Открытый урок "Музыкальная азбука русского фольклора"

Гребнева Наталья Рафиковна

Открытый урок по фольклору.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_.docx24.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок по программе «Театр народной песни»

Музыкальная азбука русского фольклора

  1. Приветствие

Фоном звучит русская народная мелодия. Дети заходят в класс. Учитель поклоном встречает детей. Рассаживает их в полукруг.

- Здравствуйте! Что особенного мы сказали друг другу, просто здравствуйте! Как вы думаете, почему я поздоровалась с вами именно так, а не сказала вам привет? Потому что именно так ещё со стародавних времён люди приветствовали друг друга, желая тем самым «здравия»- здоровья.

2.Знакомство

- Меня зовут Наталья Рафиковна,  я преподаватель по фольклору и сегодня я к вам пришла в традиционном русском народном костюме Самарской области.

 Я немного рассказал вам о себе. А теперь я хочу познакомиться с вами. А сделаем мы это необычным способом. Так как наша встреча состоялась весной, то у меня с собой есть кукла – веснянка. Сейчас мы с вами по очереди будем  передавать её друг другу, называть своё имя и одним словом характеризовать себя. Начну я – меня зовут Наталья Рафиковна – я весёлая.

Знакомство (представление себя, сопровождающееся передачей куклы «веснянка»). Вот мы и познакомились.

Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие.

Сегодня мы встретились с вами, чтобы окунуться в сказочный мир русского музыкального фольклора.- А кто мне скажет, что означает это слово? Знакомо ли оно вам?

Фольклор – устное народное творчество (дословно его можно перевести, как народная мудрость), которая передавалась из уст в уста, из поколения в поколение и  сегодня мы можем соприкоснуться с ним.

А скажите мне, сопровождает ли фольклор вас в повседневной жизни?

(ждём ответа)Если отвечают включаемся в разговор.

Вы родились и ваши мамы, чтобы успокоить вас – пели вам колыбельные песни, как вы думаете – это фольклор? Правильно - это музыкальный фольклор.

И вот вы подросли и стали старше, ваши мамы читали вам перед сном сказки, скажите мне – это фольклор? Правильно это – устный фольклор.

И вот сейчас, вы уже взрослые и в свете недавних событий, скажите мне - где вы могли встретиться с фольклором?

Сегодня мы везде и всюду сталкиваемся с лучшими образцами фольклора. Основа, сердце и душа любой  национальной культуры - фольклор, это тот кладенец, это то, из чего выросла и литература, и музыкальное искусство,  и театр, и хореография. Русская народная культура подарила человечеству целую плеяду великих русских литераторов, музыкантов, художников, которых знает и почитает весь мир: 

Пушкин А.С., Жуковский В.А, Лермонтов М.Ю., Гоголь Н.В., Тургенев И.С, Толстой Л.Н. Достоевский Ф.М., Чехов А.П.

Римский-Корсаков Н.А., Чайковский П.И., Мусоргский М.П., Бородин А.П., , Рахманинов С.В., Стравинский И.Ф., Прокофьев С.С.

Суриков В.И., Левитан И.И., Айвазовский И.К., Шишкин И.И., Васнецов В.Н., Репин И.Е., Рерих Н.К.

Мы назвали лишь самых-самых, кого знает весь мир. И каждый из них в большей или меньшей степени обращался в своем творчестве к истокам народной культуры, использовал в своих произведениях народные мотивы, сюжеты былин и сказок. Вот, например, всем известная картина «Богатыри» Виктора Михайловича Васнецова, который в своём творчестве обратился к русским былинам (устному фольклору), балет Игоря Стравинского «Петрушка», пьеса Александра Николаевича Островского  «Снегурочка» созданная на основе сказочного, песенного и песенно-обрядового материала русского фольклора, в творчестве композиторов Игоря Стравинского, Сергея Рахманинова, Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, Георгия Свиридова и многих других, а также фильмы и мультфильмы. Вы мне сейчас сами назовёте их (Алёша Попович и Тугарин змей, три богатыря на дальних берегах, Марья Искусница и др.).

В свете  недавних событий, вы, наверное, все помните замечательную победу наших «Бурановских бабушек» на Евровидении, которые вышли на сцену в старинных костюмах XIX  века, сохранившихся от их бабушек и прабабушек, и спели на своём родном языке. А совсем недавно вы видели открытие Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи, где за основу театрализованных представлений на открытии были взяты национальные элементы русского фольклора (лоскутное одеяло, как основной фон всей рекламной продукции, медведь и заяц, как основные герои русских народных сказок, барс, как герой сказок народов Кавказа, скоморохи, хороводы и т.д.)

Сегодня мы с вами познакомимся с музыкальной азбукой русского фольклора. Первый и главный элемент этой азбуки – песня.

Для начала нам необходимо разучить народную песню. Эта песня родилась на Самарской земле. Я её сама записала в фольклорной экспедиции по Самарской области, услышав от бабушек.  А сегодня хочу поделиться ею с вами. Это плясовая песня – «Где ж ты заинька, был, побывал». Сначала я спою её, а вы послушайте, а потом мы попробуем выучить и спеть.

(звучит мелодия)

1.Где ж ты, заинька, был, побывал

Где ж ты, серай, был, побывал

А я был, побывал, в огороде ночевал.

А я был, побывал, в огороде ночевал.

2.Чай, тебя заинька, видели,

Чай, тебя серай, видели

И видели, барин мой, а видели, сударь мой,

И видели барин мой, а видели сударь мой,

3.Чай, тебя заинька, побили,

Чай, тебя серай, побили.

А побили, барин мой, а побили, сударь мой,

А побили, барин мой, а побили, сударь мой.

Конечно, бабушки мне спели восемь куплетов, но восемь куплетов мы с вами выучить не успеем. Если вы захотите узнать, чем закончилась история про заиньку, подойдите ко мне после урока, я вам расскажу.

Готовы! Давайте сначала выучим слова. (Разучивание слов каждого куплета).

Слова мы с вами выучили – теперь давайте попробуем её спеть.

Второй важный элемент музыкальной азбуки – танец. Наша песня, если вы помните, плясовая. Вот мы с вами и попробуем петь и танцевать одновременно. Для этого нам нужно будет выучить одну дробь (перестукивание ногами). Я вас попрошу всех встать со своих мест и попробовать вместе со мной потопать в ритме. Вот смотрите (детям показывается дробь). А теперь попробуйте вы, в одном ритме. Молодцы. А теперь мы попробуем соединить песню и дробь (выбирается 6 человек, которые лучше всего справились с дробью, под песню они выходят в центр и на проигрыше дробят, затем выходит следующая пара и так до конца песни).

И чтобы наша песня была ещё веселее, мы с вами будем сами себе подыгрывать на музыкальных инструментах.  Вот вам и еще один элемент музыкальной азбуки – народные музыкальные инструменты. Некоторые из них я вам сегодня принесла, давайте познакомимся с ними и попробуем сыграть.

1.Бубен (играет он вот так - показать)  - (выбираем ребёнка из класса) Попробуй! Молодец!

2.Трещотки (а на них играют так – показать) - теперь попробует сыграть (выбираем ребёнка из класса).

3. Ложки (они играют так). И на них сегодня у меня будут играть - (выбрать несколько детей из класса), давайте попробуем сыграть, на счёт раз.

4.Веерные ложки (а вот на них нужно так играть - показать) - выбираем ребёнка из класса, и просим его сыграть.

5. И круговая трещотка (а на ней играют так - показать) - выбираем ребёнка из класса,  и просим его сыграть.

Оркестр наш готов! Так, а теперь  сыграем все вместе. Начинают ложки!!! На счёт раз, на счёт два к ним присоединяется бубен, на счёт три трещотки, веерные ложки и круговая трещотка. Молодцы! А теперь все вместе одновременно, под счёт, и (пробуем сыграть в темпе звучащей фонограммы)  давайте попробуем под музыку сначала спеть, а потом сыграть. Готовы! (звучит фонограмма)

1 куплет поём (во время пения не играем), играем по моей команде…(играем в проигрыше). А теперь в этом проигрыше выходят наши плясуны.

2 куплет – поём, играем, танцуем.

3 куплет – поём, играем, танцуем.

Ну вот, мы отрепетировали, наш музыкальный номер. А теперь  обыграем  его, для этого нам нужно переодеться в праздничные костюмы. Для мальчиков у меня есть нарядные кушаки (пояса), ну а девочкам мы наденем нарядные бусы.  Давайте повернёмся к нашим зрителям.

Ну и конечно, в старину ни один праздник не обходился без настоящего русского хоровода. А в нашей музыкальной азбуке добавился еще один важный элемент. Но прежде чем мы с вами встанем в круг, я вас попрошу руки не отпускать. Готовы?

(Хоровод, капустка, змейка, потом по парам пляска)

Поплясали. Молодцы. А теперь садитесь.

Ребята, а кто мне скажет, какой скоро праздник мы с вами будем праздновать? (ответ - вербное воскресение) Правильно. И в честь этого праздника я хочу вам подарить каждому по веточке вербы, но не просто так. После того как я вам их раздам вы каждый обменяетесь веточкой со своим одноклассником и пожелаете ему всего самого хорошего. Начну я - (Саша) я желаю тебе оставаться таким же весёлым и жизнерадостным (и дальше).

А теперь я вас прошу  подойти ко мне, вот моя веточка, а давайте к моей веточке присоединим ваши в знак нашей крепкой дружбы (веточки нужно завязать красной лентой общий букет). Возьмитесь за ленточки. Будьте всегда такими же дружными и  весёлыми. И помните, что если вы будете вместе, то всё у вас в жизни сложится. Садитесь.

Вы помните как звучала тема нашего занятия (не урока!!!) (обращаемся к слайду с темой урока) Музыкальная азбука русского фольклора. Азбука – это основа, то без чего нельзя стать грамотным, образованным. С какими же основными формами музыкального  фольклора мы сегодня с вами познакомились.

Ребята называют песню, хоровод, оркестр, пляс и т.д.

И в завершение нашего урока я хочу у вас узнать, что нового вы узнали сегодня о фольклоре?

(если нет ответа)- Чем занимались? (пели – (песенный фольклор), танцевали – (танцевальный фольклор), попробовали сделать театральное действие (театральный фольклор), играли на шумовых инструментах – (инструментальный фольклор).

2.Встречаемся ли мы с фольклором в современной жизни?

3. Какую песню мы с вами сегодня выучили? К какому региону она относится?

Заключение

- Спасибо вам ребята за активное участие. Мне очень понравилось сегодня работать с вами. Если вам понравилось наше занятие, мы можем продолжить общение в моем театре народной песни «Забавушка», который находится в Детской школе искусств № 3.

На память о нашей встрече я хочу подарить вашему коллективу эту куколку веснянку, как символ весны, этот букетик вербы, как символ крепкой дружбы, и вот эти баранки,  с сюрпризом. К каждой баранке прикреплён бумажный ангелочек, на котором написано пожелание лично для каждого из вас. Я от всей души дарю их вам!