Инструментальное музицирование в классе фортепиано как важный фактор развития одаренного музыканта

Терехина Екатерина Игоревна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл instrumentalnoe_muzitsirovanie_v_klasse_fortepiano.docx22.64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УДК 781.6                                                                

Терёхина Екатерина Игоревна

МБУ ДО «ДШИ№2»

Россия, г. Сургут

ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОГО МУЗЫКАНТА

Для правильного постижения музыки недостаточно

 только исполнять ее, а нужно также уметь ее сочинять...

Ж.Ж.Руссо

Перед современной школой стоит ряд задач, среди которых важной является воспитание творческой личности. Задачи развивающего обучения призваны выявить, раскрепостить, развить  и направить потенциал музыканта. На данный момент в учебном процессе музыкальных школ существует разрыв между практикой современного музыкального искусства и сложившейся многолетней системой музыкального образования, связанной, главным образом, с академической музыкой и направленной исключительно на развитие исполнительской техники, что является односторонним подходом. Но для того, чтобы музыкант состоялся в современном музыкальном мире уже недостаточно просто владеть инструментом. Ко всему этому нужны навыки подбора по слуху, импровизации, композиции, то есть музицирования. Следовательно, все больше возникает потребность в предмете, нацеленном на развитие данных навыков, которые были бы востребованы и применены на практике не только во время учёбы в школе, но и после её окончания. Этим и обусловлено все более частое обращение педагогов к данному творческому виду музыкальной деятельности, которое представляется одним из эффективных средств формирования творческой личности, способной к созданию нового  продукта. По мнению Шатковского Г.И. «все могут заниматься художественным творчеством. Известно, что все дети любят играть, выдумывать, фантазировать... И это  не что иное, как своеобразные формы проявления творческих данных. Известно также, что все любят музыку: кто - частушку, кто - симфонию, кто - джаз, а              кто - туристские песни, но нет людей, которые бы вообще не любили музыку. Это говорит о том, что музыкальные данные имеются у всех людей. Всем необходимо заниматься художественным творчеством. Необходимо, во-первых, для воспитания человека, ибо ничто не раскрывает так полно и рельефно натуру человека, его душу, как то, что он творит. Во-вторых, для воспитания культурного слушателя, слушателя, который творит, ибо тот, кто сам ощутил радость творчества в какой-либо области искусства, способен лучше воспринимать и оценивать то, что делают другие. В-третьих, для воспитания профессионального музыканта, музыканта-художника, ибо полноценным музыкантом может стать лишь тот, кто прошел через творчество» [1, с.25].

Традиционно, в учебном плане музыкальных школ есть предмет музицирование. У некоторых педагогов возникает вопрос о содержании этого учебного предмета. Можно сказать, что это не просто процесс игры на инструменте любимых мелодий, не входящих в программу обучения. В это понятие включаются следующие виды навыков: подбор по слуху, транспонирование, совместное (ансамблевое) музицирование, импровизация, композиция. Следовательно, это – сложный процесс, помогающий музыканту полностью раскрыться. Исходя из практики, можно утверждать, что всех детей можно и нужно учить творческому музицированию, так как без этого невозможно воспитание как настоящего профессионала, так и просто хорошего любителя музыки. Однако, для детей младшего школьного возраста наиболее эффективен комплексный метод обучения, поэтому не целесообразно вводить отдельный урок импровизации или сочинения, да и не все дети хотят заниматься сочинением.  Поэтому, подходящим вариантом для освоения элементарных творческих навыков является работа в комплексе на уроках специального фортепиано. В дальнейшем, при проявлении ярких способностей к композиции или импровизации целесообразно выделить эти занятия в отдельный урок. Как же происходит музыкальное развитие учащегося и почему так важен предмет «музицирование»? Прежде всего, у ребенка есть возможность самореализации, активного развития самостоятельности, гибкости музыкального мышления. В процессе данной деятельности развиваются все музыкальные способности, а также формируется комплекс исполнительских навыков, что немаловажно для становления пианиста-исполнителя. И как раз в процессе собственного творчества, которое подразумевается под навыками музицирования, ребенок познает как создается произведение, из чего складывается музыкальный образ и какими средствами он выражается. Поскольку на уроках по данному предмету очень тесны межпредметные связи, так как одним из условий является изучение теории музыки, эти занятия способствуют повышению качества обучения и способствуют ускорению этого процесса и помогают решать комплекс обучающих, воспитательных и развивающих задач, необходимых в обучении:

- развитие элементарных навыков транспонирования, подбора по слуху, импровизации;

- освоение некоторых первоначальных понятий теории музыки;

- умение самостоятельно применить полученные знания в процессе совместного музицирования;

 - увлечение учащегося музицированием как ярким, эмоциональным моментом эстетического восприятия;

 - воспитание  целеустремленности  в процессе творческой деятельности;

 - развитие музыкальных данных, таких как  слух, ритм, память;

 - развитие  творческого воображения, фантазии, музыкального мышления.

Кроме того, сам процесс является интерактивной формой обучения, так как в этой деятельности участвуют два субъекта образовательного процесса – ученик и педагог, которые ведут диалог на «музыкальном языке», поэтому данный вид деятельности является важным и неотъемлемым фактором успешного  развития одаренного музыканта.

Список использованной литературы

1. Шатковский, Г.И. Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования. – Москва: Амрита, 2012. – 240 с.

©Е.И. Терехина, 2017