Музыкальные инструменты Тувы

Электронная выставка-энциклопедия

«Музыкальные инструменты Тувы»

 

Беседа для читателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnye_instrumenty_tuvy.pptx2.9 МБ
Файл muzykalnye_instrumenty_tuvy.docx50.43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: Саая Айдысмаа Валентиновна – библиотекарь МБОУ Моген-Буренской СОШ Монгун-Тайгинского кожууна Республики Тыва с . Кызыл-Хая, 2014 год МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ТУВЫ

Слайд 2

Игил - двухструнный смычковый инструмент. Корпус игила изготавливается из цельного куска древесины, выдолбленного в форме заостренного книзу овального ковша, переходящего в шейку. На шейке нет ладков . Шейка часто заканчивается резной головкой в виде головы лошади. Дека изготавливается из кожи мелкого рогатого скота. Но в особых случаях, когда хотят, чтобы инструмент был звучным, берут кожу, снятую с лицевой части черепа лошади. Струны для игила делают из волоса конского хвоста. Игил

Слайд 3

Бызаанчы - 4-струнный смычковый инструмент. Два пучка волос смычка продеты между струнами. Корпус делается из полого медного или деревянного цилиндра или же в виде четырех-, шес­ти- или восьмигранного деревянного цилиндра. Встречаются бызаанчы , у которых корпус сде­лан из коровьего или бычьего рога, широкое отверстие которого затянуто кожаной декой. Сквозь корпус проходит шейка, заканчивающаяся резной головкой лошади. Дека традиционно изготавливается из кожи (козлиная, телячья, маралья или рыбья). Шкуру теленка, козла или марала обрабатывают также, как и для игила . Рыбью кожу после снятия сра­зу натягивают на готовый корпус. Струны для традиционного бызаанчы делались из некрученого конского волоса. Пальцы ис­полнителя во время игры находятся под струнами . Бызаанчы

Слайд 4

Традиционный дошпулуур - это двухструнный щипковый инструмент с трапециевидным кор­пусом, обтянутым с обеих сторон кожей. Струны традиционного дошпулуура делались из кручёных волос конского хвоста, иногда и из кручёных бараньих кишок. В наше время конский волос заменяется тонкой леской или капро­ном. Струны дошпулуура настраиваются в кварту, что называется « дошпулуур хеену », т.е. «строй дошпулуура ». Звук извлекается в основном щипком большого и указательного пальцев правой руки двух струн попеременно или ударом указательного пальца по обеим струнам. На­родные исполнители пользуются для звукоизвлечения и плектром . Струны при игре прижимаются к шейке, в отличие от игила и бызаанчы . На шейке нет ладков . Современные дошпулууры во многих случаях стали делать трехструнными. Тембр традиционного дошпулуура мягкий, бархатный . Дошпулуур

Слайд 5

Чадаган - многострунный щипково-ударный инструмент. При игре на чадагане тувинцы издавна применяли разнообразные приемы звукоизвлечения : играли щипком пальцев правой руки, медиатором, сделанным из рога или копыта, и ударами деревянных палочек. Струны традиционного чадагана изготавливались из кручёных бараньих или козьих кишок . У современного чадагана струны металлические. Размеры у разных инструментов разные - от 60 до 80 см в длину. Звучал старинный чадаган мягко, сравнительно тихо и имел разное количество (4,6,7,8,12) струн. Современные чадаганы звучат громко, поскольку имеют металлические струны . Чадаган

Слайд 6

Демир-хомус – язычковый щипковый музыкальный инструмент, варган. Тувинский демир-хомус представляет собой железную вилку чаактары (букв. – «щеки») со стальным язычком дылы («язык») посередине. Железная (иногда медная или латунная) вилка большей частей имеет форму плоской пластины – у основания более широкой, у вершины более узкой. Стальной язычок-вибратор прикреплен или припаян в центре основания вилки и загнут у вершины перпендикулярно к ее плоскости. Общая длина тувинских демир-хомусов не превышает 7-8 см. Тувинский демир-хомус отличается от других )например, от якутского или алтайского) миниатюрностью размера и мелодичностью звука. В отличие от якутских исполнителей, которых мастерски воспроизводят на тимир-хомусе всевозможные звукоподражания, тувинские исполнители играют на хомусе собственно хомусные произведения-импровизации с развитым мелодическим рисунком. Демир-хомус

Слайд 7

Кенгирге ( кенгирге ) - двусторонний барабан буддийского оркестра. Кенгирге -это обтянутый с обеих сторон кожей барабан с рукояткой. Кенгирге больших размеров иногда устанавли­вается на высоких или низких подставках. Диаметр мембран бывает в среднем около 70-80 см. Звукоизвлечение производится особой, выгнутой палочкой, конец которой обтянут кожей . По краю деревянного обода кенгирге бывает ярко разукрашен изображением перепле­тающихся драконов. Иногда с одной стороны деревянного обода кенгирге прикрепляют набор мелких звенящих подвесок в виде маленьких металлических шариков с погре­мушками внутри. Во время ударов по мембране кенгирге эти шарики также соударяются друг с другом и добавляют в звучание кенгирге тихое шелестящее звучание . Кенгирге

Слайд 8

Чанзы ( шанзы ) - трехструнный щипковый инструмент с длинной шейкой. Чанзы издавна бытует у тувинцев и попал в Туву, очевидно, из Китая через Монголию. Струны жильные или ка­проновые. Корпус из красного дерева имеет форму продолговатой коробки с закругленными углами и слегка округленными краями. Корпус с обеих сторон обтянут змеиной кожей. В сере­дину его верхней части врезана длинная шейка, заканчивающаяся слегка отогнутой назад головкой стремя длинными колками . Тувинскими мастерами корпус инструмента изготавливается из местных пород древесины в виде кожаного сосуда когээржик (эта форма инструмента была предложена Т.Б. Тумат и во­площена мастером Б. Гомбоевым). Дека обтянута кожей мелкого рогатого скота, обрабо­танной так же, как и для игила и дошпулуура . Две нижние струны настраиваются в унисон, а третья в кварту в диапазоне большой и малой октав (иногда их настраивают в кварто-квинтовом соотношении). Звук извлекается щипком пальцев правой руки или плектром. При игре струны прижимаются к шейке инструмента . Чанзы

Слайд 9

Дунгур - односторонний рамный шаманский бубен с колотушкой орба . Внутри обода дунгура вдоль рукоятки прикрепляются несколько наконечников стрел и конгураа , которые при встряхивании и ударах по бубну издают звон. На обратной стороне орба располагались 4 па­ры звенящих металлических колец размером около 1,5-2 см в диаметре. Размер дунгура самый разнообразный - от 40 см до 1 метра в диаметре . Орба - деревяная колотушка, обтянутая кожей. Размер около 20-22 см. Звучание дунгура (особенно большого) богато разнообразными красками - от самого нежнейшего шелеста, сопровождающегося легким позвякиванием, до громо­подобных ударов, сливающихся с рассыпаю­щимся звоном железных, бронзовых, медных и латунных подвесок и колокольчиков, при­крепленных внутри обода . Дунгур , орба

Слайд 10

Лимби - поперечная флейта с пальцевыми отверстиями. Лимби изготавливается из бамбука, позднее из дерева или пластмассы. Длина инструмента колеблется от 50 до 66 см. Трубка закрыта в верхнем конце деревянной пробкой. Ее диаметр -от 2 до 3 см. Ближе к верхнему концу трубки расположено вдувное отверстие. На некотором расстоянии от него иногда делается второе отверстие, заклеенное тонкой бумагой, для особой тембровой окраски звука. Количество пальцевых отверстий у разных экземпляров тоже разное - от 7 до 11, но 7 основных отверстий, которые служат для изменения высоты звуков, остаются постоянными на всех экземплярах. Остальные используются для расширения диапазона. Лимби имеет звонкое, прозрачное звучание . Л имби

Слайд 11

Амырга - натуральная звукоподражатель­ная труба без мундштука. Амырга предста­вляет собой коническую деревянную трубу длиной около 50-60 см. Изготавливается она из двух половинок выдолбленной дре­весины, которые либо обтягиваются тонкой оболочкой кишок, либо склеиваются, либо скрепляются несколькими вязками из сухо­жилий или корой тальника, реже березы. При необходимости амырга изготавлива­ется и из бересты, срезанной в виде длин­ной ленточки и свернутой в виде конуса. Ту­винские охотники иногда могут использо­вать и полый ствол ружья в качестве амыр­га . Амырга - разновидность охотничьего манка. На амырга извлекают звуки оберто -нового ряда, имитирующие крик марала путем втягивания в себя воздуха. Звук у амырга очень сильный. Кроме того звук уси­ливается за счет того, что в горных мест­ностях используется эффект эха . Амырга

Слайд 12

Кандан - духовой амбушюрный буддийский инструмент без боковых отверстий. Кандан -продольная слегка изогнутая труба, изготав­ливалась обычно из меди, а концы отделывались серебром. Раструб делался в виде головы дракона. Инструмент не имеет боковых отвер­стий. Общая длина-не более 30 см. Использование этого инструмента в контексте религиозной символики строго регламентирова­но. В календарных обрядах ламаизма присут­ствует представление о возрастании активности злых духов в канун всех сезонных праздников и о необходимости предохранительных обрядов, магического подавления нечистой силы. Так, обряд «сор чалаар » - изгнание и уничтожение всех злых и враждебных духов - сопровождался звуками этого духового инструмента, который из­готавливается из бедренной кости человека. Кандан

Слайд 13

Конга ( конга ) - небольшой колокольчик с ручкой, увенчанной очуром (санскр.: ваджра ). Конга относится к числу буддий­ских инструментов. Изготавливается из сложного сплава металлов. Размер ин­струмента вместе с ручкой до 15-16 см. Отливается конга в специальной форме. Наружная часть инструмента отливается в виде узорчатых выступов. По нижнему краю узорчатые выступы отлиты в виде ободков в несколько рядов. Язычок прикрепляется изнутри по центру чашечки инструмента. На верхней части корпуса прикрепляется ваджра , закрепляемая путем завинчи­вания. Конга обладает мелодичным, звонким звуком. Конга

Слайд 14

Тун (тун) - духовой амбушюрный инструмент из морской раковины. В музыкальной практике современности тун заимствован из буддийского инструментария. На этом инструменте извлека­ется довольно громкий звук одной высоты, по тембру напоминающий звук рога. Временами исполнитель колебательными движениями ла­дони может создать эффект вибрации звука. Как и все буддийские инструменты тун бывает украшен цветной ленточкой. Размер этого инструмента соответствует естественному раз­меру морской раковины (от 15 до25 см). Тун

Слайд 15

Бушкуур ( тув . бушкуур ) - духовой буддийский инструмент, относящийся к классу шалмеев . Имеет тростниковый мундштук, деревянный цилиндрический корпус с 7-ю пальцевыми отверстиями, который заканчивается медным раструбом. Длина разных экземпляров бушкуура колеблется от 60 до 80 см. Бушкуур - технически подвижный инструмент, обладающий очень сильным звуком слегка гнусавого тембра. Это самый подвижный в мелодическом отно­шении музыкальный инструмент оркестра буддийских музыкальных инструментов. При игре на этом инструменте уделяется большое внимание правильной постановке дыхания, поскольку используется непрерывное дыхание. Такой способ достигается тем, что вдох через нос должен производиться одновременно с резким выдохом через рот и исполняемая в это время мелодия не должна прерываться в момент смены дыхания. Бушкуур

Слайд 16

Бурээ ( тув . бурээ ) - медный амбушюрный буддийский духовой инструмент низкого регистра. Корпус бурээ представляет собой склады­вающуюся телескопически коническую медную трубу без игровых отверстий. Размеры инструмента зависят от вида: большой бурээ - длиной более 4-х метров, средний бурээ -длиной до 3 метров и малый бурээ - 1,5 м. Большие инструменты невозможно поднять одному человеку, поэтому во время процессий один конец со стороны раструба обычно лежит на плечах одного человека, а исполнитель находится с другого конца инструмента и извлекает звуки со стороны мундштука. Когда музыканты находятся в помещении, то конец инструмента с раструбом кладется на какой-нибудь предмет. Обладает очень сильным звуком, слышимым на большом расстоянии . Бурээ

Слайд 17

Деншик - две маленькие тарелочки, соединенные между собой длинной вере­вочкой или серебряной цепочкой. Деншик принадлежит к атрибутам буддийского инструментария. Изготавливаются из сплава цветных ме­таллов с преобладанием серебра. Звук на этом инструменте извлекается ударами тарелочек друг о друга. Исполнитель при игре держит инструмент за веревочку, ближе к тарелочкам. Деншик обладает красивым мелодичным звоном, который очень долго не затухает. Звук как бы повисает в воздухе и плавно растекается, струится во все стороны. Размеры тарелочек - около 6-7 см в диа­метре. Деншик

Слайд 18

Шан ( шан )-ударный инструмент. Это большие тарелки вогнутой формы, применяющиеся в составе буддийского оркестра. Изготавлива­ются из сплава цветных металлов, с пре­обладанием меди. Диаметр около 35 см. Шан обладает очень сильным, звонким и долго не затухающим звуком. Звук на шан извлекается ударами тарелочек друг о друга. Есть несколько способов извле­чения звука на этом инструменте: легкие касания краями тарелочек, скольжение их поверхностей по друг другу и сильные удары всей поверх­ностью обеих тарелок. По тембру напоминает звучание тарелок симфонического оркестра. Шан

Слайд 19

Эдиски - духовой инструмент, отно­сящийся к классу аэрофонов с соударяю­щимися язычками. Эдиски представляет собой кусок бересты, сложенный вдвое и обрезанный в форме овала шириной около 1,5 см и длиной 2,5 см, представляющий собой двойной язычок, вставляемый между губами. Эдиски - звукоподражательный инстру­мент, применяемый на охоте. Высокий звук, извлекаемый на эдиски и напоминаю­щий крик самки кабарги и ее детеныша, заманивал самца. Иногда вместо бересты использовали и листья бадана ( кылбыш ) или осоки ( кыяр елец). Эдиски имеет громкое и характерное гнусаво-дребезжащее звучание . Эдиски

Слайд 20

Дамбыра - двусторонний буддийский барабан в форме песочных часов. Корпус изготавливается из дерева, а мембраны из кожи. К корпусу ремешками привязываются шарики, которые, ударяясь о мембрану, производят дробный стук. Этот инструмент встречается разных размеров. Высота маленького инструмента (от одной мембра­ны до другой) около 7 см, диаметр мембран - 9 см. Бывают дамбыры размером до 25-30 см в диаметре и высотой до 20 и более сантиметров. Деревянный корпус инструмента разукрашивается ярко-зеленой краской. Посередине инструмента привязывается вышитая ярким узором и расши­ряющаяся к кончику полоска шелковой ткани или ткани из парчи. Звук извлекается поворотами инструмента в раз­ные стороны. При этих движениях шарики на концах ремешков, попеременно ударяясь о мембраны с обеих сторон инструмента, производят короткие дробные звуки характерного для этого инструмента тембра . Дамбыра

Слайд 21

Мургу - продольная открытая флейта без игровых отверстий. Изготавливается из ствола дягиля ( малдырган , балдырган ), иногда ревеня ( сараспан ) длиной, равной вытянутой руке испол­нителя. С обеих сторон ствол срезается по косой и ближе к толстому концу сбоку делается боковое отверстие, куда вдувается воздух. Звук на мургу извлекается вдуванием воздуха в верхний конец (со стороны толстого конца) и струя воздуха, вду­ваемого в полый ствол, частично рассекается о край бокового отверстия. Разная высота извлекаемых звуков регу­лируется открытием, прикрытием или полным закрытием другого конца ствола указательным пальцем вытянутой вдоль инструмента правой руки. Звук, извлекаемый на мургу , очень громкий и приятный, особенно когда играют на свежесре­занном стволе . Мургу

Слайд 22

Караангы ( караангы ) – плоский одиночный гонг, использующихся в составе инструментов будийского оркестра. Изготавливают караангы из сплава металлов с преобладанием чугуна. Диаметр караангы около 60-70 см. Звук извлекают ударами по инструменту специальной палочкой с мягкой головой. Он аналогичен там- таму . Звуки караангы служат сигналом к началу богослужения. Звук у караангы тяжелый. Гулкий, долгий и плавающий, как у всех гонгов. В других восточных культурах встречаются инструменты этой группы, размер которых доходит до одного и более метра в диаметре. Караангы



Предварительный просмотр:

МБОУ Моген-Буренская СОШ

Монгун-Тайгинского района

Республики Тыва

Электронная выставка-энциклопедия

«Музыкальные инструменты Тувы»

Беседа для читателей

Выполнила: Айдысмаа Валентиновна Саая –

заведующая школьной библиотеки

с. Кызыл-Хая

2014 год

Электронная выставка-энциклопедия

«Музыкальные инструменты Тувы»

Добрый день, уважаемые наши читатели!

        2014 год – год Культуры в России. Поэтому сегодня я Вас познакомлю с электронной выставкой-энциклопедией «Музыкальные инструменты Тувы».

Что такое музыкальные инструменты?

Музыка́льные инструме́нты — это предметы, с помощью которых извлекаются различные музыкальные, а также немузыкальные неорганизованные звуки для исполнения музыкального произведения.

Ныне существующие обыкновенные музыкальные инструменты подразделяются на несколько групп: струнныедуховыеязычковыеударные. В отдельную группу можно выделить клавишные инструменты, хотя способы звукоизвлечения в них зачастую различны.

У каждого народа есть свои музыкальные инструменты.

Процесс создания музыкальных инструментов любого народа связан с жизнью. Любой материал (глина, береста, тростник, кожа и даже дерево) мог звучать, если к нему прикасались умелые руки. Практически все наши предки владели секретами изготовления несложных звуковых инструментов и передавали их из поколения в поколение. Музыкальные инструменты использовали на народных праздниках и в обрядах. Об этом сохранились многочисленные упоминания в устном народном творчестве. 

Тувинский народ создал и пронес через столетия свою народную музыку – это лирические песни, частушки, обрядовая музыка, горловое пение.

Музыкальные инструменты Тувы разнообразны. Есть инструменты, которые сопровождают лирические песни и героический эпос (игил, бызаанчы, дошпулуур, чадаган, чанзы, лимби, хомус и др.), охотничьи звукоподражания и скотоводческие сигналы (амырга, эдиски, мургу и др.), в обрядо-религиозной практике – шаманские (арба, дунгур, конгураа, конгулуур) и ламаические (бурээ, бушкуур, конга, дамбыра, ман, кенгирге).

Методы: беседа, показ презентации, выставка.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, выставка книг о культуре Тувы и о музыкальных инструментах.

Вот теперь давайте начнем наш показ.

Слайд 1. «Музыкальные инструменты Тувы».

Слайд 2.

Целью является: 

  • Воспитывать любовь к искусству тувинского народа;
  • Дать представления учащимся о тувинских народных инструментах.

Задачами являются:

  • Рассказать о тувинских народных инструментах;
  • Воспитывать уважение к народному искусству;
  • Углубить знания о ценностях своего народа.

Слайд 3. С помощью гиперссылки мы начинаем показ презентации электронной выставки-энциклопедии «Музыкальные инструменты Тувы».

Игил                                     Бызаанчы

Дошпулуур                          Чадаган

Хомус                                   Кенгирге

Чанзы                                   Дунгур, орба

Лимби                                  Амырга

Кандан                                 Конга

Тун                                       Когээржик

Хапчык                                Бушкуур

Бурээ                                  Деншик

Шан                                    Эдиски

Терезин-эдиски                  Дамбыра

Мургу                                 Кынгыраа

Караангы

Слайд 4. Игил – двухструнный смычковый инструмент. Корпус игила изготавливается из цельного куска древесины, выдолбленного в форме заостренного книзу овального ковша, переходящего в шейку. На шейке нет ладков. Шейка часто заканчивается резной головкой в виде головы лошади.

Дека изготавливается из кожи мелкого рогатого скота. Но в особых случаях, когда хотят, чтобы инструмент был звучным, берут кожу, снятую с лицевой части черепа лошади. Струны для игила делают из волоса конского хвоста.

Тембр игила характеризуется сочной, бархатной, иногда гнусавой, теплой (от самого светлого до темного тембра) звучностью, с налётом некоторой сентиментальности, а отсюда и приглушенной страстности (узун-хоюг, уянныг, уянгылыг, уяранчыг).

Слайд 5. Бызаанчы – 4-струнный смычковый инструмент. Два пучка волос смычка продеты между струнами.

Корпус делается из полого медного или деревянного цилиндра или же в виде четырех-, шести- или восьмигранного деревянного цилиндра. Встречаются бызаанчы, у которых корпус сделан из коровьего или бычьего рога, широкое отверстие которого затянуто кожаной декой.

Сквозь корпус проходит шейка, заканчивающаяся резной головкой лошади.

Дека традиционно изготавливается из кожи (козлиная, телячья, маралья или рыбья). Шкуру теленка, козла или марала обрабатывают также, как и для игила. Рыбью кожу после снятия сразу натягивают на готовый корпус.

Струны для традиционного бызаанчы делались из некрученого конского волоса. Пальцы исполнителя во время игры находятся под струнами.

Слайд 6. Традиционный дошпулуур – это двухструнный щипковый инструмент с трапециевидным корпусом, обтянутым с обеих сторон кожей.

Струны традиционного дошпулуура делались из кручёных волос конского хвоста, иногда и из кручёных бараньих кишок. В наше время конский волос заменяется тонкой леской или капроном. Струны дошпулуура настраиваются в кварту, что называется «дошпулуур хеену», т.е. «строй дошпулуура». Звук извлекается в основном щипком большого и указательного пальцев правой руки двух струн попеременно или ударом указательного пальца по обеим струнам. Народные исполнители пользуются для звукоизвлечения и плектром.

Струны при игре прижимаются к шейке, в отличие от игила и бызаанчы. На шейке нет ладков. Современные дошпулууры во многих случаях стали делать трехструнными.

Тембр традиционного дошпулуура мягкий, бархатный.

Слайд 7. Чадаган – многострунный щипково-ударный инструмент.

При игре на чадагане тувинцы издавна применяли разнообразные приемы звукоизвлечения: играли щипком пальцев правой руки, медиатором, сделанным из рога или копыта, и ударами деревянных палочек. Струны традиционного чадагана изготавливались из кручёных бараньих или козьих кишок.

У современного чадагана струны металлические. Размеры у разных инструментов разные от 60 до 80 см в длину.

Звучал старинный чадаган мягко, сравнительно тихо и имел разное количество (4,6,7,8,12) струн. Современные чадаганы звучат громко, поскольку имеют металлические струны.

Слайд 8. Демир-хомус – язычковый щипковый музыкальный инструмент, варган. Тувинский демир-хомус представляет собой железную вилку чаактары (букв. – «щеки») со  стальным язычком дылы («язык») посередине. Железная (иногда медная или латунная) вилка большей частей имеет форму плоской пластины – у основания более широкой, у вершины более узкой. Стальной язычок-вибратор прикреплен или припаян в центре основания вилки и загнут у вершины перпендикулярно к ее плоскости. Общая длина тувинских демир-хомусов не превышает 7-8 см.

Тувинский демир-хомус отличается от других) например, от якутского или алтайского) миниатюрностью размера и мелодичностью звука. В отличие от якутских исполнителей, которых мастерски воспроизводят на тимир-хомусе всевозможные звукоподражания, тувинские исполнители играют на хомусе собственно хомусные произведения-импровизации с развитым мелодическим рисунком.

Слайд 9. Кенгирге (кенгирге) – двусторонний барабан буддийского оркестра. Кенгирге – это обтянутый с обеих сторон кожей барабан с рукояткой. Кенгирге больших размеров иногда устанавливается на высоких или низких подставках. Диаметр мембран бывает в среднем около 70-80 см. Звукоизвлечение производится особой, выгнутой палочкой, конец которой обтянут кожей.

По краю деревянного обода кенгирге бывает ярко разукрашен изображением переплетающихся драконов. Иногда с одной стороны деревянного обода кенгирге прикрепляют набор мелких звенящих подвесок в виде маленьких металлических шариков с погремушками внутри. Во время ударов по мембране кенгирге эти шарики также соударяются друг с другом и добавляют в звучание кенгирге тихое шелестящее звучание.

Слайд 10. Чанзы (шанзы) - трехструнный щипковый инструмент с длинной шейкой. Чанзы издавна бытует у тувинцев и попал в Туву, очевидно, из Китая через Монголию. Струны жильные или капроновые. Корпус из красного дерева имеет форму продолговатой коробки с закругленными углами и слегка округленными краями. Корпус с обеих сторон обтянут змеиной кожей. В середину его верхней части врезана длинная шейка, заканчивающаяся слегка отогнутой назад головкой стремя длинными колками.

Тувинскими мастерами корпус инструмента изготавливается из местных пород древесины в виде кожаного сосуда когээржик (эта форма инструмента была предложена Т.Б. Тумат и воплощена мастером Б. Гомбоевым). Дека обтянута кожей мелкого рогатого скота, обработанной так же, как и для игила и дошпулуура. Две нижние струны настраиваются в унисон, а третья в кварту в диапазоне большой и малой октав (иногда их настраивают в кварто-квинтовом соотношении). Звук извлекается щипком пальцев правой руки или плектром. При игре струны прижимаются к шейке инструмента.

Слайд 11. Дунгур – односторонний рамный шаманский бубен с колотушкой орба. Внутри обода дунгура вдоль рукоятки прикрепляются несколько наконечников стрел и конгураа, которые при встряхивании и ударах по бубну издают звон. На обратной стороне орба располагались 4 пары звенящих металлических колец размером около 1,5-2 см в диаметре.

Размер дунгура самый разнообразный – от 40 см до 1 метра в диаметре.

Орба – деревяная колотушка, обтянутая кожей. Размер около 20-22 см. Звучание дунгура (особенно большого) богато разнообразными красками – от самого нежнейшего шелеста, сопровождающегося легким позвякиванием, до громоподобных ударов, сливающихся с рассыпающимся звоном железных, бронзовых, медных и латунных подвесок и колокольчиков, прикрепленных внутри обода.

Слайд 12. Лимби – поперечная флейта с пальцевыми отверстиями.

Лимби изготавливается из бамбука, позднее из дерева или пластмассы. Длина инструмента колеблется от 50 до 66 см. Трубка закрыта в верхнем конце деревянной пробкой. Ее диаметр – от 2 до 3 см. Ближе к верхнему концу трубки расположено вдувное отверстие. На некотором расстоянии от него иногда делается второе отверстие, заклеенное тонкой бумагой, для особой тембровой окраски звука.

Количество пальцевых отверстий у разных экземпляров тоже разное –

от 7 до 11, но 7 основных отверстий, которые служат для изменения высоты звуков, остаются постоянными на всех экземплярах. Остальные используются для расширения диапазона.

Лимби имеет звонкое, прозрачное звучание.

Слайд 13. Амырга – натуральная звукоподражательная труба без мундштука. Амырга представляет собой коническую деревянную трубу длиной около 50-60 см. Изготавливается она из двух половинок выдолбленной древесины, которые либо обтягиваются тонкой оболочкой кишок, либо склеиваются, либо скрепляются несколькими вязками из сухожилий или корой тальника, реже березы. При необходимости амырга изготавливается и из бересты, срезанной в виде длинной ленточки и свернутой в виде конуса. Тувинские охотники иногда могут использовать и полый ствол ружья в качестве амырга.

Амырга – разновидность охотничьего манка. На амырга извлекают звуки оберто-нового ряда, имитирующие крик марала путем втягивания в себя воздуха. Звук у амырга очень сильный. Кроме того звук усиливается за счет того, что в горных местностях используется эффект эха.

Слайд 14. Кандан – духовой амбушюрный буддийский инструмент без боковых отверстий. Кандан – продольная слегка изогнутая труба, изготавливалась обычно из меди, а концы отделывались серебром. Раструб делался в виде головы дракона. Инструмент не имеет боковых отверстий. Общая длина – не более 30 см.

Использование этого инструмента в контексте религиозной символики строго регламентировано. В календарных обрядах ламаизма присутствует представление о возрастании активности злых духов в канун всех сезонных праздников и о необходимости предохранительных обрядов, магического подавления нечистой силы. Так, обряд «сор чалаар» – изгнание и уничтожение всех злых и враждебных духов – сопровождался звуками этого духового инструмента, который изготавливается из бедренной кости человека.

Слайд 15. Конга (конга) – небольшой колокольчик с ручкой, увенчанной очуром (санскр.: ваджра). Конга относится к числу буддийских инструментов. Изготавливается из сложного сплава металлов. Размер инструмента вместе с ручкой до 15-16 см.

Отливается конга в специальной форме. Наружная часть инструмента отливается в виде узорчатых выступов. По нижнему краю узорчатые выступы отлиты в виде ободков в несколько рядов. Язычок прикрепляется изнутри по центру чашечки инструмента.

На верхней части корпуса прикрепляется ваджра, закрепляемая путем завинчивания.

Конга обладает мелодичным, звонким звуком.

Слайд 16. Тун (тун) – духовой амбушюрный инструмент из морской раковины. В музыкальной практике современности тун заимствован из буддийского инструментария. На этом инструменте извлекается довольно громкий звук одной высоты, по тембру напоминающий звук рога. Временами исполнитель колебательными движениями ладони может создать эффект вибрации звука.

Как и все буддийские инструменты тун бывает украшен цветной ленточкой. Размер этого инструмента соответствует естественному размеру морской раковины (от 15 до25 см).

Слайд 17. Когээржик – кожаный ударный инструмент. Название инструмента совпадает с названием традиционного кожаного сосуда, используемого для хранения араки (алкогольный напиток, перегоняемый из кисломолочного продукта хойтпак).

Когээржик очень красив, он имеет изящную форму и украшен узорчатым тиснением. В когээржике можно долго хранить жидкость, при этом сосуд не теряет свою форму, поскольку кожа окуривается дымом.

В современных фольклорных ансамблях музыканты используют его в качестве инструмента типа маракас, положив вовнутрь мелкие косточки – кажыктар (альчики).

Слайд 18. Хапчык – ударный инструмент, изготовленный из сушеной мошонки быка. Вовнутрь сушеной мошонки кладутся маленькие косточки кажыктар (альчики), которые издают дробное звучание при потряхивании инструмента. Используется инструмент аналогично маракасам. Но в отличие от деревянного звучания маракас, на хапчыке извлекаются звуки характерного смягченного звучания кожи.

В современных фольклорных ансамблях Тывы музыканты активно используют хапчык в качестве ударного инструмента типа маракас, положив вовнутрь мелкие косточки – кажыктар (альчики).

Слайд 19. Бушкуур (тув. бушкуур) – духовой буддийский инструмент, относящийся к классу шалмеев. Имеет тростниковый мундштук, деревянный цилиндрический корпус с 7-ю пальцевыми отверстиями, который заканчивается медным раструбом. Длина разных экземпляров бушкуура колеблется от 60 до 80 см.

Бушкуур – технически подвижный инструмент, обладающий очень сильным звуком слегка гнусавого тембра.

Это самый подвижный в мелодическом отношении музыкальный инструмент оркестра буддийских музыкальных инструментов. При игре на этом инструменте уделяется большое внимание правильной постановке дыхания, поскольку используется непрерывное дыхание. Такой способ достигается тем, что вдох через нос должен производиться одновременно с резким выдохом через рот и исполняемая в это время мелодия не должна прерываться в момент смены дыхания.

Слайд 20. Бурээ (тув. бурээ) – медный амбушюрный буддийский духовой инструмент низкого регистра. Корпус бурээ представляет собой складывающуюся телескопически коническую медную трубу без игровых отверстий.

Размеры инструмента зависят от вида: большой бурээ – длиной более 4-х метров, средний бурээ – длиной до 3 метров и малый бурээ – 1,5 м. Большие инструменты невозможно поднять одному человеку, поэтому во время процессий один конец со стороны раструба обычно лежит на плечах одного человека, а исполнитель находится с другого конца инструмента и извлекает звуки со стороны мундштука. Когда музыканты находятся в помещении, то конец инструмента с раструбом кладется на какой-нибудь предмет.

Обладает очень сильным звуком, слышимым на большом расстоянии.

Слайд 21. Деншик – две маленькие тарелочки, соединенные между собой длинной веревочкой или серебряной цепочкой. Деншик принадлежит к атрибутам буддийского инструментария.

Изготавливаются из сплава цветных металлов с преобладанием серебра. Звук на этом инструменте извлекается ударами тарелочек друг о друга. Исполнитель при игре держит инструмент за веревочку, ближе к тарелочкам.

Деншик обладает красивым мелодичным звоном, который очень долго не затухает. Звук как бы повисает в воздухе и плавно растекается, струится во все стороны. Размеры тарелочек – около 6-7 см в диаметре.

Слайд 22. Шан (шан) – ударный инструмент. Это большие тарелки вогнутой формы, применяющиеся в составе буддийского оркестра. Изготавливаются из сплава цветных металлов, с преобладанием меди. Диаметр около 35 см. Шан обладает очень сильным, звонким и долго не затухающим звуком.

Звук на шан извлекается ударами тарелочек друг о друга. Есть несколько способов извлечения звука на этом инструменте: легкие касания краями тарелочек, скольжение их поверхностей по друг другу и сильные удары всей поверхностью обеих тарелок.

По тембру напоминает звучание тарелок симфонического оркестра.

Слайд 23. Эдиски – духовой инструмент, относящийся к классу аэрофонов с соударяющимися язычками. Эдиски представляет собой кусок бересты, сложенный вдвое и обрезанный в форме овала шириной около 1,5 см и длиной 2,5 см, представляющий собой двойной язычок, вставляемый между губами.

Эдиски – звукоподражательный инструмент, применяемый на охоте. Высокий звук, извлекаемый на эдиски и напоминающий крик самки кабарги и ее детеныша, заманивал самца. Иногда вместо бересты использовали и листья бадана (кылбыш) или осоки (кыяр елец).

Эдиски имеет громкое и характерное гнусаво-дребезжащее звучание.

Слайд 24. Терезин-эдиски – одноязычный шалмей, иногда с пальцевыми отверстиями. Терезин-эдиски представляет собой полое изнутри междоузлие из стеблей овса (сула), ячменя (арбай) или ковыля (аза-огу), срезанное таким образом, чтобы один конец был закрытым. Сбоку, ближе к закрытому концу делается надрез, служащий вибрирующим язычком при звукоизвлечении, а чуть дальше-2-3 отверстия для изменения высоты звука.

Общая длина соломинок от 15-16 до 22-25 см – то есть длина одного коленца стебля зерновых культур. Инструмент изготавливается во время созревания зерновых культур.

Извлекается на терезин-эдиски очень громкий звук гнусавого оттенка. Дети используют его как пищалку.

Слайд 25. Дамбыра – двусторонний буддийский барабан в форме песочных часов. Корпус изготавливается из дерева, а мембраны из кожи. К корпусу ремешками привязываются шарики, которые, ударяясь о мембрану, производят дробный стук.

Этот инструмент встречается разных размеров. Высота маленького инструмента (от одной мембраны до другой) около 7 см, диаметр мембран – 9 см. Бывают дамбыры размером до 25-30 см в диаметре и высотой до 20 и более сантиметров.

Деревянный корпус инструмента разукрашивается ярко-зеленой краской. Посередине инструмента привязывается вышитая ярким узором и расширяющаяся к кончику полоска шелковой ткани или ткани из парчи.

Звук извлекается поворотами инструмента в разные стороны. При этих движениях шарики на концах ремешков, попеременно ударяясь о мембраны с обеих сторон инструмента, производят короткие дробные звуки характерного для этого инструмента тембра.

Слайд 26. Мургу – продольная открытая флейта без игровых отверстий. Изготавливается из ствола дягиля (малдырган, балдырган), иногда ревеня (сараспан) длиной, равной вытянутой руке исполнителя. С обеих сторон ствол срезается по косой и ближе к толстому концу сбоку делается боковое отверстие, куда вдувается воздух. Звук на мургу извлекается вдуванием воздуха в верхний конец (со стороны толстого конца) и струя воздуха, вдуваемого в полый ствол, частично рассекается о край бокового отверстия.

Разная высота извлекаемых звуков регулируется открытием, прикрытием или полным закрытием другого конца ствола указательным пальцем вытянутой вдоль инструмента правой руки.

Звук, извлекаемый на мургу, очень громкий и приятный, особенно когда играют на свежесрезанном стволе.

Слайд 27. Кынгыраа (кынгыраа) – представляет собой полую коническую трубочку, изготовленную из железа либо красной или желтой меди. По 3 или 5 кынгыраа, незначительно отличающихся друг от друга размерами, прикрепляются на спине костюма шамана. Нижний конец у трубочки широкий, а верхний - узкий с отверстиями для продевания в кольцо. Длина кынгыраа колеблется от 10 до 15 см.

Поскольку кынгыраа используются по три или пять штук в связке, то, соударяясь друг с другом, они издают характерные звуки полых металлических предметов.

Слайд 28. Караангы (караангы) – плоский одиночный гонг, использующихся в составе инструментов будийского оркестра. Изготавливают караангы из сплава металлов с преобладанием чугуна. Диаметр караангы около 60-70 см. Звук извлекают ударами по инструменту специальной палочкой с мягкой головой. Он аналогичен там-таму. Звуки караангы служат сигналом к началу богослужения.

Звук у караангы тяжелый. Гулкий, долгий и плавающий, как у всех гонгов. В других восточных культурах встречаются инструменты этой группы, размер которых доходит до одного и более метра в диаметре.

Слайд 29. Большое спасибо!

Вот и завершается показ нашей электронной выставки-энциклопедии «Музыкальные инструменты Тувы», а теперь всех Вас приглашаем на нашу выставку книг «Культура Тувы».

Благодарю за внимание!

Использованная литература:

tuvaculture.ru – Сайд Министерства Культуры Республики Тыва;

Музыкальные инструменты Тувы: буклет /составитель В. Сузекей. – Кызыл, Издательский дом «Алдын-Сай», 2009.