Духовно – нравственное воспитание учащихся в хореографическом классе ДШИ

Виноградова Наталья Юрьевна

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. И именно на педагога возложена эта важная задача – помочь сформировать личность ребенка, развить в нем положительные качества характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vinogradova_n.yu_.docx19.82 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Н.Ю. Виноградова

г. Ржев, Тверская обл.

«Духовно – нравственное воспитание учащихся в хореографическом классе ДШИ».

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Искусство танца — великолепное средство воспитания и развития маленького человека. Оно обогащает духовный мир, помогает ребёнку раскрыться как личности. Органическое соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребёнка, делают его поведение естественным. Пройдёт совсем немного времени, и вы заметите, как  ребёнок заметно преобразится. Он научится чувствовать ритм, понимать характер мелодии, у него разовьётся художественный вкус, творческая фантазия. Всё это непременно сделает его более глубокой личностью и научит лучше понимать себя и других. Танец — это жизнь в гармонии с миром и с самим собой.

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. Таким компонентом внеурочной деятельности на отделении хореографии является создание танцевального коллектива. В его работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в жизнедеятельности танцевального коллектива. Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Если в детском коллективе утвердились отношения доброжелательности, взаимозаботы, ответственности друг за друга, если каждому ребенку обеспечено благополучное положение в коллективе, у него прочнее становятся связи с одноклассниками, укрепляются чувства коллективной чести, коллективного долга, ответственности. Благополучное эмоциональное самочувствие, состояние защищённости стимулирует наиболее полное самовыражение личности в коллективе, создаёт благоприятную атмосферу для развития творческих задатков ребят. Кроме того, хореографический коллектив — это хорошая школа общения, где закладываются основы дружбы, взаимовыручки, ответственности, умения сочетать общественные и личные интересы, испытывать радость коллективного труда.

И как же эти отношения строить? Отношения мира любви и добра. Где найти в себе это знание? Ведь на самом деле человеку легче обижать других, чем жить в мире, легче помнить обиды, чем забывать их. Такова наша с вами психология современного человека. Это трудное дело – прощать, не помнить обиды, продолжать делать что-то хорошее.

Возлюби ближнего своего! Почему именно ближнего? Нам намного легче полюбить дальнего, которого мы не знаем, которого мы придумываем, он такой-то и такой-то…. Его полюбить легко, а как только он становится ближним, сразу исчезает желание его любить. Потому что когда он ближний, мы видим его таким, какой он есть и полюбить не можем. А полюбить-то как раз нужно ближнего.

Но порою, когда мы начинаем строить отношения, нас отталкивают. И причина тому культура отчуждения и недоверия, которая укоренилась в нашем обществе.

Как же эта культура проявляется у детей в каждодневных взаимоотношениях? От старших они убегают, прячутся, потому что они лезут не в свое дело, все время чему-то поучают. С равными соревнуются, дерутся, иногда конкурируют. Младших используют или просто не замечают.

Почему? Потому что есть одна общая энергия, которая все это поддерживает – зависть.

Зависть к старшим, равным, и младшим. В основном, у большинства людей зависть уже есть природная, врожденная. Если мы не будем учить человека любить, зависть будет сама развиваться. А чтобы любовь развивать, нужна работа, усилия, образование. Зависть уже по естеству имеется даже у маленького ребенка. Зависть, жадность, природный эгоизм. Ему все позволяют, разрешают, хвалят, а потом постепенно начинают пробуждать разум, что ты не такой уж совершенный, что у тебя есть ошибки, это можно сделать лучше, думай о других больше, чем о себе, то есть направляют его на взаимоотношения. Ну а пока есть зависть, младшие будут избегать старших, им будут неприятны их наставления (сам все знаю). С равными будут соперничать за превосходство. Это называется конкуренция в современном мире.

Более того, эти вещи стали проникать в семьи. То есть в ячейки общества….. Жить для себя, для себя, для себя… Никто мне не авторитет, я знаю все сам….. и каждый надеется только на свои силы.

Что же делать? Нужно заменить, трансформировать зависть в любовь и доверие.

И тогда сразу устанавливаются настоящие «Человеческие» отношения. Когда старшие заботятся о младших и помогают им преодолеть трудности и делятся своим опытом и знаниями. Равные дружат и делятся впечатлениями. А старших уважают и почитают. Это и есть естественные взаимоотношения в здоровом обществе.

И именно на педагога возложена эта важная задача – помочь сформировать личность ребенка, развить в нем положительные качества характера.

И очень важно, в каком качестве мы передаем знания детям. Мы все  говорим правильно.  Увидеть недостатки в других очень легко. Но почему наши слова не воспринимаются? Почему нас не слушают младшие? Потому что мы говорим в неправильном качестве. Они не спрашивают наставлений или советов именно по этой причине. Потому что взрослые не имеют развитых качеств, таких как: смирение, доброта, милосердие, сострадание, бескорыстие, справедливость, мудрость, честность и др. Их любовь не проявлена в этих качествах. Они говорят правду, но она очень неприятна. И ребенок думает, что его не любят. И знание не принимается. Потому что, чтобы передавать знания, необходимы качества.

Как же нужно общаться с детьми? С их хорошей стороной. Для этого конечно нужно уметь держать чувства под контролем. Ребенок иногда не понимает, что такое хорошо, что такое плохо, но ему нужно внимание. Из-за врожденного чувства эгоизма ребенок думает; «Если обращают внимание - это хорошо, а не обращают – плохо. Я буду делать то, на что обратят внимание». Поэтому учитель должен поощрять любые хорошие проявления у ребенка и не замечать недостатки. Нужно общаться с хорошей стороной ребенка, и она начнет увеличиваться, развиваться. Внимание –  это большая сила. Что поливаем, то и растет. Куда обращаем внимание, то и развиваем.

Недостатки – это внешняя картина мира, куда сейчас направлены ум и чувства человечества. А духовное знание – это картина внутренняя. О чем же ребенок думает, чего же он хочет, его сокровенные желания. Не поверхностные желания: какая у него одежда,  прическа, телефон и т.п. Все внимание сейчас приковано к этому, но отношения не с этим строятся.

 Мы должны строить отношения с личностью, с живым ребенком, у которого есть душа. И тогда к нам, как к педагогам будет такое же личностное и доверительное отношение.  Любовь всегда личностна. Она не может быть безличностна.

Итак, выстраивая отношения с хорошей стороной ребенка и одобряя и поддерживая  его хорошие поступки и начинания, мы постепенно формируем в нем положительное восприятие себя и мира в целом. У ребенка формируется позитивный взгляд на жизнь. Трудности, встречающиеся на его пути, он начинает воспринимать как уроки, как возможность стать лучше. Так постепенно страхи, неуверенность, апатия  трансформируются в доверие, уверенность и желание развиваться и добиваться целей.

Именно на педагога возложена ответственная миссия: не только обучать (развивать интеллектуальные способности, закладывать определенные знания, умения), но и воспитывать качества характера ребенка. Поэтому важной составляющей профессиональной культуры современного педагога является его духовно-нравственные качества. Только на собственном примере можно воспитать ребенка и раскрыть учащимся красоту человеческих поступков. Хотите воспитать ребенка, начните с себя.