Воспитание навыков самостоятельной работы учащихся на занятиях теоретического цикла. Из опыта работы

Постановка вопроса: как сделать учебный процесс привлекательным на протяжении всего периода обучения? Педагогические приемы и методы мотивации. Введение в учебный процесс элементов самостоятельной работы. Создание ситуации успеха. Проблемность  обучения. Организация «обратных связей». Почему и для чего нужно учить данный раздел программы? Что именно должны сделать учащиеся, чтобы успешно решить учебную задачу? Самооценка возможностей по изучаемой теме. Мотивация через интерес. Методы и приемы стимулирования. Модернизация структуры урока.  Чувство интеллектуальной радости, удовлетворение от процесса работы, чувство успеха и собственного достоинства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_vystupleniya.docx16.44 КБ
Файл navyki_samostoyatelnoy_raboty.pptx1.45 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 (сл.1) «Навыки самостоятельной работы на уроках сольфеджио

в старших классах ДШИ»

(сл.2) Данный опыт работы, который я представляю, относится к обучению ребят хорового и музыкального отделения школы искусств. Суть его состоит в том, что учащиеся самостоятельно без помощи преподавателя способны провести любую форму работы по сольфеджио (интонационную работу, слуховой анализ,  прочтение и воспроизведение нотного текста, работу с инструктивным многоголосным  примером), разумно выстраивая свою деятельность. Срок обучения в школе искусств на музыкальном и хоровом отделении составляет семь лет, но уже начиная со среднего школьного возраста, накопив определенные знания по теории и практические умения учащиеся способны самостоятельно грамотно организовать учебную деятельность, проявив себя, свои способности, стать активным участником,  организованной ими самими, общей работы в классе.

(сл.3) Одна из распространенных ситуаций, с которой сталкивается преподаватель, когда ученик пришел на урок сольфеджио из соображений «а почему бы не попробовать?», когда родители проявили заботу и записали своего ребенка в несколько кружков и секций одновременно? Предполагалось, что ребенок останется там, где ему больше понравится. Поэтому ученик не всегда понимает, что обучение музыке дело не только не простое, но и трудоемкое и ведет он себя как захочет, не в соответствии с нормами и правилами, которые сложились в данном образовательном учреждении. Относится так, зная, что в любой момент сможет бросить занятия. Ни для кого не секрет, что большинство детей приходит в первый класс школы искусств с положительным отношением к учебе. Но проходит время и у некоторых ребят, по этой причине падает интерес к обучению. Это касается и предмета сольфеджио.

(сл.4) Как сделать процесс обучения на уроке сольфеджио привлекательным для ребенка не только в начале обучения, где можно использовать игровые технологии, но и на протяжении всего периода обучения, где ребенок все больше сталкивается с теоретическим осознанием пройденного материала и умением применить его на практике, связанной с его специальностью, которую он выбрал. Эти вопросы возникают в последнее время перед преподавателем теоретических дисциплин достаточно часто.

Чтобы решить вопросы положительного отношения и к учебному процессу выработался определенный алгоритм опыта работы с группой учащихся на уроке сольфеджио.

(сл.5) Первоначальное действие преподавателя – создание мотивационной базы ученика. Необходимо поддержать положительный настрой к учебе, подхватывать инициативу ребенка и помнить, что музыка становится средством для развития личности ученика.

То есть для повышения интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности и целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.

Большую роль в формировании мотивации учения играют различные формы коллективной деятельности на уроке, модернизация его структуры. Создание ситуации успеха, которую возможно создать через признание личности ученика, опираясь на его жизненный опыт. Для этого преподавателю необходимо знать внешкольные интересы своих учащихся, другие его занятия и виды деятельности.

(сл.6) Среди педагогических методов и приемов мотивации выберем самостоятельную  работу учащихся, как успешную учебную деятельность, по усвоению ими знаний, умений, навыков, как создание мотивации через интерес. Если сама деятельность вызывает интерес учащихся, то значит у них возникли потребности к этой деятельности.

(сл.7) Перечислим важные стимулы познавательного интереса, используемые преподавателем на практике – это:

1. Новизна содержания урока -  его необычность, нестандартность, возможность удивить новыми фактами, сведениями, сравнениями, новыми способами решения.

2.Организация «обратных связей» между преподавателем и учащимися, учащимися между собой через опрос-диалог, беседу, дискуссию. Такая организация общения  дает: простор для творческой  инициативы учащихся и преподавателя, дружеское сотрудничество, положительную мотивацию, возможность оценить результат работы.

Ученик проявляет самостоятельность суждений тогда, когда есть потребность в устной или письменной форме передать свою мысль. Только при создании собственного текста учащейся применяет и осваивает правила.

3.  Проблемные мотивации и задания – это система интересных вопросов, творческих заданий, исследовательских проектов. Одним из видов активного поиска являются действия выбора, работа по желанию. Активная поисковая деятельность стимулирует собственные примеры обнаружения закономерностей. Поисковая активность требует от обучающихся исправления ошибок (т.е. имеет место метод редактирования).

(сл.8) При организации самостоятельной работы учащихся преподаватель умело сочетает и применяет методы различных типов в зависимости от конкретных обстоятельств, возраста и индивидуальных особенностей детей:

1. учебно-познавательная игра, создание наглядно-образных представлений, свободный выбор задания

2. ситуация побуждения к поиску, творческие задания

3. формирование чувства ответственности

4. создание ситуации взаимопомощи, поиск сотрудничества, взаимопроверка.

(сл.9) Бальная оценка не занимает в оценочной деятельности главенствующего места. Важен в оценке работы учащихся качественный анализ работы, которую они выполняют. Основное направление в деятельности преподавателя заключается в создании атмосферы эмоционального комфорта в процессе учения, обеспечение преподавателем доброжелательных отношений в группе, в проявлении педагогического оптимизма. Он заключается в том, что преподаватель ожидает от каждого учащегося высоких результатов и верит в их способности, возлагает надежду. Главная цель оценки – стимулировать познание. Степень успешности будет определять отношение ученика к миру, желание узнать новое, желание трудиться.

(сл.10) При систематическом использовании навыка самостоятельной работы на уроке сольфеджио школа искусств рассматривает выпускника:

- способного проявить себя не только в художественной, но и в других сферах деятельности,

- принимать самостоятельные решения,

- который умеет анализировать свои чувства, поступки, переживания, эмоции,

- который умеет контролировать и оценивать свою деятельность, взаимодействовать с учащимися в коллективе, вести диалог, признавать право на мнение,

 (сл.11) Таким образом, используя на уроках сольфеджио навыки самостоятельной работы, преподаватель школы искусств развивает способность учащегося к личностному росту и социальному совершенствованию.

(сл.12) Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Навыки самостоятельной работы на уроках сольфеджио в старших классах ДШИ

Слайд 2

Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

Слайд 3

«И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно ». Л.Н.Толстой

Слайд 4

Как сделать учебный процесс привлекательным на протяжении всего периода обучения?

Слайд 5

Создание мотивационной базы ученика Модернизация структуры урока – применение различных форм индивидуальной, коллективной и групповой работы Создание ситуации успеха через признание личности ученика в опоре на его жизненный опыт

Слайд 6

Педагогические методы и приемы мотивации: Словесные Наглядные и практические Поисковые и репродуктивные Самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя

Слайд 7

Стимулы познавательного интереса – это: Новизна содержания урока Организация «обратных» связей Проблемность обучения

Слайд 8

При организации самостоятельной работы учащихся преподаватель умело сочетает и применяет методы различных типов: э моциональные познавательные в олевые с оциальные

Слайд 9

Критерии оценивания самостоятельной работы: качественный анализ работы педагогический оптимизм стимулирование познания

Слайд 10

Модель выпускника Умение проявить себя во многих сферах деятельности Умение принимать самостоятельные решения и оценивать результат Умение анализировать свои чувства, поступки, переживания и эмоции Способность к личностному росту и социальному совершенствованию Умение взаимодействовать с коллективом, признавать чужое мнение

Слайд 11

Знаю и умею Общаюсь и учусь Творю и созидаю Преобразую мир, познавая его

Слайд 12

Спасибо за внимание!