Реализация внеурочной образовательной деятельности в рамках ФГОС НОО. Программа вокально-хорового кружка "Пой со мной"

Вовк Татьяна Александровна

              При разработке образовательной программы «Пой со мной» использовался педагогический опыт и эффективные методики эстрадного вокала ведущих отечественных и зарубежных вокалистов. Структура программы,  содержание с его разделами, построено последовательно и целостно, где один раздел (тема) плавно вытекает из предыдущего, при этом принцип построения разделов и отдельных тем - концентрический, каждый год повторное возвращение к теме, предполагает ее дальнейшее изучение на новом, более глубоком уровне. Тематическое построение программы позволяет использовать ее на любой возрастной ступени обучения учащихся и это не только мобильно и удобно для учителя, но и позволяет учащимся свободно приступить к обучению в любом возрасте.

              По всей целевой направленности программа нацелена на формирование практических умений и навыков в области вокально-хорового искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poy_so_mnoy_.docx72.57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность в образовательном процессе

Программа вокально-хорового кружка

 «ПОЙ СО МНОЙ»

Реализация внеурочной образовательной деятельности в рамках ФГОС НОО

Вовк Татьяна Александровна

учитель музыки

МБОУ «Школа №4», г. Муравленко,

ЯНАО, Тюменской области

2018 г.

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Общая характеристика программы
  3. Схема занятий (с учетом времени реализации)
  4. Основное содержание программы
  5. Учебно-тематический план
  6. Организационно-педагогические основы обучении
  7. Основные требования к освоению программы
  8. Материально-техническое обеспечение

Список используемой литературы

  1. Пояснительная записка

 «Единственное, что может

                                       быть лучше пения –

         это еще больше пения»  

                                                                                                 Э. Фицдже́ральд

Уникальный, неповторимый, особый дар, который подарила человеку природа – голос. Это то, что помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. И необыкновенным инструментом, таящим в себе исключительное богатство красок и различных оттенков является - певческий голосовой аппарат.

  При разработке образовательной программы «Пой со мной» использовался педагогический опыт и эффективные методики эстрадного вокала ведущих отечественных и зарубежных вокалистов В.Воршип, Т. Охомуш, И. Цукановой, академического вокала А. Демченко, А. Сверкуновой, методики  технологии работы с хором В.Емельянова, Ю.Никифорова, П.Чеснокова.

Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

Актуальность и новизна программы. В настоящее время заметен повышенный интерес современных учителей музыки к вокально-хоровой деятельности в школах. Однако, несмотря на рост числа вокальных студий, эстрадных групп, большого количества хоровых коллективов, уровень организации и реализации процесса со стороны подготовки педагогов, а также технической и методической базы – оставляет желать лучшего.

Новизна программы состоит в ее уникальности и универсальности. Структура программы,  содержание с его разделами, построено последовательно и целостно, где один раздел (тема) плавно вытекает из предыдущего, при этом принцип построения разделов и отдельных тем - концентрический, каждый год повторное возвращение к теме, предполагает ее дальнейшее изучение на новом, более глубоком уровне. Тематическое построение программы позволяет использовать ее на любой возрастной ступени обучения учащихся и это не только мобильно и удобно для учителя, но и позволяет учащимся свободно приступить к обучению в любом возрасте.

По всей целевой направленности программа нацелена на формирование практических умений и навыков в области вокально-хорового искусства. 

Творческое самовыражение обучающихся формируется в певческой деятельности: в ансамблевом пении, хоровом пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных эстрадных песен, с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации, различных по стилю произведениях.

Цель программы:

-   формирование певческой культуры как неотъемлемой части музыкальной и духовной культуры.

Задачи программы:

- развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию;

- развитие образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса;

- приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;

-  освоение образцов русской, зарубежной классической и современной музыки;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

  1. Общая характеристика программы

Тип – дополнительная образовательная программа;

Направленность – художественно-эстетическая;

Вид - модифицированная;

Классификация – профессионально-прикладная;

По возрастному принципу - разновозрастная.

                     

Срок реализации – 4 года

Условия реализации программы:      

1.Учебно-методическое обеспечение:

 -  нормативно-правовые документы;

 -  образовательная программа;

 -  методические материалы (разработки, рекомендации по работе с хором);

 - специальная литература (книги, пособия, журналы, нотные сборники, видео, аудиоматериалы).

2.  Материально- техническое обеспечение:

-  хорошо освещенное, проветриваемое и отапливаемое просторное помещение;

- стационарная аппаратура (центр, ПК, усилитель звука, колонки, записи фонограмм, микрофон, видеокамера для записи концертов);

- музыкальные инструменты (фортепиано, синтезатор);

3.  Организационное обеспечение:

-  необходимый контингент обучающихся;

-  утвержденное расписание занятий;

-  родительская помощь;

4. Форма и примерный режим занятий:

Занятия проводятся для 1 группы: младший хор (учащиеся 1-4 классов). Программа рассчитана на 2 занятия в неделю по 1 часу.

Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам, индивидуально.

  1. Схема занятий (с учетом времени реализации)
  1. В зависимости от темы, знакомство или углубленное теоретическое освоение материала (7 мин.);
  2. Просмотр видео мастер классов, аудио и видеозаписей хоровых, вокальных коллективов (3 мин.);
  3. Физиологическая настройка (расслабление) мышц тела: комплекс физических упражнений (3 мин.).
  4. Настройка певческих голосов: работа над певческим дыханием, дыхательная гимнастика (5 мин.);
  5. Освоение теоретического материала на практике: комплекс упражнений (9 мин.)
  6. работа над произведением (10 мин.);
  7. Анализ занятия (2 мин.);
  8. Задание на дом (1 мин.).

  1. Основное содержание программы

Тематическое построение программы предполагает объединение занятий в тематические блоки, что обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Творчески подходя к программе, нельзя разрушать ее тематическое построение, потому что последовательное развитие определенных тем – основа основ данной программы. Автор считает, что материал, отобранный для занятий, является педагогически целесообразным, так как специфика вокального пения обусловливает и особенности методической работы с певцом. Подчинение всего материала занятия его основной теме дает возможность педагогу достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно-педагогическими задачами, то есть свободно маневрировать.

Основное содержание программы предполагает выделение в тексте разделов и тем внутри разделов, что позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности. В каждом разделе раскрывается содержание тем в том порядке, в котором они представлены в тематическом плане. Каждый раздел отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием, конкретными задачами.

Программа рассчитана на 4 года обучения для учащихся от 7 до 10 лет, имеющих

вокальные данные и прошедшие собеседование. Также ведется работа

индивидуально с солистами и малыми вокальными ансамблями (дуэтами,

трио).

               Занятия вокально-хоровой студии «Пой со мной» строится на основных содержательных линиях: теоретическое ознакомление с основами вокально-хорового исполнительства, распевание и работа над произведениями.

  1. Основы вокально-хорового исполнительства.

        Певческая установка, дыхание, типы дыхания.

Цепное дыхание. Короткое и задержанное дыхание. Взаимосвязь звука и дыхания. Артикуляция, дикция, подготовка артикулярного аппарата к работе. Тип гласного. Музыкальная фраза. Пение гласных и согласных. Выработка правильного, отчетливого и одновременного произношения слов в произведении.

        Звукообразование, звуковедение, голосовые регистры, певческая позиция.

        Диапазон голоса, примарные зоны голоса. Звукового и динамический диапазон. Хоровой строй. Ансамбль звучания. Унисон- основа хорового пения. Выработка активного piano. Кантилена.

  II. Распевание.

Распевание является необходимой частью занятия и преследует различные цели:

       - приведение голосового аппарата в рабочее состояние, т.к. певческий режим существенно отличается от речевого;

       - с помощью упражнений при распевании нарабатываются вокальные навыки;

      По строению вокальные упражнения представляют попевки на выдержанном тоне, по трезвучию в восходящем и нисходящем движениях, по гамме, арпеджио, включающие скачки, скороговорки и др. Также это могут быть отрывки известных песен.  

             При распевании отрабатываются все элементы вокальной техники: дыхания, атаки звука, артикуляции, для развития голоса, диапазона и т. д.

III. Работа над произведениями.

         Разучивание произведений. Разучивание текста песен по фразам в темпо ритме песни нараспев. Освоение различных песенных навыков: унисонного ансамблевого звучания, единой манеры пения. Учебно-тренировочный материал на развитие различных вокальных навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах (легато, стаккато, нон легато). Работа над запевами, над подвижностью голоса. Работа над смысловой интонацией, импровизация. Работа над партиями.        

         Важную роль в работе с детьми играет подбор репертуара, поэтому, при его выборе:

    - учитываются возрастные особенности детей (интересы и физиологические возможности);

    - в репертуар произведения различных эпох, композиторских школ и направлений (зарубежная и русская классика; современная зарубежная и отечественная музыка; обработки народных песен, современные эстрадные песни и др.

   - наряду с удобным для исполнения репертуаром осторожно, с учётом всей последовательности изучения вводятся более сложные произведения, т.к. это служит стимулом для профессионального роста детей.

         

  1. Учебно-тематический план

                                               

№ п\п

  Наименование разделов (тем)

Кол.

Час.

1 год

Кол.

Час

2 год

Кол

Час

3 год

Кол.

Час

4 год

Характеристика практической деятельности

1.

Голос. Свободное пение.

8

8

8

8

Просмотр и анализ имеющегося видео и аудио материала по теме занятия.

Упражнения на освобождение тела от мышечных зажимов.

Дыхательная гимнастика.

Распевание (вокально-хоровые упражнения).

Работа над партиями.

Работа над произведениями.

Совместный анализ занятия, коллективное обсуждение.

1.1.

Свободное пение. Певческая установка.

2

2

2

2

1.2.

Головой аппарат.

2

2

2

2

1.3.

Посадка певца, положение тела.

2

2

2

2

1.4.

Навыки пения в разном положении тела (сидя, стоя, в движении).

2

2

2

2

2

Дыхание.

10

10

10

10

2.1.

Певческое дыхание.

2

2

2

2

2.2

Взаимосвязь звука и дыхания.

2

2

2

2

2.3.

Вдох и начало пения.

2

2

2

2

2.4.

Скорость дыхания в пении.

2

2

2

2

2.5.

Смена дыхания в пении.

2

2

2

2

3.

Дикция и артикуляция.

10

10

10

10

3.1.

Дикция в пословицах и поговорках.

2

2

2

2

3.2.

Артикуляция в пословицах и поговорках.

2

2

2

2

3.3.

Произношение в пении гласных звуков.

2

2

2

2

3.4.

Произношение в пении согласных звуков.

2

2

2

2

3.5.

Произношение шипящих и звонких согласных в пении.

2

2

2

2

4.

Звукообразование и звуковедение в пении.

8

8

8

8

4.1.

Голосовой аппарат.

2

2

2

2

4.2.

Формирование звуков в различных регистрах.

2

2

2

2

4.3.

Пение нон легато и легато.

2

2

2

2

4.4.

Виды атаки звуков.

2

2

2

2

5.

Интонация.

8

8

8

8

5.1.

Понятие интонация.

2

2

2

2

5.2.

Музыкальный звук. Высота звука.

2

2

2

2

5.3.

Чистота интонирования в пении.

2

2

2

2

5.4.

Устойчивое интонирование интервалов, фраз.

2

2

2

2

6.

Диапазон певческого голоса.

10

10

10

10

6.1.

Диапазон. Основные понятия.

2

2

2

2

6.2.

Виды певческих голосов.

2

2

2

2

6.3.

Примарная зона голоса.

2

2

2

2

6.4.

Резонанс в пении.

2

2

2

2

6.5.

Охрана голосового аппарата.

2

2

2

2

7.

Ансамбль.

8

8

8

8

7.1.

Понятие ансамбль.

2

2

2

2

7.2.

Частный и общий ансамбль.

2

2

2

2

7.3.

Виды ансамбля в пении.

2

2

2

2

7.4.

Пение двухголосных партий.

2

2

2

2

8.

Сценическая культура.

4

6

6

6

8.1

Музыкальная выразительность и сценический образ.

2

2

8.2.

Работа с фонограммой.

2

2

2

2

8.3.

Пение и движение.

2

2

2

8.4.

Выразительность исполнения и сценический образ.

2

2

Итого:

66

68

68

68

  1. Организационно-педагогические основы обучения

Необходимые требования к проведению занятий:

-  создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности обучающихся;

-  целесообразное расходование времени на всех этапах занятия;

-  применение различных методов и средств обучения;

-  высокий уровень межличностных отношений между педагогом и обучающимися;

-  практическая значимость полученных знаний и умений.

Механизм оценки результатов:

   Для определения фактического образовательного уровня обучающихся используются следующие формы:

-  открытые занятия;

-  участие в концертах;

-  участие в фестивалях, конкурсах.

           

Программа обучения предполагает:

   - групповые хоровые занятия;        

   - занятия с ансамблями;      

   - участие в городских конкурсах и фестивалях;

   - участие в концертах школы.

Год обучения

Возраст

Общее кол-во человек

Продолжительность занятий (мин.)

Общее кол-во хоровых занятий

Общее кол-во часов

1

7-10

30-40

40

68

   

272

2

7-10

30-40

40

68

3

7-10

30-40

40

68

4

7-10

30-40

40

68

  1. Основные требования к освоению программы

Учащиеся вокально-хорового кружка «Пой со мной» за первые 3-4 года обучения должны освоить следующие навыки:

- расслабления мышц гортани и тела в целом;

- правильной посадки;

- артикуляция при пении;

- дыхания разного характера в зависимости от характера исполняемого произведения;

- смены дыхания в процессе пения;

- «цепного дыхания»;

- звукоизвлечения без крика и напряжения;

- округления гласных звуков, манеру пения, в зависимости от стиля исполняемого произведения

- исполнения в разных нюансах (меццо-форте, меццо-пиано, пиано, форте);

- дикционные навыки;

- устойчивого унисона одноголосного пения при сложном
аккомпанементе;

- пения двухголосая с аккомпанементом;

- пения несложных двухголосных песен без сопровождения и др.

 1 год обучения – закладываются основы певческих навыков, основными из которых следует считать умение высвобождаться, расслабляться, навыки правильного певческого дыхания, певческой установки, звукообразования и звуковедения, навыки общения и работы в коллективе.            

2 год обучения – происходит практическое ознакомление с репертуаром, закрепление вокально-хоровых навыков, развитие навыков эмоционального, артистического исполнения, раскрытие индивидуальных возможностей обучающихся.

3 год обучения – происходит закрепление вокально-хоровых навыков, освоение многоголосия, практическое ознакомление с репертуаром, активная концертная деятельность, индивидуальная работа с солистами.

4 год обучения - активная концертная деятельность, пение многоголосия, работа с солистами и малыми ансамблями.

     

                                             

  1. Материально-техническое обеспечение

  1. Наличие кабинета музыки.
  2. Наличие зала для репетиций (актовый зал).
  3. Фортепиано.
  4. Музыкальный центр, ПК, проектор.
  5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
  6. Электроаппаратура.
  7. Зеркала.
  8. Нотный материал, подборка репертуара.
  9. Аудио, видео записи выступлений, концертов, мастер классов.

Список используемой литературы:

  1. Алиев Ю. Б. Пение на уроках музыки. Конспекты уроков. Репертуар. Методика. – М., 2005.
  2. Багадуров В. А. Воспитание и охрана детского голоса. Сб. статей. – М., 1953.
  3. Береснёва Р. С. Развитие гармонического слуха. Первоначальное освоение двухголосного пения в младшем хоре. – Чита, 2006.
  4. Варламов А. Е. Вокальная педагогика. -  М., 1953.
  5. Вербов А. м. Техника постановки голоса. – М., 1961.
  6. Вербовая Н. П., Головина О. М. Искусство речи. – М., 1977.
  7. Виноградов К. Работа над дикцией в хоре. – М., 1967.
  8. Далецкий О. Методика вокала. -  М., 2002.
  9. Козырева Г. Г., Якобсон К. А. Словарь по хороведению. – Красноярск, 2002.
  10. Нотная папка хормейстера №1. Младший хор. «С чего начинается детский хор». Из опыта работы с младшими хорами в Детской хоровой школе «Весна». Тетрадь №1.
  11. Плужников К. Механика пения. Принципы постановки голоса. – СПб., 2004.
  12. Романовский Н. В. Хоровой словарь. – М., 2000.
  13. Самарин В. А. Хороведение и хоровая аранжировка. – М., 2002.
  14. Струве Г. Хоровое сольфеджио: метод. Пособие. – М., 1982.
  15. Стулова Г. П. Развитие детского голоса. – М., 1992.
  16. Стулова Г. П. Хоровой класс. Теория и практика работы в детском хоре. – М., 1988.
  17. Фучито С., Бейер Б. Искусство пения и вокальная методика Энрико Карузо. – СПб., 2005.
  18. Чесноков П. И. Хор и управление им. – М., 1961.
  19. Юдина Е. И. Мой первый учебник по музыке и творчеству. – М., 1997.