Внеклассное мероприятие, посвященное 140-летию со дня рождения А. Гедике. «Александр Федорович Гедике (1877–1957) – основатель русской органной школы. Любимые фортепианные произведения».

Чикизова Ангелина Михайловна

В нашем классе стало хорошей традицией проводить тематические родительские собрания, на которых музыкальные иллюстрации исполняют учащиеся класса. В 2017 году со дня рождения замечательного русского композитора, пианиста, учёного, органиста, педагога Александру Федоровичу Гедике исполнилось 140 лет! Это событие мы не могли пропустить без внимания, поэтому было подготовлено и проведено внеклассное мероприятие на тему: "А.Ф. Гедике - основатель русской органной школы. Любимые фортепианные произведения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gedike.docx19.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие, посвященное 140-летию со дня рождения А. Гедике.

«Александр Федорович Гедике (1877–1957) – основатель русской органной школы. Любимые фортепианные произведения».

Цель: развитие интереса детей к музыке как основе творческого воображения.

Задачи:

  1. Образовательные: развитие музыкальных и творческих способностей; содействие первоначальному развитию музыкального вкуса; заложение основы для будущего профессионального обучения.
  2. Развивающие: развитие творческой активности, интеллекта, памяти, внимания, мышления, воображения, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.
  3. Воспитательные: воспитание любви к предмету, повышение уровня познавательной мотивации, формирование нравственно-эстетиического, эмоционального отношения к искусству и жизни, развитие коммуникационной культуры поведения и общения.

Метод: Аналитический, эмоциональной драматургии, развивающие логическое и ассоциативное мышление, нравственно-эстетического познания.

Форма мероприятия: классный тематический вечер.

Ход проведения.

Добрый вечер, дорогие ребята, родители и гости! Сегодня наша встреча посвящена творчеству замечательного русского композитора, пианиста, ученого, органиста, педагога Александра Федоровича  Гедике. Для многих музыкантов, гостей нашего сегодняшнего вечера, будет откровением узнать, что Гедике вообще-то не только «известный детский композитор», а крупнейший органист-композитор и музыкальный деятель, определивший развитие органной культуры в России, её самый бескорыстный и истовый подвижник…

Марк  Мильман (композитор, друг и коллега А. Гедике, автор статей о советских композиторах и исполнителях) писал:

«Многим из ребят, обучающимся музыке, имя композитора Александра Федоровича Гедике становится знакомым с самых ранних лет. Кто из начинающих музыкантов не играл в детстве его "Заиньку", а позже "Тарантеллу"?

«Заинька» в исполнении Чукановой Полины, 1 кл.
   «...Когда входишь в Большой зал Московской консерватории, прежде всего обращаешь внимание на величественный инструмент, занимающий почти всю эстраду. Помню день, – он надолго остался у меня в памяти, – когда этот инструмент заговорил. Полились звуки необычайной красоты, то задумчиво нежные, то мощные и торжественные, они заполняли собою все уголки зала.

Исполнитель на органе носил странную фамилию, состоящую из трех слогов: Ге-ди-ке.»

Звучит органная прелюдия ре-минор. А. Гедике
   «Так я узнал, это был профессор Московской консерватории, известный композитор, органист и пианист.
   Органные концерты Гедике давал часто. Играл он больше всего любимого им Баха.
   "Музыка его, – говорил Гедике, – вечно юная, свежая и новая, полная жизни и огня, радостная и глубокая, созерцательная и возвышенная, пленяет нас с такой силой, как будто Бах и сейчас живет среди нас, молодой, полный сил и любви к жизни".
   На концертах Гедике всегда было много народа. После окончания артисту долго аплодировали, посылали трогательные записки, благодарили за доставленное удовольствие.
   Мне посчастливилось на протяжении двадцати пяти лет часто видеться с этим замечательным человеком. Сначала я у него учился, а затем преподавал в той же Московской консерватории.
   Александр Федорович был очень разносторонний музыкант.
   Прежде всего, он много сочинял. Им написано несколько опер, особенно следует отметить оперу "У перевоза", рассказывающую о пугачевском восстании.
   Он создал три симфонии, огромное количество пьес для рояля и других инструментов, много песен и романсов, а также произведения для различных ансамблей.
   Особую известность приобрели обработки Гедике русских народных песен для голоса, скрипки, виолончели и фортепиано».

Маленькая пьеса прозвучит в исполнении Болсун Риты, 3 кл.

Миниатюра – в исполнении Кузнецовой Юлианы, 4кл.

Пьеса – исполняет Тишилович Дарина, 4 кл.

В 1900 году, на международном конкурсе имени Антона Рубинштейна, Гедике получил первую премию за сочиненный им концерт для фортепиано и сонату для скрипки.

В Московской консерватории Гедике учил играть на рояле, органе и совместной игре на разных инструментах. Класс этот называется классом камерного ансамбля. Для того чтобы руководить таким классом, нужно знать основные приемы игры на многих инструментах и, кроме того, умело объединять их вместе. Работа такого педагога похожа на работу дирижера в оркестре.

Александр Федорович Гедике был неутомимый труженик. Помня завет великого композитора П. И. Чайковского – "работать нужно всегда!", – Гедике сочинял, занимался на органе, рояле ежедневно. Не ждал "подходящего настроения".

Он очень много успевал сделать за день.  У Александра Федоровича был определенный режим дня, которого он неукоснительно придерживался всю жизнь. Он вставал всегда в 6 утра, а ложился спать в 9–10 часов вечера.

С утра Гедике шел в Консерваторию заниматься на органе, а затем с учениками. Не было случая, чтобы он когда-либо пропустил занятия или опоздал. По нему можно было проверять часы.

Кому не была знакома высокая фигура человека с седеющей бородкой, шедшего ранним утром неторопливой походкой, с палкой в руке, по улице Герцена в свой родной дом – любимую Консерваторию?! Его знали не только люди, его хорошо знали птицы.

С кормления птиц и животных у Гедике начинался рабочий день. Он, можно сказать, "знал в лицо" каждого воробья, обитавшего на улице Герцена, а воробьи знали его. Стоило ему только показаться на улице, как воробьи тотчас слетались ему навстречу, кружились над головой. Он вынимал из кармана заранее приготовленный мешочек с хлебными крошками и разбрасывал их во все стороны. Усаживаясь на скамейку в консерваторском садике, Александр Федорович ласковым взором рассматривал своих пернатых друзей.
   – Смотри, – обращался ко мне Гедике, – видишь, вон тот с подбитой ногой? Его озорники-мальчишки подбили. Шустрый такой, всегда отнимает хлеб у других...

Дома у Гедике было огромное количество кошек и собака шпиц, которую хозяин звал Шарко или Шарик, а в минуты особого расположения – Шаркушка. Со своими любимцами он разговаривал, как с людьми. Помню один забавный случай.

Пришел я по какому-то делу к Александру Федоровичу. Он отворяет дверь, а сзади бежит собака и лает на меня.

– Шарко, Шарко, перестань! Шарко не унимается.

– Шарко, перестань, ведь это же Мильман пришел!

Этот довод также не успокоил четвероногого "хозяина".

– Шарко! Неудобно, ведь Мильман доцент!

Исчерпав все убеждения и не добившись успеха, Александр Федорович увел собаку в другую комнату.

Занимался Гедике с учениками с большим воодушевлением. Он подпевал, насвистывал, ходил по классу, нервно теребя цепочку от карманных часов, дирижировал. Иногда покрикивал, пробуждая вялых от "спячки". Если студенты во время занятий разговаривали, шумели, Александр Федорович их одергивал: "Не балуй!" Звук "л" он не произносил, и получалось "не ба-уй!".

Гедике хотел казаться строгим, сердитым, но у него это не получалось. Необыкновенная мягкость, доброта сказывались во всем.

Не было случая, чтобы Александр Федорович кому-либо из учеников сказал резкость. Он только угрожал, предупреждал: "Смотри, я рассержусь!" Но это никого не пугало: во время сказанной угрозы на ученика смотрели те же добрые глаза...

Исполняются этюды учащимися класса:

  1.  Малынова Подина, 1 кл. – Этюд №2
  2. Гладкова К., 2 кл. –Этюд №9
  3. Максимова А., 2 кл. – Этюд «Радуга»
  4. Худолеева О., 3 кл. – Этюд № 39
  5. Кортылев С. , 3 кл.– Этюд №1
  6. Жарикова М., 3 кл. – Этюд №13

После работы Гедике прогуливался по садику около Консерватории. Завидев ребят, подзывал их и деланно сердитым голосом бурчал: "Давай руку!" В протянутую руку совал конфету.

Любовь к природе приучила Александра Федоровича к большой наблюдательности. Он зорко подмечал малейшие изменения в окружающем его мире. Каждая набухшая весною почка приводила его в восторг.
   Когда Гедике сочинял музыку для детей, он как бы перевоплощался в мальчика или девочку, старался в своем воображении жить их интересами. Вот почему дети с такой охотой играют пьесы "дедушки Гедике".