«Неизвестный» автор известных романсов (Штрихи к творческому портрету П. П. Булахова)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.24 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Неизвестный» автор известных романсов (Штрихи к творческому портрету П. П. Булахова)
Октябрь23
П.П. Булахов
" В чудовищных условиях российской действительности, среди людей... страдавших от мелочной и пошлой жизни... нужна была... музыка непосредственного искреннего чувства, которая давала бы возможность "отвести душу"..."
Б. В. Асафьев
20 ноября в селе Кусково графа Шереметева, близ Москвы, скончался автор многих романсов и бывший учитель пения Пётр Петрович Булахов...
Из некролога в газете "Музыкальное обозрение" ( 1885 г)
Гори, гори, моя звезда.
Гори, звезда приветная.
Ты у меня одна заветная,
Другой не будет никогда...
Не правда ли, это стихотворение легче спеть, чем продекламировать? Мелодию знаменитого романса знают все, кто хотя бы немного обладает музыкальным слухом. Между тем, что же известно профессиональным музыкантам о жизни и творчестве создателя романса? Ничтожно мало. Что знают о нём студенты - будущие учителя музыки? Практически ничего, так как учебники по истории отечественной музыки вскользь упоминают (если упоминают) его фамилию.
Жизнь и творчество "известного автора многих романсов", широко исполнявшихся во второй половине позапрошлого века и популярных поныне, спустя более столетия до сих пор не исследованы.
Композитор и учитель вокала П. П. Булахов принадлежал к славной артистической династии, которую составляли отец Пётр Александрович и его сыновья, возможно , названные в честь святых апостолов Петра и Павла.
Пётр Александрович и его младший сын Павел Петрович были известными оперными певцами, отец - московской, а сын - петербургской оперы.
Так как все трое они ещё и сочиняли романсы, то по иронии судьбы при совпадении инициалов, в особенности у братьев - Петра Петровича и Павла Петровича, - со временем произошла путаница в вопросе принадлежности романсов перу одного из троих Булаховых.
Пётр Александрович Булахов-отец (а фамилию Булахов тогда произносили с ударением на первом слоге - Б`улахов) - был одним из лучших певцов России 1820-х годов. О нём "итальянцы говорили, что если бы он родился в Италии и выступил на сцене в Милане или Венеции, то убил бы все до него известные знаменитости", - вспоминал Ф. Кони.
Присущее ему высокое техническое мастерство соединялось с тонкой задушевностью, особенно в исполнении русских песен. Он был первым исполнителем и интерпретатором многих произведений А. Алябьева и А. Верстовского, к примеру, прославленного алябьевского "Соловья".
Пётр Петрович Булахов, как полагают исследователи, родился в Москве в 1822 году, чему, однако, противоречит надпись на его могиле на Ваганьковском кладбище, согласно которой датой рождения композитора следовало бы считать 1820 год. Те скудные сведения о его жизни, которыми располагают историки, рисуют тяжёлую безрадостную картину.
Композитор состоял в гражданском браке с Елизаветой Павловной Збруевой - женщиной, которой её первый муж отказался предоставить развод. Сложность семейной жизни усугублялась длительной тяжёлой болезнью. Разбитый параличом, прикованный к креслу, молчаливый, ушедший в себя, в минуты вдохновения он продолжал сочинять. "Иногда, хотя и редко, отец всё же подходил к роялю и своей здоровой рукой что-то наигрывал, и я всегда дорожила этими минутами", - вспоминала его дочь Евгения.
В 70-х годах семью постигло большое несчастье: однажды пожар уничтожил дом, в котором они жили, не пощадив ни нажитого имущества, ни сундука с рукописями ещё не изданных произведений Булахова.
"Больного отца и маленькую пятилетнюю сестру вытащили ученики моего отца", - писала в своих воспоминаниях Е. Збруева.
Последние годы жизни композитор провёл в имении графа С. Шереметева в Кусково, в домике, который в артистической среде получил название "Булашкина дача". Здесь он и скончался. Хоронила композитора Московская консерватория, которую в те годы возглавлял Н. Рубинштейн.
Несмотря на тяготы и лишения, жизнь П. П. Булахова была наполнена радостью творчества и дружеского общения со многими видными деятелями искусства. Среди них были Н. Рубинштейн, известные меценаты П. Третьяков, С. Мамонтов, С. Шереметев.
Популярность песен и романсов Петра Петровича Булахова обусловлена их мелодическим обаянием и благородной простотой выражения. Характерные интонации городского романса и цыганской песни переплетаются в них с оборотами, типичными для итальянской и французской оперы, плясовые ритмы, свойственные русской и цыганской песне, соседствуют с широко распространёнными в то время ритмами полонеза и вальса.
Вплоть до наших дней сохранили свою популярность элегия "Не пробуждай воспоминаний" и лирический романс "Гори, гори, моя звезда", романсы в стиле русских и цыганских песен "Тройка" и "Не хочу".
Однако над всеми жанрами вокального творчества Булахова господствует стихия вальса, что, безусловно, роднит романсы Булахова с музыкой П. И. Чайковского. Вальсовыми оборотами насыщена элегия "Свидание", лирический романс "Я тебя с годами не забыла", ритмы вальса пронизывают лучшие сочинения композитора, такие как "И нет в мире очей", "Нет, не люблю я Вас", "Прелестные глазки", "Вот на пути село большое" и другие.
Общее количество произведений П. П. Булахова до сих пор не известно. Это связано как с печальной участью сочинений, погибших во время пожара, так и с трудностями в вопросе установления авторства Петра и Павла Булаховых.
Однако те романсы, принадлежность которых перу Петра Петровича Булахова бесспорна, свидетельствуют о тонком ощущении поэтической речи и щедром мелодическом таланте композитора - одного из самых ярких представителей русского бытового романса второй половины XIXвека.
Романсы П. П. Булахова исполняются с огромным удовольствием певцами различной вокальной школы и различной подготовки, как профессионалами самого высокого ранга, так и ещё только начинающими свой творческий путь учениками различных музыкальных заведений. А с каким восторгом их встречают слушатели на различных концертах!
