«Волшебный мир творчества»

Скирман Светлана Юрьевна

Методическая разработка  онлайн  занятия  "Волшебныймир творчества"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия

«Волшебный мир творчества»

Цель: Связь  музыки и хореографического образа.

Задачи:

  • формирование у учащихся целостного восприятия музыкально-художественного образа вокальной и инструментальной музыки.
  • совершенствование навыков прочтения музыкального, художественного и литературного текста.
  • вызвать у учащихся интерес к взаимному общению на основе интереса к искусству
  • активизация эмоционального отклика на музыку, развитие умения содержательно и лаконично излагать свои мысли об искусстве.

Жанр урока:  интерактивная  беседа с использованием мультимедиа и видеофрагментами.

Методы:

  • Метод создания «композиции» в форме диалога, раскрывающего интонационно-образное содержание музыкальных произведений.
  • Метод использования широких ассоциативных связей музыки с хореографией и  литературой.
  • Метод использования наглядности.

Материально-техническое обеспечение урока:  ноутбук, камера  колонки.

Ход урока:

1. Организационный момент.  Рассылка ссылки на видео. Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

Учитель:  Здравствуйте, ребята.

Ученики: «Здравствуйте!» (музыкальное приветствие Лазарева «Музыка, здравствуй!» )

Музыкальная разминка.

Психологический настрой на урок.

Разучивание   новой песни. А. Ермолов «Волшебный мир искусства», слайд №1

Муз. Александра Ермолова, сл. Ксении Кряжевой. Раздать слова песни

2. Актуализация знаний учащихся - Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

Скажите, пожалуйста, ребята, к какому виду искусства относится эта  картина ?  Портрет М.Плиссецкой 

Прямая ссылка к картине https://www.google.com/search?q=%D1%88%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BB+%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82+%D0%BF%D0%BB%D0%B8%D1%81%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%BE%D0%B9&sxsrf=ALeKk005Bzv0EwJJXDdzgCbH4dQjiLg3UA:1586788101236&tbm=isch&source=iu&ictx=1&fir=xeropvJmmmxERM%253A%252CIyc-OfCzkc99YM%252C_&vet=1&usg=AI4_-kQPQeHFZ5Aoq39-v67CT8vawABeCA&sa=X&ved=2ahUKEwi4h-6ozuX

Ученики: (Портрет – это жанр изобразительного искусства.)

Учитель: считается, что портрет – самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему, русская живопись достигла уровня европейской. XVIII век в России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф.Рокотов, Д.Левицкий, О.Кипренский, К.Брюллов, И.Репин, М.Врубель и др. Но не только Портрет – это жанр изобразительного искусства, но писатели и композиторы создавали портреты в своих видах искусства.

Вот и сегодня мы с вами познакомимся с воплощением живописных портретов в волшебном мире литературы и музыки.

Портрет  М.Плисецкой в творчестве М.Шагала.

Плисецкая — одна из самых харизматичных балерин, которых когда-либо видела балетная сцена. Забыть ее танец невозможно. Ее портреты писали великие художники, такие как Марк Шагал. Андрей Вознесенский и Белла Ахмадулина посвящали ей стихи. Ее танец видели Сталин, Мао Цзэдун, Джавахарлал Неру, Иосип Броз Тито, Черчилль и Юрий Гагарин. Ею восхищался американский президент Кеннеди. Специально для нее кубинский балетмейстер Альберто Алонсо поставил балет «Кармен» на музыку Бизе–Щедрина — и попал в точку, угадав ее характер. Он стал классикой XX века и знаковым в ее творчестве. С того дня имя Кармен рифмуется с именем Майя. Она была такой же гордой и независимой, как героиня Проспера Мериме. С ее мнением считалась даже своевольная Екатерина Фурцева. Жизнь ее не была сладкой — потому и закалила столь волевой характер.

В результате интерактивного занятия ребята  узнают, что знаменитого «Умирающего лебедя» Сен-Санса Плисецкая станцевала ещё в 16-летнем возрасте до постановки «Лебединого озера», как этюд к будущей роли Одетты. 

В финале онлайн занятия ребятам будет предложен просмотр документально фильма « Линия жизни»

https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20872/episode_id/156047/video_id/156047/

Звучит романс «Я помню чудное мгновенье» в исполнении Д. Хворостовского.

  • Какие характеристики можно дать этой музыке? (Это исповедь сердца, это скрытая от чужих глаз «дневниковая запись» переживаний, раздумий, отчаяния и восторга.

Прослеживая за развитием музыкального и поэтического образов, необходимо обращать внимание на выразительность мелодии – ее оттенки, необычность ритма, ладовой окрас, а также на особенности фортепианного сопровождения.

Трехчастная форма, в которой написан романс, имеет свои особенности – реприза в ней не буквальная, а видоизмененная. С чем же связаны эти изменения? Вторая половина репризы – выражение радости, восторга («И сердце бьется в упоенье), кульминация всего романса, обобщение и завершение главной музыкальной мысли. Пусть учащиеся попытаются самостоятельно ответить на такие вопросы:

  • Какие изменения произвел Глинка в стихотворении Пушкина? С какой целью?
  • Какими чертами обладает мелодика романса на разных этапах его драматургического развития?
  • какими средствами музыкальной выразительности композитор подчеркивает оттенки пушкинского текста?

5. Рефлексия :

  • С какими музыкальным произведениями мы сегодня познакомились?
  • Что такое портрет и каких художников слова и музыки  вы сегодня узнали ?
  • Какое  у вас сейчас настроение?

Учитель: Дорогие    ребята,    разрешите    поблагодарить    вас    за сотрудничество. Думаем, что каждый из присутствующих заново откроет для себя  М.М.Плисецкую и  А. С. Пушкина.

 «До свиданья, музыка.» ( муз .прощание Лазарева)

Учитель: Д.З.− мостик к нашему следующему уроку. Подготовьте обоснованный ответ на вопрос: можно ли назвать эти два произведения музыкальными портретами? Почему?