ПРОГРАММА ГРУППЫ РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «Музыкальный инструмент. Балалайка» СРОК ОБУЧЕНИЯ 1 ГОД

Ладыкина Юлия Викторовна

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент. Балалайка» для учащихся группы раннего эстетического развития разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительным общеразвивающим общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Народные инструменты», а также многолетнего опыта работы в детской школе искусств.

Учебный предмет «Музыкальный инструмент. Балалайка» направлен на приобретение учащимися первоначальных знаний, умений и навыков игры на инструменте, а также на музыкально-эстетическое воспитание и творческое развитие ученика, раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся, выявление творческого потенциала каждого учащегося.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ranneest.otd_._balalayka_2_god_obucheniya.doc161.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного образования Ненецкого автономного округа

«Детская школа искусств»

                                

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮШАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Предметная область

ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

ПРОГРАММА

ГРУППЫ РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

«Музыкальный инструмент. Балалайка»

СРОК ОБУЧЕНИЯ 1 ГОД

Нарьян-Мар

2019 г.

Одобрено

Методическим советом

ГБУ ДО НАО «ДШИ»

______________

(подпись)

«___»____________2019 г.

Утверждаю

Директор ГБУ ДО НАО «ДШИ»

______________

(подпись)

«___»___________2019 г.

         Программа учебного предмета разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительным общеразвивающим общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Народные инструменты»

Организация-разработчик:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Ненецкого автономного округа «Детская школа искусств»

         Разработчик:

Ладыкина Юлия Викторовна – преподаватель высшей квалификационной по классу балалайки

Рецензент:

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Рецензент:

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

  1. М.П.

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
  • Срок реализации учебного предмета;
  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;
  • Цель и задачи учебного предмета;
  • Обоснование структуры программы учебного предмета;
  • Методы обучения;
  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
  1. Содержание учебного предмета
  • Сведения о затратах учебного времени;
  • Годовые требования;
  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
  • Критерии оценки;

V. Методическое обеспечение учебного процесса

  • Методические рекомендации педагогическим работникам;

    VI. Списки рекомендуемой нотной и учебно-методической литературы

I. Пояснительная записка 

Характеристика учебного предмета, его место и роль

в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент. Балалайка» для учащихся группы раннего эстетического развития разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительным общеразвивающим общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Народные инструменты», а также многолетнего опыта работы в детской школе искусств.

Учебный предмет «Музыкальный инструмент. Балалайка» направлен на приобретение учащимися первоначальных знаний, умений и навыков игры на инструменте, а также на музыкально-эстетическое воспитание и творческое развитие ученика, раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся, выявление творческого потенциала каждого учащегося.

        Очень важно, чтобы воздействие искусства на человека начиналось как можно раньше, с детского возраста. Воспитанная с ранних лет способность глубоко чувствовать и понимать искусство, любовь к нему сохраняются затем на всю жизнь. «То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы» – предупреждал В.А. Сухомлинский

 Программа рассчитана на учащихся младшего дошкольного возраста. Дошкольный        возраст        благоприятен        для приобретения умений и навыков, необходимых для дальнейшего успешного обучения музыке. Музыкальные занятия положительно сказываются на общем развитии, помогают в других видах деятельности. Преподаватели, в процессе обучения ребенка в группе раннего эстетического развития, имеют возможность оценить его способности, музыкальные данные и желание заниматься на данном инструменте, а также способность к хорошему продвижению. 

            Обучение игре на балалайке включает в себя начальное изучение музыкальной грамоты, навыки сольной и ансамблевой игры.

Методика данной программы рассчитана на то, чтобы музыкальные навыки усваивались детьми незаметно для них – через игру, творчество и занимательность заданий. Накопление знаний дается постепенно, при этом сохраняется баланс между ритмической и звуковысотной стороной, между эмоциональным восприятием музыки и теоретическими понятиями.

Весь курс рассчитан на один год, один академический час в неделю. Для того чтобы дети не утомлялись, на уроке происходит частая смена деятельности. Сюда необходимо отнести:

1. Музыкальные игры

а) эхо – повтор ритмических последовательностей за преподавателем, хлопая их в ладоши;

б) попугай – пропевать музыкальные попевки из 3-8 нот на «ля-ля»;

в) музыкальный зоопарк – угадывание интервалов;

г) угадай мелодию – преподаватель играет на балалайке одну из пройденных пьес, учащийся ее угадывает по словам или поет нотками;

д) я - артист – с достоинством великого музыканта исполнять любимое произведение на балалайке (отрабатывая выход на сцену, поклон, исполнение пьески, поклон и уход со сцены).

Разнообразие форм работы не дает детям скучать и поддерживает интерес к занятиям на данном музыкальном инструменте.

Каждый последующий урок логическое продолжение предыдущего. Проверка каждого домашнего задания связывается с темой предыдущего урока.

Срок реализации учебного предмета

           Срок реализации учебного предмета «Музыкальный инструмент. Балалайка» для детей второго года обучения группы раннего эстетического развития в возрасте 6-7 лет составляет  1 год.

Срок обучения

1 год

Максимальная учебная нагрузка в часах

2

Количество часов на аудиторные занятия

1

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

1

Объем учебного времени

        При реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент. Балалайка» продолжительность учебных занятий составляет 34 недели в год.

          Рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут.

          Учитывая дошкольный возраст учащихся, недельная нагрузка может распределяться: урок два раза в неделю по 0.5 часа

Год обучения

1

2

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

-

34

Количество часов на аудиторные занятия в неделю

-

1

Общее количество часов на аудиторные занятия

34

Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю

-

1

Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия

34

Максимальное количество часов занятия в неделю

-

2

Общее максимальное количество часов по годам

-

68

Общее максимальное количество часов на весь

период обучения

68

Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент. Балалайка» при сроке обучения 1 год составляет 68 часов. Из них: 34 часа – аудиторные занятия, 34 часа – самостоятельная работа.

Форма проведения учебных аудиторных занятий

Форма проведения занятий – индивидуальная.

Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.

Цель и задачи учебного предмета

         Цель учебного предмета: предоставление учащимся возможности раннего музыкально-эстетического развития с одновременным выявлением способностей и желания заниматься музыкой.

     Задачи:

1) музыкально-эстетическое, творческое и эмоциональное развитие ребенка и расширение его музыкальных представлений, накопление музыкальных впечатлений, развитие фантазии и воображения;

2) формирование интереса и мотивации к дальнейшему обучению;

3) развитие личностных качеств ученика (внимательность, наблюдательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, собранность, выдержка, настойчивость, любознательность и т.п.);

4) развитие музыкального слуха и воспитание ритмической дисциплины;

5) развитие моторики и координации;

6) знакомство с инструментом (изучение 1 позиции инструмента);

7) формирование комплекса элементарных исполнительских навыков,

постановка исполнительского аппарата;

8) приобретение первого опыта выступления на сцене;

9) приобретение элементарной музыкальной грамотности;

10) выявление в процессе обучения творческого потенциала каждого учащегося.

Обоснование структуры учебного предмета

«Музыкальный инструмент. Балалайка»

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения. Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядно-слуховой (показ преподавателем игровых движений, наблюдение, демонстрация домровых приемов, исполнение  пьес с использованием многообразных вариантов показа).
  • практический (работа на инструменте, упражнения);
  • аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);
  • метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения);
  • объяснительно-иллюстративный (преподаватель исполняет произведение ученика и попутно объясняет);
  • репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя);
  • метод проблемного изложения (преподаватель ставит и сам решает проблему, показывая при этом учащемуся разные пути и варианты решения);
  • частично-поисковый (учащийся участвует в поисках решения поставленной задачи).

Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося.

Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.

Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях сольного исполнительства на балалайке.

Описание материально-технических условий реализации

учебного предмета

Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Для реализации образовательной программы необходимо наличие в каждом кабинете по классу балалайки необходимых принадлежностей:

1. Инструменты (балалайки) обычного размера, а также наличие инструментов уменьшённого размера.

2. Подставки под ноги.

3. Чехлы для хранения и удобной транспортировки инструмента.

4. Пюпитр (подставка для нот) для обеспечения максимально комфортных условий для чтения нотных текстов.

5. Электронный или акустический камертон для точной и удобной настройки инструмента.

Для оборудования класса также необходимо наличие фортепиано, аудио и видео оборудования, наглядных пособий, нотной и методической литературы.

II. Содержание учебного предмета

                                          Программное содержание

           Донотный период работы

Исторические сведения об инструменте, слушание музыки (в исполнении преподавателя) для ознакомления с приёмами игры и возможностями инструмента, посадка и постановка рук, организация целесообразных игровых движений, подготовительные упражнения, гимнастика для рук, игра по открытым струнам (пиццикато большим пальцем).

Игра по нотам

Нотный стан, скрипичный ключ, запись нот в пределах первой и второй октавы, понятие о счёте и различной длительности нот, такт и тактовая черта, знакомство со знаками альтерации, знакомство с длительностями (целая, половинная, четвертная, восьмая), паузы, разбор лёгких пьес, детских попевочек.

Работа над техникой

Работа над штрихами, понятие о позиционной игре, простейшие виды расстановки пальцев левой руки (аппликатура), работа над качеством звукоизвлечения на исполнительских приёмах – пиццикато большим пальцем и арпеджиато, работа над пластикой игровых движений левой руки, игра упражнений, этюдов с простым ритмическим рисунком.

Подготовка к выступлению

Подбор индивидуальной программы для выступления, развитие памяти, игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на контрольном уроке, зачёте, концерте.

Занятия по индивидуальной программе

Творческая работа, связанная со слушанием музыки, подбором по слуху, повторение пройденных и выученных пьес, накопление репертуара, пение по нотам и т.д

  Зачетные требования

                     1 полугодие        

                     2 полугодие

Декабрь

Контрольный урок: 1 произведение

Май

Контрольный урок: 2 произведения

 На контрольных уроках учащийся должен сольно или в ансамбле с педагогом исполнить 2 пьесы разного характера, либо ансамбль и пьеса – возможны разные варианты программ.

Примерные списки программы контрольных уроков

Декабрь

I вариант:

  1. Р.н.п «Во саду ли, в огороде»
  2. Дет. песенка «На льду»

II вариант:

  1. Укр.н.п. «Куры, гуси да индюшки»
  2. Р.н.п. «Как под горкой»

Май

I вариант:

  1. Р.н.п. «Два весёлых гуся»
  2. М. Красев «Топ топ»

II вариант:

  1. Т.Захарьина «Маленький вальс»
  2. Р.н.п. в обр. А. Филиппенко «По малину в сад пойдём»

III. Вариант:

      1. Р.н.п. «Ой, ду-ду»

      2. Бел. нар.п. «Перепёлочка»

Примерные репертуарные списки

Детские народные песни:  

  1. Р.н.п. «Андрей-воробей»
  2. Р.н.п. «Как на тоненький ледок»
  3. Р.н.п. «Уж как шла лиса по травке»
  4. Р.н.п. «Василек»
  5. Р.н.п. «Веселые гуси»
  6. Р.н.п. «Во поле береза стояла»
  7. Р.н.п. «Сорока»
  8. Белорус.нар.песня «Перепелочка»
  9. Укр.нар.песня «Куры, гуси да индюшки»
  10. Р.н.п. «Как под горкой»
  11. Р.н.п. «Ходит зайка по саду»
  12. Р.н.п. «Петушок»  
  13. Р.н.п. «Во саду ли в огороде»
  14. Р.н.п. в обр. А. Филиппенко «По малину в сад пойдём»
  15. Р.н.п. «Колыбельная»

Пьесы:

  1. Г. Эрнесакс «Паровоз»
  2. В. Шаинский «Песенка про кузнечика»
  3. А.Филиппенко «Весёлый музыкант»
  4. М. Красев «Топ топ»

     5.   Ж.Б. Люлли «Песенка»

  1. М. Иорданский «Голубые санки»
  2. Д. Кабалевский «Маленькая полька»
  3. В. Агафонников «Кукушка»
  4. А. Жумаев «Полька»
  5.  Т. Попатенко «Птичка»
  6.  С. Майкапар «Анданте»
  7.  Ж. Б. Люли «Жан и Пьеро»
  8.  М.Магиденко «Петушок»
  9.  Д. Кабалевский «Про Петю»
  10.  М. Красев «Ёлочка»
  11.  М. Красев «Песенка зайчиков»
  12.  Т.Захарьина «Осенний дождичек»
  13.  Т.Захарьина «Маленький вальс»

     26.  Н. Бакланова «Этюд» (ля мажор)

      27. Н. Бакланова «Этюд» (ля минор)

      28. Л. Шитте «Этюд» (ре мажор)

      29. Н. Бакланова «Этюд» (соль мажор)

      30. А. Зверев «Этюд» (ми мажор)

      31. П. Петров-Омельчук «Этюд-останато» (ля минор)

     

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Музыкальный инструмент. Балалайка», который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как:

  • наличие у обучающегося интереса к музыкальному инструменту;
  • сформированный комплекс элементарных первоначальных исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющих продолжить дальнейшее музыкальное развитие и обучение;
  • накопление репертуара из музыкальных произведений;
  • навыки по воспитанию слухового контроля;
  • определение характера музыки словами (грустный, веселый, спокойный, плавный, изящный);
  • правильно определять сильную долю в музыке и различать длительности нот.
  • правильно сидеть за инструментом, контролировать постановку правой и левой руки;
  • знать ноты 1 и 2 октавы в объёме 1 позиции инструмента;
  •  владеть приёмами игры - пиццикато большим пальцем, арпеджиатто;
  • иметь навык игры наизусть;
  • приобрести навык выступления на сцене.

IV. Формы и методы контроля, система оценок 

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную аттестацию, а также итоговую аттестацию.

Текущий контроль успеваемости проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточный контроль успеваемости обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится с целью определения:

- качества реализации образовательного процесса;

- качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;

- уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на определенном этапе обучения.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, которые проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, а также в виде открытых занятий и выступлений учащихся в концертах.

                                   Критерии оценки 

Для аттестации учащихся создаются фонды оценочных средств, включающие методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения, навыки. По итогам исполнения выставляются оценки по пятибалльной шкале.

Оценка

Критерии оценивания исполнения

5 («отлично»)

- исполнение программы целиком без остановок и существенных ошибок;

- ясным, внятным звуком;

- ритмично;

- в достаточной степени выразительно;

- исполняемые произведения соответствуют примерным программным требованиям.

Все требования к качеству звука, ритмичности, музыкальности исполнения, а также уровень сценической культуры оцениваются в соответствии с возрастом и годом обучения

4 («хорошо»)

Несоответствие исполнения какому-либо пункту/пунктам предыдущего раздела, например:

- заметная ошибка, либо несколько менее значительных;

- некачественное звучание инструмента;

- неритмичное исполнение;

- невыразительное исполнение;

- несколько заниженный уровень сложности программы.

Степень данных недочетов в исполнении оценивается комиссией

3 («удовлетворительно»)

Значительное несоответствие исполнения какому-либо пункту/пунктам первого раздела, например:

- множественные ошибки или остановки;

- значительно заниженный уровень сложности программы;

- различные комбинации пунктов 1-4

Данная система оценки качества исполнения является основной.

В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

V. Методические рекомендации педагогическим работникам 

Основная задача педагога – научить детей чувствовать, слушать, переживать музыку, пробудить к ней любовь, вызвать эмоциональный отклик на музыкальные образы.

 Первичные навыки оказывают громадное влияние на всё последующее развитие ученика. Поэтому педагог должен выработать у каждого ученика на основе активного слухового контроля естественные и целесообразные приемы звукоизвлечения.

С первых уроков обучения игре на балалайке необходимо обратить самое серьёзное внимание на посадку обучающегося и постановку исполнительского аппарата. От этого во многом зависит правильное музыкально-исполнительское развитие ребенка. Прямая посадка, активный мышечный тонус, координированные движения всей руки и пальцев.

При организации и проведении занятий по предмету «Музыкальный инструмент. Балалайка» необходимо придерживаться следующих принципов:

  • принципа сознательности и активности, который предусматривает, прежде всего, воспитание осмысленного овладения техникой игры на инструменте; заинтересованности и творческого отношения к решению поставленных задач;
  • принципа наглядности, который предусматривает использование при обучении комплекса средств и приемов: личная демонстрация приемов, словесное описание нового приема и т.д.;

принципа систематичности, который предусматривает разучивание приемов игры, чередование работы и отдыха в процессе обучения с целью сохранения работоспособности и активности учеников;

  • принципа доступности, который требует, чтобы перед учеником ставились посильные задачи, в противном случае у обучающихся снижается интерес к занятиям.

    От преподавателя требуется постоянное и тщательное изучение способностей учеников, их возможностей в освоении игры на инструменте, оказание помощи в преодолении трудностей;

       Вместе с тем, с первых уроков необходимо формировать у учащихся серьезное отношение к занятиям и бережное отношение к инструменту.

         В связи с тем, что занятия с преподавателем по данной программе проходят один раз в неделю, особенно важно, чтобы родители ученика были активно вовлечены в процесс классной и домашней работы, контролируя правильность выполнения домашних заданий на протяжении недели, особенно тех заданий, которые связаны с постановкой исполнительского аппарата. Присутствие родителей на занятиях существенно облегчает и ускоряет процесс обучения, так как предоставляет им возможность контролировать качество выполнения учащимися домашних заданий.

Вся творческая деятельность преподавателя-музыканта должна иметь научно обоснованный характер и строиться на базе имеющейся методической литературы. Преподавателям-балалаечникам в связи с теми или иными проблемами в своей области необходимо обращаться к научным и методическим исследованиям по другим специальностям, прежде всего, к скрипичным и фортепианным.

Каждый преподаватель, гибко используя предложенные материалы, должен учитывать специфику возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Естественной формой взаимодействия ребенка с окружающим миром в старшем дошкольном возрасте продолжает оставаться игра, поэтому методически оправданно и более эффективно выстраивать занятия с такими учащимися с учетом этой особенности.

       Ученику младшего дошкольного возраста сложно удерживать внимание на чем-либо в течение длительного времени. Поэтому (особенно в адаптационный период) урок необходимо дробить. Занятия должны быть насыщенными и включать в себя разнообразные виды деятельности. На начальном этапе обучения даже кратковременное пребывание в вынужденной позе с инструментом, а также непривычные болевые ощущения в кончиках пальцев левой руки могут вызывать у балалаечника дискомфорт, потерю активного внимания и интереса.

      Преподаватель не должен допускать утомления ученика, своевременно предоставляя ему возможность для отдыха и переключения внимания (на первых занятиях довольно часто). В дальнейшем следует постепенно сокращать количество перерывов и увеличивать время пребывания с инструментом, тем самым тренируя волю ученика, приучая его к усидчивости. В домашних занятиях желательно придерживаться той же тактики. Пьесы, этюды и упражнения должны быть несложными и непродолжительными.

        Задача преподавателя на первых ознакомительных занятиях – увлечь ребенка, установить с ним контакт, пробудить интерес к музыке и поддержать желание заниматься на выбранном инструменте, не разочаровать ученика и не отвратить его от музыки излишне поспешным переходом к освоению специфических игровых навыков и абстрактными объяснениями теории. В то же время преподаватель на основании наблюдений и в процессе общения с учащимися начинает познавать индивидуальные особенности каждого ученика и постепенно находить оптимальные для каждого методы обучения и воспитания.

Ожидание быстрых результатов и невозможность их достижения (в желаемый для ученика дошкольного возраста срок) может привести к разочарованию юного балалаечника и утрате интереса к виду деятельности, не приносящей мгновенного и видимого результата. От преподавателя требуется особая гибкость при решении этой проблемы.

С одной стороны, необходимо поддерживать и стимулировать интерес к занятиям, а с другой – четко контролировать и направлять учебный процесс, так как навыки, приобретенные в начальный период обучения (как целесообразные, так и нежелательные), очень стойкие, сложно поддаются коррекции и затрудняют дальнейшее поступательное развитие учащегося.

В дальнейшем же (начиная со второго полугодия) разучивание и исполнение одноголосных детских песен и мелодий из мультфильмов с аккомпанементом преподавателя или другого учащегося будет весьма полезным и увлекательным занятием. Такая начальная форма ансамбля развивает у ученика умение слышать свою партию и музыкальную ткань в целом, удерживать внимание и находить оптимальный звуковой баланс, развивает слуховой контроль, метроритмическую устойчивость и многие другие необходимые навыки, а также повышает интерес к занятиям.

 С первых занятий преподаватель должен постепенно формировать у учащихся умение самостоятельно мыслить, находить собственные решения, опираясь на предыдущий опыт, приучать учеников к аккуратности и самостоятельности, поддерживать творческую инициативу учащихся, расширять их музыкальные представления, стимулируя накопление ими музыкальных впечатлений, и, тем самым, способствовать формированию у юных музыкантов художественного вкуса (все это, разумеется, на доступном для дошкольников уровне).

VI. Списки рекомендуемой нотной литературы

  1. Балалайка. 1 класс  ДМШ  / Сост.  П. Манич. Киев, 1980
  2. Альбом ученика – балалаечника. Вып. 1 / Сост. П Манич. Киев, 1972
  3. Легкие пьесы. Вып.1 / Сост. А. Дорожкин. М., 1959
  4. Хрестоматия балалаечника. 1-2 кл. ДМШ Вып.1 / Сост. В. Глейхман. М., 1976
  5. Хрестоматия для балалайки 1-2 кл. ДМШ / Сост. В. Авксентьев, Б. Авксентьев, Е. Авксентьев. М., 1963
  6. Педагогический репертуар. 1-2 кл. ДМШ. Вып. 3 / Сост. В. Глейхман.  

М., 1979

     7. Альбом начинающего балалаечника. Вып.7 .М., 1978

     8. Репертуар начинающего балалаечника. Вып.12 / Сост. Н. Вязьмин. М.,

1978

     9. Легкие пьесы. Вып. 2 / Сост. А. Дорожкин. М., 1983

     10. Репертуар балалаечника. Вып. 3 / Сост. В. Ильяневич. Киев, 1984

     11. Лёгкие пьесы, народные песни и танцы. Вып. 2 / Сост. В. Мурзин. М., 1963

     12. Букварь балалаечника.1-2 кл. ДМШ / Сост. А. Зверев. М., 1988

     13. Хрестоматия балалаечника. Младшие классы ДМШ / Сост. В. Щербак.

           М., 1996

     14. Азбука балалаечника. / Сост. А. Зверев. СПб 1996

     15. Пьесы для балалайки.1-3 кл. ДМШ / Сост. В. Глейхман. М., 1999

     16. 111 пьес для начинающих балалаечников / Сост. А. Жумаев. М., 2008

     17. Дуэты балалаек. Хрестоматия для 1-2 кл. ДМШ / Сост. М. Грелавин.

           М., 1991

     18. Народные песни. 1-3 кл. ДМШ / Сост. В. Глейхман. М., 2001

     19. Хрестоматия балалаечника. 1-3 кл. ДМШ / Сост. В. Глейхман. М., 2004