Программа Аккомпанемент

Деревицкая Лариса Викторовна

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akkompanement_2015.docx32.92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры

дополнительного образования МО г. Нягань

«Детская школа искусств»

РАБОЧАЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«АККОМПАНЕМЕНТ»

Срок реализации программы 2 года

                                                                               

                                                                           

                                                     

                                       

Нягань 2015

Рассмотрена и рекомендована                                   УТВЕРЖДАЮ:

к утверждению и реализации                                     Директор МАОУК ДО МО

на методическом совете                                              г. Нягань «Детская школа

МАОУК ДО МО г. Нягань                                          искусств»

«Детская школа искусств»                                          __________ И.А. Бережная

Протокол №____________                                          «___»___________20___г.

«___»____________20___г.

Составитель:

ДЕРЕВИЦКАЯ ЛАРИСА ВИКТОРОВНА – преподаватель  высшей квалификационной  категории  по классу  фортепиано, ансамбля, аккомпанемента  МАОУК ДО МО г. Нягань «Детская школа искусств»

                                                                                                         

                                       

Структура программы учебного предмета

I.Пояснительная записка………………………………………………4

II.Содержание учебного предмета  

   Учебно-тематический план .……………………………………….7

III.Требования к уровню подготовки обучающихся ….………. 14

IV.Формы и методы контроля, система оценок …………………15

V.Методическое обеспечение учебного процесса ………………18

VI.Список литературы и средств обучения ………………………20

-3-

             I. Пояснительная записка

Возможность введения нового предмета «Аккомпанемент» появилась вместе с Учебными планами нового поколения, утверждёнными Министерством культуры РФ, в которых этот предмет рекомендован в   основном перечне    предметов и в перечне «Предметов по выбору».

      История учит нас тому, что искусство является неотъемлемой частью человеческой деятельности. История воспитания и образования в целом учит нас, что занятия музыкой, как предметом эстетическо-художественной направленности, даёт возможность мощного развития интеллекта современного человека и формирования высококультурной личности. В нашей стране исторически сложился высокий профессиональный уровень начального музыкального образования.

        Музыкальное искусство непосредственно и сильно воздействует на человека, на его общее культурное развитие. Музыкальные школы являются одним из основных центров музыкальной культуры, цель которых сделать классическую музыку достоянием одарённых детей и воспитать грамотных любителей музыки – не пассивных слушателей, а активных участников   музицирования, в том числе, музицирования коллективного.

      Для ученика-пианиста коллективное музицирование – это игра в ансамбле, чаще всего в дуэте. Дуэт, прежде всего, может быть фортепианным. Может быть дуэт с вокалистом, с духовым инструментом, струнно-смычковым, струнным народным инструментом. Фортепиано в таком дуэте – в качестве аккомпанемента.

    Актуальность и новизна образовательной программы состоит в том, что, юный музыкант имеет возможность применять и совершенствовать навыки ансамблевой игры, полученные в дуэте с педагогом на начальном этапе обучения, и далее, навыки ансамблевой игры, полученные в фортепианном дуэте со сверстниками, на данном этапе обучения в дуэте со скрипкой (домрой), аккомпанируя солисту.

-4-

        Современная методика рекомендует прививать навык элементарного аккомпанемента с самых первых уроков и ставит перед начинающими музыкантами простую задачу - аккомпанировать 1-2 звуками в качестве гармонической поддержки для простой мелодии детской песенки или для более сложной партии педагога, что очень привлекает учащихся к музицированию.

  Цель программы – формирование коммуникативных навыков юных пианистов через игру в дуэте в качестве аккомпанемента, умения строить музыкальное общение с солистом и слушателями.

 Задачи программы:

-     совершенствовать   практические   навыки аккомпанемента;

         -     организовать приобретение специфических знаний раннего    

               концертмейстерского класса;

       -    активизировать творческие способности.

 Положительной тенденцией программы является возможность внести разнообразие в учебный процесс ученика-пианиста, обогатить эмоциональную и интеллектуальную жизнь юного музыканта. Данная программа является рабочей дополнительной общеобразовательной программой художественно-эстетической направленности.

В условиях данного образовательного учреждения имеется возможность аккомпанемента в дуэте скрипки и фортепиано, флейты и фортепиано, вокала и фортепиано, саксофона и фортепиано. Данная программа предлагает обучение аккомпанементу с солирующим инструментом скрипкой и домрой.

Объём курса рассчитан на два учебных года в рамках предмета «Аккомпанемент» для учащихся 4 и 5 классов 5-летнего курса обучения игре на фортепиано, для учащихся 6 и 7 класса 7-летнего курса обучения игре на фортепиано, в соответствии с Учебным планом 0,5 часа в неделю, форма занятий -  индивидуальный урок.

Для контроля и учёта успеваемости в течение учебного года 1 раз в

-5-

полугодие учащиеся исполняют на академическом зачёте одно произведение, выбранное из выученного репертуара. Наиболее яркие и интересные произведения рекомендуется показывать на концертных выступлениях, конкурсах различного уровня.

Репертуарный план требуется составлять на каждое полугодие. В течение учебного года изучить 4-10 произведений, в том числе в порядке ознакомления. Главный критерий подбора произведений – индивидуальный подход к способностям и возможностям каждого ученика на основе дифференцированного определения объёма и сложности учебных задач, темпа развития и методов работы.

При выставлении оценки за исполнение учитывается грамотное исполнение своей партии, яркость созданного художественного образа, качество исполненного произведения в ансамбле. Применяется десятибалльная система оценок с учетом   +  и  - .

                   

                                       -6-

II.   Содержание учебного предмета

      Учебно-тематический план

      Примерное распределение часов

                     

 

№п/п

Содержание и виды

работы

Общее количество часов

Теория

Практика

1.

Организация музыкальных интересов

       

2

-

2

2.

Развитие музыкальной грамотности

5

1

4

3.

Работа над репертуаром

 

7,5

2,5

5

4.

Резерв времени

2

-

2

Итого

16,5

3,5

13

 

                                                -7-

        Организация музыкальных интересов:

  •  накопление музыкальных впечатлений, слушание музыкальных примеров разных жанров в исполнении вокальных и инструментальных дуэтов в аудио и видеозаписи;
  • анализ и обсуждение полученных впечатлений;
  • знакомство с творчеством композитора и историей создания того или иного сочинения для понимания стиля и специфики жанра.

         Развитие музыкальной грамотности

  • слушание нового произведения в исполнении педагога с целью ознакомления и нового впечатления;
  •  чтение с листа партии солиста и партии аккомпанемента с целью ознакомления с произведением в целом, попытка понять его характерные особенности, образ, настроение, основные пропорции;
  •  анализ чтения с листа с определением точности исполнения текста, недочётов и влияния невыполненных указаний на толкование музыкального образа, его характера;
  •  нахождение наиболее удачного способа выражения музыкальной мысли через мелодию, темп, ритм, штрихи, паузы (понять их ритм и драматургический смысл), регистры, динамику;
  • умение петь мелодию под собственный аккомпанемент (мелодия, как основа любого музыкального произведения), прослеживание мелодической линии в партии солиста и партии аккомпанемента, её развитие, фразировка, кульминация;

                                     -8-

  • определение формы произведения, обратив особое внимание на грани формы (переходы от одной части к другой), вступление (если оно есть), ферматы, коду;
  •  определение тонального и гармонического плана;
  •  определение фактуры изложения аккомпанемента;
  •  применение аппликатурных навыков в разных позициях, при игре аккордов, арпеджио, гаммообразных последовательностей;
  •  применение технических навыков и возможностей при создании задуманного образа;
  •  применение терминов и точное исполнение всех авторских указаний, обозначающих темп, характер, динамику;
  •  применение педали (гармонической, ритмической, запаздывающей) и умение педализировать не только для обеспечения чистого звучания, но и для украшения;
  •  воспитание особого внимания к любым обозначениям в тексте;
  •  воспитание комплексного восприятия технических и художественных задач, постепенное их усложнение;
  •  определение исполнительского плана произведения, реализуемого совместными усилиями в процессе обучения и творчества;
  •  воспитание синхронности – результат важнейшего качества любого ансамбля, а также первое техническое требование, единое понимание и чувствование партнёрами темпа и ритмического пульса без малейшего отклонения.

       Работа над репертуаром:

  • развитие музыкальных способностей как значимой составляющей в исполнительской деятельности

                                         -9-

  • аккомпаниатора – музыкального слуха, музыкальной памяти, метроритмики, туше, педализации, умения подбора аппликатуры, использования мелизмов;
  • определение и рассмотрение классификации типов аккомпанемента – гармоническая поддержка, чередование баса и аккорда, аккордовая пульсация, гармонические фигурации, аккомпанемент смешанного типа;
  • подробный анализ по каждому типу аккомпанемента в музыкальных произведениях разных жанров;
  • творческая деятельность, включающая две составляющие: рабочий процесс, состоящий из четырёх этапов, и концертное исполнение, являющееся кульминацией подготовительного репетиционного процесса, несущее в себе главную цель – совместно с солистом раскрыть музыкально-художественный замысел произведения;
  • четыре этапа рабочего процесса:

первый – работа над произведением в целом (создание целостного музыкального образа как воображаемые наброски того, что предстоит исполнить), задачей является создание музыкально-слуховых представлений при активной работе музыкального слуха, музыкальной памяти, эмоционально-волевых качеств исполнителя, музыкального мышления и воображения;

 второй – индивидуальная работа над партией аккомпанемента (разучивание фортепианной партии: отработку трудностей, применение различных пианистических приёмов, подбор удобной аппликатуры, «держание» темпа, выразительность динамики, точная фразировка, туше);

третий – работа с солистом – предполагает безупречное

                                   -10-

владение фортепианной партией, знание партии солиста, «отход» аккомпанемента на второй план по отношению к солисту, умение слушать партнёра при совместном музицировании;

четвёртый – исполнение произведения целиком, основной задачей является создание единого музыкально-художественного образа, определение предварительного настроя на концертное выступление.

  •  немаловажно знание различных аспектов творчества в аккомпанировании – эстетического (отражается на характере исполнения музыкального произведения), психологического (включает музыкальное восприятие, эмоционально-волевые качества, развивает образное мышление и воображение, без него невозможен процесс создания музыкально-художественного образа).

 

     Примерный перечень произведений:

4 (6) класс

Из сборника «Юный скрипач» вып.1.Составитель К.А. Фортунатов

  1. Д. Кабалевский. Прогулка.
  2. «Птичка» детская песенка. Ред. П.И.Чайковского.
  3. Й. Гайдн. Песенка. Пер. К.Фортунатова.
  4. И.Дунаевский. Колыбельная. Пер. К.Фортунатова.
  5. «Перепёлочка» бел. нар. песня. Обр. А,Комаровского.
  6. Й. Гайдн. Анданте. Пер. К.Фортунатова.
  7. Старинная французская песенка. Обр.К.Фортунатова.
  8. Л. Моцарт. Бурре. Пер.К.Фортунатова.

                                   -11-

  1. М. Мусоргский. По грибы. Пер. К.Фортунатова.

10.Д.Шостакович. Колыбельная. Пер. К.Фортунатова.

11.Р.Шуман. Весёлый крестьянин. Пер. К.Фортунатова.

12.Д. Шостакович. Вроде марша. Пер. К.Фортунатова.

13.А. Комаровский. Маленький вальс.

14.Л. ван Бетховен. Сурок.

Из сборника П.И.Чайковского «Альбом пьес»

16.Итальянская песенка.

17.Шарманщик поёт.

18.Старинная французская песенка.

19.Вальс.

20. Сентиментальный вальс.

Из сборника «Хрестоматия 1-2 класса ДМШ. Пьесы и крупная форма».

21.Ж. Люлли. Песенка.

22.Р. Шуман. Маленькая пьеса.

23.«Прилетай, прилетай» укр. нар. песня. Обр. В.Людкевич.

24.Ф. Шуберт. Вальс.

25.«Пастушок» чеш. нар. песня. Обр. В. Стемпневского.

26.М. Глинка. Соловушка.

27.А. Гретри. Песенка.

28.К. Вебер. Вальс.

29.«Перепелочка» бел. нар. песня. Обр. С.Полонского.

30.Б. Барток. Танец.

31.«Журавель» укр.нар.песня. Ред. П.Чайковского.

                                      -12-

   5 (7) класс

Из сборника «Хрестоматия ДМШ 1-2 класс».

Ред. В. Гарлицкий, А. Родионов

  1. Ф. Шуберт. Вальс.
  2. А. Филиппенко. По малину в сад пойдём.
  3. Н. Бакланова. Романс.
  4. Н. Бакланова. Мазурка.
  5. М. Глинка. Песня Вани.
  6. Й. Гайдн. Анданте.
  7. В. Калинников. Журавель.

 Из сборника «Пьесы старинных композиторов»

  1. И.С.Бах. Ария G-dur.

 Из сборника П.И.Чайковского «Альбом пьес»

  1. Грустная песенка.
  2. Неаполитанская песенка.
  3. Сладкая грёза.

     

     Из сборника «Хрестоматия 1-2 класса ДМШ II т.»

  1. Л. Ван Бетховен. Менуэт. Обр. В.Бурместера.
  2. Ш. Данкля. Пьеса.
  3. Дж. Перголези Ария. Обр. В.Бурместера.
  4. Дж. Тартини. Сарабанда. Обр. А.Моффата.

     Из сборника «Юный скрипач» I вып. Составитель  

     К. А. Фортунатов

  1. В. Моцарт. Игра детей. Обр. К.Фортунатова.

                                      -13-

  1. Г. Муффат. Бурре. Обр. Ю.Фортунатова.
  2. З. Багиров. Романс.

     Из сборника «Я буду скрипачом» Школа игры на скрипке

     С. М. Шальман

    20.   С. Майкапар. Марш

    21.   С. Майкапар. Вечерняя песнь

    22.   Б. Дварионас. Вальс

    23.   Н. Богословский. Мелодия

    24.   А. Хачатурян. Андантино

    25.   Д. Шостакович. Шарманка

     Из сборника «Любимые мелодии для скрипки и

     фортепиано вып. 3» переложение Г. И. Фиртич

    26.   Б. Бакарак. Капли дождя

    27.   Р. Роджерс. Голубая луна

    28.   С. Адамо. Падает снег

    29.   К. Портер. Ночь и день

    30.   Д. Уэббер. Память

        III. Требования к уровню подготовки обучающихся

  1. Умение самостоятельно разучить, проанализировать, грамотно исполнить произведение в качестве аккомпанемента в дуэте с солистом в домашнем музицировании и открытом выступлении.
  2. Знания и навыки применять для воплощения музыкально-художественного образа с учетом специфики звучания и характерных особенностей солирующего инструмента.

                              -14-

  1. Умение слышать соотношение звучания сольной партии и аккомпанемента, уметь поддержать солиста.
  2. Обладать развитым художественным мышлением, коммуникативными навыками.

           

         IV. Формы и методы контроля, система оценок

 

 Контроль знаний, умений, навыков, приобретенных учащимися, обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.

Основными видами контроля успеваемости по предмету «Аккомпанемент» являются:

- текущий контроль успеваемости учащихся;

- промежуточная аттестация;

- итоговая аттестация.

Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала предмета, и направлена на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер.

Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем.  Оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:

- отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;

- качество выполнения домашних заданий;

- инициативность и проявление самостоятельности, как на уроке,  

  так и во время домашней работы;

                                              -15-

- темп продвижения в освоении учебного материала.

На основании результатов текущего контроля выводятся оценки по четвертям.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.

Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются академические концерты, зачеты, а также концерты, тематические вечера и прослушивания к ним. Участие в концертах приравнивается к выступлению на академическом концерте.

         

          Итоговая аттестация

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.

Форма и содержание итоговой аттестации по учебному предмету «Аккомпанемент» устанавливаются Детской школой искусств самостоятельно.

                                       

          Система оценок

Критерии оценки качества подготовки учащегося позволяют определить уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой. Основным критерием оценок учащегося является грамотное исполнение авторского текста, художественная выразительность, владение техническими приемами игры на инструменте.

При оценивании учащегося следует учитывать:

- формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к  

занятиям музыкой;

- наличие исполнительской культуры, развитие музыкального  

мышления;

                                                    -16-

- овладение практическими умениями и навыками в

музыкально-исполнительской деятельности;

- степень продвижения учащегося, успешность личностных  

 достижений.

По итогам исполнения программы на контрольном уроке, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

предусматривает исполнение программы, соответствующей году обучения, наизусть, выразительно; отличное знание текста, владение необходимыми техническими приемами, штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание жанра исполняемого произведения; использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу

4 («хорошо»)

грамотное исполнение с наличием мелких технических недочетов, небольшое несоответствие темпа, недостаточно убедительное донесение образа исполняемого произведения

3 («удовлетворительно»)

при исполнении обнаружено плохое знание нотного текста, технические ошибки, характер произведения не выявлен

2 («неудовлетворительно»)

незнание наизусть нотного текста, слабое владение навыками игры на инструменте, подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу

                                             -17-

      V. Методическое обеспечение учебного процесса

 Аккомпанемент является одной из составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта-пианиста. Уроки аккомпанемента позволяют приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные рамки, познакомиться с лучшими образцами русской и зарубежной инструментальной музыки, воспитать художественный вкус и сформировать чувство стиля, развить умение создавать единый художественный образ произведения вместе с солистом.

     Навык аккомпанемента дополняет и углубляет базовое владение инструментом, как у музыканта-профессионала, так и у музыканта-любителя в художественной самодеятельности и в домашнем музицировании.

     Опыт работы показывает, что подобная форма обучения способствует расширению музыкального кругозора подрастающего поколения, обогащению духовного мировоззрения, развитию художественного вкуса, главное – повышает интерес к фортепиано, как к универсальному инструменту.

     Одной из задач в работе педагога по специальности является задача развить в ученике умение слышать свою игру «со стороны». А совместное музицирование значительно повышает слуховой контроль, развивает способность слышать многоплановую звучность, активизирует все индивидуальные возможности для поиска и использования более тонких градаций звучания фортепиано в дуэте со скрипкой (домрой).

    Исходя из динамических возможностей струнного инструмента, ученик-пианист соразмеряет звучность фортепиано, при этом звучание не должно терять своего

                                      -18-

эмоционального наполнения. Игра в дуэте со струнным инструментом стимулирует поиск более тонкого разнообразного звучания форте и пиано.

     При совместной игре на разных инструментах происходит процесс взаимообогащения участников ансамбля.  Пианисты учатся у струнников лучшей связности, «легатности» звучания.

    Игра в инструментальном ансамбле воспитывает более строгое отношение к ритмической стороне исполнения, чувство ответственности за конечный результат совместной работы. На начальном этапе обучения в силу специфики фортепиано ученик-пианист лишен возможности игры в инструментальном ансамбле, урок аккомпанемента прививает интерес к коллективному творчеству, обогащает репертуар юного музыканта. Возможность выступать в концерте в инструментальном дуэте вызывает творческий интерес у юного исполнителя, а сам процесс подготовки чрезвычайно увлекателен. Именно на этом этапе совместной работы у юных концертмейстеров проявляется и развивается чувство профессиональной ответственности.

      Успех работы в классе аккомпанемента во многом зависит от удачно выбранной программы. При выборе репертуара следует помнить, что степень сложности аккомпанемента не должна превышать технический уровень пьес, исполняемых в классе по специальности, поскольку кроме технической задачи ученик должен выполнять в комплексе и другие задачи – видеть и не терять верхнюю (третью) строчку, постоянно слушать партнера.

     

                                     -19-

      VI. Список литературы и средств обучения

  1. Алексеев А. Методика обучения на фортепиано, - М., 1978.
  2. Брянская Ф. Формирование и развитие навыка чтения с листа, - М., 2007.
  3. Готлиб А. Заметки о фортепианном ансамбле, - М., 1973.
  4. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения, - М., 1961.
  5. Кубанцева Е. Концертмейстерский класс, - М., 2002.
  6. Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента, - Л., 1972
  7. Светозарова Н., Кременштейн Б. Педализация в процессе обучения игре на фортепиано, - М., 1963.
  8. Тимакин Е. Воспитание пианиста, - М., 1984.
  9. Цыпин Г. Психология музыкальной деятельности, - М., 1994.
  10. Федорович Е., Тихонова Е. Основы музыкальной

      психологии, - Е., 2007.  

         Средства обучения

  1. Инструмент фортепиано(аккомпанирующий).
  2. Инструмент: скрипка, домра (солирующий).
  3. Нотная литература.
  4. Аудио магнитола.
  5. CD проигрыватель.
  6. Диски, флеш карты.
  7. Метроном.

                                                                                 -20-