Педагогический проект "Ансамблевое музицирование как средство совершенствования учебного процесса в классе специального фортепиано Детской музыкальной школы Теоретические и практические аспекты формирования навыка

Деревицкая Лариса Викторовна

Педагогический проект является долгосрочной программой в развитии ансамблевого музицирования

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры

дополнительного образования

муниципального образования г. Нягань

«Детская школа искусств»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Ансамблевое музицирование как средство совершенствования

учебного процесса в классе специального фортепиано

Детской музыкальной школы

Теоретические и практические аспекты

формирования навыка ансамблевого музицирования

                             Автор проекта:

                                                                    Деревицкая Лариса Викторовна,

                           преподаватель

                                                                    высшей квалификационной категории

г. Нягань

2014-2015 учебный год

Аннотация

 Данный педагогический проект является обоснованием успешного музыкально-эстетического воспитания учащихся в целях решения проблемы художественного воспитания личности, формирования потребности в общении с искусством и художественного вкуса. Это обобщение практического опыта, вызванное пониманием необходимости разработки и реализации проекта в сложившейся проблемной ситуации, на современном этапе развития художественного образования детей школьного возраста.      

Основная задача данной работы состоит в показе и изучении теоретических и практических аспектов преподавания  ансамблевого музицирования в классе специального фортепиано Детской музыкальной школы, издавна известного как разновидность исполнительской деятельности, основной формой обучения музыке и  видом, которым  является урок фортепианного ансамбля.

        Фортепианный ансамбль представляет собой одну из мощных и содержательных ветвей камерной ансамблевой музыки и занимает важное место в мировом классическом искусстве. Непрерывно эволюционируя, эта сфера музыкального творчества совершенствует композиционные приемы и средства выразительности, формирует и развивает традиции ансамблевого исполнительства. Разнообразие и объем репертуара, созданного к настоящему времени, свидетельствует об устойчивом внимании к этому жанру многих поколений композиторов.

Обоснование необходимости проекта

      На рубеже третьего тысячелетия формируется образ нового культурного

человека: свободно мыслящего, сознающего себя и свое место в мире. Целью

современного образования в связи с этим должна стать реализация заложенных в человеке возможностей путем развития его индивидуальности и воспитания личности.

1

         В условиях стремительно меняющегося современного российского общества осуществление данной цели требует новых идей и подходов. Осознание важности задач развития учащихся через приобщение к ансамблевому исполнительству неизбежно влечет за собой коррективы в структуре и формах работы преподавателей, в частности, переосмысление роли и места предмета фортепианный ансамбль в подготовке учащихся всех уровней музыкального образования, основой и первой ступенью которого является Детская музыкальная школа.

         Однако в сегодняшней учебной практике такая важная форма работы, как ансамблевое музицирование, в силу ряда факторов оказалась отодвинутой на второй план. В педагогической среде распространенным является мнение, что игра в ансамбле – более легкий по сравнению с сольным вид инструментального исполнительства, поэтому ученик, хорошо играющий соло, автоматически должен хорошо играть в ансамбле. Существует другая точка зрения, которая более оправдана. Игра в ансамбле, во многом отличный от сольного исполнительства вид музицирования, имеющий свои особенности. При этом нужно говорить не о снижении мастерства сольного исполнительства, а о его повышении, обогащении целым рядом навыков.

        Ансамблевое музицирование издавна известно не только как разновидность исполнительской деятельности, но и как вид и форма обучения музыке. Совместное исполнение вызывает у учащихся неподдельный интерес, что, как известно, является мощным стимулом в работе. Так, ансамблевое исполнительство в детской музыкальной школе способно значительно повысить заинтересованность учащихся, способствовать установлению благоприятной психологической атмосферы на занятиях, созданию ситуации успешного исполнения музыкальных произведений. Испытав радость удачных выступлений в ансамбле, учащийся начинает более комфортно чувствовать себя и в качестве солиста.  К примеру, важность ансамблевого музицирования в процессе обучения и развитии учащихся старших классов

2

обусловлена определенными изменениями в структуре психики подростка.

         К таковым следует отнести ведущую роль интереса в структуре личности

старшего школьника, потребность в общении (прежде всего со сверстниками),

повышенную эмоциональность. Все эти особенности делают подростков восприимчивыми к игре в ансамбле как виду совместной деятельности. Устойчивый интерес учащихся к совместному творчеству в ансамбле позволяет эффективно решать узко-технологические проблемы совершенствования игровых навыков, развивать весь комплекс музыкальных способностей, способствует активизации занятий и стабильности публичных выступлений, репертуарный план помогает развивать музыкальный вкус и мышление учащихся. Однако позитивные аспекты фортепианного ансамблевого исполнительства подробно не исследовались представителями музыкально-педагогической науки.

        В связи с ростом внимания к жанру фортепианного ансамбля в исполнительской среде в XX веке, назрел вопрос о воспитании дуэтных составов, правильности подбора партнеров и необходимости возникновения новых методических принципов обучения искусству дуэтного музицирования.

Обострилась необходимость разрешения противоречий между потребностью

внедрения новых подходов к преподаванию дисциплины «фортепианный ансамбль» и отсутствием научного обоснования способствующих этому психолого-педагогических условий.

Цели и задачи проекта

        Цель: Совершенствование процесса обучения в классе фортепианного ансамбля Детской музыкальной школы: содержание, формы, методы.

        Задачи:

1. Выявить психолого-педагогические ресурсы совершенствования процесса

обучения в классе фортепианного ансамбля;

2. Определить основные компоненты обучения ансамблевому фортепианному

3

исполнительству; охарактеризовать их взаимосвязи и зависимости;

3. Раскрыть специфику учебно-воспитательной работы в классе фортепианного ансамбля; изучить перспективные направления, пути и способы оптимизации этой работы;

4. Охарактеризовать кризисные явления в современной практике преподавания

музыкально-исполнительских предметов;

5. Рассмотреть комплекс методических установок и рекомендаций, сориентированных на совершенствование учебно-воспитательной работы в классе фортепианного ансамбля.

Основное содержание проекта

В современных условиях возрастающего интереса к ансамблевому музицированию процесс обучения игре на фортепиано обогащается предметом «Ансамбль». Можно отметить увеличение числа учащихся младших классов, желающих заниматься на фортепиано в ансамбле. Особый интерес вызывает игра в ансамбле «ученик-ученик» и возможность участия в конкурсных мероприятиях в соответствующей номинации. Известно так же, что в настоящее время в ряде музыкальных школ усиливается тенденция, суть которой – отказ от установки на всеобщую, распространяющуюся на весь контингент учащихся профессионализацию обучения.  При таком   учебном планировании значимость функций ансамблевого исполнительства возрастает. «Учитывая, что через фортепианные классы, специальные и, так называемые, «общие» или «обязательные», проходят музыканты всех специальностей, что игра в четыре руки была и остаётся максимально доступной, и в скромно оснащённой музыкальной школе, и в домашней обстановке, - становится очевидным, что роль этого вида ансамбля в учебном процессе переоценить невозможно», так пишет Е. Сорокина, автор методической публикации «Фортепианный дуэт» (Москва, 1988).

4

         Нельзя игнорировать и тот факт, что всё большее понимание и поддержку находит сегодня точка зрения, согласно которой необходимы поиски форм и методов обучения, сориентированных не столько на специальную, узко профессиональную подготовку (что является прерогативой высоко одарённых учащихся, имеющих достаточно веские основания для движения в профессиональном направлении), сколько на общехудожественное развитие основного контингента учащихся, их эстетических вкусов, запросов, потребностей.

        Роль и педагогическое назначение ансамблевого музицирования, о которых идёт речь, выражаются в том, чтобы:

- приобщать детей, не ориентированных на профессиональные занятия пианизмом к активным формам познания музыкального искусства;

-  воспитывать культуру совместного, содружественного музицирования, формировать, тем самым, не только профессионально-исполнительские, но и морально-этические качества и свойства учащихся;

 - знакомить учащихся с выдающимися образцами классической, романтической и современной ансамблевой музыки;

 - формировать у пианистов навыки чтения музыки с листа и эскизного разучивания музыкальных произведений, то есть приобщать их к тем видам музыкальной деятельности, которым не уделяется должного внимания в классе специального фортепиано;

 - реализовывать исполнительские возможности наиболее продвинутых учащихся, организовывая конкурсные мероприятия, тем самым удовлетворяя стремление к соревновательности, проявления конкурентной способности учащихся любого школьного возраста.

        Жанр фортепианного ансамбля со времени своего возникновения развивался в пределах трех сфер: домашнего музицирования, концертного

исполнительства и музыкальной педагогики. При этом следует отметить, что музыкальная педагогика оказалась наиболее стабильной формой

5

существования жанра на всех этапах его становления. Последовательное развитие этой области фортепианного ансамблевого исполнительства привело к выработке ряда установок и положений, которые выдержали проверку временем и рекомендованы современным педагогам.

       Однако помимо формирования навыков звукоизвлечения, овладения техническими приемами игры на инструменте, выработки интерпретаторского мышления, задачей педагога фортепианного ансамбля является формирование коммуникативной функции, обучение навыкам совместного исполнения.

       Одним из ключевых моментов в преподавании фортепианного ансамбля должно быть преодоление отчужденности партнеров, во многом обусловленной эгоцентристской позицией солиста. При этом особое значение приобретает коммуникативная функция ансамбля. Творческое общение способствует сплочению партнеров, усиливает эмоциональные связи между ними. Особенно актуальны занятия фортепианным ансамблем для людей с хрупкой, неустойчивой психикой. Совместное музицирование, «чувство локтя», которое дает сам факт близкого соседства партнера, существенно снижает уровень сценического стресса, формирует чувство уверенности в своих силах.

        В отличие от других видов камерного ансамбля, фортепианное дуэтное музицирование может использоваться в педагогических целях буквально с первых шагов обучения игре на рояле. Игра в ансамбле с педагогом особенно полезна в психологическом отношении, так как способствует установлению более тесного контакта с учеником. Кроме того, в дальнейшем обучении ансамблевое музицирование создает благоприятные условия для формирования исполнительских навыков (культура звукоизвлечения, преодоление технических трудностей, понимание формы произведения), развития музыкальных способностей (тембровый и гармонический слух, метроритм, ритмоволя).

       Ансамблевое исполнительство расширяет фортепианный репертуар,

6

обогащает профессиональное мышление пианистов рядом стилевых компонентов. Принципы стилистического разнообразия и педагогической значимости должны быть положены в основу репертуарной политики педагога. Диапазон произведений для фортепианного ансамбля учащихся средних и старших классов включает сочинения различных стилей – от барокко и раннего классицизма до сочинений авторов XX века и новейших композиторских тенденций. Необходимым звеном в формировании эстетически развитого художественного вкуса учащихся является исполнение переложений народной, симфонической, камерной и оперной музыки для фортепианного ансамбля.

        Искусство игры в ансамбле оказывает существенное влияние на развитие таких важнейших сфер личности, как социальное функционирование и эмоциональное реагирование. В связи с этим особое значение приобретают усилия педагога, направленные на развитие у учащихся в процессе совместной

творческой деятельности таких качеств, как толерантность, взаимоуважение и взаимоответственность, умение уступать инициативу, принятие личности другого исполнителя.

       Ансамблевое музицирование выступает сегодня своего рода альтернативой массовым музыкальным мероприятиям, разного рода «шоу», получившим широкое распространение в конце ХХ – начале ХХI вв. Присущая многим ансамблевым опусам камерность чувств, утончённость эмоционально- психологических состояний отвечает запросам значительного числа любителей

музыки и профессионалов, чем и обеспечиваются благоприятные условия дальнейшего развития и популяризации этого жанра.

       В отечественной музыкально-исследовательской и методической  литературе,проблеме генезиса и эволюции фортепианного ансамбля большого внимания уделено не было, не смотря на постоянное внимание этому жанру в образовательной и исполнительской деятельности музыкантов, композиторов

7

и  педагогов XX века. Но надо отметить ряд работ, посвященных этой стороне фортепианного обучения и исполнительства, и выявивших его общую специфику, эстетические и социологические основы, художественно-нравственные приоритеты. В основном исследования ограничивались историческим аспектом – это монография Е. Сорокиной,  диссертации И. Польской, Н. Катоновой; либо рассмотрением жанра в контексте композиторского творчества – это диссертации Н. Лукьяновой, О. Гринес, статьи Т. Воскресенской, И. Тайманова.

         Рассматривая эволюцию разновидностей фортепианного ансамблевого исполнительства (четырехручного дуэта и ансамбля двух фортепиано) в социокультурном контексте, Н. Катонова, обозначает стилистические и эстетические особенности, присущие каждому из названных жанров. Так, для четырехручного дуэта, по Н. Катоновой, характерна камерность как основополагающий стилевой принцип. Камерность проявляется в художественно-образном строе произведений, в трактовке инструмента, в характере взаимодействия партнеров. Объединение двух музыкантов за одним инструментом способствует большему внутреннему единству между ними и требует от партнеров особого взаимопонимания и чуткости. Этот вид ансамбля зародился в недрах бытового домашнего музицирования.

         Ансамблевые произведения для двух фортепиано принадлежит к концертному жанру и неразрывно связаны с исторически закономерным расширением объемов концертных помещений (от домашнего салона – к концертному залу), с усилением приоритета виртуозности. Исполнители распоряжаются всем диапазоном фортепианной клавиатуры, что дает им большую свободу действий и относительную независимость. Последовательное

развитие этих особенностей ансамблевого исполнительства приводит к выработке в недрах жанра ряда профессиональных и художественно -  эстетических принципов и установок, которые выдержали проверку временем

8

и могут быть реализованы в современной музыкальной педагогике.

         В монографии Е. Сорокиной развитие жанра фортепианного дуэта прослеживается сквозь призму композиторского творчества. Анализируя сочинения композиторов различных стран и творческих направлений в исторической последовательности, автор обращает внимание на тот факт, что уже на раннем этапе возникновения фортепианного дуэта писались сочинения

педагогического назначения для исполнения в 3 и 4 руки. Тем самым, автор подчеркивает важное педагогическое значение фортепианного ансамбля.                        

        В этом контексте представляет интерес диссертация И. Польской, в которой выявляются три сферы бытования жанра фортепианного ансамбля со времени его возникновения: домашнего музицирование, концертное исполнительство и музыкальная педагогика. Автор представляет основные вехи в становлении и развитии фортепианного ансамбля, рассматривает художественно-исторические и социальные факторы, влиявшие на преобразования и нововведения внутри жанра. При этом отмечается, что музыкальная педагогика оказалась наиболее стабильной формой существования жанра на всех этапах его становления и развития.

       Уже на ранних этапах клавирно-фортепианной педагогики передовыми представителями различных творческих школ – Ч. Бёрни, Ф. Купереном, И.С. Бахом – осознается важность ансамблевого обучения, что находило отражение и в творческой деятельности этих мастеров.

        Особое внимание обращает на себя на вторая половина ХVIII века, когда клавир в европейской культуре начинает постепенно вытесняться его младшим собратом – фортепиано. Инструмент богатых выразительно-технических возможностей, фортепиано даёт мощный импульс развитию жанра инструментального ансамбля и достигает подлинного расцвета в творчестве В.А. Моцарта. Высокие художественные достоинства, блистательная манера изложения музыкального материала, сочетающая элегантность фактурных рисунков с яркой концертностью – всё это делает

9

понятным внимание современных исполнителей к ансамблям В.А. Моцарта.

        Сказанное может быть с полным правом отнесено и к творчеству других композиторов-классиков, поднявшим жанр ансамбля на новую высоту. Композиторы-романтики, сменившие на исторической сцене своих предшественников, открыли новые подходы к ансамблевой музыке. Всё более

заметным становится процесс индивидуализации композиторских манер, несхожести их друг с другом. Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Мендельсон, Ф. Лист

позднее И. Брамс, А. Дворжак и др. - каждый из них шёл своим путём, находя и вводя в творческую практику новые содержательные и выразительно- изобразительные ресурсы инструментального (фортепианного) ансамбля.        

          Развивался жанр фортепианного ансамбля и в России, что было связано во многом с деятельностью М. Глинки и А. Рубинштейна. Ансамблевые миниатюры первого из них вплоть до настоящего дня впечатляют своей мелодической выразительностью и изящной простотой изложения материала.

А. Рубинштейн, напротив, тяготел скорее к листовской трактовке жанра, так называемой Grand duo, c присущей ей яркой концертностью и подчёркнутой

виртуозностью инструментального письма.

        Попытка обобщения фортепианного дуэтного творчества композиторов

конца ХIХ – начала ХХ вв. даёт основания говорить о нескольких достаточно

чётко выраженных тенденциях в этом виде творчества. С одной стороны, создавались произведения, отмеченные богатством и разнообразием звуко- колористической нюансировки («Белое и чёрное», «Шесть античных эпиграфов» К. Дебюсси; «Моя матушка гусыня», «Вальс» М. Равеля); с другой стороны, появлялись – прежде всего, в России – опусы, продолжавшие традиции национальной классики (фортепианные сюиты А. Аренского и С. Рахманинова). Особняком стояли сочинения из новых тенденций в музыкальной культуре – такие как «Соната для двух фортепиано и ударных» Б. Бартока, Соната и Концерт для двух фортепиано И. Стравинского.  В наши дни господствующего стиля, как такового, не существует, и попытки

10

привести ансамблевую музыку к некому общему знаменателю оказываются задачей практически неразрешенной.

       В начале XX века, в период кризиса жанра фортепианного ансамбля, именно сфера музыкальной педагогики обеспечила его дальнейшее существование.

       Сказанное позволяет сделать вывод, что фортепианный ансамбль как жанр имеет длительную историю, в результате чего выкристаллизовались особые эстетические закономерности, присущие этой разновидности музыкального творчества и установились определенные педагогические традиции, создающие прочный фундамент для развития этого вида музыкального исполнительства на современном этапе музыкального образования.

      При проведении практической работы по формированию навыков ансамблевого музицирования  необходимо:

  1. Опираться на знания, умения и навыки, приобретенные в процессе начального обучения игре на инструменте в классе специального фортепиано;
  2. Выявлять и разбирать наиболее существенные особенности фортепианно-ансамблевой игры и различия в исполнении в 4 руки и на двух фортепиано;
  3. Применять установки и рекомендации, относящиеся к достижению синхронности звучания в ансамбле - единства ритмической пульсации, фразировки, динамики, агогики;
  4. Учитывать психологические аспекты игры в ансамбле – проявление, как положительных воздействий общего труда, так и отрицательные моменты в проявлении лидерства каждого исполнителя.

     Основными факторами, влияющими на формирование навыков ансамблевого музицирования являются:

  1. Приобретенные начальные  навыки игры на инструменте (понятие метроритма, владение основными штрихами исполнения, понятие  

11

                фразировки, динамики исполнения);

  1. Организация  и контроль учебной деятельности с учетом совместных репетиций;
  2. Содержание учебного материала и приоритеты в выборе концертного репертуара;
  3.  Оценка учебной и исполнительской деятельности учащихся, как результат совместной работы и достигнутые успехи;
  4. Вклад преподавателя, методическая и исполнительская грамотность, и стиль его педагогической деятельности.

           Отличительной особенностью ансамблевого музицирования, особенностью весьма важной в психологическом отношении, является то, что совместные выступления в ансамбле создают более спокойную и психологически благоприятную ситуацию для каждого из музыкантов, нежели ситуация, которая возникает в условиях сольного (одиночного) исполнения. Снижается уровень напряжения, вызванный опасениями допустить ошибку, техническую погрешность, забыть текст. Детям с хрупкой, нестабильной нервной системой, склонным к состояниям психической «зажатости», «скованности», игра в ансамбле открывает в некоторых случаях едва ли не единственный путь к концертно-исполнительской практике. Успехи ансамблевого музицирования придают детям уверенность в своих силах, помогают справиться с разного рода «комплексами», создают условия, благодаря которым они получают возможность участия в концертной и конкурсной деятельности.

       Однако прежде чем такие условия возникают, участникам ансамбля и теми, кто руководит ими, приходится преодолевать некие препятствия – иногда не слишком трудные и не столь продолжительные во времени, в других случаях напротив, препятствия труднопреодолимые и длительные. Чаще всего педагог вынужден сталкиваться с разными настроениями своих  подопечных, каждый из которых претендует на лидерство, на доминирующую роль в дуэте,

12

на особое внимание со стороны педагога. Случаются конфликты межличностного свойства, как говорят в таких случаях «несходство характеров». Иногда ситуация обостряется из-за исполнительских («технических») неполадок, которые допускаются одним из участников ансамбля и приобретают стойкий характер, препятствуя работе над музыкальным материалом. Педагогу требуется во всех перечисленных выше случаях психологическая и профессиональная прозорливость, позволяющая безошибочно диагностировать сложившуюся ситуацию и определиться в своих действиях – столь же гибких, сколь и логично последовательных в достижении нужных результатов.

        Опыт педагогической деятельности показывает, что решение многих проблем, возникающих в ходе работы, приходит через активизацию мотивационных «механизмов» учащихся.

        У начинающих учеников исчезла боязнь инструмента, появился интерес к занятиям музыкой, что было отмечено родителями. У старших учащихся в результате структурно продуманных уроков значительно развился технический и музыкантский потенциал, появилась исполнительская свобода и артистизм, возросло стремление к концертной и конкурсной деятельности.    

       У каждого из них могут быть свои побудительные причины стремиться к достижению более высоких результатов в занятиях и открытых выступлениях; наиболее распространённые варианты – от желания заслужить похвалу педагога до более высоких, альтруистических по своей природе мотивов, исходящих из сферы музыкальных интересов, влечений, потребностей. Для школьников актуальны такие факторы, как оценка его внимания, выдержки и работоспособности, похвала даже за малые успехи, признание его достижений.

        Самыми сильными мотиваторами могут стать возможность участия в

крупном концертном проекте, участие в престижном конкурсе, творческое развитие, исполнительское мастерство, дальнейшее профессиональное

13

образование.

         Педагог, нацеленный на высокий результат, естественно, учитывает индивидуальные, возрастные и иные особенности своих подопечных, опосредованные генотипом каждого из них. В любом случае не следует забывать о диалектической природе процесса обучения, суть которого в том, что активизация и усиление мотивационной составляющей обучения напрямую влияет на повышение его качественного уровня, в то время как последнее обстоятельство (успехи в учебной деятельности), увеличивает мотивационные энергоресурсы учащегося, способствует их дальнейшему росту.

Ресурсы

Временные ресурсы

         Проект долгосрочный, основан на практическом опыте. Методом исследования в работе стали изучение и анализ существующих публикаций по проблеме жанра фортепианного ансамбля и формирования навыка формирования ансамблевого музицирования, интернет ресурсы, непосредственное участие в ходе образовательного процесса и наблюдения за практической частью работы коллег, репетиционные прослушивания, концертные и конкурсные мероприятия.

       Практическая  работа проведена на базе  учебной деятельности согласно Учебного плана фортепианного отдела муниципального автономного образовательного учреждения культуры дополнительного образования муниципального образования город Нягань «Детская школа искусств» в рамках Предмета по выбору «Ансамбль», в количестве 0,5 часа в неделю у каждого учащегося.

Информационные ресурсы

 Нотные сборники, хрестоматии и отдельные произведения ансамблевого репертуара для учащихся Детской музыкальной школы классической и

14

современной музыки, переложения для фортепиано музыки разных народов мира.

Интернет ресурсы.

Специальная литература педагогического, психологического, методического, эстетического направления.

Аудио и видео материалы ансамблевых концертных и конкурсных мероприятий.

Интеллектуальные ресурсы

Школьный методический совет.

Человеческие ресурсы

В реализации проекта участвуют учащиеся класса, которые занимаются ансамблем в рамках Предмета по выбору в количестве 6 человек со 2 по 7 классы, а также коллеги-музыканты, преподаватели школы и организаторы концертных и конкурсных мероприятий.

Организационные ресурсы

       Проект реализуется в трех основных направлениях: учебная, концертная (внеклассная), конкурсная деятельность в сотрудничестве администрацией школы, с организаторами концертных, внеклассных, конкурсных мероприятий.

Материально-технические ресурсы

     Для реализации проекта необходим учебный оборудованный фортепианный класс, 2 инструмента, нотная литература, метроном, аудио магнитола, аудио и видеотека, камерный концертный зал, либо помещение с наличием сцены и мест для слушателей. Проект реализуется на добровольных началах исполнителей и не требует финансовых затрат, поскольку вход на концерты учащихся-исполнителей и конкурсы свободный. Финансовые

15

ресурсы для осуществления конкурсной деятельности за пределами города.

Партнеры

 Партнерами реализации проекта являются коллеги-музыканты, преподаватели школы, администрация школы, организаторы конкурсных, внеклассных и концертных мероприятий.

Целевая аудитория

       В рамках направления учебной и конкурсной деятельности целевой аудиторией являются учащиеся класса, занимающиеся ансамблем, начиная со 2 класса и заканчивая 7 классом.

       В рамках направления концертной деятельности целевая аудитория является самой широкой слушательской аудиторией.

План реализации проекта

      План реализации проекта состоит из нескольких частей и в первую очередь это план учебной  и внеклассной работы фортепианного отдела школы на каждый учебный год, участниками которого являются учащиеся класса. Особая роль в реализации проекта отводится на участие класса в конкурсах ансамблей, по результатам которых можно делать выводы об успешности проекта.

Ожидаемые результаты и социальный эффект

      В ходе реализации проекта, в течение проектного периода цель проекта достигается путем решения поставленных задач, появляются результаты. В процессе реализации проекта планируется создание методической разработки

«Некоторые аспекты преподавания фортепианного музицирования в ансамбле  на современном этапе развития художественного образования в системе дополнительного образования».

16

Ожидаемые результаты

1.Стабильно высокие результаты учебной деятельности по предмету Ансамбль и в конкурсной деятельности;

2.Активизация мотивационных механизмов творческой деятельности;

3.Создание методических материалов по теме проекта.

Результаты конкурсов

п/п

Название конкурса

Место проведения

Дата

Участник и результат

1

Зональный конкурс юных исполнителей «Первые шаги»

ХМАО-Югра

г. Югорск

12 апреля 2012

Диплом дипломанта

I степени

Рахматуллина Резида

2

XXIII международный музыкальный конкурс  в французской региональной консерватории

Франция Париж

21 апреля 2012

Диплом лауреата

II степени Ширванова Регина

3

XII международный фортепианный конкурс  в Русской консерватории

им.   А.Н. Скрябина

Франция Париж

23 апреля 2012

Диплом лауреата

II степени Ширванова Регина

4

I открытый зональный конкурс юных концертмейстеров «Мы вместе»  

ХМАО-Югра

г. Нягань

11 декабря 2012

Диплом лауреата

II степени Ширванова Регина

5

II открытый зональный конкурс ансамблей

учащихся ДМШ и ДШИ «Талантливые дети - талантливая Югра»

ХМАО-Югра

г. Нягань

23 января 2013

Диплом

II степени

Ансамбль Рахматуллина Резида Титова Карина

6

II открытый зональный конкурс ансамблей

учащихся ДМШ и ДШИ «Талантливые дети - талантливая Югра»

ХМАО-Югра

г. Нягань

23 января 2013

Диплом

Лауреата

I степени

Ансамбль

Ширванова Регина Исмаилова Бриллиант

7

III международный конкурс «Academy award 2013»

Италия

Рим

2 июня 2013

Диплом лауреата I

абсолют

премии Ширванова Регина

Эффективность педагогической деятельности

№ п/п

Документы о награждении

кем награждена

Дата

1

Благодарственное письмо

«За вклад в развитие культуры города, высокое профессиональное мастерство»

Администрация г. Нягани Управление по культуре и искусству

Март 2012

2

Диплом  

«За обобщение и распространение педагогического опыта по теме

« Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей как один из факторов успешного обучения»

Зональный конкурс юных исполнителей «Первые шаги» ХМАО-Югра

г. Югорск

Апрель

2012

3

Благодарственное письмо

«За педагогический талант, воспитание учащихся класса»

Заслуженный деятель культуры ХМАО-Югры, руководитель проектов «Территория культуры» и «Музыкальные встречи на северных широтах» Н. А. Пряслова

Май 2012

4

Благодарственное письмо

«За активное участие в концертной и конкурсной деятельности школы и достигнутые успехи»

Директор МАОУ ДОД МО г. Нягань «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №1»  С. В. Артищева

Июнь 2012

5

Благодарственное письмо

«За высокие творческие достижения, целеустремленность в работе, профессиональное мастерство»

Администрация г. Нягани Управление по культуре и искусству

Октябрь 2012

6

Диплом

Осенней творческой школы «Новые имена Югры»

Мастер-класс по специальности «Фортепиано» К. А. Кашунина, лауреата международных конкурсов, преподавателя МГК им. П. И. Чайковского, ассистента профессора И. Н. Осиповой

Департамент культуры ХМАО-Югры межрегиональный общественный фонд «Новые имена»

5-12 ноября 2012

7

Благодарственное письмо

«За высокую работоспособность, профессионализм, достижение высоких результатов в концертной и конкурсной деятельности школы»

Директор МАОУ ДОД МО г. Нягань «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №1»  С. В. Артищева

Июнь 2013

8

Почетная грамота

«За плодотворный труд, большой вклад в воспитание и обучение подрастающего поколения, творческое отношение в работе»

Администрация г.Нягань

Глава Администрации города

Октябрь 2013

9

Диплом

Осенней творческой школы исполнительского искусства для одаренных детей и педагогов «Новые имена Югры»

Мастер-класс по специальности «Фортепиано»  П. С. Райкеруса, лауреата международных конкурсов, преподавателя Средней Специальной музыкальной школы С-ПБ ГК им. Н.А. Р.-Корсакова

Департамент культуры ХМАО-Югры

1-6 ноября

2013

Перспективы дальнейшего развития проекта

     Основываясь на изложенном выше материале, подтверждается  уверенность в дальнейшем развитии проекта, использование в педагогической работе методических принципов настоящего проекта, значимость фортепианного ансамблевого исполнительства во всестороннем музыкально-личностном развитии ученика-пианиста.

       Таким образом, педагогические наблюдения обосновали целесообразность и необходимость внедрения методических установок настоящего проекта в современную педагогическую практику.

       Повышение статуса учебного предмета «Ансамбль»  посредством введения его в основной перечень предметов Учебных планов нового поколения и увеличения времени урока до 1 часа в неделю, позволит увеличить контингент участников ансамблевого музицирования, достигнуть стабильных результатов в повышении уровня исполнительского мастерства в ансамблевом музицировании на фортепиано.

20

Литература

1. Алейникова,  Т. В. Возрастная психофизиология [Текст] / Т.В. Алейникова. – Ростов н /Д.: Феникс, 2007. – 285 с.

  1. Алексеев, А. Д. История фортепианного искусства [Текст] /  А.Д. Алексеев. -  М.: Музыка, 1988. – 414 с.
  2. Алексеев, А. Д. О проблеме стильного исполнения [Текст] / А.Д. Алексеев. – М.:

Музыка, 1964. – 213 с.

  1. Багдасарова, С. К. Психология и педагогика [Текст] / С. К. Багдасарова, С. И. Смыгин, Л. Д. Столяренко. – М.: ИЦ «Март», 2006. – 315 с.
  2. Баренбойм,  Л. А.  Музыкальная   педагогика   и   исполнительство [Текст] / Л. А. Баренбойм. -  Л.: Советский композитор, 1976. – 259 с.
  3. Бочкарев, Л. Л. Психология музыкальной деятельности [Текст] / Л. Л. Бочкарев.- М.: Классика - ХХI, 2008. – 350 с.
  4. Брудный, А. А. Психологическая герменевтика [Текст] / А. А. Брудный. - М.: Просвещение, 1998. – 583 с.
  5. Буряк, В.К. Самостоятельная работа учащихся [Текст] /В. К. Буряк. -  М.: Просвещение,1984. – 64 с.
  6. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / под ред. А. В. Давыдова. - М.: Просвещение, 1979. – 288 с.
  7.  Возрастная   и   педагогическая   психология [Текст]  /  сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - М.: Академия, 2003.- 368 с.
  8.  Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
  9.  Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Смысл  ЭКСМО, 2004. – 512 с.

13. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст]: в 6 т. / Л. С. Выготский; под ред. Д. Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984

Т.4.: Детская психология.  – 1984. – 432 с.

14. Гаккель,  Л. Е. Исполнителю, педагогу, слушателю [Текст] /  Л. Е. Гаккель.

21

-  Л.: Советский композитор, 1988. – 340 с.

15. Гольденвейзер, А. Б. Советы педагога – пианиста [Текст] / сост. Д.Благой. - М.: Музыка, 1990. – 174 с.

16. Гофман,  Й. Фортепианная игра. Ответы и вопросы о фортепианной игре

 [Текст] / Й. Гофман. - М.: Классика - ХХI, 2002. – 192 с.

17. Друскин, М. С. Очерки, статьи, заметки [Текст] / М. С. Друскин. – Л.: Советский композитор, 1987. – 299 с.

18. Есипов,   Б. П.   Самостоятельная   работа   учащихся   на   уроках [Текст] / Б. П. Есипов. - М.: Просвещение, 1961. – 240 с.

19. Землянский, Б. Я. О музыкальной педагогике [Текст] /  Б. Я. Землянский. -   М.: Музыка, 1987. – 141 с.

20. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И. А. Зимняя. - Ростов н /Д.: Феникс, 1997. - 480 с.

21. Кон, И.С. Психология старшеклассника [Текст] / И. С. Кон. – М.:

Просвещение, 1982. –207 с.

22. Кременштейн,  Б.Л.  Воспитание  самостоятельности  учащихся  в  классе специального фортепиано [Текст] / Б. Л. Кременштейн. - М.: Классика - ХХI, 2003. –126 с.

23. Кременштейн, Б.Л. Педагогика Г.Г. Нейгауза [Текст] / Б. Л. Кременштейн. – М.: Музыка, 1984. – 88 с.

24. Крюкова, В.В. Музыкальная педагогика[Текст] / В. В. Крюкова. - Ростов н/ Д.: Феникс, 2002. – 281 с.

 25. Либерман, Е.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом [Текст] / Е. Я. Либерман. - М.: Музгиз, 1988. – 236 с.

 26. Либин, А.В. Стиль - это человек?  Психологический   анализ [Текст] / А. В. Либин. - М.: Академия, 1998. –255 с.

27. Медушевский, В.В. О содержании понятия «адекватного восприятия»

 [Текст] / В. В. Медушевский. - М.: Музыка, 1980. –256 с.

28. Мильштейн, Я. И. Константин Николаевич Игумнов [Текст] / Я. И.

22

Мильштейн. -  М.: Музыка, 1975. - 450 с.

29. Мильштейн, Я. И. Генрих Нейгауз [Текст] / Я. И. Мильштейн. – М.: Музыка, 1982. – 23 с.

30. Михайлов, М.К. Стиль в музыке [Текст] / М. К. Михайлов. - Л.: Музыка, 1981. – 264 с.

31. Михайлов, М.К. Этюды о стиле в музыке [Текст] / М. К. Михайлов. - Л.: Музыка, 1990. – 288 с.

32. Назайкинский, Е.В. Стиль и жанр в музыке [Текст] / Е. В. Назайкинский. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 248 с.

 33. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры [Текст] / Г. Г. Нейгауз.  - М.: Классика - ХХI, 1999. –254 с.

 34. Ожегов, С.И.  Толковый  словарь  русского  языка [Текст]: словарь / С. И. Ожегов, Шведова Н. Ю. -  М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.

35. Особенности обучения и психологического развития школьников [Текст]

/ под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Педагогика, 1988. – 192 с.

36. Педагогика [Текст]: Учеб. пособие для пед. вузов / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество, 1998. – 640 с.

37. Перельман, Н. Е. В классе рояля [Текст] / Н. Е. Перельман.  - М.: Классика – ХХI, 2003. - 67 с.

38. Пидкасистый, П.И.   Самостоятельная   деятельность   учащихся в обучении [Текст]: учебник / П. И. Пидкасистый, В. И. Коротяев. - М.: МГПИ, 1978. – 78 с.

39. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная деятельность учащихся [Текст] / П. И. Пидкасистый.  - М.: Педагогика, 1972. – 184 с.         

40. Подласый, И. П. Педагогика [Текст] / И. П. Подласый. – М.: Владос Пресс, 2001. – 365 с.

41. Ражников, В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике [Текст] / В. Г. Ражников. – М.: «ЦАПИ», 1994. – 141 с.

42. Сальникова, Т. П. Педагогические технологии [Текст] / Т. П. Сальникова. –

23

М.: Творческий центр Сфера, 2005. – 125 с.

43. Скребков,  С.С. Художественные принципы музыкальных стилей [Текст] / С. Скребков.  - М.: Советский композитор, 1979. – 320 с.

44. Смирнова,  М.В. Артур Шнабель[Текст] / М. В. Смирнова. – Л.: Музыка,

1979. – 286 с.

45. Сорокина, Е. Фортепианный ансамбль [Текст] / Е. Сорокина. – М.:Музыка, 1988.

 46. Теория и методика обучения игре на фортепиано [Текст] / под ред.   А.И. Николаевой. - М.: ВЛАДОС,2001. –368 с.

47. Тимакин, Е. М. Воспитание пианиста [Текст] / Е. М. Тимакин. – М.: Советский композитор, 1984. – 126 с.

48. Федорович, Е. Н. Основы музыкальной психологии [Текст]: учебное

пособие / Е. Н. Федорович, Е. В. Тихонова. – Екатеринбург: Издательство УМЦ УПИ, 2007. – 206 с.

49. Фейнберг, С.Я. Пианизм как искусство [Текст] / С. Я. Фейнберг. - М.: Классика – ХХI, 2001. - 340с.

50. Харламов, И. Ф. Педагогика [Текст] / И. Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 2000. – 517 с.

51. Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства [Текст] / В. Н. Холопова. - М.: Музыка, 1994. - 426с.

52. Холопова, В.Н. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм [Текст] / В. Н. Холопова. – СПб.: Лань, 2002. – 368 с.

53. Цыпин, Г.М. Музыкант и его работа [Текст] / Г. М. Цыпин. - М.: Сов. Композитор, 1988. – 384 с.

54. Шадт, К.В. Педагогические условия профессионального развития учащихся в классе фортепианного ансамбля // Музыкальное образование  в современном мире. Диалог времен: Материалы III международной научно-практической конференции (22–23 ноября 2010 года). Ч. 1. СПб.: Изд-во

 «Перспектива», 2011. с. 185 – 190.

24

55. Ширшов, Е. В. Информационно-педагогические технологии: Ключевые

понятия [Текст]:словарь / Е. В. Ширшов. – Ростов н/Д.: Феникс,2006.– 253 с.

56. Шуман, Р. Жизненные правила для музыкантов [Текст] / Р. Шуман. - М.: Музгиз, 1959. – 40 с.

57. Щапов, А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище [Текст] / А. П. Щапов. - М.: Классика – ХХI, 2004. – 173 с.

         

25