ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РАННЕЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ» для детей, поступающих в детскую школу искусств в возрасте с 4 лет 6 месяцев до 5 лет 6 месяцев. Программа по учебному предмету «Хоровое пение»

Петрова Валентина Сергеевна

Программа по предмету «Хоровое пение» разработана на основе примерной программы по учебному предмету «Хоровой класс» (разработчик О.Ю. Глазева, преподаватель Колледжа имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных,_г. Москва, 2017 г.), в соответствии с «Рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств» (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ), с  учетом специфики и условий обучения в группах платных образовательных услуг в МБУДО  «Детская школа искусств  им. Г. Кукуевицкого».

 

Предмет «Хоровое пение» является частью дополнительной общеразвивающей программы «Раннее эстетическое развитие детей» и предназначен для детей, поступающих в Детскую школу искусств им. Г. Кукуевицкого в возрасте  с 4 лет 6 месяцев до 5 лет 6 месяцев.  Срок реализации программы составляет 1 год. Объем учебного времени составляет 34 часа аудиторной нагрузки.

Предмет носит общеразвивающий, социализирующий характер, поскольку ориентирован на психофизическое и личностное развитие дошкольников путём приобщения их к занятиям хоровым пением; направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения, на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

 

Весь музыкальный материал подобран с учётом возрастных и психологических возможностей дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_hor_45-55_2017.doc125 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств им. Г. Кукуевицкого»

Платные образовательные услуги

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«РАННЕЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ»

для детей, поступающих в детскую школу искусств

в возрасте с 4 лет 6 месяцев до 5 лет 6 месяцев

Программа по учебному предмету

«Хоровое пение»

Сургут  2018

Рассмотрено:

Методический совет МБУДО

«ДШИ им. Г. Кукуевицкого»

«1» сентября 2018 г.

Утверждаю:

Директор МБУДО

«ДШИ им. Г. Кукуевицкого»

__________________М.С. Дунская

«1» сентября 2018 г.

Приказ №

Разработчик: Петрова В.С., преподаватель МБУДО «Детская школа искусств им. Г. Кукуевицкого»

Рецензент: Дудева Л.В., преподаватель, заведующий отделением хорового пения МБУДО «Детская школа искусств им. Г. Кукуевицкого»

Аннотация

к программе по учебному предмету «Хоровое пение»

дополнительной общеразвивающей  программы

«Раннее эстетическое развитие детей» 

для детей, поступающих в детскую школу искусств

в возрасте с 4 лет 6 месяцев до 5 лет 6 месяцев

(платные образовательные услуги)

Программа по предмету «Хоровое пение» разработана на основе примерной программы по учебному предмету «Хоровой класс» (разработчик О.Ю. Глазева, преподаватель Колледжа имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных,_г. Москва, 2017 г.), в соответствии с «Рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств» (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ), с  учетом специфики и условий обучения в группах платных образовательных услуг в МБУДО  «Детская школа искусств  им. Г. Кукуевицкого».

Предмет «Хоровое пение» является частью дополнительной общеразвивающей программы «Раннее эстетическое развитие детей» и предназначен для детей, поступающих в Детскую школу искусств им. Г. Кукуевицкого в возрасте  с 4 лет 6 месяцев до 5 лет 6 месяцев.  Срок реализации программы составляет 1 год. Объем учебного времени составляет 34 часа аудиторной нагрузки.

Предмет носит общеразвивающий, социализирующий характер, поскольку ориентирован на психофизическое и личностное развитие дошкольников путём приобщения их к занятиям хоровым пением; направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения, на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

Весь музыкальный материал подобран с учётом возрастных и психологических возможностей дошкольников.

Структура программы учебного предмета

I.        Пояснительная записка                                                        

  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
  2. Срок реализации учебного предмета;
  3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета;
  4. Сведения о затратах учебного времени
  5. Форма проведения учебных аудиторных занятий;
  6. Цели и задачи учебного предмета;
  7. Методы обучения;
  8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

II.        Содержание учебного предмета                                        

III.        Требования к уровню подготовки обучающихся                

IV.        Формы и методы контроля                

V.        Методическое обеспечение учебного процесса

VI.        Список литературы        

  1. Пояснительная записка

  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Предмет «Хоровое пение» является частью дополнительной общеразвивающей программы «Раннее эстетическое развитие детей» и предназначен для детей, поступающих в Детскую школу искусств им. Г. Кукуевицкого в возрасте  с 4 лет 6 месяцев до 5 лет 6 месяцев.  

Предмет носит общеразвивающий, социализирующий характер, поскольку ориентирован на психофизическое и личностное развитие дошкольников путём приобщения их к хоровому пению; направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения, на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

Программа по предмету «Хоровое пение» разработана на основе примерной программы по учебному предмету «Хоровой класс» (разработчик О.Ю. Глазева, преподаватель Колледжа имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных,_г. Москва, 2017 г.), в соответствии с «Рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств» (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ), с  учетом специфики и условий обучения в группах платных образовательных услуг в МБУДО  «Детская школа искусств  им. Г. Кукуевицкого».

  1. Срок реализации учебного предмета «Хоровое пение»

Срок реализации программы составляет 1 год. Продолжительность учебных занятий в году – 34 недель.

  1. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Хоровое пение», составляет 34 часа аудиторной нагрузки.

  1. Сведения о затратах учебного времени

Год обучения

1 год обучения

Итого

Аудиторная нагрузка (в часах)

34

34

Недельная нагрузка в часах: аудиторные занятия – 1 час в неделю.

  1. Форма проведения учебных аудиторных занятий

          Учебные аудиторные занятия проводятся в форме мелкогрупповых уроков (от 4 до 10 человек в группе). Продолжительность занятия – 30 минут.

  1. Цель и задачи учебного предмета «Хоровое пение»

Цель: развитие музыкально-творческих, психофизических и личностных способностей дошкольников на основе приобретенных ими знаний, умений и навыков в области хорового исполнительства.

Задачи:

  • Развивать интерес к классической музыке и музыкальному творчеству.
  • Развивать музыкальные способности: слух, чувство ритма, музыкальную память.
  •     Формировать умения совместного пения, правильного дыхания и четкой артикуляции, исполнения несложных песен в унисон, слушая друг друга во время пения.
  •     Учить детей реагировать на основные дирижерские жесты: внимание, вдох, начало  пения и его окончание, одновременно начинать и заканчивать пение.
  • Создавать условия для приобретения опыта публичных выступлений.
  • Содействовать формированию и развитию усидчивости, произвольного внимания и поведения, памяти, воображения, фантазии, эмоционально-волевой сферы.
  • Создавать условия для приобретения в процессе обучения положительного эмоционального опыта от прослушивания и воспроизведения вокальной музыки.

  1. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);
  • наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
  • практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого, репетиционные занятия);
  • индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

Предложенные методы работы с хором являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях хорового исполнительства.

8.Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Хоровое пение»

Для реализации программы учебного предмета «Хоровое пение» должны быть созданы следующие материально-технические условия:

- концертный зал с концертным роялем или фортепиано, со звукотехническим оборудованием,

- учебная аудитория для занятий по учебному предмету «Хоровое пение» со специальным оборудованием (роялем или пианино).

- комплект нотной литературы, репертуарные сборники.

Наличие квалифицированного концертмейстера обязательно.

Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.

  1. Содержание учебного предмета

Каждое занятие по предмету «Хоровое пение» разбито на две части.

В первой части занятия даётся теоретический материал, а во второй знакомство, разучивание и закрепление произведений. Занятия проводятся по календарно-тематическому плану. В данный год обучения входят пять тем.

Учебно-тематический план по предмету «Хоровое пение»

Разделы

Количество аудиторных часов

1

Вводное занятие

1

2

Вокально-хоровая работа

15

3

Работа над репертуаром

12

4

Слушание музыки

4

5

Концертная деятельность

2

6

Общее количество часов

34

Описание дидактических единиц учебного предмета

 Вводное занятие

Знакомство с детьми. Беседа о музыке. Проверка вокальных данных. Инструктаж по технике безопасности, правилам поведения на занятиях, подбор репертуара.

 

Вокально – хоровая работа.

1. Знакомство с правилами пения и охраны голоса.

2. Работа по развитию музыкальных способностей (музыкального слуха, памяти, ритма).

3. Формирование вокально – хоровых навыков: соблюдение правильной певческой посадки; умение понимать и выполнять дирижерские жесты (внимание, дыхание, вступление, снятие, динамические оттенки); овладение правильным певческим дыханием; правильное звукообразование (мягкая атака), спокойный вдох; выработка основного качества детского певческого голоса: звонкости, «полетности», непринужденного естественного звучания; выявление индивидуального тембра; работа над дикцией; выработка унисона; пение упражнений.

Работа над репертуаром.

Знакомство со сведениями об авторах текста и музыки, показ – исполнение песни педагогом, разбор ее содержания, разучивание и  исполнение хором. Освоение средств исполнительской выразительности: динамика, темп, фразировка. Формирование эмоциональной отзывчивости.

Слушание музыки.

 Прослушивание музыкальных произведений (аудио- и видеозапись, исполнение на фортепиано). Формирование культуры восприятия музыки, развитие эмоциональной сферы учащихся.

Концертная деятельность.

Выступления на концертах для родителей, тематических мероприятиях посещение концертных выступлений старших хоровых коллективов.

Основные репертуарные принципы:

  • Художественная ценность произведения (необходимость расширения музыкально-художественного кругозора детей).
  • Решение учебных задач.
  • Классическая музыка в основе (русская и зарубежная в сочетании с произведениями современных композиторов, народными песнями различных жанров).
  • Содержание произведения.
  • Музыкальная форма (художественный образ произведения, выявление идейно-эмоционального смысла).

  • Доступность:  

а) по содержанию;

б) по голосовым возможностям;

в) по техническим навыкам.

  • Разнообразие:  а) по стилю;        

                              б) по содержанию;                                                                                                                                    

                              в) темпу, нюансировке;                                                                                                        

                              г) по сложности.

Примерный репертуарный список

  1. Бел.нар. песня  «Сел комарик на дубочек»
  2. В. Герчик. «У волка день рожденья»
  3. В. Калинников. «Тень – тень»
  4. Русская народная песня «Как у наших у ворот»  
  5. С. Соснин. П. Синявский. «Перепляс».
  6. Г. Струве. «Маленькая мама»
  7. Чешская нар. песня. «Гусята»
  8. Г. Эрнесакс. Т. Волгина. «Паровоз»
  9. Сл.и муз. Пряхиной Е. «Хоровод с Дедом Морозом»
  10. Вихарева Г. «Ладушки-ладошки»
  11. Билецкая А. «Хороводная»
  12. Металлиди Ж. «Часики»
  13. Металлиди Ж. «Новогодняя песенка-танец»
  14. Вихарева Г. «Ква-ква-ква»
  15. Муз. Е. Тиличеевой «Смелый пилот»
  16. Русская нар. мелодия «Василек»
  17. Русская нар. песня «Во поле береза стояла»
  18. Русская нар. песня «Во саду ли в огороде»
  19. Муз. Н. Зарецкой. «Дождик – озорник»
  20. Муз. А. Филиппенко. «Урожай собирай»
  21. Муз. П.И. Чайковского. «Старинная французская песенка»
  22. Муз. Ноффата. «Детская песенка»
  23. Муз. У. Гаджибекова. «Вечер настал»
  24. Д. Васильев – Буглай. «Осенняя песенка»
  25. Г. Струве «Песенка о гамме»
  26. Муз. Е. Крылатова. «Колыбельная медведицы»
  27. Англ. нар. песня. «Гусята» 
  28. Русская нар. песня «Во кузнеце»
  29. Муз. О. Юдахиной. «Слон и скрипочка»
  30.  Муз. Р. Паулса. «Сонная песенка»

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

Результатом  освоения  программы  учебного  предмета  «Хоровое пение»,  являются следующие  компетенции:

  • знание правил поведения на уроках по хоровому пению;
  • знание названий, авторов и текстов изучаемых произведений;
  • пение в диапазоне ми I октавы – до II октавы, не форсируя  звук во время пения;
  • исполнение несложных песен в унисон (в сопровождении фортепиано);
  • умение спокойно стоять или сидеть во время пения;
  • умение слушать друг друга во время пения;
  • умение реагировать  на основные дирижерские жесты: внимание, вдох, начало пения и его окончание, умение одновременно начинать и заканчивать пение.

  1. Формы и методы контроля

Контроль – это проверка результатов обучения по программе.

Контроль проводится для выявления уровня способностей и компетенций  детей. На современном этапе развития образования понятие «контроль» трактуется как педагогическая диагностика.

Программа по предмету «Хоровое пение» предусматривает следующие виды контроля:

  • текущий (следящий, постоянно действующий) контроль проводится на каждом занятии посредством систематического наблюдения за деятельностью детей;
  • промежуточный (периодический) контроль проводится по окончании первого полугодия в форме тематического открытого урока с приглашением родителей детей;
  • итоговый контроль -  проводится по окончании  года обучения в форме итогового открытого урока с приглашением родителей детей.

С целью определения уровня обученности детей хоровым компетенциям разрабатываются критерии - для высокого (В), среднего (С) и низкого (Н) уровней развития. Ориентиром при разработке критериев служат требования к уровню подготовки детей на момент окончания обучения.

Уровень

Кол-во баллов

Критерии

1.

Высокий (В)

От 2,0 до 3,0 баллов

Ребенок выполняет задания преподавателя самостоятельно, проявляет устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость к исполняемым произведениям, знает их наизусть, чисто интонирует, артикулирует, поет ритмично, правильно берет дыхание, проявляет творческую инициативу.

2.

Средний (С)

От 1,0 до 1,9 баллов

Ребенок в целом заинтересован и достаточно самостоятелен в выполнении заданий, но допускает некоторые неточности в интонации, ритме, тексте и совершает  погрешности, требующие вмешательства и помощи преподавателя.

3.

Низкий (Н)

От 0 до 0,9 баллов

Ребенок несамостоятелен, невнимателен, безэмоционален, действует исключительно под руководством преподавателя, интерес к предмету выражен слабо или отсутствует. Присутствуют проблемы в интонации, недостаточное чувство ритма и музыкальная память.

По окончании обучения составляются карты, куда заносятся результаты итогового контроля по каждому ребенку. Например:

Ф.И. учащегося

Интонация

Слух

Ритм

Музыкальная память

Эмоциональная отзывчивость

Средний балл

Уровень

1.

Иванова Д.

3,0

2,5

2,5

2,0

3,0

2,6

В

2.

Петров В.

1,5

2,0

2,0

2,0

2,0

1,9

С

3.

Сидоров А.

0,5

0,5

0,5

0,5

0,9

0,6

Н

Результаты контроля доводятся до сведения родителей дошкольников в индивидуальном порядке.

  1. Методическое обеспечение учебного процесса

Задача  преподавателя – пробудить у детей любовь к совместному пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом коллективном музицировании, учитывая, что хоровое пение – наиболее доступный вид подобной деятельности.

Во время обучения необходимо следить за формированием и развитием важнейших вокально-хоровых навыков учащихся (дыханием, звуковедением, ансамблем, строем, дикцией), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей.

Отбирая репертуар, педагог должен помнить о необходимости расширения музыкально-художественного кругозора детей, о том, что хоровое пение – мощное средство патриотического, художественно-эстетического, нравственного воспитания учащихся. Следует стремиться к разнообразию жанров и форм – попевки, песни, народные песни и т.д.

Особое значение имеет работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, над умением почувствовать и выделить кульминационные моменты, как всего произведения, так и отдельных его частей.

Краткие пояснительные беседы к отдельным произведениям используются руководителем хорового класса для выявления своеобразия стилей отдельных композиторов, музыкального языка различных эпох. Такие беседы способствуют обогащению музыкального кругозора учащихся, помогают формировать их художественную культуру.

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Л. Абелян. Как Рыжик научился петь. Учебное пособие. - Москва «Советский композитор». 1989.

2. Т. Ю. Амосова. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой. – М. : РИПОЛ классик, 2007.

3. О.Белова. Заводная собачка. Песни для девочек и мальчиков (дошкольников и младших школьников) - Издательство «Композитор» СПБ, 2012.

4. А. Вербов. Техника постановки голоса. - Государственное музыкальное издательство, 1961.

5.  Н. Ветлугина. «Музыкальный букварь», Москва «Музыка» 1998 г

6. Г. Вихарева. Играем с малышами. Логоритмические игры для детей младшего дошкольного возраста. - Издательство «Композитор» СПБ, 2007

7. Д. Люш. Развитие и сохранение певческого голоса. – М. : Издательство ГИТИС, 1993.

8. С. И. Мерзлякова. Воспитание и дополнительное образование детей. Фольклор – музыка – дети. - Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.

9.Ж.Металлиди. Петь по-всякому могу. Песни для детей дошкольного и младшего школьного возраста.  - Издательство «Композитор» СПБ, 2004.

10. Е.Н.Пряхина. Музыка и песни для занятий с детьми 4-7 лет. – Издательство «Учитель», Волгоград, 2009.

11. Н. А. Фомина. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой--- Волгоградская Государственная Академия физической культуры. 2001.