Программа Фортепиано

Деревицкая Лариса Викторовна

Программа общеразвивающей направленности "Фортепиано".  Срок реализации 3 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_fortepiano_3_goda.docx46.31 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры

дополнительного образования муниципального образования г.Нягань

«Детская школа искусств»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

ФОРТЕПИАНО

СОСТАВИТЕЛЬ:

Л. В. ДЕРЕВИЦКАЯ – преподаватель специального фортепиано высшей квалификационной категории МАОУК ДО МО г.Нягань «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

I. Пояснительная записка

   - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном

      процессе

   -  Срок реализации программы учебного предмета

   - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом МАОУК ДО  

     МО г.Нягань «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» на реализацию  

     программы учебного   предмета

   - Сведения о затратах учебного времени

   - Форма проведения учебных аудиторных занятий

   - Цели и задачи учебного предмета

   - Структура программы учебного предмета

   - Методы обучения

   - Описание материально-технических условий реализации учебной  

     программы

II. Содержание учебного предмета

     - Учебно-тематический план

     - Годовые требования

III. Требования к уровню подготовки учащихся

       - Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV. Формы и методы контроля, система оценок

       - Аттестация: цели, виды, форма, содержание

       - Критерии оценки

V. Методическое обеспечение учебного процесса

 

VI. Учебная и методическая литература

       -  учебная литература

       - методическая литература

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Характеристика учебного процесса, его место и роль в образовательном процессе.

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент фортепиано» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на фортепиано в детских школах искусств.

Обучение игре на фортепиано занимает особое место в музыкальном образовании ребенка. Познание мира на основе формирования собственного опыта деятельности в области музыкального искусства позволяет раскрыть творческие способности ребенка, помогает развить его эстетические чувства. При этом освоение фортепианной техники не требует от начинающего пианиста значительных усилий, во многом обучение представляется ему как новая интересная игра. Обширный и разнообразный фортепианный репертуар включает музыку различных стилей и жанров, в том числе, классическую и популярную.

      Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов детей, не ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих получить навыки игры на инструменте.

       Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.

     Предлагаемая программа рассчитана на трехлетний срок обучения.

Рекомендуемый возраст детей, приступающих к освоению программы -  7–12 лет.

Срок реализации учебного предмета

           При реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент фортепиано» со сроком обучения 3 года, продолжительность учебных занятий с первого по третий год обучения составляет 35 недель в год.

 

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы,

нагрузки,

аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

Полугодия

1

2

3

4

5

6

Количество недель

16

19

16

19

16

19

Аудиторные занятия

16

19

16

19

16

19

105

Самостоятельная работа

48

57

48

57

48

57

315

Максимальная учебная нагрузка

64

76

64

76

64

76

420

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом МАОУК ДО МО г.Нягань «Детская школа искусств» на реализацию программы учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент фортепиано» при 3-летнем сроке обучения составляет 420 часов.  Из них: 105 часов – аудиторные занятия, 315 часов – самостоятельная работа.

Рекомендуемая недельная нагрузка в часах.

          Аудиторные занятия:

1 - 3 классы –1 час в неделю.

          Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):

1-3 классы – 3 часа в неделю.

                                   

           Форма проведения учебных занятий  

 Занятия проводятся в форме индивидуального урока. Индивидуальная форма урока позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного подхода и индивидуального обучения.

                                     

           Цель и задачи учебного предмета

 Цель учебного предмета - обучение игре на фортепиано.

                            Задачи учебного предмета:

               - формирование практических умений и навыков игры на  

                 фортепиано;

               - овладение знаниями и представлениями о фортепианном

                 исполнительстве;

               - обеспечение развития творческих способностей, индивидуальности

                 учащегося и устойчивого интереса к самостоятельной деятельности

                 в области музыкального искусства;

- воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности.

Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на  

  освоение программы учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки учащихся;

- формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел    

программы «Содержание учебного предмета».

                                       

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета

используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, демонстрация приемов работы);

- практический (освоение приемов игры на инструменте);

-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественных

 впечатлений).

Описание материально-технических условий реализации  

программы учебного предмета

Реализация программы учебного предмета «Музыкальный инструмент фортепиано» обеспечивается:

- учебными аудиториями для индивидуальных занятий площадью    

  не менее 6 кв.м, оснащенными двумя пианино, имеющими  

  звукоизоляцию;

- свободным доступом каждого учащегося к библиотечным  

  фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей.

Материально-техническая база должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

                       

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Годовые требования

Учебная программа по предмету «Музыкальный инструмент фортепиано» реализуется в течение 3-х лет. В распределении учебного материала по годам обучения основным является принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала.  Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от первого знакомства с инструментом и нотной грамотой до самостоятельного разбора и исполнения музыкального произведения.

Содержание программы учебного предмета «Музыкальный инструмент фортепиано» соответствует направленности общеразвивающей программы на приобщение учащихся к любительскому музицированию.    

Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных и возрастных возможностей, интересов учащихся.

На начальном этапе важна игра в ансамбле с учеником, когда ученик играет партию одной руки, педагог – другой, в дальнейшем исполняются ансамбли в 4 руки.

Первый год обучения

Ознакомление с инструментом фортепиано, основными приемами игры, знакомство со штрихами non legato, legato, staccato. Знакомство с нотной грамотой, музыкальными терминами. Подбор по слуху народных попевок и прибауток, детских песенок. Упражнения на постановку рук, развитие пальцевой техники, приемов звукоизвлечения, владение основными видами штрихов.  

Разучивание в течение года 10-12 разнохарактерных произведений из «Школы игры на фортепиано» под ред. А.Николаева, или Хрестоматии для 1 класса (сост. Б.Милич) и других сборников для первого года обучения игре на фортепиано.

Чтение с листа отдельно каждой рукой легкого нотного текста.

Знакомство со строением мажорной и минорной гамм, строением тонического трезвучия. Знание понятий: скрипичный и басовый ключ, длительности, музыкальный размер, мажорная и минорная гамма, тональность, ключевые знаки.

Гаммы До, Соль, Ре отдельно каждой рукой в одну октаву. Аккорд - тоническое трезвучие с обращениями - отдельно каждой рукой.

 В течение учебного года учащийся может выступать на классных и академических концертах. Оценки за работу в классе и дома, а также по результатам публичных выступлений выставляются педагогом по четвертям.

Примерные репертуарные списки

          Пьесы полифонического склада

          Гедике А.                Ригодон

Корелли А.                Сарабанда ре минор

Моцарт В.                 Менуэт Фа мажор

Моцарт Л.                 Бурре ре минор, Менуэт ре минор

Перселл Г.                 Ария

           Этюды

Гнесина Е.                 "Фортепианная азбука"

                           "Маленькие этюды для начинающих"

Лешгорн А.        "Избранные этюды для начинающих" соч.65

Школа игры на фортепиано под общ. ред. А.Николаева: этюды

          Пьесы

Гречанинов А.         Соч.98: "В разлуке", "Мазурка"

Лукомский Л.         Полька

Кабалевский Д.   Маленькая полька

Майкапар А.        Соч.28 "Бирюльки" (по выбору)

Штейбельт Д.         Адажио

Примерные переводные программы

Вариант 1

Старокадомский М. «Веселые путешественники»

Польская народная песня «Висла»

Вариант 2

Гнесина Е. Этюд

Майкапар А. «В садике»

Второй год обучения

Продолжение работы над совершенствованием технических приемов игры на фортепиано, звукоизвлечением. Работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки.

Аттестация проводится в конце каждой четверти; в 1 и 3 четвертях по результатам текущего контроля, во 2 и 4 четвертях проводится промежуточная аттестация в виде академического концерта.

За год учащийся изучает:

4 этюда,

4 разнохарактерные пьесы,

2 произведения полифонического стиля,

гаммы До, Ре, Соль, Ля, Ми мажор двумя руками в 2 октавы, аккорды,  

арпеджио двумя руками в одну октаву.

Примерные репертуарные списки

Произведения полифонического склада

«Школа игры на фортепиано» (под общ. ред. А.Николаева):

Арман Ж.                        Пьеса ля минор

Аглинцова Е.                Русская песня

Кригер И.                        Менуэт

Левидова        Д.                Пьеса

Моцарт Л.                        Бурре; Менуэт

Гендель Г.Ф.                Менуэт ре минор

Бах И.С.                          «Нотная тетрадь Анны Магдалины Бах» (по      

                                        выбору)

          Телеман Г.Ф.                Гавот

          Этюды

Гедике А.                        40 мелодических этюдов, соч. 32, 1 ч.

Гнесина Е.                         Фортепианная азбука

Беркович И.                Этюд Фа мажор

Гурлит К.                        Этюд До мажор

Майкапар А.                Этюд ля минор

Лекуппэ Ф.                        Этюд До мажор

Черни-Гермер                Этюды №№ 1-15 (1 т.)

Шитте Л.                        Этюды соч. 108 №№ 1,3,5,7

          Пьесы

Беркович И.                25 легких пьес: «Сказка», «Осенью в лесу»

Гайдн Й.                        Анданте Соль мажор

Гедике А.                        Русская песня соч. 36

Майкапар А.                Пастушок, В садике соч. 28

Руббах А.                        Воробей

Фрид Г.                        Грустно

Чайковский П.                Старинная французская песенка

Шостакович Д.                Марш

          Примерные переводные программы

Вариант 1

Гедике А. Этюд До мажор

Левидова Д. Пьеса

Вариант 2

Шитте Л. Этюд соч. 108 № 17

Гендель Г.Ф. Менуэт ре минор

Чайковский П. В церкви

Третий год обучения

В 3 классе можно включать в репертуар пьесы, в которых педаль является неотъемлемым элементом выразительного исполнения (П.Чайковский «Болезнь куклы», А.Гречанинов «Грустная песенка» и др.).

Расширение образного строя исполняемого репертуара. За год учащийся должен освоить:

4 этюда,

4 разнохарактерные пьесы,

2 полифонических произведения,

1 произведение крупной формы,

 гаммы ля, ре, ми, соль минор, аккорды и арпеджио к ним двумя руками  

 в 2 октавы.

Примерные репертуарные списки

Произведения полифонического склада

Арнэ Т.                 Полифонический эскиз

Бах Ф.Э.                Маленькая фантазия

Бах И.С.                Маленькие прелюдии и фуги, 1 т.:

                        До мажор, ре минор;

                        Полонез соль минор, Ария ре минор, Менуэт ре минор

Бём Г.                Менуэт

Гедике А.                Фугетта соч. 36: До мажор, Соль мажор

Гендель Г.Ф        Ария

Пёрселл Г.                Сарабанда

Сен-Люк Ж.        Бурре

          Этюды

Бертини А.                Этюд Соль мажор

Гедике А.                40 мелодических этюдов, 2 тетрадь, соч. 32

Лешгорн А.        Соч. 65 №№ 4-8,11,12,15

Лемуан А.                Этюды соч.37 №№1,2

Черни К. (Гермер) 1 тетрадь: №№ 7-28;

Шитте Л.                Соч. 108 №№ 14-19

          Крупная форма

Беркович И.         Сонатина До мажор

Гедике А.                Сонатина До мажор

Клементи М.        Сонатина До мажор № 1 соч.36, 1 ч.

          Пьесы

Гедике А.                Танец

Александров А.        Новогодняя полька

Гайдн Й.                Анданте

Волков В.                30 пьес для фортепиано (по выбору)

Гречанинов         А.        На лужайке, Вальс

Дварионас        Б.        Прелюдия

Моцарт В.А.        14 пьес: № 8

Майкапар С.        Избранные пьесы

Свиридов Г.        Колыбельная песнь

Чайковский П.        Марш деревянных солдатиков

Шуман Р.                Соч. 68 Марш, Смелый наездник

          Примерные итоговые программы

Вариант 1

Черни К. (Гермер)  Этюд № 21 1 т.

Бём Г. Менуэт

Дварионас        Б. Прелюдия

Вариант 2

Лешгорн А. Этюд соч. 65 № 11

Пёрселл Г.        Ария

Чайковский П. Полька из «Детского альбома»

 

        III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

  Результатом освоения программы по учебному предмету «Музыкальный инструмент фортепиано» является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:

- навыков исполнения музыкальных произведений;

-умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;

-умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения,  различные по жанру и стилю;

- знаний основ музыкальной грамоты;

- знаний основных средств выразительности, используемых в  музыкальном исполнительстве;

- знаний  наиболее используемой музыкальной терминологии;

- навыка публичных выступлений;

- навыка общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности Детской школы искусств.

              IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

 

 Контроль знаний, умений, навыков, приобретенных учащимися, обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.

Основными видами контроля успеваемости по предмету «Музыкальный инструмент фортепиано» являются:

- текущий контроль успеваемости учащихся;

- промежуточная аттестация;

- итоговая аттестация.

Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала предмета, и направлена на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер.

Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем.  Оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:

- отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;

- качество выполнения домашних заданий;

- инициативность и проявление самостоятельности, как на уроке,  

  так и во время домашней работы;

- темп продвижения в освоении учебного материала.

На основании результатов текущего контроля выводятся оценки по четвертям.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.

Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются академические концерты, контрольные уроки, а также концерты, тематические вечера и прослушивания к ним. Участие в концертах приравнивается к выступлению на академическом концерте.

          Итоговая аттестация

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.

Форма и содержание итоговой аттестации по учебному предмету «Музыкальный инструмент фортепиано» устанавливаются Детской школой искусств самостоятельно. При проведении итоговой аттестации применяется форма экзамена.

                                       

              КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Критерии оценки качества подготовки учащегося позволяют определить уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой. Основным критерием оценок учащегося является грамотное исполнение авторского текста, художественная выразительность, владение техническими приемами игры на инструменте.

При оценивании учащегося следует учитывать:

- формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к  

занятиям музыкой;

- наличие исполнительской культуры, развитие музыкального  

мышления;

- овладение практическими умениями и навыками в

музыкально-исполнительской деятельности;

- степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

По итогам исполнения программы на контрольном уроке, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

предусматривает исполнение программы, соответствующей году обучения, наизусть, выразительно; отличное знание текста, владение необходимыми техническими приемами, штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание жанра исполняемого произведения; использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу

4 («хорошо»)

грамотное исполнение с наличием мелких технических недочетов, небольшое несоответствие темпа, недостаточно убедительное донесение образа исполняемого произведения

3 («удовлетворительно»)

при исполнении обнаружено плохое знание нотного текста, технические ошибки, характер произведения не выявлен

2 («неудовлетворительно»)

незнание наизусть нотного текста, слабое владение навыками игры на инструменте, подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО   ПРОЦЕССА

Трехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет продолжить самостоятельные занятия, приобщиться к любительскому сольному и ансамблевому музицированию.  

Важнейшие педагогические принципы последовательности в изучении материала требуют от преподавателя применения различных подходов к учащимся, учитывающих оценку их интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных, уровень подготовки.

Достичь более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей учащихся, учитывая индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка позволяют следующие методы дифференциации и индивидуализации:              

- разработка педагогом заданий различной степени трудности и объема;

- вариативность темпа освоения учебного материала;

- индивидуальные и дифференцированные домашние задания.

Основной задачей применения принципов дифференциации и индивидуализации при объяснении материала является актуализация полученных учениками знаний. Важно вспомнить именно то, что будет необходимо при объяснении нового материала. Часто на этапе освоения нового материала учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией, и при этом ученики получают разную меру помощи, которую может оказать преподаватель посредством показа на инструменте.

Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.

Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара. Целесообразно составленный индивидуальный план, своевременное его выполнение так же, как и рационально подобранный учебный материал, существенным образом влияют на успешность развития ученика.

Предлагаемые репертуарные списки, программы к академическому концерту, включающие художественный и учебный материал различной степени трудности, являются примерными, предполагающими варьирование, дополнение в соответствии с творческими намерениями преподавателя и особенностями конкретного ученика.

Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Все это определяет содержание индивидуального учебного плана учащегося.

На заключительном этапе ученики имеют опыт исполнения произведений классической и современной музыки, опыт сольного музицирования. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике. Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся получает знания музыкальной грамоты, основы гармонии, которые применяются, в том числе, при подборе на слух.  

 Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых навыков.

Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений сольных и ансамблевых.

               

VI. УЧЕБНАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

                      УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Альбом классического репертуара. Пособие для подготовительного и 1 классов /сост. Т.Директоренко, О.Мечетина. М., Композитор, 2003
  2. Альбом легких переложений для ф-но в 4 руки. Вып.2/сост. Э.Денисов,1962
  3. Альбом юного музыканта. Педагогический репертуар ДМШ 1-3 кл./ред.-сост. И. Беркович. Киев,1964
  4. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Учебное пособие. М.: Российское музыкальное издательство, 1996
  5. Бах И.С.         Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. М.: Музыка, 2012
  6. Бах И.С.         Маленькие прелюдии и фуги для ф-но. Под ред. И.А.Браудо. СПб: Композитор, 1997
  7. Беренс Г. Этюды. М.: Музыка, 2005
  8. Беренс Г. 32 избранных этюда (соч.61, 68, 88)
  9. Бертини А.         Избранные этюды.  М.: Музыка, 1992
  10. Бетховен Л.   Легкие сонаты (сонатины) для ф-но. М.: Музыка, 2011
  11. Библиотека юного пианиста. Сонаты. Средние и старшие классы ДМШ. Вып.1. Сост. Ю. Курганов. М.,1991
  12. Ветлугина        Н. Музыкальный букварь. - М., Музыка, 1987
  13. Веселые нотки. Сборник пьес для ф-но, 3-4 кл. ДМШ, вып. 1: Учебно-метод. пособие, сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007
  14. Гайдн Й. Избранные пьесы для ф-но. 1-4 кл. М.,1993
  15. Гаммы и арпеджио в 2-х ч. Сост. Ширинская Н. М., Музыка, 2006
  16. Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью». СПб, Композитор, 2005
  17. Гедике А.        40 мелодических этюдов для начинающих, соч.32
  18.  «Иду, гляжу по сторонам», ансамбль в 4 руки. Изд. «Композитор», СПб,  1999
  19. Лемуан А.        Соч.37. 50 характерных и прогрессивных этюдов. М.: Музыка, 2010
  20. Лекуппе Ф. 25 легких этюдов. Соч. 17
  21. Лещинская И. Малыш за роялем. - М.: Кифара, 1994
  22. Лешгорн        А. Избранные этюды. Соч.65, 66
  23. Металлиди Ж. «Дом с колокольчиком». Изд. «Композитор», СПб,  1994
  24. Милич Б.        Фортепиано 1, 2, 3 кл. Кифара, 2006
  25. Милич Б.        Фортепиано 4 кл. Кифара, 2001
  26. Музицирование для детей и взрослых, вып.2: Учебное пособие/ сост. Барахтин Ю.В.  Новосибирск, Окарина, 2008
  27. Музыка для детей. Фортепианные пьесы: вып.2, издание 4. Сост. К.С.Сорокина  М.: Современный композитор, 1986
  28. Музыкальный альбом для фортепиано, вып. 1.Составитель А. Руббах. М., 1972
  29. Музыкальный альбом для ф-но, вып.2/ сост. А.Руббах, В.Малинникова. М.: Советский композитор, 1973
  30. Музыкальная коллекция, 2-3 классы ДМШ. Сборник пьес для ф-но./Учебно-метод. пособие. Сост. Гавриш О.Ю., Барсукова С.А.  Ростов н/Д: Феникс, 2008
  31. Музыкальная азбука для самых маленьких: Учебно-метод. пособие. Сост. Н.Н.Горошко.  Ростов н/Д: Феникс, 2007
  32. Путешествие в мир музыки: Уч. пособие/сост. О.В.Бахмацкая. М.: Советский композитор, 1990
  33. Парцхаладзе М.         Детский альбом. Учебное пособие. Педагогическая редакция А.Батаговой, Н.Лукьяновой. М.: Советский композитор, 1963
  34. Пьесы в форме старинных танцев. Сост. М.Соколов. М., 1972
  35. Педагогический репертуар ДМШ для ф-но. Легкие пьесы зарубежных композиторов/ Сост. Н.Семенова. СПб,1993
  36. Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей, ч. 1. Составитель С.Ляховицкая, Л.Баренбойм. М., 1962
  37. Свиридов Г. Альбом пьес для детей. Советский композитор, 1973
  38. Сонаты, сонатины, рондо, вариации для ф-но, 1 ч./ сост. С. Ляховицкая. М., 1961
  39. Фортепианная игра, 1,2 кл. ДМШ: Учеб. пособие/ сост. В.Натансон, Л.Рощина.  М.: Музыка, 1988
  40. Фортепианные циклы для ДМШ. СПб, Изд. «Композитор», 1997
  41. Хрестоматия для ф-но, 3 кл. ДМШ: Учебник/ сост. Н.А.Любомудров, К.С.Сорокин, А.А.Туманян, редактор С.Диденко.  М.: Музыка, 1983
  42. Хрестоматия для ф-но, 1 кл. ДМШ: Учебник /сост. А.Бакулов, К.Сорокин. М.: Музыка, 1989
  43. Хрестоматия для ф-но, 2 кл. ДМШ: Учебник /сост. А.Бакулов, К.Сорокин.  М.: Музыка, 1989
  44. Чайковский П. Детский альбом: Соч.39.  М.: Музыка 2006
  45. Черни К. Сто пьес для удовольствия и отдыха. Тетр.1, 2. Ред.-сост. А.Бакулов, 1992
  46. Черни К.-Гермер Т. Этюды 1т.
  47. Шитте А. 25 маленьких этюдов соч.108, 25 легких этюдов соч.160
  48. Шуман Р.         Альбом для юношества. М.: Музыка, 2011
  49. Школа игры на ф-но: Учебник/ сост. А.Николаев, В.Натансон. М.: Музыка, 2011
  50. Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 3-5 кл. ДМШ, вып. II.: Учеб. пособие/ сост. и редакция Л.И.Ройзмана, В.А.Натансона.  М.: Советский композитор, 1967

             МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Алексеев А. Методика обучения игре на ф-но. 3-е изд. М., Музыка,

1978

2. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и

образовании. М.-Л., 1965

3. Баренбойм Л. "Путь к музицированию". 2-е изд. М, Советский

композитор,1973

4. Корто А. "О фортепианном искусстве". М., Музыка, 1965
        5. "Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном исполнительстве".

М., Музыка, 1966

6. Гофман И. "Фортепианная игра: ответы на вопросы о фортепианной

игре". М., Музыка, 1961

7. Коган Г. "Работа пианиста". М., Классика-XXI, 2004

8. Маккиннон Л. "Игра наизусть", Ленинград, Музыка, 1967

9. Метнер Н. "Повседневная работа пианиста и композитора", М.,

Музыка, 2011

10. Нейгауз Г. "Об искусстве фортепианной игры", 5 изд. М., Музыка,

1987

11. Петрушин В. "Музыкальная психология". М., Эльга, 2008

12. Смирнова Т. " Беседы о музыкальной педагогике и о многом другом".

М., 1997

13. Цыпин Г. "Обучение игре на фортепиано". М., Просвещение, 1974

14. Шуман Р. "О музыке и о музыкантах". Собрание статей. Т. 1. М.,

Музыка, 1975

15. Шуман Р. "Жизненные правила для музыканта"