Гуманистическая методика Шиничи Сузуки.

Палеева Ольга Леонидовна
В данном докладе кратко освещается методика обучения игре на музыкальных инструментах японского скрипача и педагога Шиничи Сузуки. Ее основным отличием от общеизвестных методик является не отбор детей по способностям к музыке, а развитие этих способностей у любого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gumanisticheskaya_metodika_shinichi_suzuki.doc86.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

             Методический доклад   преп. Палеевой О.Л.

                   

                           МБОУ ДОД ДШИ №7 .

                  « Гуманистическая методика                                        

                      обучения Шиничи Сузуки»

               

Методический доклад   преп. Палеевой О.Л.(ДШИ №7)  

на тему: «Гуманистическая методика музыкального

обучения Шиничи Сузуки».

Одной из апробированных во многих странах является методика развития творческих способностей детей «Suzuki», которая                   получила своё название по имени своего создателя – японского скрипача, педагога Шиничи Сузуки.

Актуальность методики творческого развития детей не подвергается сомнению уже на протяжении нескольких десятилетий в различных сферах эстетической направленности (в основном музыкально-исполнительской деятельности). Его основополагающий постулат: «любой человек – носитель таланта, который лишь необходимо правильно развивать».

Некоторые аспекты гуманистической, прогрессивной методики будут приведены в данной работе.

Благодаря многолетнему опыту работы в музыкальной школе педагог Шиничи Сузуки пришел к выводу о том, что каждый, без исключения, ребенок талантлив от природы, и при создании благоприятных условий, способен освоить огромные пласты музыкальной культуры в довольно раннем возрасте.

В процессе работы в педагогической сфере Шиничи Сузуки высказал предположение о том, что ребенок усваивает музыкальную науку так же легко, как происходит усвоение родной речи. Мать, с момента появления ребенка на свет, дарит ему ласку и постоянно разговаривает с ним. Никто не ругает малыша за неправильно произнесенные слова, а каждый новый слог или слово вызывают умиление и похвалу родителей, которые таким образом побуждают чадо развиваться дальше.

Правильно организованный процесс музыкального обучения, установление психологического контакта, общение на едином (понятном ученику) языке, ведут к тому, что в довольно раннем возрасте многие дети могут успешно и, главное, осознанно исполнять «взрослую» музыкальную программу.

Ежедневные занятия музыкой приносят детям массу новых впечатлений, приучают к организованности, тактильной выносливости, точности воспроизведения звуковых образов. Естественно, нужна помощь педагога, который будет направлять первые шаги малыша.

Важным аспектом является система оценивания достижений ребенка. Сузуки настаивал на том, что оценка должна быть только позитивной, и в его школе были допустимы только такие, как «хорошо» или «ты – молодец, но можешь добиться большего…». Отрицательные оценки – не применялись, т. к. любой ребенок старается, как может, а результативность его усилий, по определению не может быть отрицательной.

Всеобщая любовь и поддержка родителей и педагога, искренняя заинтересованность в процессе воспитания личности, активное совместное слушание музыки, ежедневные пошаговые усилия, основанные на глубоком понимании психологической природы человека, приносят свои плоды.  

Применение методики раннего эстетического развития с использованием в полном объеме методики «Suzuki», рассчитано на индивидуальное обучение и постоянное участие педагога. Влияние педагога распространяется не только на контроль качества домашних и классных занятий на инструменте, проверку их результативности, оно отличается комплексным подходом в деле воспитания творчески развитой личности.

Шиничи Сузуки за тридцать лет своей педагогической практики   выработал определенную методику обучения детей игре на скрипке, но данная методика отличается именно своей универсальностью и, по праву, может быть применена в любом инструментальном классе.

Сузуки, как педагог – ученый, полагал, что музыкальное образование ребенка должно начинаться сразу после его рождения. Любые игровые действия ребенка необходимо сопровождать музыкальными фрагментами. Подобное слушание музыки не утомляет детей, и они с удовольствием воспринимают  знакомые звуки, но данный процесс не должен быть безразличен родителям, т.к. именно они закладывают будущую модель поведения, привычку слушать лучшие образцы классической музыки.

Далее последователями, методика обучения «Suzuki», была доказана и проверена на практике педагогами по классу фортепиано. Она приобрела популярность во всем мире и с успехом используется в процессе музыкального обучения детей различных возрастных групп.

     

   Звукоизвлечение.

Данный аспект музыкального обучения является основой для передачи стиля эпохи, настроения, характера самого музыкального произведения, передачи замысла композитора. Методика «Suzuki» позволяет на самом первом этапе обучения применять технологии, аналогичные навыкам овладения иностранными языками с раннего возраста.

Прослушивание музыки, затем попытка повторить на инструменте что-либо подобное (импровизация на заданную тему без учета исходной тональности), исполнение ритмометрической структуры, похожей на прослушанный материал, исполнение миниатюр, на заданную тему в произвольном виде (музыкальная характеристика героев, явлений природы и т.д.)  

Любое музыкальное произведение состоит из фраз со сходными речевыми интонациями. Обучение состоит из комплекса различных мероприятий, направленных на общее развитие ребенка, его скорость восприятия. Включение в процесс обучения новых цифровых технологий существенно разнообразят и ускоряют его.

Развитие творческих способностей учащихся происходит сразу по нескольким направлениям:

  • Развитие интеллекта
  • Исполнительские навыки
  • Концертная сценическая деятельность
  • Владение 2-3 инструментами
  • Сочинение, аранжировка муз. произведений
  • Ансамблевое музицирование с педагогом
  • Ансамблевое музицирование с другими учащимися.

На уроках учащиеся исполняют музыкальные произведения по сборнику«Suzuki» Школа игры на фортепиано (1-7 части). 

         Произведения данного сборника являются примером классической музыкальной культуры и, по требованию данной методики должны исполняться не выборочно, а подряд, без исключения.

Различная вариантность исполнения обеспечивает качественное звукоизвлечение на инструменте, овладение  голосоведением, сходным с  фразировкой в вокальных и скрипичных произведениях.

Варианты работы с произведением:

  1. Сольфеджирование
  2. Игра левой рукой + вокал верхней партии
  3. Игра правой рукой + вокал нижней партии
  4. Исполнение на скрипке  (возможен любой сольный      инструмент)                      
  5. Игра левой рукой (аккомпанемент солисту)
  6. Игра правой рукой (под аккомпанемент педагога)
  7. Исполнение произведения на ф-но двумя руками.                                        

В каждом варианте исполнения единственным требованием является достижение певучего звука, логически построенной фразировки (помощь преподавателя заключается в точности указаний, построенных применительно к данной возрастной категории учащегося).

Идеальный вариант – владение учащимся несколькими инструментами, а   эта методика требует заинтересованности и единства требований педагогов различной специальной направленности. В классе общего инструмента (ф-но) подобная методика наиболее удобна в работе с учащимися.

Важнейшие аспекты метода «Suzuki». 

Принципы педагога Шиничи Сузуки:

  • Активное слушание музыки
  • Мотивация к занятиям музыкой
  • Повторение (накопление репертуара)
  • Пошаговый подход
  • Развитие музыкальной памяти
  • Единый язык общения с учащимся
  • Вовлечение родителей в процесс обучения
  • Любовь и поддержка педагога и родителей

Работа с учащимися младшей возрастной группы требует от преподавателя специфических знаний методики обучения на инструменте, умения выстроить правильные отношения с учащимися, основанные на полном доверии (учитель – друг, учитель - помощник).

Речь педагога должна быть выверена до мельчайших нюансов  (сказочный сюжет, музыкальные образы, характеры героев).

Вместо обычных слов в педагогической практике: «Учи, занимайся…» и   вопроса – «Почему ты не выучил?», более приемлемы фразы:

                  «Давай попробуем вместе…», «А может быть лучше так…?»

Необходимо проходить на каждом уроке заново вместе с учащимся все этапы работы над музыкальным произведением, учитывая, что каждая возрастная группа обладает своей мотивационной основой для занятий и личностными характеристиками.

Работа над звукоизвлечением не должна сводиться к постоянной отработке одного – двух звуков, одной фразы. Навык приобретения хорошего звукоизвлечения приходит неотделимо от общего развития учащегося, его творческой, личностной зрелости, опыта игры на инструменте, а нотно-музыкальная грамотность расширяется постепенно.

Одним из важнейших аспектов является концертное выступление, на котором один раз в 2-3 недели каждый учащийся должен выступить с музыкальным произведением и, что очень важно, в любом качестве (концертмейстер, солист - пианист, солист – инструменталист, вокалист) по собственному выбору.

На подобные концерты учащиеся сами записываются, при этом сами, без «давления» со стороны педагога  решают как программу своего выступления, так и то, в каком качестве они будут выступать.

Качество исполнения муз. произведений не должно служить препятствием для участия в классных концертах. 

                                                                                                                             

Следует отметить, что обязательным требованием является:

  1. Исполнение произведения наизусть
  2. Исполнение всех повторений (репризы)
  3. Присутствие всех учащихся
  4. Возможное присутствие родителей
  5. Запись концертного выступления (видеотехника)

Можно и нужно устраивать тематические музыкальные вечера, оформлением которых являются творческие работы самих учащихся:                рисунок, лепка, коллаж и т.д.

   

Нотная литература: «Suzuki» Школа игры на фортепиано (1-7 ч.) 

В данном сборнике при составлении отдано предпочтение произведениям классического плана. Репертуарный список произведений в сборнике составлен по принципу удобства исполнения, как на фортепиано, так и на различных сольных инструментах (является единым).

«Suzuki» Школа игры на фортепиано (1-7 часть) отличается тем, что произведения в нем представлены по нарастающему, в техническом плане, уровню сложности:

  1. Небольшой диапазон в произведениях 1-2 части сборника
  2. Разнообразие ритмической структуры (использование различных метрических структур, синкопы, трели, морденты)
  3. Удобное расположение пьес (1-2 страницы, без переворота)
  4. Дополнение в виде указаний, упражнений, рекомендаций
  5. Удобные для исполнения на сольных инструментах тональности (полностью учтен данный фактор в сборнике).                                  

«Suzuki» Школа игры на фортепиано (1-7 часть) является основным (базовым), но не исключает использования любой другой специальной нотной литературы. Требования методики «Suzuki» состоят в планомерном освоении всех, без исключения, произведений данного сборника, а скорость изучения напрямую зависит от мотивации к занятиям (участие в классном концерте является одним из мощных стимулов к домашним занятиям).

Успешное использование методики «Suzuki» заключается в комплексном подходе, направленном на всестороннее творческое развитие личности учащегося, быстрый рост исполнительского мастерства, которое, в свою очередь, повышает мотивационную составляющую занятий.

     На протяжении своей педагогической деятельности  Шиничи Сузуки не отметил ни одного случая среди своих учеников «неталантливости».

В своей методике он отмечает лишь, что существует различная скорость освоения учебного материала, творческое (иное) прочтение авторского текста (пластичность интерпретации муз. произведений), техническая оснащенность учащихся (владение различными инструментально-техническими приемами), умение продемонстрировать свою исполнительскую, творческую работу на сцене.

Гармоническая стройность классических произведений, используемых в базовом сборнике «Suzuki» помогает развить слуховое восприятие. В работе над нотно-музыкальным материалом так же возможно использование метода вариационности исполнения, импровизации, свободное изменение репризы с помощью мелизмов.

Школа игры на фортепиано «Suzuki» состоит из 7-ми сборников, причем для параллельной работы с сольными инструментами предназначены лишь 1-4 части данного сборника, а, затем, происходит строгое разграничение на фортепианный и инструментальный учебный материал, хотя возможно дальнейшее сольфеджирование и исполнение на сольных инструментах фрагментов из данного сборника (по желанию учащегося).

Изучение концертных пьес, этюдов, исполнение их наизусть в сценическом варианте является обязательным на протяжении всего периода обучения.

Гаммы, этюды, упражнения по другим специальным сборникам призваны дополнить учебный материал, их использование в процессе обучения позволяют существенно увеличить скорость исполнения пассажей, приобрести тональную устойчивость восприятия музыкальных произведений.

                                                                                                                       Техническая оснащенность музыкального класса.

 

Оснащенность помещения, где проводятся занятия по методике  «Suzuki», является важнейшей составляющей учебного процесса.

Использование цифровой аппаратуры (фотоаппарат, кинокамера и т.д.) позволяет существенно увеличить скорость и продуктивность работы с музыкальными произведениями.

Отдельное помещение с установленной киноаппаратурой для общего пользования, как учениками, так и педагогами, предлагается использовать таким образом:

  • Без участия педагога
  1. Запись своего исполнения – соло на ф-но (гамма, этюд)
  2. Запись своего исполнения с солистом (др. учащийся)
  3. Запись своего исполнения – соло на ф-но (пьеса, концерт)
  4. Запись своего исполнения – соло на ф-но (фрагмент произведения)
  5. Запись музыкального произведения, исполненного малым составом струнного ансамбля: дуэт, трио, квартет и т.д.

По желанию учащихся видеозапись может быть продемонстрирована педагогу, с последующим обсуждением результатов данного исполнения.

  • С участием педагога
  1. Запись исполнения аккомпанемента с солистом (педагог)
  2. Запись классного концерта (участие обязательно, но решение, в каком качестве: концертмейстер или солист - принимает сам учащийся)
  3. Запись репетиционной работы в ансамбле с педагогом

Неудачные варианты могут быть удалены, удачные можно перенести в  видеоархив каждого учащегося и педагога, а самые лучшие могут стать музыкальными иллюстрациями для игр следующего поколения маленьких музыкантов.  

___________________________________________________________        

Шиничи Сузуки верил, что музыка открывает человеческое сердце навстречу добрым и прекрасным начинаниям, а люди, посвятившие себя музыке – носители и основа мира, наполненного светом и пониманием.

Любой ребенок, окруженный любовью и обладающий желанием заниматься творчеством, может проявить, скрытые в нем таланты, чтобы дарить миру радость и красоту.