"Песни военных лет"
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное Учреждение
Дополнительного Образования
"Центр дополнительного образования детей"
г. Верхний Уфалей, Челябинской области
Литературно-музыкальная композиция
«Песни военных лет»
подготовила
педагог дополнительного образования
Тренина Марина Николаевна
« Юный гитарист».
г.Верхний Уфалей
2018 г.
Цели и задачи занятия:
Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, за русский народ на примере песен военных лет, расширять представление учащихся об истории возникновения военных песен, воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны, прививать чувство уважения к солдатам, участвовавшим в боевых действиях в наше время.
Оборудование: гитара, магнитофон, диски с записями песен.
Ход занятия.
Наше занятие проходит в необычной форме, сегодня у нас музыкально-литературная гостиная, мы познакомимся с некоторыми событиями и музыкальным материалом Великой Отечественной, Афганской и Чеченской войн.
Ведущий 1
Великая Отечественная Война оставила свой след не только в памяти миллионов людей, ее тень легла на все стороны человеческой жизни, включая искусство. Сегодня мы поговорим о военной песне и песнях о войне более позднего периода.
Песни военных лет…Сколько их, прекрасных и незабываемых. И есть в них все: горечь отступлений в первые месяцы войны и радость возвращения к своим, картины жизни солдат, рассказы о боевых подвигах моряков и пехотинцев, летчиков и танкистов. И если бы сейчас послушать все лучшее, что создали поэты и композиторы в те годы, это была бы музыкальная антология истории Великой Отечественной войны.
Ведущий 2
Ярче и задушевнее нет
Песен далёких военных лет.
Они – как знамёна, они – как набат,
В бои за Отчизну шёл с ними солдат.
В священной войне поднялась наша рать
С фашистской проклятой ордой воевать.
Как колокол, песни звучали слова:
Вставай, поднимайся, родная страна! ( Г. Пронина)
Звучит песня «Закаты алые». Музыка: Виталий Осошник, слова: Наталья Осошник. Исполнение под гитару.
Ведущий 1
В военные годы миллионы солдат оказывались оторванными от родного дома, от семьи. В разлуке обострялось чувство любви к родным и близким. Родной дом, мать, любимая девушка, жена- все это свято для солдата. Это стало частицей родины, которую он защищал. Об этой Родине шептали ему слова военных песен.
Ведущий 2
Сколько же было создано в военные годы песен о любви, разлуке, о верности. Они пелись бойцами в землянках, в лесу. У костра они становились теплее, от них утихала боль разлуки.
Звучит песня «Землянка».(исполнение под гитару).Автор текста: Сурков В, композитор: Листов К.
Ведущий 1
Песни- как люди: у каждого своя судьба, своя биография. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не растревожив.
Другие вспыхнут ярко, но очень скоро угаснут. И лишь немногие долго живут и не старятся. Тем и дороги нам эти немногие, такие разные и непохожие, близкие и далекие.
Ведущий 2
Лирическая песня пробуждала лучшее в человеке. Песн7я веселая, жизнерадостная поднимала настроение бойцу, не позволяла пасть духом, затосковать.
Ведущий 1
Песня грустная наводила на воспоминания о доме, особенно в конце войны, когда мысли о доме чаще посещали бойцов. И солдаты собирались домой в ожидании встреч с близкими любимыми, но дорога домой была так длинна.
Ведущий 2
Шли годы. Война приближалась к концу. Появились песни о предчувствии победы, о солдатах, сражавшихся за рубежами Родины, о возвращении домой. Наши воины сражались уже на чужой земле. Они многое повидали, пережили радость победных боев, но и много , к сожалению, легло наших парней на той далекой земле.
Звучит песня «Матерям погибших героев»(исполнение под гитару). Автор слов: Л. Кондрашенко .Композитор: Г. Струве.
Ведущий 1
Песни военных лет!... от самых первых залпов и выстрелов до победного майского салюта, через всю войну прошагали они в боевом солдатском строю. Для тех, кто прошел и пережил войну, песни эти сродни позывными из этой незабываемой далекой поры. Стоит раздаться звукам одной из них, распрямляются плечи, исчезают морщины на лицах людей, загораются задорным блеском и наполняются глубоким раздумьем глаза.
Звучит песня «Рисуют мальчики войну». Музыка и слова: А.Богословский. Исполнение под гитару.
Ведущий 2
1979 год-начало войны в Афганистане. Афганистан, имевший статус нейтрального государства, фактически находился в сфере советского влияния. Сотрудничество было очень тесным. В стране постоянно находилось большое количество советских специалистов, а многие афганцы обучались в советских вузах.
Ведущий 1
В абсолютном своем большинстве «ограниченный контингент» в Афганистане составляла молодежь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи. Люди, не имевшие почти жизненного опыта неожиданно, оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах. И их отношение событиям, к окружающей действительности было эмоциональным. Это отразилось в письмах солдат, их дневниках, стихах и песнях.
Как вернетесь домой, передайте пожалуйста маме…
Пусть меня не винит, что о многом ей не написал…
До сих пор предо мной паренек с голубыми глазами…
Там покой он обрел, ну а потерял…(В.Андрейченко)
Звучит песня « Здравствуй, мама!»(исполнение под гитару ).Автор слов и музыки неизвестен.
Ведущий 2
Трудной была война…Душманы вскоре получили и освоили новейшее вооружение- вплоть до ракетных установок.
Ведущий 1
Особенностью Афганской войны была массовая и искренняя религиозность местного населения. Это накладывало отпечаток на ведение войны. Отмечая соблюдение религиозных обрядов как душманами, так и правительственными войсками, советские солдаты чувствовали, что это чужая война, вмешательство во внутреннюю жизнь этой страны неуместно.
Ведущий 2
Это была своеобразная война и иноземцы оказались в ней явно лишними, сыграв отнюдь не умиротворяющую роль, как изначально планировалось. Соваться в Афганистан было делом заведомо проигрышным и безнадежным. Вот только расплачиваться за недальновидность советского руководства пришлось солдатам, офицерам, их детям и матерям.
Ведущий 1
15 февраля 1989 года стал днем, когда окончился счет потерям наших солдат, офицеров и служащих. А итог печален. Более 13 тысяч матерей и отцов не дождались своих сыновей.
Вспомним гордо и прямо погибших в борьбе.
Есть великое право: забывать о себе.
Есть высокое право: пожелать и посметь!
Стала вечною славой мгновенная смерть. ( Р. Рождественский)
Звучит песня « Расскажи, прошу, отец, расскажи!». Песня из репертуара группы «Голубые береты».
Ведущий 2
Война в Афганистане для наших солдат закончилась, но уже в декабре 1994 г. Началась новая , не менее кровопролитная война в Чечне.
Я только раз видала рукопашный.
Раз наяву и тысячу во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно.
Тот ничего не знает о войне. (Ю.Друнина)
Звучит песня «Чечня в огне». Автор слов и музыки неизвестен.
Ведущий 1
В Чечне идет война против вооруженного народа. Чеченские вооруженные формирования из трех частей: это собственно вооруженные формирования Дудаева. Это армия хорошо обученная, профессиональная и хорошо вооруженная.
Вторая часть - подразделения народного ополчения. Они также хорошо вооружены и имеют профессиональных и хорошо подготовленных командиров. Третья часть- разрозненные, но многочисленные народные мстители. Это так называемые вольные стрелки. Это люди, которые выходят на войну в свободное от работы время, как на охоту, это те, у кого в этой войне погибли родственники или были разрушены дома, или те, кто имеет какие-либо обиды на русских.
И снова лживыми устами
Войну мы навязали просто.
Кем были мы и кем мы стали,
Мальчишки, верившие взрослым?
Мальчишки, верившие свято,
Что мама где-то мыла раму,
Что Родина не виновата
И дело правое за нами.
Смотрю я в небо, словно в воду,
И голоса летят по сини:
За чью горели мы свободу-
Живые письмена России?
За что клялись и убивали,
Теряли тех, кто был нам дорог.
Друзей навеки зарывали
В те облака, что плыли к дому.
За что, привыкнув к виду бедствий,
Ломали судьбы, словно спички?
И верили, как верят в детстве,
Что Бог простит нас по привычке.
Была не нова эта повесть,
Как и вопрос, кто тут виновен.
Мне жаль одно, что наша совесть
Не вытекает вместе с кровью.
Что долго закаляться стали,
Покуда свет в душе погаснет,
Кем были мы и кем мы стали,
Мальчишки, верившие в счастье? ( И. Светланов)
Звучит песня «Война». Песня из репертуара группы « Фактор».
Ведущий 2
Много мы знаем об этой войне, но есть эпизоды, о которых не узнаем никогда, а если и узнаем, то не скоро! По-разному мы к ней относимся. Но все мы единодушны в утверждении : « Не должны гибнуть там наши солдаты, 18-20-летние мальчишки, которые еще недавно учились в наших школах, которых может быть кто-то из нас знал.
Комбату приказали в этот день
Взять высоту и к сопкам пристреляться
Он может умереть на высоте, Но раньше должен к ней подняться.
И высота была взята, и знают уцелевшие солдаты
У каждого есть в жизни высота, которую он должен взять когда-то.
А если по дороге мы умрем своею смертью, разрывая доты,
То пусть нас похоронят на высотах, которые мы все-таки берем.
Звучит песня Юрия Антонова «Маки». Исполнение под гитару.
Итог занятия:
Сегодня прозвучало много песен, это песни подвига наших солдат, которые сражались за Родину в годы Великой Отечественной войны, войны в Афганистане и Чечне. Хотелось бы, чтобы они остались надолго в вашей памяти и в ваших сердцах.
Литература
1.Г. Трошев «Моя война».
2.А.Костюнин «Афганские очерки».
3.Ю.Друнина .Стихи».
4. Р.Рождественский «Стихи».
5.И.Светланов «Стихи».
6.Материалы с сайта http://9may.ru
7.Материалы с сайта bbratstvo41.ru
8. Сборники военных песен.