Главные вкладки
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Гитары звонкие струны"
Дополнительная общеразвивающая программа "Гитары звонкие струны" рассчитана на один год обучения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 66.08 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Тяжинского муниципального округа
Кемеровской области – Кузбасса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Итатская средняя общеобразовательная школа
имени Данкевич Тамары Файвишевны»
Утверждена приказом № от с учетом мнения педагогического совета (протокол № от)
Директор: _____________________И.Р. Литвинова
Дополнительная общеобразовательная программа
художественной направленности
«Гитары звонкие струны»
(стартовый уровень)
Разработчик: Черткова Полина Владимировна,
педагог дополнительного образования
Возраст учащихся: 11-15 лет
Срок реализации: 1 год
Итатский
2024
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Комплекс основных характеристик программы
- Пояснительная записка……………………………………………………………………3
- Цель и задачи………………………………………………………………………………7
- Содержание изучаемого курса……………………………………………………………...8
- Планируемые результаты…………………………………………………………………...9
Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий
- Календарный учебный график………………………………………………...………...10
- Условия реализации программы………………………………………………………...12
- Формы аттестации………………………………………………………………………..13
- Оценочные материалы………………………………………………………………...…14
- Методическое обеспечение программы…………………………………………...……17
- Литература………………………………………...…………………………………...…18
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел I. Комплекс основных характеристик программы
- Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Гитары звонкие струны» (далее – программа) является дополнительной общеразвивающей программой художественной направленности.
Программа относится к стартовому уровню сложности освоения образовательных результатов и предполагает освоение учащимися общих сведений об интересующем их виде деятельности, помощь им в составлении представления о выбранной деятельности и оценке своих возможностей в её освоении.
Программа разработана в соответствии с
– Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с последующими изменениями и дополнениями.
– Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р).
– Приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
– Приказом Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 N 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (Зарегистрировано в Минюсте РФ N 56722).
– Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей, и молодежи».
– Приказом Министерства просвещения РФ от 2 декабря 2019 г. N 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды».
– приказом Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от #1075;. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности в сетевой форме реализации образовательных программ».
– Письмом Министерства просвещения РФ от No ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»).
– Распоряжением губернатора Кемеровской области от «Об утверждении Стратегии развития воспитания «Я – Кузбассовец» на период до 2025 года».
– Распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от № 212 «О внедрении системы персонифицированного дополнительного образования на Территории Кемеровской области».
– Приказом Департамента образования и науки Кемеровской области от № 102 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования».
– Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования, и науки РФ от № 09-3242).
– уставом школы.
Актуальность программы заключается в востребованности учащимися, их законными представителями услуг по развитию творческих способностей учащихся, формированию широкого музыкального кругозора. Такая востребованность связана как с популярностью инструментального исполнительства, так и с осознанием важности всестороннего развития эстетических взглядов, музыкальных, творческих и исполнительских способностей.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что основной педагогический подход, на который она ориентируется, соответствует ценностям дополнительного образования и современному пониманию воспитания как деятельности, базирующейся на саморазвитии учащегося и его педагогической поддержке. Такой подход может быть реализован наиболее полно именно в системе дополнительного образования детей и взрослых, потому что эта система изначально ориентирована на собственный выбор учащимся видов и форм деятельности, на формирование его собственных представлений о мире его личности. Исходя из этого, программа предусматривает такие цели и способы её реализации, которые способствуют созданию условий наибольшего благоприятствования для развития личности каждого учащегося, создают ему социальную ситуацию развития, среду общения, поле деятельности.
Отличительными особенностями программы является не только её нацеленность на формирование у учащихся определённых учебных умений в плане владения гитарой, но и на воспитание у них уважения и признания музыкальных традиций, духовного наследия, устойчивого интереса к инструментальному искусству. Это учитывается при отборе содержания образования, форм подачи материала и методики проведения занятия. Также в программе упор сделан на решение важнейшей для современного общества проблемы развития и творческого саморазвития личности, понимаемого как особый вид творческой деятельности, направленной на интенсификацию и повышение эффективности процессов «самости», среди которых системообразующими являются самопознание, творческое самоопределение, самоуправление, творческая самореализация и самосовершенствование личности. Такой подход находится в полном соответствии с принципом свободы и необходимости в любом виде человеческой деятельности, в том числе и учебной, организованной в целях обучения, воспитания и саморазвития.
Практическая и социальная значимость программы заключается в том, что она предоставляет учащимся с разным уровнем психофизического развития (в том числе способных (мотивированных), с особыми образовательными потребностями) равные возможности (равный доступ) для развития их музыкальных и исполнительских способности с учётом их индивидуальности и тяги к творчеству. В результате освоения программы формируется яркая творческая личность, обладающая духовно-нрав-ственными качествами, бережно относящаяся к музыкальному искусству.
Программа является модифицированной. В ее основу заложены основные положения программы «Серебряные струны» Сандюк Е. Л., адаптированные к запросам учащихся и потенциалу образовательного учреждения и педагога.
Программа по структуре является сквозной, соизмеряющей учебный материал с возрастными особенностями учащихся и их количеством в группе, по содержанию деятельности – познавательной и развивающей творческие способности, по уровню формирования и развития личности – развивающей личность: информирующей о виде деятельности, нацеленной на получение сведений по предусмотренному виду деятельности и формирование предметных умений в этом виде деятельности, на совместную деятельность в процессе обучения.
Программа построена в соответствии с принципами
- гуманистической направленности обучения, означающей отношение к учащемуся как к ответственному субъекту собственного развития, и ориентирующей на человека как наивысшую ценность жизни;
- «здесь и сейчас», обеспечивающим активную деятельность самого учащегося как единственно возможный путь формирования личности;
- свободы выбора («ненасилия»), как права учащегося проводить ежемоментный выбор;
- соответствия содержания организации обучения возрастным особенностям учащихся и их индивидуальным способностям;
- приоритета позитивных воздействий;
- приоритета активных методов обучения.
Исходной теоретической основой программы является положение:
- о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном становлении;
- о развитии творческого потенциала и музыкальных способностей учащихся разных возрастных групп соразмерно их личной индивидуальности;
- об искусстве игры на инструменте как источнике раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах и гармонизации личности.
Главная идея программы заключается в личностно-ориентированном подходе, позволяющем увидеть способности каждого учащегося, развить их и помочь показать ему его возможности, учитывая физиологические, психологические и интеллектуальные особенности, соответствующие возрастным особенностям.
Ведущей педагогической технологией является технология индивидуализации обучения, обеспечивающая педагогу возможность контролировать продвижение учащегося от незнания к знанию, вовремя вносить необходимые коррекции, приспосабливать их к постоянно меняющейся ситуации, что позволяет учащемуся достигать высоких результатов обученности. В период действия карантина/ограничительного режима обучение осуществляется по технологии дистанционного обучения.
В основу предусмотренного программой образовательного процесса заложена традиционная («знаниевая») модель, основанная на субъект-объектном взаимодействии педагога с учащимися и направленная на воспроизведение образцов знаний, деятельности, правил и алгоритмов. Она обеспечивает преимущественное решение задачи расширения и углубления имеющихся у учащихся предметных знаний и учебных умений, позволяющих им перейти к самостоятельному усвоению знаний и умений более высокого ранга по сравнению с освоенными.
Программа рассчитана на учащихся в возрасте от 12 до 17 лет. Форма обучения – индивидуальная (2 – 3 человека).
Характеристика возрастных особенностей детей среднего школьного возраста
Основным видом деятельности в среднем школьном возрасте является учение, получение знаний, но появляется немаловажный элемент – коммуникативность. Подросток приступает к систематическому овладению основами наук и чаще всего связывает обучение с личными, узко практическими целями. Ему необходимо знать, зачем нужно выполнять то или другое задание; таким образом, он ищет цель и интерес в той или иной деятельности.
Проявляется самостоятельность в решении поставленных задач, активность в социальной жизни. Он ищет новое место в социальном статусе собственного коллектива. Его в большей степени волнует мнение не собственное, а коллективное, при этом мнение сверстников, на его взгляд, более верное, чем у родителей или педагогов. Подросток пытается реализовать потребности в общении, статусе и интеллектуальном развитии. Он начинает относить себя к определенному слою микросоциума, демонстрирует замкнутость и недоверие к старшим, пытается продемонстрировать всем вокруг свои навыки и умения, развивая их.
Подростки любят подвижные игры, но такие, которые содержат в себе элемент соревнования. Подвижные игры начинают носить характер спортивных. В этих играх на первый план выступает смекалка, ориентировка, смелость, ловкость, быстрота. Увлекаясь игрой, подростки часто не умеют распределить время между играми и учебными занятиями. Пропадает элемент пунктуальности.
Формирование причинно-следственных связей и логических умозаключений порождают новые мотивации в обучении и общении. Подростки начинают искать всевозможные решения задач, вносить коррективы в приоритетные виды деятельности, формировать собственное мировоззрение, при этом ссылаясь на коллективизм. При этом отсутствует фактор глубокого осмысления проблемы.
Подросток стремится к самостоятельности в умственной деятельности, высказывает свои собственные суждения. Вместе с самостоятельностью мышления развивается и критичность. В эмоциональной сфере проявляется агрессивность и экспрессивность, неумение сдерживать себя, заниженная или завышенная самооценка, резкость в поведении. Появляется состояние внутреннего конфликта (личностного).
Для подросткового возраста характерен активный поиск объекта для подражания. Идеал подростка – это эмоционально окрашенный, переживаемый и внутренне принятый образ, который служит для него образцом, регулятором его поведения и критерием оценки поведения других людей.
Можно отметить следующие характеристики: самокритичность, негативизм, замкнутость, самоуверенность, авантюризм, социальная активность, дружба, любовь, материализм и собственничество. Утрачиваются прежние авторитеты и приоритеты, эмоциональная сфера становится более хрупкой и неустойчивой к генезису социума.
На освоение программы принимаются все желающие в соответствии с принципами добровольности и свободы выбора без предъявления требований к уровню их образования и отборочных процедур. Зачисление учащихся осуществляется в течение учебного периода, отчисление – в связи с окончанием периода освоения программы, либо по мере возникновения предусмотренных законодательством оснований.
Программа рассчитана на 1 учебный год. Общая продолжительность обучения составляет 72 учебных часа.
Программа реализуется по безотметочной системе в очной форме обучения. В период действия карантина/ограничительного режима – в дистанционной или очно-дистанционной форме.
Основной формой организации обучения является учебное занятие. Организационной формой учебных занятий в очной форме обучения являются аудиторные индивидуальные занятия, формой организации познавательной деятельности на учебном занятии – индивидуальная работа, стимулирующая повышенную работоспособность и возможность индивидуального обучения. В дистанционной форме обучения с учащимися, имеющими выход в интернет, формами организации учебного занятия являются веб-занятия, участие в конкурсных мероприятиях и т.п. как с синхронным, так и асинхронным взаимодействием учащихся и педагога, с учащимися, не имеющими доступа к сети интернет – индивидуальные задания на бумажном или электронном носителях по согласованной форме связи. В очно-дистанционной форме обучения организационной формой является сочетание очных учебных занятий и веб-занятий, или индивидуальных заданий на бумажном или электронном носителях.
В очной форме обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 учебному часу продолжительностью 40 минут. В дистанционной форме веб-занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 учебному часу продолжительностью 30 минут. Учащиеся, не имеющие доступа к сети интернет, получают индивидуальные задания на бумажном или электронном носителях и предоставляют результаты работы в установленные педагогом сроки по определённой форме связи.
- Цель и задачи программы
Целью программы является формирование и развитие у учащихся художественно-эстетической культуры как неотъемлемой части культуры духовной, их потребностей в культуротворческой деятельности через обучение игре на гитаре, как виде музыкального искусства, развитие их исполнительских и творческих способностей.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
обучающие: расширить и углубить знания учащихся:
- об устройстве гитары, разновидности гитар;
- об основных приемах звукоизвлечения;
- о нотной грамоте и табулатурах;
- об аккордах и их буквенных обозначениях;
- о различных музыкальных стилях и жанрах;
- о характере исполняемых произведений;
- о правилах поведения во время концерта;
развивающие: продолжить формирование у учащихся умения:
- настраивать инструмент;
- ориентироваться в расположении аккордов на грифе гитары;
- подбирать несложную мелодию и аккомпанемент на слух;
- грамотно, выразительно исполнять (по нотам и наизусть) произведения бардов-классиков и произведения по своему выбору;
- исполнять произведения в ансамбле с педагогом или другим учащимся;
- правильно ставить руки, владения пальцевой техникой, приемами звукоизвлечения;
- читать нотный текст и табулатуры;
- правильно вести себя на сцене;
- музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма;
- творческих и исполнительских навыков при исполнении песен под аккомпанемент гитары.
воспитательные: способствовать воспитанию у учащихся уважения и признания музыкально-исполнительских традиций, духовного наследия, устойчивого интереса к искусству игры на гитаре.
- Содержание изучаемого курса
- Учебный план
Наименование темы | Количество часов | Формы контроля | |||
всего | теория | практика | |||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | беседа | |
2. | Положение рук при игре | 8 | 8 | устный опрос, наблюдение | |
3. | Расположение нот на нотоносце | 6 | 6 | устный опрос, наблюдение | |
4. | Слуховые различия простейших длительностей | 6 | 6 | устный опрос, наблюдение | |
5. | Основные аккорды: определение, обозначение, схемы | 12 | 12 | устный опрос, наблюдение | |
6. | Приемы звукоизвлечения | 8 | 8 | устный опрос, наблюдение | |
7. | Индивидуальный подбор репертуара | 30 | 30 | устный опрос, наблюдение | |
8. | Итоговое занятие | 1 | 1 | наблюдение | |
Итого | 72 | - | 72 | ||
- Содержание учебного плана
Вводное занятие (1 час)
Оценка готовности учащихся к освоению программы стартового уровня (определение способности и уровня имеющихся у конкретного учащегося знаний и необходимости индивидуальной работы для успешного ее освоения).
Положение рук при игре (8 часов)
Практика с элементами теории: Знакомство с инструментом. Беседа об устройстве гитары. Правила настройки. Правильная посадка при игре. Отработка приемов работы правой и левой рук. Простые переборы на открытых струнах.
Расположение нот на нотоносце (6 часов)
Практика с элементами теории: Нота и нотоносец. Запись нот в тетради. Пьесы «Во поле береза стояла», «Кузнечик».
Слуховые различия простейших длительностей (6 часов)
Практика с элементами теории: Длительности и счет. Ритм и ритмические рисунки. Прохлопывание ритма изучаемых пьес. Пьеса «С днем рождения».
Основные аккорды: определение, обозначение, схемы (12 часов)
Практика с элементами теории: Понятие аккордов. Буквенное обозначение, схемы. Табулатуры. Упражнения для левой и правой рук. Таблица аккордов. Аккорды с секстой, септаккорды.
Приемы звукоизвлечения (8 часов)
Практика с элементами теории: Приемы звукоизвлечения: арпеджио, щипки, удары (бой), баррэ. Упражнения на отработку приемов звукоизвлечения.
Индивидуальный подбор репертуара (30 часов)
Практика с элементами теории: Практические занятия на основе выбранного репертуара. Прослушивание аудиозаписи, показ произведений в исполнении педагога. Работа над аккомпанементом. Песни «Звезда по имени Солнце», «Кукушка», «Ветер», «Березы». Песни и ансамбли по выбору учащихся.
Итоговое занятие (1 час) Исполнение пьес на отчетном выступлении перед учащимися и их законными представителями.
- Планируемые результаты
В ходе освоения программы:
- у учащихся расширятся и углубятся знания:
- о строении инструмента, его выразительных возможностях;
- об основах нотной грамоты;
- о правилах посадки за инструментом, положении корпуса, рук, ног;
- об основных приемах звукоизвлечения, названиях основных динамических оттенков;
- о произведениях разных жанров: народных и авторских песнях, пьесах песенного и танцевального характера, этюдах;
- о музыкальной и исполнительской культуре;
- у учащихся продолжится формирование умений:
- ориентироваться в записи аккомпанемента песен;
- правильно ставить аккорды;
- осмысленно воспринимать, разбирать и выучивать нотный текст;
- эмоционально воспринимать музыку;
- передавать характер музыкального произведения;
- исполнять осмысленно и выразительно несложные песни и пьесы.
- соблюдать требования музыкальной и исполнительской культуры;
- у учащихся будет осуществляться воспитание уважения и признания музыкально-исполнительских традиций, духовного наследия, устойчивого интереса к искусству игры на гитаре.
Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий
- Календарный учебный график
№ | Число месяц | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | Вводное занятие | 1 | аудиторное, групповое | учебный кабинет | наблюдение | |
Положение рук при игре | ||||||
2-3 | Устройство гитары, правила настройки | 2 | аудиторное, индивидуальное | учебный кабинет | устный опрос | |
4-5 | Положение рук при игре, правильная посадка | 2 | аудиторное, индивидуальное | учебный кабинет | наблюдение | |
6-7 | Приемы работы правой и левой рук | 2 | аудиторное, индивидуальное | учебный кабинет | наблюдение | |
8-9 | Простые переборы на открытых струнах | 2 | аудиторное, индивидуальное | учебный кабинет | наблюдение | |
Расположение нот на нотоносце | ||||||
10-11 | Нота и нотоносец. Нотная запись | 2 | аудиторное, индивидуальное | учебный кабинет | устный опрос | |
12-13 | Разучивание пьесы «Во поле береза стояла» | 2 | аудиторное, индивидуальное | учебный кабинет | наблюдение | |
14-15 | Разучивание пьесы «Кузнечик» | 2 | аудиторное, индивидуальное | учебный кабинет | наблюдение | |
Слуховые различия простейших длительностей | ||||||
16-17 | Длительности и счет. Понятие ритма | 2 | аудиторное, индивидуальное | учебный кабинет | устный опрос | |
18-19 | Простейшие ритмические рисунки | 2 | аудиторное, индивидуальное | учебный кабинет | наблюдение | |
20-21 | Разучивание пьесы «С днем рождения» | 2 | аудиторное, индивидуальное | учебный кабинет | наблюдение | |
Основные аккорды: определение, обозначение, схемы | ||||||
22-23 | Понятие аккордов. Буквенное обозначение, схемы | 2 | аудиторное, индивидуальное | учебный кабинет | устный опрос | |
24-25 | Упражнения для правой и левой рук | 2 | аудиторное, индивидуальное | учебный кабинет | наблюдение | |
26-27 | Таблица аккордов | 2 | аудиторное, индивидуальное | учебный кабинет | наблюдение | |
28-29 | Табулатуры | 2 | аудиторное, индивидуальное | учебный кабинет | наблюдение | |
30-31 | Аккорды с секстой, септаккорды | 2 | аудиторное, индивидуальное | учебный кабинет | наблюдение | |
32-33 | Закрепление пройденного | 2 | аудиторное, индивидуальное | учебный кабинет | устный опрос | |
Приемы звукоизвлечения | ||||||
34-35 | Приемы звукоизвлечения. Арпеджио. Сложные переборы | 2 | аудиторное, индивидуальное | учебный кабинет | наблюдение | |
36-37 | Щипки. Упражнения | 2 | аудиторное, индивидуальное | учебный кабинет | наблюдение | |
38-39 | Удары (бой). Упражнения | 2 | аудиторное, индивидуальное | учебный кабинет | наблюдение | |
40-41 | Аккорды с баррэ | 2 | аудиторное, индивидуальное | учебный кабинет | наблюдение | |
Индивидуальный подбор репертуара | ||||||
42-43 | Подбор репертуара | 2 | аудиторное, индивидуальное | учебный кабинет | наблюдение | |
44-45 | Разучивание песен «Звезда по имени Солнце», «Кукушка» | 2 | аудиторное, индивидуальное | учебный кабинет | наблюдение | |
46-47 | Работа над аккомпанементом | 2 | аудиторное, индивидуальное | учебный кабинет | наблюдение | |
48-49 | Разучивание ансамблей | 2 | аудиторное, индивидуальное | учебный кабинет | наблюдение | |
50-51 | Работа над каждой партией отдельно | 2 | аудиторное, индивидуальное | учебный кабинет | наблюдение | |
52-53 | Исполнение ансамблей | 2 | аудиторное, индивидуальное | учебный кабинет | наблюдение | |
54-55 | Разучивание песен «Ветер», «Березы» | 2 | аудиторное, индивидуальное | учебный кабинет | наблюдение | |
56-57 | Работа над аккомпанементом | 2 | аудиторное, индивидуальное | учебный кабинет | наблюдение | |
58-59 | Разучивание песен по выбору учащихся | 2 | аудиторное, индивидуальное | учебный кабинет | наблюдение | |
60-61 | Работа над аккомпанементом | 2 | аудиторное, индивидуальное | учебный кабинет | наблюдение | |
62-63 | Разучивание ансамблей | 2 | аудиторное, индивидуальное | учебный кабинет | наблюдение | |
64-65 | Исполнение ансамблей | 2 | аудиторное, индивидуальное | учебный кабинет | наблюдение | |
66-67 | Разучивание песен по выбору учащихся | 2 | аудиторное, индивидуальное | учебный кабинет | наблюдение | |
68-69 | Работа над аккомпанементом | 2 | аудиторное, индивидуальное | учебный кабинет | наблюдение | |
70-71 | Выбор программы к отчетному концерту | 2 | аудиторное, индивидуальное | учебный кабинет | наблюдение | |
72 | Итоговое занятие | 1 | аудиторное, индивидуальное | актовый зал | отчетный концерт | |
- Условия реализации программы
Для соблюдения условий реализации программы и достижения заявленных результатов ее освоения необходимы:
материально-техническое обеспечение:
- специальный кабинет (кабинет музыки);
- репетиционный зал (сцена);
- гитара;
- пюпитр;
- музыкальный центр, ноутбук;
- аудиозаписи произведений;
- нотный материал, табулатуры, подборка репертуара.
дидактическое обеспечение:
- методические, наглядные и мультимедийные материалы;
- аудиозаписи, формат CD, MP3;
- записи выступлений, концертов;
- обучающие схемы, таблицы аккордов, табулатуры;
- доступ к фондам районной и поселковой библиотек;
- доступ к информационно-коммуникационным сетям.
кадровое обеспечение:
- педагог дополнительного образования, обладающий уровнем образования и квалификации, предусмотренными кодом А, обозначенным в таблице п.2 (описание трудовых функций) Профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
- Формы аттестации
Аттестация учащихся осуществляется в виде:
- стартовой диагностики, проводимой на вводном занятии в форме беседы. Стартовая диагностика позволяет определить способности конкретного учащегося к усвоению программы, выявить уровень имеющихся у него знаний, необходимых для успешного усвоения программы, и при необходимости разработать план организации индивидуальной работы с ним для успешного освоения им программы с учётом его возрастных, психологических и физиологических особенностей.
- текущей оценки, объектом которой являются результаты освоения учащимися изученного учебного материала и сформированности учебных умений по нему. В очной форме обучения она проводится в процессе каждого учебного занятия в форме беседы, устного опроса, анализа деятельности, наблюдения и других. В дистанционной форме обучения – по предъявлении учащимися результатов их самостоятельной работы (видеоотчета, проекта, участия и результатов участия в онлайн конкурсных мероприятиях и т.п.) в установленные педагогом сроки. В очно-дистанционной форме обучения текущая оценка проводится в сочетании оценки результатов освоения учащимися изученного учебного материала и сформированности учебных умений по нему в процессе каждого учебного занятия с оценкой результатов самостоятельной работы в установленные сроки. Текущая оценка позволяет актуализировать у учащихся полученные ранее знания, оценить уровень освоения ими изученного учебного материала и сформированности предметных учебных умений и при необходимости провести корректировку методик проведения учебных занятий и организовать индивидуальную работу с ними для полного освоения ими программного материала.
- итоговой оценки, проводимой педагогом в конце учебного года без специально отведённого времени по методике Кленовой Н.В. и Буйловой Л.Н., изложенной ими в работе «Методика определения результатов образовательной деятельности детей» и адаптированной к условиям школы. Полученные результаты свидетельствуют об успешности/неуспешности освоения данным учащимся программы. При этом неудовлетворительные результаты освоения учащимся программы не влекут по отношению к нему каких-либо ограничительных действий.
- Оценочные материалы
Методика
определения результатов образовательной деятельности учащихся
Данная методика позволяет определить уровень соответствия усвоенного материала и сформированности учебных умений предъявляемым программой требованиям.
Параметрами итоговой оценки результатов реализации программы являются показатели (оцениваемые параметры), критерии к показателям, уровни выраженности у учащегося оцениваемого качества.
Показатели (оцениваемые параметры) фиксируют критерии оценки – те требования, которые предъявляются к учащемуся в процессе освоения им программы. Содержание показателей составляет заложенные в программу ожидаемые результаты, являющиеся неким «стандартом» в выявлении реальных достижений учащихся по итогам учебного года. Совокупность измеряемых показателей разделена на группы: теоретическая подготовка учащегося, практическая подготовка учащегося, творческая активность учащегося, общеучебные умения учащегося.
Критерии содержат совокупность признаков, на основании которых даётся оценка искомых показателей и устанавливается степень соответствия реальных предметных знаний и учебных умений учащегося тем требованиям, которые заданы программой.
Степень выраженности оцениваемого качества включает перечень возможных уровней освоения учащимся программного материала и общеучебных умений — от минимального до максимального. Каждому уровню даётся краткое описание в содержательном аспекте. Выделенные уровни обозначены соответствующими тестовыми баллами.
Для каждого из оцениваемых показателей определён тот способ, с помощью которого педагог определяет соответствие результатов обучения учащегося программным требованиям.
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности у учащегося оцениваемого качества | Количе-ство баллов | Методы диагнос-тики |
I. Теоретическая подготовка: | ||||
1. Теоретические знания (по разделам учебного плана) | Соответствие теоретических знаний программным требованиям |
| 1 2-5 6-10 | наблюдение |
2. Владение специальной терминологией | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии |
| 1 2-5 6-10 | наблюдение |
II. Практическая подготовка: | ||||
#1059;чебные умения, предусмотренные программой (по разделам учебного плана) | Соответствие учебных умений программным требованиям |
| 1 2-5 6-10 | наблюдение |
#1042;ладение специальным оборудованием и оснащением | Уровень использования специального оборудования и оснащения |
| 1 2-5 6-10 | наблюдение |
#1058;ворческие навыки | Креативность в выполнении практических заданий |
| 1 2-5 6-10 | наблюдение |
III. Общеучебные умения: | ||||
1. Учебно-интеллектуальные умения: | ||||
Умение использовать дополнительную литературу | Самостоятельность в использовании дополнительной литературы |
| 1 2-5 6-10 | наблюдение |
Умение давать доказательные ответы на вопросы разделов учебного плана программы | Самостоятельность в подготовке доказательных ответов на вопросы разделов учебного плана |
| 1 2-5 6–10 | наблюдение |
2. Учебно-коммуникативные умения: | ||||
#1059;мение слушать и слышать педагога | Адекватность восприятия информации, идущей от педагога |
| 1 2-5 6–10 | наблюдение |
#1059;мение выступать перед аудиторией | Свобода владения и подачи учащимся подготовленной информации |
| 1 2-5 6–10 | наблюдение |
3. Учебно-организационные умения: | ||||
Умение организовать свое рабочее (учебное) место | Способность самостоятельно готовить рабочее место к деятельности и убирать его за собой |
| 1 2-5 6–10 | наблюдение |
Умение соблюдать в процессе деятельности правила безопасности | Соответствие реальных умений соблюдения правил безопасности программным требованиям |
| 1 2-5 6–10 | наблюдение |
Умение аккуратно выполнять работу | Аккуратность и ответственность в работе |
| 1 2-5 6-10 | наблюдение |
Документальное оформление результатов на каждого учащегося осуществляется в Карточке учета результатов образовательной деятельности учащихся:
Список учащихся | Теоретическая подготовка | Практическая подготовка | |||
Соответствие теоретических знаний программным требованиям | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | Соответствие учебных умений программным требованиям | Владение специальным оборудованием и оснащением | Креативность в выполнении практических заданий | |
Список учащихся | Общеучебные умения | ||||||
Самостоятельность в использовании дополнительной литературы | Самостоятельность в подготовке доказательных ответов на вопросы основных разделов учебного плана программы | Адекватность восприятия информации, идущей от педагога | Свобода подачи подготовленной информации | Способность самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его за собой | Соответствие реальных умений соблюдения правил безопасности программным требования | Аккурат-ность и ответственность в работе | |
Общие результаты освоения дополнительной программы подводятся по следующим показателям:
Всего учащихся, осваивающих дополнительную программу –
из них достигли:
- максимальный уровень – 61 – 120 баллов
- средний уровень – 24 – 60 баллов
- минимальный уровень – до 23 баллов включительно.
- Методическое обеспечение программы
Организация деятельности учащихся по реализации программы в первую очередь требует работы по созданию у них мотивации работать. Для ее формирования необходимо правильно подбирать сложность и темп работы, так как при слишком сложных заданиях и высоком темпе их выполнения учащиеся отказываются работать, при слишком легких и низком темпе – им не интересно. Также необходимо согласовывать активную работу с отдыхом, своевременно переходить от одного к другому виду деятельности. Важную роль в создании мотивации играет поощрение учащихся: если они активны, изобретательны, что-то сделали лучше, то это необходимо отметить, похвалить их. При этом ни в коем случае нельзя сравнивать их успехи.
Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности являются:
- перцептивные (передача и восприятие учебной информации посредством чувств);
- словесные (рассказ, беседа, устное изложение, объяснение, анализ текста, ситуации общения и др.);
- наглядные (демонстрация, показ видеоматериалов, иллюстраций, приёмов исполне-ния, наблюдение и т.д.);
- практические (упражнения, выполнение заданий);
- логические, т.е. организация и осуществление логических операций (аналогии и др.);
- гностические (репродуктивные);
- самоуправление учебными действиями (самостоятельная работа с нотными издани-ями, текстами и пр.).
Методами стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности являются:
- методы формирования интереса к учению (выступления, учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций и др.);
- методы формирования долга и ответственности в учении (поощрение, одобрение).
Средствами реализации программы являются различные виды деятельности, вещи и предметы, произведения и явления духовной и материальной культуры, природа, конкретные мероприятия и формы работы.
Инструментами успешной реализации программы являются средовое пространство (комфортная среда, обеспечивающая потребности в безопасности и развитии, педагогически целесообразная и эмоционально привлекательная занятость свободного времени), содержание учебного плана программы, учебные пособия и другие источники информации и научного знания, проектная деятельность.
Формами занятий являются теоретические и практические учебные занятия в аудиторной и внеаудиторной форме. Аудиторные теоретические учебные занятия (учебное занятие, беседа, мастер-класс, просмотр с последующим обсуждением телепередач концертов и другие) обеспечивают формирование у учащихся предусмот- ренных программой предметных знаний и учебных умений, внеаудиторные (твор-ческие отчеты, концерты и другие) обеспечивают творческое применение полученных в ходе освоения программы предметных знаний и учебных умений на практике. Формами организации учебного занятия в дистанционной форме обучения с учащимися, имеющими выход в интернет, являются веб-занятия (учебные занятия, просмотр с последующим обсуждением занятий и концертных мероприятий просмотр с последующим обсуждением телепередач концертов, мастер-классы, развивающие занятия, тематические часы и другие, как с синхронным, так и асинхронным взаимодействием учащихся и педагога), а также в системе он-лайн разработка проекта, проведение исследования, участие в конкурсных мероприятиях и т.п. С учащимися, не имеющими доступа к сети интернет – индивидуальные задания на бумажном или электронном носителях (выполнение творческой работы, подготовка проекта, отзыв о виртуальных посещениях концертов и другие). В очно-дистанционной форме обучения организационной формой является сочетание очных индивидуальных теоретических и практических учебных занятий в аудиторной и внеаудиторной форме и веб-занятий как с синхронным, так и асинхронным взаимодействием учащихся и педагога, или индивидуальных заданий на бумажном или электронном носителях.
Объектом деятельности на учебных занятиях должно быть исполнительское искусство как форма проявления жизнедеятельности учащегося. Музыкально-эстетическое воспитание учащихся должно происходить через вовлечение их в процесс художественного созидания.
Тематика учебных занятий предусматривает поступательное движение в эмоцио-нально-осознанном освоении ценностей искусства игры на гитаре, этико-эстетических богатств его художественных образов; постепенное накопление опыта исполнительства; воспитание внутреннего слуха, понимаемого как умение понять замысел композитора через призму собственного восприятия.
Учебные занятия носят комплексный характер, включающий практическую с элементами теоретической работу.
Для повышения эффективности учебного занятия педагог должен создавать и поддерживать высокий уровень познавательного интереса и активности учащихся, целесообразно расходовать время занятия, применять разнообразные педагогические средства обучения, осуществлять личностно-ориентированное взаимодействие с учащимися, чётко продумывать практическую значимость полученных предметных знаний и учебных умений.
Учебное занятие должно представлять собой последовательность организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, итогового, рефлексивного, информационного этапов.
Так как положительную роль в активизации творческих устремлений учащихся играют подготовка и проведение концертов, праздничных мероприятий и участие в конкурсах, необходимо всячески поощрять их активность, желание участвовать в этих конкурсах.
- Литература
для педагога:
- Агеев Д. В. Гитара. Уроки мастера для начинающих [Электронный ресурс] / текстовые данные (26 Мб). – СПб.: Питер, 2019.
- Коттер К. Ежедневная прокачка. Программа ежедневных занятий на гитаре [Электронный ресурс] / текстовые данные (24,1 Мб). – 2018.
- Матохин С. Некоторые актуальные проблемы методики обучения на шестиструнной гитаре [Электронный ресурс] / текстовые данные (1,1 Мб). – Саратов: 2018.
- Шиндина Н. Г. Школа игры на шестиструнной гитаре: новейший самоучитель [Текст] / Н. Шиндина. – Рипол классик: 2018. – 256 с.
для учащихся:
- Гарнишевская Г. Легкие пьесы для шестиструнной гитары. Выпуск 2 [Текст] / Г. Гарнишевская. – СПб: Композитор: 2018. – 40 с.: ноты.
- Легкие аккорды – научись играть на гитаре за 10 минут в день [Текст] / Эксмо: 2023. – 256 с.
- Орлов А. Новая школа игры на гитаре [Текст] / А. Орлов. – Феникс: 2019. – 166 с.
- Петров П. В. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Учимся играть песни. Безнотный метод [Текст] / П. Петров. – Феникс: 2022. – 170 с.
- Шумидуб А. Л. Школа игры на гитаре. [Электронный ресурс] / текстовые данные (11,8 Мб). – Шумидуб: 2019
