Главные вкладки
Воспитательное воздействие через репертуар
Конспект урока по хору в старших классах ДШИ.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Кыштымская детская школа искусств»
«Воспитательное воздействие
в детском хоре через репертуар»
Открытый урок по хору (старшие классы 4-7)
Преподаватель по хору
II квалификационной категории Князева Е.П.
Кыштым
2014г.
Пояснительная записка
Первым, и подчас, главным условием формирования хорошего художественного вкуса у детей – участников хора – является высокий и многогранный вкус педагога. Проявляясь и в подборе репертуара, и в оценках исполнительства, художественный вкус и художественные взгляды педагога становятся для детей эталоном отношения к пению и вообще к музыке.
Ставя перед собой задачу - развить художественный вкус детей в певческом искусстве - педагог должен научить их с эстетически высоких позиций оценивать музыкально – образное содержание произведения и качество его исполнения.
Высокий художественный вкус, необходимый для оценки красоты музыки и текста, глубины содержания, стройности формы, воспитывается постепенно, в результате многолетней работы над тщательно подбираемым репертуаром. В таком репертуаре на первом месте стоит песенно- хоровая классика, а также лучшие произведения народно- песенного искусства, в первую очередь – родного фольклора. Произведения современных композиторов, включаемые в репертуар, должны соответствовать тем же высоким критериям. Результат всей этой работы остается у человека на всю жизнь. Поэтому так важно вести ее на самом высоком уровне. Хороший художественный вкус в певческом искусстве не может не сказываться на отношении к другим видам искусства и на общей культуре человека.
Тема урока: « Воспитательное воздействие в детском хоре через репертуар»
Цель урока:
-Научить детей петь музыку разных эпох и композиторских школ (русская классика, произведения советского периода, современное джазовое сочинение)
-воспитать в детях музыкальный вкус и общую культуру ребенка
-развивать вокально- хоровые навыки в пении русской классики «Венецианская ночь».
-воспитать в детях патриотизм, чувство справедливости, чувство долга
- научить детей петь контрастные по музыке и тексту части в одном произведении, на примере «Поклонимся великим тем годам».
-воспитать детей петь джазовую музыку- композицию современного автора
-развивать гармонический слух и вокально- хоровые навыки при пении «Телеграмма»
-воспитать в детях благодарного слушателя и грамотного исполнителя
Задачи:
1.Образовательные: -получить, обобщить и уметь передать средствами хорового искусства идейно- художественное содержание, вложенное композитором и поэтом в музыку.
2.Развивающие: - расширить музыкальный кругозор;
-развить навыки осознанного восприятия и слушания музыки;
-развивать мышление, память, речь, реакцию;
- развить уже имеющиеся вокально- хоровые навыки;
3.Воспитательные: - воспитание музыкального вкуса, культуры пения;
-Воспитание интереса к предмету хоровое пение
Виды музыкальной деятельности:
- музыкально- образовательная
-восприятие
-исполнительство
Методы:
Общепедагогические
1.По источнику знаний:
- словесный
-наглядный
2.По назначению:
-приобретение знаний
-закрепление знаний
3.По дидактическим целям:
-освоение
-закрепление
План открытого урока:
№ п/п | Ход урока | Пояснение | Время |
Организационный момент | Проверка по журналу присутствующих | 2 мин. | |
Распевание: -Упражнение на одной высоте (закрытый рот) - Упражнение «Машинки» Т3/5 -Упражнение в диапазоне б2 на слоги ми-и-ма - Упражнение по звукам Т3/5 на слог ми-и-и-и мо-о-о-о ма. Штрих - legatoи staccato. - Упражнение на слог да-да-я Т3/5 -Упражнение на дикцию «Мы перебегали берега» | -Настройка хора на единое звучание. Развитие равномерного, экономичного, длительного выдоха и опоры. -Развитие диапазона, точного интонирования. -Развитие диапазона, равномерного и правильно организованного выдоха, « закрытой» манеры звучания. -Правильное формирование гласных, пение с мягкой и твердой атакой звука. -Расширение диапазона в нисходящем движении, приобретение бархатного мягкого низкого тембра (у альтов). -Развитие четкого и твердого произношения. | 8 мин. | |
Работа над произведением М. Глинка, сл. И. Козлова «Венецианская ночь». | Повтор 1 куплета. Работа над точным интонированием, четким вступлением в местах с элементами полифонии. Работа над штрихом legoto, цепным дыханием, фразировкой. Беседа об эпохе и композиторской школе этого произведения, оттуда и добиваться легкого, светлого, «закрытого» звука. Следить, чтоб окончания пропевались и звук снимался одновременно. Особая сложность – это распевы в партии сопрано, необходимо следить за четкостью и точностью исполнения. Обратить внимание на исполнение в высокой позиции хора. Работа над целостностью и единством в партиях. Художественный образ и манера исполнения- это неразрывный союз, поэтому звук должен быть сдержанным, благородным и возвышенным. | 13 мин. | |
Работа над произведением А. Пахмутовой, сл. М. Львова « Поклонимся великим тем годам». | Повтор 2 куплетов. Отдельно прочитать текст, проработать дикцию в сложных произношениях, проанализировать. Беседа о связи текста и музыки. Почему композитор в запеве использует унисонное звучание? А в припеве появляется многоголосие? Художественный образ и идейное содержание в этом произведении первичны. Оттуда и характер звука: в запеве –marcato, в припеве- legato. Контраст характера звука представляет определенную сложность в исполнении, в запеве необходимо следить за решительным, энергичным звучанием, а в припеве- пение строгое, собранное, скорбное, поэтому мягкое. В этом произведении развивается умение воспринимать музыкальные сочинения с ярко выраженным жизненным содержанием. Воспитывается патриотизм, чувство долга, ответственности и мужества, чувство единства и коллективизма. | 10 мин. | |
Работа над произведением Я. Дубравина, сл. М. Ромма «Телеграмма». | Повтор произведения. Беседа об эпохе и жанре сочинения. Выясняем звучание и манеру, которой поются джазовые произведения. Анализируем характер припева и запева. Повторяем чередующиеся штрихи и контраст в динамике (изобразительность и выразительность).Места со сложным пунктирным и синкопированным ритмом нужно прохлопать, до достижения полного ритмического ансамбля. В припевах сложные диссонирующие гармонии, которые также требуют внимания. Характер звука должен быть четкий, энергичный.Необходимо следить за точным снятием окончаний, сравнить с окончаниями в классической музыке. Особую сложность представляет дикция. Для более точного и интересного исполнения добавляем комплекс движений, сопровождающий пение. «Телеграмма» развивает устойчивый интерес к урокам хора, певческие умения и навыки, выразительное исполнение песен. Пробуждает эмоциональный отклик на музыку разных жанров. Воспитывает устойчивый интерес к музыкальному искусству в целом и джазовым произведениям в частности. | 10 мин. | |
Подведение итогов открытого урока, беседа о важном воздействии репертуара на хор. | 2 мин. |
