Значение воспитательных мероприятий в ДШИ для развития индивидуальных способностей и интересов учащихся через их совместную деятельность

Успех в развитии индивидуальных способностей и интересов учащихся в коллективе во многом зависит не только от выбора преподавателем эффективных методов и форм обучения в группе на занятии, но и от организации воспитательных мероприятий по предмету. Одна из задач воспитательных мероприятий состоит в обогащении учащихся новыми интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни человека и общества.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

(сл. 1)«Значение воспитательных мероприятий в ДШИ для развития индивидуальных способностей и интересов учащихся через их совместную деятельность»

Одной из важных проблем для преподавателя ДШИ в настоящее время является сохранность контингента. (сл.2) Для решения этого вопроса рассматривается создание комфортной и доброжелательной атмосферы в детском коллективе. В то же время для коллектива, способного развиваться и влиять на формирование отдельной личности в системе дополнительного образования имеются все условия:

  • Вся деятельность ребенка происходит в сфере свободного времени;
  • Выбор вида деятельности осуществляется им добровольно;
  • Все участники группы занимаются одной интересной для всех деятельностью.

(сл.3)Успех в развитии индивидуальных способностей и интересов учащихся в коллективе во многом зависит не только от выбора преподавателем эффективных методов и форм обучения в группе на занятии, но и от организации воспитательных мероприятий по предмету.

Важность их в том, что воспитательные мероприятия строятся по сравнению с занятиями на ином материале, проводятся в иных организационных формах и основываются на самостоятельности учащихся.

(сл.4) Одна из задач таких мероприятий состоит в обогащении учащихся новыми, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни человека и общества.

Совместная работа, познание ценности собственного труда и труда ребят в группе, воспитывает у них такие качества, как дисциплинированность, взаимовыручка, обязательность, взаимопомощь. Поэтому значение воспитательных мероприятий сводится не только к расширению кругозора и углублению знаний по предмету, но и играет большую роль в становлении таких личностных качеств, как самостоятельность, целеустремленность, умение организовать свою деятельность.

(сл.5) Воспитательное мероприятие может служить эффективным средством обучения и воспитания. Огромное значение в воспитательной работе имеет развивающая функция, которая заключается в выявлении и развитии индивидуальных способностей, склонностей и интересов учащихся через включение их в совместную творческую деятельность.

(сл.6) В воспитательной работе, отрабатываются умения самостоятельной работы при поиске информации, организации различных общественных дел, коммуникативные умения, умения сотрудничать, умения соблюдать этические нормы.

 (сл.7)Особенности воспитательного мероприятия заключаются в том, что:

 1. Внеклассное мероприятие представляет собой совокупность различных видов деятельности обучающихся, организация которых вместе с воспитательным воздействием, формирует их личностные качества.

 2.В нем отсутствуют жесткие регламентации. Преподаватель имеет гораздо большую свободу выбора содержания, форм, средств, методов работы, чем при проведении занятия.

3. Результаты воспитательной работы определяются  через наблюдение за учащимися в различных ситуациях.

(сл.8)К видам воспитательных мероприятий относятся: практические занятия, творческие мастерские, проекты, праздники, экскурсии, соревнования, олимпиады, конкурсы. Основным системообразующим компонентом деятельности в этих учебных формах является направляемое и развиваемое педагогом детское творчество.

 (сл.9)К воспитательным мероприятиям предъявляются обоснованные требования:

 - они должны быть содержательными, способствующими развитию личности, его индивидуальности;

 -в них необходимо сочетание обязательности, самодеятельности и добровольности, в котором познавательный интерес является исходным моментом;

-должны содержать игру.

(сл.10) Основные этапы реализации воспитательного мероприятия:

I - этап анализа предшествующей педагогической ситуации и формулировки цели;
II - этап планирования;
III – этап организации;
IV – этап проведения мероприятия;
V - этап подведения итогов.

(сл.11)Каждый из перечисленных этапов, имеет определенную специфику, решает свои задачи по формированию у учащихся различных черт и качеств: аналитических, организаторских, коммуникативных, конструктивных и т.д.

(сл.12)Одним из важнейших средств повышения эффективности каждого воспитательного мероприятия является педагогический анализ. Он служит основой для дальнейшего совершенствования воспитательной работы и управления процессом воспитания. Необходимо установить, соответствует ли данное мероприятие возрастным особенностям учащихся; уровню развития ученического коллектива, с которым оно проводится; насколько реально решение поставленных задач в данном коллективе; подготовлены ли учащиеся к восприятию воспитательных воздействий, предусматриваемых мероприятием, знают ли они о его цели, заинтересованы ли в его проведении.

 (сл.13) анкета
для изучения интересов и мнений учащихся

  1. С какой целью проводится данное мероприятие?
  2. Что интересного и полезного, нового получено от этого мероприятия?
  3. Какое твое участие в подготовке и проведении данного мероприятия?
  4. Понравилось ли тебе это мероприятие?
  5. Назови недостатки проведенного мероприятия.

После посещения воспитательного мероприятия другими преподавателям рекомендуется заполнить карту посещения мероприятия, чтобы путем наблюдения изучить качество его подготовки и проведения, а также эффективность воспитательного влияния на учащихся.

(сл 14) Алгоритм анализа воспитательного мероприятия может быть следующим:

I. Оценка педагога как организатора и ведущего:

  1. компетентность и уровень его эрудиции;
  2. степень демократичности в общении с учащимися;
  3. степень воздействия и помощи учащимся;
  4. культура речи, мимика и жесты.

II. Оценка основных характеристик и поведения учащихся:

  1. активность их в процессе проведения мероприятия;
  2. их заинтересованность в течение всего времени проведения;
  3. степень инициативности и творчества самих учащихся;
  4. степень дисциплинированности и ответственности.

III. Оценка содержания воспитательного мероприятия:

  1. Научность и мировоззренческая направленность содержания;
  2. доступность и посильность содержания для данного возраста;
  3. степень актуальности содержания;
  4. целесообразность и познавательная ценность содержания.

IV. Оценка способов деятельности преподавателя и учащихся:

  1. эстетическая сторона оформления;
  2. общий стиль и культура общения всех участников мероприятия;
  3. выразительность, эмоциональность и доходчивость выступлений;
  4. степень участия учащихся в проведении мероприятия

V. Оценка цели и результата воспитательного мероприятия:

  1. социальная и педагогическая значимость цели, ее конкретность и четкость;
  2. реальность и достижимость в данных условиях, за конкретный отрезок времени;
  3. степень эмоционального и воспитательного воздействия;
  4. степень обучающего и развивающего значения данного мероприятия.

(сл.15) Правильная постановка организации любого дела призвана  способствовать развитию детского творчества, инициативы, самодеятельности, самоуправления в ученическом коллективе. От планирования воспитательного мероприятия в значительной степени зависит его качество и эффективность в целом. Вместе с тем при коллективном подходе к осуществлению планирования воспитательного мероприятия, его правильной организации у ребят развивается чувство коллективизма и ответственность за порученное дело. Учащиеся могут правильно распределить свое время, силы, средства, выделять главное, развивают логику мышления и творческие способности.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семенова Лариса Анатольевна, Ясинская Валерия Эдуардовна, преподаватели теоретических дисциплин МБОУ ДО ДШИ «Юбилейная» «Значение воспитательных мероприятий в ДШИ для развития индивидуальных способностей и интересов учащихся через их совместную деятельность»

Слайд 2

Успех в развитии индивидуальных способностей и интересов учащихся в коллективе зависит от организации воспитательных мероприятий по предмету.

Слайд 3

Использование различных форм массовой воспитательной работы – важное условие для формирования и развития детского коллектива.

Слайд 4

Значение воспитательных мероприятий в становлении личностных качеств учащегося.

Слайд 5

Воспитательное мероприятия – эффективное средство обучения и воспитания.

Слайд 6

В содержании воспитательного мероприятия определяющее значение имеет практическая сторона знаний.

Слайд 7

Особенности воспитательного мероприятия: 1. Внеклассное мероприятие представляет собой совокупность различных видов деятельности обучающихся. 2. Преподаватель имеет гораздо большую свободу выбора содержания, форм, средств, методов работы, чем при проведении занятия. 3. Результаты воспитательной работы определяются через наблюдение за учащимися в различных ситуациях.

Слайд 8

Виды воспитательных мероприятий: практические занятия, творческие мастерские, проекты, праздники, экскурсии, соревнования, олимпиады, конкурсы.

Слайд 9

Требования к воспитательным мероприятиям: - они должны быть содержательными; - познавательный интерес должен быть исходным моментом; - должны содержать игру

Слайд 10

Основные этапы реализации воспитательного мероприятия: I - этап анализа предшествующей педагогической ситуации и формулировки цели; II - этап планирования; III – этап организации; IV – этап проведения мероприятия; V - этап подведения итогов.

Слайд 11

На каждом этапе мероприятия используются различные методы и приемы педагогического воздействия и взаимодействия с учащимися, направленные на достижение общей цели и задач мероприятия.

Слайд 12

Педагогический анализ – как одно из важных средств повышения эффективности воспитательного мероприятия.

Слайд 13

Анкета для изучения интересов и мнений учащихся 1. С какой целью проводится данное мероприятие? 2. Что интересного и полезного, нового получено от этого мероприятия? 3. Какое твое участие в подготовке и проведении данного мероприятия? 4. Понравилось ли тебе это мероприятие? 5. Назови недостатки проведенного мероприятия.

Слайд 14

Алгоритм анализа воспитательного мероприятия: 1. Оценка педагога как организатора и ведущего; 2. Оценка основных характеристик и поведения учащихся; 3. Оценка содержания воспитательного мероприятия; 4. Оценка способов деятельности преподавателя и учащихся; 5. Оценка цели и результата воспитательного мероприятия.

Слайд 15

Правильная постановка организации любого дела призвана способствовать развитию детского творчества, инициативы, самодеятельности, самоуправления в ученическом коллективе. От планирования воспитательного мероприятия в значительной степени зависит его качество и эффективность в целом.

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!