Музыка с древнейших времён

Басова Лариса Станиславовна

Введение в зарубежную музыкальную литературу. Материал учебника знакомит учащихся с историей музыки с XVII-XVIII века. Данная презентация дополняет и расширяет представления детей  о развитии музыкальной культуры до этого периода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_microsoft_powerpoint.ppt2_.ppt1.47 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музыка с древнейших времён

Слайд 2

Предполагается, что появление современного человека произошло около 160 000 лет тому назад в Африке . Около 50 000 лет тому назад люди заселили все пригодные для жизни континенты. Предполагается, что музыка существует по крайней мере 50 000 лет и превратилась в неотъемлемую часть человеческой жизни. Доисторической принято обозначать устную музыкальную традицию. Для доисторической музыки зачастую применяются термины фолк- , народная или традиционная музыка. Флейта — самый древний зафиксированный учёными музыкальный инструмент. Один экземпляр был обнаружен рядом со скульптурами, которые относят к 35-40 тыс. лет до н. э.

Слайд 3

Музыка древнего мира Самый древний письменный источник с музыкальным произведением – это нотная запись на клинописной табличке, найденная при раскопках шумерского города Ниппур (территория современного Ирака). Ученые относят ее создание к 18 веку до н.э. Расшифровав запись, профессор Анна Килмер из Калифорнийского университета обнаружила на ней не только музыку, но и слова лирической любовной песни. И предназначалась она, судя по всему, одиннадцатиструнной лире.

Слайд 4

Музыка древнего мира была проникнута глубоким религиозным смыс-лом. Песни и гимны воспевали силу богов и их власть над человеком. Музыка считалась способом приобщения к чему-то возвышенному, свя-щенному. Жрецы и другие служители храмов – это основные «музыкан-ты» того периода: они умели играть на музыкальных инструментах, петь и сочинять гимны. Песенные произведения были в основном импровизациями, которые менялись из раза в раз. Сочинительство песен считалось даром богов, певцы почитались и уважались. Гимны и песни передавались устной традицией. Так историческая веха длиной почти в три тысячи лет, характеризую-щаяся весьма активным развитием музыки, оставила после себя ничтожно малое количество сохранившихся первоисточников.

Слайд 5

Музыка в Древней Греции Убедительным доказательством великой культурно-исторической роли античности служит то, что в Древней Греции в VIII веке до н.э. родились спортивные состязания - Олимпийские игры, а в VI веке до н.э - пифийские игры – музыкальные состязания, которые можно считать далёкими предками современных конкурсов.

Слайд 6

Пифийские игры проходили при храме бога Аполлона – покровителя искусств.

Слайд 7

Ведущими музыкальными инструментами Древней Греции были струнные - лира и кифара и духовой -флейта. Греческая лира устроена предельно просто: это деревянная фигурная рама, на которой вертикально натянуты струны. Кифара во многом была схожа с лирой, но у нее имелся плоский резонатор, а число струн могло доходить до восемнадцати. Звуки кифары, по мнению греков, пробуждали в слушателях возвышенные чувства.

Слайд 8

Так кифара и флейта - струнный инструмент и духовой - оказались противопоставлены друг другу. Причём кифара олицетворяла божественное вдохновение, а флейта - земное начало, в котором сочетаются и мастерство, вызывающее восхищение, и страсть, инстинкт, таящие в себе неведомые опасности. В Древней Греции музыка играла большую роль в жизни общества. Она звучала во время бракосочетаний, застолий, войн, похорон, музыка была обязательной частью религиозных праздников и театральных представлений. В те времена певцы и музыканты не имели профессионального образования, их искусство было основано на импровизации. Для музыки была характерна связь с поэзией, танцем, театром.

Слайд 9

Конечно, кроме флейты имелись в древности еще духовые музыкальные инструменты. Древнегреческий авлос был самым распространенным из них. Авлос считается прототи - пом гобоя. В авлосе звук извлекался через специальную пластинку-язычок, вставленную в отверстие. Игравший на авлосе мог регулировать громкость и даже тембр звука. Очень часто музыкант играл на двух авлосах одновременно — тогда звучала двухголосная музыка. Авлос был непременным атрибутом во время занятий гимнастикой, принято было и танцевать под авлос в сопровождении ударных инструментов — тогда это был бу - бен и металлические тарелки — кимвалы.

Слайд 10

Греки любили искусство, музыку. В Древней Греции звуча- ли самые разные музыкальные инструменты. И, конечно, здесь были школы в которых обучали игре на этих инстру-ментах, учили музыке. Сама школа, где обучение шло по трем направлениям: му-зыка, письмо и декламация выглядела так.

Слайд 11

Старинная музыка Старинная музыка — общий термин, используемый, чтобы описать музыку в европейской классической традиции со времени падения Римской империи , в 476 г. н. э., до конца эпохи барокко в середине XVIII в. Музыка в пределах этого огромного промежутка времени была чрезвычайно разнообразна, охватывая многократные культурные традиции в пределах широкой географической области. У многих культурных групп, из которых средневековая Европа развивалась, уже были свои музыкальные традиции, о которых немного известно. То, что объединило эти культуры в Средневековье, было Римско-католической церковью, и ее музыка служила источником для музыкального развития в течение первой тысячи лет этого периода. Светская старинная музыка также сохранилась в большом количестве источников.

Слайд 12

Григорианский хорал Согласно свидетельствам многочисленных старинных документов и художественных изображений музыкальная жизнь периода раннего Средневековья (до 800-х годов н. э.) была довольно богатой и насыщенной. Однако, история сохранила до наших дней в основном литургическую музыку римско-католической церкви, значительную часть которой занимает так называе-мый григорианский хорал , названный по имени Папы Григория I .

Слайд 13

Старинная нотная запись В Древней Греции музыкаль-ные звуки" обозначали бук-вами греческого алфавита. В средневековой Европе для этого использовали спе-циальные значки - невмы. Они выглядели как черточки, точки и запятые. В России для записи музыки придумали особые знаки - крюки. Все эти обозначения были не совсем удобными. Например, невмы рисовали над текстом. Они подсказывали певцу, как должна двигаться мелодия. Подсказка помогала лишь тогда, когда музыкант знал мелодию наизусть. С глубокой древности люди стремились сохранить музыку, для этого необходимо было записать мелодию. Делали это везде по-разному.

Слайд 14

Как невмы стали нотами В конце 10 века один из них сделал гениальное изобретение. Он провел на бумаге линию, на которой нарисовал невмы одной высоты. Эта линия была красного цвета. Потом кто-то добавил к первой линии вторую. Она была желтой и означала другой звук. Третью и четвертую линии провел итальянский музыкант Гвидо Д'Ареццо. Сами невмы превратились из крючков в квадратики, затем в ромбы, а позднее стали круглыми. Музыкой в средние века могли заниматься только монахи и богословы.

Слайд 15

Светская музыка средневековья Вместе с церковной музыкой существовала и светская музыка Средневековья, нашедшая своё отражение в композици-ях трубадуров , труверов во Франции и миннезингеров в Германии. Многие из них были знаменитыми рыцарями и в своих песнях часто воспевали красоту и добродетель «прекрасной дамы», которой поклонялись. Мелодии песен этих поэтов-певцов нередко были близки народным напевам, часто танцевальным, а ритм подчинён ритму стихотворного текста.

Слайд 16

Жанры и формы Церковная полифония и светское песенное одноголосие не оказалось изолированными друг от друга. Так, в духовных песнопениях стало заметно влияние светских песен. Но появились чисто светские полифонические произведения, где партии всех голосов основывались на мелодиях песенного характера, а тексты сочинялись не на латинском, а на французском голосах.

Слайд 17

Месса Со временем в католической церковной музыке самым крупным музыкальным жанром стала месса. В неё входят шесть основных песнопений: «Господи, помилуй» «Слава» «Верую» «Свят» «Благословен» «Агнец божий»

Слайд 18

Повторение 1. Музыка Древнего мира возникла около 50 000 лет назад, проникнута глубоким религиозным смыслом и основана на импровизации. 2. Олимпийские игры VIII век до н.э., пифийские игры VI век до н.э. Музыкальные инструменты: лира, кифара, флейта, авлос. Связь музыки с театром, танцем, поэзией. 3. Старинная музыка —со времени падения Римской империи, в 476 г. н. э., до конца эпохи барокко в середине XVIII в. 4. Григорианский хорал – церковное песнопение средневековья. 5. Появление нотной записи: XI век, итальянский монах Гвидо д ` Ареццо 6. Светская музыка трубадуров, труверов, миннезингеров. Поклонение прекрасной даме. 7. Месса – самый крупный жанр в духовной музыке средневековья.