Урок-концерт "Времена года".

Мамыко Виктория Михайловна

Сценарий открытого урока, урока-концерта "Времена года", проведённый в классе преподавателя Мамыко В.М.  Поскольку тема природы не нова и к ней обращались и обращаются в разные времена композиторы всех стран, мы поставили основной целью работы - создание варианта цикла фортепианных пьес русских, советских, современных и иностранных композиторов для учеников младших и средних классов со средними музыкальными способностями. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного образования

«Октябрьская детская музыкальная школа»

Красногвардейского района Республики Крым

Тема: Урок-концерт «Времена года»

Автор: преподаватель фортепиано

Мамыко Виктория Михайловна

2018г

Содержание:

  1. Тема, тип урока, цель, задачи, оборудование. Материалы, формы работы с учащимися, характеристика класса…………………………1
  2. Ход урока, вступительное слово о пользе проведения уроков-концертов(нестандартных уроков)…………………………………….2
  3. Основные темы в музыке ……………………………………………....3
  4. Времена года в восприятии людей в древние времена……………….3
  5. Легенда о временах года………………………………………………..4
  6. Цикл «Времена года» в творчестве авторов…………………………..6
  7. Сценарий концерта фортепианной музыки…………………………...9
  8. Времена года в творчестве русских художников…………………….18
  9. Заключение……………………………………………………………...22
  10. Список литературы……………………………………………………..22

Открытый  урок  класса  преподавателя Мамыко В.М.

 

Тема: «Времена года».

Тип урока: Урок-концерт.

Цель: Самостоятельное создание варианта цикла пьес русских, советских, современных и иностранных композиторов; исполнение пьес учениками младших и средних классов, имеющих средний уровень музыкальных способностей на методическом мероприятии фортепианного отдела МБУ ДО «Октябрьской ДМШ».

Задачи:

Образовательные:

-Закрепление теоретических знаний (штрихов, аппликатурных принципов, средств музыкальной выразительности, исторических фактов о композиторах и их музыке) и практических навыков (знание аппликатуры, умение «слушать себя», контролировать свою игру, проверять соответствие реального звучания задуманному), умение применять полученные знания.

-Приобщение детей к понятной и популярной теме с помощью изучения доступных для исполнения сольных и ансамблевых пьес современных композиторов.

-Демонстрация учащимися класса выученного материала в специальной концертной программе.

Развивающие:

-Развитие творческой активности через различные виды деятельности, приобщение детей  к  совместному творческому процессу создания самостоятельной концертной программы.

-Развивать интерес учащихся к теме с помощью теоретических и практических

знаний и навыков;

- Вовлечение каждого ребенка в процесс исполнения, развитие сценической выдержки.

-Развитие ответственности и уверенности детей в своих силах.

Воспитывающие:

-Воспитать устойчивый интерес к фортепианной музыке и к музыке в целом.

- Повышение уровня познавательной мотивации.

-Воспитание толерантного отношения, уважение  к  труду друг друга.

-Формирование нравственно-эстетического, эмоционального отношения к искусству, прививать любовь к природе средствами музыки.

Методические:

- Расширение интеллектуального и музыкального кругозора;

- Развитие воображения, образных представлений, техники как следствие.

- Повышение интереса и мотивации родителей к обучению детей в музыкальной школе.

-Укрепление взаимоотношений родителей, детей и преподавателя, улучшение их взаимопонимания.

Оборудование: музыкальный инструмент (два фортепиано), ноутбук для демонстрации видеозаписей выступлений, глобус.

Материалы:  репродукции картин известных художников, фотографии, видеозаписи исполнений произведений современных композиторов, стихотворения современных поэтов, фортепианные пьесы для младших и средних классов ДМШ.

Формы работы с учащимися :

-коллективная, индивидуальная, в ансамбле.

Характеристика класса: класс преподавателя Мамыко Виктории Михайловны состоит из 9 человек: 3 ученика 1 класса, 2 ученика 2 класса, 2 ученика 3 класса, 1 ученик 5 класса и 1 ученик 6 класса. Большинство учащихся класса имеют хороший средний уровень музыкальных способностей,  в данное время 4 лауреата региональных конкурсов.

Ход урока:

  1. Вступительное слово преподавателя.

Современная педагогика имеет в своём арсенале различные виды открытых уроков, в том числе нестандартные уроки:

О пользе проведения нестандартных уроков

(уроков-концертов). 

     В своей совместной работе с учениками мы постарались реализовать в нашем нестандартном уроке, уроке-концерте, известную тему «Времена года». Задание, поставленное перед нами, было непростым, так как потребовало привлечения практически всех учеников моего немногочисленного класса без какого-либо специального отбора, а также потребовало специального подбора и отбора музыкального материала, который реально мог бы быть усвоен и достойно продемонстрирован учениками младших и средних классов со средними музыкальными способностями. В среднем для реализации концерта на каждого ученика пришлось по 2-3 пьесы разного характера.

    Несмотря на дополнительную нагрузку, такая работа максимально мобилизует каждого ученика на подготовку к мероприятию, поскольку от выступления каждого зависит успех всех участников этого концерта, в отличие от специально разучиваемых произведений для сдачи каждым плановых академических концертов. 

   Урок-концерт несёт большую пользу для учеников: и воспитательную, и образовательную, и развивающую. Он дисциплинирует, воспитывает ответственность, развивает познавательную активность, закрепляет уже известные знания, умения и навыки, развивает музыкальный  кругозор, прививает  уважение к своей работе и работе своих одноклассников, что приводит к  обретению навыка согласованной «работы в команде». Всё это делает ребят более уверенными в своих силах и притязаниях. 

    Польза подобных мероприятий также в том, что учащиеся могут принять участие в качестве соведущих преподавателя, рассказать определённую часть тематической информации, что способствует развитию их речи, памяти, а выступление перед аудиторией способствует формированию уверенности в себе, умении держаться на публике.  Кроме того, психологи утверждают, что информация, подаваемая поочерёдно разными людьми, воспринимается и усваивается слушателями лучше.

Основные темы, присутствующие в музыке.

 

   Испокон веков и до сих пор музыка сопровождала жизнь людей и являлась неотъемлемой частью их существования, труда, быта, речи.   Основные темы, используемые в музыкальных произведениях композиторов прошлого и современности – это темы, так или иначе демонстрирующие среду обитания человека и взаимодействие человека с ней. Это:

  • Музыка разных народов мира, её особенности и своеобразие, язык.
  • Тема окружающей природы;
  • Времена года;
  • Историческая тема;
  • Внутренний мир человека, формирующийся под воздействием внешних обстоятельств и окружающей среды;
  • Взаимодействие человека с окружающей действительностью и пр.

    Другими словами,музыка – всегда о жизни человека. Ярким образцом этого может служить, к примеру, творчество Р.Шумана. Приведём примеры названий произведений: «О чужих странах и людях», «Порыв», «Первая утрата», «Колыбельная», «Вечером», а также его сборники пьес «Лесные сцены», «Детские сцены» и пр.

   Перечислить все известные классические музыкальные произведения, в которых развивается тема природы, практически невозможно – слишком длинным получится этот список. Сюда можно включить «Полёт шмеля» Римского-Корсакова, «Золотых рыбок» Дебюсси, «Весну и осень» и «Зимнюю дорогу» Свиридова, и многие другие музыкальные картины природы.

    Тема «Времена года»… К ней обращаются и композиторы, и художники, и писатели всех времён и народов. Многих она волнует и не оставляет равнодушным, потому что собственно СРЕДА НАШЕГО ОБИТАНИЯ является неистощимым источников вдохновения, подпитки жизненных сил, возможностью познания мира и себя в этом мире.

Времена года в восприятии людей в древние времена.

    Интерес к природе и природным явлениям появился  с появлением человека в древности. С незапамятных времён человеку были известны природные явления, которые сейчас современным языком называются «времена года»

    Природные явления, как известно, древние люди наделяли божественной силой, силой, которой не обладал обычный земной человек, потому что не знали их природного происхождения. Однако с давних времён мудрецы уже знали о существовании 12-ти лун, которые составляли четыре времени года.

В одном из старинных календарей сказано:

       - Весна подобна девушке, украшенной красотою и добротою.

        -Лето сродни красивому мужчине, богатому, спокойному, что заботится о своем доме и домочадцах и без лени трудится с утра до вечера.

        -Осень подобна женщине уже пожилой, но богатой и окруженной любимыми детьми; иногда она печалится от созерцания скудости плодов земных и бедствий людских, а иногда веселится от обилия плодов, тиха и безмятежна.

        - Зима же подобна мачехе злой и нежалостливой, грубой и немилостивой; случается, милует, но и тогда все равно казнит; бывает доброй - но и тогда знобит, подобно лихорадке, и голодом морит…».

     Так в славянской мифологии появилось большое количество разнообразных сказаний о том, как появились времена года.Современный человек знает, что смена времен года происходит на нашей планете по определённым причинам.

    Цикл Зима-Весна-Лето-Осень повторяется из года в год. Благодаря особому наклону оси  Земли к Солнцу времена года на планете меняются и дают нам такую разнообразную и по-своему красивую природу в каждый из этих времен года.  С декабря по февраль Южное полушарие нашей планеты наклонено к Солнцу более, чем северное, и, поэтому, южное полушарие получает больше тепла и света, чем северное. В то время как на юге лето, на севере – зима с полярной ночью за северным полярным кругом.

Легенда о временах года.

   «Когда на белом свете нас еще не было, жили вместе четыре уважаемых всеми богини: Зима, Весна, Осень и Лето. Частенько они встречались в городе или в селе, за вязанием или за чашкой кофе. И беда в том, что каждая из них имела весьма своенравный характер и не хотели друг другу уступать. Словом, дня не проходило у богинь без ссоры.

- Давайте, - как-то решили они, - вырастим цветы. У кого будут лучшие цветы – та будем самая главная. А три другие будут ей повиноваться.

И разошлись на некоторое время.

    А когда встретились снова, каждая имела что показать. Весна принесла корзину нежных ландышей и унылые лепестки сон-травы, Осень поразила цветами георгин и хризантем, а Лето засыпало морем прекрасных душистых роз!

     Весне с Осенью очень понравились розы, поэтому они закричали, что Лето самая главная. А Зиму не стали и слушать. Разве может такая холодная персона вырастить хотя бы один росток?!

    Нахмурилась Зима, махнула седым рукавом, и посыпались из него волшебные холодные цветы, один другого красивее. Не было в удивительной метели ни одного, похожего на другой цветок. Весна с Осенью залюбовались этой красотой и не знали, что сказать. Только Лето очень рассердилась, потому что ее розы боялись холода и под снегом сразу почернели. Оно стала дуть горячим ветром, пока волшебные снежинки не превратились в воду.

     Примирение между четырьмя богинями не произошло. Им пришлось разделить год на четыре части и хозяйничать каждой в свое время.

      Враждующие Зима с Летом даже выбрали себе такие поры года, чтобы никогда больше не встретиться. Правда и сами себе не хотят признаться, что иногда скучают друг за другом. Растопит, бывает, Зима сугробы, выманит из-за туч ласковое солнышко и ждет... Может, придет Лето с букетом душистых роз. Нет... А Лето в свою пору сыпанет иногда снежинок на теплую ладонь и рассматривает внимательно. А вдруг найдутся две одинаковые...

Не правда ли – прекрасная сказка!

     

Цикл «Времена года» в творчестве авторов.

    Во все времена человек преклонялся перед природой:  

1.Художники отображают природу красками,

2.Композитор и музыкант описывает природу музыкой.

3.Поэты – словом, сочиняя стихи.

 И всё это вместе ещё больше помогают нам понять, насколько прекрасен мир, в котором живёт человек, мы с вами.

(Л.Блоцкая) К Циклу «Времена года» обращались композиторы разных стран и в разные эпохи. Прежде всего, это цикл «Времена года» итальянского композитора эпохи барокко Антонио Вивальди. Эта музыка написана для оркестрового исполнения и очень часто исполняется в наше время. Четыре трёхчастных скрипичных концерта Вивальди, посвящённые временам года, – без сомнения, самые известные музыкальные произведения о природе эпохи барокко. Стихотворные сонеты к концертам написаны, как считается, самим композитором и выражают музыкальный смысл каждой части. Вивальди передаёт своей музыкой и громовые раскаты, и шум дождя, и шелест листьев, и птичьи трели, и собачий лай, и завывание ветра, и даже тишину осенней ночи

   Австрийский композитор-классик Й. Гайдна написал грандиозную ораторию «Времена года». Четыре сезона последовательно предстают перед слушателем в 44-х картинах. Герои оратории – сельские жители (крестьяне, охотники). Они умеют и работать, и веселиться, им некогда предаваться унынию. Люди здесь – часть природы, они вовлечены в её годичный цикл.

   Гайдн, как и его предшественник, широко использует возможности разных инструментов для передачи звуков природы, например, летней грозы, стрекотания кузнечиков и лягушачьего хора.

    (Тимакова С.) Фортепианный цикл «Времена года» был написан русским композитором П.И.Чайковским по заказу. Осенью 1875 года к композитору обратился известный петербургский издатель Н.М.Бернард с предложением написать для журнала цикл фортепианных пьес, которые публиковались бы ежемесячно и составили полный годичный круг. Чайковский не выходил из леса, когда писал детские пьесы о природе и цикл “Времена года”. Лес подсказывал ему настроение и мотивы музыкального произведения. Композитор избрал для своих двенадцати месяцев жанр фортепианных миниатюр. «Но и одно лишь фортепиано способно передать краски природы не хуже хора и оркестра» .

     Здесь и весеннее ликование жаворонка, и радостное пробуждение подснежника, и мечтательная романтика белых ночей, и песнь лодочника, покачивающегося на речных волнах, и полевые работы крестьян, и псовая охота, и тревожно-печальное осеннее замирание природы.

 Цикл «Времена года» Чайковского вдохновил на создание своего цикла фортепианных пьес «Домик в Клину» современного советского и российского композитора Игоря Парфёнова. Дело в том, что Чайковский был любимым композитором Парфёнова. Композитора вдохновили на это природа Северного Урала и Зауралья, живописные берега реки Камы и Тобола. Изначально по замыслу в 1956 году композитор хотел назвать свой цикл «Времена года». Но вынашивался замысел около 30 лет! В 1988 году Парфёнов

побывал в усадьбе Чайковского в Клину. В результате в 1990 году к композитору пришло озарение и за несколько месяцев «Домик в Клину» был готов. В сборник вошли 14 пьес, 12 из них - тематические. Эпиграфами к каждой из пьес служат выдержки из писем П.И. Чайковского своим братьям. С помощью этих эпиграфов Парфёнов раскрыл содержание пьес, углубил музыкальный образ произведений. Все пьесы написаны для 6-7 класса ДМШ с большим разнообразием пианистических задач, для реализации которых требуется определённый музыкальный и исполнительский опыт.

      В балете также есть особая страница. Композитором Александром Глазуновым создан аллегорический балет «Времена года» в одном акте, четырех картинах. Сценарист и балетмейстер Морис Петипа, художник П. Ламбин (декорации), Е. Пономарев (костюмы), дирижер Р. Дриго. Премьера состоялась 7 (20) февраля 1900 года, балет Мариинского театра, Эрмитажный театр, Петербург. На сцене Мариинского театра балет был показан 13 февраля.

   

Концерт фортепианной музыки «Времена года».

      Знакомство ребёнка с сезонами года начинается ещё в раннем детстве, примерно в 3-4 года, когда ему всё интересно, впитывает в себя «как губка» разнообразную информацию. И родители, и воспитатели приобщают ребят к наблюдению в природе, благодаря чему они начинают воспринимать мир и окружающую среду, в которой они живут. Благодаря наблюдениям в природе ребёнок узнаёт, что в природе происходит смена времён года, узнаёт их особенности и различия.

    Этот цикл очень напоминает собой время суток: утро – это весна, когда все просыпается, день – это лето, когда все в активной деятельности, вечер – это осень, когда все заканчивают свою работу и готовятся к отдыху, ночь – это зима, когда все спят и жизненные процессы замедляются.

      Рассматривая каждую часть нашего цикла, мы обратимся также к произведениям современных поэтов. Природа для поэтов и писателей - не просто среда обитания, она - источник доброты и красоты. Музыка и стихи – это то прекрасное, без чего человек не может жить. Писатель Паустовский сказал чудесные слова: «… и если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы».  Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране.

  Стихотворения современных русских авторов в нашей работе являются своего рода «эпиграфами» к исполняемым ребятами пьесам, т.е. мы постарались следовать «принципам» Чайковского и Парфёнова, которые в своих музыкальных циклах считали необходимым использовать такие краткие пояснения к произведениям. К тому же преподавателю важно развивать речь учащихся. Как известно, те дети, которые умеют выразительно говорить, могут и выразительно исполнять произведение. А это задача является одной из важных в обучении игре на музыкальном инструменте.

  Также в процессе исполнения пьес для каждого времени года мы постараемся определить, какие выразительные музыкальные средства характерны для каждого из них.

 

  В отличие от начала года, который обычно мы наблюдаем зимой, мы начнём свой урок-концерт со времени года, который называется «Осень». 

   Действительно, ведь у большинства людей и их детей эта пора года ассоциируется с началом «учебного года» в школе, когда заканчиваются летние каникулы и летний отпуск у родителей и все приступают к новому этапу в жизни.

1.Муединова Анифе, «Осенняя песенка»

 ОСЕННЯЯ ПЕСЕНКА

Миновало лето,

Осень наступила.

На полях и в рощах

Пусто и уныло.

Птички улетели,

Стали дни короче,

Солнышка не видно,

Темны, темны ночи.

(И. Токмакова )

     Несмотря на то, что всем грустно встречать начало учебного года, осень – прекрасная пора, очей очарование! Природа постепенно преображается, и жаркий сезон сменяется на более спокойный. Ещё достаточно тепло, но листва на деревьях постепенно становится разноцветной, листья опадают и создают на поверхности земли как бы сказочный цветной «ковёр».

  Такие красивые листья можно засушить и сделать гербарий. Однако какие красивые цветы виднеются вокруг! И все они ярких цветов!

Ребята, какие осенние цветы вы знаете?

2.Блоцкая Лера. Г.Классен «Осень».

Внимательно слушая эту пьесу, легко можно услышать «накрапывание мелкого дождика»,

Большие и маленькие капли падают с разной силой. Дети, сидящие у окна, могут наблюдать это проявление осенней погоды…

Однако после маленького дождика начинают расти в большом количестве грибы. Поэтому грибники отправляются в леса и луга, чтобы заготовить припасы на зиму.

3. Козинец Даша  исполнит пьесу «Грибной вальс» авт.Барсуковой.

У лесных дорожек

Много белых ножек,

В шляпках разноцветных,

Издали заметных,

Собирай, не мешкай –

Это – сыроежки!

4.Осень – это время открытия охотничьего сезона на некоторых животных в лесу и птиц. В старину слуги королей, отправляясь на охоту, трубили в охотничьи рожки, чтобы дать команду к началу охоты.

  Многие-многие столетия, а может, и тысячелетия (точнее сказать трудно) насчитывает история сигнального рога...Из чего его только не делали…Из рогов животных, из морских раковин, из дерева, из бересты, потом стали делать из металлов: из серебра, меди, латуни, нержавейки. В какой-то степени охотничий рожок считается простым музыкальным инструментом.

Самые известные старинные сохранившиеся рога сделаны из слоновьих бивней и покрыты искусной резьбой. Они назывались Олифанты. В легендах говорится о невероятной силе звука рога Олифанта. Но современный рог из латуни намного превосходит по тембру и громкости костяной рог.

Тарантина Вероника, «Охотничий рожок», пьеса представлена в идее старинного танца.

5.Муединов Рустем и Швырёва Маша «Мелодия осени» Н.Торопова.

(Венедикт Немов).

(Рустем)Ветер, как на инструменте,

За окном на дереве играл,

От дождя в ответ аплодисменты

С громогласной силой получал.

(Маша)И листва кружилась в вальсе

Всё за тем же вымокшим окном...

То, что для людей - ненастье,

Называется в природе сном…

                             

6.Видеозапись И.Парфёнов «Домик в Клину», этюд-картина «Ноябрь».

Зима – весёлое время года.

 

    Зиму дети очень любят, потому что зима – это Новый год, ёлка, Дед Мороз, праздники, каникулы у школьников, гости и зимние забавы. Причудливые силуэты деревьев, покрытые снежными шапками. Мороз рисует красивые узоры на оконных стёклах, однако он же может привести к гибели остающихся зимовать птиц. Чтобы  этого не произошло, ребятишки сами или с помощью взрослых изготавливают кормушки для птиц, подвешивая их на ветки деревьев. А как красивы красные гроздья рябин на ветках! Залюбуешься!

1.Тимакова София, Майкапар, «На катке».

Пришла веселая зима

В.Коркин

Кругом снежинок кутерьма. 
Не спи, пораньше встань, 
Коньки скорей достань. Пришла веселая зима! 

Примерзло солнышко ко льду, 
Я на каток с утра иду. 
И щиплет больно нос 
Сердитый Дед Мороз.

2.Видеозапись Р.Шуман «Дед Мороз».(«Альбом для юношества»).

Исполняет Веселухина Анжела.

Каким представляется образ Деда мороза вам, ребята?

У Деда Мороза есть постоянная спутница, это его внучка Снегурочка. Этот светлый сказочный образ мы услышим в исполнении следующей пьесы.

3..Зима не бывает вечной. Это время года насыщено разными праздниками один из которых оказывается в феврале месяце. И называется он проводы Масленицы. Это хорошо слышно в пьесе, которую мы сейчас услышим.

Муединов Рустем, «Зима»

(Агния Барто)

«Я знаю, что надо придумать»

Я знаю, что надо придумать,

Чтоб не было больше зимы,

Чтоб вместо высоких сугробов

Вокруг зеленели холмы.

Смотрю я в стекляшку

Зелёного цвета,

И сразу зима

Превращается в лето.

4. Зима не длится вечно. В предыдущей пьесе «Зима» мы можем слышать как бы две части: в первой – унылая, холодная зима с мелодией в русском народном стиле, протяжная и с элементами имитационной полифонии. Вторая часть – меньшая – яркая, танцевального характера, имитирующая исполнение народного оркестра, образ народного праздника. По всей видимости проводы зимы – «Масленица». Следом за этим всеми любимом праздником идёт следующий этап, когда, провожая зиму, в народе поют веснянки, закликая приход весны.

Тарантина Вероника исполнит пьесу К.Колодуб «Веснянка». Пьеса написана в простой трёхчастной форме, где в 1 и 3 эпизоде явно слышны «заклички», во 2-й части – трели в правой руке имитируют неугомонное птичье щебетание.  

Весна – время пробуждения природы.

 Это время года подобно утру начинающегося дня. Какое-то время происходит «борьбы» зимних метелей и оттепелей, однако весна вступает в свои права.

Весна ассоциируется у детей с первыми весенними праздниками, праздником их мам, 8 марта, к которому ребята ответственно готовятся, придумывая подарки для своих самых родных.

1.Решидова Таире анс.Барахтиной «Мама».

В марте тает снег и лед,

Праздник мамы настает.

Тают льдинки на стекле,

День становится светлей.

Дарим маме сундучок,

Мимозы веточек пучок.

2.Начинает таять снег, в связи с чем образуются проталинки. Замечательно наблюдать, как в таких проталинках начинают появляться первые весенние цветы, пролиски, подснежники и пр.

Тимакова София, «Первая проталинка».

3.Весна не только время пробуждения природы, это время связано с Одним из главных событий в России: окончание Великой Отечественной войны. В этом году исполняется 73 года Победы над фашистами. Миллионы русских и советских солдат погибли, защищая нашу Родину.

Швырёва Маша, «Берёзка»

Я помню, ранило березу
Осколком бомбы на заре.
Студеный сок бежал, как слезы,
На изувеченной коре.

За лесом пушки грохотали,
Клубился дым пороховой.
Но мы столицу отстояли,
Спасли березу под Москвой.

И рано-раненько весною
Береза белая опять
Оделась новою листвою
И стала землю украшать.

И с той поры на все угрозы
Мы неизменно говорим:
Родную русскую березу
В обиду больше не дадим.

1950

ТН.Торопова «Берёзка»

4.Муединов Рустем и Швырёва Маша «Весёлое настроение» анс.

Весна насыщена разными праздниками, особенно радостные – майские, когда люди празднуют праздник весны – Праздник труда и мира 1 мая, праздник «Хыдырлез».

5.Муединова Анифе «Май обновляет всё!» авт.Барсукова.

Заканчивается учебный год, дети в предвкушении долгих летних каникул.

Май раскрасил мир зеленым,

Белым, розовым, веселым!

Взять мелки, бежать во двор,

И раскрасить там забор

Рисовать мелками счастье,

И девчонкам крикнуть: «Здрасьте!»

Рисовать, писать, играть!

Май пришел — пора мечтать. (Светлая Э.)

Лето – самое любимое время года и взрослых, и детей! 

     Это время летних каникул и отпусков, когда люди получают наибольшее количество положительных эмоций благодаря теплу и большому количеству солнечного света. Летом можно наблюдать интересное явление в природе: после дождя появляется радуга. Лето – это море, поездки к бабушкам и дедушкам в другой город, а некоторые семьи отправляются в поход или зарубежную поездку. Ребята играют в любимые игры с друзьями, катаются на велосипеде, посещают зоопарк и цирк, проводят наблюдение в природе. Однако жаль, что лето всё же небесконечно…

1.Даша Козинец, Лонгшамп-Друшкевич, «Из бабушкиных воспоминаний».

 Милая бабушка!

Солнышко тёплое!

Руки любимые,

Сердце заботливое!

Здоровья и счастья тебе,

 Дорогая

Самая лучшая,

Очень родная.

Радости в жизни!

Подарков, любви!

Успеха желаю тебе

От души!

2. Блоцкая Лера, «Тарантелла».

Яркий, темпераментный итальянский народный танец. Этот танец берёт своё название от названия итальянского города Торанто.

З. Муединов Рустем, «Сева на велосипеде» Т.Кулиев.

Г. Новицкая

«Лето»

Рада летом я купаться

И на пляже загорать,

И на велике промчаться,

В бадминтон с сестрой играть.

После чтенья доброй книжки

В гамаке в зной подремать.

Лета вкусные дары

В конце лета собирать.

4. Видеозапись П.Чайковский, «Июль»,

Песнь косаря». Исп. Иван Бессонов.

   Кто такой косарь? Тот, кто занимается косьбой, срезает косой или косилкой траву или хлебные злаки. Русская земля всегда славилась своими полями и пашнями и считалась аграрной страной. В наших крымских землях обычно снимают два урожая злаковых и

пшеницы в году. Два сорта зерновых – Яровые и Озимые. Яровые сеют весной и жнут осенью, а озимые – сеют ближе к зиме, а косят летом. Такая особенность южной границы России. Давайте догадаемся: какой сорт косит косарь в пьесе П.Чайковского? (Озимый).

5.Решидова Таире, Лонгшамп-Друшкевич «Марш негритят»,

ведь в летнюю жару, какая бывает только в Африке, все жители наших широт от загара становятся похожими на негритят.

«Жара»

Среди двора стоит Жара,

Стоит и жарится с утра.

Залезешь в глубину двора -

И в глубине стоит Жара.

Жаре давно уйти пора,

Но всем назло стоит Жара!

Сегодня, завтра и вчера

Везде Жара, Жара, Жара...

Ну, неужели ей не лень

Стоять на солнце целый день?

(Татьяна Лаврова)

6.Муединова Анифе

 

Почему лето короткое? (В. Орлов)

-Почему для всех ребят

Лета не хватает?

- Лето, словно шоколад,

Очень быстро тает!

Тимакова София, анс. Г.Классен, «Осеннее настроение».

    Этим произведением мы подводим логическое завершение нашего урока-концерта. Ведь уже в конце лета начинают появляться первые признаки начала осени…

Однако жизненный цикл всегда идёт по кругу и повторяет свою цикличность. А  это даёт возможность человеку проживать каждый сезон, и каждый раз получать новые впечатления от нового времени года, совершенствовать свои знания, развивать наблюдательность и чувства, а, следовательно, и свою духовность.

Времена года в творчестве русских художников.

    Русская природа всегда оказывала огромное влияние на художников России. Можно даже сказать, что именно природа нашей страны, ее ландшафт, климатические условия, краски, сформировали национальный характер, а, следовательно, и породили все особенности русской национальной культуры.

Левитан. «Золотая осень».

Алексей Адамов.

Левитан «Цветущие яблони».

    Рядом с живописью в глубокой древности зародилась и архитектура, искусство создавать здания и их комплексы, образующие среду жизни человека. В этих сооружениях можно увидеть стремление человека творить по законам природы, используя симметрию,

линии, подсмотренные у природы. Люди стремились украсить свой быт, свою повседневную жизнь, сделать ее красивей, нарядней.

     Присмотритесь к вещам, которые окружают вас, и вы увидите, что в их создании принимал участие художник.

     Рассмотрите в доме обои, открытки, игрушки, посуду, платок мамы, коврик и вы убедитесь, что нет в доме предмета, к которому не прикасалась рука художника. Вот платок, его повязывают мамы, бабушки. Чем украшен он – красными розами, алыми маками – хороводом цветов, все это делает его нарядным, праздничным, улучшает настроение. А посуда: чашки, чайники, что изображено на них? Опять же цветы, листья, фрукты, наши любимые звери, птицы. Какая посуда вам нравиться больше,  металлическая, без рисунка?  Или та, что украшена рисунками природных обитателей или пейзажами. Красота природы волновала человека во все времена.

Заключение.

    Проведение тематических уроков-концертов даёт массу преимуществ и пользы:

  1. Поскольку не все ученики класса могут регулярно выступать в концертах школы и тем более вести активную подготовку к конкурсам, в подобных мероприятиях, как и в концертах на родительских собраниях, могут принять участие все ученики не зависимо от степени своей фортепианной подготовки.
  2. Подобная работа максимально мобилизует каждого ученика на подготовку к мероприятию кроме специально разучиваемых произведений по теме в течение учебного года,
  3. бывает необходимо и возможно вспомнить уже пройденный в предыдущие годы обучения произведения. Как говорится – «Повторение – мать учения».
  4. Преподаватель сам поднимается на новый уровень своего развития, т.к. изучает большое количество нового музыкального материала, прежде чем определиться с темой урока-концерта и его программой.
  5. Урок-концерт несёт большую пользу для учеников, и воспитательную, и развивающую. Дисциплина, развитие познавательности, закрепление уже известных знаний и навыков, развитие музыкального кругозора, уважение к работе своих одноклассников и к своей работе, обретение навыка согласованной «работы в команде», развивает ответственность, делает более уверенными в своих силах и притязаниях.

  1. Изучение произведений с целью исполнения их также на итоговых академических концертах, на концертах родительских собраний, на рядовых концертах школы.
  2. Таким образом, изученные произведения в определённой степени могут быть «заготовками» для разных мероприятий.
  3. Тема – неотрывна от детских знаний, наблюдений и понятий. Исполняя произведения, дети совместно как бы «рисуют» образ каждого времени года, ассоциируют его с определёнными понятиями, представлениями, взятыми из своего ещё не очень большого жизненного опыта.
  4. Дети учатся слышать красоту музыкальных образов, отображённую в разных жанрах современных и композиторов-классиков.
  5. Развитие воображения: вспомогательные способы - использование видео-ряда, иллюстраций картин, стихов, помогающих понять содержание, смысл пьесы. Дети учатся выразительно читать стихи, а это в свою очередь, необходимо для пианиста. Ведь тот, кто умеет выразительно говорить, может и выразительно исполнять музыкальное произведение. Всё это положительно сказывается на их музыкальном развитии и воспитании.

    Мы поставили перед собой изначально цель – создать цикл фортепианных пьес «Времена года» для детей начальных и средних классов. Известны нам циклы «Времена года» композиторов разных стран. Мы же использовали пьесы современных, русских и зарубежных композиторов. Это не помешало нам создать и передать настроения всех времён года, поскольку музыка – язык «международный», а, значит, цель нашего урока-концерта  стала реально достижимой.

 

Список литературы:

1.Банных Е.Ю. «Разработка открытого урока-концерта на подготовительном отделении «ФаСоль-ка» ДШИ г.Свободного, 2012 г.

2.Батыршина С.И. «Лекция-концерт «Весна» из цикла «Времена года в искусстве», 2012 г.

3.Еникеева Р.А. конспект экспертного урока по фортепиано «Тема развития музыкально-исполнительских навыков учащегося на завершающем этапе работы над произведением».

4.Поважная Е.Э. «План открытого урока по теме: «Методологические аспекты в работе над фортепианным концертом», п.Кубань, 2016.

5.Шамина А.В. «Урок-концерт «Времена года» учителя русского языка и литературы МАОУ «Ликино-Дулевский лицей».