Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Фортепиано"

Черткова Полина Владимировна

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Фортепиано"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление образования администрация Тяжинского муниципального округа

Кемеровской области – Кузбасса

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Итатский детско-юношеский центр»

Утверждена приказом № от с учетом мнения педагогического совета (протокол № от)

Директор центра: _____________________И.Р. Литвинова

Дополнительная общеобразовательная программа

художественной направленности

«Фортепиано»

(базовый уровень)

Разработчик: Черткова Полина Владимировна,

педагог дополнительного образования

Возраст учащихся: 7-14 лет

Срок реализации: 3 года

Итатский

2023

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I. Комплекс основных характеристик программы

  1. Пояснительная записка……………………………………………………………………3
  2. Цель и задачи………………………………………………………………………………8
  3. Содержание изучаемого курса……………………………………………………………..10
  4. Планируемые результаты…………………………………………………………………..14

Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий

  1. Календарный учебный график………………………………………………………...…15
  2. Условия реализации программы…………………………………………………………21
  3. Формы аттестации……………………………………………………………………...…22
  4. Оценочные материалы……………………………………………………………………23
  5. Методическое обеспечение программы…………………………………………………29
  6. Литература…………………………………………………………………………………31

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел I. Комплекс основных характеристик программы

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа «Фортепиано» (далее – программа) является дополнительной общеразвивающей программой художественной направленности.

Программа первого года обучения относится к стартовому уровню сложности освоения образовательных результатов, второго и третьего – к базовому. Программа стартового уровня предполагает освоение учащимися общих сведений об интересующем их виде деятельности, помощь им в составлении представления о выбранной деятельности и оценке своих возможностей в её освоении. Программа базового уровня предназначена для учащихся, имеющих выраженный интерес к её содержанию, и предполагает возможность осмысления ими имеющегося у них опыта в выбранной деятельности, углубления предметных знаний и учебных умений, самостоятельного переноса знаний и умений в новую ситуацию.

Программа разработана в соответствии с

– Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с последующими изменениями и дополнениями.

– Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р).

– Приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

– Приказом Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 N 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (Зарегистрировано в Минюсте РФ N 56722).

– Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей, и молодежи».

– Приказом Министерства просвещения РФ от 2 декабря 2019 г. N 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды».

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от #1075;. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности в сетевой форме реализации образовательных программ».

– Письмом Министерства просвещения РФ от No ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»).

– Распоряжением губернатора Кемеровской области от «Об утверждении Стратегии развития воспитания «Я – Кузбассовец» на период до 2025 года».

– Распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от № 212 «О внедрении системы персонифицированного дополнительного образования на Территории Кемеровской области».

– Приказом Департамента образования и науки Кемеровской области от № 102 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования».

– Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования, и науки РФ от № 09-3242).

уставом Центра.

Актуальность программы заключается в востребованности учащимися услуг по развитию их творческих способностей, формированию широкого музыкального кругозора. Такая востребованность связана как с популярностью инструментального исполнительства, так и с осознанием важности всестороннего развития эстетических взглядов, музыкальных, творческих и исполнительских способностей.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что основной педагогический подход, на который она ориентируется, соответствует ценностям дополнительного образования и современному пониманию воспитания как деятельности, базирующейся на саморазвитии учащегося и его педагогической поддержке. Такой подход может быть реализован наиболее полно именно в системе дополнительного образования детей и взрослых, потому что эта система изначально ориентирована на собственный выбор учащимся видов и форм деятельности, на формирование его собственных представлений о мире его личности. Исходя из этого, программа предусматривает такие цели и способы её реализации, которые способствуют созданию условий наибольшего благоприятствования для развития личности каждого учащегося, создают ему социальную ситуацию развития, среду общения, поле деятельности.

Отличительными особенностями программы является не только её нацеленность на формирование у учащихся определённых учебных умений в плане владения инструментом, но и на воспитание у них уважения и признания музыкальных традиций, духовного наследия, устойчивого интереса к инструментальному искусству. Это учитывается при отборе содержания образования, форм подачи материала и методики проведения занятия. Также в программе упор сделан на решение важнейшей для современного общества проблемы развития и творческого саморазвития личности, понимаемого как особый вид творческой деятельности, направленной на интенсификацию и повышение эффективности процессов «самости», среди которых системообразующими являются самопознание, творческое самоопределение, самоуправление, творческая самореализация и самосовершенствование личности. Такой подход находится в полном соответствии с принципом свободы и необходимости в любом виде человеческой деятельности, в том числе и учебной, организованной в целях обучения, воспитания и саморазвития.

Практическая и социальная значимость программы заключается в том, что она предоставляет учащимся с разным уровнем психофизического развития (в том числе способных (мотивированных), с особыми образовательными потребностями) равные возможности (равный доступ) для развития их музыкальных и исполнительских способности с учётом их индивидуальности и тяги к творчеству. Освоение программы способствует формированию яркой творческой личности, обладающей духовно-нравственными качествами, бережно относящейся к музыкальному искусству.

Программа является модифицированной. В ее основу заложены основные положения программы «Общее фортепиано» Рогожиной И.А., адаптированные к запросам учащихся и потенциалу образовательного учреждения и педагога.

Программа по структуре является сквозной, соизмеряющей учебный материал с возрастными особенностями учащихся и их количеством в группе, по содержанию деятельности – познавательной и развивающей творческие способности, по уровню формирования и развития личности – развивающей личность: информирующей о виде деятельности, нацеленной на получение сведений по предусмотренному виду деятельности и формирование предметных умений в этом виде деятельности, на совместную деятельность в процессе обучения.

Программа построена в соответствии с принципами

  • гуманистической направленности обучения, означающей отношение к учащемуся как к ответственному субъекту собственного развития, и ориентирующей на человека как наивысшую ценность жизни;
  • «здесь и сейчас», обеспечивающим активную деятельность самого учащегося как единственно возможный путь формирования личности;
  • свободы выбора («ненасилия»), как права учащегося проводить ежемоментный выбор;
  • соответствия содержания организации обучения возрастным особенностям учащихся и их индивидуальным способностям;
  • приоритета позитивных воздействий;
  • приоритета активных методов обучения.

Исходной теоретической основой программы является положение:

  • о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном становлении;
  • о развитии творческого потенциала и музыкальных способностей учащихся разных возрастных групп соразмерно их личной индивидуальности;
  • об искусстве игры на инструменте как источнике раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах и гармонизации личности.

Главная идея программы заключается в личностно-ориентированном подходе, позволяющем увидеть способности каждого учащегося, развить их и помочь показать ему его возможности, учитывая физиологические, психологические и интеллектуальные особенности, соответствующие возрастным особенностям.

Ведущей педагогической технологией является технология индивидуализации обучения, обеспечивающая педагогу возможность контролировать продвижение учащегося от незнания к знанию, вовремя вносить необходимые коррекции, приспосабливать их к постоянно меняющейся ситуации, что позволяет учащемуся достигать высоких результатов обученности. В период действия карантина/ограничительного режима обучение осуществляется по технологии дистанционного обучения.

В основу предусмотренного программой образовательного процесса заложена традиционная («знаниевая») модель, основанная на субъект-объектном взаимодействии педагога с учащимися и направленная на воспроизведение образцов знаний, деятельности, правил и алгоритмов. Она обеспечивает преимущественное решение задачи расширения и углубления имеющихся у учащихся предметных знаний и учебных умений, позволяющих им перейти к самостоятельному усвоению знаний и умений более высокого ранга по сравнению с освоенными.

Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 14 лет. Форма обучения – индивидуальная (2 – 3 человека).

Характеристика возрастных особенностей детей младшего школьного возраста

Основным видом деятельности в младшем школьном возрасте становится учение, но имеет место быть игровая деятельность, как переходная стадия из дошкольного в младший школьный период.

У младших школьников продолжает проявляться присущая детям дошкольного возраста потребность в активной игровой деятельности, в движениях. Их внимание рассеяно и очень быстро переключается на более приоритетную цель, они не могут долго сидеть и переносить монотонию.

Характерна для младших школьников и потребность во внешних впечатлениях: привлекает внешняя сторона предметов или явлений, выполняемой деятельности, им интересны яркие и насыщенные детали, по большей части они видят фигуру, но не обращают внимания на фон.

Появляются новые потребности: овладевать новыми знаниями, точно выполнять требования педагога, одобрение со стороны взрослых, выполнение определенной общественной роли. Обычно потребности младших школьников первоначально носят личностную направленность. Каждый из них требует к себе большего внимания, чем остальные. Постепенно развивается социализация и чувство коллективизма, их потребности приобретают еще и общественную направленность. Проявляется инициативность, ответственность за себя и одноклассников, развивается коммуникабельность. Это приводит к зависимости от чужой точки зрения.

Познавательная деятельность характеризуется излишней эмоциональностью восприятия. Яркие картины, веселая музыка, активная совместная деятельность в решении задачи вызывают немедленную ярко выраженную реакцию.

В этом возрасте закладываются навыки аналитической деятельности и умение рассуждать. Качество восприятия информации характеризуется наличием аффективно-интуитивного барьера (в основе восприятия мира лежат эмоциональные сферы). Если ребенку не интересна информация, либо она его пугает, то он не будет ее воспринимать.

Очень важно в данном периоде помнить, что эмоциональная сфера ребенка подвержена быстрому переключению и переживаниям. От этого зависит и мотивационный уровень. Если ребенка постоянно ругать, что он проходит через 3 стадии: стыд, принятие и пресыщение. После последнего мотивационная сфера распадается. На стадии стыда может сформироваться трусость и лживость.

В младшем школьном возрасте закладываются основы таких социальных чувств, как патриотизм и национальная гордость, пунктуальность, авторитетность, содружество, деликатность и гибкость в общении. Не маловажный элемент – воображение. Оно закладывает основы пространственного мышления, естественной логики и полисистемность в решении жизненных задач, а также увеличивает эмоционально-чувственную сферу.

Можно отметить следующие характеристики: доверчивость, фантазия, эгоцентризм, субъективизм, страх неудачи, игровой и исследовательский характер познания, конформизм.

Ценностные приоритеты данного возраста: игры, дружба, семья.

Характеристика возрастных особенностей детей среднего школьного возраста

Основным видом деятельности в среднем школьном возрасте является учение, получение знаний, но появляется немаловажный элемент – коммуникативность. Подросток приступает к систематическому овладению основами наук и чаще всего связывает обучение с личными, узко практическими целями. Ему необходимо знать, зачем нужно выполнять то или другое задание; таким образом, он ищет цель и интерес в той или иной деятельности.

Проявляется самостоятельность в решении поставленных задач, активность в социальной жизни. Он ищет новое место в социальном статусе собственного коллектива. Его в большей степени волнует мнение не собственное, а коллективное, при этом мнение сверстников, на его взгляд, более верное, чем у родителей или педагогов. Подросток пытается реализовать потребности в общении, статусе и интеллектуальном развитии. Он начинает относить себя к определенному слою микросоциума, демонстрирует замкнутость и недоверие к старшим, пытается продемонстрировать всем вокруг свои навыки и умения, развивая их.

Подростки любят подвижные игры, но такие, которые содержат в себе элемент соревнования. Подвижные игры начинают носить характер спортивных. В этих играх на первый план выступает смекалка, ориентировка, смелость, ловкость, быстрота. Увлекаясь игрой, подростки часто не умеют распределить время между играми и учебными занятиями. Пропадает элемент пунктуальности.

Формирование причинно-следственных связей и логических умозаключений порождают новые мотивации в обучении и общении. Подростки начинают искать всевозможные решения задач, вносить коррективы в приоритетные виды деятельности, формировать собственное мировоззрение, при этом ссылаясь на коллективизм. При этом отсутствует фактор глубокого осмысления проблемы.

Подросток стремится к самостоятельности в умственной деятельности, высказывает свои собственные суждения. Вместе с самостоятельностью мышления развивается и критичность. В эмоциональной сфере проявляется агрессивность и экспрессивность, неумение сдерживать себя, заниженная или завышенная самооценка, резкость в поведении. Появляется состояние внутреннего конфликта (личностного).

Для подросткового возраста характерен активный поиск объекта для подражания. Идеал подростка – это эмоционально окрашенный, переживаемый и внутренне принятый образ, который служит для него образцом, регулятором его поведения и критерием оценки поведения других людей.

Можно отметить следующие характеристики: самокритичность, негативизм, замкнутость, самоуверенность, авантюризм, социальная активность, дружба, любовь, материализм и собственничество. Утрачиваются прежние авторитеты и приоритеты, эмоциональная сфера становится более хрупкой и неустойчивой к генезису социума.

На освоение программы принимаются все желающие в соответствии с принципами добровольности и свободы выбора без предъявления требований к уровню их образования и отборочных процедур. Учащиеся, освоившие программу стартового уровня, допускаются к освоению программы базового уровня без оценки их изначальной готовности к освоению содержания и материала заявленного уровня. Зачисление учащихся осуществляется в течение учебного периода, отчисление – в связи с окончанием периода освоения программы, либо по мере возникновения предусмотренных законодательством оснований.

Программа рассчитана на 3 учебных года. Общая продолжительность обучения составляет 216 учебных часов (72 учебных часа в год).

Программа реализуется по безотметочной системе в очной форме обучения. Впериод действия карантина/ограничительного режима – в дистанционной или очно-дистанци-онной форме.

Основной формой организации обучения является учебное занятие. Организационной формой учебных занятий в очной форме обучения являются аудиторные индивидуальные занятия, формой организации познавательной деятельности на учебном занятии – индивидуальная работа, стимулирующая повышенную работоспособность и возможность индивидуального обучения. В дистанционной форме обучения с учащимися, имеющими выход в интернет, формами организации учебного занятия являются веб-занятия, участие в конкурсных мероприятиях и т.п. как с синхронным, так и асинхронным взаимодействием учащихся и педагога, с учащимися, не имеющими доступа к сети интернет – индивидуальные задания на бумажном или электронном носителях по согласованной форме связи. В очно-дистанционной форме обучения организационной формой является сочетание очных учебных занятий и веб-занятий, или индивидуальных заданий на бумажном или электронном носителях.

В очной форме обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 учебному часу продолжительностью 40 минут. В дистанционной форме веб-занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 учебному часу продолжительностью 30 минут. Учащиеся, не имеющие доступа к сети интернет, получают индивидуальные задания на бумажном или электронном носителях и предоставляют результаты работы в установленные педагогом сроки по определённой форме связи.

  1. Цель и задачи программы

Целью программы является формирование и развитие у учащихся художественно-эстетической культуры как неотъемлемой части культуры духовной, их потребностей в культуротворческой деятельности через приобщение к музыкальному искусству, обучение игре на фортепиано, развитие их исполнительских и творческих способностей.

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

1 год обучения

обучающие: расширить и углубить знания учащихся:

  • о строении инструмента, его выразительных возможностях;
  • о нотах и их расположении на клавиатуре;
  • об основах музыкальной грамоты(ритм, лад, тональность, интонация);
  • о правилах посадки за инструментом, положении корпуса, рук, ног;
  • об основных приемах звукоизвлечения, названиях основных динамических оттенков;
  • о произведениях разных жанров: народных песнях, пьесах песенного и танцевального характера.

развивающие: способствовать формированию у учащихся умений:

  • правильно и удобно сидеть за инструментом;
  • контролировать свободу аппарата;
  • воспроизводить ритмические рисунки в простых размерах;
  • осмысленно воспринимать, разбирать и выучивать нотный текст;
  • эмоционально воспринимать музыку;
  • передавать характер музыкального произведения;
  • исполнять небольшие произведения двумя руками с использованием различных видов звукоизвлечения и динамических оттенков.

воспитательные: способствовать воспитанию у учащихся уважения и признания музыкально-исполнительских традиций, духовного наследия, устойчивого интереса к искусству игры на фортепиано.

2 год обучения

обучающие: расширить и углубить знания учащихся:

  • о приемах организации пианистического аппарата;
  • об основных музыкальных терминах (темп, динамика, интервалы, аккорды);
  • о выразительных и изобразительных интонациях, характерных чертах искусства игры на фортепиано;
  • о различных техниках игры на фортепиано;
  • о правилах поведения до, во время и после выступления на сцене;
  • о произведениях разных жанров: этюдах, разнохарактерных пьесах, ансамблях.

развивающие: продолжить формирование у учащихся умений:

  • читать с листа легкий текст;
  • различать музыкальные формы и жанры;
  • выразительно исполнять музыкальные произведения;
  • передавать характер музыкального произведения в исполнении;
  • совершенствовать виды исполнения: нон легато, легато, стаккато;
  • исполнять гаммы на 2 октавы отдельными руками (до 2-х знаков включительно), а также трезвучия с обращениями в этих тональностях отдельными руками.

воспитательные:

продолжить воспитание у учащихся уважения и признания музыкально-исполнитель-ских традиций, духовного наследия, устойчивого интереса к искусству игры на фортепиано.

3 год обучения

обучающие: расширить и углубить знания учащихся:

  • об основных видах техники;
  • о соответствующих музыкальных формах произведений;
  • о первоначальных навыках анализа изучаемых произведений;
  • о произведениях разных жанров: этюдах, разнохарактерных пьесах с элементами полифонии;
  • о различных жанрах фортепианной музыки в творчестве русских и зарубежных композиторов.

развивающие: продолжить формирование у учащихся умений:

  • владеть основными техническими формулами;
  • анализировать исполняемое произведение;
  • совершенствовать исполнительскую технику;
  • самостоятельно разбирать нотный текст;
  • читать с листа легкий текст;
  • эмоционально воспринимать музыку;
  • играть гаммы на 2 октавы отдельными руками с расширением круга изучаемых тональностей;
  • играть расходящуюся гамму от одного звука;
  • играть тоническое трезвучие с обращениями в пройденных тональностях отдельными руками;
  • участвовать в концертах.

воспитательные: продолжить воспитание у учащихся уважения и признания музыкально-исполнительских традиций, духовного наследия, устойчивого интереса к искусству игры на фортепиано.

  1. Содержание изучаемого курса

  1. Учебный план

Наименование темы

Количество часов

Формы

контроля

всего

теория

практика

1 год обучения

1.

Вводное занятие

1

1

беседа

2.

Постановка пианистического аппарата

6

2

4

устный опрос,

наблюдение

3.

Расположение нот на нотоносце и клавиатуре фортепиано

8

2

6

устный опрос,

наблюдение

4.

Мелодия, фраза, цезура

6

2

4

устный опрос,

наблюдение

5.

Слуховые различия простейших длительностей

10

2

8

устный опрос,

наблюдение

6.

Лад. Тональность

8

1

7

устный опрос,

наблюдение

7.

Основные приемы звукоизвлечения (legato, nonlegato, staccato)

8

1

7

устный опрос,

наблюдение

8.

Индивидуальный подбор репертуара

24

-

24

наблюдение

9.

Итоговое занятие

1

-

1

отчетное выступление

Итого

72

10

62

2 год обучения

1.

Вводное занятие

1

1

наблюдение

2.

Игра гамм одной и двумя руками

8

2

6

устный опрос,

наблюдение

3.

Иностранные обозначения темпов, динамики

8

2

6

устный опрос,

наблюдение

4.

Подбор репертуара

14

-

14

наблюдение

5.

Интервалы. Аккорды. Трезвучия и их обращения

12

4

8

устный опрос,

наблюдение

6.

Подбор репертуара

28

-

28

наблюдение

7.

Итоговое занятие

1

-

1

отчетное выступление

Итого

72

8

64

3 год обучения

1.

Вводное занятие

1

1

наблюдение

2.

Развитие технических навыков (упражнения, этюды, гаммы)

8

8

устный опрос наблюдение

3.

Подбор репертуара

10

-

10

наблюдение

4.

Педаль и педализации

12

2

10

устный опрос,

наблюдение

5.

Полифония и ее виды

16

4

12

устный опрос,

наблюдение

6.

Подбор репертуара

24

-

24

наблюдение

7.

Итоговое занятие

1

-

1

отчетное выступление

Итого

72

6

66

Всего

216

24

192

  1. Содержание учебного плана

1 год обучения

Вводное занятие (1час)

Практика: Беседа с целью оценки готовности учащихся к освоению программы стартового уровня и определение способности и уровня имеющихся у конкретного учащегося знаний и необходимости индивидуальной работы для успешного ее освоения.

Постановка пианистического аппарата (6часов)

Теория: Фортепиано как музыкальный инструмент: устройство, регистры, октавы.

Практика: Посадка за фортепиано. Упражнения на освобождение плечевого пояса. Упражнение на запоминание октав «Радуга».

Расположение нот на нотоносце и клавиатуре фортепиано (8часов)

Теория: Нота и нотоносец. Нотная запись. Октавы.

Практика: Запись нот в тетради. Песни «Два кота», «Паровоз». Запись песен нотами.

Мелодия, фраза, цезура (6часов)

Теория: Мелодия, её составные части. Фраза, интонация, цезура.

Практика: Разбор мелодий по нотам. Упражнения «Дин-дон», «Ку-ку», «Ау». Песни «Василек», «Соловей», «Как под горкой, под горой».

Слуховые различия простейших длительностей (10часов)

Теория: Длительности и счет. Ритм и ритмические рисунки.

Практика: Прохлопывание ритма изучаемых пьес. Пьесы «Веселый музыкант», «Жучка и кот», «Елочка».

Лад. Тональность (8часов)

Теория: Основные лады в музыке. Основной тон. Тональность.

Практика: Определение на слух музыкальных ладов. Пьеса «Вальс собачек». Исполнение пьесы в ансамбле с педагогом.

Основные приемы звукоизвлечения (8часов)

Теория: Приёмы звукоизвлечения - legato, non legato, staccato.

Практика:Упражнения на отработку приёмов звукоизвлечения. Пьеса «Два веселых гуся».

Индивидуальный подбор репертуара (24 часа)

Практика: Практические занятия на основе выбранного репертуара. Прослушивание аудиозаписи, показ произведений в исполнении педагога. Работа над звуком, штрихами. Пьесы «Этюд», «Во саду ли, в огороде», «Веселые путешественники», «Казачок», «Тень-тень». Исполнение пьес двумя руками. Пьесы «Ночь», «Песня», «Полька».

Итоговое занятие (1час)

Подведение итогов освоения программы в форме отчётного выступления перед учащимися и их законными представителями.

2 год обучения

Вводное занятие (1 час)

Практика: Беседа с целью актуализации полученных учащимися в первый год обучения знаний и выявления необходимости индивидуальной работы с ними для успешного освоения программы второго года обучения.

Игра гамм одной и двумя руками (8часов)

Теория: Гаммы. Правила игры гамм, аппликатура.

Практика: Игра гаммы до-мажор отдельной каждой рукой, двумя руками. Этюд (по выбору учащихся). Исполнение гаммы и этюда в быстром темпе.

Иностранные обозначения темпов, динамики(8часов)

Теория: Музыкальные термины: медленные, средние, быстрые темпы и динамические оттенки и их иностранные обозначения.

Практика: Практические занятия на основе выбранного репертуара. Работа над динамикой, штрихами, фразировкой. Пьесы «Ой ты, дивчино», «Дразнилка».

Подбор репертуара (14часов)

Практика: Практические занятия на основе выбранного репертуара. Произведения для двух рук. Работа над динамикой, штрихами, фразировкой. Пьесы «Воробей», «Пастушок». Исполнение пьес двумя руками.

Интервалы. Аккорды. Трезвучия и их обращения (12 часов)

Теория: Интервалы и их виды. Аккорды и их виды и обращения.

Практика: Запись интервалов, аккордов. Упражнения. Практические занятия на основе выбранного репертуара. Пьесы «Пастух играет», «Янка». Этюд (по выбору учащихся).

Подбор репертуара (28часов)

Практика: Практические занятия на основе выбранного репертуара. Прослушивание аудиозаписи, показ произведений в исполнении педагога. Работа над звуком, динамикой, штрихами, фразировкой. Пьесы «Акробаты», «Колыбельная», «Ежик», «Венгерская песня». Ансамбль «Хор «Славься».

Итоговое занятие (1 час)

Подведение итогов освоения программы в форме отчётного выступления перед учащимися и их законными представителями.

3 год обучения

Вводное занятие (1 час)

Практика: Беседа с целью актуализации полученных учащимися в первый и второй годы обучения знаний и выявления необходимости индивидуальной работы с ними для успешного освоения программы третьего года обучения.

Развитие технических навыков (упражнения, этюды, гаммы) (8часов)

Теория: Мажорные и минорные гаммы с одним и двумя знаками. Особенности аппликатуры.

Практика: Игра мажорных и минорных гамм до двух знаков. Этюды по выбору учащихся. Исполнение гамм и этюдов в быстром темпе.

Подбор репертуара (10 часов)

Практика: Практические занятия на основе выбранного репертуара. Прослушивание аудиозаписи, показ произведений в исполнении педагога. Работа над динамикой, штрихами. Пьесы «Курочка», «Ой, лопнул обруч». Исполнение пьес двумя руками.

Педаль и педализация (12 часов)

Теория: Педаль. Правила педализации.

Практика: Практические занятия на основе выбранного репертуара. Пьесы «Вальс петушков», «Жаворонок». Исполнение пьес с педалью.

Полифония и ее виды (16 часов)

Теория: Полифония: история, виды.

Практика: Прослушивание аудиозаписи. Практические занятия на основе выбранного репертуара. Работа над звуком, фразировкой. Пьесы «Ария» И. С. Бах, «Менуэт» И. Кригер, «Менуэт» И. С. Бах, «Тихо все кругом».

Подбор репертуара (24 часа)

Практика: Практические занятия на основе выбранного репертуара. Работа над звуком, динамикой, штрихами, фразировкой. Пьесы «Маленькая полька», «Биф», «Полюшко-поле», «Во дворце горного короля».

Итоговое занятие (1 час)

Подведение итогов освоения программы в форме отчётного выступления перед учащимися и их законными представителями.

  1. Планируемые результаты

В ходе освоения программы:

1 год обучения

  1. у учащихся расширятся и углубятся знания:
  • о строении инструмента, его выразительных возможностях;
  • о нотах и их расположении на клавиатуре;
  • об основах музыкальной грамоты (ритм, лад, тональность, интонация);
  • о правилах посадки за инструментом, положении корпуса, рук, ног;
  • об основных приемах звукоизвлечения, названиях основных динамических оттенков;
  • о произведениях разных жанров: народных песнях, пьесах песенного и танцевального характера.
  1. у учащихся продолжится формирование умений:
  • правильно и удобно сидеть за инструментом;
  • контролировать свободу аппарата;
  • воспроизводить ритмические рисунки в простых размерах;
  • осмысленно воспринимать, разбирать и выучивать нотный текст;
  • эмоционально воспринимать музыку;
  • передавать характер музыкального произведения;
  • исполнять небольшие произведения двумя руками с использованием различных видов звукоизвлечения и динамических оттенков.
  1. у учащихся будет осуществляться воспитание уважения и признания музыкально-исполнительских традиций, духовного наследия, устойчивого интереса к искусству игры на фортепиано.

  1. год обучения
  1. у учащихся расширятся и углубятся знания:
  • о приемах организации пианистического аппарата;
  • об основных музыкальных терминах (темп, динамика, интервалы, аккорды);
  • о выразительных и изобразительных интонациях, характерных чертах искусства игры на фортепиано;
  • о различных техниках игры на фортепиано;
  • о правилах поведения до, во время и после выступления на сцене;
  • о произведениях разных жанров: этюдах, разнохарактерных пьесах, ансамблях.
  1. у учащихся продолжится формирование умений:
  • читать с листа легкий текст;
  • различать музыкальные формы и жанры;
  • выразительно исполнять музыкальные произведения;
  • передавать характер музыкального произведения в исполнении;
  • совершенствовать виды исполнения: нон легато, легато, стаккато;
  • исполнять гаммы на 2 октавы отдельными руками (до 2-х знаков включительно), а также трезвучия с обращениями в этих тональностях отдельными руками.
  1. у учащихся продолжится воспитание уважения и признания музыкально-исполни-тельских традиций, духовного наследия, устойчивого интереса к искусству игры на фортепиано.

3 год обучения

  1. у учащихся расширятся и углубятся знания:
  • об основных видах техники;
  • о соответствующих музыкальных формах произведений;
  • о первоначальных навыках анализа изучаемых произведений;
  • о произведениях разных жанров: этюдах, разнохарактерных пьесах с элементами полифонии;
  • о различных жанрах фортепианной музыки в творчестве русских и зарубежных композиторов.
  1. у учащихся продолжится формирование умений:
  • владеть основными техническими формулами;
  • анализировать исполняемое произведение;
  • совершенствовать исполнительскую технику;
  • самостоятельно разбирать нотный текст;
  • читать с листа легкий текст;
  • эмоционально воспринимать музыку;
  • играть гаммы на 2 октавы отдельными руками с расширением круга изучаемых тональностей;
  • играть расходящуюся гамму от одного звука;
  • играть тоническое трезвучие с обращениями в пройденных тональностях отдельными руками;
  • участвовать в концертах.
  1. у учащихся продолжится воспитание уважения и признания музыкально-исполни-тельских традиций, духовного наследия, устойчивого интереса к искусству игры на фортепиано.

Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий

  1. Календарный учебный график

1 год обучения

Число

месяц

Тема занятия

Кол-во

часов

Форма

занятия

Место

проведения

Форма

контроля

1.

Вводное занятие

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

Постановка пианистического аппарата

2-3

Правильная посадка за фортепиано

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

устный опрос

4-5

Упражнения на освобождение плечевого пояса

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

устный опрос

6-7

Упражнение «Радуга»

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

устный опрос

Расположение нот на нотоносце и клавиатуре фортепиано

8-9

Нота и нотоносец. Нотная запись

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

устный опрос

10-11

Октавы. Разучивание песни «Два кота»

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

устный опрос

12-13

«Два кота» – игра одной и двумя руками

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

14-15

Разучивание песни «Паровоз»

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

Мелодия, фраза, цезура

16-17

Мелодия, фраза, цезура

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

устный опрос

18-19

Упражнения «Дин-дон», «Ку-ку», «Ау»

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

устный опрос

20-21

Разучивание песен «Василек», «Соловей», «Как под горкой, под горой»

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

Слуховые различия простейших длительностей

22-23

Длительности и счет. Понятие ритма

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

устный опрос

24-25

Разучивание пьес «Веселый музыкант», «Жучка и кот»

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

26-27

Простые ритмические рисунки

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

28-29

Разучивание пьесы «Елочка»

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

30-31

Подведение итогов полугодия

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

устный опрос

Лад. Тональность

32-33

Два основных лада в музыке

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

устный опрос

34-35

Основной тон, понятие тональности

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

устный опрос

36-37

Разучивание пьесы «Вальс собачек»

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

38-39

Исполнение ансамбля «Вальс собачек»

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

Основные приемы звукоизвлечения

40-41

Приемы звукоизвлечения

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

устный опрос

42-43

Разучивание пьесы «Два веселых гуся»

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

44-45

Закрепление пройденного

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

46-47

Индивидуальный выбор репертуара

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

Индивидуальный подбор репертуара

48-49

Разучивание пьес «Этюд», «Во саду ли, в огороде»

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

50-51

Работа над звуком

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

52-53

Разучивание пьесы «Веселые путешественники»

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

54-55

Работа над штрихами

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

56-57

Разучивание пьес «Казачок», «Тень-тень»

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

58-59

Работа над звуком

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

60-61

Разучивание пьес «Ночь», «Песня»

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

62-63

Работа над партиями правой и левой руки

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

64-65

Разучивание пьесы «Полька»

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

66-67

Игра двумя руками

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

68-69

Работа над звуком

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

70-71

Выбор программы к отчетному концерту

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

72

Итоговое занятие

1

аудиторное, индивидуальное

актовый зал

отчетный концерт

2 год обучения

Число

месяц

Тема занятия

Кол-во

часов

Форма

занятия

Место

проведения

Форма

контроля

1.

Вводное занятие

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

Игра гамм одной и двумя руками

2-3

Понятие гаммы. Игра гаммы одной рукой

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

устный опрос

4-5

Игра гаммы двумя руками

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

устный опрос

6-7

Разучивание этюда (на выбор)

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

8-9

Исполнение этюда в быстром темпе

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

Иностранные обозначения темпов, динамики

10-11

Иностранные обозначения темпов, динамики

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

устный опрос

12-13

Разучивание пьес «Ой ты, дивчино», «Дразнилка»

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

14-15

Работа над партиями правой и левой руки

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

16-17

Работа над штрихами

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

Подбор репертуара

18-19

Разучивание пьес «Воробей», «Пастушок»

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

20-21

Разучивание партий правой и левой руки отдельно

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

22-23

Работа над динамикой

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

24-25

Исполнение пьес двумя руками

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

26-27

Работа над фразировкой

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

28-29

Закрепление пройденного

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

30-31

Подведение итогов полугодия

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

Интервалы. Аккорды. Трезвучия и их обращения

32-33

Понятие и игра интервалов

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

устный опрос

34-35

Разучивание пьес «Пастух играет», «Янка»

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

36-37

Работа над партиями правой и левой руки

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

38-39

Понятие и игра аккордов

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

40-41

Разучивание этюда (на выбор)

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

42-43

Исполнение этюда в быстром темпе

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

Подбор репертуара

44-45

Работа над звуком

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

46-47

Закрепление пройденного

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

48-49

Разучивание пьес «Акробаты», «Колыбельная»

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

50-51

Работа над партиями правой и левой руки

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

52-53

Игра пьес двумя руками

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

54-55

Работа над динамикой

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

56-57

Разучивание пьес «Ежик», «Венгерская песня»

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

58-59

Работа над партиями правой и левой руки

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

60-61

Работа над фразировкой

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

62-63

Работа над динамикой

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

64-65

Разучивание ансамбля «Хор «Славься»

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

66-67

Работа над звуком

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

68-69

Исполнение ансамбля

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

70-71

Выбор программы к отчетному концерту

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

72

Итоговое занятие

1

аудиторное, индивидуальное

актовый зал

отчетный концерт

3 год обучения

Число

месяц

Тема занятия

Кол-во

часов

Форма

занятия

Место

проведения

Форма

контроля

1.

Вводное занятие

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

Развитие технических навыков (упражнения, этюды, гаммы)

2-3

Игра мажорных гамм: соль, ре, ля, фа

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

4-5

Игра минорных гамм: ля, ми, ре, соль

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

6-7

Разучивание этюда (на выбор)

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

8-9

Исполнение этюда в быстром темпе

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

Подбор репертуара

10-11

Разучивание пьес «Курочка», «Ой, лопнул обруч»

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

12-13

Работа над партиями правой и левой руки

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

14-15

Исполнение пьес двумя руками

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

16-17

Работа над динамикой

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

18-19

Работа над штрихами

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

Педаль и педализация

20-21

Знакомство с педалью. Правила педализации

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

22-23

Разучивание пьес «Вальс петушков», «Жаворонок»

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

24-25

Работа над партиями правой и левой руки

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

26-27

Исполнение пьес двумя руками

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

28-29

Исполнение пьес с педалью

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

30-31

Закрепление пройденного

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

Полифония и ее виды

32-33

Полифония: понятие, история, виды

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

устный опрос

34-35

Разучивание пьес «Ария» Бах, «Менуэт» Кригер

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

36-37

Работа над партиями правой и левой руки

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

38-39

Игра пьес двумя руками

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

40-41

Работа над звуком

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

42-43

Разучивание пьес «Менуэт» Бах, «Тихо все кругом»

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

44-45

Работа над фразировкой

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

46-47

Закрепление пройденного

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

Подбор репертуара (24 часов)

48-49

Индивидуальный выбор репертуара

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

50-51

Разучивание пьес «Маленькая полька», «Биф»

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

52-53

Работа над партиями правой и левой руки

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

54-55

Работа над звуком

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

56-57

Разучивание пьесы «Полюшко-поле»

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

58-59

Работа над динамикой

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

60-61

Работа над штрихами

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

62-63

Разучивание пьесы «Во дворце горного короля»

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

64-65

Работа над звуком

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

66-67

Работа над фразировкой

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

68-69

Исполнение пьес двумя руками

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

70-71

Выбор программы к отчетному концерту

2

аудиторное, индивидуальное

учебный кабинет

наблюдение

72

Итоговое занятие

1

аудиторное, индивидуальное

актовый зал

отчетный

концерт

  1. Условия реализации программы

Для соблюдения условий реализации программы и достижения заявленных результатов ее освоения необходимы:

материально-техническое обеспечение:

  • специальный кабинет (кабинет музыки);
  • репетиционный зал (сцена);
  • фортепиано;
  • музыкальный центр, ноутбук;
  • аудиозаписи фортепианных произведений;
  • нотный материал, подборка репертуара.

дидактическое обеспечение:

  • методические, наглядные и мультимедийные материалы;
  • аудиозаписи, формат CD, MP3;
  • записи выступлений, концертов;
  • доступ к фондам районной и поселковой библиотек;
  • доступ к информационно-коммуникационным сетям.

кадровое обеспечение:

  • педагог дополнительного образования, обладающий уровнем образования и квалификации, предусмотренными кодом А, обозначенным в таблице п.2 (описание трудовых функций) Профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
  1. Формы аттестации

Аттестация учащихся осуществляется в виде:

  • стартовой диагностики, проводимой на вводном занятии в форме беседы. Стартовая диагностика первого года обучения позволяет определить способности конкретного учащегося к усвоению программы, выявить уровень имеющихся у него знаний, необходимых для успешного усвоения программы, и при необходимости разработать план организации индивидуальной работы с ним для успешного освоения им программы с учётом его возрастных, психологических и физиологических особенностей. Стартовая диагностика последующих лет обучения проводится с целью актуализации полученных учащимися в предыдущие годы обучения знаний и выявления необходимости индивидуальной работы с ними для успешного освоения программы наступающего года обучения.
  • текущей оценки, объектом которой являются результаты освоения учащимися изученного учебного материала и сформированности учебных умений по нему. В очной форме обучения она проводится в процессе каждого учебного занятия в форме беседы, устного опроса, анализа деятельности, наблюдения и других. В дистанционной форме обучения – по предъявлении учащимися результатов их самостоятельной работы (видеоотчета, проекта, участия и результатов участия в онлайн конкурсных мероприятиях и т.п.) в установленные педагогом сроки. В очно-дистанционной форме обучения текущая оценка проводится в сочетании оценки результатов освоения учащимися изученного учебного материала и сформированности учебных умений по нему в процессе каждого учебного занятия с оценкой результатов самостоятельной работы в установленные сроки. Текущая оценка позволяет актуализировать у учащихся полученные ранее знания, оценить уровень освоения ими изученного учебного материала и сформированности предметных учебных умений и при необходимости провести корректировку методик проведения учебных занятий и организовать индивидуальную работу с ними для полного освоения ими программного материала.
  • итоговой оценки, проводимой педагогом в конце учебного года без специально отведённого времени по методике Кленовой Н.В. и Буйловой Л.Н., изложенной ими в работе «Методика определения результатов образовательной деятельности детей» и адаптированной к условиям Центра. Полученные результаты свидетельствуют об успешности/неуспешности освоения данным учащимся программы. При этом неудовлетворительные результаты освоения учащимся программы не влекут по отношению к нему каких-либо ограничительных действий.

  1. Оценочные материалы

Методика

определения результатов образовательной деятельности учащихся

Данная методика позволяет определить уровень соответствия усвоенного материала и сформированности учебных умений предъявляемым программой требованиям.

Параметрами итоговой оценки результатов реализации программы являются показатели (оцениваемые параметры), критерии к показателям, уровни выраженности у учащегося оцениваемого качества.

Показатели (оцениваемые параметры) фиксируют критерии оценки –те требования, которые предъявляются к учащемуся в процессе освоения им программы. Содержание показателей составляет заложенные в программу ожидаемые результаты, являющиеся неким «стандартом» в выявлении реальных достижений учащихся по итогам учебного года. Совокупность измеряемых показателей разделена на группы: теоретическая подготовка учащегося, практическая подготовка учащегося, творческая активность учащегося, общеучебные умения учащегося.

Критерии содержат совокупность признаков, на основании которых даётся оценка искомых показателей и устанавливается степень соответствия реальных предметных знаний и учебных умений учащегося тем требованиям, которые заданы программой.

Степень выраженности оцениваемого качества включает перечень возможных уровней освоения учащимся программного материала и общеучебных умений — от минимального до максимального. Каждому уровню даётся краткое описание в содержательном аспекте. Выделенные уровни обозначены соответствующими тестовыми баллами.

Для каждого из оцениваемых показателей определён тот способ, с помощью которого педагог определяет соответствие результатов обучения учащегося программным требованиям.

стартовый уровень

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности у учащегося оцениваемого качества

Количе-ство баллов

Методы диагнос-тики

I. Теоретическая подготовка:

1. Теоретические знания (по разделам учебного плана)

Соответствие теоретических знаний программным требованиям

  • минимальный уровень (овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой);
  • средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2);
  • максимальный уровень (освоил практически весь объём предусмотренных программой знаний)

1

2-5

6-10

наблюдение

2. Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

  • минимальный уровень (избегает употреблять специальные термины)
  • средний уровень (сочетает специальную терминологию с бытовой)
  • максимальный уровень (употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием)

1

2-5

6-10

наблюдение

II. Практическая подготовка:

#1059;чебные умения, предусмотренные программой(по разделам учебного плана)

Соответствие учебных умений программным требованиям

  • минимальный уровень (овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений)
  • средний уровень (объём усвоенных умений составляет более 1/2)
  • максимальный уровень (овладел практически всеми умениями, предусмотренными программой)

1

2-5

6-10

наблюдение

#1042;ладение специальным оборудованием и оснащением

Уровень использования специального оборудования и оснащения

  • минимальный уровень умений (испытывает серьёзные затруднения)
  • средний уровень (работает с помощью педагога)
  • максимальный уровень (работает самостоятельно, не испытывает трудностей)

1

2-5

6-10

наблюдение

#1058;ворческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

  • начальный (элементарный) уровень развития креативности (выполняет лишь простейшие задания педагога)
  • репродуктивный уровень (выполняет задания в основном на основе образца)
  • творческий уровень (выполняет задания с элементами творчества)

1

2-5

6-10

наблюдение

III. Общеучебные умения:

1. Учебно-интеллектуальные умения:

Умение использовать дополнительную литературу

Самостоятельность в использовании дополнительной литературы

  • минимальный уровень умений (испытывает серьёзные затруднения, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога)
  • средний уровень (работает с помощью педагога)
  • максимальный уровень (самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

1

2-5

6-10

наблюдение

Умение давать доказательные ответы на вопросы разделов учебного плана программы

Самостоятельность в подготовке доказательных ответов на вопросы разделов учебного плана

  • минимальный уровень умений (испытывает серьёзные затруднения, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога)
  • средний уровень (выполняет с помощью педагога)
  • максимальный уровень (выполняет самостоятельно, не испытывает трудностей)

1

2-5

6–10

наблюдение

2. Учебно-коммуникативные умения:

#1059;мение слушать и слышать педагога

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

  • минимальный уровень умений (испытывает серьёзные затруднения, нуждается в постоянной помощи педагога)
  • средний уровень (воспринимает с помощью педагога)
  • максимальный уровень (не испытывает особых трудностей)

1

2-5

6–10

наблюдение

#1059;мение выступать перед аудиторией

Свобода владения и подачи учащимся подготовленной информации

  • минимальный уровень умений (испытывает серьёзные затруднения, нуждается в постоянной помощи педагога)
  • средний уровень (осуществляет с помощью педагога)
  • максимальный уровень (осуществляет самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

1

2-5

6–10

наблюдение

3. Учебно-организационные умения:

Умение организовать свое рабочее (учебное) место

Способность самостоятельно готовить рабочее место к деятельности и убирать его за собой

  • минимальный уровень умений (готовит и убирает при постоянной помощи и контроле педагога)
  • средний уровень (готовит и убирает с помощью педагога)
  • максимальный уровень (самостоятельно готовит и убирает)

1

2-5

6–10

наблюдение

Умение соблюдать в процессе деятельности правила безопасности

Соответствие реальных умений соблюдения правил безопасности программным требованиям

  • минимальный уровень умений (овладел менее чем ½ объёма умений, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога)
  • средний уровень (реальные умения в основном соответствуют программным требованиям)
  • максимальный уровень (реальные умения соответствуют программным требованиям)

1

2-5

6–10

наблюдение

Умение аккуратно выполнять работу

Аккуратность и ответственность в работе

  • минимальный уровень(овладел менее чем ½ объёма умений)
  • средний уровень(объём усвоенных умений составляет более 1/2)
  • максимальный уровень(освоил практически весь объём умений)

1

2-5

6-10

наблюдение

Документальное оформление результатов на каждого учащегося осуществляется в Карточке учета результатов образовательной деятельности учащихся:

Список учащихся

Теоретическая подготовка

Практическая подготовка

Соответствие теоретических знаний программным требованиям

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

Соответствие учебных умений программным требованиям

Владение специальным оборудованием и оснащением

Креативность в выполнении практических заданий

Список учащихся

Общеучебные умения

Самостоятельность в использовании дополнительной литературы

Самостоятельность в подготовке доказательных ответов на вопросы основных разделов учебного плана программы

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

Свобода подачи подготовленной информации

Способность самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его за собой

Соответствие реальных умений соблюдения правил безопасности программным требования

Аккурат-ность и ответственность в работе

Общие результаты освоения дополнительной программы подводятся по следующим показателям:

Всего учащихся, осваивающих дополнительную программу –

из них достигли:

  • максимальный уровень – 61 – 120 баллов
  • средний уровень – 24 – 60 баллов
  • минимальный уровень – до 23 баллов включительно.

базовый уровень

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности у учащегося оцениваемого качества

Количество баллов

Методы диагнос-тики

I. Теоретическая подготовка:

1. Теоретические знания (по разделам учебного плана)

Соответствие теоретических знаний программным требованиям

  • минимальный уровень (овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой);
  • средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2);
  • максимальный уровень (освоил практически весь объём предусмотренных программой знаний)

1

2-5

6-10

наблюдение

2. Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

  • минимальный уровень (избегает употреблять специальные термины)
  • средний уровень (сочетает специальную терминологию с бытовой)
  • максимальный уровень (употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием)

1

2-5

6-10

наблюдение

II. Практическая подготовка:

#1059;чебные умения, предусмотренные программой (по разделам учебного плана)

Соответствие учебных умений программным требованиям

  • минимальный уровень (овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений)
  • средний уровень (объём усвоенных умений составляет более 1/2)
  • максимальный уровень (овладел практически всеми умениями, предусмотренными программой)

1

2-5

6-10

наблюдение

#1042;ладение специальным оборудованием и оснащением

Уровень использования специального оборудования и оснащения

  • минимальный уровень умений (испытывает серьёзные затруднения при работе)
  • средний уровень (работает с помощью педагога)
  • максимальный уровень (работает самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

1

2-5

6-10

наблюдение

#1058;ворческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

  • начальный (элементарный) уровень развития креативности (в состоянии выполнять лишь простейшие задания педагога);
  • репродуктивный уровень (выполняет в основном на основе образца);
  • творческий уровень (выполняет с элементами творчества)

1

2-5

6-10

наблюдение

III. Творческая активность

1. Всероссийские, региональные и муниципальные конкурсные мероприятия

Участие и уровень достижений

  • минимальный уровень (участвует под воздействием педагога и призовых мест не занимает)
  • средний уровень (проявляет активность и иногда занимает призовые места);
  • максимальный уровень (активен и успешен в творческих мероприятиях)

1

2 -5

6 - 10

наблюдение

2. Соревнования, выставки, открытые занятия, спектакли, и другие

Участие и уровень достижений

  • минимальный уровень (участвует под воздействием педагога и призовых мест не занимает);
  • средний уровень (проявляет активность и иногда занимает призовые места);
  • максимальный уровень (активен и успешен в конкурсных мероприятиях)

1

2 -5

6 - 10

наблюдение

3. Проектная деятельность

Участие

  • минимальный уровень (участвует под воздействием педагога);
  • средний уровень (участвует в проектной деятельности);

максимальный уровень (активен и успешен в проектной деятельности)

1

2 -5

6 - 10

наблюдение

IV. Общеучебные умения:

1. Учебно-интеллектуальные умения:

Умение подбирать и анализировать специальную литературу

Самостоятельность в подборе и анализе литературы

  • минимальный уровень умений (испытывает серьёзные затруднения, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога)
  • средний уровень (работает с помощью педагога)
  • максимальный уровень (работает самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

1

2-5

6-10

наблюдение

Умение пользоваться компьютерными источниками информации

Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации

  • минимальный уровень умений (испытывает серьёзные затруднения, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога)
  • средний уровень (работает с помощью педагога)
  • максимальный уровень (не испытывает особых трудностей)

1

2-5

6–10

наблюдение

2. Учебно-коммуникативные умения:

#1059;мение слушать и слышать педагога

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

  • минимальный уровень умений (испытывает серьёзные затруднения, нуждается в постоянной помощи педагога)
  • средний уровень (воспринимает с помощью педагога)
  • максимальный уровень (адекватно воспринимает информацию, не испытывает особых трудностей)

1

2-5

6–10

наблюдение

#1059;мение выступать перед аудиторией

Свобода владения и подачи учащимся подготовленной информации

  • минимальный уровень умений (испытывает серьёзные затруднения, нуждается в постоянной помощи педагога)
  • средний уровень (осуществляет с помощью педагога)
  • максимальный уровень (осуществляет самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

1

2-5

6–10

наблюдение

3. Учебно-организационные умения:

Умение организовать свое рабочее (учебное) место

Способность самостоятельно готовить своё рабочее место к деятельности и убирать его за собой

  • минимальный уровень умений (готовит и убирает при постоянной помощи и контроле педагога)
  • средний уровень (готовит свое и убирает с помощью педагога)
  • максимальный уровень (самостоятельно готовит и убирает)

1

2-5

6–10

наблюдение

Умение соблюдать в процессе деятельности правила безопасности

Соответствие реальных умений соблюдения правил безопасности программным требованиям

  • минимальный уровень умений ( овладел менее ½ объёма умений, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога)
  • средний уровень (умения в основном соответствуют программным требованиям)
  • максимальный уровень (умения соответствуют программным требованиям)

1

2-5

6–10

наблюдение

Умение аккуратно выполнять работу

Аккуратность и ответственность в работе

  • минимальный уровень (овладел менее чем ½ объёма умений);
  • средний уровень (объём усвоенных умений составляет более 1/2);
  • максимальный уровень (освоил практически весь объём умений, предусмотренных программой)

1

2-5

6-10

наблюдение

Документальное оформление результатов на каждого учащегося осуществляется в Карточке учета результатов образовательной деятельности учащихся:

Список учащихся

Теоретическая подготовка

Практическая подготовка

Творческая активность

Соответствие теоретических знаний программным требованиям

Соответствие

учебных

умений

программным тре-бованиям

Соответствие учебных умений программным требованиям

Владение

специальным

оборудованием

и оснащением

Креативность в

выполнении практических заданий

Всероссийские, региональные, муниципальные мероприятия

Соревнования, выставки, спектакли, и другие

Участие в проектной деятельности

Список учащихся

Общеучебные умения

Самостоятельность в подборе и анализе литературы

Самостоятельность в использовании компьютерных источников информации

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

Свобода подачи подготовленной информации

Самостоятельность в построении выступления

Способность самостоятельно готовить рабочее место и убирать его за собой

Соответствие реальных умений соблюдения правил безопасности программным требованиям

Аккуратность и ответственность в работе

Общие результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы подводятся по следующим показателям:

Всего учащихся, осваивающих дополнительную общеразвивающую программу –

из них достигли:

  • максимальный уровень (от 81 балла до 160 баллов) –
  • средний уровень (от 33 баллов до 80 балла) –
  • минимальный уровень (до 32 баллов включительно) –

  1. Методическое обеспечение программы

Организация деятельности учащихся по реализации программы в первую очередь требует работы по созданию у них мотивации работать. Для ее формирования необходимо правильно подбирать сложность и темп работы, так как при слишком сложных заданиях и высоком темпе их выполнения учащиеся отказываются работать, при слишком легких и низком темпе – им не интересно. Также необходимо согласовывать активную работу с отдыхом, своевременно переходить от одного к другому виду деятельности. Важную роль в создании мотивации играет поощрение учащихся: если они активны, изобретательны, что-то сделали лучше, то это необходимо отметить, похвалить их. При этом ни в коем случае нельзя сравнивать их успехи.

Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности являются:

  • перцептивные (передача и восприятие учебной информации посредством чувств);
  • словесные (рассказ, беседа, устное изложение, объяснение, анализ текста, ситуации общения и др.);
  • наглядные (демонстрация, показ видеоматериалов, иллюстраций, приёмов исполне-ния, наблюдение и т.д.);
  • практические (упражнения, выполнение заданий);
  • логические, т.е. организация и осуществление логических операций (аналогии и др.);
  • гностические (репродуктивные);
  • самоуправление учебными действиями (самостоятельная работа с нотными издани-ями, текстами и пр.).

Методами стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности являются:

  • методы формирования интереса к учению (выступления, учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций и др.);
  • методы формирования долга и ответственности в учении (поощрение, одобрение).

Средствами реализации программы являются различные виды деятельности, вещи и предметы, произведения и явления духовной и материальной культуры, природа, конкретные мероприятия и формы работы.

Инструментами успешной реализации программы являются средовое пространство(комфортная среда, обеспечивающая потребности в безопасности и развитии, педагогически целесообразная и эмоционально привлекательная занятость свободного времени), содержание учебного плана программы, учебные пособия и другие источники информации и научного знания, проектная деятельность.

Формами занятий являются теоретические и практические учебные занятия в аудиторной и внеаудиторной форме. Аудиторные теоретические учебные занятия (учебное занятие, беседа, мастер-класс, просмотр с последующим обсуждением телепередач концертов и другие) обеспечивают формирование у учащихся предусмотренных программой предметных знаний и учебных умений, внеаудиторные (творческие отчеты, концерты и другие) – творческое применение полученных в ходе освоения программы предметных знаний и учебных умений на практике.Формами организации учебного занятия в дистанционной форме обучения с учащимися, имеющими выход в интернет, являются веб-занятия (учебные занятия, просмотр с последующим обсуждением занятий и концертных мероприятий просмотр с последующим обсужде-нием телепередач концертов, мастер-классы, развивающие занятия, тематические часы и другие, как с синхронным, так и асинхронным взаимодействием учащихся и педагога), а также в системе он-лайн разработка проекта, проведение исследования, участие в конкурсных мероприятиях и т.п. С учащимися, не имеющими доступа к сети интернет – индивидуальные задания на бумажном или электронном носителях (выполнение творческой работы, подготовка проекта, отзыв о виртуальных посещениях концертов и другие). В очно-дистанционной форме обучения организационной формой является сочетание очных индивидуальных теоретических и практических учебных занятий в аудиторной и внеаудиторной форме и веб-занятий как с синхронным, так и асинхронным взаимодействием учащихся и педагога, или индивидуальных заданий на бумажном или электронном носителях.

Объектом деятельности на учебных занятиях должно быть исполнительское искусство как форма проявления жизнедеятельности учащегося. Музыкально-эстетическое воспитание учащихся должно происходить через вовлечение их в процесс художественного созидания.

Тематика учебных занятий предусматривает поступательное движение в эмоционально-осознанном освоении ценностей фортепианного искусства, этико-эстетических богатств его художественных образов; постепенное накопление опыта исполнительства; воспитание внутреннего слуха, понимаемого как умение понять замысел композитора через призму собственного восприятия.

Большая часть учебных занятий носит комплексный характер, включающих практическую и теоретическую работу.

Для повышения эффективности учебного занятия педагог должен создавать и поддерживать высокий уровень познавательного интереса и активности учащихся, целесообразно расходовать время занятия, применять разнообразные педагогические средства обучения, осуществлять личностно-ориентированное взаимодействие с учащимися, чётко продумывать практическую значимость полученных предметных знаний и учебных умений.

Учебное занятие должно представлять собой последовательность организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, итогового, рефлексивного, информационного этапов.

Так как положительную роль в активизации творческих устремлений учащихся играют подготовка и проведение концертов, праздничных мероприятий и участие в конкурсах, необходимо всячески поощрять их активность, желание участвовать в этих конкурсах.

  1. Литература

для педагога:

  1. Евстигнеева, Л. А. Методика обучения игре на фортепиано [Электронный ресурс]. - текстовые данные (684 Кб). - Тольяттинская консерватория, 2018.
  2. Золина Е. М. Музыкальная грамота для учащихся I-IV детских музыкальных школ. [Текст] / Е. М. Золина. – М.: ООО «Престо», 2019.
  3. Николаев А., Натансон В., Рощина Л. Школа игры на фортепиано. Учебно-методическое пособие [Текст] / А. Николаев, В. Натансон, Л. Рощина. – МУЗЫКА: 2019. – 200с.
  4. Сусоева О. Музыкальная психология. [Электронный ресурс] / текстовые данные (1,1 Мб). - Тверь: ТГУ ИПО:2018.
  5. Шаяхметова А. Система музыкального образования. [Электронный ресурс] / текстовые данные (13,2 Мб). - Красноярск: КНУЦ:2019.

для учащихся:

  1. Геталова О.А., Визная И.В. В музыку с радостью (для начального музыкального образования) [Текст] / О. Геталова, И. Визная. – СПб: Композитор: 2018г. – 176 с.: ноты.
  1. Милич Б. Фортепиано. Хрестоматия. Маленькому пианисту [Текст] / Б. Милич. – Кифара: 2021. – 92 с..: ноты.
  2. Музыкальное конфетти: сборник фортепианной музыки: 3 кл. ДМШ и ДШИ: Учебно-методическое пособие [Текст] / Феникс: 2022. – 87 с.: ноты.
  3. Новая школа игры на фортепиано / авт.-сост. Г. Г. Цыганова, И. С. Королькова. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2019. – 206 с.: ноты
  4. Сиротина Т. Ритмическая азбука: Учебно-методическое пособие: Для I-IV классов ДМШ [Текст] / Т. Сиротина. – Москва: Музыка: 2018. – 96 с.: ноты.
  5. Хрестоматия для фортепиано: 1-й класс ДМШ. Сост. Турусова И. [Текст] / И. Турусова. – Москва: Музыка: 2018. – 96 с.: ноты.