Значение музыкальной сказки для становления хорошего музыкального вкуса у дошкольников

Ребёнок растёт и развивается в определённой музыкальной среде, которая в настоящее время очень противоречива. С одной стороны, существует прекрасная, высокохудожественная музыка, с другой - антихудожественное, низкопробное псевдоискусство, которое обрушивается как на взрослых, так и маленьких слушателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sokolova_znachenie_muzykalnoy_skazki.doc31 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Значение музыкальной сказки для становления хорошего музыкального вкуса у дошкольников»

Ребёнок растёт и развивается в определённой музыкальной среде, которая в настоящее время очень противоречива. С одной стороны, существует прекрасная, высокохудожественная музыка, с другой - антихудожественное, низкопробное псевдоискусство, которое обрушивается как на взрослых, так и маленьких слушателей. Но если взрослый человек, с уже сформировавшейся системой эстетических ценностей, способен ему противостоять, то ребёнок оказывается совершенно беззащитным. Поэтому так важно уже в дошкольном возрасте  приобщить детей к подлинному искусству, способствовать становлению хорошего музыкального вкуса.

Дошкольник предрасположен к восприятию произведений различных видов искусства. Вместе с тем восприятие музыки представляет для него большую трудность, чем восприятие других искусств. Это связано, с одной стороны со сложностью и спецификой музыкального художественного образа, с другой - с возрастными особенностями дошкольника.

Музыкальный образ достаточно абстрактен, в его основе лежит музыкальная интонация, многозначная по своей сути. Другое отличие      музыкального образа - его динамический характер. Детям свойственно целостное восприятие искусства, синтез   музыки, живописи и литературы обогащает музыкальное восприятие, развивает эмоциональную сферу ребёнка.

Все сложные искусства, например, драматический и музыкальный театр, кино, в основе своей строятся на слиянии разных  элементов трёх основных искусств - литературы, музыки и изобразительного искусства. Эти три искусства, как три основных цвета, являются основой всего многообразия спектра искусства.

Взаимодействие различных видов является наиболее  органичным и естественным в жанрах, синтетических по самой своей природе - опере и балете. Опера объединяет в себе музыку, литературу и изобразительное искусство (декорации и костюмы), актёрское мастерство, хореографию в балете. В балете неразрывно слиты хореография, музыка, изобразительное искусство, сценарная драматургия (литературная основа балета).

Эти сложные жанры искусства весьма  перспективны в отношении развития у дошкольников музыкального восприятия и художественной культуры в целом. Опера и балет впервые были включены  в программу для  детей дошкольного возраста и, как показала её апробация, успешно используется в практике детского сада, вызывая у детей живой и яркий интерес.

Для того чтобы облегчить детям  знакомство с оперой и балетом, им предлагаются произведения, в основе сюжета которых лежит сказка - наиболее доступный и любимый ими жанр литературы. При подборе репертуара - главное стремление к высокой  художественности. Поэтому естественным является обращение прежде всего к русской классике:

сочинениям Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, М. И. Глинки, С. С. Прокофьего. Дети с большим удовольствием слушают и смотрят «Сказка о царе Салтане» и «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова, «Щелкунчик» и «Спящая красавица» П. И. Чайковского, «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, «Золушка» С. С. Прокофьева.

На музыкальных занятиях по ознакомлению детей с синтетическими жанрами, чрезвычайно важно сохранить приоритет музыки. Все средства должны помочь ребёнку лучше понять музыку, глубже проникнуть в её содержание.

Знакомство с музыкой той или иной оперы и балета происходит от её характера, сложности и возраста детей.

Очень важно чтобы дети имели опыт посещения концертов, оперных и балетных спектаклей. Желательно, чтобы оперный и балетный спектакль, который дети слушают и смотрят, был ярким, интересным в музыкально - сценическом отношении, понятным им по содержанию, небольшим по объёму.

Посещению оперного или балетного спектакля должна предшествовать определённая подготовка. Можно провести его в форме игры  «Мы играем в театр». В этом случае вводятся некоторые моменты, характерные  для  жизни театра: звонки, один или два антракта, во время которых детей можно угостить чаем с конфетами.

Во время занятия - ознакомления решаются следующие задачи:

1. Ознакомить детей с понятием опера (балет).

2. Определить  музыкальное настроение произведения.

3.Услышать основные музыкальные темы.

4. Познакомить с главными действующими героями.

5. Познакомить с сюжетом.

Сказка, обогащённая и «украшенная» музыкой, визуальным рядом, воплощённая в собственном творчестве детей, начинает «звучать»для них совершенно по - иному, более многогранно и ярко. Увлечённые игрой, дети с удовольствием слушают и легко запоминают фрагменты опер и балета.

Мир музыкальной сказки входит в жизнь ребёнка, и ребёнок уже не хочет расставаться с ним. Знакомство с этим богатейшим миром, с оперной и балетной музыкой, способствует развитию не только  музыкального восприятия и музыкальности детей в целом, но и формированию их художественной и общей культуры.