Древнерусская музыка

Басова Лариса Станиславовна

Введение в курс русской музыкальной литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_microsoft_powerpoint.ppt2.38 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Древнерусская музыка

Слайд 2

Древнерусская музыка Эпоха древнерусской музыки охватывает почти восемь столетий – от возникновения Русского государства в IX веке до реформ Петра I в конце XVII века. Русская музыка развивалась в двух областях – народной и церковной. Русская музыка Народная Церковная

Слайд 3

Скоморохи Это бродячие профессиональные музыканты, актёры, певцы и танцоры. Скоморохи «потешники» свои выступления сопровождали игрой на различных инструментах. Они ходили от деревни к деревне, пели, играли, устраивали представления. К их числу принадлежит киевский сказитель Баян, воспетый Пушкиным в поэме «Руслан и Людмила»

Слайд 4

Боян У Баяна вещего, бывало, Если петь он начинал о ком, Мысль, как серый волк в степи, бежала, Поднималась к облакам орлом… Но не десять соколов взлетали, А Баян персты на струны клал, И живые струны рокотала Славу тем, кто не искал похвал.

Слайд 5

Памятник Бояну на «Поляне сказок» в Крыму. Виктор Васнецов. Картина «Баян»

Слайд 6

Церковная музыка Церковная музыка существовала в виде хорового пения без инструментального сопровождения. Инструменты были запрещены.Исключение составляло только искусство игры на колоколах (простой звон, трезвон, перезвон и т.д.)

Слайд 7

Колокола среднего и большого размера часто получали имена: «Сысой», «Лебедь», «Баран». Самый знаменитый «Царь-колокол»

Слайд 8

Угличский набатный ссыльный колокол До 1591 г. в Угличе на колокольне Спасского собора висел ничем не примечательный набатный колокол, который к тому времени, по преданиям, жил триста лет. Но вот 15 мая 1591 года, когда был убит царевич Дмитрий, колокол вдруг сам «неожиданно заблаговестил». Это по легенде. По исторической версии, по приказу Марии Нагой пономарь Федот Огурец оглушительно зазвонил в этот колокол, оповещая народ о гибели царевича. Угличане расплатились с предполагаемыми убийцами наследника престола. Царь Борис Годунов жестоко наказал не только участников этого самосуда, но и колокол. Набатный колокол, звонивший по убиенному царевичу, сбросили со Спасской колокольни, вырвали ему язык, отрубили ухо, принародно на площади, наказали 12 ударами плетей. Вместе с угличанами отправили его в сибирскую ссылку.

Слайд 9

Церковное пение Церковное пение служило образцом высшего профессионализма и воплотилось в «системе осьмогласия». Это тропари, стихиры, кондаки. У песнопений не было автора; человека который их создавал называли распевщиком

Слайд 10

Древние музыкальные рукописи Музыка в эту эпоху записывалась особыми знаками-знамёнами или крюками. Поэтому древние музыкальные рукописи называют знаменными или крюковыми.

Слайд 11

Киноварные пометы В XVII веке была создана система церковных согласий (диатонический церковный звукоряд) Каждая ступень этого звукоряда получила буквенное наименование. Это легло в основу системы киноварных помет (их выполняли красной краской – киноварью)

Слайд 12

Партесное пение В XVII веке хоровая культура достигла высокого уровня. На смену одноголосию пришло многоголосие. А на смену крюкам пришла нотная запись. Самые распространённые жанры: канты и духовный концерт

Слайд 13

Русский музыкальный театр «Пещное действо» вертепный кукольный театр В XVI-XVII век – период зарождения русского музыкального театра. Истоками были древние представления