проект "Музыкальная гостиная"

Титова Юлия Владимировна

Цикл лекций- концертов учащихся музыкальной школы, показанных на базе общеобразовательной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_muzykalnaya_gostinaya.docx60.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проект «Музыкальная гостиная»

Авторы проекта:  преподаватели детской музыкальной школы

Титова Юлия Владимировна, Соколова Юлия Юрьевна, Скопцова Ирина Анатольевна совместно с учителем музыки общеобразовательной школы № 2 Поздеевой Татьяной Васильевной.

Продолжительность проекта: 2017-2018 учебный год.

Тип проекта: познавательно-творческий. Внеклассная работа учащихся и преподавателей детской музыкальной школы города Кувшиново, Тверской области.

Участники проекта: преподаватели и учащиеся музыкальной школы, учитель музыки СШ №2, учащиеся 1-4 классов этой школы.

Актуальность:  Музыкальное воспитание занимает в развитии личности особое место. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям.

Воспитывая всесторонне развитых детей – физически совершенных, духовно богатых и нравственно безупречных, нельзя не уделять должного внимания их музыкальному развитию, формированию у них интереса и любви к музыке, ведь она оказывает существенное позитивное воздействие на нравственно-эстетическое развитие личности ребенка, его сознание, чувства и поведение. Сама жизнь убеждает нас в том, что мы часто не всегда умеем замечать красоту, бываем порой равнодушны к музыке глубокого содержания. 

В процессе систематической работы дети приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее, начинают радоваться ей; они проникаются содержанием произведения, красотой его формы и образов. Часто узнают в исполнителях своих одноклассников или других учащихся общеобразовательной школы.

У детей развивается интерес к музыке, а в дальнейшем и любовь к ней. Это своеобразная реклама для музыкальной школы.

Через музыкальные образы ребенок познает прекрасное в окружающей действительности, в природе. Он узнаёт много нового о музыке, её  жанрах и композиторах.

Проблема:  В современном мире уроки музыки в общеобразовательной школе ушли на второй план. Что мы проходим? Зачем? Можно ли прогулять урок? Почему не поставили пятёрку за ответ? Эти и другие вопросы задают дети учителю музыки очень часто. В свою очередь учителя делятся своими умозаключениями с педагогами музыкальной школы. Много продумано и опробовано вариантов совместной работы.

Во - избежание формирования потребительского отношения к музыкальному искусству и односторонности развития музыкальных предпочтений подрастающего поколения, необходимо активно включатся в воспитание у детей интереса к художественно ценным музыкальным произведениям. 

Встала задача: показать детям посредством исполнения учащимися музыкальной школы различных произведений и рассказа педагогом нужность изучения музыкального искусства. Чтобы предметный материал, который дается детям в свободное пользование, стал стимулятором, источником исследовательской, поисковой деятельности младших школьников, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на которые можно опереться.

Цель: новые знания о музыкальном искусстве для младших школьников. Создание на базе общеобразовательной школы музыкальной гостиной. Разработка новых форм сотрудничества музыкальной и общеобразовательной школ.

Интегрированные, тематические, комплексные образовательные занятия — это творческое дело для педагогов музыки  обеих школ , ведь их можно организовать по-разному, интересно и в игровой форме.

Задачи:

Образовательные:

Приобщение детей к музыкальному искусству;

Освоение знаний и представлений посредством музыки;

Обогащание представления детей о природном мире;

-знакомство с творчеством композиторов,

-знакомство с различными музыкальными инструментами

- обогащение исполнительского навыка.

Развивающие:

-Развитие познавательных умений;

- развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;

- развивать умения логически мыслить, делать умозаключение, развивать звуковую фантазию, чувство  ритма;  

- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;

- развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях;

-расширять кругозор детей, связывать обучение с жизнью, учить применять знания на практике.

-формировать музыкально-эстетические знания,

-реализация возможностей исполнительского навыка.

Воспитательные:

- воспитывать чувства дружбы и коллективизма.

- воспитывать культуру речи,

- Воспитывать осознанно-бережное отношение к музыкальным инструментам;

-воспитатние интересов и навыка совместной деятельности;

-развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать.

-прививать любовь к музыкальному искусству.

-привлекать родителей в совместную деятельность с детьми и педагогами.

Гипотеза.

Если культурное воспитание и обучение будет проходить средствами музыки, то это поможет научить детей видеть красивое.

Гипотеза заключается в предположении о том, что создание на базе общеобразовательной школы системы организации музыкального досуга возможно при условиях:

- включение в процесс музыкально – эстетического просвещения;

- создание условий для совместной творческой деятельности;

- использование различных форм музыкально – творческой деятельности.

Форма проведения итогового мероприятия проекта: урок-концерт.

Продукты проекта

 для учащихся:

рисование героев, раскрашивание рисунков, разучивание песен и музыкальных пьес, игра на музыкальных инструментах.

для педагогов:

оформление наглядных пособий, разучивание музыкального материала с учащимися, написания сценариев музыкальной гостиной, картотека пословиц, поговорок, загадок, мультимедийные презентации.

Возможности общеобразовательной школы позволяют реализацию данного проекта:

Наличие инструмента

Наличие концертного зала

Наличие транспорта для перевозки других музыкальных инструментов

Наличие опыта ведения концертов

Наличие поддержки руководства СШ № 2 и ДМШ

Ожидаемые результаты по проекту:

- развитие интереса детей к музыкальному искусству;

-закрепление умения применять свои знания в беседе, связных высказываниях;

-развитие певческих и ритмических навыков;

-новые знания и навыки;

-воспитание чувства дружбы и коллективизма;

- получить эмоциональный отклик от своей работы;

- пополнение уголка новыми рисунками.

- рост уровня информированности о деятельности музыкальной школы.

У детей сформируются развитые эстетические чувства, достаточный уровень элементарных музыкальных знаний, представления о взаимосвязи музыки и человека. Все школьники приобретут дополнительные навыки коллективной деятельности.

Краткое содержание проекта:

1 этап Подготовительный

-вызвать интерес детей к выбранной теме проекта;

-анализ состояния, изучение и обобщение имеющегося опыта работы школы по организации музыкального досуга,

-разработка содержания проекта.

-подбор музыкального материала;

-подобрать информацию в музыкальной  литературе;

 -использовать ресурсы интернета;

-разработать сценарии мероприятий и занятий с включением музыкальных произведений,

-обмен опытом работы образовательных учредений;

-подбор наглядно-дидактического материала.

2 этап Основной

действие

результаты

ответственный

срок

1

Музыкальная гостиная № 1(приложение 1) «Композитор, исполнитель, слушатель»

Знакомство с музыкальным звуком, воспитание слушания музыки

Преподаватель ДМШ Скопцова И.А.

2 занятия (1-2 классы и 3-4 классы) Октябрь

2

Музыкальная гостиная № 2 (приложение 2) «Три кита в музыке»

Знакомство с жанрами в музыке

Преподаватель ДМШ Соколова Ю.Ю.

2 занятия (1-2 классы и 3-4 классы) Декабрь

3

Музыкальная гостиная № 3(приложение 3) «День рождения фортепиано»

Знакомство с музыкальными инструментами

Преподаватель ДМШ Титова Ю.В.

2 занятия (1-2 классы и 3-4 классы) Февраль

4

Музыкальная гостиная № 4(приложение 4) «Мир звуков»

Итоговое занятие

Преподаватель ДМШ Бозо С.В.

2 занятия (1-2 классы и 3-4 классы)

3 этап Заключительный - показ урока-концерта. Итоговое занятие. Вручение грамот слушателям и исполнителям.

Приложение 1.

Здравствуйте, дорогие друзья, наши юные зрители и уважаемые коллеги!

Я вижу, вы хорошие, дружные ребята, а раз так, то поделюсь я с вами большой радостью: мы пришли сегодня к вам в гости. Мы – это преподаватели и учащиеся из детской музыкальной школы, которая расположилась теперь рядом с вашей школой.

Ну-ка громче музыканты дайте струнам зазвучать,

Выходите-ка, ребята, пора праздник начинать. (выходят участники)

Эти ребята участники нашего концерта.

Многих вы, конечно, узнали? Среди наших учеников есть ребята, которые учатся в вашей школе. Наши музыканты еще совсем юные, они делают первые шаги, но очень хотят сегодня показать, чему они научились.

А вы умеете хлопать в ладоши? Ну-ка, давайте похлопаем! Вот молодцы, всегда так громко и дружно хлопайте всем-всем участникам нашего концерта.

А теперь начинаем.

В страну волшебной Музыки на праздник мы пойдем.
И, если захотите, и вас с собой возьмем.

Есть на Земле одна страна, 
Зовется музыкой она. 
Созвучья в ней живут и звуки, 
Но чьи их открывают руки?
Кто заставляет мир звучать, 
Когда он устает молчать? 
Когда он будто бы струна, 
Которая звенеть должна?
Конечно, это музыкант, 
Его порыв, его талант, 
Его желание творить 
И людям красоту дарить!!!

Ансамбль Титова и Ручина. Жакович «Весёлое путешествие»

Кто-то может сказать: сколько можно учить эти ноты! В школе – уроки, в музыкальной - уроки! Вся жизнь проходит мимо. А по телевизору, наверное, мультики... Но и в музыкальной школе можно разучить мелодию и из полюбившегося мультфильма. Это очень увлекательно, поверьте!

Инькова Варя Савельев «Песенка кота Леопольда»

Все звуки делятся на две группы: 1. Шумовые звуки

2. Музыкальные звуки. С шумовыми звуками мы с вами встречаемся ежедневно. Кто может подсказать мне, что это за звуки? Приводят примеры шумовых звуков (шелест листьев, шум моря, звук машины и т.д.).

А музыкальные звуки издают музыкальные инструменты или голос человека. Ребята, а какие музыкальные инструменты знаете вы?....

Ой, какие умные дети! Итак, давайте хором повторим, какие две группы звуков бывают? Шумовые, музыкальные. Да. Молодцы! А теперь давайте сядем тихо, шуметь нельзя, потому что будем внимательно слушать музыкальные звуки.

Никоноров Игорь Шитте «Кукушка»

Хоть вы и не ходите в музыкальную школу, но наверняка знаете, что нот всего семь! И только благодаря различным сочетаниям и комбинациям создаются разнообразные мелодии. Ребята, а вы знаете, как называются люди, которые сочиняют музыку? Такие люди называются композиторами.Как вы считаете, чтобы стать композитором, нужно учиться? Да! Надо долго учиться. Композитор Чайковский тоже долго учился. Кто слышал о таком композиторе, поднимите руки, а теперь послушаем произведение, которое он сочинил

Дидоренко Саша Чайковский Итальянская песенка

Друзья, скажите, если композиторы сочинят свою неповторимую музыку, то она уже будет звучать в сердцах людей, или для этого еще что-то нужно?  Ну, конечно же, обязательно нужно чтобы эту музыку кто-то исполнил. И такие люди называются исполнители. А как вы считаете на исполнителей надо учиться? Да, тоже надо долго учиться. Вот и наши ребята учатся хорошо исполнять музыкальные произведения.

Индус Алина Лешгорн Этюд

Но и это еще не все. Ведь мы музыку должны еще… (указываю на ухо). Услышать! Чтобы слушать музыку тоже нужно учиться. Вы тоже научитесь слушать музыку, как и все культурные люди. Мы к вам будем приходить с концертами, а вы будете учиться слушать музыку. И получите от нас диплом слушателя в конце года. А вы, ребята, хотите получить диплом слушателей музыки? Пока продолжаем учиться.

Борисова Рита Пер Вакулове Французская песенка

В каждой музыкальной школе есть своя Фея Музыки . Она прилетает на уроки и помогает ребятам учиться. Чему учат в школе? Сейчас вы это узнаете. Можно ли поделить поровну шоколадку? Конечно, можно. А музыку тоже можно поделить между двумя исполнителями, и получится ансамбль.

Рыбалкин Серёжа ансамбль «Мой конёк» обр РНП

Вы знаете азбуку. Из букв складываются слова, а у музыки свой язык- язык звуков. Записываются они нотами.  Когда звучит музыка, мы слышим разные звуки: низкие, средние, высокие. В следующей пьесе больше низких  звуков, потому что она рассказывает нам про медвежонка.

Михайлова Арина Виноградов «Танец медвежат»

Концерт наш необычный,
И не совсем привычный,
Концерт наш путешествие 
В прекрасную страну.
Страну, где льются звуки,
Где нету места скуке,
Где все поют, играют,
И сердце замирает!

Веремеенко Ульяна Джоплин «Регтайм»

Атеперь отгадайте загадки:

Очень музыку любили
Две сестры, Наташа с Ниной,
И поэтому купили
Им большое… 
(Пианино)

На концерте выступала
Наша милая Татьяна,
Как звезда она играла
Целый час на…
(Фортепиано)

Отделение фортепиано,
Пианистов учат тут. 
Все играют на рояле,
В дружбе с музыкой живут.

Васильева Ульяна Дварионас Прелюдия

Ещё одна загадка.

У него рубашка в складку, 
Любит он плясать вприсядку, 
Он и пляшет, и поет —
Если в руки попадет. 
Сорок пуговиц на нем 
С перламутровым огнем. 
Весельчак, а не буян 
Голосистый наш...Баян

Сладкова Виолетта УНП «Соловейко» и РНП «Во саду ли, в огороде»

От гармони он родился,
С пианино подружился.
Он и на баян похож.
Как его ты назовёшь? Аккордеон

На народном отделенье
Есть баян, аккордеон.
Много сил потратить надо,
Чтоб звучал красиво он.

Горчакова Саша РНП «Василёк» (ансамбль)

Наверняка вы уже знаете, что существует три кита в музыке: песня, танец и марш. Марш объединяет движения людей. Он звучит в умеренном темпе, чётком ритме. Сейчас мы с вами услышим марш и под него не нужно шагать, просто внимательно слушать.

Яковлева Аня Шостакович «Марш»

Песня не всегда исполняется со словами. Это может быть пьеса с напевной мелодией, исполняемая любым инструментом.

Абдукаримова Алина Корнелюк «Города, которого нет»

Танцевать под музыку могут не только люди, но и чудесные, весёлые котята.

Козлов Коля Конфри «Котёнок на клавишах»

Вот как много мы с вами сегодня узнали. Послушаем ещё два музыкальных произвдения.

Григорьева Лиана «Негритянская колыбельная»

Васильева Олеся Галынин «Чижик»

Без музыки, без музыки
Нельзя прожить никак.
Не станцевать без музыки
Ни польку, ни гопак.

И в танце не закружишься,
И маршем не пройдешь,
И песенку веселую
Ты в праздник не споешь!

Еще открою вам секрет:
Без песни настроенья нет!

Если голос дан вам с детства,
То научат вас друзья,
На вокальном отделенье 
Петь не хуже соловья.

Сорокина поёт

Подводим итог. О чём говорили на уроке: музыкальные и шумовые звуки, инструменты, композитор, исполнитель, слушатель.

Если только захотите 
Попросите ваших мам.
Сегодня, завтра, послезавтра,
Привести вас в школу к нам.
Посвятят вас в музыканты,
И медали вам вручат.
Приводите мамы дочек,
Ну, а бабушки внучат.
Для игры на инструментах
Детям надо подрасти,
В первый класс берут не всяких,
А лишь только лет с шести.
Среди сказочных мелодий
Звонких нот, и умных книг,
Не успеешь оглянуться,
Как уже ты выпускник.
Вы о нашем приглашенье 
Постарайтесь не забыть.
Мы желаем Вам ребята,
Вечно с музыкой дружить.
Мы ждем вас в музыкальной школе. 

 А пока я хочу пригласить всех музыкантов выступавших сегодня, еще раз поблагодарить за концерт аплодисментами и вручить им небольшие подарки. Большое вам спасибо за прекрасный вечер и подаренный праздник Музыки.

(Вручение подарков.)

А я всех приглашаю для общей фотографии на память о нашем концерте.

Приложение № 2.

 

Здравствуйте, дорогие друзья, наши юные зрители и уважаемые коллеги! Мы, преподаватели и учащиеся музыкальной школы приветствуем вас! (хлопаем).

24 октября мы были у вас в гостях. Помните, мы учили вас правильно слушать музыку? Надеюсь, что вы не забыли наши пожелания и сегодня так же внимательно и тихо будет слушать выступающих. Мы говорили о том, что человека, сочиняющего музыку, называют композитор, а исполняющего её – исполнитель. Перед вами первый исполнитель…

  1. Михайлова Арина. Петерсен «Марш гусей»

Если мы дружим с музыкой с детства,
Если мы с детства любим её,
Жить нам на свете просто чудесно,
Музыка с детства дарит
Нам волшебство своё...

  1. Чесноков Миша. Градески «Задиристые буги»

Кто может точно сказать, когда появилась музыка? Никто!Но мы точно знаем, что еще в древности мать, качая ребенка, мурлыкала ему колыбельную, чтобы дитя быстрее заснуло.А воины и охотники, отдыхая на привале, подражали пению птиц. Первый хор – это коллективное обращение к Богу. Сегодня на нашем концерте прозвучат разные композиции. Вот, например,

  1. Пояркова Вика. Лак «Тарантелла»

Ребята, а вы знаете кто такой кит? Кит - это не рыба, это животное. Рыбы мечут икру. Из икры появляются мальки рыб. А синий кит рожает детёнышей, как это делают все животные, и кормит его молоком.  Кит живет в океане. Он очень большого размера.

Сегодня, ребята, я хотела бы вам рассказать сказку про кита, хотите? Эту сказку нашептала мне морская волна. А что в ней правда, что вымысел, сейчас и не узнать уже. А пока выступает

  1. Таранник Егор. РНП «Василёк» и «Как под горкой»

 А теперь сказка. Жили-были в море Музыки три кита и держали на себе всю землю. Одного кита звали Танец, другого кита — Песня, а третьего — Марш. (можно показать картинку). Однажды стали между собой три кита спорить, кто из них в море Музыки главный?

«Послушайте, друзья, — говорит кит по имени Танец, — сначала надо разобраться, кто из нас самый старший? Я —Танец. Без меня человеку никак не обойтись, со мной человеку весело, ни один праздник без меня не обойдется. Я такой разный: могу быть быстрым и веселым и тогда я называюсь ПОЛЬКОЙ. Могу быть медленным и спокойным, тогда зовусь я ХОРОВОДОМ. А могу быть легким, кружащимся, тогда зовусь я ВАЛЬСОМ».

5.(танец). Сладкова Виолетта Глинка «Вальс»

Тут Кит Песня ему возражает: «Нет, Танец, кто старше: ты или я — нам вряд ли определить. А вот кто человеку нужнее? Конечно, Песня. С Песней человек никогда не расстается. С Песней он трудится и отдыхает. «Я и в радости, и в горе помогу: и рассмешу, и спать уложу». А называются такие песни – народными. Народные песни бывают веселыми, задорными, а бывают тихими, спокойными и называются КОЛЫБЕЛЬНЫМИ. А еще песни могут быть и эстрадными, и оперными.

6.(песня) Быстрова Таня Паулс «Колыбельная»

 Кит по имени Марш тоже в спор вступает: «Ну, знаете ли, друзья! И со мною тоже человек всю жизнь не расстается. Я и в игре, и на торжественном параде, и на спортивной площади первый. Вот и решайте, кто в море Музыки главный».

7.(марш). Рыбалкин Сергей. Виноградов «Марш медвежат»

Спорили они, спорили, и решили, что рассудить их может только человек. Да не простой человек, а тот, который музыку сочиняет, то есть композитор.«Рассуди нас, композитор, пожалуйста. Какой кит важнее, кому быть главным в море Музыки?»Задумался композитор. Долго он думал да рассуждал и, наконец, объявил во всеуслышание о своем открытии: «Песня, Танец и Марш —одинаково важны потому что музыка на этих «трех китах» держится».

8.Петрова Алина. РНП «Заинька» и «Белочка»

Люди, услышав композитора, поддержали его. «В самом деле, не о чем тут спорить, — сказали они, — и песня, и танец, и марш нам нужны одинаково. Нет смысла спорить о том, что в музыке важнее».

Обрадовались киты такому ответу, помирились и больше никогда не ссорились!

9. Яковлева Аня. Бах «Полонез»

Безусловно, песня является одной из древнейших форм искусства, где наряду со словами присутствует, не сложная и легко запоминающаяся мелодия, которая передаёт общее настроение слов. Может быть исполнена как одним человеком, так и целым хором, с музыкальным сопровождением либо без него. Встречается в повседневной жизни человека ежедневно – изо дня в день, наверное, с момента, когда человек начал внятно формировать свои мысли словами.

10. Дидоренко Саша Амиров «Лирический танец»

Также, как и песня, танец относится к истокам зарождения искусства. Во все времена люди выражали свои чувства и эмоции посредством движений — танца. Естественно, для этого требовалась музыка, чтобы лучше и чётче передавать в движениях суть происходящего.Танцев, на данный момент, существует достаточно много: вальс, полька, краковяк, мазурка, чардаш и многие другие. 

11. Осетрова Соня. Акимов «Кукла спит»

Наряду с песней и танцем, марш также является основой музыки. Имеет ярко-выраженный ритмический аккомпанемент. Ведь шагать нужно ровно и вместе. Слово марш в переводе с французского - ходьба. С маршами, различными по настроению: весёлыми и бодрыми, праздничными и походными, траурными и печальными связаны многие моменты из жизни человека.

12. Горохова Настя. Геталова «Лягушата танцуют»

Песня, танец и марш – три кита в музыке – как фундамент держат на себе весь огромный, необъятный музыкальный океан. Они присутствуют повсеместно в музыкальном искусстве: в симфонии и опере, в балете, в джазовой и народной музыке, в струнном квартете и фортепианной музыке. В повседневной жизни «три кита» постоянно рядом с нами, не зависимо от того, обращаем мы на это внимание или нет.

13.Козлов Коля. Гаврилин «Танец»

У каждого из вас есть любимая песня, которую хочется не только слушать, но и самому напевать. Все вы поёте песни на уроке музыки. Надеюсь, что слушаете Татьяну Васильевну очень внимательно, а поёте дружно и слаженно.

14. Веремеенко Ульяна. Шуберт-Лист «Серенада»

Не важно ходите ли вы в танцевальный кружок или нет, но у каждого есть свой любимый танец. Может быть вы ещё не совсем знаете его движения, но в будущем обязательно научитесь танцевать. Открою вам секрет, что королём всех танцев является вальс!
Я помню вальса звук прелестный—
Весенней ночью, в поздний час,
Его пел голос неизвестный,
И песня чудная лилась.
Да, то был вальс, прелестный, томный,
Да, то был дивный вальс.

15.Бикчурин Тимур. Шопен «полонез»

Стихия музыки — могучая стихия.
Она чем непонятней, тем сильней.
Глаза мои, бездонные, сухие,
Слезами наполняются при ней.

16.Абдукаримова Алина Чайковский «Хор»

А теперь отгадайте загадку.

Если слова соединить с мелодией,

И потом исполнить это вместе,

То, что вы услышите, конечно же,

Называется легко и просто... (дети отвечают - "песня").

Мы танцуем, маршируем,

Дружно песенки поём.

Никогда мы не скучаем,

Очень весело живём!

17. Никиноров Игорь. Гиллок «Фламенко»

Молодцы! Вы были очень внимательны на нашем уроке-концерте. Спасибо вам большое. Ну а теперь нам нужно друг с другом попрощаться.

- До свидания ребята!

Дети: - До свидания!

Приложение № 3

«День рождения фортепиано»

Здравствуйте, дорогие коллеги и ребята! В третий раз мы с большим удовольствием приходим к вам в гости. За это время вы стали более взрослыми и узнали много нового. Давайте вспомним, о чём мы говорили.

Мы говорили о звуках. Они бывают длинными, короткими, громкими, тихими, высокими, низкими, средними, музыкальными и шумовыми. Сейчас вы услышите музыкальные звуки в исполнении

1. Яковлевой Анны и Васильевой Ульяны. Коровицын «Куклы синьора Карабаса»

Ещё мы говорили о композиторе, исполнителе и слушателе. С каждым разом вы всё внимательнее слушаете нас, вы стали профессиональными слушателями. Молодцы! Посмотрим вас в деле! Слушаем следующего участника нашего концерта.

2. Инькова Варя. Спадавеккиа «Добрый жук»

Для композитора самые обыкновенные звуки сплетаются в красивую мелодию.

Послушайте стихотворение.

Композитор

Композитор музыку слышит

В шуме дождя и грома раскатах,

Ноты в тетрадь композитор запишет,

А музыканты исполнят сонату.

Композитор музыку слышит

В шелесте листьев, в плеске прибоя.

Ноты в тетрадь композитор запишет —

Песню споем мы вместе с тобою!

Вы уже знаете, что композитором называют человека, который сочиняет музыку. Сейчас вы услышите пьесу композитора…….

3.Козлов Коля. Гаврилин «Три танца»

Фёдорова Кристина. Коровицын «Полька»

Как же композитор записывает созданную им мелодию? Он делает это с помощью особых значков, называемых нотами. Слово «нота» в переводе с латинского означает «знак». Наши музыканты с помощью преподавателей расшифровывают эти знаки и исполняют нам красивые мелодии.

Если мы дружим с музыкой с детства,
Если мы с детства любим её,
Жить нам на свете просто чудесно,
Музыка с детства дарит
Нам волшебство своё...

4.Хохлюк Варя. Гречанинов «Мазурка»

Сейчас мы с вами вспомним некоторые музыкальные инструменты, о которых мы говорили на прошлых концертах. Послушайте и отгадайте, пожалуйста, загадки:

Треугольник, три струны

Звуки разные важны. (балалайка)

Самый шумный инструмент,

Круглый и большой.

Если палочкой ударишь-

Раздаётся гром. (барабан)

Мы сестрички друг о друга

Стук – родился звук упругий.

Это русский инструмент.

За столом он нужен всем. (ложки)

5. ансамбль ложкарей. РНП «Утушка луговая».

Дунаевский «Полька»

В наших концертах принимали участие баян, аккордеон и фортепиано. Баян и аккордеон мы приносили с собой, а фортепиано – это и ваш, школьный инструмент. В этом зале проходят уроки музыки, в этом зале вы репетируете, проводите мероприятия: Новогодний вечер, осенний бал, торжественная часть выпускного вечера, и так далее. Фортепиано помогает вам в пении, а нам в выступлении.

6.Михайлова Арина. Шаинский «Голубой вагон»

Конечно, этот инструмент знаком вам ещё со времён пребывания в детском саду: все музыкальные занятия, утренники, праздники проходили под сопровождение фортепиано. Возможно, у кого-то из вас или ваших друзей такой инструмент есть дома, и кто-либо из ваших родственников умеет музицировать.

Думаю, что вы со мной согласитесь в том, что с фортепиано приходится встречаться гораздо чаще, чем с другими музыкальными инструментами, например, флейтой, саксофоном, арфой.

Этот инструмент наш настоящий друг, а друзей забывать нельзя! Давайте и нашему инструменту фортепиано устроим сегодня праздник, самый радостный и долгожданный - день рождения! Ведь к нему пришли в гости самые настоящие друзья (баян или аккордеон)

7. Петрова Алина. Кабалевский «Маленькая полька»

Смотрите, как обрадовался инструмент!  Ребята, он живой! Он умеет спать, когда закрыта его крышка и в зале выключен свет. Он зевает, когда я открываю его крышку (показываю) и видны его зубки-клавиши. Когда он заболевает, он расстраивается и ему на помощь приходит специальный врач- настройщик. Он скучает по вам, когда вы остаётесь дома и не приходите на урок музыки в школу! (ещё народный инструмент)

8.Сладкова Виолетта. РНП «Во поле берёза стояла»

На дне рождения положено веселиться. Ребята, а вы играть  любите? (да!)

Давайте поиграем в игру «Громко-тихо». Ведь название инструмента так и переводится. Я буду поднимать одну руку, а вы, по руке будете тихо жужжать, как комарики, а, если я подниму обе руки, вы будете громко рычать, как медведь. Молодцы! Но вы же не медведи и не комары, а слушатели. Как должны вести себя слушатели?

9. Стариков Сева. Бетховен «Немецкий танец»

 

Такие хорошие ребята собрались в этом зале! Пожалуй, для вас я сейчас открою секрет: фортепиано очень любит… когда на нём играют! Какие звуки он издаёт, такое у него и настроение.

Послушайте  и отгадайте: какое у него настроение?

10.Абдукаримова Алина. Мордасов «Буги-вуги»

Чтобы играть на фортепиано, нужно много учиться в музыкальной школе, но в день рождения всё возможно. Давайте разомнём пальчики (делаем пальчиковую зарядку). Представим, что мы тоже исполнители!

Звук инструмента зависит от нажатия на клавиши. От того с каким настроением прикоснётся к клавише исполнитель, так фортепиано ему и ответит.

11. Дидоренко Александр. Корнелюк «Город, которого нет»

Фортепиано или рояль можно увидеть в концертном зале, во дворце культуры, в музыкальной школе, на экране телевизора. Он большой и важный, стоит на почётном месте – на сцене. В торжественных случаях у него поднимают верхнюю крышку и, тогда рояль принимает королевский вид.

В нашем классе постоянно

Голос слышен фортепиано.

Этот голос всем знаком,

Песни спеть поможет он.

12.  Петряева Таня поёт романс Глинки «Ты соловушка умолкни»

 Фортепиано – это удивительный музыкальный инструмент, пожалуй, самый совершенный. Существует он в двух разновидностях – рояль и пианино. Только у фортепиано струны расположены вертикально, а у рояля горизонтально. На фортепиано можно исполнить любое музыкальное произведение, будь то оркестровое, вокальное, инструментальное, также любую современную композицию, музыку из кинофильмов, мультфильмов или эстрадную песню. Для этого инструмента писали свои произведения композиторы разных эпох.

13. Никонов Андрей. Жилинский «Латышская полька»

В 1711 году Бартоломео Кристофори  изобрел клавишный инструмент,  в котором молоточки ударяли непосредственно по струнам, чутко откликаясь на прикосновение пальца к клавише. Специальный механизм позволял молоточку после удара по струне быстро возвращаться в исходную позицию, даже если при этом исполнитель продолжал держать палец на клавише. (показываю портрет Бартоломео) 1655-1731

14.Васильева Олеся. Савельев «Если добрый ты»

У фортепиано есть родители . Это старинные инструменты клавесин и клавикорд. Именно как бы соединив их вместе, Бартоломео получил новый инструмент, который занимает ведущие позиции до сих пор.

15.Орлова Маша. Шаинский «Кузнечик!

Фортепиано всегда было очень популярно. Те, кто хочет научиться играть на этом инструменте, приходят в музыкальную школу. Наши уроки необычные: мы не сидим за партой, и у нас нет доски, на которой решают примеры. На уроке есть только один ученик. У каждого – свои задачи и своя программа. Каждый ученик играет произведения, подобранные специально для него. Только ему одному преподаватель объясняет новый материал, проверяет его домашнее задание, помогает исправить недочёты, хвалит за удачи и радуется его успехам. На таком уроке невозможно отвлекаться, шалить, бегать по классу. Преподаватель сидит рядом с учеником и делает всё для того, чтобы ученик подружился с клавиатурой. Клавиатура необходима не только для работы за компьютером. Клавиатура – набор белых и чёрных клавиш – это важная часть таких инструментов, как рояль и пианино.

16. Жукович Ульяна. БНП «Бульба»

Всегда волнующая атмосфера концерта. Ярко освещена сцена, в центре которой стоит наш именинник. Нарядно одетая публика рассаживается по местам. Постепенно наступает тишина, и вот, наконец, на сцене появляется пианист. Он садится за инструмент, и через считанные мгнoвения в зал льются звуки музыки.

17.Лебедева Варя. Козлов «Песня»

  • Дети ещё раз поздравляют фортепиано с днём рождения.

Приложение № 4.

Концерт в общеобразовательной школе № 2. «Мир звуков»

Здравствуйте, дорогие друзья, наши юные зрители и уважаемые коллеги! Вот и заканчивается учебный год. Приходит к концу и наша серия концертов. Совсем скоро наступят летние каникулы. А пока мы снова рады встречи с вами.

  1. Шаинский «Попурри из песен» исп. Пояркова Вика

(звоню колокольчиком). Вы знаете, что колокольчик возвещает о начале и конце перемены, он звучит на первой линейке в первом  и последней в 11 классах. Слышите, как звонко звенит колокольчик? Сегодня он приглашает нас посетить удивительный мир музыкальных звуков.

Что такое звуки?

 За окном метель,

Что такое звуки?

За окном капель.

Это струны ливня, это первый гром. 

Звуки, звуки, звуки – кругом….

  1. Гурлитт «Этюд» исп. Емелина Ульяна

Звуки сообщают нам о том, что происходит вокруг нас, даже если нельзя увидеть. Если подойти к лужице и аккуратно бросить камень, то по поверхности воды разойдутся круги. Тоже самое происходит со звуком ввоздухе, только звуковая волна, как и воздух невидимы. Сейчас перед вами будет выступатьВеременнко Ульяна, а мы будем внимательно слушать звуки, что рождаются от прикосновения пальцев к инструменту.

  1. Глинка «Вальс»

Ребята, а вы знаете, что можно усилить звук. На концерте артисты пользуются микрофоном, а капитаны на корабле – рупором. (картинки) А, чтобы нас услышали в лесу, мы составляем рупор из ладошек – вот так. (показываю). Тогда звук становится немного громче и летит дальше.

Давайте, закроем глаза и послушаем тишину. Открывайте глаза. На сцену поднялся ещё один наш артист.

  1. Варламов романс «Красный сарафан» исп. Петряева Таня (аккомпанемент Поздеева Т.В.)

Когда композитор сочиняет музыку, он выбирает определённую высоту на инструменте.Настоящие музыкальные звуки живут в музыкальных инструментах. А звучать они начинают тогда, когда на них играют музыканты. Мы стараемся знакомить вас с инструментами, которые живут в нашей школе, и вы слышите,  где живёт музыка! 

  1. Кабалевский «Клоуны» исп. Островская Кристина

У фортепиано много клавиш, мы из всех звучать заставим.

В крайних слева бас гудит, будто он всегда сердит.

В крайних слева звук высок, будто птичий голосок.

В средних клавишах как раз, тот же голос, что у нас.

  1. Геталова «Птички»Стариков Сева

Самый нежный, очень ранимый инструмент – это голос человека, с ним нужно аккуратно обращаться, самое главное не переесть мороженного и не бегать на морозе с открытым ртом. Сейчас для вас прозвучит вокальный музыкальный номер.

  1. РНП «Пряха» исп. Быстрова Таня (аккомпанемент Скопцова И.А.)

                 Видишь, лист осинки кружится. 
                 Тихо кружится под музыку. 
                 Видишь, тучка в небе хмурится. 
                 Будет музыка дождя. 
                 И у ветра, и у солнышка, 
                 И у тучки, и у дождика, 
                 И у маленького зернышка, 
                 Тоже музыка своя.

  1. Жакович «Музыка дождя» исп. Васильева Ульяна

                  Не состарит время этот танец...

                  Русский ты, а может, иностранец.

                  Как услышишь музыки движенье,

                  По паркету начинай скольженье.

                  В основном здесь главное – кружиться

                  И порхать по залу, словно птица.

                  Вы услышите  сейчас

                  Чудесный танец, что зовется ... (Вальс.)

9[a]. Шопен «Вальс» исп. Бикчурин Тимур

                 Если двое музыкантов

                 Инструменты в руки взяли

                 И всем зрителям на радость

                 Вдвоём громко нам сыграли

                 Так красиво нам сыграли

                 Что доволен целый свет

                 То такое выступленье

                 Называется  (Дуэт)

  1. РНП «Вдоль да по речке» обр. Дербенко, исп. Смыслов Сева и Кириллов Егор (баян и аккордеон)

                 Шесть струн играют что угодно

                 А инструмент тот вечно модный

                 Он никогда не станет старым

                 Тот инструмент зовём (гитарой)

11. Джулиани «Этюд» исп. Гаврилов Антон (гитара)

                 Нужно, чтобы меня спеть,
                 Музыкальный слух иметь.
                 Чтобы лучше прозвучало,
                 Выучи слова сначала. (Песня)

12. Татаринов «Солнечные зайчики» исп. Лебедева Варя (минусовая фонограмма)

А теперь предлагаю немного пошалить.

Похлопаем - потопаем,
Пошлепаем - похлопаем,
Поцокаем - пощёлкаем.
А теперь мы помолчим
И руками пошуршим.
Мы шуршали, мы шуршали
В королевство звуков мы попали.

Чтобы не спугнуть волшебницу музыки, слушаем внимательно –

13.Конфри «Котёнок на клавишах» исп. Козлов Николай (фортепиано)

Шуршунчики - шуршат,
Там где ножки - тарахтят.
А стукунчики стучат -
Там, где нотки встали в ряд.
А сейчас, друзья у нас 
Будет расчудесный сказ! 
- Ну-ка музыка играй,
И веселья добавляй!

14. Черни «Весёлая карусель» исп. Дидоренко Саша

Вот сколько музыкальных инструментов мы с вами сегодня послушали. У каждого свой звук. Запомните слово ТЕМБР. Оно означает окраску голоса или инструмента. По тембру мы различаем голос мамы, папы или друга. А сейчас ещё раз услышите тембр-

15. РНП «Сударушка» исп. Петрова Алина (аккордеон)

Мы желаем вам, друзья,
Жить в мире музыки всегда!
Музыка нас вдохновляет
И творить нам помогает.

16. Чайковский «Танец маленьких лебедей» исп. Яковлева Анна

Закончим мы сегодня нашу встречу,
Встречу с музыкой, сказкой, добром
И пусть вам дарит музыка ласку и тепло.
Любите дети музыку - она прогонит зло.
Любите дети музыку - иначе не может быть!
Она как, добрая фея, нам всем поможет жить!

17. Гайдн «Мы дружим с музыкой» (поют все выступающие под аккомпанемент Скопцовой И.А.)

До новых встреч в новом учебном году!

Список литературы:

  1. И. А. Браудо. Клавесин и клавикорд.
  2. Л. Михеева. Энциклопедический словарь юного музыканта.
  3. Википедия. Электронный ресурс.
  4. Л. Михеева. Музыкальный словарь. М., «Советский композитор», 1988.
  5. С. Газарян. В мире музыкальных инструментов. М., «Просвещение», 1985.
  6. Музыкальная энциклопедия, том 2. М., «Советский энциклопедия», 1974.
  7. Интернет-ресурсы: www.liveinternet.ru, www/Wikipedia/org,krugosvet.ru, сlassic-music.ru.
  8. Медушевский В. В. Энциклопедический словарь юного музыканта М; Педагогика 1985 г.
  9. Перельман Н. В классе рояля. Ленинград, Музыка, 1986 г.
  10. Энциклопедия для детей. Искусство. Аванта +. Москва, 2001 г.
  11. Паустовский К. Избранное. Рассказы. Красноярское книжное издатеьство, 1977 г.
  12. Гельберквит М. Рождение фортепиано – М.: Детская литература, 1984 г.
  13. Об истории создания фортепиано – http://euro-piano.ru/reviews/
  14. История изобретения фортепиано (рояля, пианино)/ источник: nastroika.nm/ru.-www/dudkaland/ru/st19.html

[a]Оставлен комментарий