Виноградова Наталья Юрьевна

Сайт преподавателя школы искусств

Музыка должна приносить детям радость!

Профессия: Преподаватель, концертмейстер

Профессиональные интересы: Музыка, живопись

Увлечения: Астрономия

Регион: Тверская область

Населенный пункт: г. Ржев

Место работы: ДШИ №3 им. Т.И. и А.Я. Волосковых г. Ржева

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/natalya-vinogradova
«Идеальная музыка — это тишина, а музыканты занимаются созданием красивой рамки вокруг этого совершенства»
Стинг

О работе концертмейстера

Актуальность выбранной темы объясняется определенными изменениями в условиях профессиональной деятельности концертмейстеров. В значительной мере это связано с тем, что в сети образовательных учебных заведений появляются новые по своей специфике структуры, в том числе детские школы искусств (ДШИ). Профили обучения в этих школах существенно отличаются от традиционных музыкальных школ. В них появляются непривычные для ДШИ профессиональные направления, такие, как хореография, литературно-драматические студии, детские театральные коллективы и т.д. Практически в каждом из этих направлений предполагается музыкальная поддержка, и, как следствие, - присутствие концертмейстера. Поскольку в специальных музыкальных учебных заведениях подготовка пианистов к концертмейстерской работе именно в таких условиях никогда не проводилась, возникает педагогическая проблема - как адаптировать пианистов со стандартной академической подготовкой к концертмейстерской работе в условиях ДШИ. Поискам решения этого вопроса и посвящена данная работа.

Концертмейстер и аккомпаниатор - самая распространенная профессия среди пианистов. Работа концертмейстера необходима всем: и на занятиях по всем специальностям (кроме собственно пианистов), и на концертной эстраде, и в хоровом коллективе, и в оперном театре, и в хореографии, и на преподавательском уровне (в классе концертмейстерского мастерства). Без концертмейстера и аккомпаниатора не обходятся музыкальные и общеобразовательные школы, дворцы творчества, эстетические центры, музыкальные и педагогические училища, вузы. Несмотря на это, многие музыканты склонны относиться к концертмейстерству свысока: игра «под солистом» и по нотам якобы не требует большого мастерства. Это глубоко ошибочная позиция.

Солист и пианист (аккомпаниатор) в художественном смысле являются участниками единого, целостного музыкального организма. Более того - искусство концертмейстера дается далеко не всем пианистам. Оно требует высокого музыкального мастерства, художественной культуры и особого призвания. Почти все выдающиеся композиторы занимались аккомпанементом. Стоит вспомнить яркие примеры сотрудничества Ф. Шуберта с И. Фогель, М. Мусоргского с Д. Леоновой, С.Рахманинова с Ф. Шаляпиным, М. Метнера с Э. Шварцкопф. В 19 веке конечной целью всех консерваторских классов, как в Петербурге, так и в Москве, была подготовка выпускников - так называемых свободных художников - к разнообразной практической деятельности в сфере музыки. Образцом здесь служили разносторонние творческие направления выдающихся пианистов, в равной мере подготовленных к творческому труду в области сольного и ансамблевого исполнения, концертирования с оркестром, дирижирование, аккомпанирование (певцам и инструменталистам). Яркими примерами этого в отечественной музыкальной культуре может считаться деятельность братьев Рубинштейн, М. Мусоргского, В. Сафонова, Ф. Блуменфельда. Великие пианисты советских времен К. Игумнов, А. Гольденвейзер, Г. Нейгауз, С. Рихтер, Г. Гинзбург и многие другиесчитали полезным периодически появляться на концертной эстраде в роли аккомпаниаторов-ансамблистов. Выдающийся английский пианист Джеральд Мур долгое время был аккомпаниатором таких признанных мастеров, как Д.Фишер-Дискау, Э. Шварцкопф, И. Менухин.

Со временем исторически объективные процессы обусловили тенденцию узкой специализации. В средних и высших музыкальных заведениях открылись специальные классы концертмейстерского мастерства. Это заметно отразилось на разделении сольной и ансамблевой деятельности пианистов. Появилась возможность достичь впечатляющих результатов не только в сольном, но и в ансамблевом, в частности, аккомпаниаторском искусстве. Доказательство тому - известная творческая практика замечательных пианистов-концертмейстеров М. Бихтера, С. Давыдовой, М. Карандашова, А. Ерохина, В. Ямпольского, Е. Шендеровича, В. Чачава и др. Сегодня в России проходят конкурсы-фестивали концертмейстеров, на которых, кроме соревнований музыкантов, обсуждаются такие проблемы как «несоответствие сложных задач, стоящих перед концертмейстером (его роли в ансамблевых работе с солистом, его значение в развитии музыканта и его вклада в конечный художественный результат), и того места, в большинстве своем отводится аккомпаниатора, а также диспропорции в уровне оплаты музыкантов».

Полезные рекомендации концертмейстерам, работающих с вокалистами, и подробный исполнительский анализ вокальных произведений выдающихся композиторов есть в статьях Л. Живова, Т. Чернышевой, Е. Кубанцева. Эти авторы ставят своей задачей помочь работе молодого концертмейстера над воплощением художественных образов музыкальных произведений, предоставить возможные варианты их исполнительских трактовок. При этом внимание обращается на содержание, композиционную структуру, характер фактуры, особенности поэтического текста, специфичность партии певца.

Термины «концертмейстер» и «аккомпаниатор» не являются тождественными, хотя на практике и в литературе часто применяются как синонимы. Аккомпаниатор (от франц. «Akkompagner» - сопровождать) - музыкант, играющий партию сопровождения солисту (солистам) на эстраде. Мелодию сопровождают ритм и гармония сопровождение создает ритмичную и гармоничную сопротивления. Отсюда понятно, какая огромная ответственность ложится на плечи аккомпаниатора. Он должен выполнить свое дело так, чтобы максимально способствовать художественном единстве всех компонентов музыкального произведения.

Деятельность аккомпаниатора-пианиста имеет целью, конечно, лишь концертную работу, тогда как понятие концертмейстера включает нечто большее: разучивание с солистами их партий, умение контролировать качество их исполнения, знания их исполнительской специфики и причин возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать верный путь к исправлению тех или иных недостатков. Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях. Интересен тот факт, что в настоящее время термин «концертмейстер» чаще используется в контексте фортепианной методической литературы. Термин же «аккомпаниатор» в методической литературе чаще всего адресуют музыкантам-народникам, прежде всего баянистам. Музыкальная энциклопедия вообще не дает понятие «аккомпаниатор». В ней есть понятие «аккомпанемент» и «концертмейстер». Тенденция к синонимии двух сроков наблюдается в работах пианистов-практиков.

Какими же качествами и навыками должен обладать пианист, чтобы быть хорошим концертмейстером? Прежде всего, он должен хорошо владеть роялем - как в техническом, так и в музыкальном плане. Плохой пианист никогда не станет профессиональным концертмейстером, и наоборот - даже опытный пианист не достигнет значительных результатов в аккомпанементе, пока не усвоит законов ансамблевых соотношений, не разовьет в себе чуткость к партнеру, не почувствует художественной единстве и взаимодействии между партией солиста и партией аккомпанемента .

Концертмейстерская сфера музицирования предусматривает владение как всем арсеналом пианистическом мастерства, так и множеством дополнительных умений - собрать многострочная ткань хоровой партитуры в традиционную двухстрочная фактуру, почувствовать гармоничную вертикаль, определить индивидуальную красоту солирующего голоса, обеспечить живую пульсацию музыкальной ткани, подчеркнуть диригентскую схему и т.д. В то же время, в искусстве концертмейстера с особой силой проявляются такие основные составляющие деятельности музыканта, как бесполезность служения красоте, самозабвения во имя солирующего голоса, во имя одухотворения партитуры.

Чтобы стать профессионалом в своем деле, концертмейстер должен быть наделён общей музыкальной одаренностью, сформированным музыкальным слухом, образным воображением, умением охватить содержание и форму произведения, артистизмом, способностью возвышенно и вдохновенно воплотить замысел автора в концертном исполнении. Концертмейстер должен научиться быстро осваивать музыкальный текст, охватывая комплексно трехстрочный и многострочная партитуру, сразу отделяя существенное от менее важного.

Перечислим, какие знания и навыки необходимы концертмейстеру для начала профессиональной деятельности в школе искусств.

• В первую очередь - умение читать с листа фортепианную партию любой сложности, понимать значение реализуемых в нотах звуков, их роли в построении целого. Выполняя аккомпанемент, концертмейстер должен видеть и ясно представлять партию солиста, заранее ощущая индивидуальное своеобразие его трактовки и всеми исполнительными средствами способствовать его воплощению.

• Владение навыками игры в ансамбле.

• Умение транспонировать в пределах кварты текст средней сложности, что полезно и необходимо при игре с духовыми инструментами, а также для работы с вокалистами.

• Знание правил оркестровки, особенностей игры на инструментах симфонического и народного оркестра, знания ключей «До» - для того, чтобы правильно соотносить звучания фортепиано с различными штрихами и тембрами этих инструментов, наличие тембрального слуха, умение играть клавиры (концертов, опер, кантат) различных композиторов соответствии с требованиями инструментовки каждой эпохи и каждого стиля, умение переводить неудобные эпизоды в фортепианной фактуре в клавире, не нарушая замысла композитора.

• Умение читать и транспонировать на полутон и тон вверх и вниз четырехголосные хоровые партитуры.

• Знания основных дирижерских жестов и приемов.

• Знание основ вокала: постановки голоса, дыхания, артикуляции, нюансирования. Быть особенно чутким, чтобы уметь быстро подсказать солисту слова, компенсировать, где это необходимо, темп, настроение, характер, а в случае необходимости - незаметно подыграть мелодию.

• Для успешной работы с вокалистами необходимо знание основ фонетики итальянского (желательно и немецкого, французского) языка, то есть знать основных правила произношения слов на этих языках, в первую очередь - окончаний слов, особенности речевых интонаций.

• Знание основ хореографии и сценического движения, чтобы правильно организовать музыкальное сопровождение танцорам и правильно скоординировать жесты руками у певцов; осведомленность об основных движения классического балета, бальных и народных танцев; знание основ поведения актеров на сцене умение одновременно играть и видеть танцующих умение вести за собой целый ансамбль танцоров умение импровизировать (подбирать) вступление, завершение, необходимые в учебном процессе на занятиях хореографии.

• Знание украинского фольклора, основных обрядов, а также приемов игры на украинских народных щипковых инструментах - бандуре, гуслях, домре, цимбалах.

• Умение «на ходу» подобрать мелодию и аккомпанемент; навыки импровизации, то есть умение играть простые стилизации на темы известных композиторов; без подготовки фактурно разрабатывать заданную тему; подбирать по слуху гармонии с заданной темы в простой фактуре.

• Знание истории музыкальной культуры, изобразительного искусства и литературы, чтобы верно отразить стиль и образный строй произведений.

Концертмейстеру необходимо накопить большой музыкальный репертуар, чтобы чувствовать музыку различных стилей. Для практического овладения стилем любого композитора, нужно играть многие его произведения. Профессиональный концертмейстер проявляет постоянный интерес к познанию новой, неизвестной музыки, знакомства с нотами тех или иных произведений, слушанию их в записи и на концертах. Концертмейстер не должен пренебрегать случаями практически встретиться с различными жанрами исполнительского искусства, стремясь расширить свой опыт и понять особенности каждого вида исполнения. Любой опыт не будет бесполезным, даже если у него со временем определится узкая сфера аккомпаниаторской деятельности. В выбранной области всегда в какой-то мере встречаются элементы других жанров.

Специфика игры концертмейстера заключается также в том, что он должен найти значение и удовлетворение в том, чтобы быть не солистом, а одним из участников музыкального действия, причем, участником якобы второпланового. Пианисту-солисту предоставлена полная свобода выявление творческой индивидуальности. Концертмейстеру же приходится приспосабливать свое видение музыки к исполнительской манере солиста. Еще труднее, но необходимо, сохранить при этом также и свое индивидуальное лицо.

При всей многогранности деятельности концертмейстера, в центре его внимания находятся, безусловно, творческие аспекты. Творчество - это творение, открытие нового, источник материальных и духовных ценностей. Творчество - это активный поиск еще неизвестного, который расширяет наше познание, дает человеку возможность по- новому воспринимать окружающий мир и самого себя. Необходимым условием творческого процесса концертмейстера является наличие замысла и его воплощения. Реализация замысла органично связана с активным поиском, который выражается в раскрытии, корректировке и уточнении художественного образа произведения, заложенного в нотном тексте и воспроизводимого, прежде всего, во внутреннем представлении исполнителя.

Мобильность, скорость и активность реакции также очень важны для профессиональной деятельности концертмейстера. В случае, когда солист на концерте или экзамене перепутает музыкальный текст, он обязан, не прекращая игры, вовремя подхватить солиста и благополучно довести произведение до конца. Опытный аккомпаниатор всегда может снять неконтролируемое волнение и нервное напряжение солиста перед эстрадным выступлением. Лучшее средство для этого - сама музыка: особенно выразительная игра аккомпанемента, повышенный тонус выполнения. Творческое вдохновение передается партнеру и помогает ему обрести уверенность, психологическую, а за ней и мышечную свободу. Воля и самообладание - свойства, одинаково необходимы и концертмейстеру, и аккомпаниатор. При возникновении таких музыкальных неурядиц, которые происходят на эстраде, он должен твердо помнить, что ни останавливаться, ни исправлять свои ошибки недопустимо, как и демонстрировать свою реакцию на ошибку мимикой или жестом.

О себе

В ДШИ № 3 я, Виноградова Н.Ю., работаю с 1993 года в качестве преподавателя по классу фортепиано и концертмейстера.   

 

Количество выпускников:

 

1997-98уч. год – 1 выпускник.

1999-2000уч. год – 3 выпускника.

Программы соответствовали требованиям государственных учебных программ по специальности фортепиано.

 

 

            В 1997-98 уч. году уч-ся 3 класса Киселева Е. исполнила программу повышенного уровня и решением экзаменационной комиссии была переведена из 3класса в 5класс.

 

 

            Сохранность контингента

           

            1997-98 уч. год – 100%

            1998-99 уч. год – 100%

            1999-2000 уч. год – 100%

 

           

            Повышение квалификации

 

         2-3.12.1998г. – конференция «Проблемы развития регионального музыкального творчества».

            13.03.1999г. – мастер – класс Е.Ф.Соборновой.

            27.03.1999г. – мастер – класс Л.Ф.Потаповой.

            24.04.1999г. – мастер – класс А.О.Томаса.

            22.05.1999г. – мастер – класс В.В.Кастельского.

            8-9.09.1999г. – курсы повышения квалификации для преподавателей секции фортепиано.

            11.12.1999г. – мастер – класс М.В.Прозоровой.

            15.12.2000г. – мастер – класс И.В.Осиповой.

            26-27.01.2000г. – мастер – класс Р.С.Мошкиной.

            12.02.2000г. – мастер – класс Н.Б.Афанасьевой.

            11.03.2000г. – мастер – класс Н.Л.Серапионянц.

            25-26.05.2000г. – мастер – класс Малининой.

            21-23.06.2000г. -  областная педагогическая конференция по проблемам эстетического воспитания.

 

           

            Изучение педагогической литературы, методические сообщения на заседании отдела, самообразование.

 

 

            Закончила полный курс семинарских занятий на факультете повышения квалификации, организованном Объединением педагогов фортепиано «ЭПТА» (сертификат прилагается).

 

 

 

Методическая работа

 

Открытые уроки:

        

         24.11.1997г. – открытый урок с уч-ся 3 класса Киселевой Е.

            18.09.1998г. – открытый урок с уч-ся 1 класса Рыльским И.

            26.11.1999г. – открытый урок с уч-ся 7 класса Ешевской А.

            5.12.2000г. – открытый урок с уч-ся 7 класса Щекиной А.

 

 

Мною подготовлены следующие сообщения:

           

            1997-98 уч. год – «Творчество С.С.Прокофьева» (декабрь).

            1998-99 уч. год – «Мусоргский. «Картинки с выставки» (сентябрь).

            1999-2000 уч. год – «Фредерик Шопен» (ноябрь).

            2000-2001-уч. год – «И.С.Бах. Характеристика творчества» (декабрь).

 

 

         Регулярно посещаю уроки других педагогов школы.

         Одной из важнейших методических работ считаю составление учебных планов. Это является производственной  обязанностью преподавателя и связано с осмыслением и совершенствованием педагогического процесса.

 

 

         Концертно – исполнительская деятельность

 

         С 1997 года я и мои учащиеся приняли участие в следующих концертах и лекциях:

         Январь 1998, 1999, 2000, 2001г.г.- Рождественские  елки.

         22.11.1997г. – участие в лекции-концерте по творчеству Прокофьева.

         27.12.1997г. – «Декабрьские фортепианные вечера».

         Март 1998г. – зональный конкурс хоровых коллективов, где я была признана лучшим концертмейстером.

         Сентябрь 1998г. – «Картинки с выставки».

         Ноябрь 1998г. – лекция – концерт по творчеству Д.Д.Шостаковича.

         Декабрь 1998г. – концерт, посвященный творчеству Гершвина.

         20.12.1998г. – «Декабрьские фортепианные вечера».

         24.02.1999г. – концерт для директоров ДМШ и ДШИ области.

         4.03.1999г. – концерт «Весенние голоса».

         3.04.1999г. – «Пушкин в музыке» для уч-ся сш №4, №9.

         Декабрь 1999г. – «Прощание с 20 веком».

         21.04.1999г. – участие в областном конкурсе хоровых коллективов.

         24.04.1999г. – участие в областном фестивале «Волшебная скрипка».

         19.11.1999г – «Осенний подарок» (сш №9 ).

         Ноябрь 1999г. – участие в акции «Молодежь против наркотиков!».

         Март 1999г. – участие в гала-концерте межрегионального фестиваля

                                 военно-патриотической песни.

         9.05.1999г. – общегородской концерт в честь Дня Победы.

         2.10.1999г. – «Из истории фортепиано».

         21.11.1999г. – «И.С.Бах» (беседа Т.Е.Шулегиной).

         Март 2000г. – лекции-концерты, посвященные песням военных лет (ДК «Текстильщик», сш№4, сш№9, в библиотеке на ул. К.Либкнехта).

         Март 2000г. – «Духовная музыка» ( в ДШИ №3, в Центральной библиотеке).

         Ноябрь, март, май 1999,2000г.г. – городской конкурс «Огоньки надежд».

         30.04. и 6.05.2000г. – концерты к 55-летию Победы.

         1.09.2000г. – Осенняя литературно – музыкальная композиция.

         9.11.2000г. – концерт на инаугурации А.В.Харченко.

         19.11.2000г. – концерт «Мы рисуем мир».

         25.11.2000г. – «Фортепианная миниатюра».

         14.12.2000г. – концерт «Творчество Свиридова».

         24.12.2000г. – концерт «Новогодние фантазии».

         Январь 2001г. – концерт в ДМШ.

         28.02.2001г. – лекция-концерт «К.Черни – композитор и педагог».

         Февраль – март 2001г. –концерты для уч – ся сш№4, №8, №9.

         25.03.2001г. – концерт в библиотеке им.Островского.

 

 

 

Просветительская деятельность

 

 

         Участвовала в подготовке лекций: «Пушкин в музыке», «Песни военных лет», «Весенние голоса», «Фортепианная миниатюра».

         С 1997 года сотрудничаю с дуэтом баянистов, Лауреатом Международных фестивалей «Играй, баян». Мною были подготовлены лекции для воспитанников Зубцовского детского дома, студентов Старицкого педагогического училища, учащихся сш №4, №8, №9, №7. Совместно с дуэтом баянистов были организованы  лекции – концерты в Литературной гостиной ЦБ, клубе «Текстильщик», ЖД, ДК, на АО «Высота».

         Являлась ведущей концертов фортепианного, хореографического, народного отделений, отчетных концертов школы,2-го и 3- го Международных фестивалей «Играй, баян», областного фестиваля «Волшебная скрипка».

         Постоянно выступаю в концертных программах фортепианного, а также хорового и хореографического отделений (являюсь концертмейстером этих коллективов ) для учащихся сш № 4, №8, №9, воспитанников детских садов.

         С октября 2000г. работаю концертмейстером городского ансамбля скрипачей ( рук. П.В.Вознюк ).

         Учащиеся класса постоянно участвуют в школьных и классных концертах, конкурсах.

         Регулярно провожу родительские собрания, индивидуальные беседы с родителями.

         В целом считаю свою работу удовлетворительной.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Книга всегда была и есть мой верный спутник жизни, путеводитель, советчик и друг. У меня много книг, которые я люблю и которые оказали самое мощное влияние на формирование моего  внутреннего мира. Назову главные из них.

Это, во-первых, роман Вениамина Каверина «Два капитана» - одно из самых ярких произведений русской приключенческой литературы XX века. История о любви и верности, мужестве и целеустремленности, которая не может оставить равнодушным ни взрослого, ни юного читателя. Это правдивая и увлекательная история становления героического характера молодого человека. Образы главных героев убеждают, что за торжество правды надо бороться.

Книгу называли «романом воспитания» и даже «авантюрным романом», но при этом никогда не обвиняли автора в излишней сентиментальности или самообмане. Сам Каверин говорил, что «это роман о справедливости и о том, что интереснее быть честным и смелым, чем трусом и лжецом». И еще он говорил, что это «роман о неизбежности правды». Подписываюсь под каждым авторским словом! Верю ему и принимаю все его принципы, как свои.

 «То strive, to seek, to find, and not to yield!».  Эти строки были высечены на памятном кресте, установленном на мысе Хижина в честь полярного исследователя Роберта Скотта и его товарищей, погибших в 1912 году во время обратного пути с Южного полюса. Я уверена, что на девизе героев романа«Бороться и искать, найти и не сдаваться!» выросло не одно поколение тех, кто достойно отвечал всевозможным вызовам времени.

Главный герой романа Саня Григорьев, мечтающий о полярных походах, сделал эти слова девизом всей своей жизни, символом верности своей цели и своим принципам. 
«Бороться» (в том чис­ле с собственными слабо­стями) - первая задача. «Искать» - значит иметь перед собой гуман­ную цель. «Найти» - это сде­лать мечту реальностью. А если будут новые трудно­сти, то «не сдаваться». Этому девизу следовал в своей жизни капитан шхуны «Святая Мария» Иван Татаринов. Под этим же девизом спустя много лет другой капитан, летчик Александр Григорьев, начнет поиск следов экспедиции Татаринова и добьется цели. С этим девизом идут по жизни те, кому посчастливилось взять в руки книгу Каверина и прочесть ее.

Ры­царская мораль во все времена способствовала пополне­нию в нашей стране рядов летчи­ков, моряков и полярников: настолько велик заряд высо­кой нравственности и оп­тимизма, который давали людям герои Каверина. Прочитав в детстве замечательную книгу Вениамина Каверина «Два капитана», я всю последующую жизнь следую принципу ее главного героя Сани Григорьева: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!».

Вторая, особо значащая для меня книга, - это повесть Бориса Васильева      "А зори здесь тихие".  Борис Васильев - известный писатель, в прошлом участник Великой Отечественной войны. Он своими глазами видел жестокость и ужасы войны, не понаслышке знает то, о чем потом, в мирное время, решил рассказать своим читателям. Благодаря таланту и правдивости писатель создал яркие и героические образы женщин на войне.   

Опасность сблизила бойцов зенитно-пулеметной батареи, которой командует старшина Васков, раскрыла необыкновенные их душевные качества, готовность проявить лучшие качества защитника и солдата. Все девушки - Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Четвертак, Рита Осянина и Женька Комелькова - погибли, но старшина Васков, потрясенный такими потерями, довел дело до конца. Автор показал, что нет предела человеческим возможностям. Васков не столько мстит врагам за убитых девчат, сколько выполняет свой воинский долг.  Он смог выстоять, пройти войну и остаться в живых, чтобы вырастить сына Риты Осяниной, чтобы своей жизнью оправдаться за погибших девчат. 

Борис Васильев сумел создать образ героического поколения наших отцов и дедов, у которого всем последующим поколениям есть чему поучиться. Благодаря подвигу таких людей, как герои повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие», была одержана Великая Победа.

Мой взгляд на мир

Мой взгляд на мир – это моя педагогическая философия. Не надо воспитывать, надо жить и показывать пример. И любить. «В служении делу или любви к другому человек осуществляет сам себя», -  говорил В.Франкл.

Смысл педагогической философии любви отчетливо виден в строках нашей соотечественницы С.В.Беловой:

Думала: главное - формировать,

Делать, ваять, лепить.

Думала: верный маршрут показать,

Править, лечить, учить.

Думала: рваться, бороться, рубить,

Мчаться, коль сила несет.

А оказалось - всего лишь любить.

Только любить. Вот и всё.

 

Чтобы быть хорошим учителем, надо любить предмет, который ведешь, и тех, кому ты его преподаешь. Вот уже 30 лет день 1 сентября я встречаю с особым волнением, тревогой и надеждой:  каких детей подарит мне судьба, смогу ли я их научить тому, чему должна? Судьба доверила мне вести один из самых лучших предметов школьной программы – русский язык и литература.  Пользуясь богатством одного из самых богатых языков мира, я могу выбрать точные и нужные слова для ясной передачи не только мысли, но и чувства, самого тонкого, самого страстного и самого глубокого.

«Сердцеведением и мудрым познаньем жизни отзовется слово британца, - писал Н.В.Гоголь, - легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает свое, не всякое доступное умно-худощявое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».

Свою безграничную любовь к родному языку, страстное желание сохранить и приумножить его богатства  я стараюсь передать своим ученикам. Для того, чтобы духовный контакт школьника и предмета состоялся, я, как учитель, должна постоянно заботиться об обращенности всего материала и форм обучения к ученику, знать его потребности и актуальные для него мотивы, учитывать ценностные ориентации нынешнего поколения.

 

Учитель не имеет права ошибаться. В этом я убедилась, видя, что ошибка педагога в определении личности ребенка, методах воспитания и обучения, влечет за собой впоследствии неправильно сформированную личность. Поэтому я хорошо помню слова педагога-гуманиста: «Педагог обязан изучить ребенка всесторонне, то есть изучить не только его индивидуальную психологию и характер, но и его индивидуальную жизнь, среду, в которой формируется его характер, и одновременно строить правильный воспитательный процесс».

 

·                    Любить ребёнка. Любовь – это человеческое солнце. Учитель должен излучать человеческую доброту и любовь, без которых невозможно воспитывать гуманную душу в человеке. Педагогика любви не терпит грубости, давления, ущемления достоинства, игнорирования жизни ребёнка.

·                    Очеловечивать среду, в которой живёт ребёнок. Это означает внимание ко всем сферам общения ребёнка с целью обеспечения ему душевного комфорта и равновесия. Ничто не должно раздражать ребёнка, рождать в нем страх, неуверенность, уныние, униженность.

·                    Прожить в ребёнке своё детство. Это надежный путь для того, чтобы ребята доверились учителю, оценили доброту его души, приняли его любовь. Одновременно это и путь познания жизни ребёнка.

Ребенок не только готовится к жизни, но уже живет... Отсюда и принцип, который является стержнем образовательного процесса в Школе жизни: развивать и воспитывать в ребенке жизнь. Понятно, что детям необходим педагог, обладающий особыми духовно-нравственными качествами. Учитель должен целенаправленно развивать в себе особые духовно-нравственные и профессиональные качества: любовь и доброту, творчество и новаторский подход, интуицию и мудрость, оптимизм и терпение, мужество и преданность, понимание своего учительского величия и скромность: «К ожесточенному сердцем человеку к человеку озлобленному или равнодушному гуманная педагогика не придет, для него постулаты Школы жизни не приемлемы». (Ш.А. Амонашвили).

Моё портфолио

Педагог-универсал!...Не солидно? Кто сказал?
Двадцать стульчиков у стенки-это Ваш Колонный зал.
Тут и "барыня" и Бах, ликование и страх,
И движение, и слово и улыбка на губах!
Мир меняется вокруг музыкальных Ваших рук
Такт, другой-и на паркете расцветает летний луг.
За окошком холод лют, в детском садике-уют,
Двадцать "птиц" танцуют польку, машут "крыльями", поют!
Двадцать преданных пичуг-это самый ближний круг
Добрых, нежных, как у мамы, терпеливых Ваших рук.
Смастерить костюм лисы, показать полёт осы,
Успокоить недовольных, вытирая им носы,
-Бездна нужных добрых дел! Это Ваших рук удел! 
Дай им Бог Любви и Силы, чтобы мир не оскудел!
(автор неизвестен)

 

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы