Дополнительная образовательная программа для фортепианного отделения по предмету по выбору (ансамбль)
методическая разработка по музыке на тему

Виноградова Наталья Юрьевна

Данная адаптированная программа составлена на основе Примерной программы «Ансамбль» для фортепианных отделений ДМШ и ДШИ, Москва,1989 г.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ansambl.docx41.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение  

дополнительного образования детей

Детская школа искусств №3 г. Ржева

Утверждаю

Директор МОУ ДОД ДШИ № 3

г. Ржева

___________________Трунева А.В.

01.09.2011 г.

Дополнительная образовательная программа для фортепианного отделения по предмету по выбору (ансамбль)

Составитель:

Преподаватель МОУ ДОД ДШИ № 3 г. Ржева

Виноградова Н.Ю.

г. Ржев

Тверская обл.

2011 г.

Пояснительная записка

Данная адаптированная программа составлена на основе Примерной программы «Ансамбль» для фортепианных отделений ДМШ и ДШИ, Москва,1989 г.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность.

В связи с тем, что в настоящее время в ДМШ и ДШИ приходится принимать учащихся без конкурсного отбора, актуально развитие таких творческих навыков как ансамбль, чтение нот с листа, подбор мелодий по слуху.

Фортепианный ансамбль использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях в классе по специальности. Различные виды ансамблей позволяют ознакомиться с фрагментами из симфоний, опер, балетов и других музыкальных произведений разных жанров, и тем самым расширяют музыкальный кругозор учащихся, готовят их к восприятию этих произведений в концертном зале, в театре.

Цель программы:

Музыкально-эстетическое воспитание учащихся средствами развития интереса к ансамблевому музицированию.

Задачи программы:

  • техническое развитие учащихся;
  • приобретение  художественно-эмоциональных навыков;
  • расширение музыкального кругозора;
  • развитие творческой инициативы;
  • формирование художественного вкуса учащихся;
  • воспитание коллективной творческой и исполнительской дисциплины;
  • приобретение навыков совместного исполнительства.

Данная адаптированная программа рассчитана на 7-летнее обучение для детей в возрасте от 6 до 18 лет.

Формой работы является урок, который проводится 1 раз в неделю согласно учебному плану.

Репертуарный план данной программы может пополняться или изменяться в зависимости от дифференцированного подхода к учащемуся, от поступления новых оригинальных произведений:

  1. музыка детских песенок;
  2. музыка мультфильмов;
  3. переложения народных песен и танцев;
  4. отрывки, фрагменты, темы из опер, балетов, симфоний, произведений русских и зарубежных композиторов;
  5. образцы классического музыкального наследия;
  6. произведения современных композиторов;
  7. джазовый репертуар.

В процессе работы над музыкальным произведением учащиеся приобретают следующие навыки и умения:

  • Слушать музыкальное исполнение в ансамбле в целом и отдельными голосами, партиями произведения.
  • Ориентироваться в звучании темы, сопровождения, голосов и т. д.
  • Исполнять свою партию в соответствие с художественной трактовкой произведения.
  • Творчески применять в совместном исполнении музыкально-исполнительские навыки, полученные в классе специальности.

Контроль и учет успеваемости

Для устранения перегрузки учащихся зачеты рекомендовать проводить один раз в год. При подборе репертуара уровень сложности произведения не должен превышать уровня технических возможностей в классе специальности.

В процессе работы над репертуаром необходимо добиваться различной степени завершенности исполнения произведения, в зависимости от его предназначенности (публичное выступление, зачет, классный концерт, ознакомление и т. д.).

На зачетах можно рекомендовать два разнохарактерных произведения, желательно наизусть, а участие в школьных, городских и областных мероприятиях приравнивать к зачету.

        Учебно-тематический план.

        I-II класс

Общие задачи:

  • Развитие музыкального слуха;
  • Развитие творческой активности;
  • Развитие навыков совместного музицирования.

Учащимся предлагается изучить 4 ансамбля в разной степени готовности. В конце учебного года учащиеся сдают зачет. Участие в школьных, городских и областных мероприятиях приравнивается к зачету.

        III класс

Общие задачи :

  • Развитие умения слушать мелодическую линию;
  • Работа над выразительностью фразировки;
  • Подготовка к выступлениям;
  • Развитие навыков совместного музицирования.

Учащимся предлагается изучить 3-4 ансамбля в разной степени готовности. В конце года учащиеся сдают зачет. Участие в школьных, городских и областных мероприятиях приравнивается к зачету.

        IV класс

Общие задачи:

  • Продолжение усовершенствования требований 2-3 классов;
  • Развитие умения слышать мелодическую линию;
  • Соотношение мелодии и аккомпанемента;
  • Подготовка к концертным выступлениям;
  • Совершенствование навыков совместного музицирования;
  • Работа над выразительностью фразировки;
  • Точное прочитывание авторского текста.

Учащимся предлагается изучить  4 ансамбля в разной степени готовности. В конце учебного года учащиеся сдают зачет. Участие в школьных, городских и областных мероприятиях приравнивается к зачету.

        V класс

Общие задачи:

  • Усложнение задач 2-4 классов;
  • Развитие артистизма, преодоление эстрадного волнения;
  • Применение навыков, полученных в классе специальности;
  • Работа над выразительностью произведений;
  • Развитие слухового контроля;
  • Правильное распределение звучности инструмента;
  • Понимание содержания и стиля исполняемого произведения;
  • Преодоление технических трудностей.

Учащимся предлагается изучить 4 ансамбля в разной степени готовности. В конце учебного года учащиеся сдают зачет. Участие в школьных, городских и областных мероприятиях приравнивается к зачету.

        VI класс

Общие задачи:

  • Усложнение задач 2-5 классов;
  • Развитие артистизма, преодоление эстрадного волнения;
  • Применение навыков, полученных в классе специальности;
  • Работа над выразительностью исполнения произведения;
  • Развитие слухового контроля;
  • Правильное распределение звучности инструмента;
  • Понимание содержания и стиля исполняемого произведения;
  • Преодоление технических трудностей.

Учащимся предлагается изучить  4 ансамбля в разной степени готовности. В конце учебного года учащиеся сдают зачет. Участие в школьных, городских и областных мероприятиях приравнивается к зачету.

        VII класс

Общие задачи:

  • Усложнение задач 2-6 классов;
  • Развитие артистизма, преодоление эстрадного волнения;
  • Применение навыков, полученных в классе специальности;
  • Работа над выразительностью исполнения;
  • Развитие слухового контроля;
  • Правильное распределение звучности инструмента;
  • Понимание содержания и стиля исполняемого произведения;
  • Преодоление технических трудностей.

Учащимся предлагается изучить  4 ансамбля в разной степени готовности. В конце учебного года учащиеся сдают зачет. Участие в школьных, городских и областных мероприятиях приравнивается к зачету.

Содержание программы                              

 Примерный репертуарный список

I-II класс

Алексеева О., Науменко И. Два рояля – восемь рук  (Ноты) /О. Алексеева , И. Науменко . – Санкт – Петербург : Союз художников , 2001.  -  50 с.

  • Савельев  Б.  «На крутом бережку из м/ф «Леопольд и золотая рыбка»;
  • Уотт  Д. « Песенка поросят из м/ф « Три поросенка».
  • Градески Э. «Маленький поезд»;
  • Шмитц М. «Много пятерок в портфеле».

Захарова Л. Ансамбли для фортепиано (Ноты) /  Л. Захарова. -  Ростов -н/Д : Феникс, 2010.  -  119 с.

  • Чайковский П. «Мой садик»;
  • Глинка М. «Полька»;
  • Бетховен Л. «Марш из музыки к пьесе «Афинские развалины»;
  • Вебер К. «Вальс из оперы «Волшебный стрелок».

Коршунова Л. Музицируем вдвоем. Фортепианные ансамбли в четыре руки  (Ноты) /  Л. Коршунова.  -  Новосибирск: Окарина,2002.  -  23 с.

  • Гладков Г. «Песенка друзей»;
  • Стукалин Н. « Следствие ведут колобки».

Смирнова Н. Пьесы. Хрестоматия для фортепиано (1-3 классы). (Ноты) /  Н. Смирнова. – Ростов- н/Д : Феникс, 2009.  -  43 с.

  • «Вальс из шарманки»;
  • «Танец утят».

Шпиндлер  Ф.  Альбом для юношества .Ансамбли. Тетрадь  1.(Ноты)  / Ф. Шпиндлер. – Новосибирск: Арт-классик,1999.  -  25 с.

  • «Молитва»;
  • «Утром»;
  • «Вечерняя заря»;
  • «Беспечность»
  • «Веселая электричка»

                III класс

Барсукова С. Любимое фортепиано (Ноты) / С. Барсукова.  -  Ростов- н/Д : Феникс,2011  -  71 с.

  • Доницетти Г. «Тирольские мелодии»;
  • Ирадье С.  «Голубка».

Барсукова С. Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли. 3-4 класс (Ноты) / С. Барсукова.  – Ростов н/ Д.: Феникс, 2003.  – 80 с.

  • Халаимов С. «Сладкоежка»;
  • Фрид Г. «Веселая прогулка».

Геталова О., Визная И. В музыку с радостью. (Ноты) / О.Геталова,И. Визная.  -  Санкт-Петербург : Композитор. 2005.  -  160 с.

  • Градески Э. «Мороженое»;
  • Куперен Ф. «Кукушка»;
  • Мак-Доуэлл Э. «К дикой розе».

Дулова В. Джаз в четыре руки  (Ноты) /В. Дулова. - Санкт-Петербург: Союз художников, 2003.- 30 с.

  • Шмитц М. «Рэг».

 Маевский Ю. Музыкальные забавы. Сборник веселых пьес для фортепиано в 4 руки и в 6 рук (Ноты)/  Ю.Маевский. – Санкт-Петербург :  Композитор,1999.  -  39 с.  

  • Карамиа Т. «Прогулка по кукурузному полю»        
  • Петерсен Р.  «Старый автомобиль».

Захарова Л.  Ансамбли для фортепиано  (Ноты)  /  Л.Захарова.  -  Ростов н/ Д : Феникс,2010.  – 119 с.

  • Моцарт В.А. «Менуэт из оперы «Дон Жуан»;
  • Вебер К. «Хор охотников из оперы «Волшебный стрелок»;
  • Шуберт Ф. «Вальс».
  • Дога Е. «Вальс из К/ф «Мой ласковый и нежный зверь»;
  • Рамирес А. «Мелодия».
  • Бетховен Л. «Три немецких танца»;
  • Глинка М. «Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин».
  • Чайковский П. «Вальс из балета «Спящая красавица»

        IV класс

Балаев Г.,Матевосян А. Фортепианные ансамбли. Для музыкальных школ. (Ноты)  / Г.Балаев, А.Матевосян.  -  Ростов н/ Д : Феникс, 2000.  -  72 с.

  • Балаев Г. «Армянский танец»
  • Балаев Г.  «Горный ручей»

Барсукова С. Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли. 3-4 класс  (Ноты) / С. Барсукова.  – Ростов н/ Д :Феникс, 2003.  -  82 с.

  • Зив М. «Предчувствие»;
  • Фрид Г. «Танец»;
  • Азарашвили В. «Прогулка»;
  • Халаимов С. «Ночная сказка».

Захарова Л.  Ансамбли для фортепиано  (Ноты)  /  Л.Захарова.  -  Ростов н/ Д : Феникс,2010.  – 119 с.

  • Глинка М. «Краковяк из оперы «Иван Сусанин»;
  • Чайковский П. «Колыбельная в бурю»;
  • Шуберт Ф. «Музыкальный момент».
  • Петров А. «Вальс из к/ф «Берегись автомобиля»;

Петров А. «Я шагаю по Москве». Смирнова Н. Ансамбли  для фортепиано в четыре руки для музыкальных школ (Ноты)/ Н. Смирнова.- Ростов-н/Д: Феникс, 2006.-54с.

  • Металлиди Ж. «Веселое шествие»;
  • Харито Н. «Приключения Макса Линдера».

Смирнова Н. Ансамбли  для фортепиано в четыре руки для музыкальных школ (Ноты)/ Н. Смирнова.- Ростов-н/Д: Феникс, 2006.-54с.

  • «Полька и танго»;
  • «Регтайм №1».

Цыганова Г. Юному музыканту – пианисту. Ансамбли для фортепиано, 4-5 класс (Ноты)/ Г. Цыганова. – Ростов н/ Д : Феникс, 2004. – 108 с.

  • Глинка М. «Марш Черномора»;
  • Киркулеску Н. «Мой друг»;
  • Хачатурян А. «Танец  девушек».        

        V класс

Григоренко В.Ансамбли 5-7 класс (Ноты) / В. Григоренко.  – Москва: Кифара, 1997.  -  83 с.

  • Глазунов А. «Романеска»;
  • Раков Н. «Радостный порыв»;
  • Чайковский П. «Концерт №1» для фортепиано с оркестром ,1 часть (фрагмент)

Иванова М. Ансамбли нашим пианистам для средних и старших классов (Ноты) / М. Иванова.  -  Санкт-Петербург : Полифото-пресс, 1996.  -100 с.

  • Бах И.С. «Шутка»;
  • Глинка М. «Вальс из оперы «Иван Сусанин»;
  • Моцарт В.А. « Ария Фигаро»;
  • Чайковский П. «Вальс из балета «Спящая красавица».

Криштоп Л. Брат и сестра. К 200-летию со дня рождения Шуберта Ф. (Ноты) / Л. Криштоп.  -  Санкт-Петербург : Северный олень, 1997.  -  82 с.

  • Шуберт Ф. «Героический марш».

Маевский Ю. Музыкальные забавы. Сборник веселых пьес для фортепиано в четыре руки. Вып. 2  (Ноты) / Ю. Маевский.  -  Санкт Петербург  : Композитор, 2002. -   61 с.

  • Щедрин Р. «Царь Горох».

Смирнова Н. Ансамбли  для фортепиано в четыре руки для музыкальных школ (Ноты)/ Н. Смирнова.- Ростов-н/Д: Феникс, 2006.-54с.

  • «Болеро»;
  • «Полька».

Цыганова Г. Юному музыканту – пианисту. Ансамбли для фортепиано 4-5 класс. (Ноты) / Г. Цыганова.  –Ростов- н/Д: Феникс, 2004.  -  108 с.

  • Рахманинов С. «Итальянская полька»;
  • Рубин В. «Вальс из оперы «Три Толстяка»;
  • Цфасман А. «Я хочу танцевать»;
  • Штраус И. «Полька Трик-трак».

VI класс

Балаев  Г., Матевосян А. Фортепианные ансамбли (Ноты) / Г. Балаев , Матевосян А. – Ростов Н/ Д : Феникс,  2000. -  102 с.

  • Балаев Г. «Вальс»
  • Матевосян А. «Кукольный хоровод из цикла «Детская шкатулка»

Григоренко В. Ансамбли 5-7 класс (Ноты)/Григоренко.-М:-Кифара,1997-83с.

  • Свиридов Г. «Зимняя дорога».

 Державин М.  Ансамбли для старших классов (Ноты)/М.Державин.-СПб:Композитор, 1997.-69с.

  • Аренский А. «Полонез»;
  • Брамс И. «Венгерский танец №1»;
  • Глиэр Р. «Грустный вальс».
  • Вивальди А. « Концерт ре минор, для скрипки, струнных и чембало, II часть»;
  • Вивальди А. «Концерт соль минор, для скрипки, струнных и чембало»;
  • Корелли А. «Соната №2, для двух скрипок и фортепиано».

Захарова Л.  Ансамбли для фортепиано  (Ноты)  /  Л.Захарова.  -  Ростов н/ Д : Феникс,2010.  – 119 с.

  • Аренский А. «Романс»;
  • Глиэр Р. «Грустный вальс»;
  • Мусоргский М. «Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка».

Криштоп  Л. Брат и сестра. К 200-летию со дня рождения Шуберта Ф. (Ноты)/Л.Криштоп.-

Санкт-Петербург : Северный олень, 1997-82с.

  • «Три героических марша»;
  • «Шесть экосезов».

Смирнова Н. Ансамбли  для фортепиано в четыре руки для музыкальных школ (Ноты)/ Н. Смирнова.- Ростов-н/Д: Феникс, 2006.-54с.

  • «Восточный напев»;
  • «Пьеса в испанском стиле»;
  • «Фокстрот».

VII класс

Балаев Г. Русские народные песни. Переложение для двух фортепиано (Ноты) / Г. Балаев. – Ростов-н/Д: Феникс,2000.  -  72 с.

  • «В низенькой светелке»;
  • «Ехал на ярмарку ухарь- купец»;
  • «То не ветер ветку клонит».

Доля Ю. Альбом фортепианных ансамблей (Ноты)/Ю. Доля. -Ростов- н/Д: Феникс, 2005.-212с.

  • Казелла А. «Маленький марш из цикла Марионетки»;
  • Равель М. «Разговор красавицы и Чудовища» из цикла «Моя матушка гусыня. Пять детских пьес»
  • Глиэр Р. «Концерт для голоса с оркестром,I часть» (фрагмент);
  • Корелли А. «Соната»№2, для двух скрипок и фортепиано I, II часть;
  • Казелла А. «Полька – галоп»

Кравцова В., Михайлова М.Ансамбли в 4 руки. Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка пианиста №5.Тетрадь №4 (Ноты) / В. Кравцова, М. Михайлова.  -  Москва: Дека-ВС, 2002. – 55 с.

  • Вебер К. «Приглашение к танцу»;
  • Глинка «Вальс - фантазия»;
  • Прокофьев С. «Вальс из балета «Золушка».
  • Черни К. «Французский романс  «Уезжая в Сибирь»

Смирнова Н. Ансамбли  для фортепиано в четыре руки для музыкальных школ (Ноты)/ Н. Смирнова.- Ростов-н/Д: Феникс, 2006.-54с.

  • «Бразильский карнавал»;
  • «Воспоминание о французском кино»;
  • «Танго».

Хромушин О. Лунная дорожка (Ноты)/О.Хромушин. Ростов-н/Д: Феникс, 2003.-96с.Танго.

  • Дональдсон В. «Играем свинг»;
  • Маккартни П. «Вчера»;
  • Эллингтон Д. «Караван».

Список методической литературы

1.Абдуллин Э. Методологическая культура педагога – музыканта (Текст) /  Э. Абдуллин.  – Москва : Издательский  дом  «Академия»,2002.  -  267 с.

2.Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано (Текст) А. Алексеев .   – Москва: Государственное музыкальное издательство, 1961.  -  271 с.

3.Баренбойм Л. Путь к музицированию (Текст) / Л. Баренбойм.  – Ленинград; Москва : Советский композитор, 1973.  -  269 с.

4.Баренбойм Л. За полвека. Очерки, статьи, материалы (Текст) / Л. Баренбойм. - Ленинград  :    Советский композитор,1989.  -  365 с.

5.Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры(Текст) / Г. Нейгауз. -_Москва : Музыка,1987. -  239 с.

6.Судзуки С. Взращенные с любовью. Классический подход к воспитанию талантов  (Текст) / С. Судзуки. – Минск: ООО «Попурри», 2005.  -  192 с.

7.Тайманов И.Фортепианный дуэт : современная жизнь жанра (Текст) / Ежеквартальный журнал   « Пиано форум», редактор В. Задерацкий.  -  Москва: ООО «Международная музыкально-техническая компания»,-  №2, 2011.  – 64 с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЗЕЛКОВАЯ ОКРАСКА ТКАНЕЙ" Методическая разработка урока в рамках реализации комплексной модифицированной дополнительной образовательной программы по предмету «Художественный текстиль» для учащихся художественной школы второго года обучения

Разработка имеет две части: теоретическую и практическую. В основе – проработка урока с описанием хода работы, инструментов и материалов, используемых для её выполнения. Иллюстративный матери...

Рабочая дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности по предмету «ОСНОВЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА»

Программа написана для работы с детьми, занимающимися вокальным искусством. В нее входят: пояснительная записка, цели и задачи, методические рекомендации, учебно-тематический план, содержание каждого ...

Авторская дополнительная образовательная программа общеэстетического отделения (изобразительное искусство)

Программа для детей 6-11 лет  эстетического отделения ДШИ курса изобразительного искусства.Программа учитывает современные направления, формы и технологии обучения: интегрированный подход, с испо...

Дополнительная образовательная программа в области искусств по музыкальной литературе для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств.

Образовательная программа по музыкальной литатуре в области искусств успешно прошла добровольную сертификацию образовательных программ и имеет рецензию, а также прошла успешную апробацию в ДШИ. Данная...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Ансамбля русских народных инструментов «Заречье»

Программа "Заречье" художественной направленности.Актуальность данной программы состоит в социально-культурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного о...

Дополнительная образовательная программа спортивного отделения ТЯЖЁЛАЯ АТЛЕТИКА

Вид программы - адаптированная.Уровень программы - учрежденческий.Направленность программы - спортивно-оздоровительная.Возраст детей - от 10 до 18 лет.Срок реализации - 6 лет.При разработке содержания...