ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ПО ХОРЕОГРАФИИ: "ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ РИТМЫ" на 2017-2019 уч.г. для детей 5-7 лет

Артемьева Екатерина Юрьевна

Работая и наблюдая за детьми в ДОУ, выяснилось, что у детей двигательные навыки не достаточно сформированы, дети замкнуты, двигательная активность слабая. Поэтому, появилась актуальная необходимость в разработке дополнительной программы, которая поможет в работе с детьми, для развития танцевально-творческих способностей. Данная программа поможет сформировать у дошкольников навыки танцевальной техники, а также нравственно-волевые качества личности: настойчивость в достижении результата, выдержку, умение контролировать свои движения, действовать в коллективе. Программа обеспечивает укрепление физического, психического и психологического здоровья детей. Программа разработана на основе собственной практической работы с детьми дошкольного возраста, разных по музыкальным и физическим данным, с учетом интересов ребят, их познавательной активности и творческих возможностей, опираясь на работу Суворовой Татьяны Иосифовны - «Танцевальная ритмика».                                                  

Сейчас, как никогда внимание педагогов обращено на творческое развитие ребенка во всех областях его деятельности, на выявление его способностей, индивидуальности, поэтому новизна программы заключается в том, чтобы всесторонне способствовать творческому началу детей, развивать их фантазию и инициативу. Программа дает возможность осуществлять развитие эмоционального восприятия музыки посредством отображения в движениях ее характера, темпа, динамики и других средств музыкальной выразительности. Программа вводит детей в большой и удивительный мир хореографии, посредством игры знакомит с некоторыми жанрами, видами, стилями танцев. Помогает им влиться в огромный мир музыки – от классики до современных стилей, и попытаться проявить себя посредством пластики близкой детям. Путем танцевальной импровизации под понравившуюся музыку у детей развивается способности к самостоятельному творческому самовыражению. Формируется умение передать услышанный музыкальный образ в рисунке, пластике.

ЦЕЛЬ Программы: 

Привить интерес детей к хореографическому искусству. Формировать у детей творческие способности через развитие музыкально-ритмических и танцевальных движений. Раскрыть творческий потенциал и развить природные способности у воспитанников средствами ритмики, приобщить детей к искусству танца, развить танцевальные и музыкальные способности, сформировать разностороннюю творческую личность. 

Программа составлена для детей, желающих научиться красиво двигаться под музыку. Программа рассчитана на доступность детям старшего дошкольного возраста. В программе соединены сложные классические танцы с ритмопластикой, а также новые современные и авторские упражнения, которые создают комфорт и непринуждённую обстановку на занятиях.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Утверждаю:

                                                                         Заведующий МБДОУ

«Детский сад №73 «Малыш»

                                                                                                                                ______________ Ж. А. Федорова  

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №73 «Малыш» г. Смоленск

ПРОГРАММА

КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ

ПО ХОРЕОГРАФИИ

«Танцевальные ритмы»

на 2017 – 2019 учебный год

двухлетнее обучение программы

для детей старшего дошкольного возраста

(5-7 лет включительно)

Артемьевой Екатерины Юрьевны

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение………………………………………………………………..3-4 стр.

2. Пояснительная записка………………………………………………...5-6 стр.

3. Актуальность…………………………………………………………....7 стр.

4. Новизна…………………………………………………………………..8 стр.

5. Педагогическая целесообразность……………………………………..8 стр.

6. Цель и Задачи программы:

    образовательные, обучающие, развивающие, воспитательные……...9-10 стр.

7. Основные задачи для детей 5-7 лет по программе Т.И. Суворовой…...10 стр.

8. Принципы и методы обучения………………………………………...11-12 стр.

9. Отличительные особенности программы……………………………..12 стр.

10. Сроки реализации программы………………………………………..13 стр.

11. Структура занятия по программе……………………………………13-15 стр.

12. Этапы процесса обучения. Этапы реализации……………………...16-18 стр.

13. Формы подведения итогов…………………………………………....18 стр.

14. Ожидаемые результаты по программе……………………………….19 стр.

15. Содержание программы. Основные разделы………………………..20 стр.

16. «Танцевальная ритмика»……………………………………………..21-22 стр.

17. Учебно-тематический план…………………………………………..23-26 стр.

18. Заключение……………………………………………………………27-28 стр.

19. Список литературы…………………………………………………....29 стр.

20. Приложение……………………………………………………………30 стр.

ВВЕДЕНИЕ

       Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет танцевальная деятельность.  

       В течение не одного десятка лет педагоги используют движение как средство музыкального развития. В прогрессивных педагогических системах музыкального воспитания движению всегда отводилось особое место, так как музыканты признавали за ним возможность не только совершенствовать тело, но и развивать духовный мир человека.

       Чтобы развить у детей чувство ритма, выразительность движения, фантазию и воображение, организованы занятия по хореографии  «Танцевальные ритмы», так как разного характера танцы, двигательные танцевальные упражнения и комплексы помогают ребенку понять содержание музыки, освоить ее непростой язык.

       Занятия танцами развивают у дошкольников чувство ритма, музыкальный слух, культуру движения, гибкость, пластику, укрепляют дыхательную, мышечную и сердечно - сосудистую систему детского организма, тем самым способствуя здоровому образу жизни дошкольников.

Помимо этого идет развитие детского танцевального творчества.

       По запросу родителей в ДОУ было решено ввести дополнительные занятия по танцевальной деятельности.

       Музыкально-ритмические упражнения для детей должны быть простыми, танцевальные движения доступными для исполнения. Допускается использование некоторых новых танцевальных движений при соблюдении принципов:

  • Соответствия возрастным особенностям детей
  • От простого к сложному
  • Доступности для исполнения

Более сложные движения и их комбинации можно включить в качестве индивидуальной работы.

Такие движения могут быть взяты из:

  • образцов народных танцевальных движений;
  • движений бальных танцев;
  • современных эстрадных танцев;
  • спортивных движений и элементов аэробики.  

       Музыкальный и методический материал для работы с детьми тщательно прорабатывается и периодически повторяется, чтобы дети смогли уверенно использовать его.

       В качестве музыкального материала рекомендуется использование лучших образцов народной, в первую очередь русской - народной, музыка народов мира, а также мировой классической и современной музыки.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                                              «Духовная жизнь ребенка полноценна

                                                                лишь тогда, когда он живет в мире      

                                                                игры, сказки, музыки, фантазии,                

                                                                творчества.

                                                          Без этого он – засушенный цветок».

                                                                                                       В. Сухомлинский

       

       Дошкольное детство – период бурного развития воображения, фантазии, важнейших качеств творческой личности. В возрасте 5 – 7 лет потребность детей проявлять себя в творчестве огромна. Очень важно на дошкольном этапе развития личности определить способность и талантливость детей, создать им условия для самовыражения, дать неограниченные возможности проявить себя во всех видах музыкального творчества.

       В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности детей, прежде всего художественные. Дошкольное детство создает благоприятные условия для их формирования. Дошкольник включен во все многообразие художественных видов деятельности. Он поет, танцует. Это создает возможность для проявления специальных способностей, в том числе музыкальных. Высшим проявлением способностей является - талант. Возможность выразить свои чувства в танце, внимательно слушая музыку, в огромной степени способствует эмоциональному, духовному, физическому развитию дошкольника. Сочетание духовного и физического необходимо для развития личности ребенка.

       Танец – самое любимое массовое искусство. Трудно представить семейное торжество, народное празднество, вечер отдыха без танцев. Особенно любят танцевать дети. Но любить танец, еще не значит уметь исполнять его. Научиться танцевать очень трудно. Путь к познанию и совершенству танца длинный и сложный, умение приходит не сразу.

Помочь ребенку развить творческие способности, воображение, выразительность движений, пластичность, призван хореограф или музыкальный руководитель в ДОУ.

       Умственное и физическое развитие тесно связаны между собой.             Без активных движений, без физических упражнений невозможен нормальный рост развития растущего организма, и в первую очередь мозга. Полноценное умственное и физическое развитие, активное отношение к жизни и искусству характеризует целостную, гармонически развитую личность, нравственное совершенствование которой во многом зависит от эстетического воспитания.

       

       Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству.

Танец – это искусство, его специфика состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека он передает без помощи речи, средствами движений и мимики.
       В основу данной программы музыкального руководителя положена "Танцевальная ритмика" Т.И. Суворовой, которая
включает репертуар для занятий ритмикой и хореографией с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Танцы, игры и упражнения, предлагаемые автором, отличаются доступностью для исполнения, яркостью музыкального сопровождения и могут использоваться на детских праздниках, конкурсах и концертах, а также музыкальных и физкультурных занятиях с детьми.

       Назначение программы – осуществление хореографического образования дошкольников в свободное время, более широкое приобщение воспитанников к искусству.

Программа дополнительного образования по хореографии разработана в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Направленность программы – художественно-эстетическая.

       Обучение детей по данной программе, предполагающей изучение основ танцевальной культуры, умение красиво и пластично двигаться под различные танцевальные ритмы и темпы музыки, сопутствует физическому развитию и повышению уровня общего образования и культуры детей.

Если образовательное учреждение может предоставить своим воспитанникам возможность приобщения к прекрасному миру танца, то детство, обогащённое соприкосновением с этим светлым и радостным искусством, позволит детям расти и развиваться не только физически, но и духовно.

       При разработке программы были изучены и проработаны следующие авторские программы: «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной, «Прекрасный мир танца» О. Н. Калининой, «Учимся танцевать» Д. Холла, «Музыка, движение, ритм» Н. Л. Фомичевой, «От жеста к танцу»

Е. В. Горшковой, Музыкальная ритмика «Топ-хлоп» Е. Железневой, «Танцевальная мозаика» Е. Мартыненко, «Талант – восьмое чудо света»

М. Опришко, «Разноцветный мир» Е. Ю. Яковлевой.

       

АКТУАЛЬНОСТЬ

       В годы дошкольного возраста закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется его личность. Одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса является художественно-эстетическое и культурное развитие детей, приобщение к миру танца, знакомство с различными направлениями, историей и географией танца, прослушивание ритмичной танцевальной музыки, развивают и внутренне обогащают, прививают умение через танец выражать различные состояния, мысли, чувства человека, его взаимоотношения с окружающим миром.
Кроме того, в этот период дети интенсивно растут и развиваются, движения становятся их потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период. В процессе занятий у детей происходит снижение работоспособности, ухудшается внимание, память, нарушается осанка.
      Одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса является организация двигательного режима детей, который обеспечивает активный отдых и удовлетворяет естественные потребности в движениях.
Движение в ритме и темпе, заданном музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведёт к общему оздоровлению организма. Немаловажным является также и лечебный эффект занятий, в результате которых создаётся мышечный корсет, исправляются недостатки осанки, уменьшается плоскостопие, что позволяет также решать задачи общего укрепления и физического развития ребёнка.
Решение вышеизложенных задач, возможно, реализовать в процесс хореографического образования детей дошкольного возраста.

       Работая и наблюдая за детьми в ДОУ, выяснилось, что у детей двигательные навыки не достаточно сформированы, дети замкнуты, двигательная активность слабая. Поэтому, появилась актуальная необходимость в разработке дополнительной программы, которая поможет в работе с детьми, для развития танцевально-творческих способностей.

       Данная программа поможет сформировать у дошкольников навыки танцевальной техники, а также нравственно-волевые качества личности: настойчивость в достижении результата, выдержку, умение контролировать свои движения, действовать в коллективе. Программа обеспечивает укрепление физического, психического и психологического здоровья детей.

       Программа разработана на основе собственной практической работы с детьми дошкольного возраста, разных по музыкальным и физическим данным, с учетом интересов ребят, их познавательной активности и творческих возможностей, опираясь на работу Суворовой Татьяны Иосифовны - «Танцевальная ритмика».

НОВИЗНА

       В дошкольном возрасте  внимание детей ещё неустойчиво, дети

отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, поэтому они нуждаются в частой смене движений. Для успешного достижения результатов необходимо чередовать разные виды музыкально- ритмической деятельности: использовать музыкально- ритмические игры, этюды, пальчиковую гимнастику. Они коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию. Особое место в программе уделяется подбору музыкально-ритмического репертуара, который выполняется ежегодно в связи с современными  требованиями. При этом он отвечает требованиям высокой художественности, воспитывает вкус ребёнка и обогащает его разнообразными музыкальными впечатлениями, вызывая моторную реакцию, а также удобен для двигательных упражнений.
     
Сейчас, как никогда внимание педагогов обращено на творческое развитие ребенка во всех областях его деятельности, на выявление его способностей, индивидуальности, поэтому новизна программы заключается в том, чтобы всесторонне способствовать творческому началу детей, развивать их  фантазию и инициативу. Программа дает возможность осуществлять развитие эмоционального восприятия музыки посредством отображения в движениях ее характера, темпа, динамики и других средств музыкальной выразительности.

       Программа вводит детей в большой и удивительный мир хореографии, посредством игры знакомит с некоторыми жанрами, видами, стилями танцев. Помогает им влиться в огромный мир музыки – от классики до современных стилей, и попытаться проявить себя посредством пластики близкой детям. Путем танцевальной импровизации под понравившуюся музыку у детей развивается способности к самостоятельному творческому самовыражению. Формируется умение передать услышанный музыкальный образ в рисунке, пластике.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

       Просмотры спектаклей в театре, кино, видео, и телефильмов, посвященных танцу, посещение концертов хореографических коллективов – это все нужно и важно. Однако наиболее эффективной представляется собственная хореографическая деятельность детей, где каждый ребенок становится на время актером, творчески осмысляющим происходящее. Музыкально-ритмические упражнения – универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движения, творческого воображения. Сам процесс занятий должен приносить детям радость.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

ЦЕЛЬ Программы:  - Привить интерес детей к хореографическому  

                                        искусству. 

Формировать у детей творческие способности через развитие музыкально-ритмических и танцевальных движений.

Раскрыть творческий потенциал и развить природные способности у воспитанников средствами ритмики, приобщить детей к искусству танца, развить танцевальные и музыкальные способности, сформировать разностороннюю творческую личность.

 

ЗАДАЧИ Программы

Образовательные:

— расширение музыкального кругозора, пополнение словарного запаса;

познакомить детей с различными видами танцев и их историей.

Обучающие:

 научить владеть базовым элементам различных танцевальных жанров;

 научить самостоятельно использовать полученные знания и навыки в      

     работе над пластическими образами танцев;

— привить способность понимать музыку, выражать эмоции и

     чувства через танец;  

— умение отмечать в движении метр (сильную долю такта),

     простейший ритмический рисунок;

— умение менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой,

     и музыкальными фразами;

— через образы дать возможность выразить собственное восприятие музыки;

— формировать умение ориентироваться в пространстве;

— формировать пластику, культуру движения, их выразительность.

Развивающие:

— создать условия для развития творческой активности дошкольников,

     для совместной деятельности детей и взрослых (организация выступлений

     детей старших групп перед младшими и т.п.);  

развитие музыкальности (эмоциональную отзывчивость на музыку,

     слуховые представления, чувство ритма);

 формирование художественного вкуса;

развитие мышления, воображения и фантазии, познавательной

     активности;

— развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные

     способности;

— развить и совершенствовать артистические навыки детей, а также их

     исполнительские умения.

Воспитательные:

— воспитание у детей интереса к занятиям хореографией путем создания

     положительного эмоционального настроя;

— воспитание умения работать в паре, коллективе;

— понимать и исполнять ритмические движения, названия которых даются

     педагогом на другом языке;

— воспитание эстетического вкуса, любви к искусству, культуры

     поведения во время занятий, культурно - досуговой и концертной  

     деятельности.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ ПО ПРОГРАММЕ

Т.И. СУВОРОВОЙ «ТАНЦЕВАЛЬНАЯ РИТМИКА»

Предусматривается решение следующих основных задач для детей 5-7 лет:

1. Укрепление здоровья и развитие физических качеств:

  • развитие мышц опорно-двигательного аппарата;
  • формирование правильной осанки;
  • развитие дыхательной и сердечно сосудистой систем.

2. Совершенствование психомоторных способностей занимающихся:

  • развитие координации рук, ног, корпуса, мышечной силы, гибкости,  

           пластичности, выразительности и точности движений;

  • формирование нравственно-волевых качеств личности:

           настойчивости в достижении результата, выдержки, выносливости,  

           умение контролировать свои движения, действовать в коллективе;

  • развитие чувства ритма, музыкального слуха, внимания, памяти, умения согласовывать движения с музыкой.

3. Развитие творческих и созидательных способностей у дошкольников:

  • воспитание умения эмоционального самовыражения, раскрепощенности и творчества в движениях;
  • формировать умение импровизировать под музыку;
  • развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия;
  • развивать стремление к взаимодействию с другими детьми, достигать общего результата.

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Успешное решение поставленных задач на занятиях хореографией с дошкольниками возможно только при использовании педагогических принципов и методов обучения.

        ПРИНЦИПЫ:

  • индивидуализации (определение посильных заданий с учётом  

возможностей ребёнка);

  • систематичности (непрерывность и регулярность занятий);

  • наглядности (безукоризненный показ движений педагогом);

  • повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных навыков);

  • сознательности и активности (обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям).

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

Игровой метод

Основным методом обучения хореографии детей дошкольного возраста является игра, так как игра – это основная деятельность, естественное состояние детей дошкольного возраста. Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха на занятии, а о том, чтобы пронизывать занятие игровым началом, сделать игру его органическим компонентом. Каждая ритмическая игра имеет в своей основе определенную цель, какое-либо задание. В процессе игры дети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои представления о мире.

Наглядный метод

Выразительный показ под счет, с музыкой.

Метод аналогий

В программе обучения широко используется метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагог-режиссер, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания.

Словесный метод

Это беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение методики исполнения движений, оценка.

Практический метод

Заключается в многократном выполнении конкретного музыкально-ритмического движения.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

       Отличительной особенностью программы является комплексность подхода при реализации учебно-воспитательных задач, предполагающих, в первую очередь, развивающую направленность программы.

Данная комплексность основывается на следующих принципах:

  • развитие воображения ребёнка через особые формы двигательной

           активности (изучение простейших танцевальных движений,

           составляющих основу детских танцев);

  • формирование осмысленной моторики, которое предполагает развитие координации ребёнка и способность на определённом этапе изучения танцевальных движений не только узнавать мелодию и ритм танца, но и умение реализовывать их в простейших комбинациях танцевальных движений;
  • формирование у детей способностей к взаимодействию в паре и в группе, навыкам выступления, умению понимать друг друга в процессе исполнения танца;
  • формирование навыков коллективного взаимодействия и взаимного уважения при постановке танцев и подготовке публичного выступления.

       Программа составлена для детей, желающих научиться красиво двигаться под музыку. Программа рассчитана на доступность детям старшего дошкольного возраста. В программе соединены сложные классические танцы с ритмопластикой, а также новые современные и авторские упражнения, которые создают комфорт и непринуждённую обстановку на занятиях.

Благодаря несложным движениям, которые являются видимым айсбергом глубинных психических процессов по двигательной реакции под музыку можно с достаточной степенью достоверности провести диагностику как музыкального, так и психомоторного развития ребенка.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

       Программа предназначена для обучения детей  5 – 7 лет и рассчитана на

2 учебных года. Этот период можно определить как первый этап в освоении азов танцевальной ритмики, азбуки классического, русского и танцев народов мира («восточные танцы», «латина»), а также освоение новых современных течений («хип-хоп» и др.).

Долгосрочность освоения программы определяется:

—  постепенным характером формирования физического аппарата ребенка

      для освоения и в связи с этим постепенное усложнение образовательной

      программы;

—  процессами психического развития ребенка;

—  большим объемом материала, много предметностью;

—  групповым характером освоения программы и предъявления

      образовательного результата.

Занятия кружка  проводятся: 1 раз в неделю, во второй половине дня. 

Длительность занятий: 30 минут.  

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ ПО ПРОГРАММЕ

Основной формой работы являются:

Непосредственно образовательная деятельность по расписанию:

Подготовительная группа (30 мин.).

Для успешной реализации программы предполагается:

  • беседы о музыке, танце различного содержания, слушание музыки танцевального характера, экскурсии, посещение концертов, просмотр видеозаписей детских праздников и концертов, рассматривание иллюстраций и фотоальбомов.

Программа является вариативной, комплексной, т. е. при возникновении необходимости допускается корректировка содержания, форм НОД и времени прохождения материала.

      Занятие состоит из 3 частей:

  • подготовительной (вводной);
  • основной;
  • заключительной.

       Начинается и заканчивается каждое занятие с поклона.

Вводную часть составляют упражнения и движения динамического характера, воздействующие на весь организм: ходьба, бег, прыжки.

Затем следует Основная часть, в которой реализуются задачи этапов обучения. Третья часть занятия - музыкально-ритмическая – наиболее динамична. Здесь включены танцевальные движения, творческие задания, танцевальные композиции, хороводы, задания на построение и перестроение. В этой части задания дети самостоятельно могут создавать музыкальные образы.

       Упражнения распределяются с учетом возрастания физиологической нагрузки в основной части занятия; в подготовительной части объединяются упражнения простые по координации, малые по амплитуде и выполняемые в медленном умеренном темпе; постепенное увеличение этих параметров движения и темпа приводит к усилению нагрузки в основной части;

в заключительной части нагрузка постепенно снижается.

I. Подготовительная часть: занятия занимает 5 - 15% (7 мин.) Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребёнка к работе, создать психологический и эмоциональный настрой.  

         В нее входят:

  • поклон;
  • разминка, гимнастика (обще развивающие упражнения);  
  • танцевальная ритмика;
  • музыкально – подвижные игры;
  • танцы (танцевальные шаги, элементы хореографии, ритмические танцы);
  • музыкально - ритмическая композиция.

II. Основная часть: занимает 70 - 85% (20 мин.) от общего времени. 

В этой части решаются основные задачи, идёт основная работа над

развитием двигательных способностей. В этой части даётся большой   объём знаний, развивающих творческие способности детей.

Она делится на тренировочную (изучение нового материала, повторение, закрепление пройденного) и танцевальную (разучивание танцевальных

     движений, комбинаций, композиций).

     В нее входят:

  • ритмические, спортивные и современные танцы; 
  • классический танец, бальные танцы;
  • танцы народов мира;
  • гимнастика;
  • импровизация под музыку.

 III. Заключительная часть: занятие занимает 3 - 7 % (3 мин.) общего времени. Здесь используется комплекс различных упражнений на различную группу мышц, а также упражнения на укрепление осанки.  

В конце занятия подводится итог, и дети возвращаются в группу.

     В нее входят:

  • музыкальные игры;
  • пальчиковая гимнастика;
  • упражнения на растяжку и расслабление мышц;
  • дыхательные и восстанавливающие упражнения;
  • элементы детской йоги;
  • поклон.

       Музыка на занятии доступна восприятию ребенка. Используются детские песни, песни из мультфильмов, эстрадные и классические произведения.

Музыкальные стили и темп на протяжении занятия меняются, но основной темп – умеренный.

В качестве методического материала можно использовать:

  • аудиозаписи музыкально-ритмических комплексов различной тематики;
  • аудиозаписи комплексов различных танцевальных программ;
  • музыкально-дидактические игры;
  • костюмы и атрибуты для танцев.

Необходимо помнить о физической, психической и эмоциональной нагрузке, не переутомлять детей большим количеством материала.

Занятие хореографией должно приносить детям радость, удовлетворение от преодоления трудностей, раскрывать их творческий потенциал.

 

ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Целостный процесс обучения танцам можно условно разделить на 3 этапа:   

Начальный этап - обучение упражнений (отдельному движению);

Второй этап - этап углубленного разучивания упражнений;

Третий этап - этап закрепления и совершенствования упражнений.

       Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении.

На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения, а дети пытаются воссоздать увиденное, отрабатывают упражнение, подражая педагогу. Название упражнений, вводимое педагогом на начальном этапе, создает условия для формирования его образа, активизирует работу центральной нервной системы детей.

        Показ упражнения происходит в зеркальном изображении.

Объяснение техники исполнения упражнения дополняет ту информацию, которую ребенок получил при просмотре. Первые попытки опробования упражнения имеют большое значение при дальнейшем формировании двигательного навыка.

        При обучении несложным упражнениям (например, основные движения руками, ногами, головой, туловищем, простейшие прыжки и др.) начальный этап обучения может закончиться уже на первых попытках.

        При обучении сложным движениям (например, разнонаправленные движения руками, ногами, головой в упражнениях танцевального характера) педагог должен выбрать наиболее рациональные методы и приемы дальнейшего формирования представления о технической основе упражнения. Если упражнение можно разделить на составные части, целесообразно применять расчлененный метод.

Например: изучить сначала движение только ногами, затем руками, далее соединить эти движения вместе и только после этого продолжить дальнейшее обучение упражнению.

        Успех начального этапа обучения зависит от умелого предупреждения и исправления ошибок. При удачном выполнении упражнения целесообразно его повторить несколько раз, закрепив тем самым предварительное представление о нем.

        Этап углубленного разучивания упражнения характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники его выполнения. Основная задача этапа сводится к уточнению двигательных действий, пониманию закономерностей движения, усовершенствования ритма, свободного и слитного выполнения упражнения.

        Главным условием обучения на этом этапе является целостное выполнение упражнения. Количество повторений в занятии увеличивается, по сравнению с предыдущим этапом.

        На этапе углубленного разучивания дети приобретают некоторый опыт в исполнении движений по показу педагога и запоминают несколько композиций. Все это способствует развитию у детей самостоятельно выполнять выученные упражнения в целом.

       Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка, переходом его к творческому самовыражению в движении под музыку.

Задача педагога на этом этапе состоит не только в закреплении двигательного навыка у детей, но и в создании условий для формирования движений более высокого уровня, выполнение которых можно было бы использовать в комбинации с другими упражнениями.

        На этом этапе необходимо совершенствовать качество исполнения упражнений и формировать у детей индивидуальный стиль.

Этап совершенствования упражнений можно считать завершенным лишь только тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей. Только после этого данное упражнение можно применить с другими, ранее изученными упражнениями, в различных комбинациях, комплексах и танцах.

       На занятиях хореографией подбор упражнений соответствует возможности и подготовленности детей. В процессе изучения курса дети знакомятся с основами танцевального искусства, осваивают репертуар, показывают свое мастерство на детских праздниках и концертах.

Репертуар к программе подобран для этого возраста детей.

Главным возбудителем фантазии ребенка является музыка.

Поэтому музыкальный материал подбирается особенно тщательно, по следующим принципам:

— соответствие возрасту;

— художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность

     их образов;

— моторный характер музыкального произведения, побуждающий к

     движениям;

— разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений, на

     примерах народной, классической, современной и эстрадной музыки,  

     детских песен, музыки из мультфильмов.

На основе подобранного музыкального материала создается танцевальный репертуар.

Важно, чтобы в процессе занятий по хореографии, приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а развивало музыкально-танцевальные и общие способности, творчество, формировало основы духовной культуры детей.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ:

1 ЭТАП: Начальное обучение новым музыкально-ритмическим движениям.

                 Закрепление материала, освоение и отработка техники выполнения

                 новых танцевальных движений.

Цель: Создание общего представления о новом движении во взаимосвязи с

           музыкой. Выполнение движений в соответствии со средствами  

           музыкальной выразительности.

2 ЭТАП: Эмоциональное и выразительное исполнение танцев, танцевальных

                 миниатюр, самостоятельное создание групповых проектов.  

                 Творческая самореализация.

Цель: Совершенствование и самостоятельное выполнение движений во

            взаимосвязи с музыкой.

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ

— выступления детей на открытых мероприятиях;

— участие в тематических праздниках;

— контрольные и итоговые занятия;

— открытые занятия для родителей;

— отчетный концерт по итогам года.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ПРОГРАММЕ

Обучая дошкольников по данной программе, к концу года мы добиваемся следующих результатов.

Главный ожидаемый результат:  овладение детьми навыками искусства танца, способности и желание продолжать занятия хореографией после освоения программы.

  • дети  должны уметь выполнять специальные упражнения для согласования движений с музыкой, владеть основами хореографических упражнений;
  • усвоить большой объем разнообразных композиций и отдельных  видов движений, разных по стилю и характеру;
  • должны уметь импровизировать с использованием оригинальных и разнообразных движений, сочинять элементы для танцев.

Первое полугодие:

Дети владеют навыками по различным видам передвижений по залу и приобретают определенный «запас» движений в обще развивающих и танцевальных упражнениях. Могут передавать характер музыкального произведения в движении (веселый, грустный, лирический, героический и т.д.). Владеют основными хореографическими упражнениями по программе. Умеют исполнять ритмические, современные танцы, комплексы упражнений под музыку.

Второе полугодие:

Могут хорошо ориентироваться в зале при проведении музыкально-подвижных игр. Умеют выполнять специальные упражнения для согласования движений с музыкой, владеют основами хореографических упражнений. Умеют исполнять ритмические, народные, современные, танцы народов мира и комплексы упражнений, а также двигательные задания по креативной гимнастике.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

       В  программе представлены различные разделы, все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой метод придаёт учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения  и творческих способностей ребёнка.

Программа включает в себя следующие разделы:

1.  «Музыкально-ритмические рисунки» (тренаж)

     Подобные упражнения следует включать в начало занятий, т.к. их  

     исполнение способствует концентрации внимания у детей, созданию

     бодрого, приподнятого настроения. Важным является также

     психофизический «разогрев», после которого детям уже легче осваивать

     те или иные танцевальные движения.

2.  «Парные и круговые пляски»

     Это, пожалуй, незаменимый материал для проведения развлечений,

     утренников, новогодних «елок» и т.п. Предлагаемый репертуар также

     отличается доступностью для исполнения детьми разного возраста,

     универсальностью с точки зрения включения в любую праздничную

     программу.

3.  «Сюжетные и характерные танцы». «Танцы-игры»

     Это готовый репертуар для детских праздников. Эти танцы отличаются  

     доступностью, легкостью освоения детьми с разной подготовкой.

     Их можно оформить яркими костюмами и атрибутами. При исполнении

     данного репертуара детьми, важно обратить внимание на выразительность

     мимики и движений.

4.  «Наше наследие»

     Лучшие разработки по ритмике для дошкольников собраны в этом  

     разделе. Они не потеряли своей актуальности и сегодня. Они также

     нравятся детям, как и 20-30 лет назад и пользуются большим успехом у

     зрителей.      

       Музыкальные композиции Т.И. Суворовой из программы «Танцевальная ритмика для детей» используемые в моей работе - «Танцевальные ритмы», отличаются высочайшим качеством отбора и записи музыки, что особенно ценно, простотой танцевальных движений, что позволяет без напряжения, щадя психику и здоровье воспитанников, с удовольствием разучивать их и использовать на праздниках и в быту.

        Занятия составлены согласно педагогическим принципам и по своему 

содержанию соответствуют возрастным особенностям и физическим 

возможностям детей, которые позволяют ребенку не только в увлекательной и игровой форме войти в мир музыки и танца, но и развивают умственные и физические способности, а также способствует социальной адаптации детей.

«ТАНЦЕВАЛЬНАЯ РИТМИКА»

       Обучение ритмике детей дошкольного возраста направлено на развитие музыкального восприятия, стремления двигаться легко и пластично, получая от этого наслаждение, в соответствии с характером произведения; формирование любви к танцевальным и ритмическим движениям.

Занятия традиционно содержат упражнения для усвоения движений гимнастики, бега, шага, подскоков, игр, плясок, танцев, а также танцевальное и игровое творчество. В процессе разучивания упражнений следует следить за осанкой, координацией рук и ног, взаимосвязью движения с музыкой; пластичностью, четкостью и легкостью движений.

       Преподаватель, работая над движением, стремится создать атмосферу творчества, в которой каждый ребенок может раскрыть себя. Заставить ребенка забыть о своей неумелости помогают образные ситуации.

При выборе методических приемов нужно ориентироваться на возможности детей и особенности каждого произведения.

Ознакомление с пространственными отношениями

       Развитие способностей у детей двигаться по рисункам танца.

Занятия  строятся на примере любого хороводного танца с использованием всевозможных интересных, но несложных рисунков и несложной лексики.

В работу можно включать дополнительные предметы: платки, цветы, корзины и т.д. Дети должны четко выполнять рисунки в пространстве. Усвоить условные обозначения, уметь самим создавать всевозможные рисунки на бумаге.

      Музыкально-ритмические движения особенно любимы детьми старшего дошкольного возраста, т.к. они способны уже посредством движений развить и передать художественный образ, для которого характерно сопоставление  контрастных и сходных структур произведения, ладовая окрашенность, размер, ритмический рисунок, динамика, оттенки, темповые изменения. Чтобы научить ребенка передавать свои эмоциональные переживания через движения, необходимо развивать у них способность владеть своим телом, для чего существуют упражнения, развивающие танцевальность, гибкость, устойчивость или слитность движения. Осознанное движение позволит глубже воспринять музыку и более выразительно передать то эмоциональное состояние, которое вызывает музыкальное произведение.

Музыкально-ритмические упражнения,  танцевальные элементы

Упражнения могут усложняться за счет требований по их техническому выполнению. Поэтому вводиться дополнительное время, где разводятся постановки танцев и этюдов, также в приурочивании ритмических упражнений вводятся элементы гимнастических упражнений.

Дети этого возраста должны учиться выполнять движения с точной передачей характера музыки, в соответствии с темпом и ритмом.

Развивать умение использовать готовые элементы в этюдах на воображение, образное мышление.

       

Танцы

При работе над танцевальным репертуаром важным  моментом является развитие у детей танцевальной выразительности. Процесс обучения детей танцам начинается с того, что педагог называет движение, кратко указывает на основные его техники, знакомит с используемыми на занятиях командами для начала выполнения движения танца.

Творческое воображение

В программу творческого воображения включены разные типы конструктивных задач, решение которых опирается на применение средств и способов организации познавательной деятельности, дающих большой эффект в развитии этих способностей. Тематика заданий разнообразна.

Она включает знакомство с особенностями пластики тела, рук, головы.

Это выражение разного состояния или образа.

       Не менее важной остается проблема выбора приемов и методов обучения, которые призваны создать на занятиях атмосферу увлеченности. Здесь можно использовать игровой метод, позволяющий ребенку органично проникнуть в художественный замысел, настраивающий его на эмоциональное освоение движений и помогающий  координировать движение с музыкой.

       Выразительная разговорная речь, тесно связанная с движением, музыкальной интонацией, становится тем самым мостиком, который связывает движение и музыку.

       В работе над движением уместно развивать детское творчество, для чего целесообразно использовать различные приемы: прослушать музыку, определить ее характер, настроение и форму; наметить возможные варианты построения танца или игры; выполнять упражнения с воображаемым предметом; угадать, что показывает мальчик, девочка или все дети; исполнить перепляс, выразительное движение персонажа; отобразить в той или иной игре взаимоотношения персонажей, находящихся в эмоциональном состоянии, самостоятельно придумать игру, танец.

Учебно-тематический план

на 2017-2018 учебный год 

Первое полугодие

Месяц

Тема

Композиция

СЕНТЯБРЬ

Мир игрушек

«Неваляшка»

«Кукла»

«Кукляндия»

«Танец Кукол и Мишек» «Танец солдатиков и кукол»

«Танец колокольчиков»

ОКТЯБРЬ

Золотая осень

«Вальс с листочками» «Парная осенняя пляска»

«Осенний хоровод»

«Урожай собирай»

«Осень по лесочку ходила»

«Золотая Осень»

НОЯБРЬ

Природа и животные

«Упражнения с осенними листочками»

«Дети и природа»

 «Танец белочек»

«Танец  лесных зверей»  «Танец зайчат»

ДЕКАБРЬ

В мире сказок

«Белый танец»

 «Зимняя сказка»

«Танец снежинок»

 «Танец снеговика и Снегурочки»

Второе полугодие

Месяц

Тема

Композиция

ЯНВАРЬ

Настроение в музыке и пластике

«Лирический танец»

«Мы танцуем дружно» «Веселые тройки»

«Дружный хоровод»

«Буги – вуги»

ФЕВРАЛЬ

Любимые танцы для мам и бабушек

«Танец с цветами»

«Солнечные лучики»

«Матрешки»

«Клоуны»

МАРТ

Сюжетные танцы

«Танец весенних цветов» «Танец Месяца и звездочек»

АПРЕЛЬ

Композиции физкультурной направленности

«Упражнение с обручами»

 «Воздушная кукуруза» «Танцкласс»

«Аэробика» «Шалунишки» «Пластические этюды»

МАЙ

Путешествия

«Веселое путешествие»

«Вместе весело шагать» «Танец друзей»

 

Учебно-тематический план

на 2018-2019 учебный год 

Первое полугодие

Месяц

Праздники

Репертуар

СЕНТЯБРЬ

День Знаний

День города Смоленск

Танец «Дружба»

«Родные края» с дугами

«Осенний хоровод»

ОКТЯБРЬ

Осенний праздник

Парный танец с рыжими листьями: «Рыжий Ап»

Танцы с листьями:

«Осенний этюд»;

«Осенний вальс»;

«Золотая Осень».

«Танец пчёлок»

«Танец белочек»

«Танец ёжиков»

«Танец лисички с апельсином»

НОЯБРЬ

День Матери

«Ковбои» (мальчики)

Парный танец: «Моя мама лучшая на свете!»

Современный танец:

«Далеко от мамы»

Танец с розами: «Мамочка-роза в саду моем» (девочки)

Танцевальное поппури

«Весёлый бубен»:

«Русская плясовая», «Цыганочка»,  «Лезгинка»,

«Рок-н-ролл», «Макарена»,  «Танец Маленьких утят».  

Танец с сердцами:

«А сердце смеется»

ДЕКАБРЬ

Новый год

Танец с пушистиками: «Новый год!»

«Танец барабашек» (мальчики)

«Танец снеговиков» (мальчики)

Восточный танец гарема:

«Восточные красавицы»

Танец с белыми полотнами:

«Снежная вьюга»

Второе полугодие

Месяц

Праздники

Репертуар

ЯНВАРЬ

Зимушка-Зима

«Зимние этюды»

(на пластику)

«А на улице мороз!»

«Шёл козёл по лесу»

ФЕВРАЛЬ

День Защитника Отечества

Военный хип-хоп:

«Снайперы вперед!»

Военные перестроения: «Наша Армия!»

Танец с пушистиками триколор: «Моя Россия!»

МАРТ

Масленица

8 марта

«Танец скоморохов»

«Цветочная фантазия»

АПРЕЛЬ

Отчетный танцевальный концерт

Белорусский народный танец: «Бульба»

Лучшие танцевальные номера года

МАЙ

Выпускной бал

«Прощальный вальс»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Хореография – это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми.

       На занятиях хореографией дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др. Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.

       Необходимо развивать у дошкольников творческие способности 

заложенные природой. Музыкально-ритмическое творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.

       В данной программе интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение и даются детям в игровой форме и адаптированы для дошкольников. Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм. 

       Хореография как никакое другое искусство обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития.

Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я», как составную часть орудия общества.

Танец органично сочетает в себе различные виды искусства, в частности, музыку, песню, элементы театрального искусства, фольклор.

Он воздействует на нравственный, эстетический, духовный мир людей различного возраста. Что же касается непосредственно детей, то танец, без преувеличения, развивает ребенка всесторонне.

       Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии, ритмике движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей.

       Искусство танца – это синтез эстетического и физического развития человека. Общеразвивающие упражнения, упражнения партерной гимнастики, элементы танца исполняются под музыкальное сопровождение. Образность, различный характер музыки, многообразие её жанров повышает эмоциональность детей, питает воображение. Увлекательно, в процессе игры, выполняя различные движения и упражнения, укрепляется опорно-двигательный аппарат, формируется правильная осанка, развиваются координация движений и ориентация в пространстве.

       Проблема развития творческих способностей у детей состоит в том, что необходимо продолжать развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные движения, заложенные природой, т.к. музыкально-ритмическое творчество может успешно развиться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.

       Музыкально-ритмическая деятельность привлекает детей своей эмоциональностью, возможностью активно выразить свое отношение к музыке в движении. Учитывая возрастные особенности детей, их запросы и интересы занятия хореографией проводятся в игровой форме, большое внимание уделяется музыкальным играм, импровизации. В музыкальных играх, создавая тот или иной образ, дети слышат в музыке и передают в движении разнообразные чувства.

       Система упражнений выстроена от простого к сложному, с учетом всех необходимых музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения при условии многократного повторения заданий, что помогает успешному выполнению требований программы.

       Танец имеет огромное значение как средство воспитания нравственного самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной культуры, ибо каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Изучение танцев своего народа должно стать такой же потребностью, как и изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в этом заключены основы национального характера, этнической самобытности, выработанные в течение многих веков.

       Предлагаемая Программа сориентирует педагогов на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Аверина И. Е. «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ».

     - М.: «Айрис – пресс», 2005 г.

2.  Барышникова Т. «Азбука хореографии». -  Москва, 2000 г.

3.  Бекина С. И., Ломова Т. П. «Музыка и движение». - М.: «Музыка», 1984.  

      – 180 с.

4.  Брон Л. и Анисимова Т. «Самоучитель восточных танцев.  

Танец живота». - Ростов на Дону: «Феникс», 2005 г.

5.  Буренина А. И. «Ритмическая мозаика». - Санкт-Петербург, 2000 г.

6.  Ветлугина Н. А. «Эстетическое воспитание в детском саду». – М:

     «Просвещение», 1985 г.

7. Говоркян М. «Воспитание движения», 1952 г.

8. Горшкова Е. В. «От жеста к танцу». Словарь пантомимических и  

    тацевальных движений для детей 5-7 лет. Пособие для музыкальных    

    руководителей ДОУ. - М.: Издательство «Гном и Д», 2004 г.,144 с.

9. Гусев Г. П. «Методика преподавания народного танца», учебное пособие

    для вузов, 2002 г.

10. Ерохина О. В. «Школа танцев для детей». - Феникс, 2003 г. 10 с.

11. Зарецкая Н., Роот З. «Танцы в детском саду» Москва 2003г.

12. Захаров Р. «Сочинение танца». - М.: «Искусство», 1983 г.

13. Климов А. «Основы народного танца». - М.: «Искусство», 1981 г.

14. Конорова Ф. В «Хореографическая работа с дошкольниками». – Л., 1994.

15. Костровицкая Т. «100 уроков классического танца». – М: «Искусство»,  

 1981г.

16. Михайлова М. А., Воронина Н. В. «Танцы, игры, упражнения для

 красивого движения». – Ярославль: «Академия Холдинг», 2000 г.

17. Морозов В. «В помощь педагогу-музыканту». - М.: «Музыка», 1965,18 с.

18. Пуртова Т. В., Беликова А. Н., Кветная О. В. «Учите детей танцевать».

 - М.: «Музыка», 1961. - 10 с.

19. Слуцкая С. Л. «Танцевальная мозаика». - М.: «Линка – пресс», 2006 г.

20. Суворова Т. И. «Танцевальная ритмика для детей» № 1-5. – С-П.

21. Суворова Т. И. «Танцевальное конфетти» – С-П.

22. Суворова Т. И. «Танцуй, малыш» - №1-2. – С-П.

23. Суворова Т. И. «Танцы народов мира». – С-П.

24. Суворова Т. И. «Олимпийские танцы» – 1-2. – С-П.

25. Ткаченко Т.С. «Детский танец». – М., 1990.

26. Ткаченко Т. С. «Народный танец».- М.: «Искусство», 1975 г.

27. Учебно-методическое пособие для преподавателей танцев и ритмики.  

 «Ритмика». - Пермь, 1997.

28. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая  

 гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов

 дошкольных и школьных учреждений. - СПб.: «Детство-пресс».

ПРИЛОЖЕНИЕ