Педагогическая мастерская "Истоки развития хорового пения в России""

Масальская Марина Анатольевна

Педагогическая мастерская

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение  дополнительного образования

Дом детского творчества  Петродворцового  района Санкт-Петербурга

г. Санкт-Петербург, Петродворцовый район, Санкт-Петербургский пр., 4а.

Безымянный 2 

«Истоки развития хорового пения в России»

Автор-разработчик:

Масальская Марина Анатольевна,

                          педагог дополнительного образования

                                                         руководитель музыкально-хоровой студии

                                           «Крещендо»

.

Санкт-Петербург

2018

Пояснительная записка

Актуальность разработки педагогической мастерской «Развитие музыкальной культуры» состоит в том, что она помогает педагогу, руководителю хорового коллектива в интерактивной форме познакомить воспитанников с историей возникновения и развития музыкальной, духовной культуры России и способствует формированию устойчивого интереса к истории развития духовной культуры.

Под влиянием православных идеалов русское искусство испокон веков исповедовало высокие нравственные ценности, несло людям истину о двух порядках бытия, о сущности жизни, представления о добре и зле. На протяжении средневекового периода развитие русской духовной культуры проходило неспешно, в постепенном накоплении эстетических богатств. Взрывчатый динамизм перемен, новаторство, внезапная смена художественных стилей были чужды искусству Древней Руси. Постоянство художественных ориентиров, связанное с миром православной духовности, дало удивительные результаты. Пожалуй, ни одна другая художественная культура не являла такого количества шедевров, созданных в русле единых принципов и правил. Детям очень сложно проникнуть в глубь явлений и процессов становления русской музыкальной, духовной культуры и поэтому чрезвычайно важен момент интерпретации такой информации на индивидуально-личностном уровне, выходящий на ее сущностное понимание.

Мастерская предполагает форму сотрудничества, где важен не только результат творческого поиска, но и сам процесс, который приобщает воспитанников к радости творчества, к открытию нового, к самостоятельной исследовательской деятельности. Одной из важных составляющих мастерской является рефлексивное обсуждение, которое предполагает не просто самоанализ или оценочные суждения, а анализ собственной мысли, чувства, мироощущения.

 Цель: создание условий для формирования осмысленного отношения воспитанников к ценностям музыкальной, духовной культуры.

Задачи:

Расширить представление воспитанников об истоках зарождения и становлении духовной культуры России.

Создавать условия для формирования у воспитанников потребности приобретения  новых знаний.

Развивать коммуникативную культуру общения.

Развивать эмоционально-чувственную сферу детей.

Предварительная работа: 

разучивание «С нами бог», знаменный распев 17 века, «Воскресение твое Христе», стихира знаменного распева 17 века.

Материал для проведения мастерской:

 магнитофон, электронный носитель с записью кондака знаменного распева 17 века «Воскресения Твое, Христе Спасе», фломастеры. Три половины альбомного листа, с обратной стороны которых написаны: певцы, живописцы, поэты, альбомные листы.

Ход мастерской

Педагог: Посмотрите, пожалуйста, на  фотографию, что за здание на ней изображено? (ответы детей) На фотографии изображено здание Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга

Педагог:  Что означает  слово капелла? (ответы детей)

Педагог:  Капелла (ит. capella), хор певчих (муз.).

История создания Капеллы уходит  в 1479 год, когда ее великий князь Московский Иван III основал хор певчих дьяков и пригласил поучаствовать в освящении знаменитого Успенского собора. Певчие постоянно были рядом с правителем Руси и участвовали во всех значимых мероприятиях - в военных походах, во встречах высокопоставленных гостей из-за рубежа, на торжественных приемах, на крестинах... Кроме того, певчих обучали не только непосредственно пению, но и грамоте, как общей, так и музыкальной.

Скажите, для чего певчих обучали грамоте, не только  музыкальной, но и  общей? (ответы детей)

В 1701 году после своего воцарения Петр I реформировал хор певчих дьяков в Придворный хор, и разместил его в нескольких зданиях на набережной реки Мойки. В то время зал Капеллы считался одним из лучших в Европе.

Педагог:  предлагаю проследить историю создания  и становления Капеллы в Санкт-Петербурге. Объединитесь в три подгруппы прочитайте текст, обсудите его и выберите, кто расскажет об интересных фактах. Приложение №1

Дети работают в группах, затем рассказывают о  результатах своей деятельности.

Педагог:  Так началась история всей певческой музыкальной культуры нашей страны. Здесь учились и преподавали выдающиеся музыканты. История Капеллы неразрывно связана с биографиями известных людей России, а ее концертный зал до сих пор считается одним из лучших в Европе.

Но в истории Капеллы есть и трагические моменты. Великая Отечественная война и блокада Ленинграда стали суровым испытанием и для Ленинградской академической капеллы. В первые дни войны 30 артистов хора ушли на фронт. Оставшиеся выступали в составе концертных бригад с концертами в воинских частях и госпиталях. В первые месяцы войны артистами Капеллы было дано 42 концерта, в 14 из которых принимал участие полный состав хора.

Осенью 1941 года Капелла, возглавляемая выдающимся хормейстером Елизаветой Петровной Кудрявцевой, была эвакуирована в Киров, но часть хора осталась в осажденном Ленинграде и пережила первую, самую страшную блокадную зиму. Под управлением дирижера Игоря Миклашевского артисты Капеллы провели большое количество бригадных выступлений, а также дали 12 хоровых концертов. В марте 1942 года 10 человек были эвакуированы, а оставшиеся в блокадном городе артисты Капеллы перешли в хор Ленинградского радиокомитета.

Педагог: Почему в войну люди ждали  встречи музыкой? Какие чувства пробуждала музыка? (Ответы детей)

После войны в 1946 году здесь было создано Хоровое училище.

В 1991 году это музыкальное учреждение получило независимый статус и получила нынешнее название - «Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга».

Современная Капелла - старейшее российское профессиональное музыкальное учреждение, которое повлияло на развитие всей русской музыкальной культуры. Именно здесь появлялись и развивались основные направления музыкального искусства и образования.

Приложение 1

Текст 1

Любое дело начиналось с общего молитвенного пения. Во всех походах, в дни торжеств и будни Петра I сопровождали "Певчие дома его Величества" - так именуются в документах начала века государевы певчие дьяки. Царь оказывал большое внимание своей певческой братии. Много времени проводил в их обществе, заботился об их быте, сам следил за своевременным пополнением творческого состава и нередко принимал участие в пении, исполняя партию баса. Сопровождал Петра I хор и в мае 1703 г., когда в устье Невы были положены первые камни в основание новой столицы русского государства. Гром орудийных салютов, возвестивших о рождении Санкт-Петербурга, слился в тот день со здравицей во славу новой русской столицы, которую пели 28 придворных певчих. Так начала свою биографию Капелла Санкт-Петербурга.

Текст 2

При Екатерине II в Россию для руководства итальянской оперой были приглашены итальянские композиторы - Сарти и Галуппи, которые стали сочинять также произведения духовной музыки для православной церкви на славянские тексты в итальянском стиле. Обучение "итальянскому" пению заняло прочные позиции в Певческой Капелле. Мастерство придворных певчих, соединяющих традиционную церковную и итальянскую манеру пения, восхищала многих, особенно иностранцев. По словам Иоахима Штернберга - немецкого путешественника, "Это пение проникает до глубины души: невольно чувствуешь благословение и побуждение к прославлению Высочайшего Существа.

Текст 3

С историей Придворной Певческой Капеллы, в значительной степени определившей ее творческую судьбу, связана деятельность Дмитрия Бортнянского - "Русского Моцарта", самой авторитетной фигурой в музыкальном мире России того времени. Руководя Капеллой с 1796 по 1825 годы, он смог создать хор, ставший славой и гордостью отечественной музыкальной культуры. Созданные им произведения для хора подняли на необычайную высоту авторитет русской певческой культуры. Роберт Шуман после посещения Санкт-Петербурга отмечает: "Капелла - самый прекрасный хор, который нам приходилось слышать: басы временами напоминают звуки органа, а дисканты звучат волшебно..."

         

Список использованной  литературы

К.Ф. Никольская-Береговская «Русская вокально-хоровая школа», М, «Владос», 2003г.

Л.А. Рапацкая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Русская музыка в школе», М, «Владос», 2003г.

Н.А. Яковлева «Русская икона», М, «Белый город», 2002г.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение  дополнительного образования

Дом детского творчества  Петродворцового  района Санкт-Петербурга

г. Санкт-Петербург, Петродворцовый район, Санкт-Петербургский пр., 4а.

Безымянный 2 

«Истоки развития хорового пения в России»

Автор-разработчик:

Масальская Марина Анатольевна,

                          педагог дополнительного образования

                                                         руководитель музыкально-хоровой студии

                                           «Крещендо»

.

Санкт-Петербург

2018

Пояснительная записка

Актуальность разработки педагогической мастерской «Развитие музыкальной культуры» состоит в том, что она помогает педагогу, руководителю хорового коллектива в интерактивной форме познакомить воспитанников с историей возникновения и развития музыкальной, духовной культуры России и способствует формированию устойчивого интереса к истории развития духовной культуры.

Под влиянием православных идеалов русское искусство испокон веков исповедовало высокие нравственные ценности, несло людям истину о двух порядках бытия, о сущности жизни, представления о добре и зле. На протяжении средневекового периода развитие русской духовной культуры проходило неспешно, в постепенном накоплении эстетических богатств. Взрывчатый динамизм перемен, новаторство, внезапная смена художественных стилей были чужды искусству Древней Руси. Постоянство художественных ориентиров, связанное с миром православной духовности, дало удивительные результаты. Пожалуй, ни одна другая художественная культура не являла такого количества шедевров, созданных в русле единых принципов и правил. Детям очень сложно проникнуть в глубь явлений и процессов становления русской музыкальной, духовной культуры и поэтому чрезвычайно важен момент интерпретации такой информации на индивидуально-личностном уровне, выходящий на ее сущностное понимание.

Мастерская предполагает форму сотрудничества, где важен не только результат творческого поиска, но и сам процесс, который приобщает воспитанников к радости творчества, к открытию нового, к самостоятельной исследовательской деятельности. Одной из важных составляющих мастерской является рефлексивное обсуждение, которое предполагает не просто самоанализ или оценочные суждения, а анализ собственной мысли, чувства, мироощущения.

 Цель: создание условий для формирования осмысленного отношения воспитанников к ценностям музыкальной, духовной культуры.

Задачи:

Расширить представление воспитанников об истоках зарождения и становлении духовной культуры России.

Создавать условия для формирования у воспитанников потребности приобретения  новых знаний.

Развивать коммуникативную культуру общения.

Развивать эмоционально-чувственную сферу детей.

Предварительная работа: 

разучивание «С нами бог», знаменный распев 17 века, «Воскресение твое Христе», стихира знаменного распева 17 века.

Материал для проведения мастерской:

 магнитофон, электронный носитель с записью кондака знаменного распева 17 века «Воскресения Твое, Христе Спасе», фломастеры. Три половины альбомного листа, с обратной стороны которых написаны: певцы, живописцы, поэты, альбомные листы.

Ход мастерской

Педагог: Посмотрите, пожалуйста, на  фотографию, что за здание на ней изображено? (ответы детей) На фотографии изображено здание Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга

Педагог:  Что означает  слово капелла? (ответы детей)

Педагог:  Капелла (ит. capella), хор певчих (муз.).

История создания Капеллы уходит  в 1479 год, когда ее великий князь Московский Иван III основал хор певчих дьяков и пригласил поучаствовать в освящении знаменитого Успенского собора. Певчие постоянно были рядом с правителем Руси и участвовали во всех значимых мероприятиях - в военных походах, во встречах высокопоставленных гостей из-за рубежа, на торжественных приемах, на крестинах... Кроме того, певчих обучали не только непосредственно пению, но и грамоте, как общей, так и музыкальной.

Скажите, для чего певчих обучали грамоте, не только  музыкальной, но и  общей? (ответы детей)

В 1701 году после своего воцарения Петр I реформировал хор певчих дьяков в Придворный хор, и разместил его в нескольких зданиях на набережной реки Мойки. В то время зал Капеллы считался одним из лучших в Европе.

Педагог:  предлагаю проследить историю создания  и становления Капеллы в Санкт-Петербурге. Объединитесь в три подгруппы прочитайте текст, обсудите его и выберите, кто расскажет об интересных фактах. Приложение №1

Дети работают в группах, затем рассказывают о  результатах своей деятельности.

Педагог:  Так началась история всей певческой музыкальной культуры нашей страны. Здесь учились и преподавали выдающиеся музыканты. История Капеллы неразрывно связана с биографиями известных людей России, а ее концертный зал до сих пор считается одним из лучших в Европе.

Но в истории Капеллы есть и трагические моменты. Великая Отечественная война и блокада Ленинграда стали суровым испытанием и для Ленинградской академической капеллы. В первые дни войны 30 артистов хора ушли на фронт. Оставшиеся выступали в составе концертных бригад с концертами в воинских частях и госпиталях. В первые месяцы войны артистами Капеллы было дано 42 концерта, в 14 из которых принимал участие полный состав хора.

Осенью 1941 года Капелла, возглавляемая выдающимся хормейстером Елизаветой Петровной Кудрявцевой, была эвакуирована в Киров, но часть хора осталась в осажденном Ленинграде и пережила первую, самую страшную блокадную зиму. Под управлением дирижера Игоря Миклашевского артисты Капеллы провели большое количество бригадных выступлений, а также дали 12 хоровых концертов. В марте 1942 года 10 человек были эвакуированы, а оставшиеся в блокадном городе артисты Капеллы перешли в хор Ленинградского радиокомитета.

Педагог: Почему в войну люди ждали  встречи музыкой? Какие чувства пробуждала музыка? (Ответы детей)

После войны в 1946 году здесь было создано Хоровое училище.

В 1991 году это музыкальное учреждение получило независимый статус и получила нынешнее название - «Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга».

Современная Капелла - старейшее российское профессиональное музыкальное учреждение, которое повлияло на развитие всей русской музыкальной культуры. Именно здесь появлялись и развивались основные направления музыкального искусства и образования.

Приложение 1

Текст 1

Любое дело начиналось с общего молитвенного пения. Во всех походах, в дни торжеств и будни Петра I сопровождали "Певчие дома его Величества" - так именуются в документах начала века государевы певчие дьяки. Царь оказывал большое внимание своей певческой братии. Много времени проводил в их обществе, заботился об их быте, сам следил за своевременным пополнением творческого состава и нередко принимал участие в пении, исполняя партию баса. Сопровождал Петра I хор и в мае 1703 г., когда в устье Невы были положены первые камни в основание новой столицы русского государства. Гром орудийных салютов, возвестивших о рождении Санкт-Петербурга, слился в тот день со здравицей во славу новой русской столицы, которую пели 28 придворных певчих. Так начала свою биографию Капелла Санкт-Петербурга.

Текст 2

При Екатерине II в Россию для руководства итальянской оперой были приглашены итальянские композиторы - Сарти и Галуппи, которые стали сочинять также произведения духовной музыки для православной церкви на славянские тексты в итальянском стиле. Обучение "итальянскому" пению заняло прочные позиции в Певческой Капелле. Мастерство придворных певчих, соединяющих традиционную церковную и итальянскую манеру пения, восхищала многих, особенно иностранцев. По словам Иоахима Штернберга - немецкого путешественника, "Это пение проникает до глубины души: невольно чувствуешь благословение и побуждение к прославлению Высочайшего Существа.

Текст 3

С историей Придворной Певческой Капеллы, в значительной степени определившей ее творческую судьбу, связана деятельность Дмитрия Бортнянского - "Русского Моцарта", самой авторитетной фигурой в музыкальном мире России того времени. Руководя Капеллой с 1796 по 1825 годы, он смог создать хор, ставший славой и гордостью отечественной музыкальной культуры. Созданные им произведения для хора подняли на необычайную высоту авторитет русской певческой культуры. Роберт Шуман после посещения Санкт-Петербурга отмечает: "Капелла - самый прекрасный хор, который нам приходилось слышать: басы временами напоминают звуки органа, а дисканты звучат волшебно..."

         

Список использованной  литературы

К.Ф. Никольская-Береговская «Русская вокально-хоровая школа», М, «Владос», 2003г.

Л.А. Рапацкая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Русская музыка в школе», М, «Владос», 2003г.

Н.А. Яковлева «Русская икона», М, «Белый город», 2002г.