Рабочая ОП Фортепиано 7 лет обучения

Деревицкая Лариса Викторовна

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности "Музыкальный инструмент Фортепиано" 7 лет  срок обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fortepiano_op_7let_2015.docx57.9 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры дополнительного образования  МО г. Нягань

«Детская школа искусств»

РАБОЧАЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ФОРТЕПИАНО»

Срок реализации программы 7 лет

                                     

                                                                   

                                                                 

                                                                 

                                                                 

                                             

                                         

Нягань  2015

Рассмотрена и рекомендована                                   УТВЕРЖДАЮ:

к утверждению и реализации                                     Директор МАОУК ДО МО

на методическом совете                                              г. Нягань «Детская школа

МАОУК ДО МО г. Нягань                                          искусств»

«Детская школа искусств»                                          __________ И.А. Бережная

Протокол №____________                                          «___»___________20___г.

«___»____________20___г.

Составитель:

ДЕРЕВИЦКАЯ ЛАРИСА ВИКТОРОВНА – преподаватель высшей квалификационной категории  по классу специального фортепиано МАОУК ДО МО  г. Нягань «Детская школа искусств»

                                                                                                         

                                       

          Структура программы учебного предмета

 I.Пояснительная записка  ……………………………………………………3

II.Содержание учебного предмета …………………………………………..7

III.Требования к уровню подготовки обучающихся ……………................23

IV.Формы и методы контроля, сиcтема оценок …………………………...23

V.Методическое обеспечение учебного процесса ………………………...26

VI.Список литературы и средств обучения … …………………………….30

                                                           

                                                                   2        

I. Пояснительная записка

Современная экономическая, социальная и политическая ситуация обусловливают возрастание роли художественного образования детей как важного фактора развития личности, художественной культуры подрастающего поколения. Центром музыкального воспитания и образования детей являются ДМШ и ДШИ.

Актуальность данной программы состоит в том, что образовательный и воспитательный процесс, построенный на ее основе, обеспечивает индивидуальный подход в общем музыкальном образовании, формирует эстетический вкус, воспитывает подготовленного слушателя, активного участника художественной самодеятельности, обучает игре на музыкальном инструменте, развивает творческие задатки.

Тип программы - составительская, на основе Типовой программы «Музыкальный инструмент фортепиано» утвержденной Управлением учебных заведений и научных учреждений Министерства культуры (Москва). Программа адаптирована к условиям данной школы.

       Цель - наиболее эффективно организовать учебный и воспитательный процесс в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к современной педагогике, то есть способствовать подъему музыкальной культуры и отвечать запросам широких общественных слоев и различных групп общества, а также обеспечивать совершенствование процесса развития и воспитания наиболее способных учащихся, подготовку к дальнейшему профессиональному образованию.

      Задачи:

  • развитие художественного мышления;
  • формирование практических исполнительских навыков;
  • активизация творческих способностей.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета

3

используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приемов);
  • практический (работа на инструменте, упражнения);
  • аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.

Срок реализации учебного предмета «Музыкальный инструмент фортепиано» составляет 7 лет, объем учебного времени из расчета 33 учебные недели составляет в 1-2 классе 49,5 учебных часов в год, в 3-7 классе 66 учебных часов в год. Обязательной частью образовательной программы являются ежедневные домашние занятия с выполнением домашнего задания.

      Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.

   Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить содержание программы в соответствии с особенностями развития каждого ученика.

В музыкальной   педагогике   применяется комплекс методов обучения.

Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей.

Положительной тенденцией программы являются внутри предметные

и межпредметные связи, обеспечивающие целостное представление о музыкальном искусстве, что необходимо как для профессионального

4

музыкального становления, так и для развития навыков любительского музицирования.

Программа отражает требования к образовательному и воспитательному процессу в классе специального фортепиано, не затрагивая предмет ансамбля и чтения с листа.

Ежегодный репертуарный план каждого учащегося отражает полноценную систему подбора произведений, разных по жанру, стилю, характеру исполнения.

Контроль и учет успеваемости проводится следующим образом. В течение учебного года учащиеся 1-6 классов играют на академических концертах. Учащиеся 1 класса на академическом концерте в I полугодии играют две разнохарактерные пьесы (одна из них может быть с элементами полифонии), во II полугодии — пьесу с элементами полифонии (или Вариации), пьесу, этюд. Учащиеся 2-6 классов на академическом концерте в I полугодии играют полифонию и пьесу, во II полугодии - произведение крупной формы и пьесу.                                                

   С целью контроля   технической подготовки учащихся  2-6 классов в 1 и 2 полугодии проводится технический зачет.  

Требования к техническому зачету разработаны преподавателями отдела специального фортепиано:

1) этюд (инструктивный или художественный) на любой вид техники;

2)гаммы, аккорды, арпеджио

  в  1 полугодии                   2 класс Соль-мажор, ля-минор

                                            3 класс Ре-мажор, ми-минор

                                            4 класс Ля-мажор, си-минор

                                            5 класс Ми-мажор, до диез-минор

                                            6 класс Си-мажор, фа диез-минор;

                                               

во 2 полугодии                  2 класс  Фа-мажор, ре-минор

5

                                      3 класс Ми бемоль-мажор, до-минор

                                      4 класс Си бемоль-мажор, соль-минор

                                      5 класс Ля бемоль-мажор, фа-минор

                                           6 класс Ре бемоль-мажор, си бемоль-минор.

      3) хроматическую гамму  от заданного звука.

     Учащиеся выпускного класса готовят выпускную экзаменационную программу из четырех произведений разных жанров и стилей. В течение учебного года в выпускном классе проводится три поэтапных прослушивания экзаменационной программы. На первом прослушивании требуется исполнить два произведения (на выбор), на втором три, и на третьем четыре произведения (всю программу). В конце учебного года проводится выпускной экзамен по специальности. При выставлении оценки следует учитывать исполнительский уровень выпускника, индивидуальные возможности и способности, качество исполняемой программы, прилежность в период подготовки программы.

    На академическом концерте, техническом зачете, выпускном экзамене при выставлении оценки применяется десяти бальная система оценок 5+, 5, 5-, 4+, 4, 4-, 3+, 3, 3-, 2.

   Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

    Учебные аудитории для занятий по предмету "Музыкальный инструмент фортепиано" должны быть оснащены роялями или пианино и должны иметь площадь не менее 6 кв. метров.

    Необходимо наличие концертного зала с двумя концертными роялями, библиотеки и фонотеки. Помещения должны быть со звукоизоляцией и своевременно ремонтироваться. Музыкальные инструменты должны регулярно обслуживаться настройщиками (настройка, мелкий и капитальный ремонт).

6

II. Содержание учебного предмета

     Учебно-тематический план

     Примерное распределение часов

     1-2 класс

№      п/п

Содержание и виды работы

      Общее    

  количество

       часов

    Теория

  Практика

   1.

Организация музыкальных интересов

4

         

4

   2.

Развитие музыкальной грамотности

12,5

          3

9,5

   3.

Работа над репертуаром

34

          5

29

   4.

Резерв времени

2

         

2

Итого

52,5

         8

44,5

    Примерное распределение часов  

    3-7 класс

№      п/п

Содержание и виды работы

      Общее    

  количество

       часов

    Теория

  Практика

   1.

Организация музыкальных интересов

           8

          3

          5

   2.

Развитие музыкальной грамотности

           12

          3

          9

   3.

Работа над репертуаром

          42

          6

         36

   4.

Резерв времени

           4

          2

          2

Итого

          66

         14

         52

7

                       Содержание изучаемого курса

                   

                        1 класс  

 

                        Организация музыкальных интересов:

- Беседы о музыке; знакомство с разновидностями танца (вальс, полька), марша (военный, спортивный), песни (колыбельная, шуточная); определение по слуху жанровой    принадлежности музыкальных произведений;

-Накопление музыкальных впечатлений, слушание музыки в исполнении преподавателя; изобразительность и выразительность в музыке, смена настроения в рамках одного произведения;

- Слушание музыки в записи.

 Развитие музыкальной грамотности:

- Осознание зависимости характера музыки от темпа, артикуляции, динамики;

-  Осознание средств музыкальной выразительности, характерных для песни, марша, танца (мелодическая линия, ритмический рисунок, артикуляция, динамика);

- Подбор по слуху мелодий с изменяющимся направлением движения, транспонирование их; постепенное расширение диапазона мелодии и распределение между руками; подбор по слуху с использованием интервалов в пределах квинты, мажорной гаммы от любого звука;

- Импровизация завершения мелодии, начатой преподавателем (голосом или на инструменте); импровизация интонаций «вопрос-ответ»; с соответствующим направлением мелодии; импровизация мелодии на заданный ритм;

- Освоение нотной грамоты, затакт, графическое изображение пауз различной длительности, интервалы (квинта, терция), использование их при подборе аккомпанемента;

8

- Трезвучия мажора и минора; лад, гамма, тональность, определение

тональности    произведения без ключевых знаков и с одним ключевым

знаком; простая   двухчастная и простая трехчастная форма;

- Понятие о фразе; дыхание; опорно - интонационные точки фразы, соответствующие речевой выразительности; определение их с помощью подтекстовки; сравнение музыкального материала фраз в одном произведении, определение их сходства, различия, полного тождества.

 Работа над репертуаром:

-  Организация игрового аппарата через повторение подготовительных упражнений на основные штрихи; осознание объединяющего движения руки при игре легато, упругость прикосновения и отталкивания при игре стаккато; смена аппликатурных позиций (подкладывание первого пальца); самостоятельный выбор аппликатуры для исполнения мелодии в пределах одной позиции; игра мелодии «слепым» способом (не глядя на клавиатуру);

 - Координация движений рук при исполнении мелодии с аккомпанементом   (различная     степень опоры, активность действий, глубина дыхания); прием кистевой «рессоры» при исполнении интервалов и аккордов, перенос интервалов   и аккордов на расстояние октавы с постепенным уменьшением опоры и увеличением темпа;

- Исполнение поступенных последовательностей;

- Активизация действий пальцев;

- Сочетание пальцевой артикуляции с объединяющим

   движением руки;

- Постепенное увеличение темпа исполнения;

- Элементы полифонии (в том числе двухголосия в одной руке), различные градации опоры пальцев; исполнение пьес игрового характера, имеющим яркую изобразительность; запоминание зрительно воспринимаемой мелодии на основе слуховых и двигательных представлений, воспроизведение на

9

инструменте наизусть;

- Определение жанровой принадлежности, самостоятельный выбор темпа,

  динамики, артикуляции, аппликатуры;

-  Осознание единства средств музыкальной выразительности для

   передачи содержания произведения;

-Овладение начальными пианистическими навыками, способствующими реализации художественных представлений;    

 - Включение в репертуар обработок народной песенно-танцевальной музыки, несложных этюдов, пьес с элементами подголосочной и контрастной полифонии;

- Знакомство с произведением крупной формы (вариации), пьесами игрового характера современных композиторов;

- Накопление репертуара, воспитание исполнительских навыков.

                Примерные программы дли академического концерта

     I полугодие                                                                      II полугодие

 1.Е.Юцевич. Колыбельная                              1.Ю.Щуровский.Вариации

   Д. Кабалевский. Маленькая полька            Л. Лукомский. Полька

                                                                       

2. Л. Моцарт. Бурре e-moll                              2. И.Литкова. Вариации      

    И. Кореневская. Дождик                                А. Гречанинов. В разлуке      

 3. В. Моцарт. Менуэт d-moll                           3. И. Беркович. Сонатина

 А. Шевченко. Весенний день                      С. Майкапар. В садике

10

        2 класс

 Организация музыкальных интересов:

- Беседы о музыке; о композиторах, оставивших большое творческое наследие в детском репертуаре; определение по слуху изобразительности различных произведений;

  • Накопление музыкальных впечатлений, слушание музыки в исполнении преподавателя, изобразительность и выразительность в музыке, связь ритмоинтонационного склада мелодии с определенными эмоциональными состояниями;

     Развитие музыкальной грамотности:

- Понятие о фразе как смысловой единице, сопоставление фраз и разделов произведения, выявление их тождества, сходства или контрастности;

- Соотношение опорно-смысловых моментов и знакомство с функциями педали; ритмическая педаль как дополнительная окраска опорно-смысловых моментов фразы;

- Членимость музыкального произведения, способы членения - пауза, ритмическая остановка, устойчивая ступень лада;

 - Пианистические действия, способствующие выявлению членения, ауфтакт.

     Работа над репертуаром:

- Продолжение работы по организации игрового аппарата, развитию технических возможностей; перемещение из позиции в позицию в гаммообразных последовательностях в пределах двух октав; исполнение аккордов (техническое трезвучие) с обращениями, арпеджио по три звука; аппликатурные принципы в гаммах 1-й группы;

- Дифференциация звучания голосов в аккордах и двухголосие в одной руке (различная степень опоры пальца); перемещение центра тяжести руки                                                         в сторону ведущего голоса с помощью поворота кисти;

                                                             11

- Включение в репертуар различных этюдов, пьес с элементами подголосочной и контрастной полифонии, пьес крупной формы (вариации, сонатина) с анализом формы, ее особенностей, пьес игрового и песенного характера;

- Накопление репертуара;

- Воспитание просветительской исполнительской направленности, участие в концертной и конкурсной деятельности.

                Примерные программы для академического концерта

    1 полугодие                                          2 полугодие

1.И.С.Бах. Волынка                            1.Ю.Некрасов. Мал. сонатина      

      А. Штогаренко. Плясовая                   С. Майкапар. Мотылек

2. И.С. Бах. Менуэт G-dur                      2.Т. Хаслингер. Сонатина С- dur

     А. Караманов. Лесная картинка         Б. Дварионас Прелюдия

     

3.И. С. Бах. Мал.прелюдия                    3. М. Клементи. Сонатина С- dur

      М. Жербин. Русский танец                 Р. Шуман Первая утрата

                                               

                                                       12

       3класс

       Организация музыкальных интересов:

-   Беседы о музыке, о композиторах, оставивших большое творческое наследие для детей;

-  Связь музыкального языка с интонациями разговорной и стихотворной речи, осознание выразительного звучания мотива в зависимости от ритмических и звуковысотных соотношений;

  • Накопление музыкальных впечатлений, слушание музыки в исполнении преподавателя, изобразительность и выразительность звучания;
  •   Слушание музыки в записи.

     Развитие музыкальной грамотности:

  • Представление о целостности музыкального произведения по ассоциации с сюжетной завершенностью литературного произведения (каданс, репризность, тональная завершенность, единство жанровых признаков, фактурное единство), куплетная и вариационная форма;
  • Выражение средствами динамики и артикуляции особенностей произношения интонационного оборота;
  • Представление об этапах изучения произведения. Планирование пианистических действий в подчинении художественным задачам. Осознание целей и методов работы.

         Работа над репертуаром:

  • Совершенствование организации игрового аппарата, развитие технических возможностей, развитие моторики пальцев, увеличение скорости перемещений в гаммообразных последовательностях, арпеджио и аккордах, использование возможностей гибкости запястья при перемещениях; ротационное движение (ломаные интервалы);

                                                13

  • Осознание зависимости выбора пианистических средств от приемов изложения музыкального материала;
  • Дальнейшее развитие навыков исполнения двухголосной полифонии;
  • Развитие технической оснащенности в исполнении этюдов в гаммообразном движении, арпеджированных последовательностях;
  • Приобретение умения смены запаздывающей педали, самостоятельное определение ритмической и мелодической педализации;
  • Накопление репертуара;

-  Воспитание просветительско-исполнительской направленности, участие в  концертной и конкурсной деятельности.

             

                Примерные программы для академического концерта

           I полугодие                                                           II полугодие

  1.  В. Павлюченко. Фугетта                              1. И. Бенда. Сонатина a-moll

А. Гедике. Маленькая пьеса                            Ю. Щуровский. Шарманка

 2.     Ж. Рамо. Менуэт  g-moll                       Л. Бетховен. Сонатина G-dur

        Д. Шостакович. Танец кукол                 В. Косенко.  Скерцино  

 

 3.  И. С. Бах. Маленькая прелюдия              Л. Бетховен. Сонатина  F-dur

      М. Жербин. Полька                                  П. Чайковский. Новая кукла  

                                                           

                                                               14                            

           4   класс

    Организация музыкальных интересов:

  • Беседы о музыке, творчестве композиторов, оставивших большое творческое наследие; типы основных жанров инструментальной музыки, отличие их от первичных музыкальных жанров по назначению в жизни общества, проявления в них первично-жанровых признаков (песенность в инвенции двухголосной ля-минор Баха, танцевальность в Рондо фа-мажор Бетховена) связь этих черт с образным строением произведений;
  • Накопление музыкальных впечатлений.

-         Слушание музыки в исполнении преподавателя и в записи.

     Развитие музыкальной грамотности:

-        Представление о взаимодействии различных жанровых признаков в одном музыкальном произведении; целостность образного содержания  на основе этого взаимодействия, например, в сонатной форме;

-  Знакомство с формой рондо и сонатным аллегро;

-        Дальнейшая работа над укреплением представлений об этапах изучения произведения, самостоятельностью планирования пианистических действий в подчинении художественным задачам, более глубокое осознание целей и методов работы.

     Работа над репертуаром:

-        Совершенствование организации игрового аппарата, развитие технических возможностей, изучение принципа аппликатуры в гаммах, начинающихся от черных клавиш, уменьшение степени погружения пальцев с увеличением темпа, навыки исполнения длинных арпеджио (сочетание подкладывания и перекладывания пальцев с левым и правым поворотом кисти), аппликатура хроматических гамм, развитие техники исполнения  аккордов;

   -  Воспитание исполнительских навыков, координация действий для изменения качества туше (различие степени погружения пальца,

15

    активности предварительного взмаха, хватательное движение, цепкость);

-   Навыки исполнения двухголосной имитационной полифонии, элементы трехголосия в контрастной полифонии;

-   Накопление репертуара;

-   Воспитание    просветительско-исполнительской    направленности,        

    участие    в концертной и конкурсной деятельности.

           Примерные программы для академических концертов

           

         I полугодие                                            II полугодие

1. Д. Циполи. Фугетта е-moll              1.Я. Ваньгал. Сонатина G-dur  Шч.

     Н. Раков. Полька                             Я. Фрид. Весенняя песенка

       

2. И.С.Бах. Маленькая прелюдия          2. М. Клементи. Сонатина F-dur            

    А. Иванов. Родные поля                    Д. Кабалевский. Мечты

3.И.С. Бах. Инвенция 2х-г.C-dur          3. М. Клементи. Сонатина С-dur            

  А. Гречанинов. Облака                      Д. Шостакович. Лирический вальс

16

              5 класс

       Организация музыкальных интересов:

  • Беседы о музыке, творчестве композиторов, оставивших большое фортепианное наследие;
  • Накопление музыкальных впечатлений;
  • Слушание музыки, в исполнении преподавателя и в записи, по возможности посещение филармонических концертов.

    Развитие музыкальной грамотности:

 - Изучение строения и развития музыкального произведения в связи с характером образности (драматургия);

- Основные структуры гомофонических и полифонических произведений (вопросы формообразования);

-  Вопросы тематизма: ведущее положение тематизма  в образном строе произведения, завершенность высказывания, образная характеристика, тематическое развитие -  ладотональное, метро - ритмическое, гармоническое, изменение характера движения.

  • Адекватность эмоциональных состояний образному строю исполняемого произведения.

         Работа над репертуаром:

- Развитие технических возможностей, изучение аппликатуры всех гамм, арпеджированные последовательности в септаккордах, ротационное движение в ломаных арпеджио, скрытое двухголосие, развитие техники исполнения двойных нот легато;

      - Элементы самостоятельного редактирования: расстановка аппликатуры, артикуляционных штрихов, динамики, педализации; аргументация принятых решений.

  • Более сложный ритмический рисунок: триоли, квинтоли;
  • Средства музыкальной выразительности в произведениях современных композиторов;

17

  •  Мелизмы: виды форшлагов и мордентов, принципы их исполнения;
  • Воспитание исполнительских навыков -  пальцевая артикуляция как важнейшее средство выразительности произнесения звука (в произведениях Баха и венских классиков);
  • Элементы специфической полифонической техники  (скольжение одним пальцем, перекладывание длинных пальцев через короткие);  
  • Педализация в полифонических произведениях (гармоническая педаль);
  • Контроль состояния готовности пианистического аппарата к быстрому изменению характера действий при смене фактуры, динамики и других элементов;
  • Накопление репертуара.
  • Воспитание просветительской - исполнительской направленности, участие в концертной и конкурсной деятельности.

           Примерные программы для академических концертов

       I полугодие                                                      II полугодие      

1.Г. Гендель. Прелюдия G-dur             1. А. Жилинский. Сонатина G-dur

   Н. Раков. Скерцино                           М. Глинка. Мазурка  

   

2. И.С.Бах. Инвенция  2х-г. C          2. Й. Гайдн. Соната-партита C

    С. Майкапар. Прелюдия-стак.              В. Пахульский. Прелюд  

 

3.  И.С. Бах. Инвенция  3х-г. h            3. В.А. Моцарт. Легкая соната C

   Э. Григ. Поэтич. картинка                С. Прокофьев. Мимолетность  

18


              6 класс

             Организация музыкальных интересов:

  • Беседы о музыке, музыкантах, композиторах и интерпретации различных исполнителей;
  • Накопление музыкальных впечатлений;
  • Слушание музыки в исполнении преподавателя, в записи, посещение филармонических концертов.

    Развитие музыкальной грамотности:

  • Определение зависимости индивидуальных черт музыкального произведения (форма, тематизм, тип развития) от образно - смыслового содержания;
  • Закрепление аппликатурных принципов и двигательных навыков в гаммах, арпеджио, аккордах, хроматической гамме;

-Подготовка к октавной технике через двойные ноты секстами.

         Работа над репертуаром:

  • Применение избирательной степени опоры рук и различная степень активности пальцев при исполнении аккордов и полифонической фактуры;
  • Различные виды легато: скольжение, перетекание, речевая артикуляция (пальцевое нон легато),
  • Различные виды стаккато;
  • Гибкость и выносливость при исполнении непрерывных гаммообразных последовательностей с изменяющимся направлением движения;
  • Самостоятельный выбор пианистических приемов при решении технических задач на основе сформированного комплекса практических исполнительских навыков;
  • Связь музыкальных впечатлений с личным опытом учащегося;

19

- Осознание многообразия индивидуальных трактовок музыкального произведения, проявление личностного отношения к исполняемому произведению;

  • Накопление репертуара;
  • Воспитание просветительно - исполнительской направленности, использование сформированных образно - эмоциональных ассоциаций для стимулирования творческого состояния в момент выступления.

     Примерные программы для академического концерта

I полугодие                                      II полугодие

1.Д. Циполи. Фугетта                     1. Я. Ваньгал. Сонатина A-dur

   А. Гурилев. Полька-мазурка           Л. Бетховен. Багатель D-dur

2. И.С. Бах. Инвенция 2х-г. H        2. В. Дюссек. Сонатина Es-dur

А. Гречанинов. Прелюдия b           Э. Григ. Странник

3. И.С. Бах. Инвенция 3х-г. g         3. М. Клементи. Соната B-dur

   Ф. Мендельсон. Детская пьеса       П. Чайковский. Март

20

         7 класс

       Организация музыкальных интересов:

  • Беседы о музыке, о композиторах различных эпох, о фортепианном наследии, о переложении для фортепиано симфонической музыки, обработках народной музыки, интерпретации различных исполнителей разных стран;
  • Накопление музыкальных впечатлений;
  • Слушание музыки в исполнении преподавателя, в записи, на филармонических концертах.

     Развитие музыкальной грамотности:

  •   Закрепление и углубление всех сформированных на предыдущих этапах обучения понятий и практических навыков;
  •   Умение провести аналогию музыкального искусства с другими видами искусства;

- Умение находить черты национального своеобразия в произведениях авторской профессиональной музыки.

   Работа над репертуаром:

  • Осознание устойчивости, стабильности основных черт композиторского стиля в различных исполнительских трактовках;
  • Понятие о стиле как исторически сложившейся общности ритмоинтонационных, гармонических, композиционных норм;
  • Понятие стилевых особенностей полифонической музыки 17-19 вв., венского классицизма, западноевропейского и русского романтизма, современной отечественной и зарубежной музыки;
  • Подготовка выпускной программы, состоящей из четырех произведений (полифония, произведение крупной формы, пьеса, этюд);
  • Выступление на прослушиваниях выпускной программы;
  •  Профессиональная ориентация и подготовка к поступлению в    

     средние профессиональные учебные заведения наиболее

21

 перспективных учащихся (по требованиям к программе  

 вступительных экзаменов).

       

        Примерные программы для выпускного экзамена

  1. Д. Циполи. Сарабанда g-moll

А. Сандони. Соната d-moll

И. Беркович. Октавный этюд

Ф. Богданов. Маленькая поэма

               

                  2. И. С. Бах. Аллеманда g-moll из Англ. Сюиты

                     Й. Гайдн Соната G-dur 1 ч.

                     М.Мошковский. Этюд №18 соч.91

                     Н. Шейко. Мгновение

3. И. С. Бах. Инвенция 3х-г. a-moll

   Д. Бортнянский. Соната F-dur

   Я. Сибелиус. Этюд №2 соч.72

   Е. Дога. Сонет

                                   22

     III. Требования к уровню подготовки обучающихся

  1.  Обладание развитым художественным мышлением, знанием музыкальных стилей, черт национального своеобразия в профессиональной музыке, умением проводить аналогии с другими видами искусства;

  1. Умение самостоятельно разучивать, анализировать, грамотно исполнять произведения основных жанров и стилей из репертуара ДМШ;

  1.  Умение подбирать по слуху популярные мелодии с аккомпанементом, исполнять облегченные переложения классических произведений в домашнем музицировании.

IV. Формы и методы контроля, система оценок

Оценка качества реализации программы "Музыкальный инструмент фортепиано" включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: академических концертах, контрольных уроках, экзаменах, конкурсах, прослушиваниях к ним и т.д.

Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ.

23

Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих четверть учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.  Академические концерты и экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.

Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов, представляющих собой концертное исполнение программы. По итогам этого экзамена выставляется оценка "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно". Учащиеся на выпускном экзамене должны продемонстрировать достаточный технический уровень владения фортепиано для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных жанров и форм зарубежных и отечественных композиторов.

           Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.          

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий

«зачет» (без оценки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения

При выведении экзаменационной (переводной) оценки учитывается следующее:

  • оценка годовой работы ученика;
  • оценка на академическом концерте или экзамене;
  • другие выступления ученика в течение учебного года.

Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.

25

    V. Методическое обеспечение учебного процесса

             

 «Хороший педагог досконально знает способности своих учеников;

приспособившись к наклонностям и возможностям каждого,

он обучает его с помощью наиболее подходящей для него системы.... »

Из трактата французского клавесиниста и педагога де Сен - Ламбера

Цели и задачи обучения игре на фортепиано реализуются через конкретный музыкальный материал, который ученик  проходит и осваивает в процессе обучения.

Формирование и выбор репертуара для каждого ученика представляют собой серьезную методическую и художественную работу преподавателя - пианиста. Индивидуальный подход к выбору программы ученика естественным образом заложен в самой форме взаимодействия ученика и учителя - индивидуальном занятии.

При составлении индивидуального плана ученика учитываются:

  • особенности его общего и музыкального развития;
  • психологические и возрастные особенности;
  • музыкальные способности и динамика их развития;
  • технические данные и динамика их развития;
  • вкусовые пристрастия ученика и степень необходимости их корректировки;
  • конкретные исполнительские возможности на данный период времени;
  • перспективные учебные задачи;

Но множество индивидуальных подходов в области формирования репертуара, а также огромное количество музыки, написанной для этого инструмента вообще и для детей в частности за всю историю ее развития, не исключает единства принципов в выборе художественного материала.

26

    Важнейшие принципы в формировании репертуара ученика-пианиста

  1. Сохранение академического репертуарного комплекса.

Согласно сложившейся педагогической терминологии, под академическим репертуарным комплексом подразумевается обязательное присутствие в программе ученика следующих видов репертуара: «крупная форма», «полифония», «этюды», «пьесы».

       Каждый из видов работы над произведениями репертуарного комплекса подразумевает определенную методическую и художественную специфику работы и конкретику учебных задач, что в комплексе позволяет развивать и обучать ученика всесторонне, расширяет его эрудицию, позволяет охватить исторический процесс развития музыкального искусства, способствует целостному восприятию музыки.

      Работа в классе над видами репертуара, составляющими академический репертуарный комплекс, позволяет заложить основы художественной, технической и интеллектуальной культуры ученика не зависимо от конечной цели его обучения.

      Тем не менее, узкая направленность в обучении детей на формирование только сольных исполнительских навыков и достижение исполнительского качества в таких трудных видах академического комплекса, какими являются произведения крупной формы и полифонии, не всегда оправданна.

    2) Доступность художественного материала по музыкальным и техническим задачам.

       В педагогической практике последнего времени явно проявляется тенденция к неоправданному завышению уровня трудности произведений ученического репертуара. При неоправданном завышении уровня трудности программы тормозится развитие и более и менее способных учащихся. Необходимо учитывать, что непосильная художественная задача является зачастую еще более вредной, чем чисто техническая, так как приводит к эмоциональной и умственной перегрузке ученика.

       К негативным последствиям работы над завышенными программами можно отнести и снижение исполнительских требований, необходимых для качественного воплощения трудного произведения. Также, часто работа над завышенным репертуаром

27

влечет за собой сокращение изучаемых произведений, что отрицательно сказывается на общем музыкальном развитии ребенка и может привести к потере его интереса к занятиям.

     3)        Разнообразие репертуара по содержанию, форме, стилям и видам фортепианной фактуры

      Данный принцип в формировании репертуара обеспечивает возможность каждому учащемуся, независимо от его природных способностей, максимально проявить свои творческие возможности на самом интересном для него и любимом музыкальном материале, способствует его успешной реализации в любой форме практической деятельности (различные выступления; в рамках всех видов аттестационных проверок, на классных концертах, выступления перед своими сверстниками и родственниками и т.д.), вселяет уверенность в своих возможностях, что, несомненно, помогает более широкому и свободному владению выразительными возможностями инструмента.

     4)        Высокий художественный уровень качества музыкального материал

    Как правило, академический репертуарный комплекс гарантирует музыкальный материал самого высокого качества. Это, в свою очередь, способствует воспитанию у ребенка хорошего вкуса, что в настоящее время особенно актуально. Но, при огромном многообразии фортепианного репертуара, разнообразии и специфики вкусов, как преподавателя, так и ребенка, чрезвычайно трудно «прописать» те параметры произведений, которыми определяется понятие «художественное качество». Великим авторитетом прошлого сказано: «Избегайте изучать произведение, которому не суждено пережить его творца» (Леонардо да Винчи).

     5)        Комплексный подход к развитию, воспитанию и обучению ученика является одним из важнейших принципов в программе

     Полноценная учебно-воспитательная работа в классе фортепиано предполагает обязательное активное включение в работу с учениками различных форм музицирования. В данном контексте понятие «музицирование» трактуется

28

более узко - как ансамблевое исполнительство в аккомпанементах, фортепианных ансамблях, камерных ансамблях, а также традиционно включает в себя целенаправленную работу по формированию и совершенствованию навыков чтения с листа.

        Формирование специальных навыков ученика-пианиста происходит на основе межпредметных связей. На определенном этапе музыкальных занятий ученика и при определенных условиях развития учащегося, именно ансамблевая игра может стать основой его концертных выступлений, дополнить и украсить его выступления в ходе различных аттестационных мероприятий.

     Особое место в работе с учениками всех уровней способностей занимают произведения, выбранные и выученные самостоятельно. Они не только являются показателем музыкальных предпочтений ребенка, но и ясно демонстрируют уровень развитости его вкуса, уровень функциональной грамотности.

    Перечисленные принципы выстраивания репертуарной политики в сочетании с индивидуальным подходом к выбору произведений должны быть дополнены ясным видением преподавателя конечной цели при работе над каждым произведением. Умение творчески сочетать в программе ученика произведения для публичного исполнения (освоенные с максимальной степенью завершенности) с произведениями для общего развития, выявления перспектив развития, поддержания интереса к работе (т.е. пройденные в порядке ознакомления) является одним из серьезных показателей педагогического мастерства, определяющим, в конечном счете, успешное освоение образовательной программы каждым ребенком.

     Для создания оптимальных условий развития и обучения учащихся различных уровней способностей учебная программа предлагает 3 варианта (3 уровня) прохождения и освоения учебного материала.

    Эти уровни определяются только после первого года обучения, что обеспечивает единство требований ко всем детям в момент определения их стартовых возможностей. Исключение составляют дети, имеющие предварительную подготовку в подготовительном классе.

29

                 VI. Список литературы и средств обучения

  1. Артоболевская А. Д. Первая встреча с музыкой. М. 1985
  2. Браудо П.А. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе. JI. 1979
  3. Калинина Н. Клавирная музыка Баха. Л. 1974
  4. Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащихся в классе специального фортепиано. М. 1965
  5. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. М. 1971
  6. Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. М. 1982
  7. Ляховицкая С. О педагогическом мастерстве. Л. 1963
  8. Милич Б.Е. Воспитание пианиста в ДМШ. К. 1984
  9. Носина В. Символика Баха. Т. 1993
  10. Подвала В. Давайте сочинять музыку. К. 1988

11. Рябов П., Рябов С. Шаг за шагом. К. 1988

  1. Святозарова П., Кременштейн Б. Педализация в процессе обучения игре на фортепиано. М. 1963
  2. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. М. 1984
  3. Тимакин Е.М. Навыки координации в развитии пианиста. М. 1987
  4. Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога. М. 1975
  5. Фейгин М. Мелодии и полифонии в первые годы обучения фортепианной игре. М.1980
  6. Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. Л. 1971
  7. Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. М. 1959

                                                             

30

    ПОЛИФОНИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  1. Альбом полифонических произведений. Тетр. 1-3. Сост. Соколова А. - М.: Торговый дом П. Юргенсона, 2003.
  2. Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. - СПб.: Композитор, 2004.
  3. Бах И.С. Нотная тетрадь В.Ф. Баха. - М.: Музыка, 1978.
  4. Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги. Ред. Бузони Ф. - М.: Классика XXI
  5. Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги и другие пьесы для фортепиано. Ред. и комментарии Браудо И. - СПб.: Композитор, 2004.
  6. Бах И.С. Педагогическое наследие. «Мой Бах». Сост. Егоров П. - СПб.: Нота - МИ, 2006.
  7. Бах И.С. Двухголосные и трехголосные инвенции. - СПб.: Композитор, 2004.
  8. Бах И.С. Инвенции и симфонии. - М.: Торопов, 2003.
  9. Бах И.С. Избранные произведения для фортепиано. Выпуск 1. Сост. и ред. Ройзман Л.-М.: Музыка, 2002.
  10. Бах И.С. Французские сюиты. - М.: Торопов, 2001.
  11. Бах И.С. Лютневые сюиты. В\Л/\/ 997,998,1006. - М.: Торопов, 2004.
  12. Гендель Г.Ф. Избранные произведения для фортепиано. Выпуск 1. - М.: Музыка, 2005.
  13. Гендель Г.Ф. Педагогическое наследие. «Мой Гендель». Сост. Егоров П. - СПб.: Нота-МИ, 2006.
  14. Гендель Г.Ф. Сочинения для фортепиано. Тетр. 1-3. Ред. Ройзман Л. - М.: Музыка, 1978.
  15. Клавирные пьесы западно-европейских композиторов XVI, XVII вв. Выпуски 1,2,3. Сост. и ред. Копчевский Н. - М.: Музыка, 1975.
  16. Кребс Л. Произведения для клавира. Ред. Копчевский Н. - М.: Музыка, 1980.
  17. Лёгкие пьесы для младших и средних классов «Предшественники и современники Баха». Ред. Браудо И. - СПб.: Композитор, 2004.
  18. Полифонические пьесы для фортепиано. 1-3 классы. Сост. Сорокин К., Комалькова Е. - М.: Кифара, 1994.

31

  1. Полифонические пьесы. Выпуск 3. Сост. Блажевич А. - М.: Композитор, 1992.
  2. Полифонические пьесы. Выпуск 4. Сост. Дельнова В. - М.: Музыка, 1974.
  3. Полифонические пьесы. Выпуск 1,2. Сост. Копчевский Н. - М.: Музыка, 1980.
  4. Полифонические произведения детей и современников И.С.Баха. Сост. Гудова Е., Чернышков С. - М.: Классика XXI, 2002.
  5. Полифонические пьесы XVI - XVIII века (3-7 класс). Сост. Старикова О. - СПб.: Композитор, 2004.
  6. Полифоническая тетрадь. Полифонические пьесы западно-европейских композиторов. Сост. Якимчук М. - СПб.: Лань, 1999.
  7. Пьесы для фортепино. «Первое концертное выступление». Сост. Лакош А. «От Фрескобальди до Баха». - М.: АСТ, 2005.
  8. Пьесы для фортепиано. «Введение в полифонию». Для младших и средних классов. Сост. и ред. Лакош А. - М.: АСТ, 2005.
  9. Пьесы западно-европейских композиторов XV - XVII веков. Сост. Григоренко В. -М.: Кифара, 2002.
  10. Сборник полифонических пьес «Путь к Баху». Учимся  играть полифонию. Сост. Платунова М. - СПб.: Композитор, 2005.
  11. Старинная музыка для маленьких пианистов. - М.: Классика XXI, 2001.
  12. Старинная клавирная музыка. - СПб.: Лань, 1999.
  13. Танцевальные жанры эпохи Барокко. Сост и ред. Моздыков А., Моздыкова Л. -М.: Композитор, 2005.
  14. Хрестоматия педагогического репертуара. Тетр.2. Полифония 1-4 кл. Сост. Станг Ф., Чернышева Н. - СПб.: Композитор, 2004.
  15. Хрестоматия педагогического репертуара. Тетр.2. Полифония 1-4 кл. Сост. Диденко О.-М.: Музыка, 1998.
  16. Хрестоматия педагогического репертуара. 5 класс. Полифонические пьесы. Выпуски 1,2. Сост. Копчевский Н. - М.: Музыка, 2004.

32

       ПРОИЗВЕДЕНИЯ КРУПНОЙ ФОРМЫ

  1. Альбом сонатин - Ростов: Феникс, 2003.
  2. Альбом сонатин. Вып.1-3. - М.: Музыка, 1979.
  3. Бетховен Л. Легкие сонаты. Ред. А. Гольденвейзер. - СПб.: Композитор,  

    2004.

  1. Бетховен Л. Легкие сонаты и сонатины. Репертуар ДМШ. - СПБ.: Нота - МИ,

    2005.

  1. Бетховен Л. Легкие вариации. - М.: Тороповъ, 2002.
  2. Бортнянский Д. Сонаты (по выбору). - Киев.: Музична Украина, 1988
  3. Вариации. «Мое концертное выступление». Тетр. 4-5. Сост. Полозова М. - СПб.: Композитор, 2004.
  4. Вебер К. Пьесы. Т.1. - М.: Музыка, 1974.
  5. Гайдн Й. Сонаты. - М.: Музыка, 2001.
  6. Гайдн Й. Избранные произведения. Вып. 1-2. Сост. Кравцов В. - М.: Музыка, 1980.
  7. Избранные классические сонатины. Вып. 1-3-. - М.: Музыка, 1993.
  8. Клавирная музыка. «Сыновья Баха». - СПб.: Нота - МИ, 2005.
  9. Клементи М. Сонатины ор. 36, 37,38. - СПб.: Композитор, 2004.
  10. Кулау Ф. Сонатины. - М.: Музыка, 2001.
  11. Литовко Ю. «Веселое путешествие». Сонатины для учащихся младших классов. -СПб.: Союз Художников, 2001.
  12. Моцарт В.А. Детские пьесы. Произведения крупной формы. - М.: Классика XXI, 2004.
  13. Моцарт В.А. Шесть сонатин. - СПб.: Тороповъ, 2004.
  14. Моцарт В.А. Легкая соната до мажор. КУ 545. - М.: Тороповъ, 2005.
  15. Моцарт Л. Нотная тетрадь Н. и В.А. Моцарта. - М.: Классика XXI, 2004.
  16. Произведения крупной формы «Первое концертное выступление» 4 класс. Вып. 2. «От Й. Гайдна до Л. Бетховена». Сост. и ред. Лакош  А. - М.: АСТ

33

  1. Сонатины. «Мое концертное выступление». Тетр. 4. Сост. Полозова М. –

    СПб.: Композитор, 2004.

22.Сонатины и вариации. 5-7 класс. - М.: Кифара, 1997.

23.Сонатины, рондо и вариации. - СПб.: Композитор, 1999.

24.        Сонатины для самых маленьких. 1-4 класс. Сост. Костромитина Л. - СПб.: Союз Художников, 2005.

25.        Хрестоматия для фортепиано. Произведения крупной формы. Выпуски 1,2. Сост. Гудова Е., Смирнов В., Чернышков С. - М.: Музыка, 2005.

26.        Хрестоматия педагогического репертуара. Т.З. Произведения крупной формы. 1-4 класс. Сост. Станг Ф., Чернышева Н. - СПб.: Композитор, 2004.

27.        Хрестоматия педагогического репертуара. 5 класс. Произведения крупной формы. Вып. 1. Сост. Самарин В. - М.: Музыка, 2005.

28.        Хрестоматия педагогического репертуара. 5 класс. Произведения крупной формы. Вып. 2. Сост. Копчевский Н. - М.: Музыка, 2004.

29.        Хрестоматия педагогического репертуара. Полифонические пьесы и крупная форма. 5 класс ДМШ. Сост. Диденко О. - М.: Музыка, 1995.

34

ЭТЮДЫ

  1. Беренс Г. 32 избранных этюда. - СПб.: Композитор, 2004.
  2. Бертини А. Этюды ор.28. - СПб.: РИД, 2005.
  3. Бертини А. Этюды ор.32. - СПб.: РИД, 2005.
  4. Бургмюллер Ф. Этюды для фортепиано ор.105. - Ростов: Феникс, 1999.
  5. Гедике А. Десять миниатюр в форме этюдов. - М.: Композитор, 1994.
  6. Дювернуа Ж. 25 легких прогрессивных этюдов ор. 176. - М.: Музыка, 1999.
  7. Избранные этюды зарубежных композиторов. 5-6 кл. Вып. 1,2,3. Сост. Волошинова Н - СПб.: Союз Художников, 2004.
  8. Лемуан А. 50 характерных и прогрессивных этюдов для фортепиано ор.37. - М.: Музыка, 2004; - М.: Кифара, 2005.
  9. Лешгорн А. Этюды ор.65, ор.66 - М.: Музыка, 1984.
  10. Мошковский М. 20 маленьких этюдов ор.91. Выпуски 1,2. - СПб.:  

    Композитор, 2004.

  1. Сборник этюдов и виртуозных пьес «Маленькому виртуозу». Вып. 1,2,3. Сост. Самонов А. -М: Советский композитор, 1986.
  2. Черни К. Избранные этюды для фортепиано. Под ред. Гермера Г. - М.: Музыка, 2004.
  3. Черни К. Этюды для начинающих. Сост. Терентьева Н. - Л.: Музыка, 1987.
  4. Черни К. Этюды для начинающих «Первый учитель и первые уроки». Выпуски 1,2. Сост. Бакулов А. - М.: Композитор, 1992.
  5. Черни К. Этюды-упражнения для начинающих. Выпуски. 3,4. Сост. Бакулов. - М.: Композитор, 1999.
  6. Черни К. Этюды и упражнения для левой руки. Сост. Терентьева Н. - Л.: Музыка, 1989.
  7. Черни К. 100 этюдов ор. 139. - М.: АСТ, 2006.
  8. Черни К. «Школа беглости» ор. 299. - М.: Музыка, 2004.
  9. Шитте Л. 25 маленьких этюдов ор.108. - СПб.: Композитор, 2004.
  10. Шитте Л. 25 маленьких этюдов ор.160. - СПб.: Композитор, 2004.

35

21.Шитте Л. 25 этюдов для фортепиано ор.68. - М.: Музыка, 2003.

22.Школа техники. Выпуски 1.2,3. Сост. Чернышков С. - М.: Классика XXI век,

    2004.

  1. Хрестоматия педагогического репертуара. Тетрадь 5. Этюды 1-4 кл. Сост. Станг Ф., Чернышева Н. - СПб.: Композитор, 2004.
  2. Хрестоматия педагогического репертуара 1-4 кл. ДМШ. Часть 2. Пьесы и этюды. Сост. Диденко О. - М.: Музыка, 1998.
  3. Хрестоматия педагогического репертуара. Тетрадь 5. Этюды 5-7 кл. Сост. Станг Ф., Чернышева Н. - СПб.: Композитор, 2004.
  4. Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. 5 класс. Этюды. Сост. Копчевский Н. - М.: Музыка, 2004.
  5. Хрестоматия для фортепиано. 5 класс. Этюды. Сост. Бородулина Е., Гоцеридзе М., Краснова А. - М.: Музыка, 2005.
  6. Этюды для фортепиано. 1-3 кл. Сост. Сорокин К., Комалкова Е. - М.: Кифара, 1998.
  7. Этюды для фортепиано. Выпуски 1-5. Младшие классы. Сост. Артоболевская А., Бакулов А., Соколов М. - М.: Советский композитор, 1981.
  8. Этюды для фортепиано. Выпуски 1-6. Средние классы. Сост. Бакулов А., Питерин Ю., Мануильская А., Рубах А. - М.: Советский композитор, 1982.
  9. Этюды на разные виды техники. 2-5 кл. Сост. Милич Б. - Киев: Музична Украина, 1983.

36

ГАММЫ, УПРАЖНЕНИЯ

  1. Алексеева И., Сухова В. Гаммы и арпеджио. Средние и старшие классы. - СПб.: Союз Художников, 2005.
  2. Бернстайн С. 20 уроков клавиатурной хореографии. - СПб.: Композитор,

    2004.

  1. Борухзон Л., Морено С. Гаммы и арпеджио. - СПб.: Композитор, 2004.
  2. Гаммы и арпеджио для фортепиано. Часть1, 2. Сост. Ширинская Н. - М.: Композитор, 2001.
  3. Ганон Ш. Пианист - виртуоз. - М.: Музыка, 2004.
  4. Дюбук А. Техника фортепианной игры. - М. Золотое руно, 2005.
  5. Лещинская И. Ежедневные упражнения юного пианиста. - М.: Кифара, 1994.
  6. Симонова Н. Скороговорки для фортепиано. 50 упражнений для беглости пальцев. - СПб.: Композитор, 2004.

37

ПЬЕСЫ

  1. Барток Б. Микрокосмос. Комплект из 6 тетрадей - СПб.: Композитор, 2001.
  2. Бетховен Л. Пьесы для фортепиано. Серия «Классики - юношеству». Сост. Титаренко К. - М.: Музыка, 2005.
  3. Бетховен Л. Пьесы. Тома. 1-3. Сост. Питерин Ю. - М.: Музыка, 1978.
  4. Бетховен Л. «Мой Бетховен». Нетрудные пьесы. Сост. Егоров П. - СПб.: Нота -МИ, 2004.
  5. Бетховен Л. Пьесы для фортепиано. Выпуск 1. Сост. Егоров П. - М.: Музыка,

    1973.

  1. Бетховен Л. Все багатели. - СПб.: Нота - МИ, 2004.
  2. Бетховен Л. Контрдансы для фортепиано. - М.: Музыка, 1992.
  3. Бетховен Л. Танцы. - М.: АСТ, 2005.
  4. Гайдн Й. Избранные пьесы для фортепиано. 1-4 кл. - М.: Композитор, 1993.
  5. Гайдн Й. Избранные пьесы. Выпуски 1,2. Сост. Кравцов В. - М.: Музыка,

   1972.

  1. Гайдн Й. «Мой Гайдн». Нетрудные пьесы. Сост. Егоров П. - СПб.: Нота - МИ,

    2004.

  1. Григ Э. Лирические пьесы. Тетр. 1-2. - СПб.: Композитор, 2004.
  2. Григ Э. «Мой Григ». Нетрудные пьесы. Сост. Егоров П. - СПб.: Нота - МИ, 2004.
  3. Мендельсон Ф. «Мой Мендельсон». Нетрудные пьесы.  Сост. Егоров П. - СПб.: Нота-МИ, 2004.
  4. «Музыка Вены». Гайдн Й., Моцарт В., Бетховен Л., Шуберт Ф. - СПб.: Лань,

    2000.

  1. Моцарт Л. Нотная тетрадь Н. и В.А. Моцарта. - М.: Классика XXI
  2. Моцарт В.А. Детские пьесы. - М.: Классика XXI, 2004.
  3. Франк Ц. Нетрудные пьесы. Сост. Егоров П. - СПб.: Нота - МИ, 2004.
  4. Шопен Ф. «Мой Шопен». Сост. Егоров П. - СПб.: Нота - МИ, 2004.
  5. Шуман Р. Альбом для юношества. - СПб.: Композитор, 2004.

38

  1. Шуберт Ф. Избранные пьесы для фортепиано. Сост. Егоров П. - М.: Музыка,

    2003.

  1. Шуберт Ф. Избранные песни. Пер. для фортепиано Дюбюк А. - М.: Музыка, 2004.
  2. Глинка М. Пьесы. Тетради 1,2. - СПб.: Композитор, 2004.
  3. Глинка М. Фортепианные сочинения. - М.: Юргенсон, 2004.
  4. Глинка М. Избранные произведения. - М.: Тороповъ, 2002.
  5. Гречанинов А. Детский альбом. - СПб. Композитор, 2004.
  6. Гречанинов А. «День ребенка» ор. 109. - М.: Композитор, 1994.
  7. Гречанинов А. Избранные детские пьесы. Сост. Шпигель И. - М.: Композитор, 1992.
  8. Гречанинов А. Пастели. - СПб. Композитор, 2004.
  9. Глиэр Р. Пьесы для фортепиано. - М.: Композитор, 2002.
  10. Гедике А. 60 легких фортепианных пьес ор.36. Тетради 1,2. - М.: Композитор, 1993.
  11. Гнесина Е. Альбом детских пьес. - М.: Композитор, 1990.
  12. Кюи Ц. Избранные пьесы. Сост. Просыпалова Л. - М.: Музыка, 1985.
  13. Прокофьев С. Детская музыка. - СПб.: Композитор, 2004.
  14. Прокофьев С. Детские эскизы. - М.: Музыка, 1982.
  15. Прокофьев С. Сюита из балета «Ромео и Джульетта». Облегчённое переложение Атомян  А. - СПб.: композитор, 2001.
  16. Свиридов. Детский альбом. - М.: Музыка, 1984.
  17. Чайковский П. Детский альбом. - СПб.: Композитор, 2004; - М.: Тороповъ, 2004.
  18. Чайковский П. «Мой Чайковский». Нетрудные пьесы. Сост. Егоров П. - СПб.: Нота -МИ, 2005.
  19. Хачатурян А. Детский альбом. - М.: Музыка, 1993.
  20. Шостакович Д. Детская тетрадь. – С-Пб, 2005.

                                           

39

42.Шостакович Д. Танцы кукол. - СПб, 2005.

43.Щедрин Р. Тетрадь для юношества. - М.: Музыка, 1987.

44.Баневич С. Альбом фортепианных пьес «Русалочка». Ред. Шнитке  А. –

    СПб.:   Северный Олень, 1994.

45.Баневич С. Альбом фортепианных пьес и ансамблей. - СПб.: Композитор,

    2004.

  1. Вавилов Г. Альбом пьес «Дюймовочка». - СПб.: Композитор, 2004.
  2. Волоков С. Картинки к сказкам Андерсена. Музыкальные иллюстрации - М.:

Композитор, 2005.

  1. Гаврилин В. Пьесы. Тетради 1,2,3. Мл., ср. и ст. кл. - СПб 2004.
  2. Гаврилин В. Вальсы в 2 и 4 руки. - СПб.: Композитор, 2004.
  3. Голубев Е. Альбом пьес для 2-7 кл. - М.: Композитор, 2005.
  4. Губайдуллина С. «Музыкальные игрушки» М.: Советский композитор, 1981
  5. Кабалевский Д. «Дмитрий Кабалевский - юным исполнителям». Сост. Пигарева И. - М.: Музыка, 2001
  6. Кабалевский Д. Фортепианная музыка для детей и юношества. Выпуски 1, 3, 4, 5, 10.-М.: Советский композитор, 1983,1985,1986,1989.
  7. Караманов А. Детские пьесы «Небесное и земное». - М.: Классика XXI, 2005.
  8. Караманов А. Детские пьесы «Окно в музыку». - М.: Классика XXI, 2005.
  9. Лазарева Ю. Детский альбом. - М, 1997.
  10. Литовко Ю. Пьесы для фортепиано 1-2 кл. «Я буду пианистом»-СПб.: 2005.
  11. Литовко Ю. Музыкальный букварь для начинающих.-СПб 2002.
  12. Литовко Ю. Маленькие пьесы для маленьких детей «Кошкин дом» СПб
  13. Майкапар С. Детские пьесы. Ред. Тимакин Е. - М.: Советский  композитор,

    1969.

  1. Майкапар  С. Бирюльки. - СПб.: Композитор, 2004.

40

          Средства обучения

  1. Фортепиано (2 инструмента)
  2. Банкетка с регулируемой высотой или стул с подставками
  3. Подставка для ног
  4. Нотная и методическая литература
  5. Репертуарные сборники
  6. Метроном
  7. Аудио магнитофон (магнитола)
  8. Аудио кассеты, диски CD MP3, флеш карта

     

41