ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА: "ВОСТОЧНЫЙ ТАНЕЦ" на 2019-2020 уч.г. для детей с 4-7 лет

Артемьева Екатерина Юрьевна

Восточный танец - это символ грации и пластики, он дарит красоту, силу, здоровье. 

В хореографии восточного танца сливаются воедино эстетическое, двигательное и зрительное впечатления, естественными и выразительными движениями передаётся эмоциональное состояние человека. Движения под музыку можно рассматривать как важнейшее средство развития телесного опыта ребенка и, следовательно, развития его личности в целом. Восточный танец способствует развитию у детей художественного, музыкального восприятия, эмоциональности и образности, совершенствованию мелодического, гармонического слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, 4 культуры движений, умению творчески воплощать музыкально-двигательный образ. Объединяя в себе мощную жизнеутверждающую энергию телодвижений и завораживающую магию ритма восточной музыки, восточные танцы дарят своему исполнителю не только эстетическое наслаждение, но и здоровье. Программа предполагает использование здоровьесберегающих технологий.

Цель программыРазвитие у учащихся базовых компетенций: общекультурных, ценностно-смысловых, здоровьесберегающих, коммуникативных, социальных компетенций через обучение искусству восточного танца.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть на каждом году обучения в определенных темах происходит возвращение к пройденному, но уже на более высоком уровне. Программа, охватывает детей  среднего и старшего дошкольного возраста. Специфика деления на возрастные группы в восточном танце заключается не только в особенностях физиологии и анатомии на каждом возрастном этапе, но и в психологической составляющей.          

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №73 «Малыш» г. Смоленска

УТВЕРЖДАЮ:

                                       Заведующий МБДОУ  

                 «Детский сад №73 «Малыш»

                          ____________ Федорова Ж. А.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ВОСТОЧНЫЙ ТАНЕЦ»

первый год обучения

Возрастной состав: с 4 лет – 7 лет (включительно)

Автор-составитель: музыкальный руководитель

Артемьева Екатерина Юрьевна

Смоленск

 2019 г

Содержание

1. Пояснительная записка…………………………………………………3-5 стр. 

   1.1. Направленность образовательной программы……………………3 стр. 

   1.2. Актуальность программы…………………………………………..3 стр. 

   1.3. Новизна программы………………………………………………...4 стр.

   1.4. Педагогическая целесообразность…………………………………4 стр. 

   1.5. Цель программы……………………………………………………..5 стр. 

   1.6. Задачи программы…………………………………………………...5 стр.

2. Ожидаемые результаты………………………………………………….5-6 стр.

3. Формы оценки результативности программы………………………….6 стр. 

4. Особенности программы…………………………………………………7 стр.

5. Режим занятий…………………………………………………………….8 стр.  

6. Формы проведения занятий………………………………………………8 стр.

7. Методы, используемые при проведении занятий………………………8 стр.

8. Структура занятий………………………………………………………...9 стр.

9. Сводный учебно–тематический план…………………………………..10 стр.

10. Цели и задачи первого года обучения………………………………….11 стр. 

11. Учебно-тематический план первого года обучения…………………...12 стр.

12. Содержание программы первого года обучения…………………...13-17 стр.

13. Ритмопластика………………………………………………………...18-21 стр.

14. Творческая мастерская

      «Создание костюма для восточных танцев»…………………………...22 стр. 

15. Список используемой литературы для педагога………………………23 стр. 

16. Список используемой литературы для детей и родителей……………23 стр. 

  1. Пояснительная записка.

1.1.  Направленность образовательной программы.

 

        Программа «Восточный танец» является дополнительной общеразвивающей программой художественной направленности, по функциональному предназначению – досуговой, по форме организации – групповой студийной. Программа разработана согласно «Примерным требованиям к программам дополнительного образования детей»

(Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки от 11.12.2006 г. №06-1844), с учетом распоряжения Правительства РФ №1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».

Программа опирается на правила и требования Международной и Общероссийской Танцевальных Федераций к уровню исполнения восточного танца.

 

1.2.  Актуальность программы.

        Актуальность данной программы связана с тем, что в последнее время восточные танцы и музыка стали очень популярны среди населения нашей страны, как среди взрослых, так и среди детей и подростков.

Восточный танец - это символ женственности, и каждой юной девушке он дарит красоту, силу, здоровье. В хореографии восточного танца сливаются воедино эстетическое, двигательное и зрительное впечатления, естественными и выразительными движениями передаётся эмоциональное состояние человека. Движения под музыку можно рассматривать как важнейшее средство развития телесного опыта ребенка и, следовательно, развития его личности в целом. Восточный танец способствует развитию у детей художественного, музыкального восприятия, эмоциональности и образности, совершенствованию мелодического, гармонического слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, 4 культуры движений, умению творчески воплощать музыкально-двигательный образ. Объединяя в себе мощную жизнеутверждающую энергию телодвижений и завораживающую магию ритма восточной музыки, восточные танцы дарят своему исполнителю не только эстетическое наслаждение, но и здоровье. Программа предполагает использование здоровьесберегающих технологий.

1.3.  Новизна программы.

        Отличительной особенностью данной программы является введение в программу интегрированных занятий, занятий с элементами импровизации. Программа имеет дополнительный раздел «Создание костюма для восточных танцев». Все это позволяет расширять поле реализации творческого потенциала обучающихся. Формированию общекультурных, познавательных, ценностно-смысловых компетенций способствует синтез двигательных действий восточного танца с элементами классической хореографии, что, безусловно, повышает уровень танцевальной грамотности будущих танцоров, а также изучение различных фольклорных (народных) стилей восточного танца, культуры, особенностей быта и костюмов.

1.4.  Педагогическая целесообразность.

        Педагогическая целесообразность программы заключается в ее ориентации на определенный возраст, физическую подготовленность и пол обучающихся. Программа построена на использовании здоровьесберегающих технологий, которые реализуются за счет:

- проведения инструктажа по технике безопасности (по сезону);

- постепенного увеличения нагрузки в период всего курса обучения;

- начала занятий с разминки на каждую часть тела, на каждую группу мышц; - учета особенностей возраста, роста, веса учащегося в выполнении

  упражнения, танца;

- чередования интенсивных упражнений с плавными;

- возможности отдыха учащегося в любое время;

- отслеживания состояния и выявления возможных недомоганий всех

  участников студии одновременно за счет зеркал в хореографическом зале.  

        Кроме физиологического аспекта здоровьесберегающих технологий, важно отметить и психологический аспект:

- умение владеть своим телом дарит учащемуся положительные эмоции;

- работа в паре, в команде дает возможность развивать навыки

  конструктивного и позитивного диалога, что немаловажно для развития

  психологически здоровой личности;

- положительное подкрепление успешного выполнения движений, танца от

  педагога также позитивно сказывается на эмоциональном состоянии

  ребенка.

Ритмы восточной музыки по исследованиям многих авторов имеют терапевтический эффект за счет особого чередования акцентов, сильных и слабых долей.

1.5.  Цель программы.

Развитие у учащихся базовых компетенций: общекультурных, ценностно-смысловых, здоровьесберегающих, коммуникативных,              социальных компетенций через обучение искусству восточного танца. 

1.6.  Задачи программы.

     Предметные: 

  • изучение восточного танца;
  • знакомство с музыкой, историей костюма, с художественным оформлением танца;
  • формирование и развитие творческих способностей учащихся.

     Метапредметные: 

  • обеспечение формирования базовых компетенций;
  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • укрепление здоровья учащихся.

Личностные: 

  • развитие у учащихся танцевальных способностей;
  • развитие художественного вкуса;
  • развитие творческого воображения;
  • развитие эстетического чувства и понимания прекрасного.  

2.  Ожидаемые результаты.

Предметные:

  • различать различные ритмы, стили восточной музыки, инструменты в

           ее исполнении;  

  • выполнять простые и все более сложные движения восточного танца;
  • выполнять связки движений в разных плоскостях, как под знакомую,

так и под незнакомую музыку, без предварительной подготовки;

  • выполнять сложную импровизацию под знакомую, незнакомую музыку, индивидуально, в паре;  
  • уметь танцевать сложные танцы с зеркальным отображением движений, перестроениями, солированием;  
  • уметь использовать простые и сложные аксессуары;
  • уметь подбирать костюм.

Метапредметные: 

  • проявление показателей сформированных базовых компетенций;
  • принятие и следование принципам здорового и безопасного образа жизни;
  • отсутствие динамики ухудшения здоровья учащихся.

Личностные: 

  • приобретения и проявления у учащихся - художественного вкуса;
  • - творческого воображения;
  • - эстетического чувства и понимания прекрасного.

3.  Формы оценки результативности программы.

Формами оценки результативности программы являются:

  1. Анализ сохранности контингента - определяет востребованность.

 2. Наблюдения - позволяют выявить отношение детей друг к другу,

     к педагогу, к занятиям, приобретение художественного вкуса, творческого

     воображения, эстетического чувства и понимания прекрасного.

 3. Индивидуальные и групповые беседы - выявление интересов детей,

     определение их динамики.

 

4. Открытые занятия, концерты.

    Каждый год воспитанники принимают участие в праздничных, отчетных    

    концертах. Таким образом, демонстрируя, чему научились и чего достигли.

5. Опрос родителей.

    В течение года поддерживаем связь с родителями детей.

6. Анализ заболеваемости детей и результаты медицинских осмотров,

    выявление динамики состояния здоровья и следование принципам

    здорового образа жизни.

4.  Особенности программы.

        Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть на каждом году обучения в определенных темах происходит возвращение к пройденному, но уже на более высоком уровне.

Программа, охватывает детей  среднего и старшего дошкольного возраста. Специфика деления на возрастные группы в восточном танце заключается не только в особенностях физиологии и анатомии на каждом возрастном этапе, но и в психологической составляющей.

        Каждая маленькая девочка, приходящая на занятия восточного танца хочет быть принцессой, получать похвалу и восторженные взгляды зрителей. Уже в этом возрасте закладывается стремление быть красивой, нравиться окружающим. Яркий костюм, причёска, самый первый детский макияж – даёт ощущение праздника, удовольствия от танца. Чем старше становиться ребёнок, тем более осознанным становятся эти ощущения и восприятие себя как личности.

        При таком подходе, будет весьма интересно не только возрастное деление на группы, но и образное – это вызывает интерес, помогает ребёнку самому сделать привязку к какому-то образу, повышает самооценку, а также повышает стремление перейти в следующую, «сказочную» группу, что, безусловно, помогает педагогу реализовать принцип преемственности групп. Кроме того, каждая группа может иметь свой девиз и эмблему, выбрать старосту и помощников старосты. В этой деятельности воспитанницы могут проявлять творческую инициативу и активность, лидерские качества.

Деление на образные группы  

 

Первый Год обучения

Возраст

Название группы

Образные характеристики

Первая возрастная группа

4-5 лет

«Бусинки»

Девочки

Мальчики

Самые маленькие, яркие, подвижные, весёлые

Вторая возрастная группа

5-7 лет

«Бисер»

Девочки

Очаровательные, нежные, сказочные

Третья возрастная группа

5-7 лет

«Султанчики»

Мальчики

Мужественные, загадочные, очаровательные, подвижные.

5.  Режим занятий.

Возраст обучающихся: 4 – 7 лет (включительно).

Сроки реализации программы: 1 год.

1-ый год обучения для первой возрастной группы 4 -5 лет (оздоровительно-подготовительный этап) –

50 мин. в неделю, 2 раза в неделю по 25 мин.

Для второй возрастной группы 5-7 лет (базовая подготовка, расширение танцевальной лексики) –

1 час в неделю, 2 раза в неделю по 30 минут.

Для третьей возрастной группы 5-7 лет (базовая подготовка, расширение танцевальной лексики) –

1 час в неделю, 2 раза в неделю по 30 минут.

6.  Формы проведения занятий.

 

  • Учебно-репетиционное занятие;
  • Открытое занятие;
  • Беседа;
  • Игра;
  • Семинар-практикум;
  • Занятие-праздник;
  • Концерт;
  • Конкурс.

7.  Методы, используемые при проведении занятий.

1. Словесный метод - используется при беседе, рассказе, при анализе

    музыкального произведения.

2. Наглядный метод - используется при показе фотографий,

    видеоматериалов.

3. Практический метод – это упражнения, тренинг, репетиции.

8.  Структура занятий.

 

1. Приветствие (восточный поклон) - позволяет дисциплинировать

    учащихся, настроить на нужный лад.

2. Изучение теоретической основы темы занятия - объявление и  

    разъяснение темы занятия позволяет систематизировать знания у

    учащихся.

3. Разминка и растяжка позволяют подготовить тело, мышцы

    непосредственно к тренажу. Общее правило разминки и растяжки –  

    начинать от головы к туловищу и конечностям. Нарастание темпа, ритма,

    нагрузки происходит постепенно в течение занятия и от занятия к занятию

    в течение года. Чередуются интенсивные упражнения с плавными

    движениями.

 4. Тренаж включает в себя основные особенности восточного танца:

     плавные движения (волны), удары и тряски различными частями тела.

 5. Изучение практической темы занятия – это всегда изучение связок

     движений, частей танца и танца целиком в соответствии с планом.

6. Контрольная работа (выборочно, не на каждом занятии).

7. Прощание (восточный поклон) и аплодисменты - способ закончить

    занятие так, чтобы радость от результатов выполненной работы осталась и

    на долгое время после его окончания.

9.  Сводный учебно – тематический план общеобразовательной общеразвивающей программы «Восточный танец».

 

Названия разделов

Кол – во часов

1-ый год обучения

1

Рекламная компания. Собрание.

Показательные выступления. Видео - презентация.  

-

2

Вводное занятие.

30м.

3

Элементы классического экзерсиса.

2ч.

4

Ритмы восточной музыки: от простых к сложным.

2ч. 30м.

5

   Основные (простые и сложные)

движения восточного танца.

3ч.

6

Соединение простых элементов движений в связки.

3ч. 30м.

7

Композиция. Танцы.

3ч. 30м.

8

Классическая восточная постановка «Межансе».

-

9

Фольклорные стили восточного танца.

-

10

Стилистика костюма.

-

11

Умение импровизировать в танце.

1ч. 30м.

12

    Сложные элементы восточного танца и их соединение.

5ч.

13

Принципы соединения сложных элементов движений.

5ч. 30м.

14

Композиция. Танец «Восток», «Шахеризада», «Саиди».

5ч. 30м.

15

Использование аксессуаров (трости, платки, свечи, музыкальные инструменты, вейлы, веера, крылья)

в танцах.

1ч.

16

Изучение танца с платком.

2ч.

17

Итоговое мероприятие. Отчетный концерт

30м.

18

Конкурсно-игровая программа: «Принцесса Востока»

-

ВСЕГО ЧАСОВ:

36 ч.

10.  Цели и задачи первого года обучения.

Первый год обучения.

Цели и задачи первого года обучения.

Первый год обучения (4-7 лет включительно) ориентирован на обучение базовым навыкам и умениям, необходимым для исполнения простого танца.

Цель: обучение учащихся базовым навыкам и умениям хореографической подготовки и развитие интереса к данному виду танца.

Задачи

Предметные:

  • ознакомление обучающихся с особенностями восточной музыки,

её ритмами;

  • обучение выполнению различных движений (от простых к сложным), связок движений, простых танцев, гибкости, плавности движений;
  • постановка корпуса, рук, ног, головы;
  • ознакомление детей с аксессуарами для восточных танцев

(вейлы, платки, музыкальные инструменты, крылья и т.д.).

Личностные:

  • развитие умения индивидуальной импровизации;
  • развитие навыков работы в парах;
  • развитие чувства ритма;
  • формирование творческих способностей;
  • формирование нравственной культуры личности;
  • формирование уважительного отношения к культурам разных народов.

 

Метапредметные:

  • формирование навыков работы, как самостоятельно, так и в коллективе;
  • развитие и укрепление костно-мышечного аппарата тела;
  • развитие слуховых навыков и навыков координации движений.

           В конце первого года обучения дети должны уметь:

  • выполнять простые движения восточного танца;
  • знать и различать различные ритмы восточной музыки;
  • уметь танцевать простые танцы группами и индивидуально;
  • знать о правилах и технике использования аксессуаров в танце;
  • уметь импровизировать под знакомую музыку.

11.  Учебно-тематический план первого года обучения.

 (2 занятия в неделю по 30 мин. каждое, всего 66 занятий, 36 часов в год).

№ п/п

Тематические блоки

Общее

Теория (в часах)

Практика (в часах)

1.1

Вводное занятие

30 мин.

30 мин.

1.2

Элементы классического экзерсиса

2ч.

30 мин.

1ч. 30м.

1.3

Ритмы восточной музыки:

от простых к сложным. Знакомство с видами ритмов восточной музыки.

2ч. 30м.

30 мин.

2ч.

1.4

Основные (простые) движения восточного танца.

3ч.

30 мин.

2ч. 30м.

1.5

Соединение простых элементов движений в отдельные связки. Принципы соединения простых элементов движений в отдельные связки.

 3ч. 30м.

30 мин.

3ч.

1.6

Композиция. Танец «Грация».

3ч. 30м.

30 мин.

3ч.

2.1

Умение импровизировать в танце. Индивидуальная импровизация.

1ч. 30м.

30 мин.

1ч.

2.2

     Сложные элементы восточного танца.

5ч.

30 мин.

4ч. 30м.

2.3

Принципы соединения сложных элементов движений в отдельные связки.

5ч. 30м.

30 мин.

5ч.

2.4

Композиция. Танец «Восток».

5ч. 30м.

30 мин.

5ч.

2.5

Использование аксессуаров (трости, платки) в танцах. Хореографические особенности использования аксессуаров.

1ч.

30 мин.

30 мин.

2.6

Изучение танца с платком. Возможности платка в создании особенного танца.

Основные движения платком. Наложение движений на музыку.

2ч.

30 мин.

1ч. 30м.

2.7

Итоговое мероприятие к Всемирному Дню танца. Отчетный концерт для родителей.

30 мин.

-

30 мин.

ИТОГО:

36ч

30ч

   

 12.  Содержание программы первого года обучения.

Формы занятий: групповая.

 

Раздел 1. БАЗОВАЯ ПОДГОТОВКА.

 

     Тема 1.1. Вводное занятие.

  • Цели и задачи объединения, ожидаемые результаты.
  • Важность соблюдения техники безопасности при проведении занятия.
  • Роль движения в жизни человека.
  • Танец – как искусство.
  • Особенности восточного танца и восточной музыки.

     Тема 1.2. Элементы классического экзерсиса.

  • Значение элементов классического экзерсиса для развития хореографической подготовки.
  • Изучение базовых положений рук и ног.
  • Изучение базовых элементов, шагов, проходок и их использование в танце.

     Тема 1.3. Ритмы восточной музыки: от простых к сложным.

  • Различные ритмы восточной музыки: простые и сложные.
  • Важность слушания ритма при исполнении танца.
  • Виды ритмов: максум, балади, саиди, масмуди, фаллахи, айюб, мальфуф.

     Тема 1.4. Основные (простые) движения восточного танца. 

  • Знакомство с основными движениями восточного танца.
  • Основные позы в восточном танце.
  • Название, демонстрация и разучивание основных простых движений: «восьмерка», «круг», «полукруг», «качалка», «маятник», «ключ», «удар», «оттяжка», «волна», «тряска», «винт», «прогиб», «подбив».
  • Хореография движений головой, шеей, плечами, грудью, руками, животом, бедрами, тазом, ногами.

     Тема 1.5. Соединение простых элементов движений

                       в отдельные связки. 

  • Принципы соединения простых элементов движений в отдельные связки.
  • Соединение ранее разученных элементов движений в горизонтальной плоскости, вертикальной, диагональной плоскости.
  • Плавное перетекание одного элемента в другой.
  • Тренировка разученных связок под музыку, под счет, индивидуально, группой.

     Тема 1.6. Композиция. Танец «ГРАЦИЯ». 

  • Закрепление материала на основе изучения простого танца.
  • Разложение танца на схему.
  • Разучивание танца по частям (1, 2, 3 часть).
  • Соединение разученных частей под счет, под музыку, с преподавателем, без преподавателя, индивидуально, в группе.
  • Пояснение: это простой танец, движения выполняются в небыстром темпе, под мелодичную восточную музыку, периодичность повторения движения – 2 или 4 счета.

Раздел 2. ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

      Тема 2.1. Умение импровизировать в танце.

                      Индивидуальная импровизация.

  • Импровизация – как способ выражения себя в танце.
  • Тренировка импровизации под различные виды музыки, без музыки, под счет, индивидуально, в группе.

      Тема 2.2. Сложные элементы восточного танца. 

  • Знакомство со сложными движениями восточного танца.
  • Изучение шагов (вперед, назад, скрестный, приставной, с ударами).
  • Наложение «трясок» на шаги, «скручивания», «удары».
  • Название, демонстрация и разучивание основных сложных движений: «подкова», «тройная подкова», «снежинка», «приставной шаг», «скрестный шаг», «шаг с маятником», «шаг с волной»,

«сложный ключ», «крест»,  «бочка».

 

      Тема 2.3. Соединение сложных элементов движений

                       в отдельные связки.

  • Принципы соединения сложных элементов движений в отдельные связки.
  • Соединение элементов сложных движений в горизонтальной, вертикальной, диагональной плоскости.
  • Разучивание связок из сложных элементов без музыки, под счет,        под музыку.
  • Демонстрация индивидуально, группой.

     

      Тема 2.4. Композиция. Танец «ВОСТОК».  

  • Закрепление материала на основе изучения танца среднего уровня сложности.
  • Разложение танца на схему.
  • Разучивание танца по частям (1, 2, 3 часть).
  • Соединение разученных частей под счет, под музыку,

с преподавателем, без преподавателя, индивидуально, в группе.

  • Пояснение: это танец среднего уровня сложности, движения выполняются в достаточно быстром темпе, под ритмичную музыку, все движения выполняются с сохранением фигуры «квадрат» и зеркальным отображением действий друг друга.

В танце есть несколько перестроений.

Периодичность повторения движения – 4 счета.

      Тема 2.5. Аксессуары (трости, платки) в танцах. 

  • Использование аксессуаров (трости, платки) в танцах.
  • Хореографические особенности использования аксессуаров.
  • Правила техники безопасности в использовании аксессуаров.
  • История появления аксессуаров для танца.

      Тема 2.6. ТАНЕЦ С ПЛАТКОМ.

  • Возможности платка в создании особенного танца.
  • Основные движения платком: восьмерка, круг, волна, вращение, занавес.
  • Разучивание движений платком статично, в проходках, на шагах, индивидуально, группами.
  • Наложение движений на музыку, тренировка разученных движений под музыку.
  • Создание короткого танца с платком.

      Тема 2.7.  Итоговое мероприятие к Всемирному Дню танца.   

                        Отчетный концерт для родителей. 

  • Демонстрация разученных танцев, умений импровизации.

Раздел 3. СЦЕНИЧЕСКИЙ КОСТЮМ.

Тема 3.1. Стилистика костюма. 

  • Понятие композиции и стилистики костюма.
  • Роль аксессуаров в сценическом костюме.

Раздел 4. ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

     Тема 4.1. Композиция. Танец «ВОСТОЧНЫЙ ШАРМ».

  • Закрепление материала на основе изучения танца высоко уровня сложности.
  • Разложение танца на схему.
  • Разучивание танца по частям (1, 2, 3, 4 часть).
  • Соединение разученных частей под счет, под музыку,

с преподавателем, без преподавателя, индивидуально, в группе.

  • Пояснение: это танец высоко уровня сложности, который танцуется фигурой «птичка» центром вглубь сцены.

  Движения выполняются в достаточно быстром темпе, под ритмичную  

  музыку, все движения выполняются с сохранением фигуры «птичка»  

  и зеркальным отображением действий друг друга.

  В танце есть несколько перестроений, работа в парах, периодичность

  повторения движения – 4 счета.

     Тема 4.2. Фольклорные стили восточного танца.

  • Городские и деревенские стили.
  • Саиди, балади, дабка, шааби, хагалла, феллахи, эскандарани, нубия.
  • Изучение основных стилей фольклорного восточного танца

(городские и деревенские стили), их характерные особенности музыки, исполнения, танцевальной лексики.

  • Значение фольклорных стилей в современных танцевальных постановках.
  • Похожие черты в танцах народов мира (на примере ливанской дабки и танцев народов Северного Кавказа России).

     Тема 4.3. Использование аксессуаров в фольклорных стилях. 

  • Использование аксессуаров (трости, сагаты, мелайя)

в фольклорных стилях.

  • Отработка движений и небольших связок на примере стиля Саиди

под счёт, с музыкой, в парах, группе и индивидуально.

     Тема 4.4. Композиция. Танец «САИДИ».

  • Закрепление материала на основе изучения танца среднего

 уровня сложности.

  • Разложение танца на схему.
  • Разучивание танца по частям (1, 2, 3, 4 часть).
  • Соединение разученных частей под счет, под музыку,

с преподавателем, без преподавателя, индивидуально, в группе.

  • Пояснение: Это фольклорный, деревенский танец народов Египта. Движения активные, выполняются в достаточно быстром темпе, под очень ритмичную музыку с использованием аксессуара – трости

(или без неё). В танце есть несколько перестроений, работа в парах зеркально, смена солисток.

     Тема 4.5. Классическая восточная постановка. Композиция.

                       Танец «МЕЖАНСЕ». 

  • Изучение принципов построения классической восточной постановки – Межансе.
  • Состав египетского оркестра, звучание инструментов.
  • Прослушивание и определение музыкальных тем на примере нескольких композиций.
  • Закрепление материала на основе изучения танца среднего

 уровня сложности.

  • Разложение танца на схему.
  • Разучивание танца по частям.
  • Соединение разученных частей под счет, под музыку,

с преподавателем, без преподавателя, индивидуально, в группе.

  • Пояснение: Танец под инструментальную музыку, со сменой ритмов и музыкальных тем. Основные фигуры танца – «птичка» и «круг». Несколько перестроений, смен рисунка, работа в парах,

смена солисток.

Тема 4.6. Итоговое мероприятие. ОТЧЁТНЫЙ КОНЦЕРТ. 

Концерт для родителей и друзей участниц объединения в актовом зале: демонстрация приобретенных навыков и умений, выученных танцев за год.

13. Ритмопластика.

        Программа по «Ритмопластике» разработана на основе программы

А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика».

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, поэтому программа, основанная на движениях под музыку будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе.

Основная направленность предлагаемой  программы "РИТМОПЛАСТИКА", которая является универсальной, - психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела, как выразительного  ("музыкального") инструмента.

РИТМИКА – это ритмические движения под музыку, и именно она является    

                         начальным этапом освоения искусства танца.

ТАНЕЦ – это средство воспитания и развития личности ребёнка, которое

                   способно создать благотворную почву для раскрытия его

                   потенциальных возможностей и самореализации.

     Занятия Ритмикой развивают:

  • физические качества;
  • вырабатывают правильную осанку, посадку головы;
  • походку;
  • силу и ловкость;
  • координацию движений;
  • устраняет сутулость, косолапость, искривление позвоночника и т.д.

Танец обучает:

  • правилам поведения;
  • хорошим манерам;
  • культуре общения;
  • развивает ассоциативное мышление;
  • пробуждает фантазию;
  • побуждает к творчеству;
  • улучшает состояние здоровья.

РИТМОПЛАСТИКА – это гимнастика с оздоровительной

направленностью, основным средством которой, являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмическую музыку, оформленные танцевальными движениями.

Само определение ритмопластики логично разделять на два отдельных понятия: Ритм и Пластика. Из названия можно понять, что под ритмопластикой подразумеваются физические упражнения, выполняемые под музыку.

Ритмопластика – это оздоровительный вид гимнастики, в ходе которой задействуются различные группы мышц, развивается чувство ритма, тренируется память и внимательность. Она содержит в себе элементы гимнастики и хореографии.

Гармоничное соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребёнка, делают его поведение естественным и красивым.

        Занятия по ритмопластике формируют:

  • правильную осанку;
  • развивают силу;
  • выносливость;
  • увеличивают подвижность в суставах;
  • улучшают координацию движений;
  • совершенствуют чувство равновесия и прыгучесть.

Ритмопластика - один из видов спорта, способствующий раскрытию и реализации внутреннего потенциала, творческих способностей ребёнка.

       

  • Мы развиваем умение передавать различный характер музыки, а также оттенки (весёлое – грустное, шаловливое – спокойное, радостное, торжественное, шуточное и т. д.).
  • Учимся реагировать на изменение темпа, динамики, метроритма, различаем 2-х и 3-х частную форму.
  • Детям предлагаются общеразвивающие упражнения на различные группы мышц, на гибкость и плавность.
  • Также используются имитационные движения, раскрывающие определённое настроение или заданный образ.
  • Дети овладевают танцевальными движениями, доступными их возрастной координации.
  • Мы учимся ориентироваться в пространстве, самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг.
  • В этом возрасте уже начинается работа над творческими проявлениями.
  • У детей возникает потребность в самовыражении под музыку.
  • Формируются умения исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях.
  • Дети способны сами подбирать оригинальные движения, характеризующие пластический образ.
  • На занятиях дети учатся сопереживать своим сверстникам, радоваться успеху других, у детей воспитывается чувство такта, умение вести себя во время занятий, находить своё место, не толкаясь, высказываться самому и слушать других.
  • В этом возрасте у детей хорошо развивается воображение, фантазия.
  • Развивается формирование у детей как музыкально-ритмических навыков ритмического, динамического, тембрового музыкального слуха, способности различать форму, характер музыкального произведения, музыкальной памяти, внимания, так и двигательных навыков, которые обеспечивают согласование средств музыкальной выразительности и передачу их в различных движениях в играх, упражнениях.
  • Развитие координации движений, умение ориентироваться в пространстве.
  • Кроме того, это специальный тренинг, который состоит из многих упражнений, развивающих актёрские способности.
  • Мы будем учиться быть очень внимательными, верить в предлагаемые обстоятельства, уметь импровизировать.


Цель программы: обучение детей творческому исполнению танцевальных движений и передаче образов через движения, формирование социально значимых личностных качеств и развитие творческих способностей посредством ритмики и танца. 

Задачи программы:

  • Развитие музыкальности

- развитие способности чувствовать настроение и характер музыки;

- развитие чувства ритма;

- развитие музыкальной памяти.

  • Развитие двигательных качеств и умений

- развитие точности, координации движений;

- развитие гибкости и пластичности;

- формирование правильной осанки;

- развитие умения ориентироваться в пространстве;

- обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

  • Развитие творческих способностей,

потребности самовыражения в движении под музыку

- привитие основных навыков в умении слушать музыку и передавать в

  движениях её образное содержание;

- развитие творческого воображения и фантазии;

- развитие способности к импровизации.

  • Развитие и тренировка психических процессов

- развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;

- развитие восприятия, внимания, памяти;

  • Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности

- воспитание таких качеств, как внимание, целеустремлённость, собранность,

  работоспособность, коллективизм;

- воспитание умения сопереживать другому;

- воспитание умения вести себя в группе во время движения;

- воспитание чувства такта.

  • Укрепление здоровья детей

- укрепления иммунитета за счет физических упражнений и двигательной

  активности. 

Ритмопластика для дошкольников параллельно решает как общие, так и частные задачи.

Общие задачи: оздоровительные, учебные, воспитательные.

К частным задачам можно отнести:

- повышение эмоционального настроя детей;

- формирование двигательной культуры;

- совершенствование чувства ритма и музыкальности.

Занятие начинается с Вводной части, которая включает в себя выполнение упражнений, непосредственно воздействующих на весь организм ребенка. Это движения динамического характера: ходьба, бег, прыжки. 

Затем следуют общеразвивающие упражнения.

Основная часть – нагрузочная:

- различные наклоны, выпады, приседания;

- упражнения в партере для развития гибкости,

  укрепления мышц спины и брюшного пресса, мышц ног;

- танцевальная разминка, с элементами танца.

Завершается занятие упражнениями на расслаблениецель которых – обеспечить максимальный отдых детей в короткий промежуток времени.

Веселая музыка на занятиях и высокая двигательная активность создают у детей положительный эмоциональный фон.

14. Творческая мастерская.

 «Создание костюма для восточных танцев».

        Творческая мастерская – это дополнительная форма работы с детьми. Костюмы для восточных танцев – это обширный пласт для самовыражения, творчества, развития. Костюмы требуют довольно продолжительной подготовки (изготовления), особого этического подхода в выборе фасона и отделки.

Изготовление, пошив сценических костюмов – неотъемлемая часть подготовки танцевального номера.

Костюм – это не только «одежда» танцора, это важная составляющая его образа.

        Творческая мастерская представляет собой логичное продолжение и более подробное изучение темы «Сценический костюм» в программе «Восточный танец», направлена на решение задач:

  • подготовки костюмов к выступлениям;
  • обучение навыкам шитья и вышивки;
  • приобретение трудовых навыков.

Видеоматериалы.

 1. Винитинский В., Восточные танцы; Берг Саунд, 59 мин., 2004.

 2. Стейко О. Восточные танцы для детей; Берг Саунд, 70 мин., 2014.

 3. Хвалынский Г. Арабские танцы. Танец живота (DVD); Видеогурман, 2005.

15.  Список используемой литературы для педагога.

1.  Ар Сантем, Ар Зонго, АриСуфит. Искусство арабского танца.

     Учебное пособие.- М.: Институт Йога Гуру Ар Сантема, 1998.

2.  Ар Сантем, АриСуфит. Ступени мастерства для практикующих

     преподавателей танца. Методическое пособие. - М.: ИЙГАС, 2004.

3.  Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – Москва, «ВАКО»,                        

      – 2004 г.

4.  Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М.: Институт

      Практической Психологии , 1997. / Под редакцией Рузской А.Г.

5.  Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. - М.: Владос, – 2000.

6.  Росанова О. В. Восточный танец. Секреты создания костюма. - М.:

     Издательство ФЕНИКС, 2006.

7.  Черемнова Е. Танцетерапия: Танцевально-оздоровительные методики для

      детей. – М.: Феникс, 2008.

8.  Борзов А. А. - Народно-сценический танец: Экзерсисы у станка. - М, 2008.

9.  Брон Леонид - Самоучитель восточных танцев. - М, 2004.

10.  Вихрева Н.А. - Классический танец для начинающих. - М, 2004.

11.  Гусев Г. П. - Методика преподавания народного танца.

       Упражнения у станка. - М, 2002.

12.  Колодницкий Г.А. - Музыкальные игры, ритмические упражнения и

       танцы для детей. - М, 1997.

13.  Лавриненко Л.Б. - Арабские танцы. Самоучитель (Воплощенные мечты).    

        - М, 2006.

14.  Лопухов А.В., А.В. Ширяев, А.И. Бочаров - Основы характерного танца.    

        - М, 2010.

15.  Пинаева Е.А. - Детские образные танцы. Учебно-методическое пособие.

        - М, 2006.

16.  Пуртова Т.В., А.Н. Беликова, О.В. Кветная - Учите детей танцевать.

        - Иво "Владос", 2004.

17.  Ткаченко Т. С. - Народный танец. - М, 1954.

18.  Уральская В.И. - Рождение танца. - М, 1982.

19.  Цыганкова Рада, Школа восточного танца. - М, 2006.

16.  Список используемой литературы для детей и родителей.

1.  Журнал «Ориенталь» (русский журнал о восточном танце). - №3.2005,

     №2.2005, №4.2006, №2.2010.

2.  Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.

     Просвещение, 1991.