Особенности формирования и развития универсальных учебных действий учащихся на уроках музыки.

Бурмистрова Алла Ивановна

Статья посвящена формированию УУД на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной школы.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

Особенности формирования и развития универсальных учебных действий учащихся на уроках музыки.

   Перемены, произошедшие в России за последние годы, диктуют необходимость в новых подходах к образованию. Современное общество требует от человека постоянно учиться, развиваться и самосовершенствоваться. Для человека в настоящее время приоритетным является не тот багаж знаний, который он накопил, а способность найти необходимую информацию, осмыслить и применить ее. Вот почему сейчас приоритетным является умение учиться, самостоятельно находить и осваивать новые знания. Предмет «Музыка» развивая умение учиться, как и другие предметы, призван формировать у ребенка художественную картину мира.

  В процессе деятельностного освоения курса «Музыка» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие образовательные результаты:                                                              

личностные (хочу)

предметные (знаю)

метапредметные (могу, хочу)

Эти результаты достигаются посредством универсальных учебных действий (УУД)

   В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения социального опыта. В более узком понимании термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, т. е. умение учиться.

Разработчиками ФГОС выделены следующие виды УУД:                

•        личностные                                                                            

•        регулятивные                                                                                                            

•        познавательные                                                                                                          

•        коммуникативные

В чем они выражаются в контексте предмета «Музыка», который я преподаю.

   Личностные УУД – в стремлении реализации своего творческого потенциала; готовности выражать и отстаивать свою творческую позицию; в формировании представлении о нравственности и развитии доброжелательности и эмоциональной отзывчивости на основе восприятия мировой музыкальной классики, в формировании мотивации к музыкальному творчеству.

   Регулятивные УУД – в умении ставить учебные задачи при восприятии и исполнении музыкальных сочинений разных жанров и стилей; в планировании собственных действий в процессе восприятия, исполнения, «сочинения» музыки (импровизации); в сравнении изложения одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в разных источниках.

   Познавательные УУД – в сравнении, анализе, рассуждении; в формировании интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей, к особенностям музыкальной культуры своего края; в усвоении терминов и понятий музыкального языка; в адекватном восприятии музыкальных произведений, в осознании многозначности содержания их образов.

   Коммуникативные УУД – в решении учебных задач совместно с одноклассниками и учителем в процессе музыкальной, художественно – творческой, исследовательской деятельности; в формировании адекватного поведения в различных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия и музицирования; в самооценке; в поиске разрешения конфликтных ситуаций.

  Логические УУД – во владении умениями и навыками образно – смыслового анализа; в умении проводить сравнение; в постановке и формулировании проблемы.

   Информационные УУД – во владении навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, словарями, CD - ROM, Интернетом; в самостоятельном поиске и отборе информации, необходимой для решения учебных задач; в развитии критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации; в применении для решения учебных задач проектно -  исследовательской деятельности.

   Мы все понимаем, что в процессе обучения важную роль играет не только содержание, но и форма подачи музыкального материала. Что каждый акт художественно – педагогического взаимодействия на уроке музыки будет одновременно нацелен на достижение личностных, и предметных, и метапредметных результатов. Каждый из нас способен проектировать и проектирует задания, развивающие уровень владения УУД.

                                                       Примеры заданий на уроках музыки

                                                                  1 задание «Сочиняем марш»

 Например, при знакомстве с жанром марша и его разновидностями можно просто рассмотреть марш как определенный устоявшийся в музыке жанр. Различать военные, спортивные, траурные марши. Найти общие для них черты. Но можно построить «наоборот». Поставим ребенка в воображаемую жизненную ситуацию:

 - Пришла беда, надо защищаться, ты должен объединить людей, ЧТО ты сделаешь? – Крикну, созову всех.

- Ну и кричи, созывай. Все услышат твой призыв?

 – Тогда возьму трубу, сыграю «зов».    

Ребята «выращивают» интонацию зова, как необходимость собрать всех вместе.

-Итак – все собрались. Очень много людей. Идем в поход. Ты возглавляешь людей – все идут за тобой. Ты ушел вперед, другие позади и тебя не видят, некоторые отстали или вообще пошли в другую сторону. Все идут бесформенной толпой, мешая друг другу.

-Что делать?.

- Надо сочинить марш!

   Творческий «эксперимент» заключается в том, чтобы самим из «россыпи» звуков создать обобщенную ритмо - интонацию.

  Какие УУД формируются в данном случае?

 Личностные - понимание значения музыки в жизни общества; опыт сотворчества в процессе «сочинения», восприятия, музицирования. Познавательные – владение навыками осознанного и выразительного музыкально-речевого высказывания; поиск и использование в практической деятельности нужной ритмо – интонации. Логические- умение проводить сравнение; выявление логики возникновения и развития музыкального образа. Регулятивные - планирование собственных действий в процессе «сочинения» (импровизации); прогнозирование результатов музыкальной деятельности; понимание и  оценка воздействия музыки разных жанров; проявление способности к саморегуляции. Коммуникативные - формирование умения планировать учебное сотрудничество; поиск способов разрешения конфликтных ситуаций.  

                                     

                                                                    2 задание «Квартет»

                                                   А. П. Бородин Квартет № 2 (Ноктюрн)

   Наша задача – воспринять и осознать образы этого произведения, соотнести это с жанром, в котором написана данная часть квартета, вспомнить состав струнного квартета. Для этого организовывается работа в группах.

1 группа получает задание поработать со словарем эмоциональных терминов Ражниковой и через слово дать характеристику музыке.

2 группа работает с цветовой палитрой, создает зримый образ музыки.

3 группа, опираясь на иллюстрацию с изображением инструментов симфонического оркестра, выявляет состав исполнителей. Надо сказать, что при первом прослушивании был дан вариант в исполнении Лондонского филармонического оркестра. И это усложнило задачу.

   Каждая группа представила результаты своей деятельности, прошло обсуждение – дискуссия, повторное слушание. В заключение я предлагаю определения нескольких музыкальных жанров, а дети выбирают нужное. В результате все поставленные задачи были решены.

   Какие УУД формировались в процессе этой работы? Личностные - вхождение обучающихся в мир духовных ценностей; осознание особенностей музыки русских композиторов; личностное освоение музыкальных образов; осмысление взаимодействия искусств. Познавательные - усвоение терминов и понятий         музыкального языка; стремление к приобретению музыкального опыта. Регулятивные - планирование действий в процессе восприятия; совершенствование действий контроля; сравнение изложения одних и тех же сведений о музыке языком разных искусств. Коммуникативные - решение учебных задач совместно с одноклассниками и учителем; формирование способности вступать в контакт; совершенствование навыков развернутого  высказывания; знакомство с различными социальными ролями. Информационные - владение навыками работы с различными источниками: словарь  Ражниковой, схема расположения инструментов симфонического оркестра; самостоятельный поиск, извлечение и классификация информации.

                                     

                                                                3 задание «Состязание»

         Концерт. П. И. Чайковский Концерт № 1 для фортепиано с оркестром

  Наша цель – принять и осознать образы музыки П. И. Чайковского и познакомиться с новым для третьеклассников музыкальным жанром.

  Говорим о музыке, о том, что солистом является фортепиано. Я говорю, что это произведение называется «Концерт для фортепиано с оркестром». На слайде презентации появляется значение слова на итальянском и латинском языках, а так же определение жанра. Обращаю внимание на противоположное значение слова концерт в итальянском и латинском языках.

-Как же так? Почему такое стройное произведение носит название, несущее в себе одновременно и согласие и состязание? А ведь в мире все так! И в природе так!  Все в гармони, и все в движении, состязании.

– Давайте построим модель нашего мира  (делимся на группы).

1 группа утверждает, что все в мире устроено так: па-да-ДА, па-да-ДА, па- да-ДА

2 группа говорит, что все совсем наоборот: ПА-да-да, ПА-да-да, ПА-да-да.  Сначала свое утверждение проговаривает одна группа, а затем другая. Вот вам и конфликт – состязание. А теперь вместе, но не сразу говорим, а поочереди:

1 -  па-да-ДА, па-да-ДА, па- да-ДА…

2-  ПА-да-да, ПА-да-да, ПА-да-да…

- А это уже будет согласие!

-Но ведь есть и другое мнение.

 3 группа говорит: та-ти-та-ти-та-ти-та-ти…

4 группа утверждает: век-вра-ща-ют-ся пла-не-ты, век-вра-ща-ют-ся пла-не-ты.

- А теперь все вместе:

1 -  па-да-ДА, па-да-ДА, па- да-ДА…

2-             ПА-да-да, ПА-да-да, ПА-да-да…

3 -                               та-ти-та-ти-та-ти-та-ти…

4 -                                                  век-вра-ща-ют-ся пла-не-ты, век-вра-ща-ют-ся пла-не-ты.

  Какие УУД формируются в данном случае?

 Личностные - опыт сотворчества в процессе «сочинения», музицирования. Познавательные – владение навыками осознанного и выразительного музыкально-речевого высказывания;  в практической деятельности - построение модели нашего мира (состязание), знакомство с новым жанром концерта. Логические - умение проводить сравнение; выявление логики возникновения и развития концерта. Регулятивные - планирование собственных действий в процессе  импровизации; прогнозирование результатов музыкальной деятельности; понимание и  оценка воздействия музыки - жанра концерт; проявление способности к саморегуляции. Коммуникативные - формирование умения планировать учебное сотрудничество.  



Предварительный просмотр:

 

Особенности формирования и развития универсальных учебных действий учащихся на уроках музыки.

   Перемены, произошедшие в России за последние годы, диктуют необходимость в новых подходах к образованию. Современное общество требует от человека постоянно учиться, развиваться и самосовершенствоваться. Для человека в настоящее время приоритетным является не тот багаж знаний, который он накопил, а способность найти необходимую информацию, осмыслить и применить ее. Вот почему сейчас приоритетным является умение учиться, самостоятельно находить и осваивать новые знания. Предмет «Музыка» развивая умение учиться, как и другие предметы, призван формировать у ребенка художественную картину мира.

  В процессе деятельностного освоения курса «Музыка» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие образовательные результаты:                                                              

личностные (хочу)

предметные (знаю)

метапредметные (могу, хочу)

Эти результаты достигаются посредством универсальных учебных действий (УУД)

   В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения социального опыта. В более узком понимании термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, т. е. умение учиться.

Разработчиками ФГОС выделены следующие виды УУД:                

•        личностные                                                                            

•        регулятивные                                                                                                            

•        познавательные                                                                                                          

•        коммуникативные

В чем они выражаются в контексте предмета «Музыка», который я преподаю.

   Личностные УУД – в стремлении реализации своего творческого потенциала; готовности выражать и отстаивать свою творческую позицию; в формировании представлении о нравственности и развитии доброжелательности и эмоциональной отзывчивости на основе восприятия мировой музыкальной классики, в формировании мотивации к музыкальному творчеству.

   Регулятивные УУД – в умении ставить учебные задачи при восприятии и исполнении музыкальных сочинений разных жанров и стилей; в планировании собственных действий в процессе восприятия, исполнения, «сочинения» музыки (импровизации); в сравнении изложения одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в разных источниках.

   Познавательные УУД – в сравнении, анализе, рассуждении; в формировании интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей, к особенностям музыкальной культуры своего края; в усвоении терминов и понятий музыкального языка; в адекватном восприятии музыкальных произведений, в осознании многозначности содержания их образов.

   Коммуникативные УУД – в решении учебных задач совместно с одноклассниками и учителем в процессе музыкальной, художественно – творческой, исследовательской деятельности; в формировании адекватного поведения в различных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия и музицирования; в самооценке; в поиске разрешения конфликтных ситуаций.

  Логические УУД – во владении умениями и навыками образно – смыслового анализа; в умении проводить сравнение; в постановке и формулировании проблемы.

   Информационные УУД – во владении навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, словарями, CD - ROM, Интернетом; в самостоятельном поиске и отборе информации, необходимой для решения учебных задач; в развитии критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации; в применении для решения учебных задач проектно -  исследовательской деятельности.

   Мы все понимаем, что в процессе обучения важную роль играет не только содержание, но и форма подачи музыкального материала. Что каждый акт художественно – педагогического взаимодействия на уроке музыки будет одновременно нацелен на достижение личностных, и предметных, и метапредметных результатов. Каждый из нас способен проектировать и проектирует задания, развивающие уровень владения УУД.

                                                       Примеры заданий на уроках музыки

                                                                  1 задание «Сочиняем марш»

 Например, при знакомстве с жанром марша и его разновидностями можно просто рассмотреть марш как определенный устоявшийся в музыке жанр. Различать военные, спортивные, траурные марши. Найти общие для них черты. Но можно построить «наоборот». Поставим ребенка в воображаемую жизненную ситуацию:

 - Пришла беда, надо защищаться, ты должен объединить людей, ЧТО ты сделаешь? – Крикну, созову всех.

- Ну и кричи, созывай. Все услышат твой призыв?

 – Тогда возьму трубу, сыграю «зов».    

Ребята «выращивают» интонацию зова, как необходимость собрать всех вместе.

-Итак – все собрались. Очень много людей. Идем в поход. Ты возглавляешь людей – все идут за тобой. Ты ушел вперед, другие позади и тебя не видят, некоторые отстали или вообще пошли в другую сторону. Все идут бесформенной толпой, мешая друг другу.

-Что делать?.

- Надо сочинить марш!

   Творческий «эксперимент» заключается в том, чтобы самим из «россыпи» звуков создать обобщенную ритмо - интонацию.

  Какие УУД формируются в данном случае?

 Личностные - понимание значения музыки в жизни общества; опыт сотворчества в процессе «сочинения», восприятия, музицирования. Познавательные – владение навыками осознанного и выразительного музыкально-речевого высказывания; поиск и использование в практической деятельности нужной ритмо – интонации. Логические- умение проводить сравнение; выявление логики возникновения и развития музыкального образа. Регулятивные - планирование собственных действий в процессе «сочинения» (импровизации); прогнозирование результатов музыкальной деятельности; понимание и  оценка воздействия музыки разных жанров; проявление способности к саморегуляции. Коммуникативные - формирование умения планировать учебное сотрудничество; поиск способов разрешения конфликтных ситуаций.  

                                     

                                                                    2 задание «Квартет»

                                                   А. П. Бородин Квартет № 2 (Ноктюрн)

   Наша задача – воспринять и осознать образы этого произведения, соотнести это с жанром, в котором написана данная часть квартета, вспомнить состав струнного квартета. Для этого организовывается работа в группах.

1 группа получает задание поработать со словарем эмоциональных терминов Ражниковой и через слово дать характеристику музыке.

2 группа работает с цветовой палитрой, создает зримый образ музыки.

3 группа, опираясь на иллюстрацию с изображением инструментов симфонического оркестра, выявляет состав исполнителей. Надо сказать, что при первом прослушивании был дан вариант в исполнении Лондонского филармонического оркестра. И это усложнило задачу.

   Каждая группа представила результаты своей деятельности, прошло обсуждение – дискуссия, повторное слушание. В заключение я предлагаю определения нескольких музыкальных жанров, а дети выбирают нужное. В результате все поставленные задачи были решены.

   Какие УУД формировались в процессе этой работы? Личностные - вхождение обучающихся в мир духовных ценностей; осознание особенностей музыки русских композиторов; личностное освоение музыкальных образов; осмысление взаимодействия искусств. Познавательные - усвоение терминов и понятий         музыкального языка; стремление к приобретению музыкального опыта. Регулятивные - планирование действий в процессе восприятия; совершенствование действий контроля; сравнение изложения одних и тех же сведений о музыке языком разных искусств. Коммуникативные - решение учебных задач совместно с одноклассниками и учителем; формирование способности вступать в контакт; совершенствование навыков развернутого  высказывания; знакомство с различными социальными ролями. Информационные - владение навыками работы с различными источниками: словарь  Ражниковой, схема расположения инструментов симфонического оркестра; самостоятельный поиск, извлечение и классификация информации.

                                     

                                                                3 задание «Состязание»

         Концерт. П. И. Чайковский Концерт № 1 для фортепиано с оркестром

  Наша цель – принять и осознать образы музыки П. И. Чайковского и познакомиться с новым для третьеклассников музыкальным жанром.

  Говорим о музыке, о том, что солистом является фортепиано. Я говорю, что это произведение называется «Концерт для фортепиано с оркестром». На слайде презентации появляется значение слова на итальянском и латинском языках, а так же определение жанра. Обращаю внимание на противоположное значение слова концерт в итальянском и латинском языках.

-Как же так? Почему такое стройное произведение носит название, несущее в себе одновременно и согласие и состязание? А ведь в мире все так! И в природе так!  Все в гармони, и все в движении, состязании.

– Давайте построим модель нашего мира  (делимся на группы).

1 группа утверждает, что все в мире устроено так: па-да-ДА, па-да-ДА, па- да-ДА

2 группа говорит, что все совсем наоборот: ПА-да-да, ПА-да-да, ПА-да-да.  Сначала свое утверждение проговаривает одна группа, а затем другая. Вот вам и конфликт – состязание. А теперь вместе, но не сразу говорим, а поочереди:

1 -  па-да-ДА, па-да-ДА, па- да-ДА…

2-  ПА-да-да, ПА-да-да, ПА-да-да…

- А это уже будет согласие!

-Но ведь есть и другое мнение.

 3 группа говорит: та-ти-та-ти-та-ти-та-ти…

4 группа утверждает: век-вра-ща-ют-ся пла-не-ты, век-вра-ща-ют-ся пла-не-ты.

- А теперь все вместе:

1 -  па-да-ДА, па-да-ДА, па- да-ДА…

2-             ПА-да-да, ПА-да-да, ПА-да-да…

3 -                               та-ти-та-ти-та-ти-та-ти…

4 -                                                  век-вра-ща-ют-ся пла-не-ты, век-вра-ща-ют-ся пла-не-ты.

  Какие УУД формируются в данном случае?

 Личностные - опыт сотворчества в процессе «сочинения», музицирования. Познавательные – владение навыками осознанного и выразительного музыкально-речевого высказывания;  в практической деятельности - построение модели нашего мира (состязание), знакомство с новым жанром концерта. Логические - умение проводить сравнение; выявление логики возникновения и развития концерта. Регулятивные - планирование собственных действий в процессе  импровизации; прогнозирование результатов музыкальной деятельности; понимание и  оценка воздействия музыки - жанра концерт; проявление способности к саморегуляции. Коммуникативные - формирование умения планировать учебное сотрудничество.