Главные вкладки

    Статья Логоритмика, как эффективное средство коррекции речи и развития музыкально-ритмических способностей дошкольников

    Шерепенко Ольга Вячеславовна

    Статья "Логоритмика, как эффективное средство коррекции речи и развития музыкально-ритмических способностей дошкольников"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Статья «Логоритмика, как эффективное средство коррекции речи и развития музыкально-ритмических способностей дошкольников»

    Автор: Шерепенко Ольга Вячеславовна, музыкальный руководитель ГБДОУ д/с № 70 Кировского района Санкт-Петербурга.

    г. Санкт-Петербург

    2019 г.

    Музыка является эффективным средством в решении коррекционных, воспитательных, развивающих задач. Организация последовательной, систематической работы на музыкальных занятиях в детском саду над решением задач музыкального воспитания в сочетании с решением коррекционных, является в наше время актуальной проблемой. Внедрение новых педагогических и здоровьесберегающих технологий по развитию и коррекции речи детей в процесс музыкального образования в детском саду – является одной из основных целей работы. Доступность логоритмики, увлекательная игровая форма, интересный по содержанию музыкально-речевой материал создают на музыкальном занятии положительный эмоциональный настрой и стимулируют потребность детей в общении, развивая не только основные музыкально-ритмические навыки, но и нарушения общей моторики и речевого недоразвития детей.

    Дифференцированное использование на музыкальных занятиях в детском саду элементов логоритмики, развивает у дошкольников музыкальность, обеспечивает формирование двигательной сферы в целом, а также повышает эффективность коррекционного воздействия на восприятие ими ритмической структуры речи. Основополагающий принцип проведения занятий - взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом. Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с помощью музыкального восприятия.

    Логоритмика является формой активной терапии, включает в себя здоровьесберегающие технологии, служит самым эмоциональным звеном логопедической коррекции. Опираясь на связь музыки, движения и речи логоритмические занятия позволяют решать разнообразные задачи:                      

    - развитие слухового и зрительного внимания;

    - развитие фонематического слуха;

    - развитие пространственной организации движений;

    - развитие общей и тонкой моторики, мимики;

    - развитие физиологического и фонационного дыхания;

    - формирование артикуляционной базы звуков;

    - развитие чувства ритма;

    - развитие переключаемости с одного поля деятельности на другое

    - развитие коммуникативных качеств.

    Вся система работы направлена на решение единой цели - профилактике и преодолению речевых нарушений, путем развития и коррекции двигательной сферы, под воздействием слова, ритма и музыки.

    Вследствие высокой эмоциогенности, логоритмические занятия способствуют укреплению психического здоровья детей. Эмоциональная окрашенность движений музыкой   способствует поддержанию атмосферы праздника, свободы и непринужденности. Создаются условия для усиления работы ассоциативной зоны коры головного мозга, сенсибилизации подкорки и моторной зоны кортекса. Мои наблюдения показали - то, что с трудом удается сделать при механическом освоении движения, достаточно быстро и эффективно достигается при эмоциональном, коммуникативном проживании соответствующего пластического образа в игровой ситуации.

    Одним из главных принципов успешности работы является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей. Данный подход обеспечивает необходимый комфорт и поддержку. Заинтересованность родителей и активное участие в данном процессе помогает достичь лучших результатов.

    Литература:

    1. М.Ю. Картушина «Логоритмические занятия в детском саду»

    2. О.А.Новиковская «Логоритмика» (практическое пособие)

    3. Г.А.Колодницкий «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей»

    4. Пальцы вышли погулять Т.А.Тютюнникова (из опыта работы, 2005г. «Пальчиковая гимнастика» Е.Ю. Тимофеева

    5. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и мл. школьного возраста).

    6. О.Н.Арсеневская «Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду»»

    7. И.Г. Галянт «Палочки – стукалочки»

    8. И М. Каплунова «Этот удивительный ритм»

    9. И.В. Бодраченки Музыкальные игры в детском саду для детей 3-7 лет.

    10. И.Г.Сухин «Веселые скороговорки для непослушных звуков»

    11. Методические пособие «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей»