Программа "Основы исполнительского искусства Фортепиано"

Деревицкая Лариса Викторовна

Программа "Основы исполнительского искусства Фортепиано". Срок реализации 3 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_osnovy_ispolnitelskogo_iskusstva_3_goda.docx51.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение культуры дополнительного образования муниципального образования г.Нягань

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

РАБОЧАЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА. ФОРТЕПИАНО»

(для детей 7 – 14 лет)

Срок реализации программы 3 года

Нягань 2016

Рассмотрена  и рекомендована                                          

к утверждению и    реализации      

на методическом совете

МАОУК  ДО МО г.Нягань «Детская школа искусств» Протокол №____________  

«__ »_____________200____г.                                            

 УТВЕРЖДАЮ:

Директор  МАОУК  ДО  МО г.Нягань «Детская школа искусств»

__________________И.А.Бережная

«____»___________________20___г.                                        

СОСТАВИТЕЛЬ:

Л. В. ДЕРЕВИЦКАЯ – преподаватель высшей квалификационной категории по классу специального фортепиано МАОУК ДО МО г.Нягань «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в

образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательного учреждения, на реализацию учебного предмета;

- Сведения о затратах учебного времени;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цель и задачи учебного предмета;

- Структура программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Техническое оснащение занятий.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

- График промежуточной и итоговой аттестации

- Годовые требования по классам

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

V. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

- Нотная литература

- Методическая литература

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Основы музыкального исполнительства. Фортепиано» разработана на основе рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств, направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на фортепиано в детских музыкальных школах.

Возраст обучающихся в первом классе – 7-14 лет. Срок освоения программы – 3 года.

     Необходимость данной программы – обучение учащихся, которые по ряду объективных и субъективных причин не могут осваивать полный объем и соответствовать довольно высокому уровню требований дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Фортепиано»: ограниченные музыкально-слуховые и двигательные возможности, замедленное мышление, слабое здоровье, мало интенсивная работоспособность, направленность интересов в любом школьном возрасте.

    Программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на:

- индивидуализацию учебного процесса в соответствии со вкусами, интересами и потребностями, а также физическими данными, складу психики и темперамента каждого ребенка;

- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

- приобретение детьми начальных знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и традициями исполнения;

- воспитание у детей навыков сольного и ансамблевого музицирования;

- приобретение детьми опыта творческой деятельности;

- овладение детьми духовными и культурными ценностями музыкального искусства;

- развитие их творческих способностей, комплексное развитие личности ребенка;

- повышение общей культуры учащихся;

- удовлетворение познавательных потребностей детей;

- предоставление начального музыкального образования;

- предоставление возможности образования в области искусства для всех желающих.

Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета

Вид учебной работы,

нагрузки,

аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

Полугодия

1

2

3

4

5

6

Количество недель

15

18

15

18

15

18

Аудиторные занятия

7,5

9

15

18

15

18

82,5

Самостоятельная работа

22,5

27

45

54

45

54

232,5

Максимальная учебная нагрузка

30

36

60

72

60

72

330

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом МАОУК ДО МО г.Нягань «Детская школа искусств» на реализацию программы учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Основы музыкального исполнительства. Фортепиано» при 3-летнем сроке обучения составляет 330 часов.  Из них: 82,5 часа – аудиторные занятия, 232,5 часа – самостоятельная работа.

Рекомендуемая недельная нагрузка в часах.

          Аудиторные занятия:

                      1 класс – 0,5 часа в неделю.

2-3 классы –1 час в неделю.

          Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):

1 класс – 1,5 часа в неделю.

2-3 классы – 3 часа в неделю.

Форма проведения учебных занятий

Форма проведения аудиторного учебного занятия - индивидуальный урок. Занятия проводятся в соответствии с учебным планом. Продолжительность занятия – 20 минут (0,5 академического часа) один раз в неделю в 1 классе, 40 минут (1 академический час) один раз в неделю во 2-3 классе.

      Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного подхода.

      В самостоятельную работу обучающихся входят следующие виды внеаудиторной деятельности: выполнение домашних заданий, посещение концертов, участие в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности школы.

Домашняя подготовка обучающихся включает следующие виды самостоятельной работы:

- изучение музыкальных произведений;

- запоминание нотного текста (игра наизусть);

- работа над инструктивным материалом;

- изучение музыкальной терминологии;

- чтение нот с листа;

- закрепление пианистических умений и навыков.

Цель программы – овладение комплексом начальных практических навыков и творческих умений, позволяющих в дальнейшем использовать их в любительском музицировании.

Задачи программы:

- развитие интереса к музыкальному искусству;

-развитие художественного вкуса, образного мышления, умения чувствовать    

 и переживать прекрасное;

- развитие комплекса исполнительских и слуховых навыков для исполнения  

 доступных по уровню трудности музыкальных произведений различных

 жанров;

- воспитание навыков домашнего музицирования;

- накопление музыкальных впечатлений;

- формирование комплекса специальных знаний и умений в игре на  

  фортепиано;

- воспитание хорошего музыкального вкуса;

- воспитание аккуратности, культуры поведения, умения ценить красоту.

Программа предполагает индивидуальный подход к обучающимся.

Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- требования к уровню подготовки учащихся;

- формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;

- методическое обеспечение учебного процесса.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический (освоение приемов игры на инструменте);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления)

Техническое оснащение занятий:

- учебная аудитория для индивидуальных занятий;

- два инструмента (пианино);

- стулья для обучающегося и преподавателя;

- подставки на стул и под ноги (для обучающегося).

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание данной программы по учебному предмету «Основы музыкального исполнительства. Фортепиано» направлено на:

- освоение посильного программного и объемного вспомогательного учебного материала (песенного, эстрадного, обработок и др.);

- реализацию личных музыкальных и творческих способностей учащегося;

-овладение элементарными навыками игры на фортепиано и знаниями, которые дадут возможность исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и традициями;

- расширение своего музыкального кругозора;

-вовлечение в область художественного творчества, выявление индивидуальных особенностей;

-формирование у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

-выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих восприятию в достаточном объеме учебной информации;

- приобретение навыков творческой деятельности;

- формирование умения планировать свою домашнюю работу;

- целенаправленное слушание музыки с последующим обсуждением.

ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

1 КЛАСС

В течение учебного года ученик должен пройти 8-10 музыкальных произведений: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, этюды, ансамбли.

К концу первого года обучения ученику необходимо приобрести

следующие знания и навыки:

- подбор по слуху и пение от разных звуков песенных попевок;

- приобретение первоначальных навыков чтения нот с листа;

- освоение нотной грамоты.

Для налаживания игрового аппарата рекомендуется систематически играть упражнения в виде различных последовательностей пальцев non legato, legato в пределах позиции руки от разных звуков и с перемещениями по октавам.

Для технического развития (во втором полугодии) пройти:

-2 мажорные гаммы на 2 октавы каждой рукой отдельно, в противоположном движении двумя руками (от одного звука) при симметричной аппликатуре;

- тонические трезвучия аккордами по 3 звука без обращений каждой

рукой отдельно в тех же тональностях.

    Промежуточная аттестация проводится в виде контрольного урока во втором полугодии.

ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОГО УРОКА

1 вариант:

И. Королькова     Снеговик

В. Красев     Бабочки (ансамбль)

2 вариант:

Л. Моцарт   Менуэт ре-минор

А. Николаев  Этюд  До-мажор

2 КЛАСС

В течение учебного года ученик должен пройти 10-12 различных музыкальных произведений:

4-5 разнохарактерных пьес;

4-5 этюдов;

2-3 ансамбля.

Продолжается работа над развитием игрового аппарата.

В течение учебного года ученик должен пройти мажорные гаммы до 2-х знаков в прямом движении двумя руками на 2 октавы; параллельные минорные гаммы (натуральные, гармонические, мелодические) двумя руками на 2 октавы; тонические трезвучия с обращениями - аккордами по 3

звука отдельными руками; арпеджио короткие по 3 звука каждой рукой отдельно.

Промежуточная аттестация проводится в виде дифференцированного зачета в конце второго полугодия.

ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ЗАЧЕТА

1 вариант:

Л. Моцарт  Юмореска

В. Витлин  Киска  (ансамбль)

2 вариант:

Л. Моцарт  Бурре ми-минор

И. Беркович   Этюд

3 КЛАСС

В течение учебного года ученик должен пройти 10 -12 различных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления:

3-4 разнохарактерных пьес;

3-4 этюда;

2-3 ансамбля;

2 пьесы для ознакомления.

    В течение учебного года ученик должен пройти мажорные гаммы до 3-х

знаков в прямом и противоположном движении двумя руками. Минорные параллельные гаммы (в натуральном, гармоническом и мелодическом виде) в прямом движении на 2 октавы двумя руками. Хроматические гаммы - каждой рукой отдельно на 2 октавы от всех клавиш; тонические трезвучия с обращениями по 3 звука двумя руками на 2 октавы; арпеджио короткие по 4 звука с обращениями на 2 октавы.

   Промежуточная аттестация проводится в виде прослушивания программы в конце первого полугодия. Итоговая аттестация проводится в форме дифференцированного зачета.

ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИЧЕСКОМУ ЗАЧЕТУ

1 полугодие:

- диезные тональности до 2-х знаков (в прямом и (или) противоположном движении);

2 полугодие:

- бемольные тональности до 2-х знаков (в прямом и (или) противоположном движении);

- этюд;

- музыкальные термины.

ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ЗАЧЕТА

1 вариант:

И.С. Бах   Волынка Ре мажор

А. Лешгорн     Этюд

2 вариант:

 А. Гедике    Менуэт

 С. Майкапар     В садике

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩЕГОСЯ

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Основы музыкального исполнительства. Фортепиано», который предполагает формирование следующих знаний, умений и навыков к выпускному классу:

- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству;

- владение комплексом начальных практических навыков и умений в игре на фортепиано, позволяющих использовать их в любительском музицировании;

- знание музыкальной терминологии;

- владение навыками игры в ансамбле;

- владение навыками чтения с листа;

- владение навыками публичного выступления;

- владение навыками общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности школы.

   Результат обучения детей по данной программе, развитие исполнительских навыков и умений зависит от музыкальных данных обучающегося, его заинтересованности, мотивации к обучению, его трудолюбия и постоянной качественной самостоятельной работы.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Критерии контрольных требований:

-владение основными навыками игры;

-наличие тенденции развития;

-выражение заинтересованности;

-культура исполнения.

Контроль знаний, умений и навыков у обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Виды контроля и учёта успеваемости: текущий контроль, промежуточная аттестация, итоговая аттестация.

      Текущий контроль знаний и умений осуществляется в рамках урока в целях оперативного контроля за качеством освоения программы.

     Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы обучающихся и проводится с целью определения:

- качества реализации образовательного процесса;

- качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;

-уровня умений и навыков, сформированных и обучающегося на определённом этапе обучения.

Промежуточная аттестация проходит в виде выступлений на контрольных уроках, дифференцированных зачётах, технических зачётах, академических концертах, прослушиваниях.

Все виды контроля проводятся в соответствии с графиком промежуточной и итоговой аттестации.

Качество выступления оценивается с учётом характеристики, отражающей достигнутые успехи и недостатки, отношение к занятиям и работоспособность обучающегося и выражается в оценке по пятибалльной системе, которая выставляется коллегиально на дифференцированных зачетах и экзаменах.

      Итоговая аттестация выпускников проводится с целью контроля и оценки освоения программы.

    Итоговая аттестация проводится в форме выпускного экзамена, который проводится в рамках недели итоговой аттестации, предусмотренной учебным планом. По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», которая заносится в свидетельство об окончании школы, утвержденным образовательным учреждением.

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ

    Успеваемость учащихся в игре на инструменте учитывается на различных выступлениях:

контрольных уроках, зачетах, а также открытых концертах, прослушиваниях.

    Дифференцированный зачет проводится в каждом классе в конце года.

   Для обучающихся с проблемами запоминания нотного текста рекомендуется сдача зачета в классе по нотам.

    Итоговая аттестация проводится в выпускном классе. В качестве контроля за подготовкой к экзамену рекомендуется два прослушивания в течение учебного года.

    Участие в концертах, конкурсах и фестивалях приравнивается к выступлению на зачете.

    Зачеты по проверке технической подготовки и знание музыкальных терминов учащихся проводятся в 3 классе.

    При выведении итоговой оценки в конце каждого класса учитывается:

    - оценка годовой работы ученика, выведенная на основе четвертных оценок;

    - оценка ученика за выступления на зачете;

    - другие выступления ученика в течение учебного года.

   Для текущего контроля успеваемости предусмотрены следующие формы:

   -проверка домашней (самостоятельной) работы;

   -выступления на прослушиваниях, зачетах.      

   Текущий контроль успеваемости учеников проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

   Промежуточная аттестация проводится в виде контрольных уроков, зачетов, в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Итоговая аттестация проводится в форме выпускного экзамена.

По завершении итоговой аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании музыкальной школы.

По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо»,

«удовлетворительно».

Выпускник должен продемонстрировать следующие знания, умения и навыки:

- овладение начальными навыками игры на фортепиано, умение правильно использовать их на практике;

- приобретение знаний, которые дадут возможность исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;

- знание наиболее употребляемой музыкальной терминологии;

- умение самостоятельно разбирать музыкальные произведения.

Критерии выставления оценок на выпускном экзамене (дифференцированном зачете)

«Отлично»:

-на выступлении ученик чувствует себя свободно;

- исполнение программы выразительно и разнообразно;

- ученик владеет исполнительской техникой, богатством и разнообразием звуковой палитры;

- решение тембровых и регистровых задач;

- выступление яркое и осознанное.

«Хорошо»:

-достаточное владение исполнительской техникой, навыками звукоизвлечения;

-недостаточно яркая трактовка исполнения музыкальных произведений.

«Удовлетворительно»:

-однообразное исполнение, недостаточные начальные исполнительские навыки;

- плохая техника исполнения, вялая динамика.

В зависимости от сложившихся традиций и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что дает возможность более конкретно и точно оценить выступление обучающегося. Оценка со знаком «+» и «-» в свидетельство не выставляется.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Предмет «Основы музыкального исполнительства. Фортепиано» наряду с другими предметами учебного плана дополнительной общеразвивающей образовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» ставит перед собой цель – приобщение обучающихся к сокровищам русской и мировой музыкальной культуры, их музыкально-

эстетическое воспитание и развитие.

Программа предоставляет возможность преподавателям по классу фортепиано гибко подходить к подбору и составлению репертуарных планов в соответствии с учебными планами школы, а также с учётом индивидуальных возможностей обучающихся, не снижая требования к качеству обучения и музыкальному воспитанию.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

      В детстве закладываются не только основы знаний, но и формируется музыкальное мышление и умение работать. Вместе с тем надо воспитывать умение самостоятельно трудиться. А целью труда и его стимулом должно быть стремление ученика ощутить результаты своей работы.

    К изучению нотной грамоты можно подходить множеством способов. Важно всегда преподносить материал так, чтобы не отпугнуть ребенка сложностью, чтобы он воспринял его как интересную игру-задачу. На начальном этапе важна игра в ансамбле с учеником, когда ученик играет партию одной руки, педагог – другой, в дальнейшем исполняются ансамбли в 4 руки.

     Занимаясь постановкой рук, нужно научиться делать это незаметно, ненавязчиво, в большей мере при помощи своих рук. Перед тем, как руки опустить на клавиши, надо показать ребенку, что локоть следует слегка отвести от себя так, чтобы он оказался выше запястья. Плечи при этом не

поднимать! Здесь надо сказать ребенку, что запястье - это мост, соединяющий руку с клавиатурой.

    Запястье, непременно, должно быть на уровне белых клавиш. Рука должна иметь форму «свода» (купола).

   В игре нужно уделять внимание свободе рук. Необходимо следить, чтобы они никогда не зажимались, чтобы снятия рук в пьесах (где это необходимо) - несли за собой «освобождение» кисти. На уроке разными способами добиваться свободы в движениях.

    Преодолевая ударность инструмента, нужно в объяснениях говорить, что он «поет». Пальцы ребенка «погружаются», мягко падают, но не «ударяют» по клавишам. Ученик должен понять, что руки - это голос, который может извлекать звуки громко и нежно, резко и певуче. Так же на уроках необходимо добиваться, чтобы в простейших технических упражнениях обязательно ставились вопросы звучания, фразировки, дыхания, гибкости и пластичности.    В легато добиваться всегда певучести и выразительности.

     Звуковая выразительность является важнейшим исполнительским средством для воплощения музыкально-художественного замысла. Начинать нужно с самых первых шагов. Главное условие - развитие в ученике способности слышать музыкальную ткань. Два фактора, оказывающие непосредственное воздействие на решение звуковых задач:

- дослушивание звука;

- ощущение горизонтального движения и развития музыки.

     На первых уроках, когда ученик играет упражнения на звукоизвлечение и постановку рук, следует научить его слушать до конца затухающий звук и ощущать его кончиком пальца, пока он длится. При переносе руки на другую клавишу ученик должен не только переносить руку, но и как бы «нести» звук. Живая рука и живые активные пальцы - это необходимое условие в работе над постановкой. Не ставить палец и руку на клавиатуру, а брать, извлекать звук, не поднимать руку, а брать дыхание.

    Для того, чтобы ученик научился слушать звук, надо разучивать пьесы с яркой звуковой окраской, разнообразные по характеру и настроению, близкие и понятные ученику. Если ухо не слышит звук до конца, то палец становится пассивным, рука расслабляется, и каждый следующий звук мелодии не вынимается из предыдущего, а берется как бы заново. Одно из условий достижения кантилены заключается в выразительности пальцев, которые, играя мелодию, как бы переступают, мягко погружаясь «до дна» клавиши. Поднимать отыгравший палец следует мягко, не спеша, и не раньше, чем следующий полностью погрузится в очередную клавишу (этим достигается «вливание» одного звука в другой - легато).

    Можно сказать, что звук рождается и расцветает всеми красками в кончике пальца, как цветок на конце растения. Лишенный поддержки «изнутри» звук теряет глубину, певучесть и становится сухим и колючим.

    Взаимодействие пальцев и руки придает звукам глубину, а мелодии связность.

   Переступающие пальцы должны активно доводить каждый звук до конца, не ослабляя силу давления, а передавая ее следующей клавише.     Перемещение происходит как бы «внутри» руки следующей за пальцами.

    Разговаривая с учеником, необходимо ставить перед ним музыкальную задачу, выраженную в звуке, темпе, ритме и игровых приемах. Так же важно определить характер пьесы, ее настроение, найти звуковую окраску, нюансы, технические средства, помогающие раскрыть образное содержание.

    На уроках наряду с обычной работой должно быть отведено время на исполнение (как небольшое выступление). Пусть это будут небольшие пьески с недостаточным качество исполнения. Тем не менее, нужно стремиться, чтобы исполнение, в конце концов, достигало высокого уровня и стало основным требованием к ученику. Это свидетельствует о созревании исполнительской индивидуальности ученика, его умении самостоятельно работать.

РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

    Многолетний педагогический опыт показывает, что основы техники закладываются в музыкальной школе. Каждый преподаватель хорошо знает, что для нормального технического развития ученика необходима регулярная работа над гаммами, арпеджио, этюдами и упражнениями. Работа над этюдами не может ограничиваться только элементарными задачами - выполнение нотного текста и технически чистой игры в быстром темпе.

    Ко всем этюдам педагог должен подходить с такой же требовательностью, как и к художественному произведению в отношении нюансировки и качества звука, фразировки и общего характера, данного этюду в целом. Не менее важную роль играет и подбор этюдов для каждого ученика. При подборе этюдов надо учитывать необходимость постепенного и последовательного развития и накопления у ребенка разнообразных исполнительских навыков.

    Крайне важно, чтобы в плане учебной работы учащегося были предусмотрены этюды различного типа и характера, на разные виды техники. Следует давать и этюды, направленные на помощь работе над определенным произведением, где встречаются трудности, требующие соответствующей подготовки для их преодоления.

       Из сборников для 1-2 года обучения рекомендуется использовать этюды

Е. Гнесиной «Азбука», «Маленькие этюды для начинающих» и этюды А. Гедике соч. 32, соч. 47.

   В музыкальной школе чаще всего обращаются к этюдам, характерной особенностью которых является сочетание музыкально-художественных достоинств с техническими трудностями. В этом отношении этюды Е. Гнесиной и А. Гедике особенно нравятся ученикам.

   Из этюдов, рассчитанных на 3-4 года обучения, можно порекомендовать сборники К. Черни-Гермера, А. Лемуана соч.37, Бертини соч. 100, А. Лешгорн соч. 65.

    Помимо разнообразия стиля и характера этюдов необходимо иметь в виду и различие этюдов по типам техники: гаммообразное движение, различного рода фигурации, арпеджио.

    Работа над гаммами нужна не только для выработки основ техники, но и для свободной и уверенной тональной ориентировки на клавиатуре.

    Гаммы оказывают ученику неоценимую помощь в преодолении многих технических трудностей: плавность и ровность гаммы, незаметное подкладывание 1-го пальца в арпеджио, стройность аккордов, выработка первичных аппликатурных навыков. Рекомендуется проходить гаммы в порядке квинтового круга, начиная с До-мажора. Такая последовательность наиболее удобна, так как первые пять гамм исполняются одинаковой аппликатурой. Начинать учить гаммы следует каждой рукой отдельно в пределах одной и затем двух октав. Для более развитых учеников рекомендуется разучивание первых пяти гамм двумя руками, начиная с расходящегося движения, так как при этом пальцы располагаются в симметричном порядке.

   В работе над гаммами основной задачей является улучшение качества исполнения, а уже потом - стремление к быстрому темпу. Быстрая игра не должна допускаться в ущерб ровности, хорошему качеству звука и правильности движения.

   Параллельно разучиванию гамм следует работать над усвоением аккордов и арпеджио. Важно, чтобы каждый аккорд звучал не резко, чтобы ученик не бросал, а мягко и свободно опускал руку, как бы погружая пальцы в клавиши «до самого дна». Арпеджио следует начинать играть по 3 звука, а потом переходить к 4-м звукам. Следует приучать ученика к т ому, чтобы кисть руки слегка повышалась при движении от первого к пятому пальцу. Рука должна плавно двигаться вдоль клавиатуры. В работе над аккордами и арпеджио, следует так же, как и в гаммах применять разнообразные динамические оттенки и ритмические варианты, добиваясь ровности и хорошего качества звучания, плавности и свободы движения. Усвоение гамм, аккордов и арпеджио необходимо ученику для овладения основными формулами, из которых развивается разнообразные варианты фортепианной фактура.

РАЗВИТИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ С ЛИСТА

      Чтение с листа - форма деятельности, открывающая самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Это постоянная и быстрая смена новых музыкальных восприятий, впечатлений, «открытий», интенсивный приток богатой и

разнохарактерной музыкальной информации.

    Чтение нот с листа - наиболее перспективный путь, ведущий в направлении общего музыкального развития учащегося. Чем лучше ученик будет читать с листа, тем больше музыкальной литературы он будет знать, тем шире будет его музыкальный кругозор, быстрее будет развиваться его музыкальный вкус.    

    Учить чтению с листа - значит, прежде всего, всесторонне развивать ученика как музыканта.

    Практика работы в ДМШ показывает, что ученики в классе фортепиано слабо читают с листа. Существует ряд трудностей, с которыми они сталкиваются в данном процессе.

1.Знаки альтерации при ключе и в тексте - одно из наиболее сложных правил музыкальной орфографии.

Для выработки навыков их чтения необходимо привлекать на помощь ладовый и гармонический слух, поддержанный теоретическими знаниями. В любой момент ученик должен знать, в какой тональности излагается данный музыкальный эпизод, чем вызван знак альтерации в тексте.

    Включение в репертуар учащихся при чтении с листа произведений различных народов, основанных на своеобразных ладовых системах, а также произведений современных композиторов, с их сложной и многообразной гармонией, усложняет задачу разбора. В этом случае необходима продуманность и постепенность включения в репертуар учащихся ладово и

гармонически не сложной музыки.

2. Метроритм - так же одна из проблем при чтении нот с листа.

Каждому произведению присущ особый, неповторимый ритм. Поэтому ритмическая грамотность разбора нотного текста тесно связана с ощущением характера пьесы. Укорачивание долгих нот и пауз, размягчение пунктирных ритмов - свидетельство недостаточного понимания музыкальной сущности произведения. Путь к исправлению такого рода недочетов лежит через углубление в музыку, а не через отсчитывание долей.

     При чтении нот с листа на уроке можно предложить внимательно просмотреть метр и ритм, их изменения в тексте, прежде самой игры. Предупреждая возможные ошибки, можно заранее обратить внимание ученика на некоторые «опасные» моменты текста, иногда предложить ученику предварительно проиграть их отдельно.

В работе нужно обратить внимание ученика на то, что от ритмических соотношений зависят такие свойства мелодии, как, например, ее спокойный, размеренный или порывистый характер, непрерывно текучий или резко расчлененный. Зависят многие общие жанровые свойства музыки, как, например, маршеобразность, танцевальность, песенность. При ритмической бледности мелодия пьесы становится безжизненной и не выразительной.

2. Усвоение продуманной и рациональной аппликатуры - одна из важных сторон чтения с листа. Ученику следует знать элементарные аппликатурные принципы: позиции и смена их, подкладывание 1-го пальца, расположение пальцев в аккордах, зависимость аппликатуры от артикуляции и фразировки. Все это разъясняется педагогом в процессе работы над чтением нот с листа. Надо научить ребенка анализировать нотный текст, помочь ему увидеть внешнее и внутреннее содержание нотной записи - образ, характер произведения.

    Прежде чем приступать к проигрыванию нового нотного текста, необходимо приучать ученика внимательно просматривать мелодию глазами. Предварительным просмотром текста преследуется и более глубокая цель - активизация внутреннего слуха ученика, возникновение предшествующих исполнению представлений о звучании разбираемой музыки, так называемое

«предслышание».

    В начале работы по чтению с листа рекомендуется выбирать пьесы песенного и танцевального склада, гармонически и фактурно, несложные, преимущественно гомофонного изложения.

    Именно в таких произведениях дети смогут ясно представить себе основной мелодический голос.

     Учитывая, что у ребенка представления всегда связаны с действием, можно предложить ему спеть или сыграть про себя мелодию. Выполняя задание, ученики делают небольшие движения губами, гортанью или пальцами. К тому же, эти едва уловимые движения помогут учителю контролировать, действительно ли ученик слышит музыку. Выработанная привычка представлять себе какие-то стороны музыкальной ткани до проигрывания - залог будущих успехов ученика в развитии внутреннего слуха, и на этой основе - навыков чтения с листа.

     В музыке есть много готовых формул, знание которых значительно облегчает процесс чтения нот с листа. Знание таких формул и умение находить их в нотном тексте являются залогом успеха в работе по развитию навыка чтения нот с листа. Этим и обусловлен методический прием, который рекомендуется использоваться в работе.

     Необходимо, чтобы работа ученика над системой технических комплексов, таких как гаммы, арпеджио, аккорды, служила не только техническим задачам, но и являлась активным подспорьем в процессе чтения нот с листа.      

     Разучивание гаммы нужно соединять с данным процессом. Работу проводить по тональностям. Так же работать над тем, чтобы ученики привыкали к изображению готовых формул в нотной записи. Для этого можно сначала предложить ученику отыскать эти формулы или их элементы глазами в различных сочетаниях, а уже после этого приступать к чтению с листа на фортепиано данного произведения.

     Рекомендуется не проводить чтение нот с листа в конце урока, так как эта работа требует большого умственного напряжения, концентрации внимания и сосредоточенности. Лучше заниматься чтением с листа в начале или в середине урока. Для чтения нот с листа в классе фортепиано рекомендуются следующие сборники:

1.. И. Королькова. Крохе-музыканту. Ростов-на-Дону. Феникс,2005г.

2. Брат и сестра. Легкие ансамбли. - М.: Советский композитор, 1991г.

3. Пособие по чтению нот с листа. Вып.1. -М. Советский композитор, 1976г.

4. И.Рябов, С.Рябов. Чтение с листа в классе фортепиано. 1-2 классы. - Киев. Музычна Украина, 1988г.

5. Музицирование для детей и взрослых. Вып.1. Новосибирск. Окарина, 2007г.

     В качестве пособий по чтению нот с листа, можно использовать сборники

ансамблевой музыки или сборники по музицированию для начального периода обучения игре на фортепиано.

СОСТАВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПЛАНА

     Успеваемость учащегося во многом зависит от целесообразно составленного индивидуального плана, в котором должно быть предусмотрено последовательное и гармоничное развитие учащегося, учтены его индивидуальные особенности, уровень общего музыкального и технического развития и связанные с этим конкретные педагогические задачи.

      Одним из важнейших средств музыкального воспитания, развития эстетического вкуса учащегося является выбор репертуара, в который необходимо включать произведения русских и зарубежных композиторов – классиков, а также современных русских и зарубежных авторов. Репертуар должен быть разнообразным по содержанию, форме, стилю, фактуре.

     Пути развития ребенка определяются в процессе занятий, поэтому педагогические требования к ученикам должны быть строго дифференцированы. Недопустимо включать в индивидуальный план произведения, превышающие музыкально – исполнительские возможности учащегося и не соответствующие его возрастным особенностям. В музыкальной школе обучаются дети самых различных музыкальных способностей, поэтому в отдельных случаях является педагогически оправданным включение в индивидуальные планы произведений из репертуара предыдущего класса.

     Для расширения музыкального кругозора учащегося, помимо произведений, детально изучаемых в классе, рекомендуется проходить пьесы в порядке ознакомления, в которых допускается различная степень завершенности работы над ними.

     Педагог, как правило, является большим авторитетом для своего воспитанника, но работа по данной программе исключает авторитарность и жёсткие рамки отношений преподавателя и ученика. Деловая и творческая обстановка на уроках - вот одно из главных условий для успешного обучения учащихся.

    Как уже отмечалось, в музыкальных школах учатся дети с разным уровнем музыкальных способностей, но сам факт, что дети приходят учиться музыке, познавать новое, обязывает преподавателя найти подход к каждому ученику и учить его в соответствии с его возможностями.

     Обучение даст хороший результат и принесет удовлетворение обеим сторонам (учитель-ученик), если педагог будет строить свою профессиональную работу, основываясь на следующих правилах:

- уделять основное внимание положительным, а не отрицательным сторонам    

  ученика;

- уважать индивидуальность ученика;

-не гасить энтузиазм ребёнка, все замечания делать в корректной, доброжелательной форме;

- помнить, что слова одобрения - это очень важный момент в обучении;

- если ученик сталкивается с трудностями, надо помочь в их преодолении.

Ученик всегда должен быть уверен в том, что педагог ему поможет и поддержит его в любых трудностях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК НОТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Поливода Б, Сластенко В. 110 новых пьес. Школа игры на фортепиано. Р-на-Дону. Феникс,2008 г.

2. Поливода Б, Сластенко В. Сборник пьес для ф-но. Лучшее из хорошего.

1-2 классы ДМШ. Р-на-Дону. Феникс, 2011 г.

3. Барсукова С. Азбука игры на фортепиано для учащихся подготовительного и первого классов ДМШ. Р-на-Дону. Феникс, 2011г.

4. Барсукова С. Веселая музыкальная гимнастика. Сборник пьес для фортепиано для учащихся подготовительного и первого классов ДМШ. Р-на-Дону. Феникс, 2008г.

5. Смирнова Н. Хрестоматия для ф -но младшие классы ДМШ 1-3 кл. Р-на-Дону. Феникс, 2009 г.

6. Барсукова С. Веселые нотки. Сборник пьес для ф-но, 3-4 кл. ДМШ вып. 1 Учебно- методическое пособие. – Р-на-Дону. Феникс, 2007

7. Барсукова С. Любимое фортепиано. Сборник пьес для учащихся 2-3 классов ДМШ. Р-на-Дону. Феникс, 2011г.

8. Барсукова С. Любимое фортепиано. Сборник пьес для учащихся 1-2 классов ДМШ. Р-на-Дону. Феникс, 2011г.

9. Музыкальная коллекция. Сборник пьес для фортепиано.3-4 класс. Р-на-Дону. Феникс, 2008г.

10. На рояле вокруг света. 1 класс. -М. Классика 21 века, 2003г.

11. На рояле вокруг света. 2 класс. -М. Классика 21 века, 2003г.

12. На рояле вокруг света. 3 класс. -М. Классика 21 века, 2003г.

13. Музицирование для детей и взрослых. Вып.1. Новосибирск. Окарина, 2007г.

14. Музицирование для детей и взрослых. Вып.2.  Новосибирск. Окарина, 2007г.

15. Музицирование для детей и взрослых. Вып.З.- Новосибирск. Окарина, 2007г.

16. Веселые нотки. Сборник пьес для фортепиано 3-4 класс. Вып.1.Р-на- Дону. Феникс, 2007г.

17. Веселые нотки. Сборник пьес для фортепиано 3-4 класс. Вып.2. Р-на- Дону. Феникс,2008г.

18. Веселые нотки. Сборник пьес для фортепиано 1-2 класс. Вып.2. Р-на- Дону. Феникс, 2010г.

19. Барсукова С. Сонатины и вариации. 1-2 класс. Р-на-Дону. Феникс,2002г.

20. Мое концертное выступление. Пьесы для фортепиано. 1-4 класс. Р-на- Дону. Феникс, 2004г

21. Барсукова С. Лучшее для ф-но. Сборник для учащихся 1-2 классов ДМШ. Р-на- Дону. Феникс, 2011г

22. Цыганова Г. Юному музыканту пианисту 1 класс. Р-на-Дону.Феникс,2010

23. Барсукова С. Хочу играть. Сборник пьес для ф-но 2-3 классы ДМШ. Р-на- Дону. Феникс, 2012 г

24. Барсукова С. Хочу играть. Сборник пьес для ф-но 1-2 классы ДМШ. Р-на- Дону. Феникс, 2012 г

25. Соколова Н. Ребенок за роялем. М. Музыка, 2011г.

26. Цыганова Г. Альбом ученика пианиста. Хрестоматия подготовительный класс. Р-на-Дону. Феникс, 2009 г.

27. Альбом для домашнего музицирования. Вып.3. М.: Музыка,2001 г.

28. Библиотека юного пианиста. Золотой репертуар. Тетрадь 2. М.: изд-во В. Катанского,2001 г.

29. Коровицын В. Детский альбом. Р-на-Дону. Феникс, 2007 г.

30. Коровицын В. Альбом фортепианной музыки. Исполнение желаний. Р-на-Дону. Феникс, 2009 г.

31. Металлиди Ж. Лесная музыка. Пьесы для ф-но. Санкт – Петербург

«Композитор», 2005 г.

32. Королькова И. Крохе – музыканту. Нотная азбука для самых маленьких. Часть 2. Р-на-Дону. Феникс, 2005 г

33. Савельев Ю. Фортепианные пьесы для детей. М. «Владос» 2005 г.

34. Сборник пьес для ф-но 1-2 классы. Вып.2. Р-на-Дону. Феникс, 2002 г.

35. Барсукова С. Пора играть, малыш. Для учащихся подготовительного и первого класса. Р-на-Дону. Феникс, 2007 г.

36. Барсукова С. Мое фортепиано. Сборник пьес для учащихся1-2 класса ДМШ. Р-на-Дону. Феникс, 2012 г.

37. Хрестоматия 125 новых пьес для ф-но. Р-на-Дону. Феникс, 2008 г.

38. Сонатины и вариации 1-2 класс. Вып.2. Р-на-Дону. Феникс, 2002 г.

39. Сборник пьес для ф-но 3-4 классы. Вып.2. Р-на-Дону. Феникс, 2002 г.

40. Хрестоматия для ф-но. Младшие классы. М.: Музыка, 2005 г.

41. Чтение с листа. Пособие для юного пианиста. Санкт – Петербург

«Композитор», 2007 г.

42. Смирнова Т. Скороговорки для ф-но. Санкт – Петербург

«Композитор», 2002 г.

СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. — М., 1985г.

2. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. — Л., 1979 г.

3. Бейлина С. В классе профессора В.Х. Разумовской. — М., 1973г.

4. Браудо И.А. Об изучении клавирных сочинений И.С. Баха в музыкальной школе. — М., «Классика – XXI», 2005г.

5. Брянская Ф. Формирование и развитие навыков игры с листа в первые годы обучения пианистов. - М.: «Классика – XXI», 2005г.

6. Вицинский А. Беседы с пианистами. М.: «Классика – XXI», 2004 г.

7. Гаккель Л. Исполнителю, педагогу, слушателю. Л.: Советский композитор,1988 г.

8. Голубовская Н. О музыкальном исполнительстве. — Л., 1985 г.

9. Маккиннон Л. Игра наизусть. – М., «Классика – XXI», 2003г.

10. Мартинсен К. Индивидуальная фортепианная техника. М., «Классика – XXI», 2003г.

11. Мартинсен К. Методика индивидуального преподавания игры на ф-но. М.: «Классика –XXI», 2003 г.

12. Милич Б. Воспитание ученика пианиста 1-4 классы ДМШ. — Киев, 1982г.

13. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. — М., 1987г.

14. 23. Перельман Н. В классе рояля. М.: «Классика – XXI», 2007 г.

15. 25. Ражников В. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: «Классика – XXI», 2004 г.

16. Тимакин Е. Воспитание пианиста. – М., 1984

17.  Тимакин Е. Навыки координации в развитии пианиста. – М., 1987

18. Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. — М., 1984

19. Цыпин Г. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика. Москва, 2003 г.

20. Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. – М.: «Классика –XXI», 2000г.