Блюз как один из основных эстрадных стилей:традиции и современность

Терехина Екатерина Игоревна

Статья для преподавателей и концертмейстеров

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blyuz_kak_odin_iz_osnovnyh_estradnyh_stiley.docx19.81 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Терёхина Екатерина Игоревна

МБУ ДО «ДШИ №2»

Россия, Тюменская область, г. Сургут

Блюз как один из основных эстрадных стилей: традиции и современность

Статья для преподавателей музыки

Современный музыкальный мир состоит не только из произведений классического  наследия с его многообразием и сложностью форм. Огромное место в жизни практически любого человека занимает так называемая музыка массовых жанров, то есть – эстрадная, где в полной мере присутствуют различные стили  и направления, истоки которых находятся в классической и народной музыке.  Поэтому каждому профессиональному музыканту нужно уметь разбираться в стилях, характерных для нашего времени  и уметь  исполнить на своем инструменте произведение любого направления, будь то поп, рок, регги, латино, блюз, соул, ритм – н – блюз  и т.п. Данная статья посвящена блюзу являющемуся основным эстрадным стилем в современной музыкальной культуре.

Стиль блюз является весьма значимым и существует не только в своей оригинальной форме, но и является составной частью многих современных музыкальных стилей: буги-блюз, блюз-рок, шаффл, джаз-блюз, бибоп-блюз, хэви-метал-блюз, кантри-блюз, блюграсс, фанк-блюз, ритм-н-блюз, госпел-блюз. Блюз дал основу многим другим музыкальным направлениям: джазу, рок-н-роллу, кантри, блюграссу, соулу, фанку, року, популярной музыке, в сущности, всей современной эстраде.

Откуда же пришел блюз? История возникновения блюза – вопрос сложный и противоречивый.  Каждый из авторов многочисленных книг и художественных фильмов по данному вопросу имеет свой взгляд на проблему, иногда отличающийся от взгляда коллег. Прежде всего, блюз – больше, чем музыкальный жанр. Это своеобразное состояние души и уникальная музыкальная форма самовыражения афроамериканского населения. Первоначально исследователи считали, что блюз как жанр сформировался в Африке и был завезен рабами в Новый Свет. По мнению Самюэля Чартерса, «развитие (блюза - примечание Е.Т.) – это понятно – происходило от африканской общественной песни к рабочей песни рабов, а от рабочей песни к блюзу»[1, с. 20]. Историк джаза Джеймс Коллиер в своей книге «Луи Армстронг: американский гений» утверждал, что вместе с племенами  и разнообразием их наречий из Африки в Америку прибывали и африканские инструменты. На кораблях капитанами всячески поощрялось пение рабов для поднятия общего духа людей, которым не суждено было вернуться домой. Следовательно, вместе с рабами в новую землю прибывала их африканская музыкальная культура. Но вряд ли можно точно утверждать, что у людей, навсегда оторванных от родины и плывущих в тесных, душных, набитых до отказа трюмах, было желание петь и играть. Как правило, на одном корабле плыли люди из разных племен, что резко сокращало их возможность общаться друг с другом, ввиду разных диалектов, на которых они общались.  Практика смешивания людей, говорящих на разных наречиях, поддерживалась и рабовладельцами, дабы свести возможность бунта к минимуму.  Из этого можно сделать вывод, что африканская культура не могла развиться на американской земле. Даже если рабы и помнили свои корни, то со временем,  при отсутствии той культурной среды и полнейшей изоляции, они попросту забывали и свой язык, и свои песни. На основе материалов, открытых в XX веке, выдающий советский искусствовед Валентина Конен одной из первых пришла к следующему выводу: «Художественное творчество африканцев и американских негров вовсе не одно и то же; что преемственность между ними не элементарна и не прямолинейна; что искусство, созданное американскими неграми, могло сформироваться только в Новом Свете и является характерным и органичным элементом его культуры» [1, c. 35]. С этим можно согласиться, так музыка в Африке не была развлечением, а носила сакральный характер. Она поддерживала различные ритуальные мероприятия, служившие бытовым нуждам африканцев – повышению урожая, приношению жертв, празднованию свадеб и т.п.  Поэтому, в Африке не могло быть такой музыкальной формы как блюз. Не могло её быть и в среде рабов Нового Света, так как она  появилась лишь после отмены рабства. Поэтому, суждение о том, что блюзовая форма возникла из так называемого «field holler» (полевого холлера) тоже не совсем верно. Функция полевых холлеров, как и рабочих песен, заключается лишь в сплочении работающих людей, координации их усилий и повышении производительности труда. Такие песни можно услышать не только в Африке, но и на островах Океании, среди ирландских моряков.  Блюз – фольклор, появившийся на юге Америки на берегах Миссисипи в начале IX века из сплава африканской, британской, испанской и французской культур. Разобщенным африканским рабам ничего не оставалось делать, как принять ту новую культурную среду и тот язык, которые их окружали. На африканцев большое влияние оказало наследие эмигрантов-англокельтов из Ирландии, Англии, Шотландии. Они уже находились в рабстве задолго до появления рабов-африканцев. Эти люди в поисках лучшей жизни переезжали жить в Новый Свет. Но вместо счастья и достатка находили лишь разочарование и рабскую жизнь. Вот что пишет в своей книге исследователь блюза Валерий Писигин: «Древние песни и баллады Британских островов нередко были единственным, что могли слышать рабы-негры, и, конечно, они вскоре сами стали их петь… И тут  сыграло свою роль то, что принято называть «генами», потому что темнокожие рабы стали петь эти песни по-своему, по-африкански, вкладывая в услышанное новый смысл, наделяя и без того печальные мелодии, энергией собственных бед и трагедий, добавляя к горьким мотивам шотландских и ирландских изгнанников свою горечь: вот отчего в природе черного фольклора всегда незримо присутствует Смерть. Мы вряд ли точно определим, кто кого ассимилировал, но несомненно одно: именно этой «нищей белой и черной дряни» (эмигранты-англокельты и африканцы – примечание Е.Т.) Америка и мир обязаны появлением новой самобытной культуры, того, что стало называться англо-американским фольклором» [2, c.120]. С другой стороны, белые проповедники христианских церквей несли свое слово в замкнутую среду черного населения Америки. Христианская литургия послужила появлению новой музыкальной формы. Она имела вопросно-ответную форму, которую широко применяли проповедники для общения с прихожанами в церквях.  Европейская гармония, церковные гимны и древний англо-кельтский музыкальный фольклор прошли через душу африканского музыканта. Это привело к рождению совершенно новой музыкальной формы – самобытной, непохожей на музыку Запада. Назвали её блюзом. В церкви афроамериканцы осваивали новые инструменты и оттачивали исполнительское мастерство, аккомпанируя священнику во время службы  на гитаре, банджо, органе, фортепиано. Афроамериканский композитор Уильям Кристофер Хэнди первым записал и опубликовал в 1912 году оригинальную блюзовую композицию, названную «Мемфис-блюз». Тематика блюзов отражала жизнь и быт афроамериканского населения того времени. Первоначально, по настроению блюзы были медленными и печальными. Впоследствии, когда блюз переместился в городские клубы, бары, дансинги, он стал приобретать более современную форму – четкую структуру, остинатный  аккомпанемент, заводной ритм.  К меланхоличному настроению предыдущих блюзов прибавился  напористый характер буги-вуги и джамп-блюза, соответствующий атмосфере и времени.  К концу 20х годов блюз уже прочно обосновался в музыкальной культуре. Южные города Сэнт-Луис, Новый Орлеан, Канзас Сити и Мемфис стали центрами блюзовой жизни. Буги-вуги и джамп-блюз стали важнейшими направлениями современного блюза, которые в свою очередь дали жизнь другим региональным видам блюза -  Чикаго блюз, Сэнт-Луис блюз, Канзас-сити блюз, Техасский блюз, Новоорлеанский блюз, Уэст-Коаст блюз (блюз западного побережья). Друг от друга они отличаются настроением, составом эстрадного ансамбля, примесью  в блюзе какого-либо стороннего стиля – латино, госпела. Основателями фортепианного блюза считаются Мид Люкс Льюис (буги-вуги), Флойд Диксон (джамп-блюз), Отис Спэн, Мемфис Слим (чикагский блюз), Пит Уитстроу (сэнт-льюис блюз), Каунт Бэйси (канзас-сити блюз), Дейв Александер (техасский блюз), Фэтс Домино (новоорлеанский блюз), Рэй Чарльз (уэст-коаст блюз или блюз западного побережья). Жанр блюза, несмотря на свое происхождении, по праву можно считать величайшим вкладом Америки в музыкальную культуру мира.    

Список использованной литературы

Конен В. Д.      Пути американской музыки. – М.: Музыка, 1965

Писигин В.Ф.  Пришествие блюза. Т.1. Country blues. Книга первая: Delta Blues, vol.1. – М.: Музыка, 2009