Воспитательный потенциал русского музыкального фольклора

Москалева Оксана Николаевна

Выступление на межрегиональной педагогической конференции по теме: Воспитательный потенциал русского музыкального фольклора

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Современный ребенок формируется в условиях, которые благоприятными не назовешь. Причины множественны: социальные, экологические, психологические,  эмоциональные нагрузки, огромный поток информации - все это через бесконечные стрессовые ситуации негативно сказывается на формировании  целостного  «Я» ребенка. И все чаще поднимаются вопросы о воспитанности и воспитании.

 Как человека не глупого и практического меня всегда смущает слово «идеал»  и,  тем не менее, он сформулирован в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Однако во многом он остается декларативным.

Засилье иностранной культуры, пропаганда чуждого образа жизни - очень тревожные тенденции в жизни современного общества. Общественная потребность найти способы защиты от агрессивной среды  все очевиднее. И все очевиднее разрыв между идеальным и реальным…

Мне очень нравится высказывание В. Гюго: «Чтобы изменить человека, нужно начинать с его бабушки». Будущее невозможно без прошлого – аксиома,  не требующая доказательств.  И в этом смысле невозможно переоценить воспитательный потенциал фольклора.

 Фольклор всегда чутко отзывается на запросы людей, будучи отражением коллективного разума, накопленного жизненного опыта. Задолго до возникновения педагогики как академической культуры была уже выработана народная педагогика – система воспитания человека от его.  рождения до перехода в мир иной.  Народное творчество – это закодированная в устойчивых художественных образах–символах родовая коллективная  память народа; секреты сохранения его идентичности

Неоспорима роль музыки в развитии и оздоровлении детей с древнейших времен. Она помогала им расти здоровыми (пестушки), веселыми (прибаутки, потешки), спокойными (колыбельные). С помощью песен учили добру, красоте, остроумию, любви к природе, семье, земле русской.

 Музыкальный фольклор изначально был неотъемлемой частью древних магических обрядов и праздников. В фольклоре сохранились те устойчивые нормы поведения и взаимодействия человека с природной средой и окружающими людьми, которые способствовали сохранению его физического и душевного здоровья.

Средства фольклора, благодаря пронизывающим его «архетипам коллективного бессознательного» помогают развивать духовно – нравственные ценности и идеалы личности (архетипы матери, героя, домашнего очага, земли родной). Традиционные свойства фольклора – вариативность, импровизационность – открывают широкий простор  для развития творческих способностей.

 Фольклор выступает как регулятор  межличностных отношений, в нем очень ярко проявляется   коллективность. И не только в процессе создания произведения и в характере содержания, которое всегда объективно отражает психологию многих людей (спрашивать, кто сочинил народную песню, все равно, что спрашивать, кто сочинил язык, на котором мы говорим).  Но и в процессе исполнения, ведь некоторые компоненты  формы, например, припев, предполагают обязательное включение в исполнение всех участников действия, даже неактивных. Кроме того,  участие в коллективной деятельности  помогают человеку быстро и легко подружиться с другими людьми, а это развивает коммуникативные навыки. Взаимодействие «Я» и «Другие люди»,- именно поэтому ребенку нужен этот опыт.

 Фольклор бифункционален  –  в нем  неразрывно единство практической и духовной функций.  Все взаимосвязано в произведении: красоту нельзя отделить от пользы, пользу от красоты.

  В процессе разучивания и исполнения песни, знакомства с тем или иным обрядом, ребенок получает новую информацию о жизни предков, слышит новые слова – что расширяет кругозор и повышает интеллект. Причем, формирование познавательной активности идет не дидактически, а  в ненасильственной, часто игровой  форме, ненавязчиво и естественно.

Усвоение фольклора идет устно-слуховым, подражательным способом. Процесс работы над народной песней должен быть не столько разучиванием, сколько передачей с “голоса на голос”, от “сердца к сердцу”.

Конечно, для восприятия фольклорного произведения необходимы еще и впечатления от аутентичного пения.

Оттиски художественного впечатления от восприятия или исполнения народной песни, если это целенаправленно тренировать, помогут в жизни управлять своими эмоциями.

 Годы обучения в школе совпадают с тем возрастом, когда дети расстаются со своим детским фольклором, но, входя в большую жизнь, в современном обществе не получают, как правило, от взрослых эстафету фольклорного наследия предков . Школа может и должна, наконец,  взять на себя миссию сохранения и передачи культурного наследия во всей его полноте, включая и традиционное музыкальное народное творчество. Воспитательная емкость фольклора очевидна:

  • выстраивание модели поведения в заданных  рамках;
  • принятие опыта поколений;
  • прочувствование неприходящих ценностей, нравственных принципов;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • приобретение нового эмоционального опыта;
  • овладение языком эмоций,
  • снятие эмоциональных перегрузок
  • получение новой информации, расширение кругозора, увеличение словарного запаса.

Образно – символическая природа  фольклора,  его полиэлементность, массовость, вариативность, коллективность, ненавязчиво и в то же время эффективно оказывает воздействие на формирование личности и несомненно обладает огромным воспитательным потенциалом.

Осознание своих «корней»,  приобщение к генетической памяти поколений  также необходимы для  полноценного формирования личности ребенка, для его духовного и нравственного развития, как пища и движение для тела.

       Если в песне слышна неприкрытая грусть – 

Грустью, кажется, полнится воздух. 

Если удаль теснит молодецкую грудь –

Пляшут вечер и синие звезды

И старушка Земля всё никак не поймет, 

В чем же кроется тайна России. 

То ли песня прекрасна, а то ли народ, 

Распевающий песни такие. 

                                    В. Гин.

.