Статья Логоритмика, как эффективное средство коррекции речи и развития музыкально-ритмических способностей дошкольников

Шерепенко Ольга Вячеславовна

Статья "Логоритмика, как эффективное средство коррекции речи и развития музыкально-ритмических способностей дошкольников"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья «Логоритмика, как эффективное средство коррекции речи и развития музыкально-ритмических способностей дошкольников»

Автор: Шерепенко Ольга Вячеславовна, музыкальный руководитель ГБДОУ д/с № 70 Кировского района Санкт-Петербурга.

г. Санкт-Петербург

2019 г.

Музыка является эффективным средством в решении коррекционных, воспитательных, развивающих задач. Организация последовательной, систематической работы на музыкальных занятиях в детском саду над решением задач музыкального воспитания в сочетании с решением коррекционных, является в наше время актуальной проблемой. Внедрение новых педагогических и здоровьесберегающих технологий по развитию и коррекции речи детей в процесс музыкального образования в детском саду – является одной из основных целей работы. Доступность логоритмики, увлекательная игровая форма, интересный по содержанию музыкально-речевой материал создают на музыкальном занятии положительный эмоциональный настрой и стимулируют потребность детей в общении, развивая не только основные музыкально-ритмические навыки, но и нарушения общей моторики и речевого недоразвития детей.

Дифференцированное использование на музыкальных занятиях в детском саду элементов логоритмики, развивает у дошкольников музыкальность, обеспечивает формирование двигательной сферы в целом, а также повышает эффективность коррекционного воздействия на восприятие ими ритмической структуры речи. Основополагающий принцип проведения занятий - взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом. Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с помощью музыкального восприятия.

Логоритмика является формой активной терапии, включает в себя здоровьесберегающие технологии, служит самым эмоциональным звеном логопедической коррекции. Опираясь на связь музыки, движения и речи логоритмические занятия позволяют решать разнообразные задачи:                      

- развитие слухового и зрительного внимания;

- развитие фонематического слуха;

- развитие пространственной организации движений;

- развитие общей и тонкой моторики, мимики;

- развитие физиологического и фонационного дыхания;

- формирование артикуляционной базы звуков;

- развитие чувства ритма;

- развитие переключаемости с одного поля деятельности на другое

- развитие коммуникативных качеств.

Вся система работы направлена на решение единой цели - профилактике и преодолению речевых нарушений, путем развития и коррекции двигательной сферы, под воздействием слова, ритма и музыки.

Вследствие высокой эмоциогенности, логоритмические занятия способствуют укреплению психического здоровья детей. Эмоциональная окрашенность движений музыкой   способствует поддержанию атмосферы праздника, свободы и непринужденности. Создаются условия для усиления работы ассоциативной зоны коры головного мозга, сенсибилизации подкорки и моторной зоны кортекса. Мои наблюдения показали - то, что с трудом удается сделать при механическом освоении движения, достаточно быстро и эффективно достигается при эмоциональном, коммуникативном проживании соответствующего пластического образа в игровой ситуации.

Одним из главных принципов успешности работы является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей. Данный подход обеспечивает необходимый комфорт и поддержку. Заинтересованность родителей и активное участие в данном процессе помогает достичь лучших результатов.

Литература:

1. М.Ю. Картушина «Логоритмические занятия в детском саду»

2. О.А.Новиковская «Логоритмика» (практическое пособие)

3. Г.А.Колодницкий «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей»

4. Пальцы вышли погулять Т.А.Тютюнникова (из опыта работы, 2005г. «Пальчиковая гимнастика» Е.Ю. Тимофеева

5. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и мл. школьного возраста).

6. О.Н.Арсеневская «Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду»»

7. И.Г. Галянт «Палочки – стукалочки»

8. И М. Каплунова «Этот удивительный ритм»

9. И.В. Бодраченки Музыкальные игры в детском саду для детей 3-7 лет.

10. И.Г.Сухин «Веселые скороговорки для непослушных звуков»

11. Методические пособие «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей»