Методический доклад "Александр Федорович Гедике"

galaeva julia sergeevna

Краткая биография А. Ф. Гедике с выразительными воспоминаниями М. Мильмана и Г. Г. Нейгауза.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gedike_doklad_may_2018.docx23.23 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Городской дворец детского (юношеского) творчества им. Н. К. Крупской

Методический доклад

«Александр Федорович Гедике»

Выполнил: педагог МХС «ВИТА»

Галаева Ю. С.

Новокузнецк

2018

Александр Федорович Гедике

(Alexander Goedicke)

        Имя Александра Федоровича Гедике становится знакомым маленьким музыкантам очень рано – его произведения для фортепиано, такие, как, например, Ригодон F-dur или Танец e-moll, исполняются уже в первом и втором классах музыкальной школы. И в дальнейшем пьесы самого различного характера сопровождают учащихся на всем протяжении обучения фортепианному искусству. Тем не менее, личность А. Ф. Гедике не так широко раскрыта и изучаема, как, например, П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский или М. А. Балакирев. И, думается, совершенно незаслуженно…

Вот как пишет, например, об Александре Федоровиче Марк Мильман:    ...Когда входишь в Большой зал Московской консерватории, прежде всего обращаешь внимание на величественный инструмент, занимающий почти всю эстраду. 
   Помню день, – он надолго остался у меня в памяти, – когда этот инструмент заговорил. Полились звуки необычайной красоты, то задумчиво нежные, то мощные и торжественные, они заполняли собою все уголки зала. 
   Исполнитель на органе носил странную фамилию, состоящую из трех слогов: Ге-ди-ке. 
   Как я узнал, это был профессор Московской консерватории, известный композитор, органист и пианист. 
   Органные концерты Гедике давал часто. Играл он больше всего любимого им Баха. 
   "Музыка его, – говорил Гедике, – вечно юная, свежая и новая, полная жизни и огня, радостная и глубокая, созерцательная и возвышенная, пленяет нас с такой силой, как будто Бах и сейчас живет среди нас, молодой, полный сил и любви к
 жизни". 
   На концертах Гедике всегда было много народа. После окончания артисту долго аплодировали, посылали трогательные записки, благодарили за доставленное удовольствие. 
   Мне посчастливилось на протяжении двадцати пяти лет часто видеться с этим замечательным человеком. Сначала я у него учился, а затем преподавал в той же Московской консерватории. 
   Александр Федорович был очень разносторонний музыкант. 
   Прежде всего он много сочинял. Им написано несколько опер, особенно следует отметить оперу "У перевоза", рассказывающую о пугачевском восстании. 
   Он создал три симфонии, огромное количество пьес для рояля и других инструментов, много песен и романсов, а также произведения для различных ансамблей. 
   Особую известность приобрели обработки Гедике русских народных песен для голоса, скрипки, виолончели и фортепиано. 
   В 1900 году, на международном конкурсе имени Антона Рубинштейна, Гедике получил первую премию за сочиненный им концерт для фортепиано и сонату для скрипки. 
   В Московской консерватории Гедике учил играть на рояле, органе и совместной игре на разных инструментах. Класс этот называется классом камерного ансамбля. Для того чтобы руководить таким классом, нужно знать основные приемы игры на многих инструментах и, кроме того, умело объединять их вместе. Работа такого педагога похожа на работу дирижера в оркестре. 
   Александр Федорович Гедике был неутомимый труженик. Помня завет великого композитора П. И. Чайковского – "работать нужно всегда!", – Гедике сочинял, занимался на органе, рояле ежедневно. Не ждал "подходящего настроения". 
   Он очень много успевал сделать за день. 
   У Александра Федоровича был определенный режим дня, которого он неукоснительно придерживался всю жизнь. Он вставал всегда в 6 утра, а ложился спать в 9–10 часов вечера. 
   С утра Гедике шел в Консерваторию заниматься на органе, а затем с учениками. Не было случая, чтобы он когда-либо пропустил занятия или опоздал. По нему можно было проверять часы. 
   Кому не была знакома высокая фигура человека с седеющей бородкой, шедшего ранним утром неторопливой походкой, с палкой в руке, по улице Герцена в свой родной дом – любимую Консерваторию?! Его знали не только люди, его хорошо знали птицы. 
   С кормления птиц и животных у Гедике начинался рабочий день. Он, можно сказать, "знал в лицо" каждого воробья, обитавшего на улице Герцена, а воробьи знали его. Стоило ему только показаться на улице, как воробьи тотчас слетались ему навстречу, кружились над головой. Он вынимал из кармана заранее приготовленный мешочек с хлебными крошками и разбрасывал их во все стороны. Усаживаясь на скамейку в консерваторском садике, Александр Федорович ласковым взором рассматривал своих пернатых друзей. 
   – Смотри, – обращался ко мне Гедике, – видишь, вон тот с подбитой ногой? Его озорники-мальчишки подбили. Шустрый такой, всегда отнимает хлеб у других... 
   Дома у Гедике было огромное количество кошек и собака шпиц, которую хозяин звал Шарко или Шарик, а в минуты особого расположения – Шаркушка. 
   Со своими любимцами он разговаривал, как с людьми. Помню один забавный случай. 
   Пришел я по какому-то делу к Александру Федоровичу. Он отворяет дверь, а сзади бежит собака и лает на меня. 
   – Шарко, Шарко, перестань! 
   Шарко не унимается. 
   – Шарко, перестань, ведь это же Мильман пришел! 
   Этот довод также не успокоил четвероногого "хозяина". 
   – Шарко! Неудобно, ведь Мильман доцент! 
   Исчерпав все убеждения и не добившись успеха, Александр Федорович увел собаку в другую комнату. 
   Занимался Гедике с учениками с большим воодушевлением. Он подпевал, насвистывал, ходил по классу, нервно теребя цепочку от карманных часов, дирижировал. Иногда покрикивал, пробуждая вялых от "спячки". Если студенты во время занятий разговаривали, шумели, Александр Федорович их одергивал: "Не балуй!" Звук "л" он не произносил, и получалось "не ба-уй!". 
   Гедике хотел казаться строгим, сердитым, но у него это не получалось. Необыкновенная мягкость, доброта сказывались во всем. 
   Не было случая, чтобы Александр Федорович кому-либо из учеников сказал резкость. Он только угрожал, предупреждал: "Смотри, я рассержусь!" Но это никого не пугало: во время сказанной угрозы на ученика смотрели те же добрые глаза... 
   После работы Гедике прогуливался по садику около Консерватории. Завидев ребят, подзывал их и деланно сердитым голосом бурчал: "Давай руку!" В протянутую руку совал конфету. 
   Любовь к природе приучила Александра Федоровича к большой наблюдательности. Он зорко подмечал малейшие изменения в окружающем его мире. Каждая набухшая весною почка приводила его в восторг. 
   Когда Гедике сочинял музыку для детей, он как бы перевоплощался в мальчика или девочку, старался в своем воображении жить их интересами. Вот почему дети с такой охотой играют пьесы "дедушки Гедике". 

        Официальная биография Гедике выглядит солидно, как и подобает жизнеописанию выдающегося музыканта, преданного своей профессии и Родине. Приведем ее ниже.

Александр Федорович Гедике

1877-1957

  • Годы работы: 1909 - 1957
  • Доктор искусствоведения
  • Народный артист РСФСР
  • Профессор

Родился 20 февраля 1877 г. в Москве, умер в июле 1957 г.,  там же.

Органист, пианист, композитор, педагог. Сверхштатный профессор II ст. (1909).

Происходил из семьи потомственных музыкантов. Сын Ф. К. Гедике и француженки родом из Нормандии Александры Федоровны (настоящее имя Жюстина-Адель-Августина) Лекампион (Le Campion). Прадед Гедике — Генрих Георг (Андрей Иванович) был преподавателем и инспектором фортепианных классов Смольного института, сочинял музыку. Дед — Карл Гёнрихович (Андреевич) — служил органистом французской католической церкви Св. Людовика, преподавал музыку в московском Сиротском институте императора Николая I.

Начальное обучение игре на фортепиано и органе Гедике прошел у отца, с 12 лет заменял его как органист в церкви Св. Людовика. В 1890-92 гг. участвовал в Детском оркестре А. А. Эрарского. В 1892 г. поступил в младшие классы Московской консерватории, к А.И. Галли, затем перешел в класс П. А. Пабста, после его смерти — в класс В.И. Сафонова (фортепиано). Гармонию и инструментовку изучал у А. С. Аренского, Н. М. Ладухина, Г. Э. Конюса, энциклопедию у Н. С Морозова, элементарную теорию музыки — у Н. Д. Кашкина. Окончил консерваторию в 1898 г. с малой золотой медалью. За сочинение Концерт-штюка для фортепиано с оркестром, Сонаты для скрипки и фортепиано, пьес для фортепиано получил премию как композитор и пианист на Международном конкурсе имени Антона Рубинштейна (Вена, 1890).

С 1898 г. работал учителем музыки в московском Сиротском институте императора Николая I вплоть до его закрытия в 1918, в 1898/99 учебном году преподавал также в Московском лицее памяти цесаревича Николая. С 1904 г. работал в московском Елисаветинском институте, сменив в 1906 г. на посту инспектора музыки С. В. Рахманинова. В том же году взял на себя обязанности наблюдателя по музыкальной части Сиротского института взамен ушедшего с поста А. Б. Гольденвейзера. С 1907 г. помимо уроков музыки вел методику игры на фортепиано и гармонию. С января 1907 преподавал игру на фортепиано также в Институте московского дворянства для девиц благородного звания имени Александра III, основанного в память Екатерины II. Работа в этих учебных заведениях во многом способствовала созданию Гедике обширного учебного репертуара, сочетавшего технологические и художественные достоинства.

Крупнейший представитель русской органной школы. Дал свыше 200 концертов на органе Большого зала Московской консерватории (с 1923 г.). Для сочинений Гедике, как и для его исполнительского стиля, характерны монументальность, глубина и строгость, временами резкие контрасты. Известен как исполнитель всех органных произведений И. С. Баха. Автор многих музыкальных произведений, в том числе опер на собственное либретто («Виринея», 1913–15; «У перевоза», 1933; «Жакерия», 1933; «Макбет»; в 1944 исполнены оркестровые номера), кантат, оркестровых сочинений, в том числе для духового оркестра, для органа, для фортепиано, (Концертштюк для фортепиано с оркестром), для скрипки и виолончели, для кларнета, романсов и др., а также транскрипций и обработок русских народных песен.

В 1909 по вольному найму поступил на службу в Московскую консерватоорию, в качестве сверхштатного профессора II степени, в 1913 г. перешел на действительную службу. С 1919 г. вел камерный класс, с 1922 г. — класс органа. В 1923 г. заведовал этими кафедрами, разработал методику преподавания камерного ансамбля для консерваторий. Вел класс специального фортепиано. Среди учеников (орган, фортепиано, камерный ансамбль) — К. Аджемов, М. Брук (фортепиано), А. Васильева, И. Вейсс, Н. Выгодский, Т. Гайдамович, Г. Гродберг, С Дижур. Я. Каабак, С. Кнушевицкий, И. Козолупова, В. Мержанов, М. Мильман, С. Г. Нейгауз, Л. Ройзман, М. Ростропович, И. Рыжкин, Б. Смоляков, М. Старокадомский, Б. Тевлин, Б. Хайкин. Некоторое время преподавал игру на фортепиано в московской Народной консерватории. В 1920-50-е гг. работал в Музыкальном училище при Московской консерватории (композиция и камерный ансамбль).

В качестве эпилога приведем слова Генриха Густавовича Нейгауза о А. Ф. Гедике: «Как композитор А. Ф. Гедике никак не принадлежал к «потрясателям основ», новаторам и «дерзателям», но он так спокойно и благородно шел по путям, на которые вступила музыка до него (великолепным путям, по которым еще следовало и можно было ходить), что многие из его лучших произведений продолжают доставлять любителю и знатоку музыки искреннее удовольствие и радость».

Список использованной литературы

  1. Мильман М. Памяти Учителя и Друга. – М., 1957.
  2. Нейгауз Г. Г. Воспоминания о Московской консерватории. – М., 1975.
  3. Музыкальный энциклопедический словарь. – М., 1991.