"Работа над полифоническими пьесами Н. Тороповой с учениками младших и средних классов ДМШ".

Мамыко Виктория Михайловна

В работе освещаются вопрос изучения полифонических пьес Н.Тороповой из сборника "Академический на "5". Основное отличие - программность пьес, которая даёт направление дальнейшей работе над каждым произведением. Образ - основа для исполнения пьес. Ей подчиняются все составляющие: мелодия(тема), динамика, штрихи и даже в определённом смысле "символика" мелодии голосов.  В пьесах Тороповой мы находим основные технические приёмы, которые встречаются  в произведениях старинных мастеров, и поэтому современные пьесы являются "промежуточными" в изучении, подходят для учеников младших и средних классов, а так же для учащихся по предмету "общее фортепиано".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11.03melk_shrtoropova_final_polifoniya_final.doc323.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Октябрьская детская музыкальная школа»

Красногвардейского района Республики Крым

Открытый урок

преподавателя фортепианного отдела

Мамыко В.М.

Тема: «Работа над полифоническими пьесами Наталии Тороповой 

в младших и средних классах ДМШ».

Март 2019г

Работа над полифоническими пьесами Наталии Тороповой

в младших и средних классах ДМШ.

Цель урока: познакомить преподавателей фортепианного отделения с новыми пьесами Н.Тороповой. Предоставить ученикам класса возможность проиллюстрировать некоторые пьесы.

Задачи урока:

  • Научить учащихся определять виды полифонического изложения в исполняемых пьесах.
  • Продемонстрировать в работе с учениками наработанные технические и музыкальные навыки в исполнении полифонических пьес.
  • Развить воображение учеников, их мышление, речь.

Методы урока:

  • Словесное пояснение,
  • Исполнительский показ
  • Обращение к литературным образам.

Оборудование: 2 фортепиано, сборник «Академический на «5» Н.Тороповой,

иллюстрации, сборник полифонических пьес для начинающих, сб. А.Д. Артоболевской.

План урока:

  • Вступительное слово о полифонии и её видах.
  • Проблемы изучения полифонии в младших и средних классах ДМШ и способы их решения.
  • Исполнение пьес Н.Тороповой, работа с учениками над поставленными задачами.

Ожидаемый результат: научить учеников определять характер произведения, строение, виды полифонического изложения, приёмы отработки технических задач, рассказывать о содержании произведения.

Начальный этап знакомства с полифонией.

   Полифония (поли- + греч. много. и  фонос. греч. phonos -- голос, звук) - вид многоголосия в музыке, основанный на равноправии составляющих фактуру голосов, и в которой каждый голос имеет самостоятельное мелодическое значение (родственный термин -- контрапункт). Их объединение подчиняется законам гармонии, координирующей общее звучание.

   С самых первых уроков в классе фортепиано преподавателем ведётся активная работа над тем, чтобы вовлечение в мир музыки проходил естественно и занятно. Изначально ребёнок слушает большое количество простейших песен и пьес, часто уже знакомых «на слух», совместно с преподавателем определяется их характер. Попутно объясняется, что звуки, как и слова, передают содержание, разные чувства. Особенно нравятся детям пьески из сборника «Знакомство с музыкой» Артоболевской. Например, пьеска «Где ты, Лека», «Курочка» Лукомского, «Зима» Крутицкого.

по картинке дети, например, рассказывают целую историю о том, почему грустит собака. По рассказам детей можно определить кругозор ребенка, его словарный запас, общительность и т. д. Так постепенно накапливаются музыкальные впечатления.

    В репертуар ученика следует подбирать простые, но содержательные, отличающиеся яркой интонационной выразительностью, с четко выраженной кульминацией, пьесы. Таким образом, с первых шагов в центре внимания ученика становится мелодия, которую он выразительно поет, а затем так же выразительно старается «петь» на фортепиано. Выразительное и певучее исполнение песен-мелодий в дальнейшем переносится на сочетание двух таких же мелодий в легких полифонических пьесках. В естественности этого перехода – залог сохранения живого интереса к полифонии в будущем.

Проблема изучения полифонии в ДМШ и способы её решения.

    Известный факт, что полифония обычно вызывает трудности при её изучении учениками ДМШ. Как правило, проблем здесь несколько. Это и  недостаточно развитый мелодический слух, и проблемы координации, и пробелы в теоретических знаниях. Кроме того, учитывая загруженность учеников в общеобразовательных школах, они просто не в состоянии  позволить себе углубиться в изучение произведения… Поэтому преподаватели стараются снижать степень сложности изучаемых пьес не только на начальном этапе, но и в средних классах, в зависимости от способностей ученика.

    Хорошим «подспорьем» в выполнении этой задачи являются  пьесы из сборника Наталии Тороповой «Академический на 5». 

    В моей работе я хочу разобрать первый раздел «полифония», состоящий из 9 пьес. Автор сборника сочинила произведения, доступные для исполнения не только учениками средних классов. Некоторые из них могут исполнять ученики как младших классов, так и ученики, обучающиеся по предмету «общее фортепиано». В целом пьесы этого сборника могут рассматриваться как «промежуточные» и помогают подготовить учеников к исполнению более сложных произведений Баха, Генделя и др.

Полифонические пьесы Н.Тороповой и их характеристика.

    Составляющей русской мелодики является мелодическая напевность, и эта традиция сохраняется в пьесах современного композитора Н.Тороповой.  Произведения имеют в своей основе такие важные составляющие, как песенность и танцевальность, что в значительной степени облегчает изучение пьес, способствует развитию мелодического, тебро-динамического, гармонического, и, как следствие, полифонического слуха.

Все пьесы написаны в простой двухчастной или трёхчастной форме.        Особенность некоторых пьес заключается в том, что в них композитор «смешивает» виды полифонии.

Нам известны три основных вида полифонии:

  1. подголосочная,
  2. контрастная,
  3. имитационная

Рассмотрим задачи девяти полифонических пьес.

№1 «Этюд-канон». Канон в музыке  полифоническая форма, в которой мелодия образует контрапункт сама с собой. Основной технико-композиционный приём, положенный в основу канона, называется канонической  имитацией.

Может исполняться в начальных классах. Простота её в простой 2-хчастной форме, в движении мелодии по одним звукам в октаву в одном направлении поочереди.

Сложности: размер 6/8, восьмая пауза на первую долю. Движение мелодии рассматриваем как длинный затакт к сильной доле следующего такта.

В ней основная фраза в правой руке повторяется буквально или с некоторыми изменениями в левой руке. Происходит своего рода диалог-размышление, в конце которого оба «собеседника» приходят к «согласию». Предшествующей изучению этой пьесы может быть «Дразнилка» Ляховицкого из сб. Артоболевской, которая по своему содержанию в миниатюре напоминает Этюд-канон, в конце которого также оба персонажа приходят к согласию в своём споре.

№2 «Виолончель устала». Исп. Ученица 2 класса Решидова Тайре.

Простая 3-хчастная форма. Смешение контрастной и имитационной полифонии.

Образы: старой виолончели и скрипки (или детской виолончели). Главная мелодия в левой руке, «усталость» виолончели «выражается» в ритме мелодии - «остановки» на половинных длительностях. Пьеса очень полезна тем, что ученик знакомится с тембрами разных инструментов и старается их изобразить. Удобна своей фактурой для детей с проблемной координацией. Голос «скрипки» в правой руке как бы помогает движению голоса в левой руке.

№3 «Маленькая весёлая инвенция». Исп. ученица 3 класса Тарантина Вероника.

Миниатюра по всем элементам и форме. Элементы контрастной и имитационной полифонии.

Сложности: повторение технических ритмических фигур в левой руке, третья строчка, параллельное движение в унисон в октавах, охватывание верхних и в нижних регистрах. Пьеса требует высокой концентрации внимания, координации.

Характеристика мелодии – инструментальная(широкие интервалы).

№4 «Менуэт красавицы и заколдованного принца». Исп. ученица 2 класса Козинец Даша.

Эта пьеса похожа с Менуэтом ре минор В.А. Моцарта. Ритмическая простота. Трёхчастная форма. Пример контрастной полифонии (партии обеих рук излагаются разными штрихами).

Образы: Заколдованный принц, красавица и колдунья. Можно провести параллели с образами сказки «Снежная королева». В 1части «танец» ярко выраженными элементами: заколдованный принц – это статичное движение длительностей в левой руке. Правая – образ красавицы в воздушном платье.

Сложности: преодоление «статичности» в мелодии. Вероятность стука в повторяющихся звуках, работа над разнообразием динамики, т.к. композитор использует многократные повторения для «изображения» заколдованности.

№5 «Полифоническая пьеса». 

Двухголосная пьеса. Подголосочная и контрастная полифония.

Сложности: ведение мелодической линии в левой руке без перерыва – навык беззвучной подмены пальцев.  Тональность ми-бемоль мажор является неудобной для учеников. Однако пьеса очень полезна для формирования правильной постановки руки и обретения навыка сквозного ведения подголоска.

№6 «Друг уехал». Исп. ученица 3 класса Блоцкая Лера.

Сочетание подголосочной, контрастной и имитационной полифонии.

Во второй части сдвижение темпа, оживление как воспоминание о друге. Параллельное движение голосов как 2 идущих человека.

В третьей части элемент имитационной полифонии «зашифрован» в сочетании звуков ре-ми-фа-ля-си в разном ритме в обоих голосах.

Сложность: единство темпа, т.к. в более простом изложении 1я часть легче третьей. Поэтому темп выставляется по движению в 3-й части.

№7 «Скрипка и виолончель». 

Сочетание имитационной, контрастной и подголосочной полифонии.

Сложность: во второй части добавление статично движущегося среднего голоса, движущегося половинными длительностями.

№8  «Дуэт». Исп. ученица 4 класса Швырёва Маша. 

Пример имитационной и контрастной полифонии. Упрощается пьеса за счёт большого количества секвенционных проведений.

Сложность: достаточный объём, проведение в левой руке нисходящих ходов+ скрытый голос в обоих голосах + параллельное движение в обоих голосах.

Характер мелодии: инструментальный(широкие интервалы).

№9  «Поём вдвоём».   

Подголосочная и контрастная полифония.

Сложность: внутритактовая синкопа в ритме мелодии.

Характер мелодии: джазовый элемент, напевность.

  Пьесы сборника написаны в простых тональностях: до мажор, ре минор,

фа мажор, ми-бемоль мажор.

   Анализ фактуры пьес говорит о том, что композитор многократно использует построения, основанные на секвенционных оборотах, что способствует более быстрому запоминанию пьес начинающими музыкантами. Однако эти секвенционные построения обязывают начать ученика «путешествовать» по тональностям с большим количеством знаков, что составит для них определённую трудность. Однако, разобравшись и поняв «структуру» мелодии, ученик без особого труда выучит пьесы. Такая подробная проработка способствует закреплению теоретических знаний, способствует развитию техники, артикуляции пальцев, развитию гармонического слуха, лучшей ориентированности на инструменте, а, значит, развитию пианизма.

   

      Обращает также на себя внимание названия пьес и необычные темповые указания («сонливо», «элегантно», «почтительно», «благородно» и пр). Это как бы «программные» произведение, для разучивания которых даётся «направление мысли». «Друг уехал», «Менуэт красавицы и заколдованного принца», «Виолончель устала» - в этих пьесах преподаватель и ученик могут проявить свою фантазию и воображение, «сочинить содержание», благодаря чему полифоническая музыка наполняется смыслом, а, значит, будет исполняеться учеником осознанно.

   В остальных пьесах «Поём вдвоём», «Скрипка  виолончель», «Этюд-канон» автором ставится первостепенная задача полифонии – ученик должен научиться петь каждый «голос» в пьесе не только голосом, но и «петь» пальцами на инструменте, что является основной задачей обучения игре на фортепиано.

При чём, «Поём вдвоём» и «Этюд-канон» позволяет закрепить знания ученика о том, что мелодии подразделяются по своему интервальному составу на «вокальные» и «инструментальные». В пьесе «Поём вдвоём»  мелодия характеризуется как вокальная, а «Скрипка и виолончель» и «Дуэт» – характеризуется как инструментальная с широкими интервалами.

Заключение.

  Следуя программным требованиям, установленным в ДМШ и ДШИ, развивая музыкальность учащихся, необходимо заботиться о их всестороннем развитии. Развитие любых способностей требует осознанности в процессе обучения, а первостепенной задачей педагога должно быть развитие мышления ребёнка, на котором базируется и развитие музыкального мышления.

     Изучение полифонии всегда требует большой осознанной работы с момента начала разбора произведения, изучения его и целостного исполнения в результате. Необходимо использовать для формирования этого умения удобный и понятный музыкальный материал. Замечательно, что современные композиторы, изучая особенности современных детей и их возможности,   превносят своего рода «новое слово», новый музыкальный материал. Благодаря ему большинство учеников успешно могут приобщаться к полифонии в доступно изложенном варианте.

   Рассмотренные в работе пьесы способствуют также развитию воображения и фантазии, дают возможность творчески подойти к изучаемым пьесам.

   В целом стоит отметить, что все перечисленные произведения имеют общую особенность – они исполняются в своём большинстве в небыстрых и средних темпах, что позволяет ученику лучше развить свою музыкальность при ведении голосов, прочувствовать гармонический фон исполняемой пьесы, научиться играть полифонию осмысленно и без страха. А то, что не вызывает страха, становится понятным.. Полюбить изучение полифонических пьес и играть их в более сложном варианте – большое достижение в работе преподавателя и ученика. В результате ученик сможет далее перейти к изучению более сложных произведений: инвенций, прелюдий и фуг старинных мастеров и исполнять их грамотно и с удовольствием!

.