований к уровню их образования и без вступительных испытаний (процедур отбора). Оценка готовности к освоению программы осуществляется на вводном занятии в форме беседы, позволяющей выявить уровень полученных учащимися знаний в рамках общего образования и осуществлять корректировку и индивидуализацию процесса её освоения. Учащиеся, освоившие программу стартового уровня, допускаются к освоению программы базового уровня без оценки их изначальной готовности к освоению содержания и материала заявленного уровня.
  2. Возраст учащихся: 7 – 14 лет, для детей с умственной отсталостью: 10 – 15 лет.
  3. Занятия проводятся индивидуально.
  4. Организационные формы обучения – индивидуальные аудиторные занятия с созданием творческой атмосферы, стимулирующей повышенную работоспособность и возможность активизации индивидуального участия.
  5. Формы занятий: практические занятия с изучением основ теоретических знаний.
  6. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости.
  7. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: участие в концертах Центра, посёлка и муниципального района.
  8. Программа реализуется по безоценочной системе в очной форме обучения.
  9. Формы подведения итогов реализации программы:
  • текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на формирование и закрепление учебных умений;
  • оценка результатов освоения программы стартового уровня проводится педагогом в конце учебного года без специально отведённого времени по методике, изложенной в приложении № 1, базового уровня – в приложении № 2.

Оценка личностных и метапредметных результатов самостоятельным объектом оценки результатов образовательной деятельности не является. Они учитываются в контексте оценки предметных результатов.

  1. Организация обучения детей с умственной отсталостью осуществляется с предоставлением следующих специальных условий:
  • учёт нарушений в сфере отношений, отклонений в познавательной сфере (низкий уровень развития познавательных интересов, волевых проявлений, трудовой культуры, неразвитость потребностей), патологического развития характера;
  • использование коррекционно-развивающих методов и приёмов обучения;
  • привлечение при необходимости специалистов в области коррекционной педагогики;
  • создание других условий, без которых невозможно или затруднено освоение данной программы.

  1. Задачи программы

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

в течение всего периода освоения программы:

  1. личностные:
  • формировать у учащихся собственной системы мотивов и направленности деятельности;
  • формировать общественную активность личности, гражданскую позицию, культуру общения и поведения в социуме, навыки здорового образа жизни;
  • формировать у учащихся стремление к самореализации;
  • обеспечить получение учащимися теоретических знаний и практических умений, необходимых для развития активной жизненной позиции личности;
  • способствовать обогащению гуманитарного и социального опыта учащихся.
  1. метапредметные – формировать у учащихся умения:
  • самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
  • самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
  • использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
  • самостоятельно находить методы решения научно-практических задач;
  • продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  • работать с информацией и использовать информационные технологии в своей деятельности. 
  1. образовательные (предметные):
  • формировать у учащихся умение воспринимать различные виды искусства как специфическую форму познания и преобразования мира;
  • расширить и углубить знания учащихся о творчестве деятелей отечественной и мировой культуры посредством её изучения и осмысления;
  • формировать у учащихся готовность беречь, охранять и преумножать культурные ценности;
  • формировать у учащихся потребности в обогащении знаний и умений в различных видах искусства и творческой деятельности;
  • способствовать воспитанию у учащихся ценностного отношения к прекрасному в действительности, труде, общественной жизни.

первого года обучения:

  1. познакомить с инструментом фортепиано, основными приемами игры;
  2. способствовать овладению основными приёмами игры на фортепиано, развитию музыкального слуха и памяти, чувства ритма;
  3. приобщить к музыкальному творчеству посредством слушания и исполнения произведений;
  4. научить:
  • правильной постановке рук, пальцевой технике, приемам звукоизвлечения, основным видам штрихов;
  • грамотно, выразительно исполнять (по нотам и наизусть) произведения;

5) способствовать развитию музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма.

второго года обучения:

  1. продолжить совершенствование предметных знаний и учебных умений, полученных в ходе освоения программы первого года обучения;
  2. научить:
  • иностранным обозначениям темпов, динамики;
  • выразительному интонированию мелодии и осмысленному исполнению фразировки;
  • слуховому и исполнительскому усвоению двухэлементной ткани двумя руками одновременно;
  • совершенствовать мелкую технику и овладевать элементарными приемами аккордово-интервальной техники;
  1. продолжить работу по воспитанию:
  • эстетического вкуса, культуры исполнителя и слушателя;

4) развивать качества исполнителя в концертах, праздниках.

третьего года обучения:

  1. продолжить совершенствование предметных знаний и учебных умений, полученных в ходе освоения программы первого и второго лет обучения;
  2. научить:
  • добиваться темповой устойчивости, ритмической и динамической четкости и ровности, артикуляционной ясности исполнения;
  • осознавать характер, образ исполняемых произведений;
  • самостоятельно разбирать текст;
  1. развивать гармонический, тембро-динамический слух;
  2. способствовать:
  • накоплению музыкально-слуховых, технических и организационных навыков при разучивании произведений;
  • активному участию в концертах, праздниках;
  1. продолжить работу по воспитанию:
  • музыкального мышления, техники исполнения, музыкальной грамотности.

  1. Формируемые предметные знания, учебные умения

и универсальные учебные действия

Инвариантные предметные знания:

  • о художественной деятельности как специфической форме познания и преобразования мира;
  • о выразительных средствах языка различных направлений творчества;
  • о прекрасном в действительности, труде, общественной жизни;
  • о творчестве деятелей отечественной и мировой культуры;
  • по программам эстетических курсов школьного образования (музыка, ИЗО и другие).

в исполнительском искусстве:

  • о музыкальной и исполнительской культуре;
  • о выразительных и изобразительных интонациях, характерных чертах исполнительского искусства;
  • о технике игры на фортепиано.

Инвариантные учебные умения:

  • в моделировании и воплощении собственного художественно-творческого замысла с использованием выразительных средств художественного творчества;
  • в передаче средствами художественного образного языка своего отношения к шедеврам российского и мирового искусства, изображающим различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
  • в восприятии произведений художественного творчества, высказывании аргументированного суждения об их содержании, сюжете и выразительных средствах;
  • в использовании дополнительных источников информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете).

в исполнительском искусстве:

  • в соблюдении требований музыкальной и исполнительской культуры;
  • в реализации творческого потенциала при осуществлении собственных музыкально-исполнительских замыслов;
  • во владении техникой игры на фортепиано.

Специальные предметные знания:

  • приемы игры на фортепиано, как двигательные, так и приемы звукоизвлечения;
  • нотная грамота и музыкальные термины;
  • строение различных видов гамм (мажорные, минорные, хроматические), аккордов (трезвучия с обращением) и арпеджио;
  • виды полифонии и произведений крупной формы и их строение;
  • различные музыкальные стили и жанры;
  • понимание характера исполняемых произведений;
  • поведение во время концерта;

Специальные учебные умения:

  • правильно сидеть за инструментом, правильно ставить руки;
  • играть гаммы до трех знаков включительно одной и двумя руками;
  • читать с листа произведения средней сложности;
  • умение подобрать несложную мелодию и аккомпанемент на слух;
  • самостоятельно разучивать, грамотно и выразительно исполнять на фортепиано различные произведения, учитывая особенности аппликатуры, соблюдая динамические и агогические оттенки, приёмы игры, способы звукоизвлечения и звуковедения;
  • исполнять произведения в ансамбле с педагогом или другим учащимся;
  • правильно вести себя на сцене.

Программа предусматривает дальнейшее формирование у учащихся следующих универсальных учебных действий:

  1. личностных универсальных учебных действий, обеспечивающих ценностносмысловую ориентацию учащихся:
  • умение соотносить поступки с принятыми этическими принципами;
  • знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения;
  • умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
  1. регулятивных универсальных учебных действий, обеспечивающих учащимся организацию своей учебной деятельности:
  • овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
  • формирование эффективных способов достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач во внеурочной деятельности;
  • позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
  • овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров;
  1. познавательных универсальных учебных действий, включающих:
  • умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, поселка и др.;
  • развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • формирование доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, этических чувств;
  • развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
  1. коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивающих социальную компетентность:
  • учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности;
  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • способность интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми:
  • планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

  1. Ожидаемые результаты

Предметными результатами освоения программы являются:

инвариантными:

  1. учащиеся расширят и углубят знания:
  • о художественной деятельности как специфической форме познания и преобразования мира;
  • о выразительных средствах языка различных направлений творчества;
  • о прекрасном в действительности, труде, общественной жизни;
  • о творчестве деятелей отечественной и мировой культуры;
  • по программам эстетических курсов школьного образования (музыка, ИЗО и другие).

в исполнительском искусстве:

  • о музыкальной и исполнительской культуре;
  • о выразительных и изобразительных интонациях, характерных чертах искусства игры на фортепиано;
  • о различных техниках игры на фортепиано;
  • о различных жанрах музыкального искусства;
  • о различных жанрах фортепианной музыки в творчестве русских и зарубежных композиторов;
  • об основных понятиях музыкальной грамоты (ноты, ритм, лад, тональность, интонация, интервалы, аккорды.
  1. у учащихся продолжится формирование умений:
  • в моделировании и воплощении собственного художественно-творческого замысла с использованием выразительных средств художественного творчества, различных художественных материалов;
  • в передаче средствами художественного образного языка своего отношения к шедеврам российского и мирового искусства, изображающим различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
  • в восприятии произведений художественного творчества, высказывании аргументированного суждения об их содержании, сюжете и выразительных средствах;
  • в использовании дополнительных источников информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете).

в исполнительском искусстве:

  • в соблюдении требований музыкальной и исполнительской культуры;
  • в реализации творческого потенциала при осуществлении собственных музыкально-исполнительских замыслов;
  • во владении техникой игры на фортепиано.
  1. у учащихся будет осуществляться воспитание:
  • ценностного отношения к прекрасному в действительности, труде, общественной жизни;
  • готовности беречь, охранять и преумножать культурные ценности;
  • потребности в обогащении знаний и умений в различных видах искусства и творческой деятельности.

специальными:

  1. учащиеся расширят и углубят знания:

первого года обучения:

  • о строении инструмента, его выразительных возможностях;
  • о нотах и их расположении на клавиатуре;
  • об основах нотной грамоты;
  • о правилах посадки за инструментом, положении корпуса, рук, ног;
  • об основных способах звукоизвлечения;
  • об основных приемах звукоизвлечения, названиях основных динамических оттенков;
  • о произведениях разных жанров: народных песнях, пьесах песенного и танцевального характера, пьесах с элементами полифонии, этюдах.

второго года обучения:

  • о приемах организации пианистического аппарата;
  • об основных музыкальных терминах;
  • о правилах поведения до, во время и после выступления на сцене;
  • о произведениях разных жанров: этюдах, разнохарактерных пьесах, ансамблях.

третьего года обучения:

  • об основных видах техники;
  • о соответствующих музыкальных формах произведений;
  • о первоначальных навыках анализа изучаемых произведений;
  • о произведениях разных жанров: этюдах, разнохарактерных пьесах с элементами полифонии.
  1. у учащихся продолжится формирование умений:

первого года обучения:

  • правильно и удобно сидеть за инструментом;
  • контролировать свободу аппарата;
  • воспроизводить ритмические рисунки в простых размерах;
  • осмысленно воспринимать, разбирать и выучивать нотный текст;
  • эмоционально воспринимать музыку;
  • передавать характер музыкального произведения;
  • исполнять небольшие произведения двумя руками с использованием различных видов звукоизвлечения и динамических оттенков.

второго года обучения:

  • читать с листа легкий текст;
  • различать музыкальные формы и жанры;
  • выразительно исполнять музыкальные произведения;
  • передавать характер музыкального произведения в исполнении;
  • совершенствовать виды исполнения: нон легато, легато, стаккато;
  • исполнять гаммы на 2 октавы отдельными руками (до 2-х знаков включительно), а также трезвучия с обращениями в этих тональностях отдельными руками.

третьего года обучения:

  • владеть основными техническими формулами;
  • анализировать исполняемое произведение;
  • совершенствовать исполнительскую технику;
  • самостоятельно разбирать нотный текст;
  • читать с листа легкий текст;
  • эмоционально воспринимать музыку;
  • играть гаммы на 2 октавы отдельными руками с расширением круга изучаемых тональностей;
  • играть расходящуюся гамму от одного звука;
  • играть тоническое трезвучие с обращениями в пройденных тональностях отдельными руками;
  • участвовать в концертах.

  1. Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

всего

теория

практика

1 год обучения

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Постановка пианистического аппарата

3

-

3

наблюдение

3

Расположение нот на нотоносце и клавиатуре фортепиано

4

1

3

наблюдение

4

Мелодия, фраза, цезура

3

-

3

наблюдение

5

Слуховые различия простейших длительностей

5

1

4

наблюдение

6

Лад. Тональность

3

1

2

наблюдение

7

Основные приемы звукоизвлечения (legato, nonlegato, staccato)

4

1

3

наблюдение

8

Индивидуальный подбор репертуара

12

-

12

наблюдение

9

Итоговое занятие

1

-

1

исполнение пьес

10

Итого

36

5

31

2 год обучения

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Игра гамм одной и двумя руками

4

1

3

наблюдение

3

Иностранные обозначения темпов, динамики

4

1

3

наблюдение

4

Подбор репертуара

6

-

6

наблюдение

5

Интервалы. Аккорды. Трезвучия и их обращения

6

2

4

наблюдение

6

Подбор репертуара

14

-

14

наблюдение

7

Итоговое занятие

1

-

1

исполнение пьес

8

Итого

36

5

31

3 год обучения

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Развитие технических навыков (упражнения, этюды, гаммы)

4

-

4

наблюдение

3

Подбор репертуара

5

-

5

наблюдение

4

Педаль и педализация

5

1

4

наблюдение

5

Полифония и её виды

8

2

6

наблюдение

6

Чтение с листа

6

-

6

наблюдение

7

Подбор репертуара

6

-

6

наблюдение

8

Итоговое занятие

1

-

1

исполнение пьес

9

Итого

36

4

32

Всего

108

14

94

  1. Содержание учебного плана

1 год обучения

Вводное занятие (1ч) Знакомство с планом работы объединения. Знакомство с инструментом. Беседа об устройстве фортепиано, регистрах, октавах.

Постановка пианистического аппарата (3ч) Правильная посадка за фортепиано. Упражнения на освобождение плечевого пояса.

Расположение нот на нотоносце и клавиатуре фортепиано (4ч) Нота и нотоносец. Нотная запись. Октавы.  Практические занятия.

Мелодия, фраза, цезура(3ч) Мелодия, из чего она состоит.  Практические занятия.

Слуховые различия простейших длительностей (5ч) Длительности и счет. Понятие ритма. Знакомство с простыми ритмическими рисунками. Практические занятия.

Лад. Тональность (3ч) Два основных лада в музыке. Основной тон, понятие тональности. Практические занятия.

Основные приемы звукоизвлечения (legato, nonlegato, staccato) (4ч) Знакомство с приемами звукоизвлечения. Практические занятия.

Индивидуальный подбор репертуара (12 ч) Закрепление пройденного на основе соответствующего репертуара. Практические занятия. Индивидуальный зачет.

Итоговое занятие (1ч) Исполнение пьес.  

2 год обучения

Вводное занятие (1ч) Знакомство с планом работы объединения. Повторение пройденного за первый год.

Игра гамм одной и двумя руками (4ч) Понятие гаммы. Правила игры гамм, аппликатура. Практические занятия.

Иностранные обозначения темпов, динамики (4ч) Знакомство с иностранными обозначениями музыкальных терминов.  Работа над выбранным репертуаром.

Подбор репертуара (6ч) Произведения для двух рук.  Практические занятия.

Интервалы. Аккорды. Трезвучия и их обращения (6 ч) Виды интервалов, аккордов. Их обращения. Упражнения. Практические занятия.

Подбор репертуара (14ч) Работа над выбранными произведениями. Практические занятия.

Итоговое занятие (1 ч) Исполнение пьес.  

3 год обучения

Вводное занятие (1ч) Знакомство с планом работы объединения. Повторение пройденного. Слушание музыки.

Развитие технических навыков (упражнения, этюды, гаммы) (4ч) Упражнения на технику. Игра гамм. Этюды. Закрепление приобретенных навыков.

Подбор репертуара (5 ч) Работа над выбранными произведениями. Практические занятия.

Педаль и педализация (5ч) Знакомство с педалью. Правила педализации.  Подбор соответствующего репертуара. Практические занятия.

Полифония и ее виды (8 ч) Полифония: история, виды. Подбор соответствующего репертуара. Практические занятия.

Чтение с листа (6 ч) Развитие навыков чтения с листа легких пьес. Практические занятия.

Подбор репертуара (6 ч) Работа над выбранными произведениями. Практические занятия, репетиции.

Итоговое занятие (1 ч) Исполнение пьес.  

  1. Календарный учебный график

1.

Период освоения программы

15 сентября – 31 мая

2.

Продолжительность учебного года

36 недель

3.

Нерабочие праздничные дни

1-8 января – новогодние каникулы

7 января – Рождество Христово

23 февраля – День Защитника Отечества

8 марта – Международный женский день

1 мая – Праздник весны и труда

9 мая – День Победы

12 июня – День России

4 ноября – День народного единства

4.

Продолжительность освоения программы

3 года

5.

Общая продолжительность обучения

108 учебных часов (36 учебных часов в год)

6.

Время проведения учебных занятий

ежедневно, включая выходные дни, с 8.00 до 20.00 по расписанию, утвержденному директором Центра

7.

Режим занятий

занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 занятию продолжительностью 45 минут

8.

Основная организационная форма обучения

индивидуальные аудиторные учебные занятия с индивидуальным подходом

9.

Формы проведения

аудиторные практические занятия с изучением основ теоретических знаний

10.

Система и форма обучения

безоценочная система,  очная форма обучения

11.

Формы подведения итогов реализации программы

  • текущий контроль, осуществляемый в процессе проведения каждого учебного занятия, направленный на закрепление материала по изучаемой теме и на формирование учебных умений;
  • оценка результатов освоения программы стартового уровня проводится педагогом в конце учебного года без специально отведённого времени по методике, изложенной в приложении № 1, базового уровня – в приложении 2.

Оценка личностных и метапредметных результатов самостоятельным объектом оценки результатов образовательной деятельности не является. Они учитываются в контексте оценки предметных результатов.

  1. Методическое обеспечение

Программа учебного курса строится в соответствии со следующими основными методами:

  • обучения – словесными, наглядными, практическими, объяснительно-иллюстративными, репродуктивными;
  • воспитания – убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация;

Формами организации образовательного процесса являются индивидуальные аудиторные занятия с индивидуальным подходом и созданием творческой атмосферы, стимулирующей повышенную работоспособность учащихся и возможность активизации их индивидуального участия.

Формы занятий: аудиторные практические занятия с изучением основ теоретических знаний.

В процессе реализации программы используются технологии индивидуализации обучения, дифференцированного и развивающего обучения, направленные на развитие у учащихся:

  • самостоятельности и креативности мышления;
  • исследовательских умений в теоретической и научно-практической деятельности;
  • коммуникативной культуры (умений участвовать в коллективном поиске, аргументировать свою позицию, публично представлять результаты творческих работ);
  • умений рефлексии и саморефлексии, волевых качеств;
  • потребности в непрерывном образовании.

Основная учебная единица, в которой реализуется программа, – учебное занятие, являющееся:

  • моделью деятельности педагога и ученического коллектива;
  • ограниченной временными рамками формой организации учебного процесса, предполагающей не только передачу предметных знаний, учебных умений и универсальных учебных действий учащимся по конкретному предмету и усвоение ими учебного материала, но и, прежде всего, развитие;
  • временем, в течение которого учащиеся под руководством педагога занимаются учебной, воспитательной, досуговой деятельностью.

Его цель – формирование и развитие творческих способностей учащихся, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании в ходе реализации программы.

Задачей учебного занятия является формирование предметных знаний и учебных умений и универсальных учебных действий, предусмотренных программой.

Содержание учебных занятий определяется программой.

Учебное занятие должно:

  • быть динамичным, соответствовать современным научным достижениям, возрасту и уровню развития учащихся, новым педагогическим и информационным технологиям;
  • обеспечивать учащимся условия для развития познавательных возможностей и творческих способностей их личности и информационную безопасность в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов.
  • предоставлять учащимся право на свободу выбора и добровольность в творческой деятельности.

Для повышения эффективности учебного занятия педагог должен:

  • создавать и поддерживать высокий уровень познавательного интереса и активности учащихся;
  • целесообразно расходовать время занятия;
  • применять разнообразные педагогические средства обучения;
  • осуществлять личностно-ориентированное взаимодействие с учащимися;
  • чётко продумывать практическую значимость полученных предметных знаний и учебных умений.

Учебное занятие должно представлять собой последовательность организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, итогового, рефлексивного, информационного этапов.

В ходе учебного занятия неукоснительно соблюдаются требования техники безопасности и охраны труда, производственной санитарии, гигиены, пожарной охраны, предусмотренные соответствующими правилами и инструкциями.

Объектом деятельности на учебных занятиях должно быть исполнительское искусство как форма проявления жизнедеятельности учащегося. Музыкально-эстетическое воспитание учащихся должно происходить через вовлечение их в процесс художественного созидания.

Содержательными принципами построения учебных занятий как занятий творчества являются:

  1. создание у учащихся целостного представления об исполнительском искусстве;
  2. целостность теоретической и практической творческой деятельности. Причастность к самостоятельному (индивидуальному и коллективному) творчеству создаёт условия, включающие особые психические механизмы, которые обеспечивают способность учащихся к преобразовательной деятельности.
  3. построение занятий на основе принципов доступности, индивидуального и дифференцированного подхода, что позволит создать благоприятную для учащихся обстановку, располагающую к творчеству, стимулировать их творческую активность.

Тематика учебных занятий предусматривает:

  • поступательное движение в эмоционально-осознанном освоении непреходящих ценностей музыкального искусства, этико-эстетических богатств его художественных образов;
  • постепенное накопление опыта игры на фортепиано;
  • воспитание внутреннего слуха, понимаемого как умение услышать партнёра и интонации автора.

Так как положительную роль в активизации творческих устремлений учащихся играют подготовка и проведение концертов, праздничных мероприятий и участие в конкурсах, необходимо всячески поощрять их активность, желание участвовать в этих конкурсах.

Большую роль в качественном усвоении учебного материала играет оборудование и оснащение учебного кабинета. Учебный кабинет должен быть обеспечен учебными и раздаточными материалами, необходимыми для выполнения учебной программы: задания и памятки, нотные сборники, нотные тетради, наглядные пособия (нотный стан, обозначения интервалов и аккордов).

  1. Материально-техническое оснащение

  1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).
  2. Наличие репетиционного зала (сцена).
  3. Фортепиано.
  4. Музыкальный центр, ноутбук.
  5. Нотный материал, подборка репертуара.
  6. Аудиозаписи в формате MP3.
  7. Записи выступлений, концертов.
  8. Доступ к фондам районной и поселковой библиотек.
  9. Доступ к информационно-коммуникационным сетям.

  1. Литература

  1. Артоболевская, А. Первая встреча с музыкой. [Текст] / А. Артоболевская. - М., 1985. – 101 с.: ноты.
  2. Евстигнеева, Л. А. Методика обучения игре на фортепиано [Электронный ресурс]. -  текстовые данные (684 Кб). -  Тольяттинская консерватория, 2010.
  3. Первые шаги маленького пианиста. Сост. Т. Взорова, Г. Баранова, А.  Четвертухина [Текст] / Т. Взорова, Г. Баранова, А.  Четвертухина. – М.: Музыка, 1989. – 93 с.: ноты.
  4. Печковская, М. П. Букварь музыкальной грамоты. [Текст] / М. Печковская. – М. международная программа образования, 1996. – 86 с.: ноты.
  5. Тимакин, Е. М. Воспитание пианиста. Методическое пособие. [Электронный ресурс] / текстовые данные (4,7 Мб). -  М.: Советский композитор,1986.
  6. Фортепианная игра. Под редакцией А. Николаева. [Текст] / А. Николаев. – М.: Музыка, 1988. – 189 с.: ноты.

7. Цыпин, Г. Обучение игре на фортепиано. [Электронный ресурс]  / текстовые данные (1,6 Мб). - М.:1974.

Приложение 1

Оценка результатов освоения учащимися

дополнительной общеразвивающей программы стартового уровня

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности у учащегося оцениваемого качества

Количество баллов

Методы диагностик

I. Теоретическая подготовка:

1. Теоретические знания (по основным разделам учебного плана программы)

Соответствие теоретических знаний программным требованиям

  • минимальный уровень (овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой);
  • средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2);
  • максимальный уровень (освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой)

1

2-5

6-10

Наблю-дение

2. Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

  • минимальный уровень (как правило, избегает употреблять специальные термины);
  • средний уровень (сочетает специальную терминологию с бытовой);
  • максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием)

1

2-5

6-10

Наблю-дение

II. Практическая подготовка:

1.Учебные умения, предусмотренные программой (по основным разделам учебного плана программы)

Соответствие учебных умений программным требованиям

  • минимальный уровень (овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков);
  • средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более 1/2);
  • максимальный уровень (овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой)

1

2-5

6-10

Наблю-дение

2.Владение специальным оборудованием и оснащением

Уровень использования  специального оборудования и оснащения

  • минимальный уровень умений (испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием);
  • средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога);
  • максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

1

2-5

6-10

Наблю-дение

3.Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

  • начальный (элементарный) уровень развития креативности (в состоянии выполнять лишь простейшие задания педагога);
  • репродуктивный уровень (выполняет задания в основном на основе образца);
  • творческий уровень (выполняет задания с элементами творчества)

1

2-5

6-10

Наблю-дение

III. Общеучебные умения:

1. Учебно-интеллектуальные умения:

1.1 Умение использовать дополнительную литературу

Самостоятельность в использовании дополнительной литературы

  • минимальный уровень умений (испытывает серьезные затруднения при работе с дополнительной литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний уровень (работает с дополнительной литературой с помощью педагога или родителей)
  • максимальный уровень (работает с дополнительной литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) 

1

2-5

6-10

Наблю-дение

1.2. Умение давать доказательные ответы на вопросы основных разделов учебного плана программы

Самостоятельность в подготовке доказательных ответов на вопросы основных разделов учебного плана программы

  • минимальный уровень умений (испытывает серьезные затруднения в самостоятельной подготовке доказательных ответов на вопросы основных разделов учебного плана программы, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний уровень (подготовку доказательных ответов на вопросы основных разделов учебного плана программы выполняет в основном самостоятельно с помощью педагога или родителей)
  • максимальный уровень (подготовку доказательных ответов на вопросы основных разделов учебного плана программы выполняет самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

1

2-5

6–10

Наблю-дение

2. Учебно-коммуникативные умения:

2.1.Умение слушать и слышать педагога

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

  • минимальный уровень умений (испытывает серьезные затруднения при восприятии идущей от педагога информации, нуждается в постоянной помощи педагога);
  • средний уровень (воспринимает идущую от педагога информацию с помощью педагога или родителей)
  • максимальный уровень (адекватно воспринимает идущую от педагога информацию, не испытывает особых трудностей) 

1

2-5

6–10

Наблю-дение

2.2.Умение выступать перед аудиторией

Свобода владения и подачи учащимся подготовленной информации

  • минимальный уровень умений (испытывает серьезные затруднения при подаче учащимся информации, нуждается в постоянной помощи педагога);
  • средний уровень (подачу учащимся информации осуществляет с помощью педагога или родителей)
  • максимальный уровень (подачу учащимся информации осуществляет самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

1

2-5

6–10

Наблю-дение

3. Учебно-организационные умения:

3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место

Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой

  • минимальный уровень умений (готовит свое рабочее место к деятельности и убирает его за собой при постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний уровень (готовит свое рабочее место к деятельности и убирает его за собой с помощью педагога)
  • максимальный уровень (самостоятельно готовит свое рабочее место к деятельности и убирает его за собой)

1

2-5

6–10

Наблю-дение

3.2. Умение соблюдать в процессе деятельности правила безопасности

Соответствие реальных умений соблюдения правил безопасности программным требованиям

  • минимальный уровень умений (учащийся овладел менее чем ½ объема умений, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний уровень (реальные умения соблюдения правил безопасности в основном соответствуют программным требованиям);
  • максимальный уровень (реальные умения соблюдения правил безопасности соответствуют программным требованиям)

1

2-5

6–10

Наблю-дение

3.3. Умение аккуратно выполнять работу

Аккуратность и ответственность в работе

  • минимальный уровень (учащийся овладел менее чем ½ объема умений);
  • средний уровень (объем усвоенных навыков составляет более 1/2);
  • максимальный уровень (учащийся освоил практически весь объем умений, предусмотренных программой)

1

2-5

6-10

Наблю-дение

Документальное оформление результатов на каждого учащегося осуществляется в Карточке учета результатов образовательной деятельности учащихся:

Список учащихся

Теоретическая подготовка

Практическая подготовка

Соответствие теоретических знаний программным требованиям

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

Соответствие учебных умений программным требованиям

Владение специальным оборудованием и оснащением

Креативность в выполнении практических заданий

Список учащихся

Общеучебные умения

Самостоятельность в использовании дополнительной литературы

Самостоятельность в подготовке доказательных ответов на вопросы основных разделов учебно-тематического плана программы

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

Свобода  подачи подготовленной информации

Способность самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его за собой

Соответствие реальных умений соблюдения правил безопасности программным требования

Аккурат-ность и ответственность в работе

Общие результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы подводятся по следующим показателям:

Всего учащихся, осваивающих дополнительную общеразвивающую программу –

из них достигли:

  • максимальный уровень – 61 – 120 баллов
  • средний уровень – 24 – 60 баллов
  • минимальный уровень – до 23 баллов включительно.

Приложение № 2

Оценка результатов освоения

учащимися дополнительной общеразвивающей программы базового уровня

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности у учащегося оцениваемого качества

Количество баллов

Методы диагнос-тик

I. Теоретическая подготовка:

1. Теоретические знания (по основным разделам учебного плана программы)

Соответствие теоретических знаний программным требованиям

  • минимальный уровень (овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой);
  • средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2);
  • максимальный уровень (освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой)

1

2-5

6-10

наблюдение

2. Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

  • минимальный уровень (как правило, избегает употреблять специальные термины
  • средний уровень (сочетает специальную терминологию с бытовой);
  • максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием)

1

2-5

6-10

наблюдение

II. Практическая подготовка:

1.Учебные умения, предусмотренные программой (по основным разделам учебного плана программы)

Соответствие учебных умений программным требованиям

  • минимальный уровень (овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков);
  • средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более 1/2);
  • максимальный уровень (овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой)

1

2-5

6-10

наблюдение

2.Владение специальным оборудованием и оснащением

Уровень использования  специального оборудования и оснащения

  • минимальный уровень умений (испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием);
  • средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога);
  • максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

1

2-5

6-10

наблюдение

3.Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

  • начальный (элементарный) уровень развития креативности (в состоянии выполнять лишь простейшие задания педагога);
  • репродуктивный уровень (выполняет задания в основном на основе образца);
  • творческий уровень (выполняет задания с элементами творчества)

1

2-5

6-10

наблюдение

III. Творческая активность

1. Всероссийские, региональные и муниципальные конкурсные мероприятия

Участие и уровень достижений

  • минимальный уровень (участвует в конкурсных мероприятиях под воздействием педагога и призовых мест не занимает);
  • средний уровень (проявляет активность и иногда занимает призовые места);
  • максимальный уровень (активен и успешен в конкурсных мероприятиях)

1

2-5

6-10

мониторинг

2. Соревнования, выставки, открытые занятия, спектакли, экскурсии, слёты, походы, поездки и другие

Участие и уровень достижений

  • минимальный уровень (участвует под воздействием педагога и призовых мест не занимает);
  • средний уровень (проявляет активность и иногда занимает призовые места);
  • максимальный уровень (активен и успешен в творческих мероприятиях)

1

2-5

6-10

мониторинг

3. Проектная деятельности

Участие

  • минимальный уровень (участвует под воздействием педагога);
  • средний уровень (участвует в проектной деятельности);
  • максимальный уровень (активен и успешен в проектной деятельности).

1

2-5

6-10

мониторинг  

IV. Общеучебные умения:

1. Учебно-интеллектуальные умения:

1.1 Умение подбирать и анализировать специальную литературу

Самостоятельность в подборе и анализе литературы

  • минимальный уровень умений (испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей)
  • максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

1

2-5

6-10

наблюдение

1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации

Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации

  • минимальный уровень умений (испытывает серьезные затруднения при работе с компьютерными источниками информации, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний уровень (работает с компьютерными источниками информации с помощью педагога или родителей)
  • максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

1

2-5

6-10

наблюдение

2. Учебно-коммуникативные умения:

2.1.Умение слушать и слышать педагога

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

  • минимальный уровень умений (испытывает серьезные затруднения при восприятии идущей от педагога информации, нуждается в постоянной помощи педагога);
  • средний уровень (воспринимает идущую от педагога информацию с помощью педагога или родителей)
  • максимальный уровень (адекватно воспринимает идущую от педагога информацию, не испытывает особых трудностей)

1

2-5

6–10

наблюдение

2.2.Умение выступать перед аудиторией

Свобода владения и подачи учащимся подготовленной информации

  • минимальный уровень умений (испытывает серьезные затруднения при подготовке и подаче учащимся информации, нуждается в постоянной помощи педагога);
  • средний уровень (подготовку и подачу учащимся информации осуществляет с помощью педагога или родителей)
  • максимальный уровень (подготовку и подачу учащимся информации осуществляет самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

1

2-5

6–10

наблюдение

3. Учебно-организационные умения:

3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место

Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой

  • минимальный уровень умений (готовит свое рабочее место к деятельности и убирает его за собой при постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний уровень (готовит свое рабочее место к деятельности и убирает его за собой с помощью педагога)
  • максимальный уровень (самостоятельно готовит свое рабочее место к деятельности и убирает его за собой)

1

2-5

6–10

наблюдение

3.2. Умение соблюдать в процессе деятельности правила безопасности

Соответствие реальных умений соблюдения правил безопасности программным требованиям

  • минимальный уровень умений (учащийся овладел менее чем ½ объема умений, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний уровень (реальные умения соблюдения правил безопасности в основном соответствуют программным требованиям);
  • максимальный уровень (реальные умения соблюдения правил безопасности соответствуют программным требованиям)

1

2-5

6–10

наблюдение

3.3. Умение аккуратно выполнять работу

Аккуратность и ответственность в работе

  • минимальный уровень (учащийся овладел менее чем ½ объема умений);
  • средний уровень (объем усвоенных навыков составляет более 1/2);
  • максимальный уровень (учащийся освоил практически весь объем умений, предусмотренных программой)

1

2-5

6-10

наблюдение

Документальное оформление результатов на каждого учащегося осуществляется в Карточке учета результатов образовательной деятельности учащихся:

Список учащихся

Теоретическая подготовка

Практическая подготовка

Творческая активность

Соответствие теоретических знаний программным требованиям

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

Соответствие учебных умений программным требованиям

Владение специальным оборудованием и оснащением

Креативность в выполнении практических заданий

Всероссийские, региональные и муниципальные конкурсные мероприятия

Соревнования, выставки, спектакли, экскурсии, слёты, многодневные походы, экспедиции, поездки и другие

Участие  в проектной деятельности

Список учащихся

Общеучебные умения

Самостоятельность в подборе и анализе литературы

Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

Свобода  подачи подготовленной информации

Самос-тояте-льность в построении  выступления

Способность самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его за собой

Соответствие реальных умений соблюдения правил безопасности программным требования

Аккурат-ность и ответственность в работе

Общие результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы подводятся по следующим показателям:

Всего учащихся, осваивающих дополнительную общеразвивающую программу –

из них достигли:

  • максимальный уровень (от 81 балла до 160 баллов) –
  • средний уровень (от 33 баллов до 80 балла) –
  • минимальный уровень (до 32 баллов включительно) –